Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Техногенная безопасность предприятий, окружающей среды на прямую зависит от соблюдения и контроля за соблюдением норм, правил пожарной безопасности. Приоритетной задачей стратегии обеспечения безопасности человека, общества и государства, является предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, среди которых весомая доля приходится на .

Что такое чрезвычайное происшествие

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванные , стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим , приложением средств или другим опасным событием, что привели к гибели людей и значительным материальным потерям. Значительную угрозу техногенной безопасности составляют радиационно, химически, взрыва и пожароопасные, гидродинамические объекты, аварии на транспорте.

На сегодняшний день можно обозначить следующею иерархию ЧП представленную на рис.1.

Рис.1. Иерархия системы техногенной и природной опасности

Составные части техногенной опасности

Для примера в Украине функционирует 4 атомных электростанции с 13 энергоблоками. Наибольшую опасность составляет объект „Укрытия” над 4-м разрушенным блоком . Еще на 3 тыс. объектов используются источники ионизирующего излучения, в том числе почти 2,5 тыс. в медицинских заведениях. Значительную опасность составляют предприятий по переработки урана, которые занимают площадь 542 гектара и содержат порядка 66 млн. тонн радиоактивных веществ.

На данное время в Украине функционирует свыше 1,5 тыс. взрыва и пожароопасных объектов. На которых хранится или используется свыше 300 тыс. тонн опасных химических веществ, в частности, свыше 9 тыс. тонн хлора, 200 тыс. тонн аммиака.

Потенциально опасные производства составляют 42 % от стоимости основных промышленно производственных фондов. Кроме того, по территории Украины проложено 830 магистральных амиакопроводов, 6000 км нефтепроводов, 6700 км газопроводов. В зоне возможного распространения токсических и пожароопасных веществ при потенциальных авариях на опасных объекта.

Характеристика техногенных объектов

На сегодня наибольшую техногенную угрозу несут в себе объекты атомной энергетики, объекты добычи и переработки урана, источника ионизирующего излучения, которое используется в производстве, научно-исследовательской работе, и в медицине, радиоактивные отходы и радиационно опасные объекты на территории соседних стран.

На современном этапе развития промышленности для предприятий характерно:

  • Наличие многотоннажных технологических установок;
  • Постоянная интенсификация производства за счет роста таких параметров, как температура, давление, скорость процесса;
  • Большая номенклатура продукции, которая выпускается, в особенности горючих, ядовитых и токсических веществ;
  • Наличие большого количества сырьевых, промежуточных и побочных продуктов, физико-химические показатели которых недостаточно изучены.

Углубление переработки сырья тянет за собой концентрацию на единой площадке производств, рост их энергонасыщенности.

Пожары на предприятиях в большинстве случаев приводят к разрушению зданий и сооружений, оборудования, выхода, из строя на длительное время больших производств и отдельных установок. Аварии на нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химических предприятиях имеют такие характерные проявления, как взрывы, выбросы в атмосферу токсических веществ, разлив на значительной площади горючих жидкостей и сжиженных газов.

Согласно статистике, количество пожаров на промышленное производство составляет приблизительно 17%.

Как показывает анализ основными причинами аварийности и роста количества пожаров на промышленных предприятиях есть:

  • Низкая производственно-технологическая дисциплина, невыполнение ПБП (25% пожаров возникает от огневых работ и неосторожного обращения с огнем);
  • Низкая квалификация технологического персонала взрывоопасных производств;
  • Неудовлетворительное состояние производственного оборудования в связи с изношенностью некачественным изготовлением, отсутствием запасных частей и материалов;
  • Недостаточная обеспеченность производства средствами и системами обнаружения опасных отклонений от норм технологического режима, предупреждения и тушение пожаров.

Отдавать приоритет какой не будь из этих причин не следует.

Анализ пожаров показывает, что все они имеют существенную особенность: причина этих пожаров как правило, целая совокупность обстоятельств, каждая из которых сама по себе не способна инициировать большой пожар. Их сочетание приводит к серьезным последствиям.

Промышленных и сельскохозяйственных предприятий соответственно обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно техническими мероприятиями. Системы пожарной безопасности должны исключать возникновение пожара и обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей.

Виды ноосферной безопасности

Безопасность - это система регулируемых общественных отношений по поводу реализации и защиты основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства; обеспечения стабильно устойчивого функционирования и развития социально-экономической и общественно-политической структур, государственного устройства, институтов власти и управления, достижения мира и согласия.

Систематизация общих вопросов безопасности проводится в рамках Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»). Направления этой программы фактически определяют составляющие компоненты ноосферной безопасности: технологический, экологический, информационной, экономический, энергетический, социально-гуманитараный.

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Объектами экологической безопасности являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Система экологической безопасности - совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками. Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Методы обеспечения экологической безопасности:

1) Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений - строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы - качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много - мало», «часто - редко» и др.) или частично количественные.

2) Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3) Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4) Методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная.

Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий.

Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Технологическая безопасность

Технологическая безопасность - обеспечение устойчивости высоких технологий при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в государстве.

Одним из ведущих принципов обеспечения промышленной безопасности является предупреждение инцидентов путем осуществления превентивных действий направленных на недопущение и/или ограничение негативных последствий техногенных аварий и катастроф. Среди этих действий, вероятно, важнейшими выступают экспертиза промышленной безопасности производственных объектов и прогнозирование развития реализовавшихся инцидентов. В основе указанных действий лежат сбор, анализ и синтез объективной информации о текущем состоянии промышленной безопасности на конкретном производственном объекте, административном районе, регионе. Многочисленность разноименных факторов, предметная интегрированность, размытость информации и нормативных характер принимаемых решений в области проблем промышленной безопасности диктуют необходимость выработки единообразных подходов к созданию методологического инструментария специалистов в области безопасности техногенной деятельности человека.

С учетом анализа фундаментальных и прикладных проблем безопасности техногенной среды, направлений и перспектив развития ведущих отраслей машиностроения прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций становятся одними из актуальных направлений технического развития по мере роста рабочих параметров высокорисковых объектов и общего повышения потенциальной опасности сложных систем "человек - машина - среда". Постановка указанных проблем связана с комплексным анализом безопасности техногенной сферы и перспективами развития машиностроения.

При анализе безопасности техногенной сферы следует серийность соответствующих потенциально опасных объектов. Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах - единичных и многосерийных. Число однотипных атомных энергетических реакторов составляет 1 - 10 при их общем числе в эксплуатации 450 - 500, число однотипных ракетно-космических систем обычно составляет от 3 - 5 до 50 - 80. Среднесерийные потенциально опасные объекты исчисляются сотнями и тысячами, а крупносерийные - десятками и сотнями тысяч (автомобили, сельскохозяйственные машины, станки). В соответствии с изложенным интегральные экономические риски, определяемые произведением единичных рисков на число объектов, оказываются сопоставимыми как для глобальных, так и для объектовых катастроф. Ущербы от единичных катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 8 - 10 порядков, риски на 4 - 6 порядков, а интегральные ущербы на 1 - 3 порядка.

Важным мероприятием по обеспечению безопасности технологических процессов является проведение профилактических испытаний как при первичном освидетельствовании производственного оборудования и средств защиты, так и в процессе их эксплуатации с целью выявления их соответствия требованиям безопасности (по прочности, надежности, а для средств защиты по защитным свойствам).

Надежность работы оборудования является одним из важных показателей безопасности производств. Этот показатель необходимо всегда учитывать при выборе (разработке нового) стандартного оборудования, при построений технологических систем или отдельных установок потенциально опасных производств. Существуют различные критерии оценки надежности оборудования - долговечность, ремонтопригодность и т. д. С точки зрения безопасности процесса интерес представляет оценка надежности оборудования по времени безотказного выполнения заданных функций, нарушения которых могут быть причиной возникновения аварийной ситуации.

Для обеспечения высокого уровня безопасности технологических процессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономические.

Нежелание работников на производстве руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, не использование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

Технологическая безопасность как объект системы безопасности техногенной сферы в настоящее время стала важной составной частью безопасности оборонного комплекса не только в военное, но и в мирное время. Военно-техническое сотрудничество гражданского и военного промышленного производства вытекает из "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" как на стадии создания образцов военной техники новых и новейших поколений с использованием научно-технических достижений в гражданском секторе, так и на стадии конверсии военного производства и военной техники.

Для мирового сообщества фактически назрела прямая необходимость унифицированного формирования науки, техники, технологий, экономики, культуры и философии безопасности техногенной сферы. Ее отличительной особенностью становятся единые принципы, критерии, нормы и законы анализа, регулирования, обеспечения и повышения безопасности.

Таким образом, все мероприятия по обеспечению безопасности технологических систем должны базироваться на строго научном подходе и быть направлены на разработку новых безопасных технологий и радикальное устранение многочисленных источников аварий и катастроф на существующих химико-технологических объектах.

Опыт эксплуатации потенциально опасных промышленных объектов как сложных организационно-технических систем показывает, что имеющиеся на них средства и способы защиты далеки от совершенства, В разных отраслях производства требования к системам защиты организационно-технических комплексов, принципы их построения и нормы эксплуатации весьма различны. В некоторых случаях требования к таким системам защиты или вовсе отсутствуют, или не отвечают.

Говоря об оборонно-промышленном комплексе, отметим, что многие его объекты спроектированы, построены и эксплуатируются в соответствии с действующими государственными и отраслевыми нормативными документами, учитывающими штатные условия эксплуатации и возможные проектные аварийные ситуации. Вероятность их возникновения в связи с увеличением количества потенциально опасных объектов в отрасли, естественно, растёт. Проведенный анализ позволил определить основные проблемные ситуации, которые обусловили снижение надежности предприятий, и выявить причинно-следственные связи между ними. Так вот, состояние объектов ОПК ныне характеризуется ростом дополнительных нагрузок и воздействий на них. Это обусловлено тем, что номинальные проектные нагрузки действуют на работоспособные конструктивные элементы предприятий, требующие ремонта или замены. По понятным причинам до последнего времени такой возможности фактически не было. Далее, выявились редкие сочетания функциональных нагрузок и природно-климатических воздействий на указанные элементы, ранее не принимавшиеся в расчёт.

Система защиты предприятий представляет собой упорядоченную совокупность элементов (сооружений, конструкций, устройств и т.д.), мер (экономического, политического, социального, правового и иного характера) и предназначена для предотвращения или уменьшения возможного ущерба в случае аварии на потенциально опасных организационно-технических комплексах. Под общими принципами обеспечения их безопасности следует понимать концептуальные положения о путях предотвращения и эффективной локализации последствий в случае возникновения тех или иных катаклизмов природного и техногенного происхождения. Эти пути можно условно разделить на три направления: предотвращение потенциальных аварий; их локализация и минимизация последствий, если ЧС всё же произошла; прекращение функционирования опасных объектов.

Общие принципы обеспечения безопасности организационно-технических систем учитываются на стадиях их проектирования, строительства, эксплуатации и плановой ликвидации (остановки). Речь идёт о возведении безаварийных объектов, создании препятствий развитию опасных факторов, мероприятиях, способствующих эффективной ликвидации последствий аварий.

Анализируя работы, посвященные рассматриваемой проблеме, нельзя не отметить, по нашему мнению, присущий им технократический подход, стремление свести многосложную проблему к решению нескольких групп научно-технических задач. При таком подходе опускается комплексность и системность в оценке эффективности мероприятий по обеспечению техногенной безопасности объектов. Это уже привело к формированию узковедомственных направлений исследований, нацеленных главным образом не на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту от их поражающих факторов, а на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Использование упрощенных технократических подходов приводит к негативным последствиям, о чём свидетельствует подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Последующая же интеграция узковедомственных направлений обеспечения устойчивости, построенных на основе различных принципов и стандартов, неизбежно ведет к возникновению значительных трудностей технического и организационного характера, к неоправданно большим финансовым затратам. Да, в интересах обеспечения техногенной безопасности предприятий, скажем, ОПК в условиях угрозы возникновения ЧС растут объемы диагностики, увеличиваются объемы выборочного ремонта, однако затрачиваемые на всё это финансовые средства не приносят ожидаемого эффекта и не могут коренным образом изменить ситуацию. Используемые сейчас экономические механизмы для решения проблемы оказались неадекватными в сложившихся условиях. Следовательно, необходимо искать и внедрять новые экономические механизмы для повышения устойчивости функционирования предприятий в чрезвычайных обстоятельствах, К сожалению, мы ещё далеко не избавлены от различных угроз и рисков как техногенного, так и природного характера.

Экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере

Воздействие современных производств на условия общественно-экономического развития столь велико, что принимает глобальные последствия, и темпы изменения окружающей среды становятся соизмеримыми с темпами изменения самого общества. Возрастающее воздействие техносферы на природную среду приводит к тому, что соответственно возрастает и воздействие самой природы на развитие общества. Отсюда возникает необходимость учитывать закономерности взаимодействия производства и природы. Одна из них - возрастающее воздействие производственно-экономических систем на природную среду другая - возрастающая зависимость общества от природной среды. Причём вторая закономерность может рассматриваться как неизбежное следствие первой.

Их учёт существенно меняет понимание взаимосвязи производственной и природной среды в сравнении с тем, которое преобладало до недавнего времени. В соответствии с ним географическая среда рассматривалась как фактор в основном инвариантный, развивающийся по своим естественным законам настолько медленно, что им можно пренебречь при определении стратегии развития производства. Это противоречит современной парадигме развития общества, ибо в нынешних условиях его зависимость от состояния природной среды нарастает. Стало быть, темпы и характер развития промышленности требуется согласовывать с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть - в целое. И тут становится очевидно противоречие между возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы, что является существенным тормозом для наращивания объемов производства.

Ещё одна закономерность, определяющая пути и средства развития предприятий промышленного комплекса страны, - оптимальное соответствие состояния природной среды темпам и характеру развития этого комплекса. Учет её, как и предыдущих, позволяет по мере продвижения по пути устойчивого развития экономики неуклонно повышать гарантии обеспечения техногенной и экологической безопасности населения и территорий, а также их защищённость при опасных природных явлениях и катастрофах. Одновременно будет возрастать их экономическая безопасность.

В качестве экономических регуляторов для предупреждения и снижения уровня техногенной опасности предприятия помимо мероприятий инвестиционно-инновационного характера могут рассматриваться экономические механизмы: ответственности; фондовые и бюджетного финансирования; резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение, кредитование); перераспредления риска и страхования; применение штрафных санкций.

Эти механизмы могут применяться на всех уровнях управления - государственном, региональном, отраслевом, корпоративном, муниципальном, а также внутри предприятия. На рис. изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с позиций его взаимодействия с основными экономическими контрагентами и средами.

На рисунке предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информационных потоков, отражающих производство продукции, перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, перерабатываемой продукции, оборудования, используемых и разрабатываемых технологий. Основные для данной классификации факторы социально-экономической игеографической сред изображены в виде широких заостренных полос (сверху и снизу). Они играют роль фоновых, увеличивающих или уменьшающих риски во взаимоотношениях с данным предприятием.

Его функционирование с позиций воздействия техногенных факторов постоянно подвержено угрозе срыва или ухудшения вследствие возможного нарушения указанных на рисунке потоков (входных и выходных). Их изменения нельзя заранее предвидеть и однозначно предсказать, пользуясь обычной информацией и интеллектуальными ресурсами. Однако некоторые факторы долгосрочного риска, например отказ технологического оборудования, если число таких отказов в среднем стабильно сохраняется на протяжении длительного периода, можно с достаточной достоверностью экстраполировать на будущее.

В общем случае техногенный риск срыва деятельности предприятия определяется одной или несколькими причинами: внезапно наступившими и непредвиденными изменениями в состоянии или функционировании промышленного оборудования; изменениями физических условий перемещения ресурсов и др. При этом важно точно определить сущность риска (суть, описание неожиданных и неблагоприятных событий); его причины (объективные или субъективные действия или бездействия, ведущие к наступлению неблагоприятных событий); факторы риска (предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность рисковых событий); методы и механизмы его снижения и компенсации (предотвращения таких событий или ослабления их негативного эффекта).

Оценить эффективность экономических механизмов снижения и компенсации риска можно по величине остаточной прибыли после введения соответствующих экономических рычагов управления уровнем техногенной безопасности на предприятии. При такой оценке используют подход, применяемый для соответствующих экономических оценок работы предприятий.

При нарушениях заданных ограничений в функционировании предприятия осуществляется принудительное уменьшение объёмов производства, времени, мощности, других значений в деятельности объекта. Их величина пропорциональна наносимому им ущербу.

Следует заметить, что эти принудительные меры могут рассматриваться и как следствие определенных директивных санкций (штрафов).

Ограничительный экономический механизм регулирования уровня устойчивости функционирования предприятия в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера предусматривает введение таких ограничений для фактора промышленного производства (обусловливающего увеличение техногенной опасности), при котором обеспечивалось бы достижение максимума остаточной прибыли.

Условие соблюдения ограничений, установленных на параметры деятельности объекта, сводится к следующему: потери в прибыли или уменьшение до требуемого уровня фактора, определяющего отрицательное воздействие объекта на уровень техногенной безопасности всего предприятия, должны быть меньше, чем потери в результате снижения такой безопасности или в результате штрафов за повышение этого уровня.

Итак, в современных условиях для функционирования предприятия с учетом необходимого уровня техногенной безопасности важно учитывать и совершенствовать экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере.

Управление техногенной безопасностью предприятий

Одним из перспективных направлений обеспечения техногенной безопасности предприятий в современных условиях может быть развитие системы управления ими. Сущность последнего состоит в идентификации, выявлении и предупреждении инцидентов и аварий на объектах. По своей внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный механизм, в котором органически увязаны системная и целенаправленная социальная, экономическая и иная деятельность администрации предприятия, органов управления отраслью, государственных и муниципальных органов власти и других структур, занимающихся в большей или меньшей степени вопросами обеспечения безопасности на опасных производственных объектах.

В иерархических системах обычно рассматриваются задачи как централизованного, так и децентрализованного управления (когда учитываются интересы управленческих структур нижних уровней). При этом принимается во внимание, что самостоятельные действия управленческих подсистем, преследующих свои цели, в определенной мере могут снизить эффективность решения задач центром.

С учетом этого управление техногенной безопасностью, в частности, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на федеральном уровне должно быть направлено на достижение долгосрочных стратегических целей. Они заключаются, во-первых, в формировании стратегии управления риском опасных производственных объектов; во-вторых, в формировании нормативно-правовой базы в интересах установления приемлемых уровней риска для каждого типа техногенных воздействий и вместе с этим обеспечения необходимых условий жизнедеятельности персонала предприятий и населения.

Конкретнее эти цели могут быть сформулиро ваны следующим образом:

    устранение причин возникновения опасностей и угроз техногенных аварий и катастроф на производстве и обеспечение безопасного и устойчивого функционирования предприятия;

    локализация опасных техногенных ситуаций и предотвращение развития опасной техногенной обстановки на предприятии, если по тем или иным условиям невозможно устранить причину ее возникновения и начинается «цепная реакция» негативных событий;

    максимальное ослабление последствий опасных техногенных воздействий на население, персонал предприятия, окружающую среду и ликвидация последствий ЧС в кратчайшие сроки.

Как видно, первая из этих целей имеет предупредительный характер. Управление техногенной безопасностью и рисками при ее реализации может быть названо превентивным. Оно осуществляется в плановом порядке и включает многие мероприятия. Проводится идентификация возможных техногенных опасностей и рисков, анализируются и оцениваются уровни риска, разрабатываются нормативные и правовые акты, регулирующие управление техногенными рисками, создаются и адаптируются к региональным и местным условиям методические, нормативно-технические и другие документы по идентификации техногенных опасностей, принципам и организации мониторинга, процедурам контроля уровня риска, критериям для принятия решений по защите от опасных воздействий и обеспечению безопасности предприятия, его персонала, населения, а также окружающей среды.

Кроме того, вырабатываются принципы размещения потенциально опасных в техногенном отношении предприятий и создаются нормативные документы по выбору оптимальных вариантов их размещения, лицензируются проекты строящихся объектов, проводится их паспортизация. Осуществляются государственный надзор и контроль на потенциально опасных производствах ОПК.

Формируются и развиваются пространственно-распределенные базы данных для анализа и оценки всех видов техногенных рисков, устойчивости функционирования предприятия, здоровья и жизни его персонала и населения, состояния окружающей среды. Принимаются управленческие решения по переходу на другой уровень техногенного риска, обоснованный и установленный исходя из изменившихся социально-экономических условий, а также из новых научных данных.

Подготавливаются силы и средства, предназначенные для нормализации техногенной обстановки, обеспечения техногенной безопасности при угрозе опасных событий. Персонал предприятия, органы местного управления, надзора и контроля в сфере техногенной безопасности, население, общественные и другие заинтересованные организации информируются о характере и степени опасности, уровне риска и о предусматриваемых мерах по его снижению.

Наконец, вырабатываются соответствующие предложения в программы экономического развития предприятия, в планы распределения финансовых средств в интересах эффективного управления техногенными рисками. Две другие названные выше цели реализуются в порядке оперативного реагирования на возникновение и развитие аварий, катастроф и других опасных событий. Управление техногенной безопасностью предприятия при этом включает:

выявление, оценку и прогнозирование развития обстановки, влияния факторов воздействия опасных производственных объектов на персонал, население, инфраструктуру и окружающую среду;

выработку и принятие решений по локализации аварий, недопущению или максимально возможному ослаблению, а также ликвидации их последствий, возмещению причиненного объекту ущерба;

постановку задач службам и другим организационно-управленческим структурам предприятия, привлекаемым к реализации принятых решений, информирование органов власти и местного самоуправления, населения и общественности об обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности;

руководство действий администрации предприятия, отрасли и органов власти всех уровней и их координацию в ходе мероприятий по локализации и предотвращению развития опасных техногенных событий, максимальному снижению вероятного ущерба и ликвидации последствий ЧС в соответствии с принятыми управленческими решениями и планами.

Каждая из трех целей управления техногенной безопасностью предприятия ОПК не исключает и другие, а, наоборот, предполагает дополнительные, направленные на повышение эффективности такого управления. А политика, обеспечивающая достижение стратегических целей, есть стратегия управления техногенной безопасностью и рисками. В сферу стратегического управления входят высший менеджмент отрасли (ОПК), органы государственной власти, отвечающие за осуществление военно-технической политики, другие управленческие структуры, . через которые выбираются и реализуются организационно-технические, экономические и нормативно-правовые механизмы регулирования уровня техногенной безопасности предприятий.

На уровне органов государственной власти управление в данной сфере должно быть сосредоточено на решении перспективных, долгосрочных задач, формировании целевых установок и стратегий управления, создании необходимой нормативно-правовой базы.

На уровне руководства отраслью (ОПК), органов управления субъектов Федерации и муниципальных образований, кроме выполнения перечисленных задач, целесообразно предусматривать: адаптацию принятых в государстве, регионе и отрасли стратегий управления техногенной безопасностью и рисками предприятий к условиям региона; формирование пространственно-распределенных баз данных и знаний в сфере техногенной безопасности; решение практических задач по реализации проводимой стратегии управления, анализу и оценке показателей техногенной безопасности и риска; организацию, руководство и координирование действий по защите объектов предприятия, его персонала, населения, а также по ликвидации последствий аварий и снижению техногенных рисков до приемлемого уровня. Иными словами, стратегическое управление на указанных уровнях сводится главным образом к адаптации и реализации выработанных стратегий руководства.

На предприятиях ОПК (опасных в техногенном отношении объектах) управление техногенной безопасностью и рисками должно сосредоточиваться на решении практических задач, связанных с организацией комплексного мониторинга и осуществлением всех видов контроля за источниками возможных техногенных воздействий, с выявлением, оценкой и прогнозированием развития обстановки в условиях повседневного функционирования объектов и в аварийных ситуациях, с разработкой и принятием решений по внедрению экономических механизмов регулирования степени техногенной опасности, по нормализации обстановки и защите персонала, населения и окружающей среды на прилегающих территориях, по снижению уровня техногенных рисков и ликвидации последствий аварий.

На этом уровне предусматриваются также: выработка и обоснование оптимальных вариантов структуризации предприятия, направлений его развития исходя из критериев обеспечения безопасности и приемлемых уровней риска при вероятных техногенных воздействиях; лицензирование и паспортизация потенциально опасных объектов; создание и развитие необходимых баз данных. Решаются важные задачи по подготовке штатных и нештатных подразделений и формирований различных ведомств и объектов, привлекаемых к выполнению задач по обеспечению защиты и безопасности персонала, населения и окружающей среды, к реализации управленческих решений.

Как и во многих других случаях, при управлении безопасностью и рисками могут приниматься индивидуальные и групповые решения. При этом учитывается четкое распределение задач и полномочий между органами управления, представляющими те или иные структуры.

В рамках системы управления техногенной безопасностью и рисками целесообразно совместно использовать два принципа: централизации руководства, основывающегося на единстве полномочий и ответственности; распределенных обязанностей и ответственности, что обеспечивает проведение соответствующих согласований и консультаций, создает условия для устранения возможных разногласий и даже конфликтов при осуществлении мероприятий.

Анализ современного состояния и тенденций развития промышленной безопасности предприятий ОПК свидетельствует, что при принятии управленческих решений в этой области следует учитывать значительную неопределенность относительно рисков. Она заключается в вероятности возникновения таких аварийных ситуаций, которые не могут быть заранее спрогнозированы и учтены. В этих условиях традиционный планово-директивный подход к управлению функционированием предприятия (с негибкой его организационной структурой, действующей по строго определенному алгоритму) неприемлем с точки зрения всего спектра возможных труднопрогнозируемых сценариев развития ЧС. Поэтому необходимо формировать адаптивную систему управления, которая в наибольшей степени была бы приспособлена к меняющимся условиям обстановки.

В частности, подобный подход предлагается использовать для формирования организационной структуры системы управления инновационно-инвестиционным процессом обеспечения техногенной безопасности предприятия. Именно свойство адаптивности этой системы в наибольшей мере соответствует требованию повышения уровня такой безопасности. При этом рекомендуется руководствоваться некоторыми основными принципами совершенствования управления инновационными и инвестиционными процессами в сфере обеспечения техногенной безопасности предприятий ОПК. Вот эти принципы.

1. Система управления должна использовать рыночные критерии оценки эффективности инноваций, основанные на анализе и прогнозе интегрированного показателя стоимости бизнеса.

2. Экономические механизмы управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения устойчивости функционирования предприятий ОПК должны совершенствоваться на единой системной основе функциональной, информационной и организационной интеграции инновационных и инвестиционных процессов. В свою очередь интеграция последних представляется возможной на основе логически согласованной системы организационно-экономических и эксплуатационно-технических показателей. Формализация и систематизация этих показателей позволяет разработать организационно-экономическую модель интегрированного адаптивного управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения промышленной безопасности.

3. Гибкости и эффективности системы управления можно достигнуть путем динамической оптимизации комплекса мероприятий по обеспечению техногенной безопасности предприятий с учетом значимых внутрен­них и внешних ситуационных факторов.

Таким образом, адаптивная система управления в наибольшей степени способна обеспечить поддержку принятия управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, связанных с угрозой возникновения различных ЧС техногенного характера, путем применения методов оптимизации для расчета вариантов управленческих решений по обеспечению техногенной безопасности объекта при изменении этих условий. Такая система охватывает весь процесс принятия решений на всех уровнях и является основой для формирования организационно-экономической системы управления техногенной безопасностью предприятий ОПК, основанной на проблемно-ориентированном применении современных информационных технологий.

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: "Ослабление государственного надзора и отсутствие эффектных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации ситуаций техногенного и природного характера увеличивает риск катастроф во всех сферах хозяйственной деятельности" .

Как любой объект охраны, техногенная безопасность может рассматриваться с двух сторон.

Прежде всего, следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" показывает, что к таким объектам принадлежат: люди (население); окружающая природная среда; материальные ценности. Самая большая ценность из всех ценностей, - люди, - поставлена законодателем на первое место. Граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества от ситуаций техногенного и природного характера (аварий, катастроф); на получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на медицинское обслуживание; на проживание и работу в зонах чрезвычайного положения.

Обстоятельством, угрожающим индивидуальным объектам, является ситуация техногенного характера, т.е. обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери. Рассматриваемая с этой стороны техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей от ситуаций техногенного и природного характера. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаю гея взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а

также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

Безопасность от угроз природного характера. Безопасность населения в ситуациях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект охраны. Под безопасностью в ситуациях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей от стихийных бедствий, обеспеченная готовностью правоохранительных органов и, прежде всего МЧС России к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д. повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от ситуаций природного характера, принадлежат - Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" УК РФ (гл.26), КоАП РФ (гл.8), Федеральный закон от 10 января 2002 г.

"Об охране окружающей природной среды" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г "О чрезвычайном положении". Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 5 ноября 1995 г., Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента

РФ от 18 июля 1996 г., Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г., и др.

Анализ законодательства о безопасности населения в ситуациях природного характера свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себе два начала: первое связано с индивидуальными объектами, подлежащими защите; второе имеет отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов.

К индивидуальным объектам защиты в ситуациях природного характера законодательство относит: людей, их жизнь и здоровье; окружающую природную среду; материальные ценности. В рассматриваемом аспекте ст. 18 Федерального закона о защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера предоставляет гражданам право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества; на информацию об опасностях; на медицинское обслуживание за проживание и работу в зонах чрезвычайного положения; за участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий. Обстоятельствами, угрожающими населению и территориям в ситуации природного характера, являются стихийные бедствия, характеризуемые масштабностью, непредсказуемостью, внезапностью.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и

чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны1.

Такие виды национальной безопасности, как экологическая, информационная и экономическая входят фрагментами либо в общественную, либо в государственную безопасность. Проф. М.А.Лапина правильно утверждает, что "экологическая безопасность является не только самостоятельным элементом национальной безопасности, но и одним из элементов общественной безопасности". Однако значение этих видов безопасности за последние 50 лет настолько стало глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ