Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности.

Очевидно, для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

Совершенствование технических систем и объектов;

Подготовка персонала;

Ликвидация последствий.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и полученных выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей (выявление источников опасности и определение части системы, которые могут вызвать эти опасности, а также ввести ограничения на анализ, т.е. исключит опасности, которые не будут изучаться).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций.

Стадия 3 – анализ последствий.

Методы обеспечения безопасной деятельности.

Метод – способ достижения цели.

Существует три метода обеспечения безопасности.

Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Эта совокупность мероприятий защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами комплексной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, инструктирования, применения индивидуальных средств защиты.

среда техногенная безопасность человек

Техногенная безопасность

К техногенным относят опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам непосредственно не связанных с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты.

Иначе говоря, техногенными называют опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств.

Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть:

Механическими;

Физическими;

Химическими;

Психофизиологическими.

Механические опасности создаются падающими, движущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения.

Механическими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются механизмы и машины, различное оборудование, транспорт, здания и сооружения, воздействующие в силу различных обстоятельств на человека своей массой или другими свойствами.

В результате действия механических опасностей возможны телесные повреждения различной тяжести.

Объекты, представляющие механическую опасность можно разделить на два класса – энергетические и потенциальные.

Механические опасности распространены во всех видах деятельности людей (спортивной, бытовой, производственной).

Рассмотрим некоторые опасности техногенного характера и их влияние на людей.

Вибрация

Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах, которые воспринимаются организмом человека как сотрясение.

Для всего тела в положении сидя резонанс наступает на частотах 4 – 6 Гц. При повышении частоты колебаний выше 0,7 Гц возможны резонансные колебания в органах. Для органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости (грудь, диафрагма, живот) резонансными являются частоты 3 – 3,5 Гц.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием разделяют на:

Локальную вибрацию (передается в основном через конечности рук и ног);

Общую (передается через опорно-двигательный аппарат)

При действии на организм общей вибрации в первую очередь страдает:

Опорно-двигательный аппарат;

Нервная система;

Анализаторы (такие как вестибулярный, зрительный, тактильный).

У рабочих вибрационных профессий отмечены головокружения, расстройства координации движений, симптомы укачивания. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности.

Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и транспортно-технологических машин и агрегатов на заводах железобетонных изделий. Рабочие жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, отсутствие аппетита, бессонницу, раздраженность, быструю утомляемость.

Бич современного производства, особенно машиностроения – локальная вибрация. Локальной вибрации подвергаются, главным образом, лица, работающие с ручным механизированным инструментом. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают отложения солей в суставах пальцев.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе 20 м от источника, вызывает негативную реакцию у 73 % жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17 % жителей.

К факторам производственной среды, усугубляющим вредное воздействие вибрации на организм, относятся:

Чрезмерные мышечные нагрузки;

Неблагоприятные климатические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность;

Шум высокой интенсивности;

Психо-эмоциональный стресс.

Влияние вибрации на организм человека

Источники вибрации:

Транспортеры сыпучих грузов;

Техногенная деятельность человека рассматривается как гигантская система преобразования, объектом преобразования которой является планета Земля. Если под средой обитания человека понимать окружающую его природную среду и системы, созданные самим человеком, то в географической оболочке Земли необходимо учитывать техносферу. Задачи оптимизации природопользования и охраны окружающей среды невозможно разрешить без учета техногенной безопасности техносферы.

Существует два подхода в рассмотрении категории «техногенная безопасность»:

а) в системе «человек – производство – среда обитания»;

б) в системе «общество – техносфера – природная среда».

Техногенная безопасность (ТБ) – совокупность свойств технических средств (оборудования, технологий, процессов) противостоять совместному воздействию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмам или гибели персонала, а также вредному воздействию на природную среду.

Существуют два пути обеспечения ТБ.

Во-первых, это предотвращение нарушений нормальных режимов работы, защита от вредного воздействия эксплуатационных нагрузок предотвращение отказов и сбоев в работе операторов.

Во-вторых, предотвращение опасного развития уже возникших нарушений нормальных режимов функционирования, исключение случаев перерастания таких нарушений в аварийные и катастрофические ситуации для человека и природной среды.

При глобальном подходе сфера техногенных опасностей разделяется на три показателя техногенных рисков или три типа:

1) угроза жизни и здоровью вследствие аварий, вплоть до глобальной катастрофы;

2) угроза жизни и здоровью вследствие деформации составляющих компонент биосферы;

3) угроза жизни и здоровью людей из-за недостатка природных ресурсов, вплоть до глобального их исчерпания.

Источником материальных, а также значительной части энергетических ресурсов является литосфера. Она одновременно и объект воздействия для таких ведущих отраслей как химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, горно-металлургическая и топливно-энергетическая отрасли мирового хозяйства. Эти же отрасли являются и основными «вредителями» окружающей среды в промышленно развитых регионах. Главное здесь: минимизация получения отходов; утилизация и реутилизация отходов, выбросов, сбросов, т.е. обеспечение замкнутого по материалам и энергии производства; утилизация отходов, которые уже накоплены; изоляция и безопасное хранение токсичных и радиоактивных отходов. Государственное регулирование и управление техногенной безопасностью, техногенное программирование. Техногенная безопасность должна быть органически встроена в социально-экономическую систему государства.

Основные проблемы с обеспечением безопасности техносферы возникают при эксплуатации, так называемых критических систем, к которым относятся энергетические системы (особенно атомные), транспортные системы, системы связи, военно-технические системы, финансовые системы, медицинская и биологическая промышленность, экологически опасные производства, системы управления государством, в особенности силовыми структурами, и ряд других.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергий в жизненном пространстве (предельно допустимые концентрации и уровни – ПДК и ПДУ).

В тех случаях, когда потоки масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при чрезвычайных техногенных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения травмирующего воздействия в зоне пребывания человека.

1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

  • разработку и реализацию мер по снижению опасности стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
  • компенсации материальных потерь в экономике;
  • выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
  • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Техногенная безопасность предприятий, окружающей среды на прямую зависит от соблюдения и контроля за соблюдением норм, правил пожарной безопасности. Приоритетной задачей стратегии обеспечения безопасности человека, общества и государства, является предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, среди которых весомая доля приходится на .

Что такое чрезвычайное происшествие

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванные , стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим , приложением средств или другим опасным событием, что привели к гибели людей и значительным материальным потерям. Значительную угрозу техногенной безопасности составляют радиационно, химически, взрыва и пожароопасные, гидродинамические объекты, аварии на транспорте.

На сегодняшний день можно обозначить следующею иерархию ЧП представленную на рис.1.

Рис.1. Иерархия системы техногенной и природной опасности

Составные части техногенной опасности

Для примера в Украине функционирует 4 атомных электростанции с 13 энергоблоками. Наибольшую опасность составляет объект „Укрытия” над 4-м разрушенным блоком . Еще на 3 тыс. объектов используются источники ионизирующего излучения, в том числе почти 2,5 тыс. в медицинских заведениях. Значительную опасность составляют предприятий по переработки урана, которые занимают площадь 542 гектара и содержат порядка 66 млн. тонн радиоактивных веществ.

На данное время в Украине функционирует свыше 1,5 тыс. взрыва и пожароопасных объектов. На которых хранится или используется свыше 300 тыс. тонн опасных химических веществ, в частности, свыше 9 тыс. тонн хлора, 200 тыс. тонн аммиака.

Потенциально опасные производства составляют 42 % от стоимости основных промышленно производственных фондов. Кроме того, по территории Украины проложено 830 магистральных амиакопроводов, 6000 км нефтепроводов, 6700 км газопроводов. В зоне возможного распространения токсических и пожароопасных веществ при потенциальных авариях на опасных объекта.

Характеристика техногенных объектов

На сегодня наибольшую техногенную угрозу несут в себе объекты атомной энергетики, объекты добычи и переработки урана, источника ионизирующего излучения, которое используется в производстве, научно-исследовательской работе, и в медицине, радиоактивные отходы и радиационно опасные объекты на территории соседних стран.

На современном этапе развития промышленности для предприятий характерно:

  • Наличие многотоннажных технологических установок;
  • Постоянная интенсификация производства за счет роста таких параметров, как температура, давление, скорость процесса;
  • Большая номенклатура продукции, которая выпускается, в особенности горючих, ядовитых и токсических веществ;
  • Наличие большого количества сырьевых, промежуточных и побочных продуктов, физико-химические показатели которых недостаточно изучены.

Углубление переработки сырья тянет за собой концентрацию на единой площадке производств, рост их энергонасыщенности.

Пожары на предприятиях в большинстве случаев приводят к разрушению зданий и сооружений, оборудования, выхода, из строя на длительное время больших производств и отдельных установок. Аварии на нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химических предприятиях имеют такие характерные проявления, как взрывы, выбросы в атмосферу токсических веществ, разлив на значительной площади горючих жидкостей и сжиженных газов.

Согласно статистике, количество пожаров на промышленное производство составляет приблизительно 17%.

Как показывает анализ основными причинами аварийности и роста количества пожаров на промышленных предприятиях есть:

  • Низкая производственно-технологическая дисциплина, невыполнение ПБП (25% пожаров возникает от огневых работ и неосторожного обращения с огнем);
  • Низкая квалификация технологического персонала взрывоопасных производств;
  • Неудовлетворительное состояние производственного оборудования в связи с изношенностью некачественным изготовлением, отсутствием запасных частей и материалов;
  • Недостаточная обеспеченность производства средствами и системами обнаружения опасных отклонений от норм технологического режима, предупреждения и тушение пожаров.

Отдавать приоритет какой не будь из этих причин не следует.

Анализ пожаров показывает, что все они имеют существенную особенность: причина этих пожаров как правило, целая совокупность обстоятельств, каждая из которых сама по себе не способна инициировать большой пожар. Их сочетание приводит к серьезным последствиям.

Промышленных и сельскохозяйственных предприятий соответственно обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно техническими мероприятиями. Системы пожарной безопасности должны исключать возникновение пожара и обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей.

Известно, что человек и окружающая его окружающую среду гармонично взаимодействуют и развиваются лишь при условии, когда интенсивности потоков вещества (Р), энергии (Е) и информации (И) находятся в пределах, оптимальных (комфортных) для человека и окружающей среды.

В условиях производства интенсивность потоков Р, Е, И может существенно отклоняться от оптимальных и допустимых значений, при которых обычно происходит жизнедеятельность человека. В условиях чрезвычайных ситуаций она становится неконтролируемой и приобретает величин, угрожающих жизни и здоровью человека. Такой негативное влияние интенсивности потоков Р, Е, И в антропосфере происходит со стороны элементов техносферы - части антропосферы, в корне преобразована человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины, водохранилища и т.

Безопасность человека в техносфере часто рассматривают, анализируя систему Л-М-С ("Человек - Машина - Среда"), в которой буквой М обозначают элементы (объекты) техносферы.

Техносфера в целом, как и большинство ее элементов (объектов) представляет собой замкнутую систему. Никакой самоорганизации и саморегулирования в таких системах не происходит. Если они будут предоставлены сами себе, то направляться в состояния равновесия (второй закон термодинамики). При этом накопленные в техносфере (на объекте) вещество, энергия, информация рассеиваются, равномерно распыляясь в пространстве.

Подавляющее большинство объектов техносферы безаварийно функционирует только при условии постоянного поддержания на должном уровне изолирующей способности технологического оборудования и наличия надежного физической защиты (оболочек, инженерных сооружений и конструкций, санитарно-защитных зон и т.п.), которые предотвращают рассеиванию вредных веществ и энергии.

Нарушение однородности системы Л-М-С сопровождается созданием на грани элемента М больших градиентов вещества, энергии, информации (градиент [от лат. Gradiens или gradientis - шагающий] - мера возрастания или убывания в пространстве какой физической величины на единицу длины).

Рис. 1.1. Участок неоднородности в системе Л-М-С

Участки системы Л-М-С, на которых наблюдаются большие градиенты вещества, энергии, информации, являются участками самой потенциальной опасности, где наиболее ярко может проявить себя отрицательное свойство живой и неживой материи способностью нанести вред самой материи: человеку, материальным ценностям, окружающей среде.

Потенциальная опасность объектов техносферы вызвана наличием в ее структуре потенциально опасных объектов (ПОО), на которых возможно неконтролируемое высвобождение вредных химических веществ или взрывное высвобождение энергии.

По данным Государственной службы Украины по вопросам труда в 2014 году в стране функционировало 9424 ПНО, в перечень которых входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

При таких условиях особенно актуальным становится проблема обеспечения техногенной безопасности. Под термином " техногенная безопасность " понимают состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенными объектами называют объекты, деятельность которых может спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Большинство существующих техногенных объектов в их современном виде не могут дальше обеспечивать не только устойчивое развитие экономики, но и собственно безопасное функционирование.

NON Mult, SED MULTUM

В 1976 году на заводе швейцарско-итальянской компании JCMESA, расположенном в городе Севезо (Италия), произошла крупномасштабная технологическая авария, во время которой произошел выброс диоксина. В результате аварии сильное отравление получили 2000 человек, почувствовали ухудшение своего физического состояния несколько тысяч человек. Площадь загрязненной территории составила 18 км2.

В 1984 году на химическом предприятии американской компании Union Carbide India Ltd, расположенном в городе Бхопал (Индия), в результате выброса метализоцианиту погибло более 2500 человек, а около 100 000 стали инвалидами.

В апреле 1986 года в Украине произошло Чернобыльская катастрофа , которая имела тяжелые трансграничные последствия как для населения, так и для окружающей среды многих стран, прежде всего Украины, Беларуси и России.

В 2000 году в городе Бая-Маре (Румыния) произошла авария на ХОО, во время которой в реки Тиса и Дунай было сброшено более 100 тыс. М3 воды, загрязненной цианидами. Авария имела серьезные трансграничные последствия.

В 2000 году на пиротехнической фабрике компании Fireworks, расположенной в городе Энсхеде (Нидерланды) произошла серия взрывов, вызванная нарушением правил хранения и производства пиротехники и взрывчатых веществ.

В 2001 году произошел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений в городе Тулузе (Франция), который продемонстрировал опасность хранения нитрата аммония и удобрений на его основе, а также соответствующего сырья, забракованной в производственном процессе.

11 марта 2011 в результате самого мощного в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошла крупная радиационная авария на АЭС Фукусима-1. Финансовые убытки, включая расходы на ликвидацию последствий, расходы на дезактивацию и компенсации, оцениваются в 100 млрд. Долларов.

Эти техногенные аварии были резонансными как в научной, технической, технологической, управленческой, так и в правовой, социальной и философских сферах. Человечество навсегда отбросило концепцию "абсолютной безопасности" или "нулевого риска" относительно промышленных объектов. Если до этого в промышленности делался упор на развитие служб и видов обеспечения "поставарийных ситуации" и доминирующим был принцип гражданской обороны "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь основное внимание было перенесено на обеспечение превентивности (лат. Praeventivus - мера ), то есть предотвращению проявления техногенных опасностей.

Была выдвинута концепция " приемлемого техногенного риска », на основе которой в ведущих странах Европы, в СЕЛА, Канаде и Японии началось интенсивное развитие науки о техногенной безопасности. Концептуализация превентивной политики по техногенной безопасности открывает пути к формированию и реализации новой модели защиты персонала, населения и территорий от угроз техногенного характера.

Опасности техногенного характера составляют не только потенциальную , но и реальную угрозу человечеству, проявляя себя в виде промышленных аварий и катастроф.

NON Mult, SED MULTUM

Частота глобальных техногенных катастроф, по данным российских исследователей, составляет 0,02 ... 0,03 в год, техногенных катастроф наииональногомасштабу - 0,05 ... 0,1 в год, регионального масштаба - 0,5 ... 1, 0 в год, мисиевого масштаба -

1 ... 20 в год, объектный - 10 ... 500 в год. По их оценкам, суммарные убытки от последствий техногенных катастроф в России ежегодно составляют около 8 ... 12 млрд. Долларов.

В Украине статистическая отчетность обнародует ежегодные убытки от чрезвычайных ситуаций на порядок меньше - в пределах 15 ... 30 млн. Долларов. Однако хронические техногенные аварии в системах жизнеобеспечения е или не самой препятствием на пути внедрения в Украине и других постсоветских странах европейских стандартов жизни.

Преодоление разрушительной для общества тенденции роста техногенных угроз возможно только за счет формирования эффективной государственной превентивной политики в области техногенной безопасности. Ее основным лозунгом должно быть - "Работать на опережение!". Важным элементом такой политики в отношении техногенных угроз является, в частности, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы спряла действенным мерам по предотвращению проявлений техногенных опасностей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ