Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

На вопрос ради чего раскольников идет на преступление в произведении преступление и наказание? заданный автором Елена Дроздова лучший ответ это Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из несчастья людей. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. По теории успешного предпринимателя П. П. Лужина, желающего жениться на Дунечке Раскольниковой, получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем. Раскольников не желает принимать такой философии, он «заботится» о счастье всех людей, хочет всемирного блага. Но не только ради мести Родион совершает свое преступление. Важно, что его протест и возмущение сочетается с теорией «сильной личности». Презрение к современному обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.
Героя начинает мучить совесть. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Таким образом, роман «Преступление и наказание» помогает понять: нельзя прийти к благу через убийство.

Ответ от Андрей Никоненко [новичек]
так в книжке все четко написано! Читай! Студент!))


Ответ от Анастасия [эксперт]
Раскольников наблюдал за жизнью, размышлял над событиями истории и решил, что развитие истории происходит за счет чьих-то страданий, жертв. Есть люди, безропотно всему подчинявшиеся, - «твари дрожащие» . А есть люди, устанавливающие свои правила, играющие судьбами «обыкновенных» , нарушающие моральные устои общества, - «сильные мира сего» .
«Сильные мира сего» разрешают себе пролитие крови и жертвенность со стороны масс, прикрывают свои преступные действия идеями, якобы направленными на прогресс общества. Но это далеко не так.
Идея Раскольникова совсем не наивна. Это крайнее выражение идеологией, рожденный капиталистическим обществом. Беспощадность по отношению к массам, карьеризм, попрание законов – все это составные части его теории.
Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивае5тся с вопросом, к какой же категории принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?..» . Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: выдержит ли он эту проверку? Является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном?
Вынашивая свою идею, Раскольников мечтает о роли властелина и спасителя человечества одновременно. Но главным и решающим в его жизни являлась самопроверка. Он признается Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того и убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… »
Однако нравственность и логика героя постоянно переплетаются с его душой, заставляющей совершать «нелепые» поступки: сострадать несчастью Мармеладовых, жалеть опозоренную девочку на бульваре, ненавидеть свидригайловых и лужиных.
«На такой дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! » - думает Раскольников, пораженный страхом встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает унижением свою причастность к «обыкновенным» людям. Черты обыкновенности он в себе презирает. Так возникает конфликт между сознанием Раскольникова и его поведением. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно «я» контролируется сознанием героя, а другое совершает безотчетные душевные движения и поступки. Нужно заметить, что Раскольников идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, движения его механические, речь обрывиста, бессвязна, руки дрожат, все как в бреду: «Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно, до того страшно что кажется… он бы убежал от нее…» .


Ответ от Metallistka [гуру]
1 ему нужно было прокормить мать и сестру 2 он хотел доказать свою теорию


Ответ от Анатолий Григорьев [гуру]
Псих потому что.


Ответ от Алексей Полуэктов [новичек]
Раскольников идет на преступление из-за своих личных убеждений, а именно из-за своей теории, в которой он делит людей на "властьимеющих"(Наполеон, Магомет) и "тварей дрожащих"(всех остальных людей). Он не хотел бы "тварью дрожащей" и решил пойти на убийство, чтобы таким образом узнать к какой группе он относится. Еще Родиону нужны были деньги, этот фактор тоже способствовал совершению преступления, так как он очень тяжело переживал нищету.


Ответ от Альбина Ахатова [активный]
Раскольников убивает, чтобы доказать себе - он "не тварь дрожащая, а право имеет... " Пренебрегая общепринятыми правилами морали, Родион Романович хочет доказать, что есть люди. для которых убийство - не преступление, а достижение каких-то своих целей. к таким людям он первоначально относит себя. решив убить никчемную старушку -процентщицу, Раскольников надеется искупить свою вину "сотней добрых дел", отдав её деньги нуждающимся.


Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности

Стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, - это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова - все они подталкивают Раскольникова

К мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление - убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну. К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, - несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

1. Черты каких жанров можно выделить в рассказе Достоевского? Есть ли у предшественников Достоевского в русской литературе похожие произведения?

2. Почему герой-рассказчик называет себя смешным человеком?

3. С чем связаны в начале рассказа мысли героя о самоубийстве?

4. Как можно охарактеризовать цивилизацию, встреченную им на другой планете?

5. Почему одному человеку удалось «заразить» совершенное человечество земными пороками?

6. Какие идеи религиозной философии Достоевского нашли отражение в рассказе?

7. В чём смысл финала рассказа?

Роман "Преступление и наказание"


Раскольников (Георгий Тараторкин) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

I. «Преступление и наказание»: история замысла и прототипы. Петербург Достоевского

1. Какие события в жизни России и в жизни самого писателя повлияли на создание романа?

2. Каким был первоначальный замысел романа?

3. Каковы реальные, исторические и литературные прототипы Раскольникова?

4. В чём жанровое своеобразие романа? Что означает термин «полифонический роман»?

5. Почему «Преступление и наказание» называют «петербургским романом»?

6. Каким мы видим Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Гончарова, Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Достоевского?

7. С помощью каких художественных средств изображается Петербург Достоевского (часть первая, главы 1 – 3; часть вторая, главы 1, 2, 6, 7; часть четвёртая, глава 4; часть пятая, глава 5; часть шестая, главы 3,6) ?

8. Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?

Петербургские улицы

II. Теория Раскольникова. Путь к преступлению

10. Что побудило Раскольникова решиться на преступление? Каковы личные и социально-философские истоки преступления Раскольникова? Почему Раскольников решается на «убийство по совести»?

11. В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?

12. Каков смысл первого сна Раскольникова?

13. В чём суть теории Раскольникова? (часть III, глава V) . Почему в романе нет текста статьи Раскольникова, а есть только дискуссия о ней?

14. Найдите в тексте первой части романа факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, опровергающие её.

Раскольников (Георгий Тараторкин) и Порфирий Петрович (Иннокентий Смоктуновский) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

III. Раскольников в системе образов романа. Крушение теории

15. Можно ли утверждать, что душевные муки Раскольникова начинаются ещё до преступления? Когда он впервые почувствовал несостоятельность своей теории?

16. Почему значительная часть романа посвящена «наказанию» Раскольникова? В чём заключается его «наказание»?

17. О каких мотивах преступления говорит Соне Раскольников? Противоречит ли Раскольников самому себе? Для ответа на вопрос заполните таблицу, выписав из текста цитаты :

18. Почему Раскольников приходит со своим страданием именно к Соне?

19. Справедливо ли Раскольников считает Соню тоже преступницей?

20. С какой целью Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря? Что значит эта притча для героя?

21. Какой путь спасения предлагает Раскольникову Соня?

22. Почему Соня последует за ним на каторгу?

23. На кого из «положительно прекрасных героев» Достоевского похожа Соня?

25. Какую «теорию» проповедует Лужин? С какой целью он готов взять в жёны бедную сестру Раскольникова?

26. Чем близок Раскольникову Свидригайлов? Почему Свидригайлов ищет общения с Раскольниковым и говорит о некой «общей точке»?

27. Почему Раскольников с ужасом отшатывается и от Лужина, и от Свидригайлова?

28. Проследите динамику взаимоотношений Раскольникова и Порфирия Петровича. Каков смысл их психологических поединков? Как Порфирий Петрович относится к Раскольникову?

29. В чём смысл сна Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху? Почему старуха смеётся над ним? Что символизирует толпа на лестнице?

30. Кто из персонажей романа, по вашему мнению, сыграл наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

31. Почему, на ваш взгляд, Раскольников всё же признаётся в совершённом преступлении? Возможен ли был иной исход?

32. Каков символический смысл видения Раскольникова на каторге?

33. Можно ли утверждать, что Раскольников раскаялся и находится на пути к нравственному выздоровлению?

Михаил Михайлович Бахтин - советский литературовед, исследователь творчества Достоевского, автор теории "полифонического романа"

IV. Художественные особенности романа

34. Почему вся история преступления и наказания укладывается лишь в 14 дней? С какой целью автор «нагромождает» события в короткий отрезок времени?

35. Как с помощью пространственных деталей подчеркивается кризисное состояние Раскольникова?

36. В чём своеобразие портретных характеристик персонажей?

37. Каково значение цвета и чисел в романе? Приведите примеры.

Роман "Идиот"

Князь Мышкин (Евгений Миронов) в экранизации романа "Идиот" (2003, реж. Владимир Бортко)

1. Что вам известно об истории создания романа? В чём заключался идейный замысел автора? Удалось ли Достоевскому изобразить «положительно прекрасного человека»?

2. В чем смысл названия романа? В каком значении выступает в романе слово «идиот»? Приведите примеры из текста.

3. Есть ли в образе князя Мышкина автобиографические черты самого автора?

4. Что отличает Мышкина от окружающих его людей (Тоцкого, Гани Иволгина, генерала Епанчина)? По каким христианским принципам живёт этот герой?

5. Почему многие персонажи (Лебедев, Птицын, Иволгин) носят "птичьи" фамилии? Как это связано с образом Петербурга в романе?

6. Что роднит князя Мышкина с его литературными предшественниками?

7. Как в романе подчеркнута двойственность главного героя?

8. С какой целью Достоевский акцентирует внимание читателей на отношении князя к детям?

9. Как Мышкин понимает слово «любовь»? Одинаковые ли чувства он испытывает к Настасье Филипповне и Аглае? Какое место занимают эти женщины в жизни князя?

10. Чем интересен характер Настасьи Филипповны? О чем нам говорит ее портрет? Почему только князь сумел понять эту женщину?

11. С какой целью и за что Настасья Филипповна мстит своим «благодетелям»?

12. За что она полюбила Мышкина, которого все считают идиотом? Почему, по-настоящему любя князя, героиня заставляет его страдать?

14. Докажите примерами из текста, что образ Рогожина неразрывно связан со смертью.

15. Почему Рогожин убивает Настасью Филипповну? Что значит такой исход для него и для князя? Можно ли сказать, что Настасья Филипповна сама приблизила свою смерть?

16. В чём символичность финальной сцены романа (ночное бдение Мышкина и Рогожина у тела Настасьи Филипповны)? Чувствует ли князь вину за совершенное Рогожиным преступление?

17. Каково значение эпилога? Как вы считаете, сможет ли князь снова вернуться к нормальной жизни?

Главы из романа "Братья Карамазовы"

Кадры из фильма "Братья Карамазовы" (реж. Иван Пырьев, 1968)

  1. Прочитайте главы "Великий инквизитор" и "Чёрт. Кошмар ивана Фёдоровича".
  2. Что вам известно об истории создания и о сюжетных линиях романа?
  3. Какое место в романе занимают духовные искания Ивана Карамазова? С чем связаны его религиозно-философские размышления?
  4. Почему Иван Фёдорович называет свою поэму «нелепой» и «бестолковой»?
  5. Почему действие поэмы происходит в Испании во времена инквизиции, а не в современной Карамазовым России?
  6. Какое чудо совершает сошедший на землю Христос?
  7. Как Инквизитор реагирует на свершившееся чудо? В какой момент Христа арестовывают по приказу Инквизитора? Почему Иисус не сопротивляется стражникам? Почему, по вашему мнению, народ не пытается защитить Сына Божьего?
  8. Что Инквизитор рассказывает о своём прошлом? С какой целью?
  9. Прав ли Инквизитор, говорящий Христу: «…народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же… бросится подгребать к твоему костру угли»?
  10. В каком значении Инквизитор употребляет слово «свобода»? Выпишите из текста 5 – 6 примеров использования этого слова в разных контекстах.
  11. О каком эпизоде из Евангелия Инквизитор напоминает Христу? В чём, по мнению Инквизитора, Иисус был не прав?
  12. Согласны ли вы с Инквизитором, что людям хлеб дороже свободы? Почему вы так думаете?
  13. Прокомментируйте слова Инквизитора: «Есть три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья, – эти силы: чудо, тайна и авторитет».
  14. Что означают слова: а) «Человек ищет не столько бога, сколько чудес»; б) «Потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей»?
  15. Почему Иисус всё время молчит? Почему он целует Инквизитора на прощанье?
  16. Какие события предшествуют явлению чёрта в дом Ивана?
  17. Почему Иван постоянно называет чёрта своей фантазией и отказывается верить в его реальность?
  18. Что особенно неприятно Ивану в болтовне чёрта? Почему?
  19. В чём смысл рассказа чёрта о топоре и о пути в «биллион биллионов лет»?
  20. Есть ли в главе указание на то, что чёрт реален или, напротив, является фантазией Ивана?
  21. Какую новость предсказывает чёрт Ивану?
  22. Какое влияние на русскую и мировую литературу оказал роман "Братья Карамазовы"?

3. Нравственные муки Раскольникова:

Сомнения перед убийством;

Признание Раскольникова Соне;

Переоценка «идеи» Раскольниковым.

4. Гуманизм романа.

1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

2. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

3. Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:

«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

Это человек-то вошь!

Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру.»

Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.

Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

4. Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Когда происходит у Раскольникова соприкосновение идеи убийства с личными мотивами?

2. Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова?

3. Когда приходит к Раскольникову мысль искупления и спасения?

Л. Н. Толстой

Вопрос 25. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Образ народа в романе - толстовский идеал «простоты, добра и правды».

3. Две России.

4. «Дубина народной войны».

5. «Мысль народная».

6. Кутузов - выразитель патриотического духа народа.

7. Народ - спаситель России.

1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ