Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско-правовая ответственность (ГПО). Она наступает по факту правонарушения, т.е. виновного и противоправного поведения. Основная функция ГПО состоит в восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещении причиненного ущерба. Таким образом, для решения вопроса возмещения природе вреда используют нормы гражданского законодательства.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения. Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственность -- это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда, независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда. Эколого-правовая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда:

  • · антропогенный вред -- окружающая среда;
  • · физиологический вред -- здоровье человека;
  • · генетический вред -- будущее поколение человечества.

Формы вреда:

  • · экологический вред -- любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;
  • · экологический ущерб -- реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды;
  • · экологические убытки -- экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде: расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;
  • · потери товарной продукции (имущества);
  • · упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

  • · порче -- нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;
  • · загрязнении -- любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;
  • · истощении -- уменьшении полезных природных свойств;
  • · повреждении -- частичном приведении в негодность по качеству и количеству;
  • · уничтожении -- полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

  • · негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;
  • · негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

Процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда.

  • 1. Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование).
  • 2. Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта.
  • 3. Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или в природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав.
  • 4. Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса.
  • 5. Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц.

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

Определение

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

Водное законодательство


«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

Земельное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лесное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

Расчет вреда

Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

В соответствии со ст. 86 Закона РФ вред окружающей среде может быть причинен юридическими лицами и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы, а также в расходах на их восстановление. Упущенная выгода в экологической сфере может выражаться в неполученных доходах, например от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Вред окружающей среде может быть как экономический (гибель лесного массива, предназначенного к вырубке и продаже), так и экологический. Эти виды вреда органически связаны между собой как источником, так и способом причинения. В отличии от экономического, экологический более длителен в своих последствиях. Данный вред не всегда может быть возмещен. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Эколого-правовая ответственность за неправомерный вред наступает только в случае, когда он является прямым следствием нарушения экологического законодательства.

Правовой режим природопользования. Загрязнение вод.

Правонарушениями считаются загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение природных свойств, если они повлекли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Под существенным понимается вред, причиненный животному и растительному миру, - возникновение заболеваний или гибель животных и растений, уничтожение рыбных запасов, мест нереста, заболевание или гибель лесных массивов, снижение продуктивности земель, возникновение заболоченных или засоленных земель. Оценка причиненного вреда выполняется с учетом на зырыбление водоемов, реальной стоимости затрат на восстановление работы и ликвидацию последствий.

Загрязнение биосферы . Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказуемо. Загрязнением является: внесение в состав атмосферного воздуха, атмосферы или образование в них загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровни естественного содержания; повышение концентрации химических веществ; изменение теплового режима, радиационных, электромагнитных и шумовых показателей.

Источниками загрязнения могут быть транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии элетропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь.

Загрязнение морской среды – привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Наказывается загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств веществ или материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

К нарушениям относятся: погружение веществ и материалов с судна без соответствующего разрешения, затопление неотработанного ядерного топлива с военных судов; непринятие мер в случае инцидента с судном или иным субъектом, повлекшее или могущего повлечь сброс нефти или иных загрязняющих веществ; слив в море химических веществ из отстойников. Эти нарушения происходят при возведении в море буровых установок, платформ, транспортировке нефтепродуктов, затоплении отходов, проведении военных испытаний, аварии на судах, сливе в море химических веществ предприятиями, расположенных на берегу. Вред, нанесенный морской среде, может проявиться в массовой гибели морских биоресурсов, уничтожении кормовой базы рыб, загрязнении мест отдыха граждан.

Порча земли . Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и другими опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности является правонарушением. Загрязнение леса может происходить в ходе сбросов вредных веществ, а также размещения отходов и отбросов производства, коммунально-бытовых и иных отходов, устройства свалок.

Незаконная охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту. Предмет незаконной охоты- дикие животные в среде их естественного обитания.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя или иных животных , если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства, электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции, наказывается. Правонарушением признается незаконная добыча котиков, морских бобров, тюленей, иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах. Под добычей понимается процесс улова, убоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся завладением предметом добычи.

Нарушение правил охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды регламентирована нормами, установленными экологическим и природоохранным законодательством. Нарушение этих норм при проектировании промышленных, сельскохозяйственных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло за собой существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия, признается правонарушением. При размещении, проектировании, строительстве, при прокладке линий электропередач, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Все эти требования детализированы в соответствующих федеральных законах, в статьях Земельного, Лесного, Водного кодексов, в инструкциях и постановлениях строительных и проектных организаций. Невыполнение или ненадлежащее их выполнение является нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами.

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, является правонарушением. Запрещенные виды опасных отходов – сильнодействующие отравляющие вещества; опасные отходы – непригодные для производства или утратившие потребительские свойства сырье, вещества и энергия, способные вызвать отравление. Нарушение правил обращения с отходами состоит в противоправном действии или бездействии (невыполнение должностных обязанностей); обезвреживание,утилизация, складирование, хранение, захоронение, транспортировка, удаление.

Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ повышенная общественная опасность сильнодействующих и ядовитых веществ потребовала специального закона о запрете на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт. На их использование в научных и медицинских целях необходимо специальное разрешение. Выделяются более 100 видов сильнодействующих веществ,например, аминазин, барбидол натрия, клофелин, пипрадол, тазепам, теофедрил, френолон, хлороформ, эфир. Существует более 60 видов ядовитых веществ: метиловый спирт, стрихнин, фенол, цианистый калий, яд змеиный, некоторые соединения ртути, синильная кислота и т.д.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатации горно-добывающих предприятий и подземных сооружений, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, считается правонарушением.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых; в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда относятся и неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки. Ущерб от нарушении правил использования недр включает потери полезных ископаемых, ухудшение состояния земли, рост затрат на добычу полезных ископаемых.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов : заказники, заповедники, памятники природы, наносящее им значительный ущерб, - правонарушение. Объекты охраны в данном случае являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, если они имеют особое природоохранное, научное, культурное или эстетическое значение и язъяты из хозяйственного оборота. Это государственные природные заповедники, природные и национальные парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, где запрещена любая деятельность, разведка и разработка полезных ископаемых, размещение садовых участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, добыча животных.

Под природным комплексом понимается природно -географический комплекс, представляющий ограниченный участок территории, в котором природные компоненты находятся устойчивом взаимодействии. К объектам с особым статусом относятся заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах, явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, признается правонарушением.

К событиям, фактам или явлениям, создающим опасность, относятся природные, техногенные процессы, способные при неблагоприятном развитии или отсутствии мер контроля и регулирования вызвать опасность для человека и окружающей среды. Информация, подпадающая под действие данных требований, включает экологически и медицински значимую информацию, сведения о катастрофах, ававриях на объектах атомной энергетики, эпидемиях, военных действиях, промышленных процессах могущих повлечь опасность для человека, нации в целом, среды обитания.

Сокрытие - недоведение информации до лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ней, с целью воздействия на события, явления. Искажение информации считается сообщение неполных или неверных данных, прогнозов, оценок.

Незаконное обращение с радиоактивными материалами - разрушение радиоактивных материалов, является правонарушением. К объектам атомной энергетики относятся ядерные установки, в том числе атомные станции, космические и летательные аппараты, установки и устройства с ядерными зарядами, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. Радиоактивные вещества могут находиться в газообразном, жидком или твердом состоянии.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий, признается правонарушением. Нарушение состоит в активных действиях или бездействии, в ненадлежащем контроле, выпуске в окружающую среду макроорганизмов, неиспользование средств защиты, нарушении условий хранения и транспортировки.

Данный закон распространяется на деятельность медицинских, фармацевтических, научно-исследовательских, военных организаций, занимающихся генной инженерией, получением и выращиванием микроорганизмов. Опасными для человека являются вирусы, бактерии, токсины, генетически измененные микроорганизмы, которые способны вызвать инфекционные заболевания, расстройства здоровья, стойкую утрату здоровья и гибель. Ущерб от нарушения правил борьбы с болезнями и вредителями растений состоит из затрат на уничтожение зараженных участков леса, продуктов и животных, восстановление растительности пораженных участков, возмещение имущественного ущерба при гибели многолетних культурных насаждений, урожая.

Под нарушением санитарно-эпидемиологических правил понимают использование пищевых продуктов без предварительного контроля, употребление грязной воды, использование грязной воды при приготовлении пищи, нарушение правил захоронения отходов.

Виды ответственности за экологические правонарушения. Эколого-правовая ответственность – разновидность юридической ответственности, она отличается от других видов юридической ответственности и имеет характерные признаки:

    Все правонарушения складываются в сфере окружающей природной среды.

    Объектом посягательства является компонент окружающей среды.

    Эколого-правовое нарушение как правило охватывает два объекта- окружающую среду и здоровье человека.

    Проявляется в формах юридической ответственности – уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственностью регламентирована Законом « Об окружающей природной среде». Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее экологическое законодательство.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

Противоправность поведения

Причинение экологического вреда

Причинная связь между противоправным поведением и нанесением экологическим вредом или возникновением реальной угрозы причинения вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов или мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среде»

Материальная ответственность регулируется Кодексом законов о труде (ст.118-126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятий, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Административная ответственность регулируется как природоохранительным законодательством, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность нарушения правил экологической безопасности, нарушение правил хранения, утилизации опасных веществ, нарушение правил безопасности, порчу земли, незаконную добычу водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

(все экологические преступления выделены в отдельную главу)

Применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд функций:

Стимулирующую ответственность граждан

Компенсирующую за причиненный ущерб

Превентивную меру

Экологическое правонарушение предусматривает три уровня наказания:

За нарушение

За нарушение, повлекшее значительный ущерб

За нарушение, повлекшее смерть человека.

Видами наказаний могут быть: штраф, лишении права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Экологическая катастрофа – проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера.

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Но при характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах, (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред. экологический правонарушение судебный вред

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

  • а) противоправность поведения;
  • б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
  • в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Понятие вреда , причиненного экологическим правонарушением, в законодательстве отсутствует. Также отсутствует и законодательное определение вреда как такового. В связи с этим необходимо остановиться на определении понятия вреда в широком и узком смысле.

В.М.Сердюк определяет понятие «вред» как всякое умаление того или иного личного имущественного блага. С данным мнением нельзя согласиться, так как автор слишком сужает понятие вреда, сводя его только к имущественным потерям. По мнению Е.А.Флейшиц, вред есть всякое умаление или уничтожение имущественных или личных неимущественных благ. Данная точка зрения представляется обоснованной, так как включает в понятие вреда все возможные его проявления. Указанное определение является доктринальным, но и в научных работах нет единства в вопросе употребления термина «вред».

Как в законе, так в научных исследованиях употребляются различные термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки . Конституция РФ устанавливает право каждого на возмещение ущерба , причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В то же время ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда , причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст.79). Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде при нарушении правил обращения с опасными веществами и отходами (ст.247). В названии главы 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. говорится о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Важно разобраться: одинаковое ли содержание вкладывается в понятия «вред, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды», «ущерб, причиненный здоровью или имуществу экологическим правонарушением», «вред, причиненный здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды» или оно различно? И как с этими понятиями соотносится термин «причиненные убытки»?

В ст. 1082 ГК РФ говорится о возможном возмещении вреда в натуре. Речь идет об ущербе (ввиду того, что натуральное возмещение применяется к реальному ущербу), хотя закон не употребляет этот термин. При этом наиболее полно в ГК РФ определено понятие “убытки” (ст. 15) - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как видим, и здесь в первой части определения к убыткам закон отнес ущерб как таковой в прямом его понимании, то есть положительный ущерб, а далее уже говорится об убытке второго рода -- в виде упущенной выгоды.

Под ущербом следует понимать полную или частичную утрату ценностных качеств наличного имущества в результате гибели, порчи, недостачи, утраты или хищения, а также денежные (материальные) расходы.

Это может быть загрязнение окружающей среды, порча, уничтожение, повреждение, истощение природных ресурсов, разрушение экологических систем, расходы по восстановлению природных объектов, определенных экосистем, рекультивация земли, потери урожая сельскохозяйственных культур, гибель сельскохозяйственных животных, уничтожение многолетних насаждений. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью граждан и имуществу граждан и юридических лиц. Вред - как условие гражданско-правовой ответственности - выражен в отрицательных последствиях в имуществе потерпевшего в форме ущерба или убытков. Таким образом, по гражданскому праву вред - понятие родовое, наиболее широкое по отношению к ущербу.

И.Н.Поляков соотносит понятия «вред» и «убытки», как общее и частное, а в понятие «вред» - включает два его вида: имущественный и моральный. Данная точка зрения представляется не совсем обоснованной. Не нужно забывать, что возмещение убытков применяется как мера гражданско-правовой ответственности не только в деликтных, но и в договорных обязательствах. Поэтому можно сказать, что убытки являются денежной формой выражения вреда. Они, конечно, шире понятия ущерба, так как в ст.15 ГК РФ определяется два их вида: ущерб и упущенная выгода. Ущерб часто связан с упущенной выгодой, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда. Таким образом, с точки зрения формальной логики «вред» и «убытки» - понятия пересекающиеся. Но это только в общем понятии вреда. Что касается вреда, причиненного экологическими правонарушениями, то здесь несколько иные критерии, и мы их рассмотрим ниже.

Прежде чем дать понятие вреда, причиненного экологическим правонарушением, необходимо выявить его существенные черты и виды.

Статья 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит формулировку определения вреда окружающей среде как негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Что касается общего понятия негативных изменений окружающей среды, то прежде чем говорить о том, произошли ли негативные изменения, необходимо видимо установить, а каковы же нормы окружающей среды, то есть определить, что такое нормальная окружающая среда.

Качество окружающей среды определяется установленными в правовом порядке нормативами. Как заметил Ю.С.Шемшученко, соответствие состояния окружающей среды этим нормативам свидетельствует о безопасном ее качестве для человека. В целом, конечно, стандарты установить невозможно, однако по отдельным природным объектам и системам это вполне можно сделать. И, если сложить эти стандарты, то можно получить хотя бы приблизительное представление о нормальной окружающей среде в целом. Негативными изменениями являются, например, отклонения в сторону недостаточности или избыточности каких-то веществ или компонентов среды, то есть несоответствие природных объектов санитарногигиеническим нормативам.

Е.В.Новикова понимает вред, причиненный экологическим правонарушением, как негативные изменения в состоянии природной среды антропогенного происхождения, выразившиеся в разрушении или существенном нарушении экологических связей в природе, в порче, утрате товарно-материальных ценностей, в неиспользовании вложенных затрат, расходах на восстановление нарушенного состояния природной среды, в создании угрозы для жизни и здоровья человека . С данной точкой зрения можно согласиться лишь частично. Во-первых, на наш взгляд, автор некорректно использует термин «природная среда», что значительно сужает объект причинения вреда. Ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. природную среду отождествляет с природой. Мы не можем говорить, что только естественные (природные) компоненты материального мира могут подвергаться негативному воздействию. Во-вторых, в данном определении отсутствует указание на вред, причиняемый экологическим правонарушением жизни и здоровью, а также на моральный вред, имеющий экологическое происхождение. Автор указывает только на угрозу причинения такого вреда, что явно не соответствует действительности. В- третьих, представляется, что использование выражения «разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе» неприемлемо, так как не характеризует имущественное наполнение причиненного вреда.

Вред, имеющий экологическое происхождение, то есть обусловленный нарушением экологического законодательства, в научной литературе называют «экологическим вредом». С.А.Боголюбов, в частности, пишет, что вред, причиняемый окружающей природной среде, и вред, причиняемый неблагоприятным воздействием самой этой среды (стихийные бедствия и др.), является по своему характеру экологическим. Вред, причиненный окружающей природной среде, «самовозмещается» путем восстановления природных свойств - самоочищение вод и атмосферного воздуха, восстановление кислородообразующих свойств воды, воздуха, лесов, самоповышение плодородия почв. Для этого, как правило, необходимо длительное время и прекращение вредного воздействия. Но поскольку такое вредное воздействие по существу не уменьшается, на «нет» сводится действие указанных выше естественных законов природы и она постепенно деградирует. Ввиду этого, возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, имеет значение не только для восстановления имущественной сферы потерпевшего, но и для сохранения и восстановления окружающей природной среды, то есть имеет и природоохранные цели.

Существуют определенные признаки вреда, причиненного экологическим правонарушением, отличающие этот вред от других видов вреда. Прежде всего, такой вред в отличие от вреда, который может быть причинен самой природой, одной экосистеме другой системой, всегда является антропогенным, то есть исходит от человека.

Вторым признаком является то, что такой вред причиняется неправомерной деятельностью.

Еще одним признаком вреда, причиненного экологическим правонарушением, является его экономический характер. В литературе можно встретить рассмотрение вреда, причиненного экологическим правонарушением, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, в двух аспектах: экономический (материальный) и экологический (нематериальный). При этом аргументом является то, что подобное деление вытекает из самой системы взаимодействия общества и природы, где функционируют две системы: экономическая и экологическая.

Таким образом, вред, причиненный экологическим правонарушением, выражается в ущемлении имущественных интересов собственника природных ресурсов или природопользователя в результате уничтожения, повреждения, загрязнения и истощения природных объектов как ресурсов использования (самовольная порубка леса, порча земли) и в связи с этим невозможности использовать природные объекты по назначению, получать доходы, необходимости дополнительных затрат на их восстановление. Вред, причиненный экологическим правонарушением, не только носит материальный характер, но и реально исчислим в денежном выражении, как и вред, причиненный другими правонарушениями. Данный вред вытекает из возможности экономической оценки природных ресурсов. Он посягает на экономические интересы природопользователя (собственника, владельца, пользователя, арендатора). Такой вред выражается в потерях запасов природных ресурсов (товарной древесины, рыбных запасов, полезных ископаемых и т.д.), материальных ценностей (урожая, сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и т.д.), неполучении дохода, который должен быть получен при нормальных условиях производства.

Кроме того, признаком вреда, причиненного экологическим правонарушением, является его в некоторых случаях опосредованный характер. Вред природной среде включает количественные и качественные потери в окружающей нас естественной среде обитания. Они проявляются в загрязнении окружающей среды, т.е. физико-химическом изменении состава воздуха, воды, земель, растительного и животного мира, в порче (приведении в негодность), повреждении, уничтожении природных объектов и экосистем. Измененное вследствие причиненного вреда качество природной среды в свою очередь отрицательно воздействует на социальную среду: наносится вред здоровью населения, материальным ценностям, причиняется моральный вред.

Таким образом, в общем понятии вреда, причиненного экологическим правонарушением, различают вред первичного и вторичного происхождения. Вред здоровью и материальным ценностям, моральный вред носит производный характер, поскольку происходит от первичного вреда, причиненного природной среде.

Вред здоровью проявляется в потерях физиологического, морального, экономического, генетического порядка. Вред материальным ценностям направлен на ущемление имущественных интересов собственника имущества.

Вред, причиненный экологическими правонарушениями, может быть подвергнут классификации по различным критериям: фактический и реально угрожающий; материальный и номинальный (нематериальный); индивидуальный и общественный. Кроме того, такой вред зачастую носит латентный характер. Думается, что выделение таких видов вреда в принципе не имеет большого практического значения, но в научном плане оно может быть продуктивно, потому что способствует углублению понятия вреда, рассмотрению его с различных сторон. С точки зрения гражданско-правовых обязательств нас интересует деление вреда, причиненного экологическим правонарушением, на вред окружающей природной среде, жизни и здоровью человека, имуществу, моральный вред.

В любом случае вред, причиненный экологическим правонарушением, выражается в негативном изменении окружающей природной среды или отдельных природных объектов. В отдельных случаях к негативному изменению окружающей природной среды присоединяется утрата, ослабление или снижение жизнеобеспечивающих функций организма (вред здоровью); смерть человека (вред жизни); уменьшение имущественной сферы субъекта (вред имуществу); физические и нравственные страдания (моральный вред).

Исходя из вышеприведенной характеристики вреда, причиненного экологическим правонарушением, представляется обоснованным определить его как негативное изменение окружающей природной среды в результате нарушения экологического законодательства, выразившиеся в разрушении, существенном нарушении или истощении природных ресурсов, в порче или утрате товарно-материальных ценностей, расходах на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, в неиспользовании вложенных затрат, и связанное с этим любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье, а также физические и нравственные страдания.

Вред, причиненный экологическими правонарушениями, является универсальным общим условием наступления гражданско-правовой ответственности, поскольку какие бы ни были обязательства, как бы ни изменялся характер противоправного поведения, какие бы ни были объекты посягательства, вред - понятие общее. Кроме того, данный вред имеет специфические признаки: всегда является антропогенным; возникает в результате неправомерного поведения; всегда имеет экономическую сущность; при определенных условиях носит опосредованный характер.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованы. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Весомым дополнением к административному или судебному возмещению экологического вреда, причиняемого здоровью граждан, может стать выплата страховых сумм - при условии, что соответствующие риски были застрахованы.

Если компенсация вреда в административном порядке осуществляется на основании акта государственного органа, а судебный порядок состоит в возбуждении искового производства и получении благоприятного решения суда, то страховое возмещение выплачивается на основании специальных договоров. Договорный характер отношений сторон - главное отличие страхового способа возмещения от административного и судебного.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ"). Защищаемые имущественные интересы в качестве объекта страхования закон подразделяет на три группы, а именно имущественные интересы:

  • · связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением (личное страхование);
  • · связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (имущественное страхование);
  • · связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда юридическому лицу, личности или имуществу физического лица (страхование ответственности).

В специальной литературе широко употребляется термин «экологическое страхование», под которым понимают страхование ответственности объектов - потенциальных источников аварийного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды. Отраслевое законодательство при характеристике экологического страхования использует категорию экологического риска, однако содержание этой категории никак не определяет.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Ст. 18 "Экологическое страхование":

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные положения по возмещению вреда природной среде сформулированы в законодательстве, регулирующем природоохранные отношения (статьи 75-79 Закона «Об охране окружающей среды», и (статьи 1064, 1082 ГК РФ)). Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера.

Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие:

  • - всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и другое) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда);
  • - принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;
  • - принцип ответственности юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками (ст. 1068 ГК РФ). Указанный принцип вытекает из общеправового принципа неотвратимости ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ), обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда, особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными. В таких случаях вред возмещает предприятие, организация, где работает причинитель вреда, а юридическое лицо вправе в регрессном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного причинителем вреда - работником данного предприятия, организации;
  • - принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство; контролирующих реализацию народнохозяйственных, промышленных, строительных объектов, то есть вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь за него несет непосредственный причинитель. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). Например, изыскатели, допустившие неточности в своих анализах, повлекшие неточности в проекте; проектные организации, допустившие ошибки при проектировании объектов. В качестве соответчиков могут выступать и строители, некачественно выполнившие работы по строительству экологических очистных установок, сооружений. В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (ст. 1080 ГК РФ);
  • - принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды.

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со ст. 1079 ГК РФ (ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды») К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования. Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника

Наибольшую потенциальную опасность для окружающей природной среды представляют такие виды источников повышенной опасности, как транспортные средства, станки и оборудование предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургической промышленности, особенно предприятий, перерабатывающих цветные металлы, объекты нефтегазового комплекса, предприятия, деятельность которых связана с использованием химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов, обладающих свойствами и признаками источников повышенной опасности. Указанные виды источников повышенной опасности загрязняют природную среду, наносят особо ощутимый вред лесному хозяйству, земле, водным ресурсам, атмосферному воздуху, а также всему растительному и животному миру, здоровью человека.

В настоящее время не существует перечня источников повышенной опасности. В каждом конкретном случае рассмотрения дела о возмещении ущерба суд (арбитражный суд) отдельно решает вопрос об отнесении того или иного вида причинителя вреда к категории источника повышенной опасности. Для взыскания ущерба с владельца источника повышенной опасности не требуется наличия его вины. Ущерб возмещается в силу самого факта причинения вреда, если не будет установлено, что ущерб наступил в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Непреодолимой силой считаются обстоятельства, связанные со стихийными природными явлениями (землетрясения, оползни, наводнения, извержения вулканов), а также аварии и катастрофы. Такой ущерб компенсируется на основе специального законодательства, регулирующего имущественные отношения, возникшие вследствие стихийных бедствий и катастроф.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ