В случае если гражданин считает, что чиновниками его права нарушены и требуют восстановления, можно воспользоваться одним из следующих способов защиты:
Лицо самостоятельно может выбрать способ защиты или воспользоваться несколькими из них одновременно, что не является нарушением, а иногда способствует более эффективному достижению результата.
Нормативно установленных требований к обращению нет, в его составлении необходимо придерживаться общих правил документооборота.
1. В шапке документа обозначается наименование и адрес прокуратуры того района, где зарегистрирован субъект обжалования.
2. Описательная часть документа состоит из нескольких блоков:
3. В заключение ставятся дата, фамилия и подпись заявителя.
Неверное составление документа, без ссылки на нормы закона, не освобождает прокуратуру от необходимости реагирования.
Документ может быть подан в канцелярию соответствующей инстанции, где работник обязан проставить отметку на копии документа о его приеме.
Кроме того, всегда можно направить заявление почтой с обратным уведомлением о вручении, что поможет отследить движение документа. Направление заявления в центральные органы исполнительной власти, как правило, ведет к затягиванию процесса поскольку:
Лишняя информация и объемные, эмоциональные тексты неприемлемы.
Если некачественно оказанные услуги привели к необратимым для здоровья последствиям, гражданин имеет право обратиться с требованием о привлечении медицинского работника к ответственности.
Если действия сотрудников привели к летальному исходу, обращаться с сообщением о совершенном преступлении могут близкие родственники. Жалоба гражданина в соответствующий орган может послужить поводом для разбирательства с последующим привлечением виновного к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Для защиты интересов в области охраны здоровья эффективным является обращение в вышестоящие инстанции. Система здравоохранения построена по принципу пирамиды, во главе которой стоит Министерство, далее:
Выбор инстанции, зависит от глубины и характера нарушения права.
Жалоба, кроме общих требований к документу, должна содержать детальное описание действий врача, без преждевременных выводов о его вине. К ней прилагаются копии документов, выписки, направления, рецепты.
Когда субъект властных полномочий не выполняет обязанности, возложенные на него в силу закона, локальных нормативных актов и должностной инструкции имеет место бездействие.
Определяют три составляющие, позволяющие признать лицо должностным.
1. Имеет властный, организационно–распорядительный, административно–хозяйственный характер исполнения обязанностей, в форме издания распоряжений в отношения иных лиц, что влечет для них юридически значимые последствия.
2. Функциями он наделен в силу закона или нормативно – правового акта.
3. Служба в органах:
Перечень не является исчерпывающим и может быть расширен специализированным законами.
Особенностью оспаривания бездействия чиновников есть указание в просительной части петиции, какие мероприятия он обязан совершить для восстановления нарушенного права.
Закон «О военных судах РФ» предусматривает следующие их виды:
Выбор подсудности зависит от содержания правоотношений между сторонами и регулируется процессуальным законодательством. Требования к судебному документу про оспаривание действий военнослужащих:
Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.
Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием.
В Харабалинский районный суд
Астраханской области
Административный истец: ООО «Бригантина»,
адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714
Административный ответчик: заместитель начальника
Управления МВД России по Астраханской области,
Административный ответчик: Управление МВД России
по Астраханской области,
адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71
17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.
Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,
Приложение:
Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.
К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.
К должностным лицам, в частности, относятся:
Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.
Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:
Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.
В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.
Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.
Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.
При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.
Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .
Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.
Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.
Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.
Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.
При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.
ПВУ ГУВД ГОРОДА МОСКВЫ
113035, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д.16, стр.4
20 июля 2006 года я, Ilya _ O , обратился в паспортно-визовое отделение ОВД Соколиная гора (Москва, Буракова ул., д. 1) с целью получения вкладыша о гражданстве в свидетельство о рождении моего ребенка 2006г. рождения.
Однако в приеме документов и в выдаче вкладыша о гражданстве мне было отказано по следующим причинам: во-первых, по мнению чиновников указанного отделения, я должен был обратиться в полномочный орган по месту жительства, а не по месту рождения ребенка (Москва). А во-вторых, якобы я не предоставил некоторых документов, а именно Форму №9, копию свидетельства о рождении, копии паспортов и др.
Сотрудники ПВО отказались при этом предоставить мне нормативные документы, на основании которых они ограничивают мои права.
Считаю, что такая позиция должностного лица является незаконной и неправомерной по следующим причинам:
Т.к. мой ребенок родился на территории г.Москвы то я и обратился строго по месту рождения ребенка – в ПВО ОВД «Соколиная гора».
В моем пакете документов были именно те документы, необходимость которых обусловлена законодательством РФ, в данном случае Указом Президента РФ.
«Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.»
Таким образом, действия указанного должностного лица паспортно-визового отделения являются незаконными (т.к. нарушают установленные законы и указы Президента РФ) и неправомерными (т.к. нарушают права моего ребенка на оформление гражданства РФ).
На основании Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» прошу:
Приложения:
Подпись___________________
Должностное лицо - представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.
Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.
На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:
В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).
Подача жалобы - один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) - основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.
Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
или по телефону:
Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.
Жалоба должна содержать:
Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию - такие сведения обязательны для публикации.
К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.
Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.
При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):
К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.
Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:
Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны - то можно.
Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.
Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью - проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.
Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение - очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы. Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования). Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде - личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.
Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.