Правовая инструкция сайт расскажет, какие изменения произошли в связи с утверждением нового Административного регламента осуществления государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения (Приказ №664 ГИБДД). Читать обновленный регламент можно ниже по ссылке.
С 20 октября 2017 года по новым правилам осуществляется надзор за соблюдением правил дорожного движения. Причина – Приказ МВД 664. Новый регламент ГИБДД от 20 октября 2017 года действует по отношению ко всем водителям.
Наиболее существенные изменения коснулись перечня оснований, по которым инспектор может остановить машину.
Он дополнен следующими основаниями:
В 106 пункте 664 приказа ГИБДД основания остановки для проверки документов участника дорожного движения прописаны общим списком:
Фактически, положения этого пункта дублируют предыдущие условия для остановки ТС.
При этом новый Административный регламент ГИБДД 2017 года, действие которого распространяется и на 2018 год в полной мере, сохранил основания для остановки ТС, которые содержались в ранее действовавшем регламенте:
Также в новом регламенте, который был утвержден приказом 664 ГИБДД (МВД), предусмотрена возможность проверки технического состояния ТС (п. 111), основаниями для чего являются:
В новом Административном регламенте (п. 93) перечень оснований, когда сотрудник ДПС вправе требовать выйти из ТС не изменился по сравнению с перечнем п. 70 прежнего Административного регламента МВД РФ. Выходить из машины для общения с сотрудником ДПС не обязательно, за исключением случаев:
Начиная общение с водителем, инспектор ДПС, как и раньше, должен представиться и по требованию водителя предъявить свое служебное удостоверение. Это предписывает в административном регламенте - 45 пункт (утв. 664 приказом ГИБДД). Приказом также была введена норма, предусматривающая, что при разговоре сотрудник должен воздерживаться от:
В п. 25 прежнего Административного регламента указывалось, что сотрудник не должен препятствовать видео-и звукозаписи, если это прямо не запрещено законом, однако в принятом Административном регламенте такая норма отсутствует. По общему правилу осуществление записи допускается на основании следующих норм:
Инспектор, как и раньше, обладает правом вести запись. О проведении съемки, в том числе и той, которая осуществляется в салоне служебного автомобиля, он обязан предупредить водителя (это правило было в Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185 и предусмотрено в п. 38 принятого Административного регламента).
664 приказ ГИБДД в 2018 году –
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник ГИБДД должен разъяснить порядок обжалования своих действий, а также суть правонарушения, допущенного гражданином. При необходимости о инспектор докладывает о ситуации по месту прохождения службы для решения вопроса о выезде ответственных должностных лиц (п. 51 Административного регламента). По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения по месту службы (п.52). В случае неповиновения инспектору водителя могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Приказ №664 МВД России вступил в силу 20 октября 2017 года. С этих пор действует новый регламент ГИБДД. Мы уже рассматривали основные изменения и выяснили, что кардинально новых прав, обязанностей инспекторам не дано, да и требований не возложено. Но есть всё же ряд основ, которые необходимо упомянуть в этой статье.
Итак, давайте вкратце приведём основные положения из нового Приказа и разберёмся, в каких правовых отношениях состоят обе стороны: сотрудник ДПС и водитель.
Прежде всего нужно чётко обозначить тот факт, что сам новый Приказ МВД 664 от 23.08.2017 (дата издания, а не вступления в законную силу) содержит в себе всего 3 пункта:
А вот сам регламент устанавливает права и обязанности сотрудников органов России.
По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:
Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2017 года в своём пункте 7:
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2017 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:
Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.
Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:
При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом - сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.
Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.
При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.
Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.
Нет, не обязан в большинстве случаев, кроме исключений. Согласно действующему новому приказу, сотрудник ГИБДД может только предложить водителю выйти из машины.
А вот законное требование инспектора выйти из авто, от которого водитель не может отказаться, может быть только в случаях, когда это требуется для досмотра автомобиля, личного досмотра, задержания водителя или отстранения от управления ТС. В первых трёх случаях предварительно должен быть составлен соответствующий протокол об одном из перечисленных процессуальных действий, а в последнем - протокол отстранения.
А вот для остановки пешехода у сотрудника ГИБДД должны быть свои причины (основания), и их гораздо меньше:
Аналогично остановке автомобиля, при остановке идущего человека инспектор может это сделать рукой или через громкоговоритель.
После остановки называется причина остановки, сотрудник ГИБДД представляется.
Как мы уже упоминали выше, для проверки документов водителя у инспектора ДПС по приказу №664 должны быть свои основания. Вот они:
Это исчерпывающий список причин проверки документов. И если названная инспектором причина не относится ни к одной из вышеперечисленных, то и остановка ТС неправомерна.
Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:
Как и ранее, сотрудник ГИБДД может провести задержание водителя, пассажиров или пешехода. Это право даёт ему новый Приказ 664 МВД и регламент, текст которого даёт ему следующее основание для задержания - необходимость в правильном и/или своевременном рассмотрении дела о нарушении либо исполнения наказания лицу, в отношении которого такое мероприятие проводится.
При этом водителя доставляют на пост или в дежурную часть, но только где имеется специальная комната для задержанных. При этом, лицу даётся право в течение 3 часов позвонить по телефону 1 раз.
Ему в обязательном порядке должны быть разъяснены причины задержания, а также его права и обязанности при осуществлении такового.
И самое главное - перед этим обязательно составляется протокол задержания, который должен быть вручён водителю на подпись.
Задержание должно также предваряться личным досмотром и досмотром личных вещей, но это уже непосредственно перед отправлением "арестанта" в спецкомнату.
Эти две административные процедуры очень связаны. В то же время они имеют существенно различающийся между собой корень, а также причины для их проведения.
Основаниями для осмотра являются:
Перед осмотром обязательно составляется акт осмотра и вручается на подпись водителю. Осмотр должен проводиться в присутствии водителя. При осмотре инспектор не может открывать самостоятельно двери, трогать вещи и т.п., а только попросив водителя об этом.
Законными причинами для проведения досмотра по приказу №664 и новому регламенту являются:
Досмотр должен делаться без вскрытия конструктивных компонентов машины. Что это значит? Например, сотрудник ГИБДД при досмотре не имеет права вскрывать обшивку, снимать пластиковые панели и т.п. Но он может вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п. Также следует помнить, что если инспектор открывает сумки в машине, то это уже досмотр личных вещей, о чём должен быть составлен отдельный протокол.
Досмотр, как и осмотр, делается в присутствии водителя, при этом, водитель должен выйти из машины перед этим. Но, в отличие от осмотра, он может в исключительных случаях (исключительные, к сожалению, на усмотрение инспектора, но объективные) досмотр может проводиться без водителя.
При досмотре обязательна видеосъёмка процесса инспектором или привлечение двоих понятых (раньше были только понятые).
Пожалуй, один из самых ёмких по содержанию в приказе МВД РФ 2017 процедур - это выявление факта опьянения водителя. Существует 2 вида освидетельствования:
ОСАО устанавливает только алкогольное опьянение, МОСО - алкогольное и наркотическое. Но перед обеими процедурами проводится отстранение водителя от управления автомобилем. Об отстранении составляется соответствующий протокол и вручается на подпись водителю. После этого водитель обязан выйти из машины.
Основаниями для проведения ОСАО являются практически любые данные, позволяющие инспектору предположить, что водитель пьян: запах алкоголя, покрасневшие глаза, если водитель не стоит на ногах, если его лицо красного цвета или поведение не соответствует окружающей обстановке.
При проведении ОСАО привлекаются также 2 понятых или ведётся видеозапись. При этом, дыхнуть в нос инспектору - это не освидетельствование. ОСАО проводится только специальным прибором, который обязательно должен распечатать результат с измеримой степенью опьянения в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха на бумаге. На сам такой прибор должен быть сертификат и акт поверки. И инспектор ДПС обязан рассказать водителю эту информацию, а также показать целостность клейма прибора.
ОСАО проводится либо на месте, либо на ближайшем посту, если прибора с собой у инспектора не оказалось. После проведения процедуры составляется акт освидетельствования, в который пишется результат. Водитель считается пьяным, если результат составляет более 0,16 мг/литр воздуха в выдохе.
Если ОСАО проводилось на посту, а не на месте нарушения, то после его проведения, если выяснилось, что водитель трезв и нет оснований для направления его на МОСО, сотрудник ГИБДД обязан привезти его обратно к машине.
А вот законными причинами для отправки водителя на медосвидетельствование становятся:
При направлении на МОСО инспектор ДПС составляет ещё один протокол (независимо от протокола отстранения и акта освидетельствования) и вручает на подпись водителю. Сотрудник должен сам на патрульном автомобиле отвезти водителя в медучреждение на МОСО, а потом привезти его обратно, если результат будет отрицательный.
20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный «Приказ №185».
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название: «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
Вводится: «Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»
В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.
Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.
Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Это главный миф , который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие «начитанные» водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.
Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.
Не пытайтесь повторить. В данном видеоролике непонятны такие лояльные действия сотрудников. Были все основания для привлечения водителя к ответственности за невыполнение законных требований.
Еще раз, водитель обязан выполнять законные требования сотрудников полиции. Главный «закон» для водителя это . Регламент МВД (ГИБДД) — для полиции. Нарушение регламента не основание не выполнять законные требования.
Есть мнение: «Не по регламенту — не по закону» — оно не верно . Для подтверждения попробуйте найти дело, где неисполнение регламента как-либо основательно повлияло на результат рассмотрения.
По своей сути регламент МВД для водителя — это путеводитель по законодательству в области дорожного движения. Он полностью соответсвует федеральным законам и водителю не требуется копаться во всех нормативных документах, а просто найти ссылку на требуемую статью закона из регламента.
Для тех, кто все-таки жаждит пообщатся с инспектором, касаемо остановки для проверки документов в регламенте есть еще раздел «Основания для проверки документов».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:
Тут шансов у водителя практически нет. Стоит отметить, никаких ориентировок, планов мероприятий, инных документов, кроме служебного удостоверения инспектор предоставлять не обязан.
Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему , его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.
Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).
233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту , в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.
Исключен запрет установки средств фиксации в зоне действия .
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.
Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.
Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях, обсудим.
С 20 октября 2017 года действует новый приказ МВД № 664. Приказ 185 больше не в силе — его отменили . Ведомственный документ – 664 приказ ГИБДД – устанавливает требования к должностным функциям сотрудников дорожной полиции. Документ был утвержден в 2009 году и дополнен изменениями в последующие годы. В 2017 году с учетом всех критических замечаний и опыта урегулирования вопросов, возникающих в процессе дорожного движения, в целях более четкого соблюдения прав и обязанностей водителей и сотрудников ГИБДД, в приказ 664 внесены существенные дополнения.
Административный регламент государственной дорожной инспекции описывает все вопросы, связанные с исполнением сотрудниками ГИБДД должностных обязанностей. В документе освещаются вопросы:
Регламентные вопросы описаны четко и максимально подробно, поэтому объем документа является значительным – более 20 страниц.
Нормативный акт МВД состоит из 4 разделов и 18 приложений, в которых разъяснены вопросы взаимоотношений участников дорожного движения (водителей и пешеходов) с инспекторами ГИБДД, подробно перечисляются все административные процедуры вплоть до порядка досудебного обжалования решений о привлечении нарушителей к административной ответственности.
Наиболее значимыми для автолюбителей являются следующие аспекты приказа:
Помимо перечисленных аспектов в приказе имеется много нюансов и деталей, которые целесообразно изучить водителям, чтобы при необходимости уметь обоснованно отстаивать свою невиновность или успешно оспорить неправомерные действия должностных лиц ГИБДД.
Согласно регламенту, инспектор ГИБДД при общении с водителем должен соблюдать ряд основных требований:
В соответствии с пунктом 20 приказа сотрудник ГИБДД всегда должен мотивировать свои требования. При обращении к водителю внятно называть свои данные: фамилию, звание, должность. При этом обращение должно быть корректным и исключительно на «Вы».
Для фиксации общения и обстоятельств дорожного правонарушения разрешено пользоваться техническими средствами (видеокамерой, диктофоном) не только инспекторам ГИБДД, но и водителям.
Этот вопрос регламентирован пунктом 63 приказа. Основаниями для остановки ТС являются:
Остановка ТС запрещена в местах, не предусмотренных для этих целей ПДД, за исключением ситуаций, угрожающих здоровью граждан, при проведении розыскных мероприятий оперативного характера, совершении регулировки на дороге (пункт 66 регламента). При исполнении своих должностных обязанностей при пресечении административных правонарушений и при отказе водителя остановить автомобиль инспектор может применить огнестрельное оружие.
Приказ устанавливает четкие требования к порядку документирования и технической фиксации правонарушений. Так, пунктом 46 приказа определены условия использования аппаратуры в процессе контроля дорожной ситуации.
К ним относятся следующие:
В соответствии с пунктом 43 приказа автомобиль ГИБДД на дороге должен быть отчетливо виден водителям, чтобы дать им возможность скорректировать движение и избежать правонарушения. Патрульный автомобиль дорожной полиции оформляется специальной цветной схемой.
Таким образом, приказ МВД № 664 содержит полный перечень требований к сотрудникам ГИБДД, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей по контролю за безопасностью дорожного движения. Знание содержания этого документа позволит водителям правильно выстроить свое общение с полицейскими, избежать случаев неправомерного привлечения к административной ответственности, а также эффективно оспорить штрафные санкции при необходимости.
Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.Скрытый текст
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.