Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Я старший матрос, прохожу военную службу по контракту в подводных силах ТОФ на Камчатке, условия которого со стороны Министерства обороны (в лице моего командования) в отношении меня систематически нарушаются:

1. Мне безосновательно не выплатили премии согласно пр. МО РФ №1010 за 3-4 квартал 2011г., хотя никаких взысканий и приказов на лишение не было.

2. За весь период службы (с 22.12.2010г. по настоящее время) мне ни разу не выдавалось вещевое и продуктовое довольствие.

3. За 2011г. мне было предоставлено только 34 суток отпуска (хотя экипаж отгулял 45), вместо обязательных - 45.

4. В моей в/ч не велся журнал учета переработки служебного времени, не предоставлялись дополнительные сутки отдыха, хотя переработки были постоянно, как минимум три месяца, в течении которых были переработки я могу доказать (имеются приказы командира соединения о продлении рабочего дня).

5. 1 ноября 2011г. меня отправили в служебную командировку в Краснодар на месяц, билеты покупал за свой счет, по возвращении все отчетные документы предоставил в соответствующие инстанции, денежные средства до сих пор не вернули.

6. Не выплачены командировочные за служебные командировки в Краснодар (30 суток), Сосновый бор (76 суток).

7. В период с 25 августа по 11 сентября на соединении объявили орг. период с казарменным положением, при этом не было организовано питание л/с.

8. В период с января 2012 года по настоящее время денежное довольствие (зарплата) выплачивается не в полном объеме (примерно 53 тыс. руб вместо 72).

Написал пять рапортов на увольнение (первый в апреле 2012г.) по различным основаниям (по собственному желанию с разными причинам: что не справляюсь с обязанностями, несоответствую занимаемой должности и не желаю служить по контракту, но все рапорты были отклонены на разных уровнях.

Подскажите, пожалуйста, вышеперечисленных нарушений хватит, чтобы уволиться по невыполнению условий контракта со стороны МО РФ? Куда мне нужно обращаться с заявлением?

Нет никакого желания служить, настолько отбили его. Сейчас уже три дня не был на службе. Если я появляюсь на службе, скажем, через 3-4 дня, могут ли меня привлечь за уклонение от исполнения обязанностей, ведь уголовная ответственность, это если свыше 10 суток отсутствия? А могут ли посадить под дисциплинарный арест на 48 часов?

Игорь Владимирович К,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: г. Большой Камень


Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ, предусмотрено увольнение военнослужащего по собственному желанию при наличии ряда уважительных причин. Основанием для увольнения по собственному желанию может быть:

Проживание родителей или семьи военнослужащего за границей;

Ухудшение здоровья и невозможность несения дальнейшей службы;

Отсутствие возможности содержать семью на зарплату военнослужащего в случае отсутствия других источников дохода. При этом исходят из прожиточного минимума в регионе и стоимости «потребительской корзины»;

Беременность женщины-военнослужащей при ухудшении ее состояния здоровья;

Смерть близкого родственника, после которой военнослужащий не может продолжать выполнение своих обязанностей;

Если военнослужащий вынужден содержать и воспитывать малолетних детей без супруги (а) или присматривать за престарелыми родителями, нуждающимися в уходе.

При наличии таких уважительных причин военнослужащий подает командованию рапорт об увольнении с указанием мотивированной причины. Командир направляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии (она создается в воинской части и в состав ее входят начальник воинской части или его заместитель, командиры подразделений и представители юридических органов).

Аттестационная комиссия рассматривает дело по существу в установленные для этого сроки. Они могут быть разными. Так, в воинских частях рапорт рассматривается безотлагательно, максимум 7 дней после подачи рапорта. В управлениях военных округов, флотов, главных управлениях Министерства обороны РФ выделяется 15 дней с момента поступления рапорта.

Сроки рассмотрения рапорта об увольнение могут быть продлены в случае, если нужна дополнительная проверка.

Максимальный срок здесь не превышает 15 дней. О необходимости дополнительного рассмотрения рапорта военнослужащий ставится в известность.

После принятия положительного решения аттестационной комиссией командир на ее основании выдает окончательное разрешение на увольнение.

Внимательно изучите положения контракта который вы заключали, так как МО РФ не выполняет обязательства по выплате денежного довольствия, и это является несоблюдением контракта со стороны МО РФ и основанием для разрыва контракта.

Подайте рапорт командиру в котором в хронологическом порядке изложите все нарушения условий контракта в вашем отношении с приложением, если есть, подтверждающих документов со ссылкой на пункты указанные в контракте, укажите в связи с систематическими нарушениями и невыполнением условий контракта вынужден просить расторгнуть контракт и уволить Вас в установленном порядке в связи с невыполнением условий со стороны МО РФ. На службу рекомендую приходить. Посадить не имеют права. Уголовное дело через 10 дней.

Ваши права нарушены, Вы можете подать повторный рапорт на увольнение и заявление в прокуратуру в порядке надзора, что я вам настоятельно советую. Если не помогут, обращайтесь с иском в суд.

Неисполнение обязательств по договору - ГК РФ предусматривает в связи с ним особые правовые последствия. О том, что в себя включает понятие обязательства, какие его виды бывают, а также к чему может привести неисполнение взятых обязательств по договору, расскажем в этой статье.

Что такое обязательство и его несоблюдение

Понятие обязательства дается в ст. 307 Гражданского кодекса РФ и рассматривается как ситуация, в которой сторона, именуемая должником, обязуется перед второй стороной (кредитором) выполнить некие действия либо, наоборот, не совершать оговоренных заранее действий. Обязанности должника корреспондирует право кредитора потребовать ее выполнения. В рассматриваемой статье не называется исчерпывающий перечень ситуаций, в которых рождаются обязательства, в связи с их разнообразием.

ГК РФ указывает на необходимость сторонам вести себя по отношению друг к другу добросовестно, оказывать необходимое содействие для исполнения обязательства, а также предоставлять необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

Сущность самого обязательства заключается:

  1. В установлении взаимосвязи лиц друг с другом.
  2. Обязании одной стороны возникшего обязательства к определенному поведению под угрозой применения мер гражданско-правовой ответственности (ст. 396 ГК РФ), иными словами, установление ответственности за его неисполнение.

Виды обязательств

Основной критерий возникновения обязательств — основание возникновения, в соответствии с которым принято делить их на 2 большие группы:

  1. Возникающие при исполнении (неисполнении) договоров, иными словами, договорные.
  2. Внедоговорные (правоохранительные).

По основаниям возникновения обязательства бывают:

  • возникшие из договоров и иных сделок;
  • появившиеся в силу совершения неправомерных действий;
  • возникшие вследствие наступления юридических фактов.

В зависимости от гражданско-правового положения сторон возникновения обязательства:

  • возникшие при их исполнении сторонами предпринимательской деятельности;
  • возникшие с участием граждан-потребителей.

По соотношению возникших прав и обязанностей:

  • простые — такие, при которых стороны связаны только 1 обязанностью, например при займе;
  • сложные, то есть такие, при которых прав и обязанностей больше, например при поставке продукции.

По определению исполнения:

  • альтернативные, то есть такие, при которых должник должен совершить 1 или несколько действий (ст. 308.1 ГК РФ);
  • факультативные, то есть такие, при которых сторона может заменить основное исполнение иным (ст. 308.2 ГК РФ).

По степени важности:

  • основные;
  • дополнительные, то есть такие, которые обеспечивают выполнение основного обязательства.

По субъектам исполнения обязательства их принято делить на следующие группы и подгруппы:

  1. С множественностью лиц:
    • долевые (ст. 321 ГК РФ);
    • солидарные (ст. 322 ГК РФ);
    • субсидиарные (ст. 399 ГК РФ).
  2. С участием третьих лиц:
    • регрессные, то есть такие, при которых происходит переложение обязанностей на иное лицо (п. 2 ст. 325 ГК РФ);
    • обязательство в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ);
    • обязанности, выполняемые третьими лицами (ст. 308 ГК РФ).
  3. При которых возникает перемена лиц:
    • цессия (ст. 382 ГК РФ);
    • суброгация (ст. 965 ГК РФ);
    • перевод долга (ст. 391 ГК РФ).

Исполнение обязательств, последствия и ответственность в случае их невыполнения

Под надлежащим исполнением обязательств следует понимать правовые действия, совершаемые сторонами. Надлежащее исполнение обязательства во всех случаях прекращает его (п. 1 ст. 408 ГК РФ). В силу положений ст. 311 ГК РФ сторона имеет право не принимать исполнение обязательства частями.

На основании ст. 309.2 ГК РФ все расходы, связанные с надлежащим исполнением обязанностей, возлагаются на сторону-должника. Указанное положение подтверждается постановлением АС ЗСО от 20.07.2016 по делу № А27-9448/2015.

Не допускается односторонний отказ от выполнения взятых на себя обязательств (решение АС Свердловской области от 20.10.2016 по делу № А60-31242/2016), за исключением случаев, которые прописаны в законе или иных актах (ст. 310 ГК РФ).

Неисполнение обязанностей, в том числе частичное, неполное исполнение, является основанием для применения к виновной стороне мер имущественной ответственности. Подробнее об этом — в постановлении пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54.

Существенные нарушения условий договора

Под существенным нарушением условий договора принято понимать нарушения, которые могут повлечь за собой причинение значительного ущерба иной стороне или даже способствовать лишению того, на что она имела право рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Существенный характер нарушения в этом случае состоит не в сумме причиненного ущерба, а именно в соотношении между тем, что могла ожидать сторона от исполнения обязательства и чего лишилась вследствие его неисполнения.

Другими словами, при рассмотрении судами вопроса о существенности нарушений условий контракта будут исследоваться материалы, доказывающие существенную разницу между тем, на что сторона рассчитывала при подписании договора, и тем, что фактически удалось получить (решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2016 по делу № А60-30641/2016).

ВАЖНО! Гражданско-правовую ответственность влекут не только существенные, но и любые нарушения, причинившие убытки или вред контрагенту.

Виды ответственности за невыполнение обязательств по договору

Ответственность в рамках ГК РФ носит имущественный характер. Ее главной отличительной чертой является обязание стороны, нарушившей обязательство или причинившей вред, уплатить определенные суммы.

Ответственность за невыполнение условий договора может наступить при наличии:

  1. Противоправности действий.
  2. Вины стороны.
  3. Убытков у одной из сторон договора.
  4. Установленной причинной связи между действиями виновной стороны и возникшими у другой стороны убытками.

В рамках договорной ответственности стоит отметить:

  • солидарную, когда право выбора, с кого из нескольких должников по одному долгу этот долг взыскивать, принадлежит кредитору;
  • субсидиарную, которая подразумевает право кредитора на обращение к субсидиарному должнику при невозможности взыскать долг с основного.

Ответственность (убытки)

Гл. 25 ГК РФ посвящена ответственности за неисполнение обязательств по договору .

Универсальной мерой ответственности, используемой при неисполнении условий договора , является возмещение виновной стороной понесенных убытков (ст. 393 ГК РФ).

Порядок определения убытков при этом регламентирован ст. 15 ГК РФ:

  1. Пострадавшим, управомоченным требовать возмещения убытков, является тот субъект, чье материальное право было нарушено.
  2. Убытки — это обусловленные расходы, понесенные одной из сторон договорных отношений, при помощи которых было восстановлено нарушенное право или выполнены определенные обязательства. К убыткам следует также относить неполученную выгоду, то есть такую выгоду, которую сторона могла получить при нормальном исполнении обязательств, без нарушений.
  3. В случае получения стороной, нарушившей обязательства, определенного дохода, сторона, чье право при этом было нарушено, получает право требования упущенной выгоды. При этом размер этой выгоды может быть не меньше, чем размер полученного дохода. Условиями договора или закона могут устанавливаться определенные ограничения в части взимания упущенной выгоды.

Убытки являются своего рода максимальной мерой ответственности за невыполнение условий договора по ГК РФ.

Если же существенное нарушение условий договора по ГК РФ повлекло за собой необходимость в подписании аналогичного договора, то сторона, чье право таким неисполнением было нарушено, получает право требовать с должника возмещения разницы между ценой по первоначальному контракту и заключенному впоследствии (ст. 393.1 ГК РФ, постановление пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7).

Иные меры ответственности

Помимо права требования возмещения убытков, при нарушении условий договора ГК РФ предусматривает и другие меры ответственности, в частности, такие как:

  1. Неустойка (ст. 330ГК РФ) иными словами, штраф (устанавливается в деньгах) или пеня (рассчитывается в процентах). Она подлежит начислению в случае, если одной из сторон будут нарушены условия достигнутого соглашения. При этом по умолчанию убытки можно требовать только в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).

    Но договором может быть предусмотрена оплата:

    • только неустойки;
    • убытков поверх суммы неустойки;
    • либо неустойки, либо убытков.

    Предъявление стороне, нарушившей условия договора, требования об оплате неустойки не должно сопровождаться доказыванием факта причинения убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

  2. Ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Указанная статья определяет порядок уплаты и размер процента за просрочку договорных платежей. Его размер определяется ключевой ставкой Банка России за расчетные периоды.

    Если пострадавшая сторона требует взыскания указанных процентов, однако ее убытки заметно выше, допускается требовать также оплаты убытков, но только в части, не покрытой процентами по ст. 395 ГК РФ.

Помимо указанного, существуют еще некоторые особенности начисления процентов:

  • не разрешается начисление процентов на проценты;
  • не разрешается одновременное начисление неустойки в соответствии с условиями договора и процентов;
  • проценты подлежат исчислению до момента уплаты требуемых сумм.

Однако соглашением сторон может быть предусмотрен более малый срок.

Ответственность за невыполнение условий договора предусмотрена действующим ГК РФ и выражается в виде предъявления виновной стороне требований о возмещении убытков, уплате неустойки (штрафов, пени), а также исчислении процентов в случае неисполнения денежного обязательства.

Как военнослужащие, так и гражданские лица часто задаются вопросом: «Могут ли уволить служащего за несоблюдение контракта, каковы последствия этого несоблюдения?» Естественно, гарантировано для лиц, которые допустили грубые нарушения условий несения военной службы. Это может произойти за какое-либо уголовное или административное нарушение.

Контракт с военнослужащим может быть также расторгнут за любой, совершенный неоднократно, дисциплинарный проступок. Если же лицо, совершившее ранее какие-то деяния, повторяет их снова, и оба проступка были задокументированы, то его ожидает .

Досрочное увольнение по несоблюдению правил контракта применимо к лицу и как мера реагирования или же наказания. Иными словами, военного ждет увольнение, если он привлекался к административной или уголовной ответственности. В этом же случае у него могут забрать право занимать на некоторые должности на определённый период времени.

Процедура

Уволить военнослужащего можно двумя путями: увольнение в виде дисциплинарного взыскания или увольнение по итогам аттестации. Разберем эти процедуры подробнее.

В виде дисциплинарного взыскания

Если военнослужащий неоднократно совершил дисциплинарный проступок, то для того чтобы его уволить нужно обязательно доказать факт его вины. Обязанность на проведении такого расследования лежит на непосредственном командире провинившегося военнослужащего. Доказать факт вины нужно в десятидневный срок.

Если командир убедился в вине подчиненного, то следующим шагом создается приказ о досрочном увольнении военнослужащего. В нем обязательно нужно указать:

  1. Ф.И.О. и звание военнослужащего;
  2. основание из-за которого происходит увольнение;
  3. дата, с которой военнослужащий должен быть исключен из рядов воинской части.

С таким приказом военнослужащего нужно ознакомить лично и под подпись. Если он отказывается подписывать такой акт, то нужно составить акт в отказе от подписи. Составляется он в присутствии двух свидетелей. В нем нужно указать то, какой именно документ военнослужащий отказался подписать и дату составления акта. Составление уведомления об увольнении в виде дисциплинарного взыскания не требуется, достаточно ознакомить его с приказом.

Созыв аттестационной комиссии для разбора соответствия занимаемой должности военного

В большинстве случаев увольнение происходит по итогам аттестации, которая представляет собой специализированный правовой инструмент, следование которому позволяет дать оценку готовности военного лица к выполнению своих должностных обязанностей.

Аттестация проводится для всесторонней оценки деятельности военного контрактника и офицера. Кроме того, данная аттестация проверяет военнослужащего на соответствие занимаемой воинской должности и перспективы дальнейшей службы. Важно подчеркнуть, что аттестационная комиссия с целью разбора соответствия военнослужащего занимаемой должности создаётся распорядительным актом.

В состав комиссии входят следующие должностные лица:

  1. председатель – начальник воинского штаба либо заместитель командира;
  2. секретарь – один из офицеров воинской части;
  3. члены комиссии – заместитель командира воинского подразделения, начальники воинских частей, юридические лица, представители органов комплектования и воспитательной работы данного воинского подразделения;
  4. другие люди, которые, согласно указам Президента Российской Федерации, помогут разобраться с прочими вопросами, связанными с процессом прохождения воинской службы и прочими вопросами.

Командир воинской части несёт ответственность за обоснованность изложенных в документе фактов и выводов о контрактнике.

Он имеет полное право обжаловать результаты и порядок проведения процедуры аттестации, направив своё заявление начальнику батальона, или в суд. Обжаловать результаты комиссии возможно в течение одного месяца со дня их официального объявления.

Если жалоба военнослужащего будет оправдана, то:

  • в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения;
  • создаётся новый документ.

Составить ходатайство о созыве аттестационной комиссии может командир военного подразделения. Для составления данного документа необходимо воспользоваться специальным шаблоном.

Стоит отметить, что при составлении ходатайства начальник батальона обязан:


Перед тем, как командир воинского подразделения примет окончательное решение по рассматриваемому делу, аттестационная комиссия выносит заключение в письменном виде по всем вопросам, поднятым в ходе данного процесса. После того, как командир вынесет итоговое заключение по комиссии, все документы будут направлены в Министерство обороны Российской Федерации. Здесь формируется главная аттестационная комиссия, которая выдвинет окончательный вердикт.

Обратите внимание! Состав коллегии, план работы и цели главной аттестационной комиссии определяется представителями высшего федерального органа либо исполнительной властью, предусматривающей наличие в них военной службы.

Командир готовит письмо вышестоящему должностному лицу, через которое уведомляет его о необходимости увольнения со службы военного-контрактника. Предварительно созывается аттестационная комиссия, которая принимает решение об . Передача аттестационного листа в воинскую часть осуществляется в течение двух недель до проведения проверки. Это нужно для того, чтобы военный мог ознакомиться с выдвигаемыми ему претензиями и при необходимости внести в заключение поправки.

Оценивать военнослужащего требуется для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть жалобы, направленные в его сторону. Вследствие откроются все «за» и «против», которые помогут командиру определить, действительно ли стоит прекратить сотрудничество с данным контрактником, то есть оформить приказ об увольнении.

Приказ об увольнении составляется обычно по форме Т-8. В нем указывается дата принятие на работу и дата увольнения, основания увольнения, которым является решение комиссии, подпись командира и подпись самого увольняемого.

Выдача расчета и документов

Какие документы должны быть выданы?

Как правило, наиболее часто военнослужащего увольняют в следующих случаях:


Таким образом, при увольнении по несоблюдению условий контрактного договора с вооружёнными силами Российской Федерации военнослужащий получает на руки следующий арсенал документов:

  • копия аттестационного листа;
  • копия заключения, выданного военной комиссией;
  • рапорт на увольнение с военной службы;
  • копия листа организованной командованием беседы.

Что входит в расчёт?

При увольнении военнослужащего по несоблюдению условий контракта государство гарантирует ему финансовую поддержку. Абсолютно все военные люди имеют возможность претендовать на получение премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Начисление премии осуществляется в соответствии с месячным окладом военного. Тем не менее, все права и гарантии, предусмотренные Министерством обороны Российской Федерации, у бывшего контрактника также сохраняются.

Важно подчеркнуть, что военнослужащему, уволенному по несоблюдению условий контракта, не выплачиваются следующие выплаты:

О том, какие выплаты положены военным при увольнении, мы рассказывали в .

В какие сроки военному должны отдать расчет и кадровые документы?

Все кадровые документы направляются в официальный кадровый отдел. При этом важно учесть, что командир (начальник) подразделения обязан заранее рассчитать сроки получения организаций документации.

В таком случае до окончания срока службы военного должно оставаться не менее двух месяцев. Расчёт с военнослужащим, уволенным за несоблюдение контрактного договора, осуществляется в определённое число месяца, когда во время военной службы ему начислялись денежные средства.

Последствия

Стоит напомнить, что несоблюдение военнослужащим условий контракта состоит в совершении им какого-либо дисциплинарного поступка, административного нарушения или уголовного преступления. Действующее законодательство не позволяет привлекать военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение однотипного проступка. Иными словами, военнослужащего контрактника не имеют право уволить за один и тот же дисциплинарный проступок.

Так, досрочное увольнение из армии по несоблюдению условий контракта применяется к солдату или офицеру в качестве меры наказания и реагирования – в тех случаях, когда, согласно приговору суда, человек теряет право занимать определённые должности в течение определённого количества времени.

За совершение любого вида правонарушения военный уходит в принудительную отставку без дальнейшей возможности возвращения на военную службу, а контракт с российским Министерством обороны станет расторгнутым перманентно. А в зависимости от тяжести совершённых правонарушений он может быть приговорён к уголовному или административному наказанию.

Военнослужащий, расторгший контракт с Министерством обороны России, в дальнейшем лишится следующих привилегий:

  1. Получение ежегодной матпомощи.
  2. Выплата разного рода премий и пособий.

Возможно ли оспорить?

Согласно действующего законодательства Российской Федерации, военнослужащий вправе оспорить увольнение по несоблюдению контракта – обжаловать результаты аттестации. Для этого следует обратиться в военный суд или военную прокуратуру. Сотрудники данных учреждений изучат ситуацию.

Обращение в суд осуществляется в порядке, установленными Федеральными законами государства. Порядок совершения госпошлин на подачу заявления в военный суд осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, сроки подачи судебного иска ограничены. Военный гражданин вправе обжаловать своё увольнение в течение трёх месяцев со дня его исключения из числа личного состава воинского подразделения, где он ранее проходил контрактную службу.

Военные контрактники должны исходить из презумпции добросовестности и порядочности вышестоящих офицеров. Однако, основываясь прежде всего из практического опыта, ни в коем случае нельзя забывать о недостойном поведении офицеров, которые вправе самопроизвольно уволить того или иного военнослужащего.

Любые нарушения дисциплинарных взысканий, организации и осуществления процедуры аттестации, досрочного увольнения – всё это должно стать объектом пристального внимания. А права военнослужащих контрактников максимально защищены.

В обычной жизни отношения между наемными сотрудниками и работодателями строятся на трудовом законодательстве. Что касается военнослужащих, то условия их контракта, заключенного с военным ведомством, имеют свои особенности. Если какие-то пункты документа нарушаются, появляется реальная угроза увольнения. Каковы его причины, порядок оформления, последствия, описаны ниже.

Причины увольнения по нарушению условий контракта

Возможность прекратить контракт досрочно предусмотрена Военным законодательством . Увольнение происходит, в том числе, и при нарушении пунктов документа. Но такая возможность вступает в силу только при серьезных отступлениях от правовых норм. К таковым относятся:

  1. Совершение дисциплинарной провинности.
  2. Действия, которые подвергаются наказанию либо уголовному, либо административному.

Важно! Чтобы уволить военнослужащего за нарушение условий контракта (НУК) и при этом не нарушить закон, необходимо зафиксировать все совершенные им проступки документально.

Особенности увольнения за дисциплинарный проступок

Досрочное расторжение контракта становится реальным, когда военнослужащий совершает дисциплинарное нарушение. В Ст. 28.5 Закона 76-ФЗ содержатся обстоятельства, которые являются основанием для применения взыскания.

Чтобы командир принял решение об увольнении за НУК, достаточно:

  • одного грубого нарушения Дисциплинарного устава;
  • совершить проступок не впервые – иметь несколько неснятых (действующих) взысканий за предыдущие провинности.

За один и тот же дисциплинарный проступок нельзя привлекать военного к ответственности во второй раз. Это означает, что если тот допустил нарушение и получил за это взыскание, то в последующем такое деяние не может служить основанием для увольнения.

Важно! Законодательно установлены обстоятельства, смягчающие или отягощающие дисциплинарную ответственность.

Какие поступки считаются нарушением контракта

Возможные действия военнослужащего, за которые с ним разорвут контракт, таковы:

№ п/п Непозволительные действия
1. Несоблюдение правил обращения с взрывоопасными предметами: боеприпасами, взрывчаткой
2. Порча военного имущества
3. Нахождение на службе в нетрезвом состоянии. Отказ от проведения алкогольного теста
4. Нарушение уставного поведения при охране общественного порядка
5. Срыв боевого дежурства
6. Отсутствие на службе более 4 часов
7. Несвоевременное появление на службе после командировки, госпиталя, отпуска
8. Покидание места выполнения обязанностей без наличия на то приказа
9. Несоблюдение правил ведения караульной службы
10. Пренебрежение требований безопасности при управлении транспортом
11. Неуставное поведение по отношению к сослуживцам

Руководству воинских частей – о чем следует помнить

Командир (или начальник) ВЧ не должен необдуманно пользоваться своим правом на увольнение подчиненных за НУК. Далеко не каждое совершенное нарушение является поводом для полного отстранения военного от ведения службы.

Все негативные инциденты нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Разумно изучить:

  1. Подобные прецеденты, в том числе и те, которые рассматривались в судах.
  2. Сложившуюся практику по аналогичным ситуациям.
  3. Документы, характеризующие личностные качества военнослужащего и его профессиональные способности.

Только взвесив все, руководителю ВЧ стоит принимать окончательное решение и увольнять военнослужащего за НУК.

Важно! Соблюдение точной процедуры увольнения просто необходимо. В противном случае приказ может быть отменен в судовом порядке, если в ходе рассмотрения иска будут выявлены даже самые незначительные нарушения.

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Увольнение может проводиться по итогам аттестации . В ее ходе выявляется, соответствует ли военнослужащий той должности, которую занимает. Аттестация проводится в таком последовательности:

Последова­ тельность Содержание
1. Формируется аттестационная комиссия
2. Члены комиссии изучают документы, которые характеризуют военнослужащего, беседуют с ним
3. Аттестационная комиссия дает свою оценку, оформляемую протоколом. Направляется рекомендация по увольнению, когда члены комиссии посчитают, что условия контракта нарушены в недопустимых пределах. На решение влияет наличие (отсутствие) действующих взысканий, возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего
4. Высшее командование рассматривает итоги аттестации и принимает решение – уволить или ограничиться менее серьезным наказанием касательно военнослужащего

Аттестация проводится в плановом порядке или же внепланово. Последняя назначается после поступления командиру ходатайства от начальника провинившегося военнослужащего. Он пишет рапорт и указывает причину своего обращения.

Пример. Лейтенант Кривоступ Р. Л. неоднократно покидал территорию ВЧ во время дежурства. Первое нарушение было отмечено взысканием. Но спустя неделю Кривоступ снова нарушил Устав. Кроме того, на следующий день он пришел на службу в нетрезвом состоянии. От освидетельствования отказался. Непосредственный начальник лейтенанта майор Линеев В. Н. написал на имя начальника ВЧ рапорт на увольнение Кривоступа за НУК и попросил провести внеплановую аттестацию.

Важно! Оба вида аттестации проходят одинаково.

Дисциплина - мать победы.

А.В. Суворов

Процедура досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта, выяснение законности и обоснованности такого увольнения представляют определенную сложность не только для командиров (начальников), которые принимают эти решения, но и для юристов при проверке указанных решений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба в системе государственной службы Российской Федерации представляет особый вид государственной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 марта 2013 г. N 6-П указал, что особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Исходя из этого военная служба предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться в совершении виновных действий (бездействии), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Законодатель в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" не дал определения, что необходимо понимать под "невыполнением условий контракта". В связи с этим автор полагает, что под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы следует понимать виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим своих обязанностей, заключающееся в совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (нескольких дисциплинарных проступков), уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, которые свидетельствуют об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по мнению автора, могут быть уволены по невыполнению условий контракта только за совершение трех видов правонарушений:
- дисциплинарного проступка;
- административного правонарушения;
- преступления.
В случае совершения военнослужащими проступков, за которые они могут быть привлечены к гражданско-правовой и материальной ответственности, эти военнослужащие к досрочному увольнению по указанному основанию не представляются.
В настоящей статье автор рассматривает основания для увольнения военнослужащих с военной службы по невыполнению условий контракта в случаях совершения ими дисциплинарных проступков.
В двух законах, регламентирующих прохождение военной службы, предусмотрены основания для досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Так, в подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержатся положения о досрочном увольнении военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 28.4 также предусматривает дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Таким образом, военнослужащий может быть уволен по данному основанию в порядке аттестации, устанавливающей отсутствие у него необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, или в порядке применения к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
Рассмотрим особенности увольнения по указанному основанию в порядке аттестации.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. После совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка командиром (начальником) проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке для установления вины военнослужащего. Если по результатам разбирательства вина военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка будет доказана, к нему применяется дисциплинарное взыскание (не в виде увольнения с военной службы). После чего военнослужащий по решению командира может быть рассмотрен на заседании аттестационной комиссии по вопросу соответствия занимаемой воинской должности и требованиям, которые предъявляются к военнослужащим.
При этом решение аттестационной комиссии для увольнения по указанному основанию является обязательным.
Если аттестационная комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности или требованиям, которые предъявляются к военнослужащим, и командир (начальник), обладающий полномочиями по увольнению такого военнослужащего, согласится с этим решением и утвердит решение аттестационной комиссии, с военнослужащим проводится беседа, составляется представление о досрочном увольнении с военной службы и он представляется к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как правило, совершение только одного грубого дисциплинарного проступка при отсутствии ранее нарушений воинской дисциплины не может служить достаточным доказательством того, что военнослужащий перестал отвечать требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В то же время судебная практика свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях совершение военнослужащим одного грубого дисциплинарного проступка может являться достаточным основанием для рассмотрения вопроса о его увольнении с военной службы.
В качестве примера приведем следующий случай.
Военнослужащий управления Центрального регионального командования внутренних войск МВД России в воинском звании "подполковник" проходил военно-врачебную комиссию в военном госпитале.
Во время нахождения в госпитале употребил спиртные напитки, был освидетельствован на состояние опьянения и выписан из госпиталя за нарушение режима (согласно п. "з" ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нахождение на лечении является исполнением обязанностей военной службы).
Командованием проступок указанного военнослужащего был расценен как грубый - исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, проведено разбирательство, составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке. После этого военнослужащий был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая пришла к выводу о несоответствии его занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, и ходатайствовала перед главнокомандующим внутренними войсками о целесообразности его увольнения по невыполнению условий контракта.
Главнокомандующий внутренними войсками указанное решение аттестационной комиссии утвердил. С военнослужащим была проведена беседа, составлено представление об увольнении с военной службы, и приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России он был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Не согласившись с указанным решением, военнослужащий обжаловал его в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде, который 23 декабря 2010 г. отменил решение должностного лица об увольнении с военной службы в связи с необоснованностью.
Московский окружной военный суд Кассационным определением от 31 марта 2011 г. N КГ-555 отменил решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда, приняв новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
При этом суд кассационной инстанции указал, что совершение грубого дисциплинарного проступка являлось достаточным условием для увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. Систематическое совершение военнослужащим дисциплинарных проступков, которые не входят в перечень грубых дисциплинарных проступков, можно также расценивать как нарушение со стороны военнослужащего условий контракта. Но при этом до представления к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта к военнослужащему, совершающему эти проступки, должны быть применены все предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации меры воспитательного характера и дисциплинарной ответственности.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка (негрубого) вид взыскания должен избираться командованием с учетом общественной опасности, последствий совершенного правонарушения, поведения военнослужащего до совершения правонарушения, наличия у него дисциплинарных взысканий и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Так, например, за систематическое нарушение воинской дисциплины при построении военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Если военнослужащий не исправится и повторно совершит аналогичное правонарушение, военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
При этом указанные взыскания должны объявляться не в один и тот же день, а военнослужащему должно быть предоставлено достаточно времени для исправления и воздействия дисциплинарного наказания как воспитательной меры.
После того как к военнослужащему были применены все предусмотренные действующим законодательством меры воспитательного и дисциплинарного характера (были объявлены взыскания в виде выговоров, строгих выговоров, предупреждения о неполном служебном соответствии, др.), а он продолжает нарушать воинскую дисциплину путем совершения дисциплинарных проступков, по решению соответствующих командиров (начальников) он может быть аттестован на соответствие занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если по результатам аттестации аттестационная комиссии придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и не отвечает предъявляемым требованиям военной службы, этого военнослужащего можно представлять к досрочному увольнению по невыполнению условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Аттестация военнослужащих должна проводиться объективно и с соблюдением процедуры ее проведения.
Однако не всегда аттестация военнослужащих проводится объективно, а решения аттестационных комиссий соответствуют требованиям закона и являются обоснованными.
Приведем следующий пример.
Военнослужащий в воинском звании "капитан" был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии воинской части по вопросу соответствия занимаемой воинской должности в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Аттестационная комиссия, рассмотрев военнослужащего, посчитала, что в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, и ходатайствовала перед командиром воинской части о досрочном увольнении офицера по невыполнению условий контракта. Командир воинской части, который инициировал проведение аттестационной комиссии, согласился с этим решением, и военнослужащий был представлен к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого решения и проверки обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка установлено, что военнослужащий отказался заступать дежурным по контрольно-пропускному пункту воинской части.
Вместе с тем в соответствии со ст. 291 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дежурный по контрольно-пропускному пункту назначается из прапорщиков или сержантов.
В связи с изложенным назначение дежурным по контрольно-пропускному пункту военнослужащего в воинском звании "капитан" не соответствовало Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и решение аттестационной комиссии было признано незаконным.
Далее рассмотрим особенности увольнения военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. Для установления вины военнослужащего проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке. После этого в установленный этой же статьей Закона срок (10 суток) издается приказ о применении к военнослужащему меры дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Приказ должен быть издан воинским должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по применению такого дисциплинарного взыскания к конкретному военнослужащему.
Например.

ПРИКАЗ
командира войсковой части 0000

"___" ____________ 201__ г. N ____

О применении
дисциплинарного взыскания к сержанту
(указать фамилию и инициалы)

Указать:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вину военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форму вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка (при наличии);
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в... (указать, что совершил военнослужащий), применить к сержанту (указать фамилию, имя, отчество полностью) дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. В случае совершения негрубого дисциплинарного проступка допускается возможность применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы по невыполнению условий контракта. В практике автора настоящей статьи это взыскание применялось к военнослужащему, если после применения взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии он совершал два проступка (негрубых), за которые к нему применялись дисциплинарные взыскания в виде выговора или строгого выговора, а при совершении третьего проступка - взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
При увольнении военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания проведение аттестации не требуется.
Об этом свидетельствует и пример из обзорной справки Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации "О судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 году".
Владикавказский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление проходившего военную службу по контракту старшины Б. об оспаривании действий командования, связанных с досрочным увольнением его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Удовлетворяя заявление Б., суд первой инстанции исходил из того, что при увольнении заявителя была нарушена установленная Положением о порядке прохождения военной службы процедура, так как вопрос о его досрочном увольнении с военной службы не был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке этот вывод суда признан ошибочным по следующим основаниям.
Приказом начальника Пограничного управления к Б. за совершение им грубого дисциплинарного проступка применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Привлечению к дисциплинарной ответственности предшествовало проведенное с соблюдением установленной процедуры разбирательство с оформлением письменных материалов по факту совершенного Б. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении им 1 апреля 2013 г. правил несения службы по охране и обороне военного объекта.
При этом воинским должностным лицом соблюдены установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок, сроки и остальные элементы процедуры применения этого вида дисциплинарного взыскания.
Законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного Северо-Кавказский окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение, которым досрочное увольнение Б. с военной службы признал правомерным и в удовлетворении заявления ему отказал.
Таким образом, подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:
1. Решение должностного лица об увольнении военнослужащего по невыполнению условий контракта в порядке, предусмотренном подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (не в порядке применения дисциплинарного взыскания), должно приниматься по результатам проведения аттестации, по итогам которой сделан вывод, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. При представлении военнослужащего к увольнению с военной службы за совершение негрубых дисциплинарных проступков к нему до этого должны быть применены все предусмотренные меры дисциплинарного и воспитательного характера. При этом командованием и аттестационной комиссией должен быть сделан вывод, что эти меры не привели к исправлению военнослужащего и у него отсутствуют необходимые качества для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
3. При проведении аттестации должна быть соблюдена процедура ее проведения. Решение аттестационной комиссии должно быть законным и справедливым.
4. При увольнении военнослужащего в порядке применения к нему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта проведение аттестации не требуется.
5. Решение командира (начальника) о применении указанного дисциплинарного взыскания должно соответствовать требованиям законодательства, быть обоснованным с точки зрения соответствия применяемой меры дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ