Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Толкование Конституции РФ представляет собой уяс­нение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаружи­вающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.

Толкование норм Конституции РФ может быть офици­альным и неофициальным.

Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объеди­нения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональ­ное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди,

4.3. Толкование Конституции Российской Федерации

не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определен­ными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, коммента­риев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубо­кий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов.

Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное тол­кование необходимо при наличии неясных, нечетких фор­мулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой право­вой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нор­мы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.



Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.

Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего дан­ную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ).

Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государ­ственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами.

Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запро­сам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти78

Глава 4. Теоретические основы конституционализма

субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Кон­ституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ являет­ся официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.

Способы толкования норм конституции: граммати­ческий, логический, систематический, историко-полити-ческий, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры.

Логическое толкование включает необходимость исполь­зования законов и правил формальной логики для уясне­ния смысла, содержания нормы Конституции.

Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими норма­ми Конституции, близкими по содержанию.

Историко-политическое толкование определяет необ­ходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конститу­ции.

Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законода­тель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и дру­гих ее частях 1 .

4.4. Охрана и защита Конституции Российской Федерации

Охрана конституции означает закрепление в самой кон­ституции и иных нормативных правовых актах мер профи­лактики, выявления и пресечения конституционных нару­шений, средств защиты конституционных норм.

Охрана Конституции РФ обеспечивается предписа­ниями самих конституционных норм, которые закрепля­ют обязанности Российского государства в целом, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгла-

1 См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137.

4.4. Охрана и защита Конституции Российской Федерации

шает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина - обязанность государства*. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону*.

На охрану конституционных норм направлено содер­жание всех федеральных законов и актов органов государ­ственной власти и местного самоуправления. Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая адми­нистративную ответственность за посягательства на права граждан.

Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоу­правления, их должностных лиц, общественных объедине­ний и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.

Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых ак­тов Конституции РФ.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Консти­туцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Прези­дент РФ.

Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Консти­туцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Это предписание ст. 115 Кон­ституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечиваю­щих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспе-80

Глава 4. Теоретические основы конституционализма

чивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.

При этом если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоу­правления и (или) установления прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, он вправе обратиться в суд. До вступле­ния в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конститу­ции РФ, принятие муниципальных правовых актов, про­тиворечащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо за­кона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответствен­ность органов муниципального образования перед госу­дарством (ст. 72). Согласно ст. 73 данного Закона, если соответствующим судом будет установлено, что предста­вительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конститу­ции РФ, а представительный орган муниципального обра­зования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного ре­шением суда срока не принял в пределах своих полномо­чий мер по исполнению решения суда, в том числе не отме­нил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный)

4.5. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муни­ципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу зако­на субъекта РФ о его роспуске.

Специальным органом контроля за соблюдением пред­писаний Конституции РФ в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечислен­ных субъектов конституционно-правовых отношений Кон­ституции РФ.

Специфическим, активно действующим государствен­ным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, явля­ется Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации и аналогичные органы в субъектах РФ.

В условиях строительства правового государства неу­клонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституцион­ного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.

Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации. Формами охраны и защи­ты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конститу­ционный Суд РФ.

4.5. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

Помимо Конституции РФ в российскую правовую си­стему входят конституции и уставы субъектов РФ.

Конституция (устав) субъекта РФ - это основной за­кон субъекта Федерации, принимаемый им самостоятель-82 Глава 4. Теоретические основы конституционализма

но и закрепляющий политическую, экономическую основы, систему, порядок формирования и деятельности, компе­тенцию органов государственной власти, систему местно­го самоуправления, а также иные положения, отнесенные Конституцией РФ и федеральным законодательством к ве­дению субъекта РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации имеет учре­дительный характер, который, однако, носит вторичный характер по отношению к Конституции РФ.

Несмотря на различие в наименованиях основных зако­нов субъектов РФ, они равнозначны по своей юридической силе, значению и роли в правовой системе соответствую­щих субъектов РФ. Все иные нормативные акты субъек­та РФ не могут противоречить конституции или уставу.

Конституции (уставы) субъектов РФ и поправки к ним принимаются законодательными (представительными) ор­ганами государственной власти. Однако в отношении ре­спублик федеральный закон оговаривает возможность при­нятия конституции и внесения в нее поправок иным путем (например, посредством референдума), если это предусмо­трено в самой конституции республики.

Основные законы субъектов РФ принимаются на осно­вании и в соответствии с Конституцией РФ и не могут про­тиворечить ее положениям.

Основные законы субъектов РФ закрепляют принад­лежность власти населению, соблюдение интересов жи­телей субъектов Федерации (Воронежская, Ростовская, Оренбургская области).

Вместе с тем основные законы субъектов РФ отражают специфику национальной государственности, выражаю­щейся в названии законодательных (представительных) органов государственной власти, структуре и порядке фор-мирования двухпалатных парламентов (Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия), характере депу­татского мандата, разнообразии моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнитель­ной власти, административно-территориальном делении, государственной символике, наличии гражданства в от­дельных республиках.

Все конституции имеют норму о двуязычии, призна­нии государственными русского языка и языка корен­ной национальности (ст. 42 Конституции Якутии, ст. 41 Конституции Татарстана). На этих языках публикуются

Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

В прежней Конституции России содержалось лишь положение о толковании законов, что было отнесено к компетенции Верховного Совета РФ. Однако в практике применялось толкование некоторых норм Конституции и при этом руководствовались презумпцией, что толковать Конституцию может только орган, к компетенции которого относится принятие Конституции и толкование законов. Такими органами были Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Они и осуществляли толкование. Ими было принято два постановления по этому поводу: о толковании понятия "общее число депутатов" и о толковании ст. 183 Конституции. Толкование понятия "общее число депутатов" было вызвано тем, что существовала неясность, как трактовать это понятие. Общее число народных депутатов по Конституции составляло 1068 человек. Фактически же было избрано меньше (в частности, не участвовала в выборах Чеченская республика). В условиях достаточно высокой степени противоборства различных фракций, когда решения зачастую принимались с перевесом в несколько голосов, неопределенность понятия "общее число депутатов" создавала значительные трудности в работе. Съезд постановил толковать это понятие как "общее число избранных депутатов".

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Необходимость института официального толкования Конституции вызывается целым рядом причин. Будучи по самой своей природе достаточно кратким правовым актом и вместе с тем предназначенным для регулирования самой широкой сферы общественных отношений, Конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм. Конституция не свободна и от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими субъектами, могущих иметь различный смысл. Это в определенной мере объясняется свойственной русскому языку многозначностью терминов, несовершенством законодательной техники. Имеются в тексте Конституции, как показала практика, и прямые пробелы.

Указанные и иные причины не могут быть препятствием для правильного применения конституционных норм в соответствии с заложенной в них волей конституционного законодателя. Уяснению смысла конституционных норм в необходимых случаях служит институт толкования Конституции.

Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Это обусловлено тем, что Конституция была принята референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.

Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Круг этих субъектов уже, чем тех, которые правомочны обращаться с запросами в Конституционный Суд по вопросам нормоконтроля, спорам о компетенции и др. Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах).

Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др. Запросов о толковании конституционных норм было множество. В отдельных случаях Конституционный Суд отказывал в рассмотрении запроса. Так, Суд отказался толковать ч. 1 ст. 137, ч. 2 ст. 96 Конституции, поскольку в этих статьях предусмотрено, что такие вопросы должны быть решены в федеральных конституционных или федеральных законах.

Конституционный Суд дал толкование многих статей Конституции. Так, он дал толкование положению об "общем числе депутатов Государственной Думы", применяемому в целом ряде статей Конституции (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105 и др.), рассмотрел дела о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106; ст. 136; ч. 2 ст. 137; отдельных положений ст. 107; ч. 4 ст. 66; отдельных положений ст. 125, 126, 127; положений ч. 4 ст. 111; ст. 71 (п. "г"), ст. 76 (ч. 1); ст. 92 (ч. 2 и 3) и др.

Давая толкование Конституции, Конституционный Суд не создает новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые правовые нормы.

Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть конституционных норм, путем их системного анализа и других приемов толкования выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержание.

  • 6, 7, 8. Конституционное развитие рф (рсфср) до начала 1990-х гг.
  • 8. Разработка и принятие Конституции рф 1993 г.
  • Глава 1. Основы конституционного строя(статьи 1-16)
  • 11. Проблемы совершенствования действующей Конституции рф: доктрина, законодательство и практика.
  • 12. Конституции (уставы) субъектов рф: юридическая природа, функции, содержание.
  • 13. Устав Красноярского края: общая характеристика.
  • 15. Толкование конституции: значение, субъекты, способы.
  • 16. Охрана конституции: понятие, значение и модели. Проблемы охраны Конституции рф, конституций (уставов) субъектов рф.
  • 17. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания.
  • 18. Конституционное право рф как нормативное образование: предмет, метод, наименование.
  • 20. Система конституционного права рф.
  • 19. Место конституционного права в системе российского права. Состояние конституционного права рф и тенденции его развития в настоящий период.
  • 25. Конституционное право рф как наука и учебная дисциплина.
  • 5. Регламенты палат Федерального Собрания.
  • 7.Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
  • 23. Конституционно-правовые нормы: содержание, виды, особенности.
  • 24. Конституционно-правовые отношения: содержание, виды, особенности субъектов и объектов.
  • 26. Понятие, признаки и элементы основ конституционного строя рф.
  • 27. Политические и правовые основы конституционного строя рф.
  • 28. Социальные, экономические и духовные основы конституционного строя рф.
  • 29. Народовластие в рф: понятие и формы. Ответственность публичной власти перед народом.
  • 30. Гражданство рф: понятие и принципы.
  • 31. Основания приобретения и прекращения гражданства рф.
  • 32. Порядок решения вопросов гражданства в рф: органы и процедуры. Документы, удостоверяющие гражданство рф.
  • 33. Конституционное положение (конституционный статус) личности в рф: понятие, элементы и принципы.
  • 34. Понятие и классификация конституционных прав и свобод личности в рф.
  • 38. Ограничение конституционных прав и свобод личности в рф.
  • 39. Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей личности в рф.
  • 40. Конституционные обязанности личности в рф.
  • 41. Правовое положение в рф иностранных граждан, лиц без гражданства.
  • 42. Правовое положение в рф беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 43. Понятие и виды избирательного права и избирательных систем рф.
  • 44. Принципы избирательного права рф.
  • 4) Языковый ценз 5) образовательный ценз 6) ценз судимости
  • 45. Гарантии избирательных прав.
  • 46. Назначение выборов, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков, выдвижение и регистрация кандидатов.
  • 47. Финансирование выборов. Кандидаты и их статус. Предвыборная агитация.
  • 48. Голосование, подсчет голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликование.
  • 51. Референдумы в рф: понятие, виды, порядок проведения.
  • 52. Избирательные комиссии, комиссии референдумов: виды, порядок формирования, полномочия, организация и порядок деятельности.
  • 54. Референдумы в Красноярском крае: понятие, виды, порядок проведения.
  • 15. Толкование конституции: значение, субъекты, способы.

    Толкование права – это раскрытие содержания правовых норм,

    Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают ситуации, которые требуют разъяснения точного смысла и содержания правовых норм.

    ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ - официальное разъяснение содержащихся в нормах Конституции понятий.

    Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

    Право толкования возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.

    В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются:

    ОФИЦИАЛЬНОЕ толкование – даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный характер

    Виды официального толкования:

    * аутентическое - разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

    * делегированное (легальное) - толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

    * нормативное - толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

    * казуальное - толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

    НЕОФИЦИАЛЬНОЕ – даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер

    Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.

    * обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей),

    * специально-юридическое (осуществляется юристами - судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.

    * доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

    Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

    Грамматический – состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

    Исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

    Систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

    Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это может быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический документ (исковое заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.).

    16. Охрана конституции: понятие, значение и модели. Проблемы охраны Конституции рф, конституций (уставов) субъектов рф.

    Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокуп­ность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Т.е. это создание необходимых условий, наличие гарантий, которые обеспечивают действие конституционных норм.

    Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Консти­туции РФ).

    – Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту РФ. Согласно ст.80 К Президент - как глава государства является гаран­том Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

    – осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции.

    Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов го­сударственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    – В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной россий­ским законодательством.

    – Кроме того, охрана конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на всех лиц конституционной обязанностисоблюдать Конституцию РФ изаконы;

    Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

    Формы реализации конституции:

    1. Использование - это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией.

    «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35);

    2. Исполнение - это выполнение возложенных Конституцией обязанностей.

    «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч.1 ст.59).

    3. Соблюдение - это несовершение запрещенных Конституцией действий.

    «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).

    4. Применение - это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).

    «Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89).

    Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

    Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

    Причины необходимости толкования:

    Ø Сложность юридического языка

    Ø Наличие специальных терминов

    Ø Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность.

    Ø Наличие специальной юридической техники.

    Условно (по нормативности толкования) можно выделить две группы субъектов толкования :

    1) Конституционный Суд . Данный судебный орган уполномочен Конституцией (ч.5 ст.125) на осуществление толкования ее положений по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Однако фактически Конституционный Суд осуществляет толкование положений Конституции и в рамках исполнения иных полномочий (разрешение дел о соответствии Конституции различных нормативно-правовых актов, разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). Следовательно, не будет существенным преувеличением утверждение, что вся деятельность Конституционного Суда РФ в той или иной степени состоит в толковании Конституции;2) Иные субъекты толкования (ученые, дающие доктринальное толкование, например, в комментариях к Конституции РФ, монографиях, статьях, иные суды, толкующие и по итогам такого толкования применяющие Конституцию РФ при разрешении конкретного дела и т.д.). В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии: 1) Направление запроса о толковании в Конституционный Суд . Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду. К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию. Запрос о толковании Конституции предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Но заявитель, во всяком случае, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом;2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела. Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона, может отказать в принятии запроса к рассмотрению;3) Подготовка дела к слушанию . Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда;4) Рассмотрение запроса о толковании по существу . Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто;5) Совещание судей и принятие итогового решения . В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда;6) Опубликование решения (в частности, в «Вестнике Конституционного Суда РФ);7) Разъяснение принятого решения . Данная стадия не является обязательной. Решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд. Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом. 9. Порядок внесения поправок в главы 3 - 8 Конституции РФ по ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ в части определения наименования и правовой формы документа, опосредующего порядок внесения конституционных поправок (Пост-е от 31.10.95г). Общий (парламентский) порядок внесения поправок – распространяется только на главы 3-8 Конституции РФ. Согласно ФЗ " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 04.03.98 г. под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.

    Предложения о поправках Конституции могут вносить:

    ü Президент РФ

    ü Правительство РФ

    ü Государственная Дума

    ü Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)

    ü Совет Федерации

    ü Группа членов СФ не менее 1/5

    ü Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

    Общий (парламентский) порядок внесения поправок в Конституцию РФ:


    Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995): Поводом к рассмотрению дела, явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.

    КС РФ обращается к КРФ:

    · Есть ФКЗ и ФЗ.

    · Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку

    · ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может.

    · ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо.

    · Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

    · Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП.

    Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ в части определения порядка внесения в ст. 65 Конституцию нового наименования субъекта РФ (Пост-е от 28 11.95г.).

    Внепарламентский способ внесения поправок - распространяется только на главы 1,2,9 Конституции РФ.

    Эти главы играют важную роль для демократического государства, поэтому принятие поправок требует особого порядка. Но ФКЗ «О конституционном Собрании» пока не принят, хотя и предусмотрен Конституцией.

    Внепарламентский способ внесения поправок в главы 1, 2, 9 Конституции РФ:


    2 варианта

    Толкование Конституции РФ означает познание, уяснение и разъяснение действительного смысла ее положений в целях их реализации.

    Толкование представляет собой результат научного поиска, характеризуется использованием различных научных методов, авторитетных концепций, доктрин, изложенных в учебниках, монографиях и других научных трудах, либо предстает как оригинальная новая научная теория, по-иному характеризующая то или иное государственноправовое явление.

    Для справки

    При учреждении в России Конституционного Суда не предусматривалось его полномочие по толкованию Конституции. Законом РСФСР 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» предусматривалось лишь право Суда толковать собственные решения.

    Впервые право Конституционного Суда РФ толковать Основной закон было закреплено в ст. 125 Конституции РФ 1993 г.

    Необходимость толкования Конституции РФ обусловлена потребностями точного понимания содержания ее норм, выявления их истинного смысла в целях правильного соотнесения с ним реальной юридической практики. Эффективность реализации положений Конституции РФ зависит от правильного уяснения их смысла и содержания. Ошибочная интерпретация текста Конституции РФ может привести к негативным последствиям: конфликтам между органами власти, нарушениям прав человека, невыполнению обязательств и др.

    Конституционные нормы предельно лаконичны, но при этом охватывают широкий круг общественных отношений, рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов и на длительность регулирования. Поэтому важно в любых (гражданских, уголовных, административных и др.) правоотношениях понимать принимаемые и применяемые законы в духе их соответствия Конституции РФ, наполняя ее тем самым жизненной силой. Для этого необходимо юридически правильно толковать саму Конституцию РФ, содержащиеся в ней термины и положения, нередко сформулированные абстрактно, неопределенно, многозначно, противоречиво.

    Конституционный Суд РФ осуществляет нормативное толкование Конституции РФ в специальном производстве, а также казуальное толкование в других видах производства, которые являются общеобязательными.

    Мнения ученых

    В принципе Конституционный Суд РФ толкует Конституцию РФ при рассмотрении любого дела и выработке своего решения, оценивая конституционность оспоренного акта, выявляя его конституционноправовой смысл, разрешая спор о компетенции. Без этого невозможно принять решение, без этого нет и самого конституционного контроля. И хотя такое толкование, называемое официальным, казуальным, является действием не самостоятельным, а подчиненным обоснованию решения в его мотивировочной части, оно, исходя из юридической природы решений Конституционного Суда РФ, обязательно для всех правоприменителей .

    Толковать Конституцию РФ могут любые органы власти, должностные лица, юристы, другие граждане и их объединения. Такое толкование является неофициальным. Официально толковать Конституцию РФ вправе единственный орган - Конституционный Суд РФ.

    Судебная практика

    Конституционный Суд РФ подчеркивает нормативно-доктриналь- ный характер осуществляемого им толкования Конституции РФ (постановление от 18 июля 2008 г. № 10-П).

    Прежние российские конституции не содержали института их официального толкования. В них закреплялась лишь компетенция Верховного Совета по толкованию законов. Однако на практике встречались случаи толкования Конституции Съездом народных депутатов и Верховным Советом.

    Конституция РФ 1993 г. закрепила полномочие по ее официальному толкованию за специальным органом конституционной юстиции - Конституционным Судом РФ (ч. 5 ст. 125). Иные суды не имеют право толковать Конституцию РФ.

    Судебная практика

    В постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции РФ Конституционный Суд РФ указал на свою монополию официальной интерпретации Конституции РФ, которая является обязательной для всех других судов.

    Смысл, который придал Конституционный Суд РФ, толкуя норму Конституции РФ, является обязательным и для самого Суда в его последующей деятельности.

    Мнения ученых

    «В процессе толкования Конституционный Суд уясняет содержание и смысл конституционных положений и для самого себя. Было бы неверно считать, что для Конституционного Суда все положения Конституции заранее ясны. Столь же ошибочно думать, что его решения о толковании обусловлены исключительно пробельностью норм Конституции и поэтому как бы дописывают ее, и тем более отождествлять их с самой Конституцией. Это противоречило бы самой сути толкования» .

    Всего с 1995 г. Конституционным Судом РФ принято 13 постановлений, в которых дано толкование 23 статьям Конституции РФ. По 25 запросам Суд вынес «отказные» определения.

    Судебная практика

    Конституционным Судом РФ по делам о толковании Конституции РФ сформулированы правовые позиции о понятии «принятый федеральный закон» (ст. 107); форме правового акта о поправках к Конституции РФ (ст. 136); процедуре принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 106, ст. 106, 107); понятиях «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации» (ч. 3 ст. 103, ч. 2, 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135); правовых последствиях роспуска Государственной Думы (п. «б» ст. 84, ч. 1,2, 4 ст. 99, ст. 109); роспуске Государственной Думы после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111); временном исполнении обязанностей Президента РФ Председателем Правительства РФ в случаях, когда Президент не в состоянии их выполнить (ч. 2, 3 ст. 92); досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом РФ (ст. 91, ч. 2 ст. 92); разграничении компетенций между Конституционным Судом РФ и другими судами (ст. 125-127); понятиях «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 1 ст. 112); статусе автономного округа, входящего в состав края, области (ч. 4 ст. 66); процедуре включения нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137).

    Исследование правового содержания положений Конституции РФ требует применения различных способов толкования: логического, грамматического, систематического, исторического, телеологического (целевого).

    Логический способ толкования предполагает применение законов формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и др.

    Этот способ был применен Конституционным Судом РФ, в частности, при толковании ст. 136 Конституции РФ и позволил сделать вывод о том, что процедура принятия поправок к ее гл. 3-8 существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Положения этой статьи могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона (постановление от 31 октября 1995 г. № 12-П).

    Грамматический способ толкования (словесный, языковой, филологический) направлен на анализ слов, фраз, предложений, изложенных в тексте проверяемого законоположения. Причем сначала устанавливается смысл отдельных слов, затем - словосочетаний и предложений. Принимается во внимание факт возможного изменения смысла слова с течением времени. Учитывается прежде всего значение слов и словосочетаний в конституционно-правовом смысле.

    В деле о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ Суд исходил из буквального смысла словосочетания «трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации», которое может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность. Поэтому Суд сделал вывод, что текст ст. 111 Конституции РФ не исключает ни одного из двух названных вариантов (постановление от 11 декабря 1998 г. № 28-П).

    Систематический способ толкования Конституции РФ обусловлен системностью права в целом и взаимообусловленностью содержания правовых норм в частности. При уяснении смысла проверяемой конституционной нормы выявляются ее системные связи с другими нормами, место в системах права и законодательства. Суд в своих выводах неоднократно исходил из того, что ту или иную статью Конституции РФ надо рассматривать в контексте всей Конституции РФ, определенного ряда ее норм (например, гл. 1, посвященной основам конституционного строя) либо преамбулы и др.

    В постановлении от 27 января 1999 г. № 2-П Конституционный Суд РФ, разъясняя понятие «структура федеральных органов исполнительной власти», системно истолковал положения ряда норм Конституции РФ, сделал вывод о том, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти.

    Исторический способ толкования (историко-политический) дополняет другие способы толкования. Для уяснения смысла конституционной нормы исследуются материалы, связанные с принятием Конституции РФ, а также сложившаяся на тот момент общественно- политическая, социально-экономическая, духовная обстановка в обществе. Особое значение для конституционного судопроизводства имеет анализ современной практики применения толкуемой нормы. В ФКЗ о Конституционном Суде прямо предписано Конституционному Суду учитывать правоприменительную практику: «Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов» (ст. 74).

    Телеологический способ толкования основан на уточнении целей конституционных норм и основной цели Конституции РФ в целом - обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека как высшей ценности. Любое толкование прав и свобод, которые гарантируются Конституцией РФ, должно соответствовать ее общему духу в целях обеспечения и развития идеалов и ценностей демократического общества.

    Конституционный Суд РФ самостоятелен в выборе способов толкования, нередко он использует одновременно несколько способов.

    Пример

    Осуществляя толкование ч. 4 ст. 111 Конституции РФ о согласовании Президентом РФ с Государственной Думой кандидатуры председателя Правительства РФ, Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П отметил: «Действительный смысл положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации может быть выявлен на основе использования в единстве различных приемов толкования - телеологического, историко-политического, систематического, грамматического, логического».

    Толкование положения Конституции РФ не может противоречить его буквальному содержанию. Кроме того, оно должно соответствовать основам конституционного строя России, принципу признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Толкование должно отвечать социальному назначению Конституции РФ, ее действию в интересах всего российского общества.

    Мнения ученых

    «Неадекватное истолкование Конституции РФ может привести к узурпации государственной (в том числе судебной) власти в стране» 1 .

    Исследование правового содержания положений Конституции РФ требует применения различных видов толкования в зависимости от его границ: адекватного (буквального), ограничительного; расширительного. Используя тот или иной вид толкования, Конституционный Суд РФ выявляет точное, более узкое или широкое понимание конституционной нормы по сравнению с ее языковым выражением. Если словесное выражение нормы и мысль законодателя совпадают, то используется адекватное толкование. В иных случаях имеют место ограничительное или расширительное толкование.

    Мнения ученых

    А. Н. Кокотов справедливо утверждает, что Конституция РФ и ФКЗ

    0 Конституционном Суде не ограничивают Суд в объеме толкования положений Конституции РФ, не устанавливают требования следовать воле законодателя. Последнее, безусловно, должно приниматься во внимание, но не абсолютизироваться с учетом трех обстоятельств. Во- первых, носителем и выразителем заключенной в Конституции воли являются не ее создатели (группы, эксперты и т. п.), а народ, интересы которого в конечном счете должна выражать и защищать Конституция. Во-вторых, воля законодателя интерпретируется через совокупную волю, отраженную в системе конституционных норм (Конституции как целого) и в праве вообще. В-третьих, намерения законодателя вытекают из обстоятельств, имеющих место при принятии акта. Если данные обстоятельства исчезают, то первоначальные намерения утрачивают всякое значение, тогда как сам акт остается. С этой точки зрения чем старше Конституция, тем меньше оснований у толкователя считаться с намерениями ее авторов, тем настоятельнее потребность в модернизации нормы посредством «восполняющего толкования» .

    Осуществляя толкование Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не создает новых конституционных норм. При изменении Конституции РФ ее прежнее толкование Конституционным Судом РФ утрачивает силу.

    Конституционный Суд РФ не участвует в процедуре принятия поправок к Конституции РФ и ее пересмотра, поэтому его толкование действующих норм Конституции РФ не препятствует их изменению.

    Мнения ученых

    В отдельных случаях официальное толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ может быть своеобразной альтернативой жесткой процедуре внесения в нее поправок, направленных на конкретизацию конституционных норм. Однако частое толкование свидетельствует о неоднозначном понимании многих конституционных положений, подрывает стабильность конституционного регулирования и в итоге ведет к своеобразной ревизии Конституции РФ 1 .



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ