Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

30 июня 2015 года начала действовать новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменение стало одним из самых масштабных за всю историю документа. Всего в кодекс внесено 120 поправок.

Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменило сразу целый ряд новелл Жилищного кодекса РФ. Поправки касаются как вопросов управления многоквартирными домами, так и оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта. Кроме того, законодатели впервые предусмотрели возможность привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья. В первую очередь нужно отметить изменения, которые законодатели внесли в , которая определяет проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, теперь общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции собрания законодатели отнесли принятие решении о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией или правлением товарищества собственников жилья общего собрания, а также принятие решений о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Кроме того, именно общее собрание собственников имеет право принять решение о необходимости привлечения кредитных средств. Председатель совета многоквартирного дома наделяется полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ , за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая . Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:
  • очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
  • заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 ЖК РФ);
  • очно-заочного голосования.
В новой редакции статьи 45 ЖК РФ изменен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Так собственники должны проводить ежегодное собрание в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом. При этом созывать собрания получили собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Для этого они должны обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива. По такому обращению администрация УК, ТСЖ или кооператива должна назначить дату общего собрания и в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, уведомить об этом каждого собственника помещения в данном доме в установленном законом порядке. По новым правилам из статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются в виде протокола и решения, которые являются официальными документами. Эти документы, удостоверяющие факты и влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема их прав и обязанностей или освобождения от обязанностей, в принципе, подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. В «Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме» законодатели добавили несколько новых пунктов, регламентирующих порядок голосования при заочной и очно-заочной форме проведения общего собрания жильцов. Изменились также нормы статьи 12 ЖК РФ «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений», к полномочиям добавилось «определение порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Что касается вопросов оплаты коммунальных услуг и содержания общего имущества, то в «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» добавился новый пункт, определяющий обязанность застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома)оплачивать содержание помещений в многоквартирном доме, которые еще не были переданы другим лицам по передаточному акту или иному документу о передаче. Такая обязанность возникает с момента выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Кроме того, изменилась и теперь в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В новой редакции статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Для тех категорий лиц, которые по закону должны иметь приборы индивидуального учета, но не имеют их, устанавливается повышающий коэффициент к тарифам. В статье 161 ЖК РФ «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» повышен порог количества квартир в доме, необходимый для установления непосредственного управления собственниками помещений. Теперь это 30 квартир вместо 16-ти. В статье 161.1 ЖК РФ изменились функции совета многоквартирного дома. Согласно новой редакции, совет осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений. По новым нормам статьи 168 ЖК РФ , в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта были приняты решения о сносе или реконструкции. Статьей 170 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников может принять решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако в этом случае перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения этого капитального ремонта будут определяться в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Также жильцы могут принять решение о том, что взносы на капитальный ремонт будут больше минимальных. В этом случае срок проведения капитального ремонт может быть установлен общим собранием в любой момент, когда на накопительном счету соберется достаточная сумма денег. По новым требованиям статьи 171 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, установленных статьей 155 ЖК РФ , если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 173 ЖК РФ предусмотрена возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта по решению общего собрания. Кроме того, новая редакция статьи 176 ЖК РФ регламентирует порядок и особенности открытия и закрытия специального счета для аккумулирования средств, предназначенных на капитальный ремонт. А в статье 178 ЖК РФ уточнены требования к правовому положению регионального оператора. В частности предусмотрена возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов, а также возможность членства в СРО. В статье 192 ЖК РФ изменился порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Действующий на территории РФ Жилищный кодекс заменил собой работавший ранее ЖК РСФСР. Принят российский ЖК в 2005 году.

Необходимость в изменении правовой основы регулирования жилищных отношений между россиянами стала основанием для разработки более актуального кодекса. Многие положения советского ЖК утратили актуальность. Ключевые правки жилищного законодательства коснулись вопросов регулирования товариществ, а также взаимоотношений с бывшими республиками единого ранее СССР. Верховный законодательный орган РФ принимал новый кодекс более 10 лет.

Жилищный кодекс РФ — описание основных положений

Настоящий кодекс разделен на 9 разделов, объединяющих в себе 8 глав, состоящих из 191 статьи. Наименование разделов соответствует тематике регулируемых жилищных взаимоотношений, за исключением первого раздела, закрепляющего основные положения и понятия кодекса.

Принятый в 2005 году кодекс уже успел претерпеть изменения. Действующая редакция вступила в силу с начала 2016 года. Последние поправки были внесены Федеральным законом 29.06.2015 N 176-ФЗ. Принятый ФЗ Государственной Думой, впоследствии получил одобрение Совета Федерации и был подписан Президентом России.

Отдельные правки все еще не вступили в силу. Например вопрос о том, как будет происходить капитальный ремонт в многоквартирных домах отложен до 2017 года.

Изменения и поправки на 2016

  • Ключевые изменения затронули вопросы регулирования деятельности домовых советов, чья деятельность стала более открытой для граждан.
  • Переработана система надзора за деятельностью советов, расширены возможности гражданина в финансировании работы Советов.
  • Появилась возможность назначения управленческой компании на должность руководства, а собрания можно теперь проводить и заочно.
  • Положено начало конкретизации полномочий собрания собственников. Весьма актуальные для России нововведения.
  • Расширен круг полномочий органов надзора. В переработанной системе им предоставлено право регулировать деятельность советов, вести учет и анализ всех протоколов собраний жильцов.
  • При выявлении нарушении или подлогов, будут осуществляться ревизии жилищного фонда, деятельности управляющего органа.
  • Внедряется гарант защиты интересов собственников жилья.
  • Статья 154 в новой редакции разграничивает плату за содержание дома, его ремонт и коммунальные услуги. Ранее стоимость ремонта входила в блок с содержанием помещения.
  • Повышена степень ответственности лиц, начисляющих суммы за пользование услугами. Теперь им грозит штраф, а в особых случаях, если правыми окажутся пострадавшие собственники, и повестки в суд.

Статья 31

Такая запись Жилищного кодекса РФ уравнивает в ответственности дееспособных и ограниченно дееспособных членов семьи собственников. Все члены семьи солидарны в гражданской ответственности, если иной порядок не оговорен каким-либо внутренним соглашением между ними.

Статья 36

Претерпела изменения и 36 запись ЖК. В ее тексте было уточнено понятие «процентов», являющихся одним из путей наполнения бюджета для проведения капитального ремонта. Эти проценты начислялись вследствие ненадлежащего использования выделенных средств управляющим органом. В новой трактовке слово «проценты» заменено на более понятное для граждан «пеня».

Статья 44

Нормативного акта была дополнена пунктами, регламентирующими процессуальный порядок проведения собрания собственников. В частности был закреплен алгоритм принятия решений заочным голосованием, при использовании специальной системы. Решение о необходимости провести подобное голосование принимается администратором общего собрания.

Статья 45

Конкретизирован срок проведения общего собрания жильцов. Если ни договором между жильцами, ни каким иным документом не оговорено, когда проводить собрание, то оно назначается на срок в рамках второго квартала по истечению отчетного периода (года). Кроме этого расширен перечень лиц, имеющих полномочия выступать инициатором подобного собрания. Если ранее это мог быть лишь собственник, то теперь вносить предложение может и третье лицо.

Статья 47

Структура 47-ой записи была полностью переработана. Введен подпункт 47.1, описывающий в полной мере алгоритм голосования. На основании введения права заочного волеизъявления внедряется специальная система. Граждане могут выразить свое согласие, протест либо вовсе воздержаться. Проголосовать можно автоматически через систему, либо посредством письменного обращения к администратору. Каждый имеет один голос. Обязательно указываются сроки проведения голосования: дата начала и завершения.

Статьи 155 и 153

В 155-ой исключена обязанность жильцов оплачивать ремонт мест общего назначения в многоквартирных домах. Теперь жители обязаны оплачивать расходы за ремонт лишь жилых помещений. Аналогичные изменения затронули и расходы по содержанию мест общего назначения. Поправки в статье 153 касаются периода возникновения у собственника или застройщика обязанности оплачивать коммунальные услуги. Обозначено, что обязанность появляется с момента вступления в права собственности.

Статья 156 Жилищного кодекса РФ

Последняя редакция откорректирована на предмет замены понятия «процент» на слово «пеня», с целью более конкретного обозначения назначения. Из тела статьи было исключено понятие «ремонт» в вопросе платы за содержание дома. Кроме этого текст 156 статьи был дополнен порядком расчета сумм оплаты за коммунальные услуги. Отмечено, что нормативы утверждаются не в Москве, а на местах, в органах местной власти субъектов федерации. Децентрализована стоимость услуг по стране. Но порядок расчета утверждается на государственном уровне, а план развития определяется федеральным законодательством.

Статья 158

Она закрепляет изменения в сфере ответственности собственников жилья и их обязанностей нести финансовые обязательства. Если предыдущая редакция вменяла жильцам обязанность оплачивать ремонт жилого помещения, то теперь этот пункт из текста исключен. Также повышена степень финансовой ответственности за неуплату счетов.

Статья 159

Затронули изменения и статью 159, регулирующую процесс назначения субсидий гражданам. Текущая версия ЖК исключила из пункта 6 положение об учете расходов на ремонт из регионального стандарта цены за жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на 2016 год субсидированию подлежат только расходы на содержание жилого помещения.

Статья 162

Статья 162 претерпела существенные изменения в правилах подписания договора на управление многоквартирным домом. Внесение в закон новых требований к управляющей компании обусловлено итогами судебной практики в спорах между собственниками и управляющими. Теперь компания, претендующая на управление, должна иметь лицензию на осуществление деятельности. Дополнительно оговорено, что в полномочия и обязанности компании входят не только оказание услуг по ведению управления, но и проведение соответствующих работ, при возникновении необходимости.

Статья 164 Жилищного Кодекса РФ

Ранее она разграничивала порядки заключения договора при управлении домом до 12 собственников и более. Теперь правила едины, а подпункты 1.1 и 1.2 статьи исключены. Решения по заключению договоров принимаются путем голосования на общем собрании. Причем независимо от количества поддержавших, главное, чтобы достигнуть необходимого большинства, сторона заказчика (собственников) в договоре представляется одним лицом, а не каждым собственником по отдельности.

Жилищный кодекс РФ 2016 в последней редакции с комментариями

Похожие вопросы

Новые законопроекты на рассмотрении в госдуме на 2017 году - список законопроектов Ежегодно в Госдуму поступают десятки законодательных проектов с предложениями о внесении изменений в действующие законы России по различным направлениям. Все инициативы проходят «двойную проверку», т.е. проходят проверку в двух палатах Федерального С...

Сегодня для каждого человека устанавливается право на безопасное содержание конфиденциальной информации. В соответствии с законом, вопрос сохранности личных данных граждан может быть наказуем. Закон о персональных данных - что это такое? Что являет...

Любой потребитель, который платит деньги за той или иной товар, предполагает, что покупка действительно будет качественной. В случае, если у клиента имеются претензии, в отношении качества или внешнего вида товара, то действующее законодательство пре...

Специальная оценка условий труда, или же СОУТ – это набор методов и всевозможных прикладных материалов для оценки условий труда в ситуациях, когда обычные критерии для реализации проверки попросту не подходят. В целом, СОУТ решает вопрос о присвое...

Самым тяжким преступлением против личности во все времена считалось убийство. В Российской Федерации наказание за это жестокое деяние до недавнего времени, а именно до 16 апреля 1997 года, было особенно суровым – за убийство виновного могли приговори...

Жилищным Кодексом РФ называется нормативно-правовой акт, который регулирует все отношения, связанные с жилищной сферой. Его предыдущая редакция была принята относительно недавно. Она была адаптирована к новым правоотношениям в России, в ней были исправлены морально устаревшие нормы.

Нормы ЖК РФ часто касаются соответствующих положений Гражданского Кодекса страны, поскольку первый можно назвать производной, регулирующей одну из сторон гражданских отношений. Особо это заметно в 7 разделе Кодекса, который регламентирует вопросы оплаты, начисляемой за пользование жилыми помещениями. Он является специализированным по отношению к главе ГК, которая рассматривает вопросы аренды жилья.

Также в документе содержится много общих вопросов, касающихся хозяйственной деятельности, в том числе лицензирования в сфере управленческой деятельности многоквартирными жилыми домами.

Кодекс также обладает обратной силой, то есть оказывает влияние на те моменты, которые возникли еще до его принятия. Нормы, указанные в нем распространяются на всех жителей России без исключений.

Изменения в ЖК РФ в 2016 году.

Жилищный Кодекс РФ в 2016 году (последняя редакция с комментариями) особое внимание уделил работе управляющих компаний. В него были внесены актуальные изменения, которые позволили решить следующие вопросы:

  • На собрании собственников жилья будет утверждена комиссия, способная принимать решения по распределению средств на текущий ремонт. Такой подход обеспечит возможность в первую очередь закрыть те вопросы, которые предоставляют жильцам максимальный дискомфорт.
  • Новый вид собрания очно-заочный поможет решить проблему неявки собственников. Теперь лично присутствовать на заседании совсем не обязательно. Достаточно заполнить бюллетень с актуальными вопросами, чтобы мнение собственника было учтено при решении вопроса.
  • Инициировать собрание владельцев жилья теперь могут не только активные собственники, но и управляющая компания. Ранее таких полномочий у организаций не было.
  • Утвержденный бланк протокола собрания собственников жилья получил высокие полномочия. Теперь этот документ обладает юридическими возможностями. Он обеспечивает правовую возможность пересмотреть или отменить обязанности, права владельцев жилых помещений.
  • Порядка управления домами также коснулись перемены. Было увеличено число ограничений, что, по мнению экспертов, должно привести к увеличению количества многоквартирных домов с самостоятельным управлением.
  • Коммунальные платежи застройщиков, которые начислены до сдачи здания по акту передачи, теперь получили законную силу. Авторы поправок считают, что это приведет к снижению количества судебных исков.
  • Для осуществления капитальных ремонтов в тех домах, которые больше всего в этом нуждаются, местные власти получили возможность составлять краткосрочные планы по капитальным ремонтам, которые не выходят за рамки федеральных программ.

Все изменения, которые были проведены в Жилищном Кодексе, направлены на решение насущных проблем, призваны оптимизировать программы управления жилым фондом.

В нашем доме большинством голосов принято решение о проведении капитального ремонта системы горячего и холодного водоснабжения. Один из собственников сделал в квартире дорогостоящий ремонт, закрыл в короба в санузле стояки холодной и горячей воды, короба отделал керамической плиткой. При этом он дает согласие на то, чтобы работы были произведены, но с условием, что управляющая компания компенсирует либо восстановит разрушенные короба и плитку. Насколько правомочно его требование?

Согласно п.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании...

Трудно поверить, но это вполне реально. Более того - на «волшебное преображение» вашего многоквартирного дома вы потратите гораздо меньше денег, чем, например, на покупку обоев для оклейки спальни. Только представьте: стоимость нескольких рулонов обоев и преображенный дом, годами не видевший ремонта! 95 процентов необходимых на ремонт денег выделит государство. Вам нужно лишь проявить инициативу и собрать недостающие 5 процентов (еще раз подчеркнем: в пересчете на каждого владельца квартиры в вашем доме получается совсем небольшая сумма, на которую, к тому же, как правило, устанавливается рассрочка). Вы уже хотите принять участие в программе реформирования ЖКХ России? Конечно, у вас появилась масса конкретных вопросов. Мы постарались в сжатой, но емкой форме ответить на них...



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ