Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — ключевой нормативно-правовой акт, на основании положений которого суд может признать юридическое или физическое лицо банкротом, а также вынести ряд решений, связанных с признанием несостоятельности. (Узнайте все о банкротстве юридических лиц )
Является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи.
Инициатива наведения порядка в экономике страны на рубеже 1990-2000-х годов исходила от В.В. Путина. В своих комментариях Президент активно призывал к этому. Именно его желание навести порядок в сфере банкротства и послужило отправной точкой для издания соответствующего нормативно-правового акта. В итоге в конце 2002 года на смену предшествующему закону о несостоятельности (банкротстве) пришел с тем же названием.
Новый закон состоит из нескольких основных элементов. Так он в в содержании своих статей раскрывает:
Помимо этого ФЗ 127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о банкротстве подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.
В современных экономических условиях все чаще поднимается вопрос о . В данном разделе речь пойдет как раз об этом.
В случае, когда юридическое лицо не может платить по имеющимся счетам, при этом его руководство не видит перспектив и дальнейших путей развития организации, возникает огромная задолженность, погасить которую становится невозможным. Долги возникают, как перед кредиторами, так и перед работниками.
Несостоятельность юридического лица признается в судебном порядке. Инициатором данного производства может выступить любая из заинтересованных в этом сторон. По решению суда к юрлицу могут применяться антикризисные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и другие). Помимо этого к юридическому представителю может применяться процедура ликвидации. В результате управление предприятием переходит к специальному управляющему, начисление процентов по долгам прекращается, также прекращается деятельность всех бывших руководителей. В ходе этих мероприятий постепенно погашаются все имеющиеся долги за счет имущества юридического лица.
Последствия банкротства юридических лиц не серьезные. так как те, не лишаются права заниматься предпринимательской деятельностью
Закон о несостоятельности (банкротстве) от 2002 года претерпел значительные изменения. Так поправки 2017 года привели к тому, что он даже стал характеризоваться как Новый закон о банкротстве .
Новый закон о банкротстве устанавливает, что банкротство гражданина может быть у тех лиц, которые имеют крупные долги перед другими физическими или юридическими лицами.
Если вы сейчас читаете эту статью - значит, в вашей жизни наступили сложные времена, и банкротство физических лиц не кажется больше абсурдной идеей или далеким космосом. Что ж, мы вас поддержим - в России на сегодняшний день 800 000 граждан живет «на грани» банкротства - это заемщики, которые по различным причинам не в силах платить по кредитам, их терроризируют банки и коллекторы.
Что это такое - банкротство или финансовая несостоятельность? Это абсолютно законная возможность раз и навсегда избавиться от непосильных долгов, регламентированная № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Фактически это право каждого гражданина на реабилитацию при больших долгах. Должники получают возможность реабилитироваться перед кредиторами, обществом, и начать свою финансовую историю с нуля.
Интересно, что до 2015 года это право было предоставлено только компаниям и индивидуальным предпринимателям. Однако от 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и каждый должник получил возможность избавиться от непосильного долгового бремени законным путем.
Как вы уже поняли, право на списание долгов имеет под собой законную основу - это Федеральный закон о банкротстве физлиц. Законопроект находится в открытом доступе, в частности - на сайте Консультанта, его может изучить каждый желающий. Вы можете его читать, скачать бесплатно, он представлен со всеми изменениями на 2017-2018 годы.
Текст закона подробно регулирует такие пункты:
Давайте подробно рассмотрим изменения, которые коснулись законодательства о банкротстве. За последние 3 года мало что изменилось, никаких кардинальных мер не предпринималось. Но все же, некоторые правки вносились.
Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для ФУ составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение - сумма выросла до 25 000 рублей за процедуру. При реализации управляющий начал уже получать не 2%, а 7%.С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены новые правки - госпошлина для физ. лиц начала составлять не 6 000 рублей, а 300 рублей.
Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы составить заявление и отнести его с документами в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в суды, пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность быстро расставила все по своим местам.В действительности в первый месяц действия закона в суд обратились около 200 граждан. Со временем ситуация немного улучшилась, но о прогнозируемых 100 000 заявлений в месяц оставалось только мечтать. Законодатели начали активно разбираться - в чем была допущена ошибка?
Почему должники, получив привлекательную возможность списать долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков и визитов коллекторов?
Позже выяснилось, что причина банальна - деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и непосильных долгах, попросту нет денег на суд. В связи с этим и было принято уменьшение пошлины при подаче документов в АС в 20 раз - с 6 000 рублей до 300 рублей.Тем временем сообщества арбитражных управляющих также начали высказывать неудовлетворенность оплатой в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру - это невероятно мало. В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения до 25 000 рублей.
За прошедшие годы также всплывали некоторые идеи от политиков, прошедшие стадию бурных общественных осуждений. Основная цель таких идей - уменьшение расходов на услуги при банкротстве - речь идет о юристах/финуправляющих и различных процедурах, требующих определенных затрат.
Законопроект об упрощенном порядке давно лежит в кулуарах департаментов и ведомств РФ. Есть мнение, что он будет принят примерно в конце 2018 - начале 2019 года. Суть законопроекта заключается в следующем:
Не секрет, что большинство граждан не умеют составлять юридические документы, и формирование заявления в суд вынуждает их обращаться к специалистам (и платить деньги за их услуги). Комментарии на форумах показывают, что такая услуга обходятся как минимум в 3 000 рублей. Законодатели решили изменить ситуацию - предложили возложить функции юристов на сотрудников МФЦ.
Фактически работники таких заведений станут бесплатными юристами - будут консультировать, составлять заявления, помогать собирать документы, и осуществлять другие действия, связанные с банкротством. Пока это только предложение, на государственном уровне идея не рассматривалась.
Не секрет, что на данный момент единственная квартира/дом должника считаются неприкосновенными, в отношении продажи такого жилья в судебном порядке действует запрет. Даже если долг будет составлять 5 миллиардов рублей, а у должника будет во владении только элитный особняк на 4 этажа размером с аэропорт, его не имеют права изъять для реализации. Некоторые законодатели посчитали такое положение неуместным, и предложили проводить изъятие такого жилья для последующей продажи, и покупки для должника более скромного жилища.
Опять же, идея так и не оформилась в достойный ФЗ, и она не рассматривалась на заседании Госдумы. Возможно, в 2018-2019 годах будет принят упрощенный порядок, однако пока точно об этом утверждать нельзя.
Фактически закон о банкротстве физических лиц за 2018 год остался тем же, существенных изменений не вносилось, как уже было упомянуто выше. Если у вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых вы хотите избавиться через признание несостоятельности в суде - обращайтесь, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.
Любая экономическая деятельность в современном мире - это всегда определённые риски. Отлично, если лицо, занимающееся зарабатыванием денег в этой сфере, понимает возможность финансового краха. В противном случае можно оказаться один на один с пагубными факторами рынка. Тем не менее, даже с учётом представленной особенности, экономическая деятельность всё больше становится популярной. Подобная тенденция существует благодаря высокой ликвидности этой сферы. Люди понимают, что получить большую прибыль возможно лишь в процессе непосредственного взаимодействия с рынком или его непосредственными сегментами.
Таким образом, в Российской Федерации сегодня практически ежедневно появляются новые физические лица - предприниматели. Но основная проблема заключается в тех рисках, о которых написано в самом начале статьи. На практике достаточно часто участник экономической деятельности не может удовлетворить все свои обязательства того или иного характера. Признание банкротства в этом случае - единственный путь цивилизованного решения проблемы. На сегодняшний день этот термин знают все, но многие не догадываются об истинном его смысле. Попытаемся объяснить суть категории «банкротство», а также выделить его ключевые особенности и нормативно-правовую базу.
Несостоятельность, или банкротство, можно рассматривать в нескольких ракурсах. Такой нормативный акт, как ФЗ № 127 «О несостоятельности» даёт юридическую характеристику понятия банкротства. Однако его можно также рассматривать с позиции экономики. Наиболее верная характеристика несостоятельности имеет экономико-правовые аспекты. Таким образом, учитывая теоретические предпосылки данного вопроса и его нормативную характеристику, можно сказать, что несостоятельность - это процедура, осуществляемая государственными органами, по признанию неспособности того или иного должника уплатить по всем имеющимся обязательствам в полном объёме. В данном случае, согласно нормам ФЗ № 127 «О несостоятельности», к подобным обязательствам можно отнести требования по кредитам, обязательства по уплате надлежащих государственных налогов.
Следует отметить: далеко не все знают, что направлена не только на признание неспособности должника обеспечивать свои обязательства. Чаще всего признанию полной несостоятельности предшествует процедура улучшения финансового состояния должника. В данном случае к последнему применяются различные экономико-правовые меры, что достаточно часто позволяет добиться позитивных результатов. Если применение указанных мер нецелесообразно или попросту невозможно, лицо признаётся банкротом.
Учитывая богатую мировую практику в этой сфере финансовой деятельности, следует отметить юридических лиц как основных субъектов процедуры банкротства. Однако в ряде стран существуют механизмы по признанию несостоятельными и физических лиц. В Российской Федерации на сегодняшний день в правовом поле находятся и первые, и вторые. Основным органом реализации процедуры в РФ является арбитражный суд. В правовой системе институт банкротства всецело принадлежит к предпринимательской отрасли права.
Признание того или иного субъекта банкротом - довольно трудоёмкий и крайне сложный процесс. Дабы избежать каких-либо негативных последствий для всех сторон этого процесса, законодатель издал специальный нормативный акт. С его помощью банкротство непосредственно регулируется со стороны закона. Это ФЗ № 127 «О несостоятельности». В нем подробно изложена инормация по всем основным положениям процедуры признания несостоятельности и т. д.
Законодательный акт (127-ФЗ от 26.10.2002) - это специальный юридический документ, который регламентирует признание судом юридического лица несостоятельным. Он регулирует процедуру ликвидации подобного лица и удовлетворение всех требований кредиторов. В экономике Российской Федерации ФЗ № 127 «О несостоятельности»закрепляет основы экономики России. Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Если детально проанализировать положения закона, можно выделить отдельные составляющие всей процедуры. Они являются полностью автономными. Однако их наличие свидетельствует о единой структуре всей процедуры признания несостоятельности.
Федеральный закон «О несостоятельности» описывает несколько основных процедур, применимых к должнику, с целью улучшения его финансового положения. Таким образом, чаще всего применяются следующие процедуры:
Все представленные выше стадии не имеют цели уничтожить должника. Напротив, в большей части случаев все хотят остаться при своих (кредиторы - получить свои деньги, должники - не лишиться любимого дела). Все упомянутые процедуры отличаются не только конечными целями, но и самим способом осуществления.
Каждая из указанных выше процедур во время признания юридического лица банкротом осуществляется конкретным субъектом финансовой деятельности. В этом заключается их отличие, ведь, в зависимости от специалиста, конечный результат будет варьироваться. Таким образом, наблюдение осуществляется временным управляющим, внешнее управление - внешним управляющим, конкурсное производство - конкурсным оздоровление - административным управляющим. Данная особенность полностью регламентирована 127-ФЗ «О банкротстве».
Как и все в этом мире, процесс признания банкротом также имеет свои определенные задачи. Рассмотрение дел о банкротстве осуществляется для достижения двух ключевых целей, а именно:
Конкретный выбор между этими направлениями делается непосредственно «на месте», когда известна точная судьба лица.
Чтобы детальнее разобраться в сути работы института, нужно проанализировать основные этапы его реализации. Как уже указывалось ранее, первый шаг называется наблюдением. В соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности», наблюдение - это одна из процедур банкротства, которую применяют для анализа финансового состояния должника, сохранения его собственности и т. п. Процедура имеет обязательный характер, поэтому её реализуют всегда. Это связано с большой важностью наблюдения. Ведь перед тем как принять решение о ликвидации или оздоровлении предприятия, нужно собрать достаточное количество информации финансового характера, дабы решение было обосновано фактами.
Для начала процедурного наблюдения необходимо разрешение арбитражного суда. Если оно есть, должник начинает непосредственный анализ целесообразности своей дальнейшей деятельности. Прежде всего необходимо идентифицировать абсолютно все долги, чтобы проанализировать их суть. Это осуществляется через комитет или собрание кредиторов. В некоторых случаях кредитор имеет право полностью приостановить отдельную линию деятельности в связи со взысканием денежных средств. Для реализации данного права существует такой институт, как заявление кредитора. Следует помнить, что процедурное наблюдение - это возможность выбраться из долговой ямы. Основное преимущество состоит в том, что отдельные органы должника не ликвидируются, хотя некоторые ограничения в их работе могут присутствовать.
Однако банкротство ООО или организаций иного правового типа на стадии наблюдения происходит с назначением временного управляющего. Этот субъект процесса действует самостоятельно, параллельно с «исходным» управителем компании должника. Следует отметить, что роль временного управляющего достаточно велика. По сути, когда начинается банкротство ООО или организации другого правового типа, некоторые сделки компании могут совершаться лишь с его письменного одобрения. К сделкам подобного рода можно отнести:
Таким образом, стадия наблюдения является отправной точкой для реализации процесса несостоятельности. С её помощью осуществляется дальнейший выбор дополнительных процедур.
Как уже было указано ранее, наблюдение - основная, обязательная процедура оформления несостоятельности. В таком случае финансовое оздоровление, внешнее управление, и мировое соглашение - это процедуры дополнительные. В них может возникнуть потребность в процессе признания банкротства. Однако конкретный выбор той или иной второстепенной процедуры будет полностью зависеть от выводов, сделанных на стадии наблюдения. Таким образом, дополнительные шаги реализуются исключительно после проведения анализа финансовой деятельности физического или юридического лица. Все представленные стадии содержит Федеральный закон. 127-ФЗ в последней редакции (полный текст) опубликован на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, а также в средствах массовой информации.
Итак, в данной статье мы детально рассмотрели финансово-правовой процесс банкротства, а также способы его реализации. В заключение нужно отметить, что многие механизмы осуществления этого института все ещё не приведены в тот вид, когда их можно использовать без проблем в правовом и экономическом поле. И даже последняя редакция не дает однозначных толкований процедуры. Возможно, в скором будущем юристы и экономисты совместными усилиями изобретут наиболее удачную конструкцию реализации института банкротства, что позволит проводить её правильно и грамотно, для спасения должников, а не ликвидации предприятий.
Банкротство подразумевает неспособность или отказ физического либо юридического лица производить выплаты по долгам, по причине отсутствия денежных средств. Представленный процесс регулируется нормами закона. Основополагающим правовым актом, раскрывающим права и обязанности кредиторов и должников, выступает 127-ФЗ. Рассмотреть содержание закона и его последние изменения поможет представленная статья.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в октябре 2002 года. Основополагающей целью 127-ФЗ является осуществление контроля и регулирование процесса банкротства отдельных граждан или предприятий. Закон регламентирует порядок и условия выплаты задолженности перед кредитными организациями, государственными учреждениями.
Действие настоящего закона распространяется на юридические лица и на отдельных граждан, в том числе на индивидуальных предпринимателей. В отношении иностранных компаний и инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, также действуют положения 127-ФЗ «О банкротстве».
Последние изменения текущий закон претерпел 18.06.10, которые вступили в законную силу с 01.07.2017.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» состоит из 12 глав и 233 статей.
Структура представленного нормативного акта:
Общие положения . В содержании главы представлены основные понятие, которые используются в тексте 127-ФЗ; предмет регулирования закона; права и обязанности участников кредитных отношений; порядок рассмотрения дела о банкротстве в суде.
Предупреждение о банкротстве. Глава раскрывает информацию о способах уведомления о несостоятельности организации или физического лица.
Рассмотрение дела в судебном порядке . Глава содержит сведения об инициировании и порядке проведения разбирательства по вопросу банкротства в арбитражном суде.
Наблюдение. Положения главы 4 Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывают права и обязанности должника, а также обязанности лица, назначенного в качестве временного руководителя.
Финансовое оздоровление . В пунктах главы отмечена информация, согласно которой участники судебного разбирательства вправе инициировать процесс финансового оздоровления компании. В правовом акте раскрывается порядок введения мер, график погашения долга, процедура преждевременного возврата долговых средств.
Внешнее управление . В главе Федерального закона «О банкротстве» представлена информация о порядке, последствиях, мерах регулирования внешнего управления. Также отмечены права и обязанности внешнего руководителя, план осуществления мероприятий по выплате денежных средств.
Конкурсное производство . Положения главы 127-ФЗ раскрывают порядок признания должника банкротом, выбор управляющего на конкурсной основе, очередность удовлетворения претензий кредитных организаций, отчетность, полномочия и отстранение конкурсного руководителя.
Мировое соглашение. В содержании главы 8 Федерального Закона «О банкротстве» отмечается информация о порядке и правилах оформления мирового соглашения, условия его признания, обжалования арбитражным судом, расторжения и последствия отмены.
Особенности признания несостоятельности отдельных юридических лиц.
Особенности признания несостоятельности физических лиц.
Процедуры, применяемые в деле о банкротстве заемщика — в главе 127-ФЗ представлены положения об особенностях оформления и признания несостоятельности ликвидируемых организаций — банкротов, отсутствующих должников.
Заключительные положения.
Для более детального ознакомления с законом, можно последнюю редакцию 127-ФЗ «О банкротстве».
В конце прошлого года, были проанализированы законопроекты, направленные на улучшение Федерального Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Изменения коснулись вопроса о привлечении к ответственности руководителей компаний-банкротов. Поправки вступили в силу в 2017 году.
В ходе последней редакции были внесены изменения, согласно которым кредитные учреждения и государственные структуры располагают правом взыскать имущество заемщика-банкрота.
Направить заявление о взыскание в суд вправе следующие лица:
Согласно новой редакции, должник не сможет прекратить дело на основании ст. 57 127-ФЗ. Статья гласит, что из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств, дело может быть приостановлено или прекращено.
Если банкротство физическому лицу не избежать, ему следует направить исковое заявление в судебное учреждение, в котором указать следующую информацию:
Отрицательные последствия для должника:
Положительные последствия по закону «О банкротстве»:
Направить иск праве следующие лица:
Чтобы заявление приняли и возбудили дело, необходимы следующие основания:
Процедура банкротства юридического лица разделена на следующие стадии:
Если арбитражное судебное учреждение признало юридическое лицо банкротом, наступают следующие последствия:
Сведения о компании исключаются из Единого правительственного реестра юридических лиц.
Закон о банкротстве физических лиц — относительно новое положение, которое касается финансовых прав и обязанностей каждого гражданина. Для того чтобы грамотно пользоваться своими правами и знать о последствиях своих действий, необходимо досконально разобраться в статьях закона. Давайте читать закон и разбираться вместе.
Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание оставшихся долгов после завершения процедуры, поэтому четко сосчитать, что и кому вы должны, в ваших же интересах.
Узнать, как добиться 100% успешного списания долгов в суде
В рамках принятого федерального закона любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Для того чтобы получить официальное подтверждение о своей финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в судебную инстанцию.
Кто может обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены следующие лица:
В качестве обоснований для признания физического лица несостоятельным могут выступать: