Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Сегодня в Госдуме в ходе очередного пленарного заседания был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий.

Проектом федерального закона предполагается внести изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленные на исключение ГУПов и МУПов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, если такие закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

А именно, восстанавливается логичная справедливость, все муниципальные и государственные унитарные предприятия, которые не имеют возможность гибко конкурировать с частными предприятиями, просто не способны на равных правах участвовать в торгах по 44 Федеральному закону. Соблюдая все жесткие условия конкуренции и требования ФЗ 44, где в приоритете при заключении контрактов определяется более низкая стоимость услуг, а не качество, в зону риска попадают важные социальные услуги. Так, например, в июне 2017 по просьбам медицинского сообщества, для защиты от поставок некачественных медикаментов, в Госдуме приняли решение об исключении для ГУПов и МУПов предприятий аптек и их работа продолжается по 223-му закону. Сегодняшняя инициатива защитит все остальные государственные предприятия с социальной нагрузкой.

Напомним, что ранее лидер Профсоюзов Кубани, депутат Госдумы Светлана Бессараб выступала с аналогичной инициативой, только вопрос касался именно проблемной зоны в Краснодарском крае – питание в школах и детских садах. Данная инициатива реализована в принятом сегодня, одном общем законопроекте.

«Это одна из тех инициатив, которые ждут в регионах, — резюмировала принятый законопроект депутат Госдумы от Краснодарского края Светлана Бессараб. – От Кубани мы выступили с законопроектом по освобождению из-под действия жестких требований 44-го ФЗ услуг в сфере питания в школах, детских садах, социальных учреждениях. И совет Гос Думы нас поддержал. Ведь проблемы у профильных МУПов возникли почти сразу после распространения на них действия закона, но окончательно меру терпения переполнили примеры недобросовестной конкуренции, например, когда против Унитарного предприятия питания, с огромным опытом работы и высоким качеством оказываемых услуг, в аукционе выступил предприниматель с коммерческим предложением в 15 рублей за порцию школьного обеда. Чем он собирался кормить детей на эту сумму осталось неясным, вмешались адекватно мыслящие чиновники от ФАС. Принятый сегодня в первом чтении законопроект встанет, в том числе, на защиту здоровья наших детей. Как правило, государственные и муниципальные предприятия создаются для обеспечения выполнения социальных задач, а также для реализации определенных услуг и товаров по минимальным ценам. Изменения в закон поставят все на свои места — социальные предприятия не могут и не должны конкурировать на равных с коммерческими структурами».

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов.

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов. Положения закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года, которым прежде руководствовались муниципальные и государственные унитарные предприятия, остаются для них актуальными лишь в двух случаях:

  • если закупка производится за средства грантов,
  • если закупка производится силами третьей стороны.

В остальном руководством к действию с 2019 года будет выступать Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

Деятельность унитарных предприятий с 1 января 2017 года

Фактически переход МУП и ГУП с 223-ФЗ на 44-ФЗ с 1 января 2017 года означает всеобъемлющий контроль над операциями, производимыми в сфере закупок, а также поддержание здоровой конкуренции на рынках. Всему этому будут способствовать электронные аукционы и открытые конкурсы – основные способы осуществления закупок (третий возможный вариант – запрос котировок). При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года, некоторую продукцию (услуги, работы) можно приобретать только посредством электронных торгов. Такие правила делают условия сделок и предложений открытыми и практически исключают возможность закупать товар у единственного поставщика (в нормативном документе оговариваются исключения). Здесь же и возможность установки ограничений, например, в отношении товаров импортного производства. Таким образом, бывшие государственные и муниципальные унитарные предприятия должны закупать продукцию отечественного производства.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

По словам законодателей, Федеральный закон №223-ФЗ отличался лояльностью по отношению к деятельности унитарных предприятий, позволяя им выстраивать собственную систему закупок по своему усмотрению. Сегодня в результате анализа хозяйственной деятельности таких структур всё чаще наблюдаются факты нарушения антимонопольного законодательства. Долгое время работая в таких тепличных условиях, унитарные предприятия сумели разработать схемы, при которых система закупок выстраивается исключительно для обслуживания сделок с одним поставщиком. Очевидно, что при такой ситуации нельзя говорить ни о добросовестной конкуренции, ни о прозрачности сделок. Разрешить проблему призван принудительный переход на условия, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ.

Как муниципальному или государственному унитарному предприятию перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ? Существует только 2 возможных пути:

  1. Реорганизовать работу с целью соответствия Новому закону о контрактных закупках.
  2. Осуществить преобразование предприятия в госучреждение, работающее в рамках законов, издаваемых субъектами Российской Федерации, или в Общество – акционерное или с ограниченной ответственностью (АО или ООО).

Реорганизация унитарного предприятия: 10 шагов

В ситуации, когда унитарное предприятие не имеет возможности преобразоваться в госучреждение, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, единственным выходом для него становится реорганизация, которая позволит соответствовать требованиям новой контрактной системы (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ). Для понимания масштабов предстоящих мероприятий и их специфики всю необходимую работу для руководителей унитарного предприятия можно представить в виде десяти последовательных шагов:

  1. Получение ключа усиленной электронной подписи (УЭП), который позволит работать на электронных торговых площадках. Все необходимые файлы выдаются органами Федерального казначейства.
  2. Регистрация в ЕИС (Единая информационная система). Она необходима для участия в торгах на основании требований, отражённых в Приказе Федерального казначейства №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок» от 30 декабря 2015 года.
  3. Настройка личного кабинета пользователя ЕИС (внесение реквизитов и прочих необходимых данных).
  4. Обучение собственных специалистов или приглашение сторонних профессионалов. Новая компания будет нуждаться в квалифицированных кадрах, специализирующихся на закупках путём проведения электронных торгов.
  5. Создание специального отдела – контрактной службы. Альтернативный вариант, предусмотренный Законом о контрактной системе – назначение контрактного управляющего.
  6. Создание комиссии, курирующей закупки.
  7. Разработка, утверждение и размещение в Единой информационной системе Положения о закупках.
  8. Выбор подходящей электронной торговой площадки для последующей работы.
  9. Разработка плана на осуществление закупок в 2017 году (как того требуют положения Закона о контрактной системе).
  10. Работа в ЕИС.

Преобразование унитарного предприятия

Переход на контрактную систему закупок в соответствии с положениями закона 44-ФЗ может осуществляться в рамках преобразования унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию или в АО либо ООО (такая возможность предусматривается ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года).

В случае с первым вариантом речь идёт об образовании бюджетной автономной некоммерческой организации, которая выполняет некие управленческие, социально-культурные или иные функции, не предполагающие получение коммерческой выгоды. Поскольку унитарное предприятие по определению не имеет имущества в собственности, то в результате его такого преобразования имущество будущего госучреждения может быть закреплено в виде прав на оперативное управление. Считается, что такая бюджетная организация впоследствии будет производить закупки с целью реализации своих полномочий (орган местного самоуправления).

Чтобы провести такое преобразование, необходимо чётко обозначить цели деятельности будущей государственной организации и определиться с органом-учредителем. К слову, решение о смене формы организации унитарного предприятия может инициировать Правительство РФ или какие-либо органы субъекта Российской Федерации.

В случае, когда унитарное предприятие решено преобразовывать в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, впоследствии работающее в сфере закупок, неизбежно встаёт вопрос об имуществе, подлежащем приватизации. Отметим, что здесь речь может идти о полном отчуждении всего имущественного комплекса, прежде являвшегося федеральным имуществом.

Для справки: наиболее распространенным способом приватизации госимущества выступает именно преобразование унитарного предприятия в АО или ООО (процедура регулируется положениями Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года).

Выбор в пользу АО или ООО основывается на размере уставного капитала будущей организации:

  • до 100 000 руб. – выбирается Общество с ограниченной ответственностью,
  • более 100 000 руб. – необходимо регистрировать акционерное общество.

Определение имущественного комплекса, подлежащего приватизации, и разработка прогнозного плана приватизации – первый и самый главный этап всей процедуры преобразования унитарного предприятия в Общество. Далее собственником имущества формируется соответствующий перечень ОС, подлежащих передаче в собственность новой организации, после чего составляется передаточный акт. В него должна включаться информация, полученная в результате проведения инвентаризации унитарного предприятия.

  • составляется промежуточная отчетность;
  • в отношении отчётности проводится аудиторская проверка;
  • оформляются планы земельных участков и прочей недвижимости;
  • проводятся контрольные проверки состояния имущества;
  • определяется порядок деятельности дочерних унитарных предприятий (при необходимости);
  • определяются объекты, не подлежащие приватизации (устанавливается порядок их дальнейшей эксплуатации);
  • рассчитывается балансовая стоимость активов;
  • определяется размер уставного капитала;
  • разрабатывается Устав общества.

Легко заметить, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение является более простым и необременительным способом реорганизации, нежели создание АО или ООО. Это и объясняет, почему уже сегодня первому варианту предпочтение отдаёт подавляющее большинство организаций, прежде работавших в сфере закупок по Закону №223-ФЗ.

Дополнительные материалы по теме:

Приватизация земли 2019: процедура и нюансы оформления Электронные ПТС окончательно заменят бумажные с 1 июля 2019 года Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года

Аннотация. В статье рассмотрены обстоятельства и причины перехода ГУП и МУП на Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подробно приведена инструкция с пояснениями по осуществлению перехода, а также выявлены проблемы, связанные с этим переходом и возможные последствия, к которым могут привести принятые изменения.

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №321-ФЗ от 03.07.2016 , вносящий изменения в Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . С 1 января 2017 года унитарные предприятия, которые ранее закупали товары (работы, услуги) по правилам государственно-корпоративных закупок, переходят на закупки по правилам контрактной системы. В силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию . В качестве основной цели принятия решения о переходе на контрактную систему преследуется повышение прозрачности и открытости процедуры проведения закупок унитарными предприятиями, пресечение неконкурентных действий субъектов закупочной деятельности . Обусловленность принятия поправок в заключается в следующем: ввиду отсутствия четкого контроля процедур закупок, позволяет отдельным юридическим лицам, в том числе унитарным предприятия устанавливать гибкую систему закупок с помощью различных способов, маскируя закупки у единственного поставщика.

Исходя из этого, основной причиной для принятия данного решения является повышение эффективности расходования бюджетных средств и повышение уровня конкуренции при осуществлении закупок. В связи с принятием Закона №321-ФЗ унитарным предприятиям до 31.12.2016 необходимо провести серьезные подготовительные мероприятия к переходу на применение Закона № . Для этого необходимо выполнить ряд требований: 1. Сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № . Создание контрактной службы и контрактного управляющего зависит от совокупного годового объема закупок. В случае если данный показатель составляет свыше 100 млн. руб., то необходимо создать контрактную службу. Если же этот показатель менее 100 млн. руб., то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Как указано в приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 в контрактной службе должно быть не менее двух человек . Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно, достаточно включить в контрактную службу сотрудников заказчика

без образования структурного подразделения. Кроме того, отсутствует и обязанность по включению в штатное расписание новой должности, однако следует внести изменения в должностные инструкции работников в связи с увеличением обязанностей . Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 №631) .

Таким образом, на основании предложенного типового положения Заказчику необходимо утвердить и принять положение на предприятии. Помимо всего вышесказанного и к работникам контрактной службы применяются определенные требования. С 1 июля 2016 года в отношении специалистов контрактной службы обязательно применение профстандартов. Указанное требование заключается в том, что работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки. Кроме того, образовательное учреждение должно иметь лицензию на обучение по соответствующей программе обучения, а учебная программа отвечать требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» . Дополнительное образование допускается проходить не разовым семинаром, а прохождением курса повышения квалификации продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей организаций минимальная продолжительность установлена в размере 40 часов) с получением соответствующих документов о повышении квалификации . Кроме того, необходимо создать комиссию по осуществлению закупок (не менее 5 человек). В составе комиссии могут быть только лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. 2. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС) в качестве заказчика в соответствии с требованиями Закона № с оформлением электронной подписи (ЭП) . Данное требование необходимо для проведения закупок по Закону № , так как существует различие в ЭП для работы в качестве заказчика по и по 223-ФЗ. Для регистрации Федеральным казначейством на официальном сайте размещаются формы заявок. По завершению регистрации учреждению будет присвоен идентификационный код, состоящий из 22 разрядов. 3. Подготовить, утвердить и разместить план закупок и план-график. В отличие от планирования закупок по 223-ФЗ, по установлены свои требования к составу документов, срокам и правилам ведения их. Обязанности по планированию возложены на контрактные службы (контрактных управляющих).

При этом при составлении плана-графика в соответствии с необходимо обоснование закупок. Кроме основных пунктов алгоритма по переходу на контрактную систему закупок учреждениям также необходимо разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для эффективной работы (приказы о создании комиссий и назначении ответственных лиц, основные положения, порядок работы комиссий и контрактных служб, проекты контрактов и иную типовую документацию). Из данного закона также существуют и исключения, которые позволят унитарным предприятиям производить закупки в соответствии с 223-ФЗ. Исключение составят закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств. Переход унитарных предприятий на повлечет за собой значительное увеличение материальных затрат как на этапе подготовки к переходу на (на повышение квалификации, привлечение специализированных сотрудников, затраты на перерегистрацию и получение ключа ЭП и др.), так и в процессе осуществления деятельности по организации закупок; увеличение трудозатрат, а также необходимого количества времени для осуществления указанных процедур. Помимо этого, ужесточение правил приведет к большому количеству штрафов для унитарных предприятий, что также будет негативно сказываться на их деятельности . Указанные поправки вносят жесткий правовой режим в осуществление унитарными предприятиями коммерческой деятельности, основной целью которых является извлечение прибыли.

Унитарные предприятия, действуя в рамках , тратят собственные средства, что ужесточает их положение по сравнению с бюджетными учреждениями. Последствия перехода унитарных предприятий на : - массовые банкротства унитарных предприятий с последующей ликвидацией; - преобразования унитарных предприятий в учреждения или хозяйственные общества. Таким образом, при принятии поправок в унитарным предприятиям следует определиться с выбором дальнейшей стратегии, а именно поэтапно подготовиться к осуществлению перехода на , либо начать процедуру преобразования предприятия (в случае если предприятие не сможет осуществлять в дальнейшем коммерческую деятельность, а именно получать прибыль), чтобы избежать дальнейшего банкротства. Необходимо также учитывать, как отразится данное нововведение на системе государственных и муниципальных закупок не только Российской Федерации в целом, но и отдельных регионов в частности. Регионам предстоит определиться со степенью централизации для новых субъектов закупочной деятельности . Принятие Закона №321-ФЗ, вносящего изменения в , призвано полностью перекрыть коррупционерам источник расходования бюджетных средств, однако данные мероприятия могут привести к многочисленным негативным последствиям в отношении унитарных предприятий.

Список используемых источников:

1. Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128 «О назначении контрактного управляющего» // СПС Гарант. 2. Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК553/06 от 12.03.2015 «Направлении методических рекомендаций» // СПС Гарант. 3. Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631 (ред. от 26.05.2014) «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // СПС Гарант. 4. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 №39210) // СПС Гарант. 5. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. №4н» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2016 №42139) // СПС Гарант. 6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС Гарант. 7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС Гарант. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Гарант. 10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» // СПС Гарант. 11. Немцова Н.В. Оптимизация модели государственных закупок Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.158-160. 12. Немцова Н.В. Особенности организации и правового обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.255-259. 13. Немцова Н.В. Проблемы повышения эффективности государственных расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С.160-164. 14. Немцова Н.В. Характеристика и оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.341-347. 15. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемные аспекты управления предприятием в условиях реформирования в сфере государственных закупок и международных санкций // Молодёжь Сибири науке России. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.262-264. 16. Немцова Н.В., Хорошавин А.А. Развитие системы управления государственным заказом в Российской Федерации: монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 154 с.

Петелина А.С., Немцова Н.В.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

После перевода с 1 января 2017 года подавляющего количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на госзакупки по Закону № 44-ФЗ прошло полгода, и есть резон обозначить как вопросы, возникающие в деятельности таких предприятий в связи с этим переводом, так и другие, касающиеся участия ГУПов и МУПов в госзакупках. В этом на примерах из практики нам помогут эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) осуществляет приносящую доход (коммерческую) деятельность (обеспечивает лекарственными средствами население) и не получает никакого бюджетного финансирования. Обязано ли предприятие с 1 января 2017 года осуществлять свои закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

С 1 января 2017 года все унитарные предприятия (независимо от видов осуществляемой ими деятельности) обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (в редакции, вступившей в силу с указанной даты).

С 1 января 2017 года правовое регулирование осущеcтвления закупок унитарными предприятиями изменилось. Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2017, в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с указанной даты государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять положения Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого федерального закона в новой редакции).

Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 321-ФЗ. Согласно указанной норме, при наличии принятого унитарным предприятием положения о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), размещенного до начала в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с таким положением, то есть в рамках требований Закона № 223-ФЗ, в следующих случаях:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Приведенный перечень случаев, когда унитарные предприятия при осуществлении закупок вправе руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ после 31 декабря 2016 года, является исчерпывающим. Иных изъятий из правил, обязывающих унитарные предприятия с 1 января 2017 года при закупках товаров, работ и услуг применять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этот федеральный закон (в редакции Закона № 321-ФЗ) не содержит. В частности, обязанность унитарных предприятий с 2017 года осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ не поставлена законодательством в зависимость от вида деятельности, осуществляемой унитарным предприятием (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 № Д28и-2013, от 16.08.2016 № Д28и-2066, от 18.08.2016 № Д28и-2133, от 19.08.2016 № Д28и-2168). При этом, в отличие от бюджетных учреждений, которым п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при соблюдении определенных условий позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ за счет средств, полученных при осуществлении ими приносящей доход деятельности, унитарным предприятиям такая возможность новой редакцией Закона № 44-ФЗ не предоставлена: с 1 января 2017 года закупки за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, унитарные предприятия будут обязаны осуществлять с соблюдением правил, установленных Законом № 44-ФЗ.

Каким образом определить совокупный годовой объем закупок МУПа, если поступлений из бюджета (гранта) не было и не будет, так как МУП не является участником бюджетного процесса?

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий
объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Анализируя приведенную норму, специалисты Минэкономразвития России указывают, что совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) представляет собой сумму средств по:

Контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году (письма Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403, от 16.12.2016 № Д28и-3513, от 17.02.2016 № Д28и-421, от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Формально из п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ не следует вывод о том, что к СГОЗ унитарных предприятий, рассчитываемому на 2017 год, относятся объемы финансирования по договорам, заключенным в период до 2017 года, когда такие предприятия руководствовались положениями Закона № 223-ФЗ, так как приведенная норма упоминает о закупках, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включая оплату по контрактам, под которыми понимаются гражданско-правовые договоры, заключаемые (в том числе унитарными предприятиями с 2017 года) также с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого закона).

Однако по смыслу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ на 2017 год для унитарных предприятий, по всей видимости, должен рассчитываться исходя из общего объема финансирования, предназначенного для оплаты в 2017 году договоров о приобретении товаров, работ и услуг (то есть для финансирования закупок заказчика). Это обусловлено тем, что с 1 января 2017 года положения Закона № 44-ФЗ распространяются на унитарные предприятия без каких-либо исключений в отношении договоров, которые были заключены до 2017 года, но исполняются впоследствии. Как следует из п.п. 3, 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты вступления в силу Закона № 321-ФЗ приобретение (а следовательно, и оплата) товаров, работ и услуг унитарными предприятиями как заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ, осуществляется в рамках закупок, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Поэтому надо полагать, что СГОЗ унитарного предприятия на 2017 год (отражаемый в плане-графике) рассчитывается как совокупность сумм, причитающихся к уплате контрагентам в 2017 году по контрактам, которые заказчик планирует заключить в течение этого финансового года, а также по договорам, которые были заключены унитарным предприятием до 1 января 2017 года.

Исключение могут составлять только суммы осуществляемой за счет источников, указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, оплаты по договорам, которые могут продолжать регулироваться Законом № 223-ФЗ при наличии у предприятия положения о закупке за счет таких источников. В отношении прочих закупок за счет любых источников финансирования исключения в отношении закупок, осуществляемых унитарными предприятиями, законодательство не делает.

Следует подчеркнуть, что изложенная точка зрения является экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу обнаружить не удалось. Поскольку нельзя исключить вероятности того, что контролирующие органы займут иную позицию по данному вопросу, лучше всего обратиться за письменными разъяснениями в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Единственным учредителем ГУП – бюро технической инвентаризации – является орган государственной власти Московской области. На каком основании ГУП может выступать единственным поставщиком услуг кадастровой деятельности и технической инвентаризации министерств и муниципальных образований Московской области? Возможно ли заключение с ГУП контрактов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Прежде всего необходимо отметить, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по общему правилу осуществляют закупки товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 5 и 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ст. 24 данного закона). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из вышеизложенного следует, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут заключать договор с единственным поставщиком, не проводя открытого конкурса и не прибегая к иным конкурентным процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), только в случаях, прямо предусмотренных законом, а именно – ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В частности, одним из оснований, которое применимо практически к любым товарам, работам, услугам, закупаемым у любых поставщиков, является основание, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которому допускается заключение контракта с единственным поставщиком при соблюдении требований, ограничивающих сумму одного контракта и совокупный объем закупок, производимых конкретным заказчиком по данному основанию.

Так, согласно приведенной норме, товар, работа или услуга могут закупаться в рамках одного контракта на сумму не свыше 100 000 рублей, а совокупный годовой объем закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не должен превышать 2 млн руб. В том же случае, если сумма в 2 млн руб. составляет менее 5% от совокупного годового объема всех закупок заказчика, то объем закупок, производимых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и в любом случае не должен составлять более чем 50 млн руб. Единственным исключением из правила, ограничивающего годовой объем закупок по приведенному основанию, являются закупки, осуществляемые для нужд сельского поселения.

Анализ иных оснований для заключения государственным органом или органом местного самоуправления контракта с единственным поставщиком показывает, что возможность их применения практически не зависит от воли таких заказчиков, так как связан с особым правовым регулированием какого-либо рынка, которое делает невозможным или затруднительным обеспечение на нем конкуренции (п.п. 1, 3, 6, 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или особой принципиальной ограниченностью рынка (п.п. 31, 32, 36, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым порядком определения контрагента (в том числе в индивидуальном порядке), исключающим возможность применения конкурентных процедур, предусмотренных законом (п.п. 2, 7, 22, 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым статусом контрагента (п.п. 11, 12, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); наличием у одного конкретного лица особых прав в отношении определенных товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исключающих возможность конкуренции (п.п. 10, 13, 14, 15, 17, 19, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой ситуацией, в которой находится заказчик, делающей очевидно нецелесообразным проведение конкурентных процедур, ввиду необходимости срочного осуществления закупки (п.п. 9, 20, 21, 26, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или «технологического» отсутствия необходимости (п.п. 16, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой важностью закупки, в том числе ввиду ее связи с государственной тайной (п.п. 20, 21, 40, 41, 42 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); практической невозможностью определения контрагента конкурентными способами (п.п. 24, 25, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Более того, ряд оснований для закупки может использоваться только отдельными заказчиками, к которым государственные органы и органы местного самоуправления не относятся (п.п. 5, 17, 35, 36, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Оценивая для рассматриваемого случая возможность использования иных оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, кроме предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, мы приходим к выводу о том, что такая возможность отсутствует, в том числе это касается и основания, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Дело в том, что, согласно указанному пункту, заключение контракта с единственным поставщиком, которым является государственное унитарное предприятие субъекта РФ, возможно только в том случае, если указанное предприятие подведомственно органу исполнительной власти такого субъекта РФ и работа или услуга, являющиеся предметом контракта, могут выполняться или оказываться только данным органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом из норм Закона № 44-ФЗ не ясно, что понимается под термином «законодательные акты субъекта РФ». Однако Минэкономразвития РФ, проанализировав употребление термина «законодательные акты» в отношении федеральных правовых актов, в своих разъяснениях указало, что под законодательными актами субъектов РФ должны пониматься исключительно законы соответствующего субъекта РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 17.11.2015 № Д28и-3417).

Более того, анализ федерального законодательства свидетельствует о том, что выполнение кадастровых работ в отношении какого бы то ни было имущества может осуществляться физическими лицами, которые имеют действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица (ч. 1 ст. 31 этого же закона). Отсюда видно, что право осуществления такой деятельности имеет фактически неограниченный круг физических лиц, получивших квалификационные аттестаты кадастровых инженеров, и юридических лиц, заключивших с указанными физическими лицами трудовые договоры.

В свою очередь, техническая инвентаризация, которая в настоящий момент продолжает проводиться в отношении жилищного фонда (ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 22.02.2013 № Д23И-449), может осуществляться не только государственными, но и муниципальными организациями технической инвентаризации (п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301). Причем под государственными организациями понимаются не только организации субъектов РФ, но и федеральные организации. Следовательно, полномочия по осуществлению технического учета, в том числе технической инвентаризации, жилищного фонда, также не являются, согласно действующему законодательству, исключительными.

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что с указанным в вопросе государственным унитарным предприятием контракт на проведение работ по технической инвентаризации или кадастровых работ органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области может быть заключен как с единственным поставщиком только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения установленных данным пунктом ограничений.

Переход ГУП и МУП на 44-ФЗ в части осуществления закупок определен Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Семь шагов к переходу ГУП и МУП на работу по 44-ФЗ

ШАГ 1. Обучение ответственных должностных лиц

Контрактный управляющий

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работники контрактной службы

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ все работники контрактной службы (в т.ч. руководитель контрактной службы) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Члены комиссии по осуществлению закупок

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Таким образом, в случае, если Заказчиком создается единая, конкурсная или аукционная комиссии, то количество обученных членов комиссии должно быть не менее 3 человек (при общем количестве членов комиссии 5 членов), а при создании котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее 2 человек (при общем количестве членов комиссии 3 члена).

Комментарий: В соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ 76 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России (далее – методические рекомендации), минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок составляет не менее 108 часов.
Таким образом, объем обучения по программе повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов, а объем обучения по программе профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Исключение – руководитель Заказчика, объем обучения которого должен составлять не менее 40 часов (согласно методическим рекомендациям).

Согласно ст.195.3 ТК РФ: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • за повторное нарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей.

ШАГ 2. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). А в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Реализация требования

В целях реализации данного требования (после принятия решения о назначении контрактного управляющего или создании контрактной службы), Заказчику рекомендуется разработать и утвердить следующие информацию и документы:

  • Положение (регламент) о КС/КУ Заказчика;
  • Регламент взаимодействия КС(КУ) с другими подразделениями и отделами организации (по желанию Заказчика);
  • Приказы о назначении КУ/работников контрактной службы или о возложении обязанностей на действующих сотрудников организации Заказчика;
  • Должностные инструкции на КУ/работников контрактной службы (либо осуществить внесение изменений в действующие инструкции в срок до 31.12.2016 г.).
Чем руководствоваться

1. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
2. Типовое Положение (регламент), утвержденное приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г.;
3. Трудовой кодекс РФ;
4. Профессиональный стандарт - специалист в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н);
5. Профессиональный стандарт - эксперт в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н).

ШАГ 3.Осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок (как правило, на трехлетний период);
2) планов-графиков (на 1 год).
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны сформировать и утвердить в срок до 31.12.2017 г. план закупок и план-график.

В плане закупок, плане-графике а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ указывается идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Чем руководствоваться при формировании идентификационного кода закупки (ИКЗ)

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

Чем руководствоваться при формировании планов закупок

1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 761 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Чем руководствоваться при формировании планов-графиков

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 750 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Помимо формирования планов закупок и планов-графиков, Заказчикам следует осуществить обоснование каждой закупки при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, а при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе дополнительные требования к участникам закупки).

Чем руководствоваться при осуществлении обоснования закупок

ШАГ 4. Зарегистрироваться в ЕИС

Последовательность действий Заказчика по получению электронной подписи для получения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ представлена в Приказе Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

ШАГ 5. Разместить в ЕИС план закупок, план-график

План закупок и план-график утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Утвержденные план закупок и план-график (вместе с обоснованием закупок) подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Чем руководствоваться при размещении в ЕИС планов закупок и планов-графиков

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ШАГ 6. Составить и утвердить дополнительные локальные акты

1. Регламент (положение) о комиссии по осуществлению закупок, порядок ее работы, а также приказ о создании комиссии по осуществлению закупок с учетом следующих особенностей:
Виды комиссий:

  • конкурсная комиссия;
  • аукционная комиссия;
  • котировочная комиссия;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единая комиссия.

Численность и состав:

  • конкурсная, аукционная и единая комиссии ≥ 5 человек (в т.ч. председатель комиссии);
  • котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению запросов предложений и окончательных предложений ≥ 3 человек (в т.ч. председатель комиссии).

2. Типовая документация для основных способов закупок .

3. Типовые проекты контрактов .

4. Регламент (положение) по экспертизе (шаблон экспертного заключения).

5. Регламент (положение) по приемке товаров, работ, услуг.

6. Приказ о назначении ответственных должностных лиц за проведение «внутренней» экспертизы, приемки товаров, работ, услуг .

7. Приказы о назначении ответственных должностных лиц по другим направлениям (например, ответственных за сбор коммерческих предложений, подготовку технических заданий и пр.).

ШАГ 7. Внести изменения в Положение о закупке или сформировать новое

С 01.01.2017 г. ГУПы, МУПы осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ только в двух случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами … а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации … субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае принятия решения о продолжении осуществления части закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчику следует внести изменения в действующее Положение о закупках или создать новое Положение о закупках.
При этом указанные правовые акты в случае их принятия государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.

При формировании нового или внесении изменений в действующее Положение о закупках, Заказчику следует учитывать, в том числе:
1) нововведения в Законе 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017 г., касающиеся работы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
2) требования Постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (вступает в силу с 01.01.2017 г.).

К сведению Заказчиков: ключевые отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ

Законодательство РФ

Законодательство РФ
Положение о закупках

Электронная подпись – кто выдает

Казначейство

Казначейство (в отдельных случаях)
Любой удостоверяющий центр, выпускающий усиленную квалифицированную электронная подпись

Электронные площадки

5 электронных площадок «Госзаказа»::
- ООО «РТС-тендер»,
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
- ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 44-ФЗ;
- конкурс с ограниченным участием - ст. 56 44-ФЗ;
- двухэтапный конкурс - ст. 57 44-ФЗ;
- электронный аукцион - ст. 59 44-ФЗ;
- запрос котировок - § 3 44-ФЗ;
- запрос предложений - § 4 44-ФЗ;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) § 6 44-ФЗ;
- закрытые способы - §5 44-ФЗ.

Согласно ч.3 ст. 3 223-ФЗ
- конкурс;
- аукцион;
- а также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Контрактная служба (контрактный управляющий)

Обязательно создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Не предусмотрено 223-ФЗ

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44
Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ
Обязательно создается при проведении конкурса.
В иных случаях создание комиссии по закупкам происходит согласно Положению о закупке заказчика.

Обучение в сфере закупок

Обязательно для:
Контрактного управляющего
Работников контрактной службы
Преимущественного количества членов комиссии по закупкам

Не обязательно, но возможно

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов

Применяются согласно ст. 37 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов.

Не установлены 223-ФЗ

Национальный режим

При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, применяется национальный режим.
Механизмы импортозамещения:

Особые условия допуска (например, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и др.)
Ограничение допуска (например, ПП РФ от 30.11.2015 № 1289, ПП РФ от 05.02.2015 № 102 и др.)
Запрет (например, ПП РФ от 14.07.2014 № 656, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236, ПП РФ от 11.08.2014 № 791 и др.)

По состоянию на 01.10.2016: Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» - далее Постановление Правительства РФ № 925. (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Указание товарного знака, производителя, страны происхождения при описании объекта закупки

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ)

Можно указывать товарные знаки, производителя, страну происхождения (если запрет не содержится в Положении о закупке) с учетом положений Постановления Правительства РФ № 925 и иных НПА, регулирующих национальный режим и импортозамещение.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), способы

Согласно ст. 22 44-ФЗ: Начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода (методов):
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.

Обоснование не требуется (если иное не предусмотрено в Положении о закупках)

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 44-ФЗ), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; ПП РФ от 04.02.2015 № 99).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44, п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ

1. Обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО)
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).
2. Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).
3. Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

1. Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).
При этом обязанность осуществлять закупки у СМСП возникает у заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, Заказчик обязан производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Планирование закупок

План закупок на период действия закона о бюджете (как правило, 3 года)
План-график на 1 год

План закупок на 1 год
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Обоснование закупок

Обязательное обоснование закупок, является отдельным документов к плану закупок и плану-графику

Не предусмотрено 223-ФЗ

Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 44-ФЗ
заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться:
- силами заказчика (внутренняя экспертиза);
- с привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не предусмотрена 223-ФЗ
(может быть предусмотрена Положением о закупке).

Заключение и изменение условий контракта (договора)

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в нескольких случаях, предусмотренных ч.1 ст. 95 44-ФЗ.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Условие об ответственности в контракте

Ч. 4 ст. 34 44-ФЗ
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Не предусмотрено 223-ФЗ
(может быть предусмотрено в Положении о закупке)

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 44-ФЗ, ПП РФ № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,
заключенных заказчиком по результатам закупки у СМСП.

Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. (ч. 21 ст. 4 223-ФЗ) составляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352.

Торгово-промышленная палата Самарской области готова оказать помощь ГУП и МУП в переходе на работу по Закону № 44-ФЗ по следующим вопросам:

  • В составлении проектов необходимых локальных актов (положения о контрактном управляющем/контрактной службе, положение о комиссии, шаблонов экспертного заключения и пр.);
  • В составлении проектов планов закупок, планов-графиков, обоснований закупок;
  • В обучении должностных лиц по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки (от 40 до 256 часов) с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о прохождении профпереподготовки;
  • В консультировании по всем возникающим в процессе перехода на осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • В аудите составленных Вами документов, регламентирующих процессы осуществления закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ (в т.ч. планов закупок, планов-графиков, локальных актов).


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ