Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Многие не знают, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины движущуюся технику. На основании приказа Министерства РФ от 20.10.2017г. №644 инспектор может предпринять меры к задержанию машины на основаниях, перечисленных в документе. В иных ситуациях сделать этого он не имеет права, иначе это будет являться превышением полномочий.

В приказе №185 от 2009г. содержалась информация о том, что остановка автомобиля без явных на то оснований строго запрещена. На данный момент этот документ не действует. С 20 октября вступил в силу приказ №644, на основании которого был введен обновленный регламент. До этого он включал 270 пунктов, сейчас документ состоит из 344.

Причин для задержания ТС согласно обновленному регламенту существует множество. Сотруднику ГИБДД разрешено останавливать движущуюся машину в следующих случаях:

  • Автолюбитель нарушил правила ДД. Инспектор ГАИ может определить данный факт на взгляд или записать его посредством спецтехники.
  • Собственник техники или пассажиры – участники аварийной ситуации, правонарушения или преступного деяния. У сотрудника ГИБДД обычно имеется ориентировка.
  • ГАИ разрешено останавливать автотехнику для осмотра бумаг, если он предполагает, что данные граждане являются участниками преступления, разыскиваются полицией.
  • Автомобиль в угоне или разыскивается службами. Останавливать технику ДПС разрешено при наличии сведений о данном факте.
  • Чтобы гражданин предоставил информацию, если при нем была совершена авария.
  • Останавливать ТС сотруднику ГИБДД допустимо для обращения к водителю с просьбой выступить свидетелем.
  • Автотехника необходима работнику полиции для погони.
  • Для кратковременного запрещения или прекращения дорожного движения.
  • Сотруднику согласно регламенту допустимо останавливать ТС для ее предоставления работникам ГИБДД или врачам для оказания медицинской помощи.
  • Для осуществления мероприятий на основании спецактов, в рамках рейда (плановой проверки).
  • Для осмотра машины сотрудниками ГИБДД на транспортировку нелегальных грузов или граждан в розыске (на определенном участке).
  • Останавливать авто сотрудник ГИБДД может при аварийной ситуации, стихийном бедствии и иных ЧС, представляющих угрозу для движущейся техники.
  • Для изучения бумаг на право управления движимым имуществом и пользования им, паспортов на машину и груз.

В текущем году сотрудник Госавтоинспекции имеет право задерживать авто для проверки документов . Ранее инспектор мог это сделать исключительно на посту ГИБДД. Если он останавливает ТС, чтобы посмотреть бумаги, но не говорит основание (нарушение правил и иные), то автомобилист может не предъявлять документы .

Игнорировать «просьбы» сотрудника ГИБДД не следует. Может ли он останавливать машину, четко оговорено в законе №644. Но задержать ТС в неположенном месте он не имеет права. Есть только несколько вариантов, когда ему разрешено останавливать машину где угодно:

  • пресечение преступного деяния;
  • задержание ТС служебными авто с включенными маячками.

Работник ГИБДД подходит к машине, озвучивает свою должность, звание и инициалы, а также причину остановки. Чтобы убедиться в том, что перед водителем сотрудник ДПС, он имеет право потребовать соответствующий документ и приказ руководителя. В его отсутствии, его действия противоречат закону. Автолюбитель может уточнить данный факт у дежурного.

Из машины выходить сразу же не следует. Но, есть случаи, при которых водителю потребуется покинуть свое авто:

Если авто остановил сотрудник ГИБДД необходимо четко выполнять перечисленные действия. Что делать водителю зависит от ситуации и места задержания. Ночью останавливать транспортные средства могут инспектора на служебной машине, в противном случае гражданину разрешено не подчиняться их требованиям.

На основании рег. от 2017 года, инспектор должен выдать автомобилисту документ для ознакомления о проводимых мероприятиях. Но это не обязывает сотрудника ГИБДД держать при себе подобные бумаги, они могут находиться в отделении ГАИ или на посту ДПС. В данной ситуации работник полиции при необходимости должен предъявить их по месту нахождения.

Принудительное задержание проводится согласно регламенту:

  • применение спецсредств при наступлении опасности: пистолеты, баллончики с газом, дубинки;
  • останавливать авто допустимо при наличии спецсигналов: регулировщиков, светофоров;
  • блокировка движения посредством служебного авто с маячками;
  • при наличии серьезной опасности, тогда машину могут задержать с помощью оружия.

Останавливать автомобиль сотрудник ГАИ может, как в черте города, так и за его пределами при наличии веских причин, перечисленных в действующем регламенте.

Задержание в состоянии опьянения

Останавливать машину инспектор ГИБДД может при малейших подозрениях на злоупотребление спиртными напитками. А именно:

  • странное поведение;
  • несвязанная речь;
  • «аромат» изо рта.

Где могут сотрудники ГИБДД останавливать машину, не имеет значения, в любом случае они обязаны провести освидетельствование водителя . Оно должно осуществляться при наличии нескольких понятых на дороге, если нет специального тестера тогда на посту. Если участник движения не согласен с полученными результатами или гражданин не хочет проходить проверку, его направляют в медучреждение.

Если автолюбитель не употреблял спиртные напитки, тогда сотрудники ГИБДД должны доставить его обратно. При разговоре с ними разрешено применять записывающие устройства (обоим сторонам). Все материалы будут являться доказательством для судебных инстанций.

Останавливать технику сотрудники ГИБДД могут только при наличии веских причин, указанных в п. 84 рег. Министерства РФ от 2017г., приказа №664. Водителю рекомендуется иметь при себе перечень номеров дежурных отделов ДПС и телефонов горячей линии службы доверия относительно вопросов несоблюдения обновленного закона инспекторами ГИБДД.

Если у автолюбителя имеются подозрения относительно действий сотрудников Госавтоинспекции, он может не подчиняться их указаниям, пока не убедится в их правомерности. Для этого ему должны быть предоставлены соответствующие бумаги.

(кликните, чтобы открыть)

Если Вас остановил сотрудник ГИБДД, то он должен иметь для этого предусмотренную правовой системой причину остановки. Ответ на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать движущийся транспорт в конкретной ситуации, можно получить, изучив пункт 63 Административного регламента МВД России от 02 марта 2009 № 185 . Он содержит перечень оснований для остановки транспорта инспекторами ГАИ. К ним относятся:

  • установленные зрительно либо зафиксированные техническими средствами признаки нарушений ПДД;
  • наличие информации, свидетельствующей о причастности пассажиров, водителя к преступлению, ДТП, административному правонарушению;
  • необходимость использования автомобиля;
  • наличие данных об использовании транспорта в противозаконных целях;
  • необходимость опроса участников дорожного движения об обстоятельствах преступления, ДТП, административного правонарушения, если они являются очевидцами;
  • наличие причин полагать, что средство транспорта разыскивается;
  • необходимость привлечения водителя либо пассажира в качестве понятого;
  • исполнение регулировочно — распорядительных функций на дороге;
  • необходимость привлечения водителя к оказанию помощи сотрудникам полиции, участникам дорожного движения;
  • проведение особых мероприятий, например, специальная операция на трассе;
  • и документов, предусмотренных ПДД (лишь на стационарных постах ДПС).

Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.

На вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили, ответ однозначен. Он наделен подобным правом, но может его реализовать лишь в предусмотренных случаях, которые мы рассмотрели выше. Итак, Вас остановил сотрудник ГИБДД. Каковы его права в дальнейшем? Из анализа положений пункта 20 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» следует, что, помимо остановки транспорта, сотрудники полиции могут:


Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД. Вы хотите убедиться в правомерности его действий. Что делать в подобной ситуации? Можно позвонить на горячую линию и узнать, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили в том или ином случае.

Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт незаконно, то его действия можно обжаловать. Следует учитывать, что вышеуказанные правомочия предоставляются инспектору ГАИ только в пределах зоны его ответственности. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль вне ее границ, то его действия будут неправомерными.

Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».

Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.

Милиционер-стажер, выходя на пост, не имеет права одевать служебную форму сотрудника полиции (ДПС), и тем более не имеет служебного жетона. Таким образом, человек в гражданской одежде, даже имея при себе специальную экипировку, регулировщиком не является и, соответственно, отвечая на вопрос, имеет ли права стажер ДПС останавливать ТС, можно с уверенностью ответить — нет, не имеет.

Совершенно таким же образом можно ответить и вопросы, типа «имеет ли право ППС останавливать машину» или «имеет ли право участковый останавливать транспортное средство». Не имеют они такого права, так как не наделены функцией регулировки дорожного движения.

В Административном регламенте МВД РФ указано, где имеют право останавливать сотрудники ДПС. В соответствии с п. 82 Административного регламента МВД РФ, для проверки документов можно останавливать ТС только на стационарных постах ДПС. Вне стационарного поста тоже можно останавливать транспортные средства:

  • в случае нарушения водителем требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае ориентировки или указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.

Что такое стационарный пост? Понятие стационарного поста ДПС в действующем законодательстве четко не дается, но из п. 14 Административного регламента следует: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост милиции и контрольно-пропускной пункт». Таким образом, место, где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД четко прописано в законе.

Подпишитесь на свежие новости

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Здравствуйте, дамы и господа. На связи Евгений Волков. Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Однако нужно понимать, что имеет право не любой сотрудник ГИБДД. Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.

Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?

Правила дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос

Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).

Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях

предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.

Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.

Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?

Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено .

Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?

Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.

С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://сайт согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:

Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80

Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.

А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.

Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).

Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.

Надеюсь, теперь вам понятно, кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи, то задавайте их в комментариях к статье ниже. Спасибо!

Вот уже несколько лет действует . Этот документ утверждает Регламент работы сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД с водителями (и прочими участниками дорожного движения), какие права и какие обязанности он имеет. В том числе приказ 185 содержит причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС.

Рассмотрим подробнее, в каких случаях инспектор может остановить водителя, какие требования он вправе предъявить, и как вести себя с сотрудником ГИБДД.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто автомобили останавливают за нарушение ПДД, не горящие в темное время суток фары (и напоминают, что нужно их включить), при подозрении в том, что водитель управляет ТС в нетрезвом состоянии, а также для проверки документов.

Кроме этого, причиной остановки автомобиля может стать наличие каких-либо данных о том, что водитель или пассажиры имеют причастность к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления или же данных о неправомерном использовании ТС, приказ руководителя о проверке транспортных средств или грузов, и т.д.

Игнорировать требование инспектора об остановке вашего автомобиля не стоит, произвести задержание. Однако, согласно новому Регламенту, останавливать ваше ТС в местах, где запрещена остановка, инспектор не может. Исключение составляют лишь два случая: необходимость пресечения преступления и остановка ТС патрульной машиной с включенными световыми сигналами.

Итак, инспектор ДПС сделал вам знак остановиться, подошел к вашему автомобилю со стороны водителя (в некоторых случаях ему разрешается подходить и со стороны пассажира) и представился (назвал должность, звание и фамилию). Затем он должен кратко сообщить водителю причину остановки, а, соответственно, останавливать вас без причины (например, потому, что ему скучно на дежурстве) он не имеет права.

В том случае, если у вас возникли какие-либо сомнения в том, является ли в действительности остановивший вас инспектор сотрудником ГИБДД (а такое иногда случается, в особенности на загородных трассах), вы имеете право попросить его показать вам служебное удостоверение (он обязан показать вам его, не выпуская из своих рук).

Кроме этого, необходимо иметь в виду и то, что , началом исполнения функции сотрудника ГИБДД является приказ (решение) руководителя, а в случае его отсутствия все действия инспектора являются незаконными.

А значит, вы, имея какие-либо подозрения в законности действий инспектора, можете потребовать у него телефон ответственного или дежурного сотрудника ГИБДД, позвонить ему, и убедиться, что распоряжение о патрулировании данного участка действительно было дано (или его не было, а значит инспектор (совершенно незаконно) действует по собственной инициативе).

Советуем скачать, распечатать и положить в бардачок своего автомобиля список региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения законности сотрудниками — .

Эта информация выручила уже многих водителей автомобилей!

Даже если сотрудник ДПС остановил вас на вполне законных основаниях, выходить из машины нужно лишь в случаях, перечисленных в пункте 70 Регламента . К таким случаям относятся:

  • необходимость устранения какой-либо технической неисправности,
  • наличие у вас признаков опьянения,
  • проведение сверки номеров агрегатов ТС или необходимость осмотра автомобиля (вы можете отказаться показывать свое ТС, тогда осмотр будет производиться в присутствии понятых),
  • осуществление процессуальных действий (то есть заполнение документов, бланков)
  • некоторые другие случаи.

Даже если вы вышли из своего автомобиля, в машину сотрудника ГИБДД садиться нужно лишь тогда, когда требуется заполнение документов.

Теперь остановимся подробнее на случае, когда водителя подозревают в управлении ТС в нетрезвом виде (а поводом для подобного подозрения могут служить запах изо рта, неадекватное поведение, нарушение речи и т.д.). Как известно, при этом проводится освидетельствование водителя на состояние опьянения.

Согласно Регламенту, проводиться оно может лишь при двух понятых (или при ведении видеозаписи процесса освидетельствования — уже внесены соответствующие ), либо на месте остановки, либо, если у сотрудника ГИБДД нет алкотестера, на ближайшем посту ДПС.

Если вы (или инспектор) не согласны с результатами замера или вы отказались «дыхнуть», вас отправят на мед.освидетельствование в ближайшее медицинское учреждение. В том случае, если там установят, что вы абсолютно трезвы, инспектор будет обязан отвезти вас обратно к вашей машине.

Вы имеете право при общении с сотрудником ГИБДД использовать видео- и аудиозапись. Однако, будьте готовы к тому, что и инспектор ГИБДД также имеет аналогичное право и может использовать данные материалы для доказательства ваших неправомерных действий.

Приказом № 185 было введено и еще одно новшество. В настоящее время могут вас остановить только в том случае, если контроль за дорогой осуществляется ими на служебных автомобилях с цветографической схемой и «мигалками».

И хотя автомобили скрытого патрулирования могут не иметь специальной окраски, останавливать на трассе транспортные средства они не имеют права, и вы можете спокойно ехать дальше. Кроме этого, согласно Регламенту, при задержании вашего транспортного средства на трассе (например, было обнаружено, что у вас истек срок доверенности на управление ТС), сотрудник ГИБДД обязан помочь вам добраться до ближайшего города или села.

Ко всему вышеперечисленному остается добавить еще лишь несколько слов. При общении с инспектором будьте спокойны и вежливы, не позволяйте на себя давить и не давайте запугать. Не стоит соглашаться со всем, что скажет сотрудник ГИБДД.

Не бойтесь отстаивать свою правоту, ведь зачастую, инспектор не начинает составлять протокол до тех пор, пока водитель не признает свою вину, а значит, соглашаясь с ним, вы сами выписываете себе штраф.

Спорьте до последнего (если конечно ваша вина не очевидна), уверено оперируйте теми или иными понятиями из ПДД (даже если вы не помните ПДД наизусть, поскольку инспектора их тоже наизусть не помнят). Помните, что у вас есть права, однако, не забывайте и о том, что они есть и у инспектора ГИБДД, а поэтому, никогда не перегибайте палку.

Видео — обязанности инспектора ГИБДД:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    @Михаил,
    если Вы «исправите ошибку» сразу, то санкций не должно быть, т.к. стоянкой считается более 5 минут.

    костя

    остановил гаец без машины,но в форме и сказал что я проехал по дороге с односторонним движением савсем в противоположную сторону и показал мне знак,который был за густыми ветками деревьев.сказал: или пол года без прав или 5 рублей закинуть ему,я закинул,на работу опаздывал)

    Павел

    Патрульная машина ДПС в черте города прячется за деревьями в проулке, инспектора останавливают водителей и штрафуют за привышение скорости, при этом машину ДПС с контролируемой проезжей части не видно с расстояния 50 м. из-за деревьев. Правомерны ли их действия и как с ними общаться (на что ссылаться) при остановке? Спасибо.

    Павел,
    не нарушайте ПДД и практически не будет причин Вас останавливать!
    Кроме того, ознакомьтесь с 185 приказом — одним из основных документов, регламентирующих общение сотрудников ГИБДД с водителями.

    Алексей

    Доброго. Подскажите как сейчас обстоят дела с медосвидетельствованием. Могу я не дышать в непонятные приборы, а потребовать сразу выписать постановление о направлении на освидетельствование в лицензированное медучереждение? Спс.

    Хасбулат

    Подскажите пожалуйста, маленькая будта является стационарным постом, и как должен выглядить стационарный пост!

    Евгений

    здравствуйте!
    Постоянно останавливают, типа проверка документов, предъявляешь, сразу, пойдемтека пробьем по штрафам, а там и алкотест, и не приятные вопросы о употреблении наркотиков, при чем все это в грубой форме…
    Вопрос: если остановили, а причин нет, в плоть до всяких операций, могу я сообщить о данной нарушении регламента? Ели да, то куда и накажут ли сотрудника за это?
    И так же как и Алексея, интересует, могу ли настоять на освидетельствование в медучереждении, а не в машине ДПС?

    Евгений,
    да, можете.
    Звонить можно в дежурную часть или по телефону доверия ГИБДД (лучше заранее их записать на случай таких ситуаций).

    Владимир

    Только сегодня утром — остановил инспектор ДПС без причины для проверки документов. Личный номер 50-5517 (или 50-55117) Домодедовский район. Машина ДПС стояла на съезде с эстакады — правомерно? Инспектор ДПС не представился. Звание капитан. Возраст 40-45 лет. На мой вопрос — с какой целью проводится проверка? Ответил в грубой форме: «Не Ваше дело!». Документы вернул. С моей стороны второй вопрос: «Почему инспектор не остановил впереди идущий автомобиль без габаритных огней и ближнего света?». Ответ инспектора: «Там была женщина!». А в моей машине сидели дети, которых вез в школу в Москву. Реплика инспектора:» Вы будете мне указывать как работать?». На том и расстались. Хамство, грубость. Отсутствие культуры и воспитания. Неужели такие инспекторы и дальше будут работать и успешно проходить очередную аттестацию? Куда обратиться с жалобой на действия и поведения инспектора ДПС — личный номер 50-5517 (или 50-55117 — Домодедовский городской округ МО)?
    Спасибо.
    С уважением,
    Владимир

    Владимир,
    на сайте gibdd.ru (в правой колонке сверху) можно найти все контактные телефоны (в том числе и телефоны доверия по вопросам нарушения законности сотрудниками) нужного Вам округа, там же можно оставить свое обращение онлайн, нажав кнопку «прием обращений» в разделе онлайн-сервисы ГИБДД.

    Глеб

    Здравствуйте! В моем поселке гаишники часто останавливают меня без причины, у нас мероприятие тарам пам пам, предоставьте документы. Как быть в такой ситуации?

    Глеб,
    1. Сотрудники ГИБДД могут проводить соответствующие мероприятия — в данном случае проще и быстрее предоставить документы для проверки. Как показывает практика, это занимает минимум времени.
    2. Если же Вы считаете (и у Вас есть для этого весомые аргументы), что остановившие Вас инспекторы ГИБДД что-либо нарушают — то можете позвонить в службу собственной безопасности ГИБДД или подать соответствующую жалобу на неправомерные действия сотрудников (пояснив ситуацию и желательно предоставить соответствующие доказательства — видеозапись и т.д.).

    Марина

    Здравствуйте. Недавно меня остановили на загородной дороге (по выходным дням проводят рейды по отлову пьяных за рулем). У меня машина учебная. Проверил документы, спросил почему в св. о рег. нет отметки об этом. Сказал, что бы я позвонила знакомому гаишнику если есть такие, типа что бы меня отмазали. Странное поведение. Потом я вычитала в инете, что за это нарушение предупреждение или штраф 500 р. Как поступать в подобных случаях далее?

    дмитрий

    Здравствуйте. в мае прошлого года в Москве ночью из меня *сделали пьяного*. Ехал с 3 свидетелями. Ранее давно еще был лишен за пьянку что признал в суде и получил минимальное наказание по соответствующей статье. Сейчас ехал трезвый — остановили ночью просто так. Показал документы. С фразой *вы ранее были лишены прав за нетрезвое вождение — продышитесь*. дал мне прибор — я продышался. ничего не показало. инспектор ушел в машину и выдал мне протокол об отказе от медосвидетельствования. Я отказа не давал мне никто ничего не предлагал. потом когда поехал смотреть материалы — выяснлись что там стоит подписи двух понятых хотя там кроме меня моих друзей и двух инспекторов ВООБЩЕ никого не было. Просил в мировом судье вызвать их в качестве свидетелей. высылали им повестки, судья лично при всех звонила. Инспектор на суде путался в показаниях. И несмотря на все это на основании что *ранее у вас был прицедент с алкоголем за рулем* меня лишили прав на 1 год 9 месяцев. В районном суде и мосгорсуде — мои жалобы даже не читали. отписка одна — то что вы были пьяны доказывает слова инспектора + наличие ранее схожего нарушения. Отдал кучу денег и потратил много времени для восстановления справедливости. Получается допустим буду я еще год пешим — сяду за руль и меня снова кто нибудь просто так сделает пьяным и я вовсе в тюрьму сяду? не знаю есть ли смысл обращатсья в верховный — думаю ответ будет такой же. работал с 2 автоюристами жалобы составляли по разному но итог один — *рецидив преступления*. Подскажите есть ли способ ездить без прав? Хочется это делать из принципа.

    Дмитрий,
    1. А почему показания ваших пассажиров (свидетелей) нигде не фигурируют?
    2. Ездить без водительского удостоверения однозначно не стоит — это создавать для себя серьезные проблемы.

    Сергей

    Вот вы пишите…если меня смущают правомерность инспектора ДПС,то лучше иметь заранее телефон доверия или дежурной части…..если в друг по какой то причине инспектор не дает мне номер….Вопрос: Я сам с Пермского края, еду с семьей на море, и на учаске трасса М-4 ДОН регулярно сталкиваюсь с хамством сотрудников….где мне взять тел. доверия???Если из своей машины не выходя я не могу рассмотреть и тел. деж. части и тем более тел. доверия….Спасибо.

    Сергей,
    если Вы собираетесь в поездку и в пути следования у Вас не будет доступа к сети Интернет, то можете заранее выписать телефоны дежурной части и телефоны доверия тех регионов, через который будет лежать Ваш маршрут. Сделать это можно на сайте ГИБДД: в правом верхнем углу нажать «другой регион» и выбрать нужные Вам (см. скриншот).

    дмитрий

    Здравствуйте! На загородном шоссе я ехал на самосвале Камаз (борта нарощены из металла по козырек не нарушая разрешенных габаритов) догнали сотрудники ДПС и остановили. Попросили пройти в служебный автомобиль для составления протокола об изменении конструкции ТС нарощеные борта кустарным способом. Выписали штраф п.1 ст.12.5 500 рублей и предписание если в десятидневный срок не «срежу «нашивки на борта в автоматическом режиме приостановят учет ТС. Подскажите правомерны действия инспекторов и можно ли наращивать борта на самосвале не нарушая габариты. Спасибо.

    Дмитрий,
    у Вас есть документы, подтверждающие, что данная модель автомобиля Камаз может иметь высоту бортов как у Вас?

    Георгий

    Добрый день, работаю на строительстве крупного завода, выезд осуществляется через КПП по пропускам, у завода есть служба контролирующая технику на территории (служба БДД), но сегодня появился экипаж ГИБДД останавливает автотранспорт и проверяют документы (путевой лист, отметку о прохождении предрейсового осмотра). Имеют ли право останавливать на дорогах не общего пользования.

  • Сергей

    Здраствуйте, такой вопрос: допустим известно что сотрудники остановили машину без оснований, водитель отказался проходить мед экспертизу и дуть в трубочку. Может ли суд на основе того, что задержание ТС и и привлечение водителя по сути изначально было не правомерным(допустим доказано) вынести решение в пользу подсудимого? существуют такие случаи вообще в практике или все так нет?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ