Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вчера Конституционный суд России опубликовал определение по жалобе полковника пограничной службы, которого лишили допуска к гостайне и по этой причине уволили со службы. Жалоба офицера не была принята к рассмотрению, но при этом Конституционный суд сделал важное пояснение в своем документе: правоприменители не должны излишне формально подходить к решению подобных вопросов. За строчкой инструкции всегда надо видеть судьбу конкретного человека.

Заявитель служил на высоком посту в Пограничном управлении ФСБ России в одном из дальневосточных регионов. Он не просто имел доступ к секретам, его работа сама по себе представляла государственную тайну.

В июле 2013 года полковник отправил своего несовершеннолетнего сына на годичную учебу в Новой Зеландии. Как и полагается, об этом пограничник доложил соответствующим рапортом своему непосредственному начальству. Вроде формальности были соблюдены. Однако, когда срок пребывания молодого человека за границей превысил шесть месяцев, в пограничном управлении ФСБ сочли его постоянно проживающим за рубежом и лишили полковника допуска к государственной тайне как имеющего родственников за рубежом. Это автоматически означало увольнение офицера со службы. Потому что тот, кто не имеет права знать государственные секреты, не может носить погоны.

Полковник решил побороться в судах за свое право остаться в строю. Однако люди в мантиях с ним не согласились. Гарнизонный и окружной военные суды сочли законным лишение его допуска к гостайне.

После этого полковник решил оспорить положение Закона "О государственной тайне", предписывающее лишать допуска к секретным сведениям тех, чьи родственники постоянно проживают за рубежом более шести месяцев. По его мнению, таковыми можно считать только тех, кто имеет гражданство или вид на жительство, но никак не учебную визу.

Конституционный суд отказался принять его жалобу, а в своем определении отметил, что секретная информация по самой своей природе не может быть доступной каждому гражданину. Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого гражданина.

Соответственно, лишение должностного лица соответствующего допуска нельзя рассматривать как нарушение его конституционных прав.

Иными словами, действующие нормы вполне соответствуют Основному Закону. А как они реализуются на практике, это уже совсем другой вопрос. Об этом Конституционный суд тоже упомянул в своем определении, и это очень важные строки. При решении вопросов, связанных с допуском к гостайне, спецслужбы и суды не вправе руководствоваться одними лишь формальными критериями, установленными ведомственными инструкциями. Они обязаны учесть все обстоятельства дела и установить, насколько существенную угрозу сохранности государственных секретов и в целом безопасности страны представляют проживающие за границей родственники. Просто факта, что кто-то из близкой родни служивого находится больше полугода за границей, должно быть недостаточно.

Отказано же полковнику в Конституционном суде было лишь потому, что он, по сути, жаловался на оценку судами обстоятельств конкретного дела.

В конце прошлого года наша организация получила лицензию на допуск к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники начали работать с режимными сведениями. Сейчас появилась необходимость прекратить допуск к гостайне одного работника. Нормативными актами предусмотрено, что допуск к таким сведениям обязательно отражается в трудовом договоре и в приказе. А вот об оформлении прекращения допуска ничего не сказано. Возник вопрос: всегда ли прекращение допуска к гостайне должно отменяться приказом? Нужно ли при этом вносить изменения в трудовой договор?

Порядок допуска работника к государственной тайне в общих чертах установлен в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне ) и (далее - Инструкция о допуске к гостайне ), а также в Разъяснениях о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н (далее - Разъяснение о выплате надбавок ).

Однако, действительно, ни в одном нормативном правовом акте не установлен порядок оформления прекращения допуска к гостайне. Представляется, что в зависимости от причин прекращения допуска к гостайне порядок его оформления может быть разным.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к гостайне может происходить и по инициативе работника

Разбирая причины прекращения допуска к гостайне, приходим к выводу, что такое прекращение может быть как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, допущенного к работе со сведениями, составляющими гостайну. Имейте в виду, что в нормативных правовых актах отсутствуют условия прекращения допуска к гостайне по инициативе работника, но, учитывая то, что допуск к гостайне граждан РФ осуществляется в добровольном порядке, прекращение допуска также может осуществляться в добровольном порядке, т. е. по инициативе работника (ст. 21 Закона о гостайне) . Давайте рассмотрим варианты прекращения допуска к государственной тайне в зависимости от того, кто является его инициатором.

Прекращение допуска по инициативе работодателя

Допуск работника к государственной тайне может быть прекращен на основании решения работодателя (ст. 23 Закона о гостайне) .

Это происходит в следующих случаях.

Случай 1. Однократное нарушение обязательств, связанных с защитой государственной тайны, которые отражаются в трудовом договоре.

Наша справка

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан (работников) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица (работника) со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск к гостайне завершается оформлением трудового договора и приказа о доступе работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание таких обязательств разрабатывается режимно-секретным подразделением и включает, как правило, обязанность соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне, согласие на временное ограничение прав, обязанность информировать кадровое подразделение организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, в том числе оформление работником и (или) его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, и т. д.

Случай 2. Признание судом работника недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Получение работодателем решения суда, в котором работник ограничен в дееспособности или признан недееспособным (ст. 284, 285 Гражданского процессуального кодекса РФ) является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.

Случай 3. Сообщение работником заведомо ложных анкетных данных, которые были представлены во время оформления допуска к гостайне, а их ложность была установлена после допуска работника к сведениям, составляющим гостайну.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

Во всех перечисленных случаях решение о прекращении допуска работника к государственной тайне оформляется записью в учетной карточке (форма 1), а также изданием приказа о прекращении допуска работника к государственной тайне. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной текстовой форме (пример 1 ). В таком приказе следует указать причину прекращения допуска со ссылкой на источник информации, дату прекращения допуска, дату прекращения выплаты процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Очевидно, что если прекращение допуска к гостайне повлекло увольнение работника, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Наша справка

Тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлены свыше 5 и не более 10 лет.

«Нахождение под следствием» означает вынесение следователем постановления о привлечении работника в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу, а «нахождение под судом» начинается с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания до вынесения приговора.

В случае, когда прекращение допуска повлекло необходимость перевода его на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, то одновременно с изданием приказа о прекращении допуска к гостайне оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором, кроме изменений, вызванных переводом на новую должность, указываются изменения, связанные с прекращением допуска к гостайне (пример 2 ).

Случай 4. Расторжение с работником трудового договора или перевод на другую работу, когда увольнение или перевод не вызваны прекращением допуска к гостайне.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Решение о прекращении допуска к гостайне может быть обжаловано работником в вышестоящей организации и (или) в суде

И здесь необходимо одно уточнение. Действие допуска таких работников прекращается, если на них в течение шести месяцев не затребованы учетные карточки (форма 1) другими организациями (п. 44 Инструкции о допуске к гостайне) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

Несколько иной порядок оформления прекращения допуска к гостайне будет в случае, если информация о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с Инструкцией о допуске к гостайне могут послужить основанием для прекращения допуска к государственной тайне, обнаружена не работодателем (режимно-секрет- ным подразделением), а получена в виде уведомления из органа безопасности. В таком случае руководитель организации должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, и проинформировать о принятом решении орган безопасности.

До принятия такого решения приказом руководителя организации работник временно отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 48 Инструкции о допуске к гостайне) . Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он также издается в произвольной текстовой форме (пример 3 ).

При решении вопроса о выплате временно отстраненному работнику процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо учитывать, что ни один нормативный правовой акт не предусматривает прекращение выплаты такой надбавки при временном отстранении от работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому в приказе необходимо указать, что на весь период временного отстранения работника от работы выплата процентной надбавки ему сохраняется.

Если после анализа возникших обстоятельств, которые могли служить основанием для прекращения допуска к гостайне, принимается решение о возможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими гостайну, то временное отстранение от работы прекращается, и руководитель организации издает приказ о допуске работника к сведениям, составляющим государственную тайну, в произвольной текстовой форме (пример 4 ).

Если же принимается решение о невозможности дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, то в произвольной текстовой форме издается приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне (пример 5 ).

Поэтому при увольнении или переводе этого работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне, работодатель не принимает решение о прекращении допуска к гостайне, а издает приказ о прекращении доступа работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими гостайну , и выплаты соответствующей надбавки к заработной плате. Решение же о прекращении допуска работника к гостайне принимается по истечении установленных шести месяцев с проставлением соответствующей отметки в учетной карточке (форма 1) и направлением уведомления в орган безопасности.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне по инициативе работодателя может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением им должностных обязанностей. Поэтому ТК РФ предусматривает несколько оснований прекращения (расторжения) трудового договора с работником, если последнему прекращен допуск к гостайне. Подробнее о порядке оформления такого прекращения (расторжения) трудового договора с работником мы поговорим в следующих номерах журнала.

Прекращение допуска по инициативе работника

Причины, по которым работник выражает свое желание прекратить допуск к гостайне, связаны, как правило, с необходимостью (или желанием) восстановить свои права, которые были временно ограничены в связи с оформлением допуска к гостайне.

Так, работник может планировать через какое-то время выехать с семьей на постоянное место жительства за границу в другое государство. С учетом того, что срок ограничения выезда за границу, оговоренный в трудовом договоре, начинается со дня последнего ознакомления работника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, работник захочет установить этот день как можно раньше (ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Работодатель не вправе отказать работнику, пожелавшему прекратить допуск к гостайне

Для этого работник должен написать заявление на имя руководителя организации с просьбой прекратить его допуск к гостайне с указанием причины такого решения, даты прекращения и т. д. В этом заявлении работник может изложить предполагаемые варианты продолжения трудовых отношений.

Если должность работника предполагает обязательное наличие допуска к гостайне, у сторон есть только два варианта разрешения ситуации:

Вариант 1. Перевод работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Резюме

Прекращение допуска к государственной тайне во всех случаях оформляется приказом руководителя организации и, при необходимости, изменением трудового договора и должностной инструкции.

Вариант 2. Увольнение работника по п. 10. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если же выполнение должностных обязанностей возможно без оформления допуска к гостайне, работник может продолжить работу на своей должности после издания работодателем приказа о прекращении его допуска к гостайне и внесения изменений в номенклатуру должностей, должностную инструкцию и трудовой договор.

Наша справка

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 24 Закона о гостайне не противоречащими Конституции РФ. Эти положения предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из РФ ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований. Такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (см. постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П)

ПРИМЕР 4

Приказ о доступе работника к сведениям, составляющим государственную тайну

ПРИМЕР 5

Приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне

Может вот это поможет? Правда решения КС РФ я не нашел.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова

ЗАПРОС
о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне, Закон) подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1993 года (N 5485-1) и опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 года, N 182.

Согласно положению абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Исходя из буквального смысла этого положения должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей или оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне пункту 3 статьи 55 и статье 119 Конституции Российской Федерации.

Допустимость запроса обусловлена в силу части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне не подлежащим действию из-за его неконституционности в части, касающейся деятельности судей, поскольку установленные в Законе ограничения не учитывают особенностей деятельности и статуса судьи, создают не соответствующие Конституции Российской Федерации чрезмерные препятствия в осуществлении правосудия, а также при назначении на должность судьи (эти ограничения могут являться основанием для отказа в получении кандидатом на должность судьи положительных рекомендаций, тем самым нарушаются и умаляются права граждан). Данное положение не согласуется также с общеправовым принципом соразмерности, так как не обеспечивает достижения целей Закона о государственной тайне, а именно: предупреждения распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.

1. Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической проф

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 4

В некоторых случаях в целях обеспечения сохранности государственной тайны работодатель вправе прекратить допуск работника к определенным сведениям. При этом он может предложить ему другую должность, которая исключает доступ к государственной тайне, а в случае невозможности такого перевода - расторгнуть с данным работником трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - "прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска". Увольнение по данному основанию относится к расторжению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В данной статье рассмотрим, в каком порядке относят сведения к государственной тайне, кто имеет к ним допуск, как он осуществляется, каковы условия и особенности увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Государственная тайна

Законодательством РФ предусмотрено достаточно много видов тайн, охраняемых законом: государственная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна следствия и др. Но особое внимание государство уделяет защите государственной тайны - сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне)).

Какие сведения относить к государственной тайне, определяют органы государственной власти и организации, получающие такие сведения, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, установленным Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90.

Засекречивание сведений, то есть введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, производится с учетом степени секретности сведений.

Примечание. Носители сведений - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов.

В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, различают три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно".

Отметим, что помимо перечня секретных сведений ст. 7 Закона о государственной тайне устанавливает и перечень сведений, которые не могут быть секретными. К ним относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Допуск к государственной тайне

Использовать сведения, относящиеся к государственной тайне, могут лица, получившие на это разрешение (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены ст. 21 Закона о государственной тайне, а порядок допуска и формы требуемых для этого документов установлены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).

Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих органах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 2 Инструкции).

Обратите внимание! При замещении должностей, Перечень которых утвержден Распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 N 24-рп, лица считаются допущенными к государственной тайне. К ним относятся Председатель Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, секретарь Совета безопасности РФ, федеральный министр, председатель ЦБ РФ и др.

В зависимости от степени секретности сведений, представляющих собой государственную тайну (сведения особой важности, совершенно секретные, секретные), Инструкцией установлены три формы допуска к ним граждан.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по месту работы (службы). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск, которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, предоставляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Информация, предоставленная гражданами ради допуска к сведениям "особой важности" и "совершенно секретным", подлежит обязательной проверке органами безопасности по месту расположения организации, а гражданами, допускаемыми к "секретным" сведениям, - может быть проверена по запросу руководителя организации (с письменного согласия гражданина).

Работники кадрового подразделения организации обязаны ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с его обязательствами перед государством, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также получить согласие на частичные и временные ограничения его прав. Эти ограничения касаются:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 24 Закона о государственной тайне).

Ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся с необходимым для выполнения должностных (функциональных) обязанностей объемом сведений, составляющих государственную тайну, несут руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 Закона о государственной тайне).

Примечание. Должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы.

Итак, после проведения вышеуказанных действий руководитель государственного органа, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, и с ним заключается трудовой договор (контракт). Ранее, до принятия Инструкции, с претендентом на должность (работу) заключался отдельный договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, но с 01.05.2010 - момента введения Инструкции в действие - этот дополнительный договор не заключается.

Возникает вопрос: какие условия, касающиеся допуска к государственной тайне, необходимо включать в трудовой договор (контракт)? Статьей 57 ТК РФ предусмотрено лишь одно дополнительное условие - о неразглашении охраняемой законом тайны. А вот в силу ч. 8 ст. 21 Закона о государственной тайне взаимные обязательства работодателя и работника, принимаемого на должность, предполагающую доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами. Работодателям рекомендуется включать в текст договора помимо указанного общего условия либо условие о соблюдении работником требований специальных инструкций (регламентов) по работе с секретными документами, либо все обязательства, связанные с выполнением работы с секретными сведениями.

Отметим, что не все граждане могут быть допущены к государственной тайне. Так, гражданину может быть отказано в допуске, если:

  • он признан судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, находится под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеет неснятые судимости за эти преступления;
  • он имеет медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • он или его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • в результате проверочных мероприятий выявлены действия гражданина, создающие угрозу безопасности РФ;
  • он уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщил заведомо ложные анкетные данные (ст. 22 Закона о государственной тайне).

Основания прекращения допуска к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом инициатива о прекращении допуска может исходить и от органа безопасности в виде представления.

Обратите внимание! До принятия решения о прекращении допуска к государственной тайне на время служебного расследования работник может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

В силу ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется в следующих случаях:

  1. В связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. В Трудовом кодексе понятие "организационные и (или) штатные мероприятия" не употребляется, но на практике к таким мероприятиям относятся сокращение численности или штата работников организации, смена собственника имущества организации, реорганизация, изменение организационных или технологических условий труда, повлиявшие на изменение определенных сторонами условий трудового договора, переезд (перевод) работодателя в другую местность.
  2. Однократное нарушение работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Согласно Примерному содержанию обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, изложенных в форме 2 Инструкции, основные обязательства, которые на себя принимает гражданин в связи с допуском к государственной тайне, таковы:
  • соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне;
  • в случае принятия решения о временном ограничении права на выезд из РФ в 5-дневный срок передать имеющийся заграничный паспорт на хранение работодателю до истечения установленного срока ограничения прав;
  • в полном объеме и своевременно информировать кадровое подразделение работодателя об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных Законом о государственной тайне;
  • представлять в установленном порядке в кадровое подразделение работодателя документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • в случае попытки посторонних лиц получить информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретное подразделение работодателя или в органы федеральной службы безопасности РФ.

Закон о государственной тайне не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения обязательств по сохранению тайны - грубое оно или малозначительное. Поэтому решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения.

  1. Возникновение перечисленных выше обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Обратим внимание на некоторые моменты:
  • основанием для прекращения допуска к государственной тайне недееспособного, ограниченно дееспособного, рецидивиста, находящегося под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеющего неснятые судимости за эти преступления, является только решение суда или компетентного органа. При этом указанные обстоятельства могут как иметь место при поступлении лица на работу (не выявленные в результате проверочных мероприятий), так и возникнуть в процессе трудовой деятельности;
  • место постоянного проживания работника, в том числе вид на жительство в другом государстве, по общему правилу указывается в основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, - паспорте, а место постоянного проживания близких родственников - в анкете, заполненной кандидатом при поступлении на работу. Таким образом, если работник, зная о месте проживания родственников в другом государстве, сообщил в анкете заведомо ложные сведения, само по себе это будет являться основанием для прекращения допуска к государственной тайне.

Обратите внимание! Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (ч. 4 ст. 23 Закона о государственной тайне).

Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина оформляется в виде приказа, в качестве основания которого указываются реквизиты заключения или представления органа безопасности или других документов, подтверждающих наличие обстоятельств, требующих прекращения допуска. В приказе о прекращении допуска можно также указать на обязанность работника по передаче носителей секретной информации и иных документов.

Расторгаем трудовой договор

Итак, в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, трудовой договор (контракт) с работником может быть расторгнут по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Для расторжения договора по этому основанию необходимо выполнение следующих условий:

  • работник допущен к государственной тайне;
  • допуск к государственной тайне прекращен в соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне;
  • у работодателя нет возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях предлагаются в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Обращаем внимание работодателей, что не следует путать увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с увольнением по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - за разглашение охраняемой законом тайны, (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 является увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и даже если в результате однократного нарушения работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, соответствующая информация стала известна третьим лицам, работник не может быть уволен по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81. Разглашение же охраняемой законом тайны - дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником умышленно, и является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения именно по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81.

Отметим, что специальным законодательством для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенности прекращения трудового договора по данному основанию. Например , согласно ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, относится к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Несмотря на то что увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием и работодателю не вменяется обязанность по соблюдению процедуры применения дисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ, для установления факта и причин однократного нарушения работником обязательств, предусмотренных трудовым договором (контрактом), работодателю рекомендуется запросить с работника объяснительную.

Итак, если работник отказался от предложенной вакансии, работодатель издает приказ о расторжении трудового договора (контракта), составленный по унифицированной форме N Т-8 <1>. Основанием для его издания служит приказ (иной документ), в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Рекомендуем как основание указать также отказ работника от предложенной вакансии. Последним днем работы при увольнении является день прекращения допуска к государственной тайне.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись.

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого. Все причитающиеся последнему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска согласно ст. 127 ТК РФ) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения (ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ