Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от « 11 » 03 2011 г. с. Октябрьское № 62

Об утверждении Инструкции по обеспечению

режима секретности при обработке сведений,

составляющих государственную тайну с

применением средств вычислительной техники

В соответствие с Типовой инструкцией, одобренной решением Межведомственной комиссией по защите государственной тайны от 01.01.2001г. № 000, «По обеспечению режима секретности при обработке секретной информации с использованием средств вычислительной техники», решил:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по обеспечению режима секретности при обработке сведений, составляющих государственную тайну, с применением средств вычислительной техники (приложение №1).

2. Назначить ответственным по обеспечению режима секретности при обработке сведений, составляющих государственную тайну, с применением средств вычислительной техники начальника мобилизационного отдела Хубулова Абесалома Владимировича.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела информационно-аналитической работы и защиты информации Диденко Олега Викторовича.

Глава администрации местного

самоуправления муниципального

образования-Пригородный район

Приложение
к Распоряжению АМС
МО-Пригородный район

№______
от «___»___________2011г.

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению режима секретности при обработке сведений, составляющих государственную тайну, с применением средств
вычислительной техники

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок обеспечения режима секретности при обработке сведений, составляющих государственную тайну (далее - секретная информация), на средствах вычислительной техники (СВТ) в администрации местного самоуправления муниципального образования-Пригородный район (далее - администрация).

Под секретной информацией имеется ввиду секретная, совершенно секретная и особой важности информация, если степень ее секретности не оговаривается особо.

2. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

Вспомогательные технические средства (ВТС ) - технические средства, непосредственно не участвующие в обработке секретной информации, но используемые совместно с основными техническими средствами (ОТС) и находящиеся в зоне электромагнитного поля, создаваемого ОТС. К ним относятся: технические средства открытой телефонной, громкоговорящей связи, системы пожарной и охранной сигнализации, электрификации, радиофикации, электробытовые приборы и др.

Лицо, эксплуатирующее СВТ - должностное лицо, ответственное за обеспечение надежного хранения и правильного использования для работы секретных машинных носителей информации и машинных документов.

Машинный носитель информации (МНИ ) - любое устройство, предназначенное для хранения информации, представленной в цифровом и аналоговом виде, в том числе гибкие магнитные диски, жесткие магнитные диски, магнитооптические и оптические накопители, ленточные накопители и др.

Несанкционированный доступ (НСД ) - получение защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к ней.

Обработка секретной информации - сбор, подготовка, ввод, накопление, хранение, преобразование, вывод, отображение и уничтожение при помощи технических средств, а также прием и передача секретной информации по каналам связи.

Объект СВТ - отдельное помещение с расположенными в нем СВТ.

Опасная зона устройства СВТ - зона, в пределах которой возможен перехват информации, обрабатываемой на устройстве СВТ, с помощью технических средств перехвата информации.

Организации иностранных государств - здания посольств, миссий, фирм и торговых представительств иностранных государств, совместных предприятий и другие принадлежащие иностранным гражданам помещения.

Основные технические средства (ОТС ) - средства вычислительной техники, средства связи, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления и размножения документов, кинопроекционная аппаратура, системы электрооборудования и другие средства и системы, используемые для обработки секретной информации или не используемые для обработки секретной информации, но находящиеся в режимных помещениях и в помещениях, где размещены технические средства обработки секретной информации.

Пользователь информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем информации.

Программные средства обработки информации - программы, операционные системы, пакеты прикладных программ, приложения, системы управления базами данных , электронные оболочки, межсетевые защитные экраны, а также другие различные типы файлов, используемых при обработке информации.

Разграничение доступа - порядок доступа лиц к техническим и программным средствам, секретной информации при ее обработке на СВТ в соответствии с заранее разработанными и утвержденными правилами.

Разрушение секретной информации в СВТ - несанкционированное изменение, искажение или уничтожение этой информации.

Средства вычислительной техники (СВТ ) - совокупность программных и технических элементов систем обработки информации, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем.

Технические средства перехвата информации - технические средства, используемые для приема и измерения сигналов, распространяющихся по

техническим каналам утечки информации, а также другие технические средства, применяемые для добывания информации.

Технический канал утечки информации - совокупность объекта разведки, технического средства разведки, с помощью которого добывается информация об этом объекте, и физической среды, в которой распространяется информационный сигнал.

Утечка секретной информации - неправомерный выход сведений, составляющих государственные секреты, из охраняемой государством, сферы их обращения.

3. В зависимости от степени секретности информации, подлежащей обработке на СВТ, времени ее обработки, условий расположения относительно организаций зарубежных государств каждый объект СВТ относится в установленном порядке к соответствующей категории.

4. Проектирование, строительство объекта СВТ, размещение и монтаж технических средств, предназначенных для обработки секретной информации, должны осуществляться с учетом специальных требований по защите секретной информации от утечки по техническим каналам.

5. Эксплуатация технических средств обработки секретной и служебной информации должна осуществляться только при наличии сертификата на их соответствие специальным требованиям безопасности , выдаваемого в установленном порядке органами по сертификации технических средств защиты информации.

6. Проведение защитных мероприятий на объектах СВТ, установка, монтаж, наладка, техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники осуществляются организациями, имеющими лицензии на проведение такого рода работ. Специалисты, осуществляющие установку, монтаж, наладку, техническое обслуживание и ремонт средств вычислительной техники, должны иметь допуск к государственным секретам по соответствующей форме.

2. Система защиты секретной информации при ее обработке на СВТ

8. Основными направлениями защиты секретной информации при ее обработке на СВТ являются:

предотвращение несанкционированного доступа к обрабатываемой на СВТ информации;

предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН), создаваемых функционирующими техническими средствами, а также электроакустических преобразований;

предотвращение перехвата информации, передаваемой по каналам связи, с помощью специальных технических средств;

предотвращение специальных программно - технических воздействий, вызывающих разрушение информации или сбои в работе средств информатизации;

выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств и программ перехвата информации (закладных устройств).

9. Для защиты обрабатываемой секретной информации на объекте СВТ создается система защиты секретной информации (СЗСИ), которая включает в себя совокупность режимных и организационно - технических мер, программных и криптографических методов, инженерных и аппаратных средств, направленных на обеспечение сохранности секретной информации во время разработки, монтажа, эксплуатации, ремонта и списания СВТ путем предотвращения случаев несанкционированного доступа к секретной информации, ее разрушений и утечки по техническим каналам.

10. Основой разработки и осуществления режимных и организационно - технических мер является определение степени секретности обрабатываемой информации и условий расположения объекта СВТ. Функции по разработке и осуществлению режимных и организационно - технических мер защиты обрабатываемой на СВТ секретной информации, а также контролю за их реализацией возлагаются на подразделение по защите государственных секретов (ПЗГС) и отдел информационно-аналитической работы и защиты информации, а также соответствующих технических специалистов.

Необходимость применения программных и криптографических методов, инженерных и аппаратных средств, а также выбора специальных требований и рекомендаций определяется отделом информационно-аналитической работы и защиты информации, в зависимости от степени секретности обрабатываемой информации, времени ее обработки и условий расположения объекта СВТ, а также присвоенного объекту СВТ классификационного уровня в соответствии с Приложением 1 к настоящей Инструкции.

11. При разработке СЗСИ учитываются:

высший гриф секретности обрабатываемой информации;

размер контролируемой зоны и зоны радиотехнической безопасности, циркулирующей на объекте СВТ секретной информации;

перечень режимных помещений и численность занятых на обработке секретной информации лиц;

требования нормативных документов по обеспечению режима секретности, противодействию техническим разведкам, применению программно - аппаратных методов и средств защиты информации, пропускного и внутри объектового режима;

перечень технических средств, обрабатывающих секретную информацию, их назначение, места расположения и особенности эксплуатации.

12. Создание СЗСИ осуществляется организацией, эксплуатирующей объект СВТ (в дальнейшем именуется "заказчик"), с привлечением специализированной научно - исследовательской или проектной организации (в дальнейшем именуется "разработчик"), либо специализированных организаций по защите информации, имеющих лицензию на осуществление такого рода деятельности. Создание СЗСИ должно осуществляться одновременно с разработкой автоматизированных систем и подсистем. Программные средства защиты должны также предусматриваться при разработке (адаптации) общего программного обеспечения (операционных систем, систем управления базами данных и т. п.) с выдачей разработчиками соответствующего заключения об их защищенности.

13. Создание СЗСИ должно охватывать этапы проектирования, разработки, испытаний, подготовки к эксплуатации и эксплуатации объекта СВТ.

14. Техническое задание на СЗСИ разрабатывается отдельно или как часть технического задания на разрабатываемую автоматизированную систему (подсистему) и согласовывается с ПЗГС заказчика, отделом по технической защите информации, отделом по защите государственной тайны, соответствующего государственного органа и утверждается в установленном порядке.

15. Разработчик создает технологию эксплуатации СЗСИ, разрабатывает инструкции о порядке применения и эксплуатации средств защиты информации, которые после согласования с ПЗГС организации, в ведении которой находится объект СВТ, становятся обязательными для выполнения всеми лицами, связанными с обработкой секретной информации.

16. Для каждого объекта СВТ может разрабатываться отдельная инструкция по внутри объектовому и пропускному режиму, учитывающая специфические особенности объекта, применяемые технические и программные средства обработки информации, средства защиты информации, условия размещения СВТ.

В Инструкции помимо вопросов пропускного и внутри объектового режима должны быть отражены вопросы допуска к работе, определения грифа секретности обрабатываемой информации, порядок хранения, использования и уничтожения ее носителей, работа пользователей с выносных дисплеев, использование открытых каналов связи и другие вопросы, связанные с применением современных программно - аппаратных методов и средств защиты циркулирующих секретных сведений.

17. Обработка секретной информации на объектах СВТ разрешается только после завершения работ по созданию СЗСИ, проверки ее функционирования и эффективности, оформления акта приемки СЗСИ. В акте должна быть дана квалифицированная оценка надежности СЗСИ, отражено ее соответствие техническому заданию, требованиям настоящей Инструкции и других нормативных документов.

При вводе СЗСИ в эксплуатацию акт ее приемки подписывается членами комиссии, в состав которой включаются представители разработчика, заказчика, ПЗГС, отдел информационно-аналитической работы и защиты информации. Акт утверждается главой администрации – заказчика.

После приемки СЗСИ в организации, в ведении которой находится объект СВТ, назначаются должностные лица, ответственные за эксплуатацию и надежное функционирование СЗСИ.

18. Защита объекта СВТ от утечки информации по техническим каналам и за счет побочных электромагнитных излучений и наводок предусматривает выполнение следующих мероприятий:

проведение комплекса защитных мероприятий;

проверка выполнения специальных требований и рекомендаций по защите;

инструментальная проверка защищенности объекта СВТ, специальная проверка импортных средств СВТ;

разработка предписания на эксплуатацию объекта СВТ, подготовка заключения;

контроль защищенности объекта СВТ в процессе его эксплуатации.

3. Категорирование объекта СВТ

20. Для проведения работ по категорированию распоряжением главы администрации назначается комиссия, в состав которой помимо специалистов, осуществляющих эксплуатацию объекта СВТ, включаются сотрудники администрации по защите государственной тайны. Председателем комиссии назначается один из руководящих сотрудников администрации, эксплуатирующей объект СВТ.

выясняет высший гриф секретности обрабатываемой информации;

рассчитывает время обработки секретной информации;

определяет условия расположения объекта СВТ относительно организаций иностранных государств;

устанавливает объекту СВТ категорию, составляет акт.

22. Из всей информации, обрабатываемой на объекте СВТ, определяющей является информация высшего грифа секретности, причем для информации с грифом "совершенно секретно" и "секретно" учитывается время ее обработки.

23. В зависимости от времени обработки секретная информация может считаться редкообрабатываемой, если:

обработка информации с грифом "совершенно секретно" занимает не более 5 % времени, затрачиваемого на решение задач (полезного времени);

обработка информации с грифом "секретно" занимает не более 10% полезного времени.

24. Время начала решения задач с редкообрабатываемой на объекте СВТ информацией должно быть известно ограниченному кругу лиц и не должно носить регулярный характер.

25. В зависимости от удаленности объектов СВТ от учреждений иностранных государств они могут находиться в особых или обычных условиях расположения.

26. Объект СВТ считается расположенным в особых условиях, если расстояние от него до учреждения иностранного государства не превышает 100 метров.

27. Объект СВТ считается расположенным в обычных условиях, если расстояние от него до учреждения иностранного государства больше 500 метров.

28. В случае, когда расстояние от объекта СВТ до учреждения иностранного государства больше 100 метров, но не превышает 500 метров, вопрос об отнесении условий его расположения к особым или обычным решается на основании расчетов

объекты СВТ, обрабатывающие информацию с грифом "особой важности", независимо от условий расположения объекта и времени обработки этой информации;

объекты СВТ, обрабатывающие информацию с грифом "совершенно секретно" и расположенные в особых условиях.

объекты СВТ, расположенные в обычных условиях и обрабатывающие информацию с грифом "совершенно секретно";

объекты СВТ, расположенные в особых условиях и обрабатывающие информацию с грифом "секретно".

объекты СВТ, расположенные в обычных условиях и обрабатывающие информацию с грифом "совершенно секретно", если этим грифом обладает только редкообрабатываемая информация;

объекты СВТ, расположенные в обычных условиях и обрабатывающие информацию с грифом "секретно".

31. Внеочередной пересмотр категории проводится в обязательном порядке, если:

изменился гриф секретности информации, обрабатываемой на объекте СВТ;

изменилось количество времени обработки редкообрабатываемой информации;

изменились условия расположения объекта СВТ.

32. Защите от утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок подлежат только объекты СВТ первой, второй и третьей категорий. Объекты СВТ четвертой категории защите не подлежат.

33. Выбор мероприятий по защите.

Организационные:

обеспечение (увеличение) необходимого размера контролируемой зоны объекта СВТ;

отключение посторонних потребителей электроэнергии объекта СВТ, кабелей, телефонов и т. п.;

изменение размещения аппаратуры объекта СВТ (удаление от границы контролируемой зоны);

создание системы защиты секретной информации.

Технические:

экранирование помещений, технических средств и отходящих цепей;

зашумление пространства и цепей, выходящих за пределы контролируемой зоны;

установка помехоподавляющих фильтров и других технических средств защиты информации;

4. Проверка выполнения специальных требований и
рекомендаций по защите объекта СВТ

34. На месте эксплуатации объекта СВТ проводится его обследование, в ходе которого комиссия проверяет соответствие состояния защиты объекта специальным требованиям.

35. По результатам обследования объекта СВТ комиссия составляет акт.

36. С целью определения достаточности принятых технических мер защиты проводится инструментальная проверка защищенности объекта СВТ по действующим методикам.

Средства СВТ иностранного производства подвергаются специальной проверке на наличие электронных закладных устройств подслушивания и ретрансляции циркулирующей информации.

37. Специальная и инструментальная проверка защищенности объекта СВТ проводится с привлечением специализированных государственных организаций.

38. Результаты проверки оформляются актом.

39. По результатам обследования объекта СВТ и инструментальной проверки его защищенности (спецпроверки импортных средств СВТ) готовится предписание на эксплуатацию объекта СВТ.

40. После завершения всех работ по организации защиты объекта СВТ комиссия готовит заключение.

41. В процессе эксплуатации объекта СВТ необходимо осуществлять постоянный контроль за выполнением указанных в предписании организационно - технических требований на эксплуатацию объекта.

42. С целью оценки эффективности защищенности объекта СВТ проводится его периодическая проверка. Она включает в себя проверку проведения организационно - технических мероприятий по защите объекта СВТ и инструментальный контроль защищенности технических средств объекта.

43. Периодическая проверка должна проводиться не реже:

1 раза в полгода для объектов 1 категории;

1 раза в год для объектов 2 категории;

1 раза в полтора года для объектов 3 категории. По результатам периодической проверки составляется акт.

44. В случае, если в процессе эксплуатации объекта СВТ произошло повышение его категории, необходимо провести дополнительные работы по защите объекта СВТ, начиная с этапа категорирования.

45. При изменении условий функционирования объекта СВТ (состава основных и вспомогательных средств, их размещения и т. п.) необходимо провести дополнительную защиту объекта, начиная с этапа выбора специальных требований и рекомендаций по защите.

5. Режим секретности при обработке секретной информации на СВТ

46. Право доступа на объект СВТ должны иметь только лица, имеющие отношение к его работе. Список лиц, имеющих право доступа на объект, составляется ПЗГС по представлению руководителей структурных подразделений и утверждается руководителем администрации или его заместителем по вопросам защиты государственной тайны. ПЗГС организует контроль за вносом, в режимные помещения и выносом из них средств размножения и копирования документов, а также магнитных и других носителей информации, нештатных конструкций и устройств. ПЗГС обеспечивает режим секретности при хранении, использовании и уничтожении носителей секретной информации на объекте.

47. Все виды носителей с нанесенной на них секретной информацией берутся на учет, маркируются и хранятся в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в администрации.

48. ПЗГС обеспечивает регистрацию, хранение и выдачу реквизитов технической защиты информации - паролей, ключей от устройств, магнитных жетонов, карт и т. д.

49. Работы с привлечением специализированных организаций, связанные с обработкой секретной информации на СВТ, проводятся по постоянно действующему или разовому заказу (заданию, запросу) пользователя, в котором указываются наименование работ или шифр задачи, формы представления результатов обработки, срок выполнения и другие данные.

50. Перечень должностных лиц, которым предоставляется право подписывать заказ (задание, запрос) на обработку секретной информации на СВТ, согласовывается с ПЗГС и утверждается руководителем администрации - пользователя или его заместителем по защите государственной тайны. Копия перечня направляется руководителю подразделения, эксплуатирующего СВТ.

51. Ответственность за обоснованность заказов (заданий, запросов) на обработку секретной информации на СВТ, сохранность и правильное использование полученных из вычислительного центра (ВЦ) после выполнения заказов (заданий, запросов) секретных МНИ и машинных документов, несут пользователи информации.

52. Наименования секретных задач, заказов (заданий, запросов), массивов информации, программ и т. д. не должны раскрывать их действительного содержания и назначения. Для этого им присваиваются условные наименования (шифры).

53. Степень секретности информации, содержащейся во входных (до обработки на СВТ) документах и выходных (после обработки на СВТ) машинных документах, определяется пользователем информации в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в администрации.

54. Степень секретности информации, содержащейся в рабочих (промежуточных) МНИ и машинных документах, определяется разработчиком задачи или ответственным исполнителем за выполнение заказа (задания, запроса) по согласованию с пользователем в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в администрации. Количество необходимых рабочих (промежуточных) МНИ, их тип и гриф секретности указываются разработчиком задачи или ответственным исполнителем за выполнение заказа (задания, запроса) в задании оператору.

55. Передача (направление) секретных заказов (заданий, запросов), МНИ, машинных и иных документов на объект СВТ осуществляется через ПЗГС с соблюдением требований раздела 7 Инструкции по обеспечению режима секретности в администрации.

56. Секретная и совершенно секретная информация может передаваться на объект СВТ по каналам связи при условии оборудования этих каналов засекречивающей аппаратурой гарантированной стойкости или с применением шифрованной связи. Особой важности информация передается только с использованием шифрованной связи.

57. Во время работы с секретной информацией на объектах СВТ могут присутствовать только лица, имеющие непосредственное отношение к обработке данной информации.

58. Машинные носители информации и машинные документы с информацией об обращениях к СВТ, возможных попытках или фактах НСД берутся на учет. Гриф секретности им присваивается ПЗГС в зависимости от степени секретности записанной на них информации. Указанная информация используется для расследования попыток или фактов НСД, принятия необходимых мер, а также анализа эффективности СЗСИ.

59. Отладочные и экспериментальные работы (опробование программ, формирование массивов, испытание терминалов и др.) проводятся с применением несекретной (условной) информации на специально выделенных СВТ или на СВТ, находящихся в промышленной эксплуатации, в свободное от обработки секретной информации время. Указанные работы могут проводиться с применением секретной (реальной) информации при условии соблюдения требований настоящей Инструкции. Отладочные и экспериментальные работы с применением информации особой важности запрещаются.

60. Узлы и блоки оборудования СВТ, к которым доступ обслуживающего персонала в процессе эксплуатации не требуется, после наладочных, ремонтных и иных работ, связанных с доступом к их монтажным схемам, представитель ПЗГС закрывает и опечатывает. Об опечатывании и вскрытии делается запись в журнале Инструкции по обеспечению режима секретности в администрации.

61. После капитального ремонта объекта СВТ, установки и монтажа на них дополнительного оборудования комиссией из компетентных специалистов с привлечением представителей ПЗГС и подразделения по технической защите информации, проводится проверка функционирования СЗСИ. В иных случаях СЗСИ проверяется не реже одного раза в год и может приурочиваться к годовым регламентным работам на СВТ.

62. По результатам проверки функционирования СЗСИ составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается главой администрации, в ведении которой находятся СВТ.

63. В случае обнаружения непредусмотренных отводов кабелей, проводов и других отклонений от технической документации, которые свидетельствуют о возможных попытках или фактах НСД к секретной информации и могут привести к утечке или разрушению секретной информации, обрабатываемой на СВТ, немедленно докладывается об этом главе администрации, в ведении которого находятся СВТ, в ПЗГС, которые информируют органы национальной безопасности. Дальнейшая обработка защищаемой информации на объекте СВТ до получения специальных указаний прекращается.

64. Глава администрации, эксплуатирующий СВТ, обязан:

сообщать в ПЗГС и органы национальной безопасности о фактах и попытках НСД к секретной информации, случаях утечки и разрушения секретной информации;

вносить предложения по совершенствованию режима секретности, СЗСИ;

принимать необходимые меры к усилению безопасности СВТ.

65. Лица, эксплуатирующие СВТ, обязаны:

обеспечивать надежное хранение и правильное использование полученных для работы секретных МНИ и машинных документов, соблюдать установленные правила разграничения доступа;

обо всех фактах и попытках НСД к информации, случаях утечки и разрушения обрабатываемой на СВТ секретной информации незамедлительно докладывать своему непосредственному руководителю и в ПЗГС.

66. Лицам, эксплуатирующим СВТ, запрещается:

производить дешифровку значения (содержания) секретных МНИ, а также делать на них пометки и надписи, раскрывающие содержание сведений или задач;

проводить на СВТ обработку секретной информации и выполнять другие работы, не обусловленные заказом (заданием, запросом) и инструкциями по эксплуатации СВТ.

67. Пользователи СВТ обязаны:

устанавливать степень секретности входных (до обработки на СВТ) документов, выходных (после обработки на СВТ) машинных документов и срок (время) их хранения;

соблюдать установленные требования по учету, хранению и пересылке предназначенных для обработки, а также получаемых после обработки на СВТ секретных МНИ и машинных документов;

совместно с руководителем подразделения, эксплуатирующего СВТ, устанавливать режим разграничения доступа;

в случае получения при работе на СВТ секретной информации, не соответствующей заказу (заданию, запросу), немедленно сообщать об этом в ПЗГС и главе администрации, эксплуатирующего СВТ.

Инструкция По Обеспечению Режима Секретности В Российской-Федерации 3-1 От 05.01.2004Г

1. Создание для предприятия-пользователя условий, обеспечивающих надлежащий режим секретности, для выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. 2. Ведение допускной работы в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке допуска лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63. В том числе: - оформление, согласование с территориальными органами ФСБ РФ, переоформление допусков, хранение карточек допусков; - оформление, выдача, учет и хранение справок о допуске; - ведение учета фактической осведомленности работников предприятия-пользователя в сведениях, составляющих государственную тайну; - выделение для проведения секретных работ помещений, соответствующих требованиям инструкции от 05.01.2004 г. №3-1; - выделение для хранения секретных документов помещений, соответствующих требованиям инструкции от 05.01.2004 г. №3-1; - обеспечение охраны помещений, выделенных для хранения секретных документов предприятия-пользователя; - организация и ведение секретного делопроизводства в соответствии с требованиями инструкции от 05.01.2004 г. №3-1; - хранение, копирование, прием, отправка, уничтожение документов; - формирование дел с секретной документацией; - ведение учета документов, проверка их наличия; - организация экспертизы ценности документов; - передача документов на архивное хранение; - обеспечение защиты государственной тайны при обработке и хранении секретной информации средствами вычислительной техники; - подготовка заключений о фактической осведомленности работников предприятия-пользователя в сведениях, составляющих государственную тайну; - обеспечение руководящими нормативно-методическими документами по вопросам защиты государственной тайны; - обеспечение сохранности находящихся на учете предприятия-пользователя сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в случае передислокации, реорганизации, ликвидации предприятия-пользователя, до принятия в установленном законом порядке решения об их дальнейшем использовании; - оказание помощи в подготовке необходимых документов для получения лицензии предприятием-пользователем, не имеющим лицензии. Стоимость услуг

  • 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
  • По обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004г. № 3-1, и « Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан.
  • 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
  • По обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004г. № 3-1, и « Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан.
  • Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.
  • Не 5485-1, « Инструкцией по Обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением. Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. М 3-1, другими нормативными правовыми.

«Нам говорят: надо вывесить решения на сайт и тогда будет ясно, где справедливо, а где нет. Но много ли мы видим на сегодняшний день в юридической литературе и в СМИ анализа наших судебных решений?», - спрашивал он у аудитории, практически полностью состоящей из студентов юридических факультетов. Если бы его слушателями были практикующие юристы, то они, наверное, рассказали бы Серкову, что он неправ, когда говорит, что в «судебных решениях убирается только фамилия, а вся суть остается». На практике зачастую из них изымаются не только персональные данные, но и информация, непосредственно касающаяся сути разбирательства, например, суммы заявленных и удовлетворенных исковых требований.» В силу п. 49 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 г. № 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, устанавливается пропускной режим. Доступ командированных лиц на режимную территорию (в режимные помещения), связанный с работой с секретными сведениями, осуществляется по письменному разрешению соответствующего должностного лица. Доступ же в связи с несекретными вопросами осуществляется по решению руководителя организации или уполномоченного им работника. В нарушение п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года №3-1, п.п. 1 п.1 приказа руководителя следственного управления от 12.11.2009 года № «О порядке выезда из РФ работников, допущенных к государственной тайне», будучи ознакомленным с документами, имеющими гриф «Совершенно секретно» за получением на выезд за границу он не обращался, указанное разрешение не получал, осуществил выезд за пределы РФ самовольно (л.д.9-10). Согласно статье 24 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права на выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне. В силу п. 122 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г., ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации. Морараш В.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 186-189 и 191 Инструкции. Как видно из заявления, фактически ею оспариваются пункты 186-189, абзац четвертый пункта 191 Инструкции. В обоснование заявленных требований она указала, что пункт 186 и связанные с ним пункты 187-189 Инструкции возлагают на лиц гражданского персонала обязанность передавать на хранение в орган военного управления имеющиеся у них заграничные паспорта, что противоречит статье 18 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее -Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ), устанавливающей перечень органов, уполномоченных изымать у граждан Российской Федерации, временно ограниченных в праве на выезд из Российской Федерации, заграничные паспорта. Между тем Министерство обороны Российской Федерации не наделено законом правом изымать данные паспорта. Абзац четвертый пункта 191 в части проведения проверок наличия у лиц гражданского персонала, осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, заграничных паспортов, а также законности их выезда за границу, незаконно ограничивает права лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации в письменных возражениях указало на то, что Инструкция утверждена в пределах предоставленных Министерству полномочий. Ограничения для гражданского персонала, установлены оспариваемыми нормами в соответствии со статьями 15 и 18 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях указало, что пункты 186-189 и 191 Инструкции полностью соответствуют подпункту 19 пункта 24, пункту 131 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (далее - Инструкция 3-1), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, прав и законных интересов заявителя не нарушают, и просило в удовлетворении заявления отказать. Согласно пункту 131 Инструкции 3-1 работник, имеющий паспорт, при принятии решения о временном ограничении его права на выезд из Российской Федерации обязан в 5-дневный срок передать его на хранение до истечения установленного срока ограничения в организацию, в которой ему был оформлен допуск и с которой им заключен трудовой договор (контракт). Обязанность передачи паспорта оговаривается в трудовом договоре (контракте). В случае, если паспорт в установленные сроки не передан в соответствующую организацию, в государственный орган, выдавший паспорт, направляется письмо с обоснованием необходимости объявления паспорта недействительным. Государственный орган, выдавший паспорт, о принятом решении информирует органы безопасности, органы, уполномоченные изымать паспорта, а также организацию, направившую письмо. В организации ведется учет принятых на хранение паспортов, а также паспортов, выданных на срок санкционированной в установленном порядке поездки работников за границу. При расторжении трудового договора (контракта) либо истечении срока его действия, если принято решение о временном ограничении права работника на выезд из Российской Федерации, паспорт направляется в государственный орган, выдавший его, и хранится там до окончания срока действия паспорта или ограничения на выезд работника из Российской Федерации. О месте нахождения паспорта организация информирует работника и соответствующий орган безопасности. Инструкцией № 3-1, требования которой обязательны для выполнения их гражданами, взявшими на себя обязательства исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусмотрена обязанность работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу (подпункт 19 пункта 22). в соответствии с требованиями п. 173 «Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 года № 3-1 «размещение режимных помещений и их оборудование должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в эти помещения посторонних лиц и гарантировать сохранность находящихся в них носителей сведений, составляющих государственную тайну» Для тех, кто дочитал до конца - самое смешное: выдержка из той же самой инструкции, опубликованная на сайте газеты «Коммерсантъ»: «Согласно п. 35 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. №3-1 факт опубликования сведений, составляющих государственную тайну, в средствах массовой информации не может служить основанием для изменения грифа (снятия) грифа секретности с документов и изделий, содержащих такие сведения. Таким образом, учитывая, что данные нормативные акты официально опубликованы и любой гражданин России имеет реальную возможность определять относимость информации к понятию «сведения, составляющие государственную тайну», заявитель не мог не понимать, что сведения носят секретный характер и в соответствии с российским законодательством опубликование сведений, составляющих государственную тайну запрещено, а информация должна быть получена и сообщена на законных основаниях.» Про «официально опубликованы» - это, конечно, прекрасно… В общем, не умеют наши суды хранить вверенную им государеву тайну.

  • 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
  • По обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004г. № 3-1, и « Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан.
  • Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.
  • Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный).

Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный).

1. Создание для предприятия-пользователя условий, обеспечивающих надлежащий режим секретности, для выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. 2. Ведение допускной работы в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке допуска лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63.

Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.

Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.

Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. № 3-1 (далее - Инструкция № 3-1); обеспечение режима секретности при работе исполнителей Заказчика с носителями.

Снова про «деперсонализацию»

Не 5485-1, « Инструкцией по Обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением. Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. М 3-1, другими нормативными правовыми.

  • 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
  • По обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004г. № 3-1, и « Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан.

3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.

Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный).


Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (УрФУ)

О порядке приема иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ


СМК-МИ-6.4.2-07-___-2014

Экземпляр № 1

стр. из

УТВЕРЖДЕНА

приказом ректора

от «___» ____________ 2014 г.

__________

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке приема иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ

Версия 4.0

Екатеринбург

2. Порядок оформления разрешения на прием иностранных граждан 3

3. Организация приема иностранных граждан 4

4. Ответственность работников университета 5

Приложение № 1 6

Приложение № 2 7

Приложение № 3 8

Приложение № 4 9

Лист регистрации изменений 12

Обозначения и сокращения:


УрФУ,

Университет


  • федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»;

УФСБ

Минобрнауки России

  • Министерство образования и науки Российской Федерации;

ГТ

  • государственная тайна;

ЗГТ

  • защита государственной тайны;

УИБ

Институция № 3-1/04

  • Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 г. № 3-1

Институция № 63-10

  • Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 г. № 63

1. Общие положения


  1. Настоящая Инструкция разработана на основании законов Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Инструкции №3-1/04.

  2. Настоящая Инструкция определяет порядок приема иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ.

2. Порядок оформления разрешения на прием иностранных граждан


  1. Прием иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ проводится только по решению ректора, оформленному в письменном виде.

  2. Прием иностранных делегаций и граждан проводится исключительно вне режимной территории и режимных помещений УрФУ.

  3. Подготовка и проведение приема делегаций и иностранных граждан осуществляется специально уполномоченными работниками из состава структурного подразделения, проводящего прием. В необходимых случаях – с привлечением работников других структурных подразделений университета.
Работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, привлекаются к работе с иностранными гражданами в случае, если без их участия решение вопросов не представляется возможным. Списки таких работников с учетом специфики проводимых работ, не реже одного раза в год утверждаются ректором по согласованию с УФСБ России по Свердловской области.

Для обобщения, подготовки и последующего направления на согласование Списков работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну и привлекаемых к работе с иностранными гражданами (в том числе и для обучения), руководители структурных подразделений обязаны до 30 апреля текущего года, представлять указанные списки в Первый отдел.

Работники сторонних организаций допускаются к участию в приеме иностранных граждан на основании письменных ходатайств руководителей организаций, представителями которых они являются.


  1. , планирующий прием иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ, не позднее, чем за 8 рабочих дней до мероприятия готовит на имя ректора служебную записку (приложение № 1), к которой прикладывается программа приема (приложение № 2). Служебная записка предварительно письменно согласовывается с руководителями Центра международных коммуникаций и протокола, Управления информационной безопасности и Первого отдела.

  2. В случае получения положительного решения ректора о приеме иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ, руководитель структурного подразделения, планирующего указанное мероприятие, передает:

  • оригинал служебной записки с положением – в Центр международных коммуникаций и протокола для оформления требуемой документации и, в случае необходимости, организации приема;

  • копию служебной записки, включая резолюции и приложение – в Управление безопасности для обеспечения прибывающим иностранным гражданам свободного доступа на территорию УрФУ.

  1. На основании полученных документов, не позднее, чем за пять рабочих дней до приема, Центр международных коммуникаций и протокола готовит и направляет уведомления в Минобрнауки России и УФСБ России по Свердловской области (приложение № 3).

3. Организация приема иностранных граждан


  1. Руководители структурных подразделений, планирующие прием, обязаны принимать исчерпывающие меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну.

  2. Лица, участвующие в работе с иностранными представителями, обязаны:

  • вести себя достойно, тактично, не давать иностранным представителям повода и оснований для подозрений и конфликтов;

  • препятствовать возможным попыткам отдельных иностранных представителей выйти за рамки программы или нарушить установленный в УрФУ режим секретности;

  • анализировать поведение иностранных представителей и, в случае интереса с их стороны к отдельным проблемам и вопросам, выходящим за рамки определенных к обсуждению в ходе сотрудничества, а также к конкретным работникам УрФУ, сообщать об этом в Управление информационной безопасности.
Объем и характер информации, предназначенной для использования, при приеме иностранных представителей, определяется заблаговременно в соответствии с целями приема.

Маршрут передвижения иностранных представителей по территории УрФУ должен исключать возможность получения дополнительной информации о работах, имеющих гриф секретности.


  1. Не позднее чем через 3 рабочих дня после завершения приема иностранных делегаций и граждан, руководитель структурного подразделения, проводивший мероприятие, составляет письменный отчет (приложение № 4, форма 22 по Инструкции №3-1/04). Отчет в двух экземплярах представляется в Центр международных коммуникаций и протокола.

  2. В Центре международных коммуникаций и протокола ведется журнал учета приемов иностранных граждан, а также осуществляется учет:

  • программ приема;

  • переданной или полученной от иностранных граждан информации, ее носителей и образцов продукции;

  • отчетов о проведении приемов иностранных граждан.

4. Ответственность работников университета


  1. Все лица, участвующие в подготовке и проведении приема иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ, за нарушение или ненадлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне несут персональную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

  2. Ответственность за правильную и своевременную подготовку документов о планирующемся и состоявшемся приеме иностранных делегаций и граждан на территории УрФУ, несет руководитель структурного подразделения, проводящего указанное мероприятие.
Советник при ректорате В.В. Ильиных

Приложение № 1

Наименование структурного

подразделения

Ректору В.А. Кокшарову
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

00.00.0000 г.

(дата)
О приеме иностранной делегации (гражданина)
Прошу Вас разрешить прием иностранной делегации (гражданина) для участия в (наименование мероприятия) на территории (наименование структурного подразделения) .

Прием планируем провести в период с _____ по _____ (указать даты и время проведения встреч) в помещении (помещениях) № _____.

Основанием для приема является ___________


Приложение: Программа приема иностранной делегации (гражданина) на территории УрФУ

Руководитель структурного подразделения И.О. Фамилия
Согласовано:


Начальник Управления

Приложение № 2

Утверждаю

В.А. Кокшаров
ПРОГРАММА

приема иностранной делегации (гражданина) на территории УрФУ


  1. Наименование и цели мероприятия, в котором планируется участие иностранных граждан.


  2. Объем и характер информации, с которой будут ознакомлены иностранные граждане или которая будет им передана.

  3. Данные о работниках, участвующих в приеме (с указанием степени их осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну).

  4. Временные рамки приема и входящих в его состав мероприятий.

  5. Перечень помещений, которые будут посещать иностранные представители.

  6. Маршрут движения иностранных представителей по территории УрФУ.

  7. Порядок встречи, сопровождения и проводов иностранных представителей.

Ответственный за прием: ______________________________.

(Ф.И.О., должность, телефон)
Руководитель структурного подразделения И.О. Фамилия
Согласовано:
Директор Центра международных

коммуникаций и протокола В.С. Беляева
Начальник Управлением

информационной безопасности А.Ю. Ушаков
Начальник Первого отдела А.Ю. Гранин

Приложение № 3

______________________________

______________________________

______________________________

(адресат)
УВЕДОМЛЕНИЕ

о приеме иностранных граждан на территории УрФУ
Уведомляем Вас о намерениях принять на территории УрФУ (620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19) в период с _____ по _____ иностранных граждан из _______

с целью ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________.

В ходе приема иностранных граждан планируется ознакомить с: ______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Сведения об организациях, которые представляют иностранные граждане: _____

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Паспортные данные иностранных граждан: ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Данные о работниках, участвующих в приеме (с указанием степени их осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну): _______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Проректор по общим вопросам

В.В. Козлов

Приложение № 4

ОТЧЕТ

о проведении приема иностранной делегации (гражданина)


  1. Наименование и цели мероприятия, в котором участвовали иностранные граждане.

  2. Место, дата, время и фактическая продолжительность мероприятия.

  3. Сведения о персональном составе иностранной делегации (группы), паспортные данные каждого иностранного гражданина, сведения об организациях, которые они представляют.

  4. Данные о присутствовавших на встрече представителях российской стороны.

  5. Язык, на котором велась беседа.

  6. Содержание мероприятия (беседы), в котором участвовали иностранные граждане. В том числе указываются:

  • факты передачи или получения служебной или технической документации (памятные записки, письма, чертежи, нормали, технические паспорта, стандарты, формуляры, схемы, эскизы, фотографии и т.п.);

  • факты получения или вручения памятных подарков или сувениров.

Руководитель структурного подразделения И.О. Фамилия

Лист согласования

Проректор по общим

вопросам В.В. Козлов

Проректор по международным

связям М.Б. Хомяков

Начальник Юридического

управления Л.А. Ковалев

Руководитель по качеству В.С. Шаврин

режим секретность внутренний правовой

Термин «делопроизводство» в России возник во второй половине XVIII века. С этого времени его употребление фиксируют лингвистические словари. Термин был образован от сочетания слов «производство дела». Вначале он означал решение судебного или административного вопроса и понимался как деятельность, связанная с принятием решений, т. е. с производством дел. Именно это и было заложено в основу понятия «делопроизводство». Значение дела как собрания документов, относящихся к какому-либо вопросу, - более позднего происхождения по сравнению с первым значением. Сиганова Т.В. Делопроизводство и документооборот. Учебное пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 71 с.

Современную терминологию делопроизводства регламентирует ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», в котором «делопроизводство» определяется следующим образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Наряду с термином «делопроизводство» в последние годы употребляется синонимичный ему термин «документационное обеспечение управления» (ДОУ).

Его возникновение обусловлено изменением организационно-технической базы делопроизводства в связи с внедрением в ДОУ компьютеров, современных информационных технологий создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации.

Делопроизводство базируется на документировании, под которым понимается регламентированный процесс записи информации на различных носителях с соблюдением определенных норм, установленных правовыми и нормативными актами РФ.

Результатом документирования является документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами. Реквизит - это отдельно взятый обязательный элемент любого документа (печать, подпись, дата, номер и т.д.). Совокупность таких элементов позволяет опознать документ, т.е. идентифицировать.

Любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Как буквы одного языка составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидности документов составляют системы документации. До настоящего времени в документоведении не существует общей непротиворечивой научной классификации систем документации, видов и разновидностей документов. Считается, что каждая сфера деятельности так или иначе имеет свою систему документации (системы медицинской, торговой, научно-технической, финансовой, административной документаций).

В деятельности предприятия или организации самостоятельно функционируют локальные системы кадровой, плановой, бухгалтерской документации. Правила их оформления, хранения и использования строго нормированы.

Они входят в номенклатуру дел отдельным разделом и не входят в административную систему документации, имея свою информационно-поисковую систему.

Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на официальные и документы личного происхождения. К последним относятся документы, созданные человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. Они включают личную переписку, воспоминания (мемуары), дневники и немногочисленны с точки зрения видов и разновидностей в системе документации.

Официальные документы создаются в рабочее время от имени юридического лица. Они, как правило, не имеют произвольной формы, а оформляются на бланках.

Все документы организации представляют собой единый документопоток, который «рождается, живет и умирает» по своим законам. Все группы документов в нем подчиняются определенным правилам, которые закреплены инструкциями по делопроизводству, и сложившимися в организации традициями. Соблюдение их обеспечивает бесперебойную работу предприятия.

Организация работы с документами - это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами, начиная с создания или по лучения документа и кончая его уничтожением или передачей на архивное хранение. В общем массиве документов организации прослеживаются обособленно три группы: внутренние, предназначенные для решения внутренних проблем и задач предприятия, исходящие, создаваемые для передачи информации, и входящие, получаемые от сторонних организаций и частных лиц.

Для каждой группы документов характерны определенные виды работ (операции), исполнение которых обязательно. Последовательность выполнения операций обеспечивает всестороннее рассмотрение, согласование, утверждение, подписание документа. Нарушение этого процесса может не только лишить документ юридической силы, но и привести к сбою производства, нанести экономический ущерб и т.д.

От четкой организации документационного процесса зависит оперативность работы. Задержка исполнения документов может сделать информацию неактуальной, а значит бесполезной.

Хорошая организация ДОУ дисциплинирует не только работника, но и руководителей, так как исполнение документа напрямую связано с исполнительской дисциплиной как непосредственного исполнителя - конкретного работника, - так и руководителя. Необоснованная задержка документа руководителем ставит в сложное зависимое положение исполнителя и задерживает окончание работы.

Таким образом, организация работы с документами или управление документацией - это, прежде всего, создание условий, обеспечивающих сохранение необходимой информации, своевременное снабжение ею потребителей с наименьшими временными и материальными затратами.

Существует особый порядок работы с конфиденциальными документами, содержащими государственную, служебную или коммерческую тайну.

Работа с конфиденциальными документами определяется инструкциями и положениями, определяющими правила их регистрации, ознакомления и хранения. На основании нормативных актов в организациях разрабатывается перечень соответствующих документов, который вводится в действие приказом директора. Сотрудники, работающие с этой категорией документов, под расписку должны быть ознакомлены с приказом и самим перечнем. Сохранность секретных документов обеспечивается специальными сейфами и самостоятельной системой регистрации.

Должностные лица, допущенные к конфиденциальным сведениям и документам, прежде чем получить доступ к ним, проходят инструктаж о сохранении секретной информации. Инструкция о работе с конфиденциальной информацией составляется с учетом специфики организации и утверждается её руководителем. В качестве методической основы при разработке инструкции целесообразно использовать утвержденное Правительством 03.11.94 «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральных органах исполнительной власти».

Режим секретности - это комплекс мероприятий, проводимых в целях сохранности сведений ограниченного доступа специально уполномоченными государственными органами.

Государственная тайна - это защищенные государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Служебная тайна - это сведения ограниченного доступа, ставшие известными сотруднику, в ходе служебной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам службы и государства.

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Степеням секретности соответствуют формы допуска сотрудника к государственной тайне:

  • * Секретно (С)
  • * Совершенно секретно (СС)
  • * Особой важности (ОВ)

Порядок допуска:

  • ? Сотрудник принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных сведений.
  • ? Сотрудник дает согласие на частичное или временное ограничение прав.
  • ? Сотрудник дает письменное согласие на проведение проверочных мероприятий.

Также, на носителях сведений, составляющих государственную тайну должны быть определенные реквизиты:

  • ? О степени секретности.
  • ? Сведения об органе, осуществляющим засекречивание.
  • ? О регистрационном номере.
  • ? О дате или условии рассекречивания.

Все вышеперечисленное отнесено и к служебному делопроизводству органов внутренних дел и соблюдению режима секретности сотрудником ОВД.

В целях совершенствования делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации 20 июня 2012 года Министром МВД Колокольцевым В.А. был подписан приказ №615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

В данной инструкции говориться об правилах ведения делопроизводства в ОВД, его сроках и порядке. То есть обеспечить ведения делопроизводства с требованиями Инструкции прилагаемой к приказу.

Так же в данной инструкции говорится и о ВВ МВД, т.к., делопроизводство в данном структурном подразделении МВД было несколько иное, но по выходу данной инструкции делопроизводство во всей структуре МВД стало одинаковым.

Еще одним важным пунктом является то, что в данной инструкции присутствует перечень нормативных актов, которые признаны устаревшими.

Если раскрывать сущность данной инструкции то можно сказать, что она устанавливает требования, обязательные для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, и содержит единые нормы по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности органов внутренних дел документов и по порядку организации делопроизводства.

Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации, в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477, государственными стандартами Российской Федерации, а также нормативно-методическими документами по делопроизводству и архивному делу.

Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами, в том числе с документами в электронной форме, включая их подготовку, обработку, использование и хранение.

Особенности делопроизводства по документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а также организация делопроизводства по шифртелеграммам, обращениям граждан устанавливаются иными нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подводя итог, можно сделать вывод, что служебное делопроизводство в ОВД, базируется на ФЗ и нормативно-правовых актах РФ. Данными нормативно правовыми актами могут выступать приказ МВД РФ от 20 июня 2012 года №615, постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477.

Организация контроля 23 ВП МО РФ (территориальное) за выполнением требований по обеспечению режима секретности, скрытности проводимых работ и защиты информации от технических разведок в процессе выполнения работ ОАО «НПП «Пульсар» и ОАО «ГЗ «Пульсар» осуществляется на основании:

1. ФЗ «О государственной тайне»;

2. Перечень сведений подлежащих засекречиванию в РФ;

3. Приказ МО РФ № 010 от 2005 г.;

4. Приказ МО РФ № 1313 от 27.10.2010;

5. Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ № 3-1;

6. Техническое задание на определенный вид продукции;

7. Инструкция по ПД и ТР.

В каждом ТЗ определены соответствующие требования по обеспечению режима секретности и требования по противодействию техническим средствам разведки. Военный представитель осуществляет контроль над выполнением данных требований на всех этапах разработки и производства продукции. Полноту выполнения требований ТЗ и мероприятий по защите государственной тайны оценивают при приемке этапов работ в целом и отражают в актах приемки.

Хранение технической и иной документации различных форм допуска осуществляется согласно положениям приказа № 010 МО РФ и инструкции № 3-1. Так, соответствующие документы должны храниться в опечатанном сейфе в помещении соответствующем требованиям защиты от средств технической разведки и защиты от утери сведений составляющих государственную тайну. Порядок проведения работ по обеспечению защиты информации также определен Инструкцией по осуществлению мероприятий в области использования и защиты государственной тайны, разработанной ФСТЭК (Федеральная Служба по Технического и Экспертному Контролю). Мероприятия проводятся в целях защиты от 25 видов технической разведки противника. Основными видами технической разведки являются радиоразведка, радиотехническая разведка, акустическая разведка, электромагнитная разведка и т.д.

Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы:

· «Особой важности»;

· «Совершенно секретно»;

· «Секретно».

Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

· сведения в военной области;

· сведения в области экономики, науки и техники;

· сведения в области внешней политики и экономики;

· сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

· принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

· письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";

· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

· определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за их нарушение;

· принятие командиром воинской части решения (в письменном виде) о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска лиц к государственной тайне:

· первая форма - для лиц, допускаемых к сведениям особой важности;

· вторая форма - для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

· третья форма - для лиц, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у лиц допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Оформление лицам допуска к государственной тайне осуществляется по месту их военной службы (работы, учебы) или в военных комиссариатах, отделах военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию.

Если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей, а также в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности или допущены к обучению только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Решение о допуске к государственной тайне принимается руководителем организации - заказчика работ - в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых к выполнению работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском личного состава по первой и второй формам, осуществляется органами безопасности в войсках или территориальными органами Федеральной службы безопасности во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Допуск по третьей форме, в случае военных представительств, осуществляется начальником без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.

Оформление на допуск к государственной тайне личного состава военных представительств МО РФ на предприятиях и в научно-производственных объединениях промышленности производится руководителями этих представительств. Они обязаны письменно сообщить в подразделения по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военных представительств форму и номер допуска этих лиц, а также дату окончания проведения проверочных мероприятий. При отсутствии в военных представительствах подразделения по защите государственной тайны оформление производится подразделениями по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства.

Для ведения работы с информацией, составляющей государственную тайну, предприятию (ОАО «НПП «Пульсар» и ГЗ «Пульсар»), выполняющему государственный контракт, необходимо:

· Получение лицензии на осуществлении работ от ФСБ РФ, связанных с использованием средств, составляющих государственную тайну;

· Организация и аттестация определенных структур непосредственно занятых защитой информации;

Непрерывное следование нормативам и инструкция по защите информации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ