Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законодательное регулирование:

ФЗ от 22 ноября 1994 года «О ратифицировании соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам»

беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Признание беженцемлица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцеми достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации

2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;

4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

2. Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центревременного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фондажилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центрвременного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,.

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств,

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

1. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцемлибо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации

2. Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

3. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежищав связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

4. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) за пределы территории Российской Федерации

5. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет.

ФЗ «о беженцах» не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства покинувших государство своей гражданской принадлежности (обычного места жительства) по экологическим причинам,либо вследствие голода, эпидемии,чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Вынужденный переселенец - гражданин РФ , покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление по законодательству РФ;

2) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о регистрации ходатайства - территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцемявляется основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вынужденный переселенец имеет право:

самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;

при отсутствии такой возможности - право получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службынаправление на проживание в центре временного размещения ВП либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения ВП;

на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан : соблюдать Конституцию РФ и законы; установленный порядок проживания в центре временного размещения ВП и жилом помещении из фонда жилья для ВП; проходить ежегодный переучет .

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца :

1. при прекращении гражданства РФ;

2. при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;

3. в связи с истечением срока предоставления статуса;

4. умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

После распада Советского союза в РФ остро встал вопрос о вынужденных переселенцах. Русскоязычное население бывших союзных республик стало массово переезжать в Россию. Для урегулирования всех правовых вопросов, связанных с приемом, регистрацией и расселением беженцев и других переселенцев был разработан и принят федеральный закон № 4528-1.

Все положения закона отвечают требованиям международной конвенции, принятой ООН в 1951 году для обеспечения защиты прав беженцев и других переселенцев во всем мире. Наша страна присоединила к ней и подписала соответствующий протокол в 1992 году, после чего и был разработан и законодательный акт, защищающий права всех переселенцев.

Данный правовой акт разъясняет, кто может получить статус беженца, какие права и обязанности возникнут у этого лица, а также подробно разъясняет всю процедуру оформления статуса беженца.

Наша юридическая консультация оказывает помощь всем иностранным гражданам, у которых возникли сложности с получением официального статуса на территории нашей страны. Обратитесь к нашему юристу, он разъяснит федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев в нашей стране.

Обстоятельства, которые могут стать обоснованием признания иностранца беженцем

Согласно современному законодательству, беженцем может стать лицо, не совершавшее противоправных действий не политического характера в любой стране мира. Если иностранец был уличен в преступлениях, попадающих под действие уголовного кодекса, и опасается быть наказанным за него в своей стране, то стать беженцем у него не получится.

РФ оказывает убежище иностранцам, которые стали жертвой гонений. Причины таких преследований указаны во 2-й статье ФЗ № 4528-1. Если мотивация для переселения была иная, например, ведение боевых действий, техногенные или природные катастрофы, то официальный статус беженца этому иностранцу не может быть присвоен. В этом случае РФ может оказать временное убежище, порядок предоставления такого статуса установлен соответствующим ФЗ.

Процесс признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, каждый из которых подробно описан данным нормативным актом, и включает в себя:

  • непосредственную подачу обращения лица, которое попадает под действие статьи № 2 данного нормативного акта, с ходатайством о признании себя беженцем и предоставлении защиты. Составляется данное обращение письменно по установленной ФЗ форме. Каждый желающий может подать его лично или передать через официальных представителей. Ходатайство, представленное в электронном виде, к рассмотрению не допускается;
  • после принятия официальными структурами ходатайства от иностранного гражданина, производится предварительное рассмотрение, на данном этапе ведется проверка личных данных и дактилоскопическая идентификация заявителя. По итогам этой проверки выносится решение о дальнейшем рассмотрении полученного ходатайства или об отказе в таковом;
  • иностранцу, ходатайствующему о присвоении себе статуса беженца, выдается документ, подтверждающий нахождение дела на рассмотрении в миграционной службе или уведомление, указывающее на причины отказа;
  • после первичного изучения ходатайство передается на дальнейшее более детальное рассмотрение;
  • принятие окончательного вердикта в признании просителя беженцем или решение об отказе, о присвоении официального статуса;
  • выдача на руки лицу, которого признали беженцем, соответствующего свидетельства или официальное уведомление из ФМС об отказе.

Окончательно решение принимается после тщательного изучения анкеты, которую заполняет иностранец во время вторичного визита в миграционную службу, а также опросного листа. Это утвержденные законодательством документы, образцы которых имеются на нашем сайте. Кроме того, перед дальнейшим разбирательством ходатайства беженцев проводится собеседование с соискателями официальных статусов. При этом беседы проводятся с каждым совершеннолетним членом одной семьи. Если имеются дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, то данные о них вносятся в анкету родителя или законного опекуна. Все сведения, которые указываются в этих документах, подвергаются тщательной проверке.

Если вы не знаете, на какой статус можете претендовать вы и члены вашей семьи, согласно действующему ФЗ, обратитесь за помощью к нашему юристу. Он изучит ваши обстоятельства и разъяснит, с каким видом заявления необходимо обратиться в российские органы миграции, и какие права возможны в нашей стране. Все консультации бесплатные.

Федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев, также разъясняет основные правила обращения с соответствующим ходатайством иностранца, желающего быть официально признанным в нашей стране беженцем.

Подать обращение можно:

  • в любое представительство России, находящееся не в той стране, гражданство которой имеет проситель. Данный вид обращения подлежит более длительному рассмотрению, согласно ФЗ в консульстве ходатайство разбирается в течение одного месяца;
  • во время прохождения через государственную границу России можно обратиться в пост контроля, расположенного на пункте пропуска. Такое обращение возможно как при законном пересечении границы, так и при незаконном. В этом случае обратиться следует не позднее чем через сутки, после прибытия на территорию нашей страны;
  • по прибытии на постоянное место проживания в определенном регионе РФ в территориальное отделение ФМС.

Порядок рассмотрения ходатайства иностранных граждан о признании их беженцами

После передачи заявления с ходатайством на последующее рассмотрение, человеку, желающему приобрести официальный статус беженца, выдается свидетельство. Этот документ служит законным основанием, позволяющем произвести регистрацию иностранного гражданина в местных органах исполнительной власти региона, а также направления его в места временного расселения, и получение другой помощи предусмотренной ФЗ. При этом иностранный гражданин обязан передать свои национальные документы на сохранение в ФМС до принятия окончательного решения.
Опытный юрист разъяснит права беженцев, имеющих свидетельство о принятии их ходатайства на дальнейшее рассмотрение. Для получения консультации необходимо заполнить онлайн-форму. Услуги нашего юриста бесплатные.

Также это свидетельство позволит рассчитывать на содействие в переезде и перевозе багажа, получение единовременного пособия, размеры которого устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из общего положения семьи, наличия нетрудоспособных членов и других факторов.

Кроме того, данное свидетельство гарантирует такие права беженцев как получение помощи врачей, питания, охраны, возможности воспользоваться услугами переводчика, чтобы получить всю информацию о предоставляемых им правах, а также дальнейшей процедуре оформления.

Передача ходатайства на дальнейшее рассмотрение и получение соответствующего свидетельства также накладывает определенные обязанности на всех лиц, желающих получить официальный статус беженца:

  • соблюдать действующее законодательство России;
  • не нарушать требования санитарных и гигиенических норм и порядок проживания в местах временного размещения переселенцев;
  • получить медицинский сертификат, для чего необходимо осуществить обязательный осмотр у врачей и провести необходимые анализы;
  • по первому требования предоставлять в миграционные службы необходимую информацию о себе и членах своей семьи, если это необходимо для дальнейшего рассмотрения вопроса и принятия окончательного решения.

Не принимаются к рассмотрению ходатайства от иностранцев в таких случаях:

  • на территории нашей страны было возбуждено уголовное дело против лица, обращающегося в ФМС с соответствующим ходатайством;
  • если ранее иностранец уже обращался с подобным заявлением, и при повторном обращении не появились новые обстоятельства, попадающие под действие данного ФЗ;
  • если иностранцу было ранее отказано в получении официального статуса в одной из стран, являющихся участником Конвенции о беженцах, и при этом законодательство этого государства не вступает в противоречие с действующим ФЗ России, регламентирующих порядок документального оформления и условия проживания беженцев;
  • при наличии у иностранца гражданства нескольких стран или возможности получить полноценную защиту в другом государстве;
  • если пересечение границы было незаконным и лицо, подавшее прошение о получении официального статуса, обратилось позднее установленного действующим законодательством срока;
  • при наличии законного разрешения на постоянное проживание в России.


Если иностранцу было отказано в дальнейшем рассмотрении его обращения, то он получает официальное уведомление об этом. Данный документ должен содержать информацию о причинах отказа, а также порядок обжалования этого решения в судебных инстанциях. Кроме того, лицу должно быть разъяснено правовое положение нахождения его и всех членов одной семьи на территории нашего государства.

Если вы получили мотивированный отказ из ФМС о рассмотрении вашего ходатайства и считаете его необоснованным, то можно это решение обжаловать через суд. Обратитесь к нашему юристу за консультацией, мы поможем составить обращение в судебные органы. На нашем сайте имеются образцы необходимых заявлений и форм. Все консультации бесплатные и предоставляются в удобной для вас форме: по телефону или в онлайн-режиме.

Иностранец, получивший отказ, обязан выехать из нашего государства в течение тридцати дней после получения официального уведомления.

Рассмотрение одного ходатайства может длиться от двух до трех месяцев после того, как было получено свидетельство. В случае необходимости, этот срок может быть увеличен, но не больше чем на три месяца.

В случае принятия по конкретному обращению положительного решения, переселенцу выдается удостоверение, являющееся официальным документом, удостоверяющим личность человека, признанного беженцем. Все совершеннолетние члены семьи получают удостоверения беженцев. Если имеются дети возрастом до 18 лет, то вся информация о них указывается в документе кого-то из родителей или официального опекуна. Или того совершеннолетнего члена семьи, который добровольно согласился взять всю ответственность за детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, на себя.

Согласно данному ФЗ, гражданский паспорт или другие личные документы остаются на сохранении в ФМС на протяжении всего срока, пока действует вновь полученный статус. Удостоверение имеет силу на протяжении трех лет, при этом имеется возможность продления этого документа. Это возможно при сохранении условий, которые описывает Федеральный закон, защищающий права беженцев.

Получение официального уведомления из ФМС об отказе в признании человека беженцем, обязывает иностранца и членов его семьи покинуть наше государство в течение одного календарного месяца после этого. Но у такого лица имеется возможность обжаловать данное решение ФМС в установленном по закону порядке. Информацию об этой возможности, а также подробные разъяснения о правовом положении этих лиц на территории нашего государства, должно содержать официальное уведомление об отказе, которое вручается иностранцу.

Федеральный закон также предусматривает получение иностранцем в нашей стране временного убежища. Получить право на такую защиту от нашего государства могут люди, которые имеют основания быть признанными беженцами, но сами не заявляют об этом. Временное убежище также предоставляется иностранцам, которые не имеют причин быть признанными беженцами, но при этом в родной стране имелась реальная угроза жизни. Все вынужденные переселенцы, законно проживающие в России, имеют схожие права.

Для получения всей необходимой информации о действующем законодательстве России, достаточно заполнить специальную форму на нашем сайте. Юрист свяжется с вами удобным для вас способом и ответит на все интересующие вопросы.

Права и обязанности, которые получает иностранец после признания себя беженцем

Присвоение официального статуса переселенного лица или беженца, и получение удостоверения, подтверждающего данный факт, дает переселенцу, вынужденно покинувшему свою страну, следующие права:

  • возможность получения помощи при оформлении документов, которые необходимы для пропуска на территорию Российской Федерации, а также содействия в перевозе багажа и переезду к установленному месту проживания. Также предусмотрено получение компенсации всех затрат, связанных с проездом, льготы по уплате таможенных пошлин на ввозимое имущество и другое;
  • размещение в месте временного проживания, получение питания, возможности пользоваться коммунальными услугами, а также на охрану для обеспечения безопасности. Также все беженцы получают пособие, которое рассчитывается посуточно;
  • получение помощи во всех государственных медицинских учреждениях, наравне с остальными гражданами;
  • содействие в устройстве на работу, переподготовки и повышения имеющейся квалификации;
  • возможность заниматься предпринимательской деятельностью. У беженцев имеется возможность пользоваться льготными ставками налогообложения;
  • социальная защита беженцев оказывается наравне с другими гражданами России;
  • возможность устройства своих детей во все государственные детские сады, школы и другие образовательные учреждения на общих основаниях;
  • пользование другими правами, предусмотренными действующим законодательством.

Лицо, которое было признано беженцем в нашей стране, может свободно выезжать за пределы России и получать помощь при оформлении соответствующих документов, необходимых для проезда. По собственному желанию беженец может вернуться в страну своего постоянного проживания до окончания действия срока статуса.

Вместе с правами граждан РФ беженец получает определенные обязанности. Они требуют соблюдения действующего законодательства страны. Кроме того, все беженцы обязаны встать на учет в соответствующие органы и сообщать об изменениях места проживания или личных данных.

Утрачивается добровольно статус беженца, если у переселенца появилось желание вернуться в страну постоянного проживания или переехать в третью страну для проживания или получения гражданства в дальнейшем. Кроме того, беженец может получить гражданство РФ или официальное разрешение на проживание, что тоже ведет к прекращению действия статуса.

В случае нарушения закона переселенец также может быть лишен статуса беженца, однако это возможно лишь после вступления в силу приговора суда. При выявлении фальшивых документов или не правдивых сведений, которые лицо предъявило при подаче ходатайства, компетентные службы также могут лишить переселенца официального статуса, позволяющего пользоваться всеми правами беженца.

После официального лишения статуса, этот переселенец обязан покинуть территорию РФ в течение одного месяца, если соответствующее решение ФМС не было обжаловано в установленном порядке. Также утрата статуса ведет к лишению права пользоваться временным жильем, предоставляемым государством для переселенцев. При этом за остальными членами семьи, которые сохранили статус, остается такое право.

Все переселенцы, и те которые имеют статус беженца, и те, что лишились его, не могут быть возвращены в страну своей национальной принадлежности против воли, если обстоятельства, позволившие стать беженцами в нашей стране, сохранены.

Каждый человек, получивший отказ из миграционных служб в признании себя беженцем имеет право обратиться в суд для обжалования данного решения миграционной службы. Чтобы судебное решение было в вашу пользу, необходимо правильно составить иск. Наши юристы способны помочь в этом, при этом помощь будет оказана бесплатно.

В случае если иск не был удовлетворен, а решение ФМС было признано правомерным, то переселенец и члены его семьи должны покинуть Россию в течение трех дней с момента получения решения суда.

Обеспечение жильем и социальная защита


Беженцы могут рассчитывать на размещение во временных центрах, пока происходит рассмотрение ходатайства и оформление всех документов. После прибытия на постоянное место проживания, переселенцы обеспечиваются жильем из фонда жилья, который обязана создать РФ, согласно требованиям международной конвенции.

Все дома и квартиры, которые входят в фонд жилья, предоставляемого вынужденным переселенцам и беженцам, не подлежат приватизации, сдаче в наем или обмену. Выделяется такое жилье в порядке очереди, устанавливаемой в муниципальных органах самоуправления.

Чтобы иметь возможность претендовать на муниципальное жилье, необходимо обратиться в муниципальные органы исполнительной власти с соответствующим заявлением. Также понадобится представить необходимые документы. Если необходима помощь в составлении этого заявления, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы оказываем всестороннюю поддержку всем, кто в ней нуждается.

484.4 KiB
216 Downloads

На сегодняшний день складывается сложная обстановка с предоставлением муниципального жилья беженцам. Это связано с большим количеством переселенцев. Для решения этой проблемы была внедрена государственная программа, согласно которой переселенцам выделяются государственные сертификаты для приобретения жилья. Действие данной программы не противоречит Российскому законодательству о беженцах.

В случае массового прибытия беженцев происходит их расселение по территории страны, согласно утвержденному Правительством плану. Большая часть переселенцев направляется в регионы с нехваткой рабочей силы или с неблагоприятной демографической ситуацией. При этом никто из беженцев не может быть перемещен насильно. Решение о переезде в соответствующий регион РФ должно быть добровольным.

Обеспечение финансирования всех расходов, которые связаны с проездом, приемом и проживанием беженцев и вынужденных переселенцев Федеральный закон возлагает на муниципальные власти регионов. Все переселенцы получают от государства материальную помощь, её размеры устанавливаются в зависимости от возможностей данного региона, однако выплаты не могут быть меньше, чем устанавливает данный Федеральный закон.

В некоторых случаях для привлечения переселенцев могут быть увеличены размеры пособий и единовременной помощи, для привлечения иностранцев в конкретные регионы. А также созданы другие условия, которые могут заинтересовать беженцев в переезде. К таким можно отнести создание новых рабочих мест, скорейшее предоставление комфортного жилья, выплата подъемных в увеличенном размере.

507.4 KiB
202 Downloads

Также на органы местного самоуправления действующим ФЗ возложена ответственность по проведению социальной работы среди беженцев и других переселенцев с целью скорейшей их адаптации и обустройства на новом месте для комфортного проживания. Местные власти обязаны обеспечивать:

  • получение полноценной помощи в местных учреждениях здравоохранения;
  • регистрация и взятие на учет в региональные службы занятости для содействия в поиске работы или получения помощи в переквалификации;
  • обеспечение правовой защиты, возможность получить помощь переводчика при оформлении официальных документов, получение которых требует Федеральный закон;
  • психологическую помощь для адаптации к проживанию в новой среде с незнакомыми культурными традициями, а также для преодоления негативных последствий, вызванных переездом и сложной обстановкой в собственной стране.

Федеральный закон четко разграничивает полномочия местных органов различных сфер по приему беженцев и временных переселенцев.

Переселенцы имеют такие же права, как и другие граждане России. Но они также имеют право на дополнительную поддержку от государства для того, чтобы иметь возможность обустроиться на новом месте. Чтобы узнать какие именно права вы имеете, обратитесь к нам. Юристы нашего сайта разъяснят все положения действующего законодательства о переселенцах.

Неисполнение норм и статей, вошедших в данный Федеральный закон, ведет к наступлению ответственности, предусмотренной Российским законодательством.

Политика большинства стран предполагает предоставление убежища отдельным лицам. Однако нередки ситуации, когда граждане России также нуждаются в получении определенного статуса, несмотря на наличие гражданства Российской Федерации. ФЗ «О вынужденных переселенцах» издан в 1993 году совместно с актом, регулирующим положение беженцев. Указанный НПА закрепляет порядок оформления звания переселенца, условия прекращения его действия, а также субъектов, которые могут его носить.

Субъекты оформления

ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах представляют собой акты федерального законодательства и не предполагают сопутствующего принятия региональных законов в целях установления правил нахождения в пределах конкретных территорий указанных категорий лиц.

По статье первой Закона РФ « », рассматриваемое звание присваивается лицу, имеющему гражданство РФ и нуждающемуся в переезде, поскольку выявлена угроза причинения вреда этому человек или его близким, либо указанных лиц подвергли гонениям по расовым, национальным, религиозным или иным причинам.

  1. Человек, проживающий за пределами России, на территории иностранного государства, вынужден вернуться на родину.
  2. Лицо вынуждено осуществить переезд с территории одного субъекта страны в другой.

Факт установления российского гражданства на момент перемены места проживания позволяет разграничить законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Закон о переселенцах распространяет свое действие и на близких людей. Члены семьи, проживающие с переселенцем, не получают статус официально, но пользуются теми же возможностями ввиду совместного проживания. Последняя редакция закона на 2019 год позволяет признать родство с переселенцем в судебном порядке.

Также действующий закон предусматривает основания, не разрешающие человеку оформить рассматриваемый статус:

  • совершение претендентом преступления, опасного для человечества и мира, признаваемого тяжким согласно положениям Уголовного кодекса;
  • нарушение срочности подачи заявления, которая составляет один год с момента убытия с предыдущего места проживания;
  • отъезд из-за голодания, эпидемий, чрезвычайных ситуаций и по иным экономическим причинам.

При таких условиях не допускается использовать привилегии, но право на смену места жительства сохраняется.

Процедура оформления

Согласно ФЗ «О вынужденных переселенцах», последняя редакция которого закрепляет подробный порядок действий для нуждающихся лиц, оформление статуса потребует прохождения нескольких этапов. Первый из них - выбор уполномоченного органа. Вопросами переселения занимается ФМС - федеральная миграционная служба, управление которой для обращения выбирается согласно месту нахождения лица.

Следующий шаг - подготовка бумаг. Статья 3 закона предлагает подробный перечень необходимых сведений:

  • паспорт, подтверждающий статус гражданина России;
  • свидетельство о факте рождения, если несовершеннолетние и им нет четырнадцати лет;
  • документ о регистрации брака;
  • фотографии претендента, а также совершеннолетних членов семьи в двух экземплярах;
  • данные, подтверждающие наличие родственных отношений.

Также возможно предоставление доверенности, если заявление подается при участии поверенного.

ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года за последние пятнадцать лет претерпел немало изменений. Новый текст закона, который будет действовать в 2019 году, в первую очередь уделяет большое внимание способам направления сведений. Допускается личное обращение в УФМС или многофункциональный центр, привлечение представителя и использование портала «Госуслуги».

Также ФЗ четко определяет сроки рассмотрения ходатайства. Когда решение положительное, миграционной службе дается три дня на то, чтобы зарегистрировать заявку и направить письменное сообщение гражданину. После этого выдается . Если лицу отказывают, то на письменный ответ с обоснованием причин отказа УФМС получает пять дней. При этом обязательно обозначается, что лицо имеет возможность обжаловать такое решение.

Права и обязанности

Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает список возможностей для представителей данной категории. Мигрант, ввиду своего особого статуса на территории страны, даже имея соответствующее гражданство, наделяется правом на некоторые привилегии и льготы.

Согласно четвертой статье указанного НПА, лица, вынужденные переехать, обладают правом на:

  1. одноразового характера, которые предоставляются всей семье. Размер поощрения составляет не меньше ста рублей.
  2. Направление на проживание в специальные центры временного нахождения. Оно может быть оформлено в письменном или электронном варианте.
  3. Получение помощи при необходимости переезда, а также перемещения багажа.
  4. Проживание, получение питания и иных необходимых средств для жизни.
  5. Медицинскую помощь, предоставление лекарств.

Данным лицам должна оказываться максимальная помощь в размещении и организации условий для жизни.

Помимо возможностей, предлагаемых рассматриваемой категории граждан, определяются их обязанности:

  1. Соблюдение порядка, предусмотренного в конкретном центре проживания. Потребуется подписать документ о том, что человек ознакомился с правилами.
  2. Прохождение обязательных комиссий в медицинских учреждениях.
  3. Передавать требуемые сведения доступным способом, полностью достоверные.

Любые новости относительно изменений процедуры, условий и сроков ее проведения можно отследить в правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс».

Отдельно следует сказать о , которое обязательно предоставляется всем гражданам, вставшим на учет в службе миграции. В порядке очереди орган власти должен принять решение о направлении гражданина в конкретное место для проживания. Отношения регулируются договором о социальном найме. Как только соглашение расторгается, лицу следует съехать не позднее, чем через месяц.

Прекращение статуса

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает не только порядок приобретения статуса, но и его прекращение, которое возможно как в добровольном и договорном порядке, так и за счет принудительных мер ввиду установления нарушений правил.

Закон о Беженцах РФ 2014

Предоставление временного убежища согласно Федеральному закону

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение);

2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;

4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

2. Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

3. Ходатайство лица, поданное в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности (далее - орган пограничного контроля) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, передается данным органом в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.

4. Ходатайство лица, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации, передается данными органами в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.

5. Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке :

1) ходатайство лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;

2) ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

6. Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу.

Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.

7. При принятии решения о выдаче свидетельства территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы .

Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.

Сведения о членах семьи лица, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей, а при отсутствии родителей в свидетельство опекуна либо в свидетельство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицу, ходатайствующему о признании беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство, если данному лицу не определено иное правовое положение на территории Российской Федерации.

Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на срок рассмотрения ходатайства по существу.

Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ