Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН "О МИГРАЦИИ"

Настоящий закон регулирует отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую Родину.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Исключено. (Закон №31 от 10.05.02г.)
внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Таджикистан за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Таджикистан, на ее территорию для оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту);
приграничная трудовая миграция - ежедневный или один раз в неделю выезд граждан Республики Таджикистан на территорию сопредельного государства и ежедневный или один раз в неделю въезд граждан сопредельного государства на территорию Республики Таджикистан в целях получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту) при условии постоянного проживания на территории государства выезда;
трудящийся мигрант - лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, в котором не проживает постоянно и гражданином которого оно не является;
приграничный трудящийся - трудящийся мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или один раз в неделю;
государство выезда - государство, на территории которого трудящийся мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другое государство;
государство трудоустройства - государство, в котором трудящийся мигрант занимался, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью. (Закон №31 от 10.05.02г.)
трудовая миграция - миграция физических лиц из одной страны в другую с целью найма на работу;
внутренняя миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц внутри Республики Таджикистан;
иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания;
иммиграция - въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания;
семейная иммиграция - въезд в Республику Таджикистан группы родственников для временного или постоянного проживания; коллективная иммиграция - организованное переселение в Республику Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства;
нелегальные иммигранты - иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Таджикистан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа пли получившие его обманным путем, а также въехавшие на территорию Республики Таджикистан на основе соответствующего разрешения, но не покинувшие ее по истечении срока пребывания;
переселенцы - лица, добровольно покинувшие государство своего постоянного проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию Республики Таджикистан:
1) с целью воссоединения с семьей, проживающей на территории Республики Таджикистан;
2) с целью возвращения на прежнее место жительства;
3) с целью возвращения на свою историческую Родину (репатрианты);
4) в связи с вступлением в брак с лицом, являющимся гражданином Республики Таджикистан;
вынужденные переселенцы - лица, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящиеся на территории другого государства в силу совершения над ними насилия и преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но против членов своей семьи по признакам расовой национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также если существует связь между совершением насилия или преследования и реальной опасностью подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах;
временное местожительство переселенцев - населенный пункт на территории Республики Таджикистан, определенный центральным исполнительным органом по согласованию с местными исполнительными и другими компетентными органами, на котором находятся жилые помещения, пригодные для размещения и временного проживания репатриантов, реэмигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев;
репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов;
репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации;
эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Таджикистан в другую страну;
реэмигранты - лица, находившиеся в эмиграции и возвращающиеся на Родину;
эмигранты - физические лица, совершающие эмиграцию;
экологические мигранты - лица, вынужденные оставить свои жилища из-за экологических катастроф.

Статья 2. Основные принципы регулирования миграции

Миграция основывается на следующих принципах:
- обеспечение прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
- недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения;
- участие соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологических и стихийного бедствия;
- запрещение высылки или принудительного возвращения мигрантов в страны, откуда они прибыли;
- сотрудничество с другими странами.

Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о миграции

Законодательство Республики Таджикистан о миграции основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других законов Республики Таджикистан и международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 4. Субъекты миграции

Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев в Республику Таджикистан из других государств, приобретают статус иммигрантов.
Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев из Республики Таджикистан в другие государства, приобретают статус эмигрантов (кроме сотрудников посольств и представительств Республики Таджикистан в зарубежных странах, граждан Республики Таджикистан, осуществляющих в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащих, выполняющих миротворческий долг, а также лиц, находящихся на учебе, лечении, в туристической поездке и служебной командировке).
Лица, вынужденно переселившиеся внутри Республики Таджикистан сроком свыше шести месяцев, приобретают статус внутренних мигрантов.
Лицо, совершившее преступление против мира, человечества, не может быть признано иммигрантом или реэмигрантом.

Статья 5. Порядок осуществления внутренней миграции и экологических мигрантов

Порядок осуществления внутренней миграции и экологических мигрантов определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 6. Уполномоченный орган по управлению миграционными процессами в Республике Таджикистан

Управление миграционными процессами в Республике Таджикистан осуществляется уполномоченным Правительством Республики Таджикистан государственным органом (далее уполномоченный орган).
Положение об уполномоченном органе утверждается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

Уполномоченный орган имеет следующие полномочия:
1) координировать в Республике Таджикистан работу по вопросам миграции;
2) давать соответствующее разрешение иностранным гражданам и лицам без гражданства на осуществление трудовой деятельности;
3) анализировать и прогнозировать миграционные процессы в стране и информировать об этом Правительство Республики Таджикистан и местные органы исполнительной власти;
4) вносить на рассмотрение Правительства Республики Таджикистан предложения по формированию квоты иммиграции;
5) организовывать в пределах утвержденной квоты переселение, прием и обустройство репатриантов, реэмигрантов и вынужденных переселенцев;
6) осуществлять регистрацию, учет прибывших репатриантов, реэмигрантов и вынужденных переселенцев;
7) принимать письменные ходатайства лиц, желающих получить политическое убежище в Республике Таджикистан, и оформлять необходимые документы.
Уполномоченный орган осуществляет иные полномочия, определяемые настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан.

Государство содействует направлению трудящихся мигрантов граждан Республики Таджикистан в организованном порядке с их согласии только в те страны, где их права защищены.
Гарантией защиты прав трудящихся мигрантов за рубежом для государства служат следующие обстоятельства:
- наличие в государстве трудоустройства трудового и социального законодательства, защищающего права трудящихся мигрантов;
- участие государства трудоустройства в международных конвенциях, декларациях и резолюциях, касающихся защиты прав трудящихся мигрантов;
- наличие двусторонних или многосторонних договоров государства трудоустройства с Республикой Таджикистан о защите прав трудящихся мигрантов за рубежом;
- принятие государством трудоустройства позитивных практических мер по защите прав трудящихся мигрантов. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.1. Порядок направления и привлечения рабочей силы

Осуществление субъектами хозяйствования Республики Таджикистан деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Таджикистан за границей и привлечением в Республику Таджикистан иностранной рабочей силы, производится ни основании разрешения (лицензия), выдаваемого уполномоченным органом Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.2. Порядок выезда и въезда трудящихся мигрантов

Граждане Республики Таджикистан, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор (контракт), заключенный с работодателем, загранпаспорт оформленный в органах внутренних дел в установленном порядке, и при необходимости, визу государства трудоустройства, выданную его дипломатическим представительством или консульским управлением.
Порядок привлечения трудящихся мигрантов, возрастные и иные требования к ним устанавливаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства и международными договорами Республики Таджикистан.
Трудящиеся мигранты въезжают для трудоустройства в Республику Таджикистан по визе, выданной в установленном порядке дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Таджикистан за границей.
Виза может быть продлена в случаях представления документов, подтверждающих уважительность причины ее неиспользования (болезнь, стихийное бедствие и др.) и сохранения рабочего места, согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту) уполномоченным органом Республики Таджикистан. Порядок продления визы определяется Министерством иностранных дел Республики Таджикистан.
Трудящиеся мигранты, прибывшие в Республику Таджикистан, подлежат регистрации в установленном порядке в органах внутренних дел по месту их временного проживания на основании письменного ходатайства уполномоченного органа.
Трудящиеся мигранты и члены их семей имеют право свободно покидать Республику Таджикистан и возвращаться в нее.
По истечении срока действия трудового договора (контракта) трудящиеся мигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 8.3 Трудовой договор (контракт)

Трудовые отношения трудящегося мигранта с работодателем оформляются трудовым договором (контрактом), который должен содержать данные:
о сроке его действия, характере и место оплачиваемой работы, условиях труда и его оплате, в том числе за работу в ночное время, выходные и праздничные дни;
о размере премий, надбавок и удержания с заработной платы;
о правах, обязанностях, ответственности сторон, порядке и условиях расторжения или продления трудового договора (контракта);
об организации переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящеюся мигранта и членов его семьи;
о порядке и условиях социального страхования трудящегося мигранта;
о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося мигранта в процессе его оплачиваемой трудовой деятельности и о других социальных гарантиях.
Работодатель Республики Таджикистан обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в территориальном органе по миграции.
Один экземпляр трудового договора (контракта) вручается трудящемуся мигранту до его выезда в государство трудоустройства. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9. Установление квот иммиграции и привлечения иностранной рабочей силы

Квота на иммиграцию и привлечение иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан на каждый календарный год устанавливается Президентом Республики Таджикистан по представлению Правительства Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9.1. Статистическая отчетность и информация о миграции

Для объективной оценки состояния внешней трудовой миграции и сферы миграции устанавливается государственная статистическая отчетность.
Уполномоченный орган обменивается на безвозмездной основе заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми им для выполнения своих функций.

Уполномоченный орган обеспечивает публикацию статистических данных и информационных материалов о состоянии внешней трудовой миграции и миграции, спросе и предложении внешней трудовой миграции, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 9.2. Перевод денежных средств

Трудящиеся мигранты, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в Республике Таджикистан, могут осуществлять перевод заработанных средств и сбережений в государство выезда в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными договорами Республики Таджикистан. (Закон №31 от 10.05.02г.)

Статья 10. Права и обязанности иммигрантов

Лицо, признанное иммигрантом и получившее вид на жительство, пользуется в Республике Таджикистан всеми правами и свободами, а также несет обязанности, предусмотренные законами или международными договорами Республики Таджикистан.

Статья 11. Лица, не являющиеся иммигрантами

Статус иммигрантов не предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Таджикистан, если они:
- состоят на воинской службе в войсковых частях, расположенных на территории Республики Таджикистан;
- входят в состав дипломатических миссий и международных организаций;
- находятся на учебе или на производственной практике в Республике Таджикистан;
- осуществляют трудовую деятельность в соответствии с международными соглашениями;
- туристы, командированные, временные трудовые мигранты (включая спортсменов, спортивные команды, артистов), проезжающие транзитом, торговцы и вкладчики-инвесторы;
- являются представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Таджикистан;
- осуществляют профессиональную деятельность в религиозных объединениях, официально зарегистрированных в Республике Таджикистан;
- прибыли в Республику Таджикистан с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи;
- являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Правовой статус лиц, указанных в части первой настоящей статьи, определяется законами Республики Таджикистан и международными договорами Республики Таджикистан.

Статья 12. Порядок обращения и рассмотрения ходатайства лица о признании его иммигрантом, переселенцем

Ходатайство о признании лица иммигрантом, переселенцем подается им лично или через уполномоченного на то представителя в дипломатическое представительство Республики Таджикистан за рубежом или в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган рассматривает ходатайство о признании лица иммигрантом, переселенцем и принимает по нему решение в соответствии с установленной квотой иммиграции в двухмесячный срок со дня регистрации ходатайства.
Органы внутренних дел в случае признания лица иммигрантом, переселенцем выдают ему документ установленного образца - вид на жительство в Республике Таджикистан в 15-дневный срок с момента обращения.
Документ, удостоверяющий вид на жительство иммигранта, переселенца является основанием для трудоустройства и оформления на учет в органах внутренних дел, а уполномоченный орган и его соответствующие региональные структуры обязаны ознакомить лицо, получившее статус иммигранта, переселенца с его правами и обязанностями, вытекающими из настоящего Закона, создавать условия для их реализации и контролировать их выполнение.

Статья 13. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их иммигрантами и переселенцами

При регистрации ходатайства о признании иммигрантом, переселенцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Республики Таджикистан, получает направление на временное место жительства иммигрантов, переселенцев, в том числе и выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующей службой уполномоченного органа.
До решения вопроса о признании иммигрантом, переселенцем лицо, обратившееся с ходатайством и находящееся в период рассмотрения ходатайства на территории Республики Таджикистан, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законами Республики Таджикистан для иностранных граждан и лиц без гражданства.
При отказе в признании лица иммигрантом, переселенцем ему в тридцатидневный срок со дня принятия решения вручается письменное уведомление. Если указанное лицо находится за пределами Республики Таджикистан, то ему направляется письменное уведомление с указанием причин в порядке обжалования принятого решения.
Решения об отказе в признании лица иммигрантом, переселенцем может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления. Вступившее в законную силу решение об отказе в признании лица иммигрантом, переселенцев направляется так же в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда лица, получившего отказ с территории Республики Таджикистан.

Статья 14. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их репатриантами, вынужденными переселенцами и реэмигрантами

До решения вопроса о признании репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом лицо, обратившееся с ходатайством и находящееся в период рассмотрения ходатайства на территории Республики Таджикистан, пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные законами Республики Таджикистан для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Условия проживания в Республике Таджикистан лиц, обратившихся с ходатайством о признании их репатриантами, вынужденными переселенцами, реэмигрантами, в местах временного проживания переселенцев, порядок оплаты расходов за коммунальные услуги, оказываемую медицинскую помощь, предоставление других льгот и компенсаций, определяются Правительством Республики Таджикистан.
Лицо, подавшее ходатайство о признании его репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом, находящееся на территории Республики Таджикистан, обязано:
- по получении направления на временное место жительства переселенцев отбыть туда в течение месяца, а если место жительства выбрано самостоятельно, то необходимо согласование с соответствующей службой уполномоченного органа по управлению миграционными процессами;
- соблюдать установленный порядок проживания в месте временного жительства переселенцев;
- проходить медицинский осмотр по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;
- сообщать соответствующим службам уполномоченного органа по управлению миграционными процессами сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Статья 15. Порядок признания лиц репатриантами, вынужденными переселенцами, реэмигрантами

Решение о признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом принимается соответствующими территориальными службами уполномоченного органа в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом.
Лицу, признанному репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом, выдается соответствующее удостоверение.
При отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом, ему в тридцатидневный срок со дня принятия решения вручается письменное уведомление. Если указанное лицо находится за пределами Республики Таджикистан, то ему направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Решение об отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем и реэмигрантом может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления.
Вступившее в законную силу решение об отказе в признании лица репатриантом, вынужденным переселенцем, реэмигрантом направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организаций выезда лица, получившего отказ с территории Республики Таджикистан.

Статья 16. Семейная иммиграция

Лицами, составляющими семью иммигранта, являются супруг (супруга), их родители и находящиеся на его (ее) иждивении дети, в том числе усыновленные (удочеренные), а также несовершеннолетние братья, сестры, не имеющие родителей или опекунов, и другие нетрудоспособные родственники, находящиеся на его (ее) иждивении, обязанные содержать их по месту прежнего проживания.
Переселение в Республику Таджикистан детей до восемнадцатилетнего возраста решается по согласию их родителей и усыновителей (опекунов или попечителей). При этом на детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляется нотариально заверенное их согласие.

Статья 17. Коллективная иммиграция

Коллективная иммиграция осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Таджикистан об организованном переселении лиц, изъявивших желание в коллективном порядке вернуться на историческую Родину.

Статья 18. Порядок въезда иммигрантов в Республику Таджикистан

Порядок оформления въезда иммигрантов на территорию Республику Таджикистан определяется Правительством Республики Таджикистан.

Статья 19. Основания для отказа иностранному гражданину и лицу без гражданства во въезде в Республику Таджикистан

Въезд в Республику Таджикистан иностранному гражданину и лицу без гражданства может быть не разрешен в случаях:
1) если он совершил преступление против мира и безопасности человечества;
2) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;
3) если он сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Таджикистан;
4) если он осужден за террористическую деятельность или имеет судимость за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление;
5) если он при возбуждении ходатайства о въезде сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;
6) если он ранее выдворялся из Республики Таджикистан;
7) если во время предыдущего пребывания в Республике Таджикистан были установлены факты нарушения им законодательства и других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан;
8) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Таджикистан.

Статья 20. Документы на право постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Таджикистан

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, получившим разрешение уполномоченного органа на постоянное проживание в Республике Таджикистан, органами внутренних дел выдается вид на жительство (документ) иностранного гражданства в Республике Таджикистан, а лицам без гражданства - удостоверение лица без гражданства, образцы, которых определяются Правительством Республики Таджикистан.

Статья 21. Основания для отказа в выдаче вида на жительство в Республике Таджикистан и удостоверения лица без гражданства

В выдаче вида на жительство в Республике Таджикистан и удостоверения лица без гражданства может быть отказано:
1) нелегальным иммигрантам;
2) лицам, освободившимся из мест лишения свободы, постоянное место жительства которых до совершения преступления было за пределами Республики Таджикистан;
3) лицам, совершившим преступление против человечества;
4) лицам, имеющим заболевание, которое может причиной эпидемии на территории Республики Таджикистан.
5) лицам, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан на основании мотивированного решения уполномоченного органа, органов внутренних дел и Министерства безопасности Республики Таджикистан в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Отказ в выдаче вида на жительство иностранного гражданина и удостоверения лица без гражданства может быть обжалован в вышестоящий уполномоченный орган или в суд.

Статья 22. Лица, являющиеся репатриантами

Статус репатрианта предоставляется категориям лиц коренной национальности, являющихся жертвами массовых политических репрессий, а также их родственникам и потомкам.
Родственниками и потомками репатриантов признаются:
- дети (в том числе усыновленные), супруг (супруга) репатрианта;
- братья и сестры репатрианта;
- внуки и правнуки репатрианта;
- семьи, образованные совершеннолетними детьми, внуками и правнуками репатрианта.
Решение о признании лица репатриантом принимается уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом.

Статья 23. Льготы и компенсации, предоставляемые репатриантами

Государство создает льготные условия для репатриации физических лиц на историческую родину, их расселения, адаптации и обеспечивает:
1) бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к временному месту жительства переселенцев или постоянному месту жительства;
2) государственную охрану перевода денежных средств в Республику Таджикистан и право их наследования;
3) оказание помощи в трудоустройстве, получении пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания;
4) выплату пенсий и пособий в соответствии с законами Республики Таджикистан;
5) выплату единовременных пособий, выделение земельных участков и льготных долгосрочных ссуд для строительства жилья и организации хозяйства в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан;
6) предоставление других льгот в соответствии с законами Республики Таджикистан.

Статья 24. Порядок оформления и финансирования выезда эмигрантов

Порядок оформления выезда эмигрантов определяется Правительством Республики Таджикистан.
Финансирование расходов, связанных с выездом из Республики Таджикистан граждан на постоянное место жительство в другие государства, осуществляется за счет собственных средств эмигрантов, а также может осуществляться из других источников, если это не противоречит законам Республики Таджикистан.
Граждане Республики Таджикистан, выезжающие из Республики Таджикистан на постоянное место жительства в другие государства, вправе вывозить за свой счет принадлежащие им и членам их семей на праве собственности имущество в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Республики Таджикистан регулируется соответствующим законодательством Республики Таджикистан и межгосударственными договорами.

Статья 25. Основания для отказа в выезде из Республики Таджикистан

Гражданину Республики Таджикистан может быть отказано в выезде из Республики Таджикистан в случаях, если он:
1) обладает сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну;
2) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
3) осужден за совершение преступление - до отбытия наказания;
4) проходит действительную срочную воинскую службу - до завершения этой службы;
5) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Таджикистан - до решения этого вопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такие документы;
6) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;
7) если к нему предъявлен гражданский иск в суде, - до окончания производства по делу.

Статья 26. Ответственность за незаконный въезд на территорию Республики Таджикистан и незаконный выезд из Республики Таджикистан

Ответственность за незаконный въезд иностранцев и лиц без гражданства на территорию Республики Таджикистан или за незаконный выезд граждан Республики Таджикистан из Республики Таджикистан определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение настоящего Закона виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан Э. РАХМОНОВ
г. Душанбе, 11 декабря 1999 года № 881
АМОРТ, № 12, 1999 года

Позиция в списке:

Большинство иностранных граждан стремятся попасть в Российскую Федерацию, чтобы трудоустроиться на одном из ее предприятий. Исключением не являются граждане, прибывающие из Таджикистана.

Явление напрямую связано с безработицей и проблемами, касающимися разрешения финансовых вопросов для удовлетворения жизненных потребностей.

Общие понятия

По сути, амнистия для таджиков есть отличная возможность легализовать свой правовой статус, дозволяющий находиться на законных основаниях на территории РФ. Кроме того они могут воспользоваться отменой запрета, не позволяющего въехать в страну. Но амнистия доступна не для всех, а только для отдельной категории таджикских граждан, соответствующих определенным критериям.

Правовая основа

Нормативы главы 26 Федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ» регламентируют вопросы относительно оформления и выдачи документов, позволяющих въехать иностранным гражданам и лицам без гражданства на территорию РФ, свободно перемещаться по ней и выехать из нее спустя некоторое время. Акт издан законодателем под номером 114-ФЗ.

В ней отмечено, что гражданин иностранного государства может пересечь российскую границу по действительным идентифицирующим его личность документам. Но он должен иметь визу с указанием срока пребывания в стране сообразно требованиям международного права.

По сути «виза» есть официальный разрешительный документ, позволяющий любому иностранному гражданину въехать в другое государство на законном основании. Ее форма, порядок и условия оформления, выдачи и аннулирования устанавливаются правительством РФ соответственно нормам Федерального акта № 114-ФЗ. Кроме того, им предусмотрены меры по продлению срока ее действия и восстановления, если она по какой-либо причине будет потеряна.

Виза содержит нижеперечисленные сведения об иностранном гражданине относительно:

  • персональных данных;
  • гражданства;
  • вида на жительство;
  • даты рождения;
  • половой принадлежности;
  • серии и номера удостоверяющего личность документа, признаваемого в Российской Федерации с фотографическим снимком;
  • даты выдачи визы;
  • разрешенного срока пребывания в стране;
  • срока действия визы;
  • цели поездки.
  • Оформление визы производится на платной основе, для чего иностранный гражданин должен уплатить консульский сбор и платеж, возмещающий фактические расходы. Их размер устанавливается соответственно с нормативами, действующих законодательных актов РФ.

    Применение запрета на въезд в РФ

    Законодатель ввел процедуру закрытия въезда с целью урегулирования правовых отношений в сфере миграции населения сопредельных стран в РФ.

    Она является новым правовым инструментом, дозволяющим проводить на должном уровне государственную миграционную политику. Ее основная цель заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы, чтобы реализовать надлежащим образом задачи сферы противодействия незаконной миграции.

    Как оформить ВНЖ гражданину Украины? Смотрите здесь.

    Основания применения процедуры

    Перечень уполномоченных на принятие решения о наложении запрета на въезд иностранных граждан в РФ государственных органов утвержден постановлением правительства РФ. Акт «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» был испущен им 14 января 2015 года за номером 12.

    Его указания ориентированы на усовершенствование:

  • правового регулирования противодействия незаконной миграции;
  • норм о мере ответственности иностранных граждан за нарушение срока пребывания, правил нахождения и проживания на территории российского государства;
  • системы государственного контроля над поведением иностранных граждан, которые находятся на территории страны.
  • На кого распространяется

    В соответствии с нормативами законодательных актов запрет на въезд налагается по различным причинам. Их расширенный перечень заложен в нормативах Федерального закона № 114-ФЗ, постановления правительства № 12. В них предусмотрен порядок применения меры, разъяснены правила снятия запрета.

    Граждане иностранных государств лишаются права въезда, если они:


    Вышеперечисленные лица наделены возможностью получения разрешения на пребывание на территории российского государства в продолжение 90 календарных дней, встать на миграционный учет . Помимо того они могут подать прощение на предоставление квоты на временное проживание, то есть РВП.

    В период действия амнистии исключается мера по привлечению к административной ответственности. Как правило, она применяется за нарушение требований, предъявляемых к правилам проживания и осуществления трудовой деятельности.

    Куда обратиться

    Новая миграционная карта выдается главным управлением по вопросам миграции, находящегося в подчинении Министерства внутренних дел РФ. То же касается проставления штампа о продлении срока пребывания на территории российского государства.

    Таджикские граждане должны обратиться в любое подразделение управления ФМС с заявлением, если они находятся в данное время на территории страны.

    В нем должна содержаться просьба о применении миграционной амнистии с указанием причины, из-за которой был наложен запрет на въезд в Россию. Сообразно утвержденным нормам его унифицированный бланк выдается заявителю по месту обращения без каких-либо ограничений.

    Кроме того таджики должны пройти процедуру дактилоскопии, подразумевающей сдачу отпечатков пальцев для идентификации личности. Граждане могут подать прощение в представительство ГУВМ МВД РФ, расположенное на территории Таджикистана, если они находятся в пределах республики.

    Мера распространяется на лиц, не сумевших своевременно получить патент на трудоустройство либо не уплативших штрафную санкцию за его несвоевременное оформление.

    Не исключается вероятность оформления разрешительных документов на официальном сайте ГУВМ МВД, размещенный в сети интернет.

    Для получения РВП иностранцы обязаны пройти медкомиссию. О процедуре узнайте здесь.

    Граждане Украины могут получить квоту на проживание в РФ. Смотрите, как это сделать.

    Что требуется

    Для получения разрешительных документов на въезд в российское государство таджикские граждане должны предпринять определенные меры.

    К ним относится:

  • прохождение медицинской комиссии для получения потребных справок;
  • сдача теста на знание русского языка, истории российского государства и основ действующего на его территории законодательства;
  • оформление медицинского страхового полиса;
  • осуществление перевода личных документов на русский язык;
  • подача документов на оформление патента, дозволяющего трудоустроиться на одном из российских предприятий.
  • При подаче заявления они должны предъявить общегражданский паспорт гражданина республики Таджикистан.

    В заключение необходимо отметить, что находящиеся на территории страны с просроченными сроками пребывания на ней граждане должны встать на миграционный учет. Процедура осуществляется по месту их пребывания любым подразделением ФМС. Для них предусмотрена мера по продлению срока, дозволяющего временно находиться в пределах российского государства. Если они потеряли миграционную карту, то им будет выдан ее дубликат.

    В новый год – с новыми законами

    С 1 января 2018 года, то есть с Нового года, в Таджикистане вступили в силу новые законы, правила и запреты, а также запущены новые инициативы и проекты. Мы собрали главные нововведения, которые будут актуальны и повлияют на жизнь таджикистанцев.

    Итак, с наступлением нового года пора присмотреться к новым реалиям и узнать, что нам приготовили власти, напринимав в ушедшем году кучу новых законов, постановлений и указов. Ведь, как уже заведено, принятые решения вступают в законную силу именно с 1 января.

    Закон о запрете табака: курить нельзя почти нигде

    Эмомали Рахмон подписал антитабачный закон Таджикистана

    Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в конце 2017 года подписал 33 закона, которые ранее были приняты и поддержаны парламентом, и среди них одно из главных мест занимает закон РТ «Об ограничении использования табачных изделий». По сравнению с уже действующим с 2010 года аналогичным законом новый закон еще больше ужесточил нормы табакокурения в стране: курить нельзя почти нигде.

    На основании нового закона, вступившего в силу с 1 января 2018 года, правительство полностью запрещает курение табачных изделий в административных зданиях, на государственных и негосударственных предприятиях, в подъездах домов, в лифтах, в подземных переходах, в аэропортах, на вокзалах, в санаториях, общежитиях, кафе, ресторанах и в общественном транспорте, а также на расстоянии до ста метров от территории учреждений здравоохранения, культурных, спортивных, научных, образовательных учреждений и религиозных объединений, а также не допускается продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

    Нацбанк: открывайте банки, господа!

    В этом году намечено сделать послабления для банковской системы Таджикистана. Поручение о снижении размера уставного капитала для вновь образованных банков руководству Национального банка дал президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время своего недавнего обращения к парламенту страны. Президент подчеркнул, что в 2017 году объем кредитования со стороны банков по сравнению с 2016 годом снизился на 4%.

    Руководство Нацбанка отреагировало на слова президента в кратчайшие сроки. Уже 4 января НБТ принял соответствующее решение, согласно которому уставной капитал для вновь образованных банков в стране будет снижен с 80 до 50 миллионов сомони.

    Так что готовьтесь: скоро у нас заработают новые банки.

    С 1 сентября 2018 года зарплаты будут повышены на 15 %

    Еще немного, еще чуть-чуть. Поднимаем зарплату в сентябре

    В этом году заработная плата работников бюджетных отраслей будет увеличена на 15%, а зарплата работников правоохранительных органов и военнослужащих — на 10%.

    Размер пенсии по возрасту и базовой пенсии, а также трудовая пенсия граждан будут повышены на 15%, так же как и стипендии студентов.

    Все это очень обнадеживает, но до сентября еще долго ждать. Боимся, «как бы чего не случилось» — все помнят несостоявшееся повышение пенсий и зарплат двухгодичной давности, когда запланированное повышение было отменено.

    По мнению экономистов, нас ожидает скорее не повышение, а индексация, так как за два последних года зарплаты не увеличивались, цены и тарифы же за этот период выросли почти на 14%, а национальная валюта обесценилась на 24%.

    Мораторий 2018 — 2020: дыши, предприниматель!

    В настоящее время деятельность хозяйствующих субъектов подвергается 78 различным проверкам надзорных, разрешительных и правоохранительных органов. В связи с этим президент Таджикистана поручил с 2018 года объявить двухгодичный мораторий на проверки за исключением плановых проверок налоговых органов, Генпрокуратуры, Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией РТ и Нацбанка Таджикистана.

    Эмомали Рахмон поручил объявить мораторий на проверки предпринимателей

    Но, по мнению читателей «АП», как раз эти фискальные органы и занимаются частыми проверками предпринимателей.

    «Мораторий на срок и объявляется, чтобы в это время не было никаких проверок, кроме внеплановых согласно жалобам пострадавших, — пишет один из них. — Если в течение срока моратория проверку все же проводят, то проверяющий нарушает указ президента. Если бы за это наказывали, тогда точно бы в стране был порядок».

    Размах для ремесленников: твори и продавай

    29 декабря 2017 года президент страны подписал указ, в котором 2018 год объявлен Годом развития туризма и ремесленничества в Таджикистане. Ранее президент поручил правительству «широко практиковать выдачу льготных кредитов предпринимателям и ремесленникам» через Фонд поддержки предпринимательства.

    Также для стимулирования производства потребительских товаров на дому и развития народных ремесел глава государства поручил с 1 января 2018 года освободить реализацию соответствующих товаров от всех видов налогов.

    Потребитель, ты всегда прав!

    Правительство также внесло изменения и дополнения в ряд законов РТ, в том числе в закон «О защите прав потребителей».

    Особенность нынешних поправок состоит в том, что в закон включена новая статья с целью упорядочения и контроля над финансовыми услугами кредитных и страховых организаций. Такое полномочие было дано Нацбанку Таджикистана.

    2018 год в Таджикистане объявлен годом туризма и ремесел

    И сын в ответе за отца…

    Что касается изменений и дополнений, внесенных в Уголовный кодекс, они направлены на удвоение ответственности детей за социальное обеспечение родителей и, в свою очередь, ответственности родителей за отказ от социального обеспечения ребенка.

    Кроме того, согласно поправкам к Закону РТ «О правовом статусе военнослужащих» военнослужащим, несущим военную службу и находящимся в браке, согласно государственной записи акта гражданского состояния, предоставляется отпуск по частям, но не чаще одного раза в полгода.

    Таджикский кинематограф: надежды и ожидания

    В прошлом году кроме множества законов был принят ряд важных программ, одной из которых является Программа развития кино Республики Таджикистан на 2018–2022 годы. Эта программа пришла на смену прошлой — на 2011–2015 годы и, скорее всего, была принята потому, что «до сих пор не налажен механизм подготовки высокопрофессиональных кадров и производство конкурентоспособных фильмов на кинорынке».

    В идеале реализация программы приведет к созданию конкурентоспособных национальных фильмов. В результате ее осуществления будет создано 10 художественных фильмов, 24 киносериала, 10 короткометражных художественных фильмов, 13 анимационных фильмов и киносериалов и т.д.

    Мигрант вернется, ты только жди

    В конце прошлого года также была принята новая Госпрограмма содействия занятости населения РТ на 2018–2019 годы. Конечно, подобная программа принимается не впервые, но в рамках антикризисных мер с целью обеспечения безработных граждан и вернувшихся на родину трудовых мигрантов рабочими местами она очень даже кстати.

    Главный вопрос на повестке дня остается открытым: когда и где для трудовых мигрантов, которые больше не хотят ехать в Россию, будут созданы новые рабочие места? Увы, пока неизвестно…

    Что ждет мигрантов в России в 2018 году. Требования, цены, контакты

    В 2018 году вступает в силу ряд законов и правил для иностранных граждан, работающих в России, напоминает «Азия Плюс». При нарушении правил пребывания мигрантов могут выдворить из этой страны на долгий срок, а незнание правил и законов не освобождает от ответственности.

    Без патента ни шагу

    Итак, с января 2018 года повышается стоимость патентов на работу практически во всех регионах России. Как в крупнейших по объему привлечения мигрантов (в Москве – с 4 200 рублей до 4 500, в Московской области – с 4 000 рублей до 4 300, в Санкт-Петербурге – с 3 000 до 3 500 рублей), так и в регионах, где число иностранных работников не так велико.

    Больше всего придется заплатить тем, кто уже трудится или только собирается в Ямало-Ненецкий автономный округ – 8 354 рубля в месяц.

    Минимальная стоимость патента – 2 023 рубля – установлена в Кабардино-Балкарской республике, в Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), в Чечне, а также в Ивановской, Саратовской областях и в Чукотском автономном округе.

    На РВП снижена квота

    В ноябре 2017-го Россия сократила квоту на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства. В этом году РВП (разрешений на временное проживание) планируется выдать 90 тысяч, что почти на 20 тысяч меньше, чем в прошлом. При этом в каждом регионе будет своя квота.

    К примеру, в Московской области выдадут всего 5 000 разрешений на временное проживание, в Белгородской области – 2 700, в Москве – 2 000, в Республике

    Карелия – 350, в Санкт-Петербурге – 1 500, в Ленинградской области – 400, в Калининградской области – 1 500.

    Регистрация в течение суток

    В связи с проведением в этом году в России Чемпионата мира по футболу, в городах, где будут проходить матчи, введен особый режим регистрации как самих россиян, так и иностранных граждан. Соответствующий указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в мае прошлого года.

    Так, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске и Сочи иностранцы обязаны встать на миграционный учет в течение СУТОК (24 часа) с момента прибытия.

    Эти правила начнут действовать с 25 мая по 25 июля 2018 года, до этого периода регистрация будет проходить в обычном режиме.

    В обычном режиме срок, который можно провести в РФ без регистрации, составляет семь рабочих дней; для граждан Таджикистана – 15 дней; для граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), – 30 дней.

    Кроме этого, стоит помнить, что на весь период подготовки к Чемпионату мира по футболу в России будут усилены меры безопасности: могут проводиться рейды в местах, где работают трудовые мигранты. Правоохранительные органы вправе останавливать любого и запрашивать документы.

    Необходимо получить новые медстраховки

    Все полисы обязательного медицинского страхования беженцев и иностранных граждан аннулировались 1 января 2018 года. Тем, кто не имеет российского гражданства, придется получать их заново. В соответствии с нормами, которые вступили в силу в 2017 году, срок действия документа ограничен.

    Вне зависимости от месяца оформления иностранцы могли воспользоваться полисом только до 31 декабря 2017 года, и каждый год его теперь нужно будет переоформлять. Документы на 2018 год начали выдавать еще 20 ноября.

    Сферы, где мигрантам запрещено работать, или их число ограниченно

    Ежегодно правительство России устанавливает норму на прием мигрантов. В 2018 году ввели следующие квоты.

    Например, в сфере выращивания овощей доля иностранных работников не должна превышать 50% от общей численности нанятых сотрудников.

    Эта норма не распространяется на территории Ставропольского и Хабаровского краёв, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской и Саратовской областей. Исключение обусловлено тем, что там есть потребность в привлечении временных работников на уборку урожая.

    В специализированных магазинах, где торгуют табачными изделиями, по квоте 2018 года может быть не более 15% иностранных работников, где спиртными напитками – тоже не более 15%, в сфере пассажирского и грузового транспорта – не выше 28%.

    Регионы решают сами

    Кроме этого, каждый регион России вправе самостоятельно ограничивать приём трудовых мигрантов в какую-либо сферу (в соответствии с федеральным постановлением, подписанным в декабре 2015 года Медведевым).

    Сахалин. С начала 2018 года власти Сахалинской области ограничили трудоустройство иностранных граждан в некоторых сферах. По мнению губернатора Олега Кожемяко, иностранцы не должны привлекаться в охранные агентства, которые обеспечивают безопасность социально значимых объектов, -

    например, школ и больниц. Предложено запретить работать мигрантам и на автостоянках.

    Якутия. Как сообщается на сайте главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова, разработан проект нового указа об установлении запрета на привлечение иностранных граждан в 2018 году в сферы строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта, образования, сельского хозяйства и здравоохранения. Отмечается, что в Якутии работают 16 579 мигрантов. Наибольшую долю в их числе составляют граждане Таджикистана – 25,5%, Кыргызстана – 19,9%, Узбекистана – 17,6% и Армении – 12,4%.

    Новосибирск. В 2018-м перечень сфер, куда мигрантов не берет этот регион России, расширился с 33 до 39. В частности, иностранцы с трудовыми патентами больше не смогут работать в рыночных киосках и торговых палатках, где готовят пищу. Также им будет запрещено готовить и продавать фастфуд из машин и передвижных лавок, исследовать конъюнктуру рынка, предоставлять клиентам места в детских лагерях во время каникул.

    Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области отчиталось, что за 10 месяцев 2017 года иностранным гражданам было выдано 28,9 тыс. патентов, из них более 60% – гражданам Узбекистана, 32% – Таджикистана, около 5% – Азербайджана.

    Кузбасс. Глава Кемеровской области ещё в июне 2017 года запретил иностранным гражданам с патентами трудиться в учреждениях образования всех уровней, на производстве детского питания и диетических продуктов, в такси, общественном транспорте, а также в фирмах по подбору персонала.

    Бурятия. В этом регионе ограничения в найме мигрантов не появились, зато введены новые правила получения патента. С 1 января 2018 года на территории республики необходимо указывать профессию/специальность/должность или вид трудовой деятельности получателя патента. Это касается всех иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем визы. Таким образом власти Бурятии намерены расширить мониторинг деятельности иностранных граждан и принимать – при необходимости – своевременные меры по ограничению их приёма на работу.

    Таджикским мигрантам разрешат работать в России 3 года

    Россия увеличит с одного года до трех срок разрешения на работу для мигрантов из Таджикистана, заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин в ходе своего визита в Душанбе в понедельник.

    Также будет продлен срок пребывания граждан Таджикистана без регистрации на российской территории до 15 дней.

    По словам Нарышкина, готовятся дополнения к межправительственным соглашениям, которые регламентируют условия работы таджиков в России.

    Спикер Думы отметил, что условия, на которых граждане Таджикистана живут и работают в России, наиболее льготные из всех стран СНГ, кроме Белоруссии и Казахстана, которые входят в Таможенный союз.

    Деньги, отсылаемые таджикскими гастарбайтерами на родину, составляют 47% ВВП Таджикистана.

    Льготные условия?

    «Граждане Украины, которая не входит в Таможенный союз, могут находится на территории Российской Федерации три месяца без регистрации. Так что это большую погоду не сделает. Это все политические игры», — рассказал Русской службе Би-би-си, председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов.

    «А насчет того, что им разрешают якобы три года [работать] без пересечения границы, хочу сказать следующее. Те кто получают патенты, то есть работают у физических лиц, они и так могут без пересечения границы сколько угодно работать, если законно здесь находятся», — добавляет Давлатов.

    По его словам, готовятся изменения российского законодательства, которые будут ужесточать наказание для всех трудовых мигрантов, нарушающих закон, и упрощать механизмы получения разрешения на работу для законопослушных мигрантов.

    «Это не какой-то там бонус для таджикских мигрантов, как это преподносят. Это решается в рамках действующего законодательства Российской Федерации, без межгосударственных соглашений. Для таджикской стороны фантики показывают — они радуются», — поясняет Давлатов.

    Нужны ли мигранты?

    В партии ЛДПР, известной своей антимигрантской риторикой, не собираются поддерживать изменения, о которых объявил Сергей Нарышкин.

    «Я могу сразу сказать, что партия ЛДПР скорее всего проголосует против. Мы много раз говорили о том, что нам не нужны чужие рабочие руки, у нас у самих трудоустроенность на крайне невысоком уровне», — рассказал Русской службе Би-би-си депутат от партии ЛДПР Сергей Иванов.

    «Наш рынок труда нуждается в заполнении тех рабочих мест, которые не заполняются местными гражданами, поэтому нам внимательно нужно посмотреть на этот рынок труда, более профессионально решать вопрос, на какие рабочие места мигранты допускаются», — заявил во вторник, отвечая на вопросы журналистов после форума АТЭС, Владимир Путин.

    Российский президент высказался против введения виз для въезда граждан из СНГ в Россию.

    «Введение визового режима в рамках СНГ будет означать, что мы отталкиваем от себя бывшие республики Советского Союза. Нам нужно не отталкивать, а приближать. Нам нужно делать этот процесс более цивилизованным, наладить работу на этом треке таким образом, чтобы он не раздражал коренное население, а вызывал положительную реакцию», — полагает Путин.

    Основа ВВП

    В России, по разным данным, трудится от миллиона до полутора миллионов таджикских трудовых мигрантов, и многие из них живут и трудятся в фактически рабских условиях.

    По данным ФМС, летом 2013 года в России находились до 1,23 млн таджиков.

    Официальная статистика при этом не включает тех, кто въехал в Россию ранее и до сих пор не покинул ее, а также тех граждан, кто имеет двойное российско-таджикское гражданство.

    По официальным данным, выходцы из Таджикистана, работающие за рубежом, отправили своим семьям в прошлом году 3,8 млрд долларов, что составило 47% от ВВП страны.

    По словам экспертов, без этих денежных переводов страна давно бы столкнулась с серьезными социальными потрясениями.

    Мигранты из Таджикистана ждут увеличения сроков пребывания в РФ

    Россия намерена наращивать торговый оборот и реализовать совместные проекты с Таджикистаном. Об этом заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев по завершении переговоров с президентом среднеазиатской республики Эмомали Рахмоном и премьер-министром Кохиром Расулзода. Внимание было уделено развитию сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, транспортной, сельскохозяйственной и гуманитарной областях. Также стороны затронули тему трудовой миграции.

    Количество трудовых мигрантов из Таджикистана в России за I квартал 2018 года снизилось на 3% - около 109 тыс. человек. Представители среднеазиатской республики предложили, чтобы работники из их страны могли находиться в РФ без регистрации до 30 дней, а общий срок пребывания увеличился до 180 дней. Сейчас максимальный срок их нахождения в России составляет 90 дней в каждом полугодии. При этом мигранты обязаны встать на учет в пятидневный срок после прибытия.

    - Мы подробно обсудили состояние и перспективы двусторонних отношений по всем ключевым вопросам, только что господин премьер-министр об этом сказал. Это и гидроэнергетика, и сельское хозяйство, и миграция, и культура, и образование, - отметил Дмитрий Медведев по итогам переговоров.

    Среди прочего, были затронуты темы пенсионного обеспечения мигрантов, образования и медицинского обслуживания для их семей.

    - Намечены дальнейшие действия по рассмотрению и изучению вопросов, связанных с увеличением срока регистрации граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, упрощением требований и увеличением сроков для получения патента на осуществление трудовой деятельности. Была обсуждена тематика правового статуса членов семей трудовых мигрантов и студентов, обучающихся в вузах России, - отметил Кохир Расулзода.

    Значительное внимание на переговорах было уделено торговым вопросам. Россия - ведущий экономический партнер Таджикистана. На долю нашей страны приходится почти четверть внешнеторгового товарооборота этого государства. Россия импортирует из среднеазиатской республики текстиль и обувь (89,2%), продовольственные товары (8%) и др. По данным ФТС РФ, товарооборот между двумя странами в прошлом году составил $717,5 млн.

    Объем двусторонней торговли в прошлом году, может быть, рос не так, как мы хотели, о чем только что говорили с президентом страны, но по итогам I квартала этого года отмечено его более зримое увеличение - почти на 20%. И эту тенденцию нужно обязательно закрепить. Я имею в виду такие области, как сельское хозяйство, торговля, поставки техники, - отметил глава правительства России.

    В присутствии глав правительств двух стран были подписаны меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между Росреестром и госкомитетом по земельному управлению и геодезии Таджикистана, а также между ФАС России и антимонопольной службой при правительстве РТ. Также заключено межправительственное соглашение об условиях деятельности русскоязычной средней школы №7 в городе Куляб.

    Стороны высказались за дальнейшее расширение двусторонних отношений в области науки и образования, культуры, информации и искусства.

    Большинство иностранных граждан стремятся попасть в Российскую Федерацию, чтобы трудоустроиться на одном из ее предприятий. Исключением не являются граждане, прибывающие из Таджикистана.

    Явление напрямую связано с безработицей и проблемами, касающимися разрешения финансовых вопросов для удовлетворения жизненных потребностей.

    Общие понятия

    По сути, амнистия для таджиков есть отличная возможность легализовать свой правовой статус, дозволяющий находиться на законных основаниях на территории РФ. Кроме того они могут воспользоваться отменой запрета, не позволяющего въехать в страну. Но амнистия доступна не для всех, а только для отдельной категории таджикских граждан, соответствующих определенным критериям.

    Правовая основа

    Нормативы главы 26 Федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ» регламентируют вопросы относительно оформления и выдачи документов, позволяющих въехать иностранным гражданам и лицам без гражданства на территорию РФ, свободно перемещаться по ней и выехать из нее спустя некоторое время. Акт издан законодателем под номером 114-ФЗ.

    В ней отмечено, что гражданин иностранного государства может пересечь российскую границу по действительным идентифицирующим его личность документам. Но он должен иметь с указанием срока пребывания в стране сообразно требованиям международного права.

    По сути «виза» есть официальный разрешительный документ, позволяющий любому иностранному гражданину въехать в другое государство на законном основании. Ее форма, порядок и условия оформления, выдачи и аннулирования устанавливаются правительством РФ соответственно нормам Федерального акта № 114-ФЗ. Кроме того, им предусмотрены меры по продлению срока ее действия и восстановления, если она по какой-либо причине будет потеряна.

    Виза содержит нижеперечисленные сведения об иностранном гражданине относительно:

    • персональных данных;
    • гражданства;
    • вида на жительство;
    • даты рождения;
    • половой принадлежности;
    • серии и номера удостоверяющего личность документа, признаваемого в Российской Федерации с фотографическим снимком;
    • даты выдачи визы;
    • разрешенного срока пребывания в стране;
    • срока действия визы;
    • цели поездки.

    Оформление визы производится на платной основе, для чего иностранный гражданин должен уплатить консульский сбор и платеж, возмещающий фактические расходы. Их размер устанавливается соответственно с нормативами, действующих законодательных актов РФ.

    Применение запрета на въезд в РФ

    Законодатель ввел процедуру закрытия въезда с целью урегулирования правовых отношений в сфере миграции населения сопредельных стран в РФ.

    Она является новым правовым инструментом, дозволяющим проводить на должном уровне государственную миграционную политику. Ее основная цель заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы, чтобы реализовать надлежащим образом задачи сферы противодействия незаконной миграции.

    Основания применения процедуры

    Перечень уполномоченных на принятие решения о наложении запрета на въезд иностранных граждан в РФ государственных органов утвержден постановлением правительства РФ. Акт «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» был испущен им 14 января 2015 года за номером 12.

    Его указания ориентированы на усовершенствование:

    • правового регулирования противодействия незаконной миграции;
    • норм о мере ответственности иностранных граждан за нарушение срока пребывания, правил нахождения и проживания на территории российского государства;
    • системы государственного контроля над поведением иностранных граждан, которые находятся на территории страны.

    На кого распространяется

    В соответствии с нормативами законодательных актов запрет на въезд налагается по различным причинам. Их расширенный перечень заложен в нормативах Федерального закона № 114-ФЗ, постановления правительства № 12. В них предусмотрен порядок применения меры, разъяснены правила снятия запрета.

    Граждане иностранных государств лишаются права въезда, если они:

    • нарушили срок пребывания на территории Российской Федерации. Длительность периода применения меры воздействия равна 3 годам , если гражданин иного государства пробыл нелегально в стране от одного дня до 90 календарных дней. При незаконном пребывании в продолжение до полугода срок запрета увеличивается до 5 лет , если он достигнет 270 дней, лишается права въезда на 10 лет;
    • допустили просрочку во внесении обязательного платежа за получение либо уплатили налог по неправильным реквизитам. Как показывает практика, такого рода правонарушение является самой распространенной;
    • привлекались к мере воздействия в виде административной ответственности более 2 раз за совершение правонарушений вне зависимости от степени их тяжести. Например, они несвоевременно встали на временный регистрационный учет по местопребыванию. Не исключается вероятность наложения запрета на въезд за распитие алкогольных напитков либо курение в общественных местах, нарушение ПДД;
    • передали ложную информацию о себе либо цели и задач, из-за которых иностранный гражданин стремится попасть на территорию российского государства;
    • нарушили таможенные или санитарные правила, когда пересекали границу российского государства.

    По мере устранения оснований лишения права въезда иностранному гражданину будет дозволено въезжать на территорию страны без каких-либо ограничений.

    В отдельных случаях он допускается на ее посещение по истечению срока запрета, установленного законодателем. Норматив предусмотрен к применению, если гражданин другого государства совершил преступное деяние на территории своей страны либо российского государства.

    Кроме того он лишается права въезда при предъявлении неполного пакета документов, требуемых для оформления визы либо представил в консульство фальшивые документы. Например, документы сторонних лиц, которыми он умышленно воспользовался.

    Последние новости об амнистии для граждан Таджикистана в 2019 году

    Утратившие право пребывания на территории страны лица заносятся в так называемый «черный список», который подлежит сохранению управлением ФМС. Как правило, производится выдворение из РФ иностранных граждан на основании статьи 26 вышеназванного акта. Они подлежат депортации за допущение правонарушений, непосредственно связанных с правилами пребыванием в стране.

    Что это такое

    Термин «амнистия» обозначает меру, применяемую к совершившим правонарушения лицам. Ее сущность заключается в полном либо частичном освобождении от применяемой к ним меры воздействия, ее смягчении.

    Порядок ее объявления закрепляется нормативно-правовыми и подзаконными актами, поэтому она носит двойственную природу . С одной стороны она носит государственно-правовую основу, с другой – уголовно-правовую. По общепринятым правилам она объявляется высшим государственным органом законодательной власти в ходе принятия закона либо иного вида акта.

    Кого она коснулась

    Законодатель объявил сроки миграционной амнистии, предусмотренный для граждан республики Таджикистана. Она осуществлялась ровно один месяц с 24 апреля текущего года по 24 марта.

    В основном амнистия коснулась лиц, которым было запрещено въезжать на территорию российского государства сообразно положениям статьи 26 Федерального закона.

    В их число входят граждане:

    • нарушившиеся режим пребывания, не выехав из страны по истечению срока временного пребывания на протяжении 30 дней ;
    • привлеченные к мере воздействия в период предыдущего нахождения в стране, потому что допустили два правонарушения в продолжение 3 лет.

    Вышеперечисленные лица наделены возможностью получения разрешения на пребывание на территории российского государства в продолжение 90 календарных дней, встать на миграционный учет . Помимо того они могут подать прощение на предоставление квоты на временное проживание, то есть РВП.

    В период действия амнистии исключается мера по привлечению к административной ответственности. Как правило, она применяется за нарушение требований, предъявляемых к правилам проживания и осуществления трудовой деятельности.

    Куда обратиться

    Новая миграционная карта выдается главным управлением по вопросам миграции, находящегося в подчинении Министерства внутренних дел РФ. То же касается проставления штампа о продлении срока пребывания на территории российского государства.

    Таджикские граждане должны обратиться в любое подразделение управления ФМС с заявлением, если они находятся в данное время на территории страны.

    В нем должна содержаться просьба о применении миграционной амнистии с указанием причины, из-за которой был наложен запрет на въезд в Россию. Сообразно утвержденным нормам его унифицированный бланк выдается заявителю по месту обращения без каких-либо ограничений.

    Кроме того таджики должны пройти процедуру дактилоскопии, подразумевающей сдачу отпечатков пальцев для идентификации личности. Граждане могут подать прощение в представительство ГУВМ МВД РФ, расположенное на территории Таджикистана, если они находятся в пределах республики.

    Мера распространяется на лиц, не сумевших своевременно получить патент на трудоустройство либо не уплативших штрафную санкцию за его несвоевременное оформление.

    Не исключается вероятность оформления разрешительных документов на официальном сайте ГУВМ МВД, размещенный в сети интернет.

    Что требуется

    Для получения разрешительных документов на въезд в российское государство таджикские граждане должны предпринять определенные меры.

    К ним относится:

    • прохождение медицинской комиссии для получения потребных справок;
    • сдача теста на знание русского языка, истории российского государства и основ действующего на его территории законодательства;
    • оформление медицинского страхового полиса;
    • осуществление перевода личных документов на русский язык;
    • подача документов на оформление патента, дозволяющего трудоустроиться на одном из российских предприятий.

    При подаче заявления они должны предъявить общегражданский паспорт гражданина республики Таджикистан.

    В заключение необходимо отметить, что находящиеся на территории страны с просроченными сроками пребывания на ней граждане должны встать на миграционный учет. Процедура осуществляется по месту их пребывания любым подразделением ФМС. Для них предусмотрена мера по продлению срока, дозволяющего временно находиться в пределах российского государства. Если они потеряли миграционную карту, то им будет выдан ее дубликат.

    Иностранцы, пересекающие границу РФ, в обязательном порядке должны получить временную регистрацию или, если сказать по-другому, встать на миграционный учет. В обязанности иностранного гражданина входит уведомление ГУВМ МВД (ФМС) России о своем приезде в сроки, оговоренные законодательством. В данной статье мы подробно описали процедуру постановки на миграционный учет граждан Таджикистана.

    Что такое миграционный учет в России

    Миграционный учет, согласно нормам ФЗ № 109, – это комплекс мероприятий по сбору и обобщению сведений о проживающих на территории России иностранных гражданах, который ведется государством в целях контроля за миграционными процессами.

    Основная цель осуществления миграционного учета – обеспечение гарантий прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся в Российской Федерации.

    В настоящее время нормативную основу законодательства РФ в сфере миграционного учета в отношении иностранных граждан составляют:

    • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
    • постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
    • приказ Федеральной миграционной службы от 29.06.2015 № 321 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

    В приведенных документах полностью описан механизм и правила учета иностранцев, временно пребывающих на территорию России, указаны права и обязанности мигрантов.

    Правила регистрации граждан Таджикистана в РФ

    Правила постановки на миграционный учет таджиков немного отличны от общих правил регистрации иностранных лиц в РФ. В основном это касается сроков: 8 февраля 2013 года было подписано, а 17 января 2014 года вступило в силу и действует до сих пор двухстороннее соглашение между Россией и Таджикистаном о миграционном учете – «О порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации». Именно оно является основанием для регистрации таджиков, прибывающих в Россию.

    Сроки, отведенные для регистрации

    Регистрация таджикских граждан должна быть осуществлена в течение 15 суток со дня прибытия на территорию Российской Федерации, иными словами, мигранты из Таджикистана обязаны в двухнедельный срок уведомить соответствующий орган ГУВМ МВД о своем пребывании в России. Без процедуры уведомления проживание на территории РФ будет считаться нелегальным.

    Какие документы необходимы

    Для регистрации иностранцу потребуется собрать пакет документов. Сначала заполняется бланк уведомление о прибытии, а далее предоставляется заграничный паспорт, карта мигранта и ее копия.

    Потребуется определенная документация и от принимающей стороны, например, от работодателя. Примечательно, что перечень документов в этой ситуации будет зависеть от того, кем является принимающая сторона – физическим или юридическим лицом. Отметим, что работодатель обязательно должен быть зарегистрирован в ГУВМ МВД РФ, иначе он не имеет права привлекать жителей другого государства к трудовой деятельности, также невозможна в этом случае и поставка иностранца на учет.

    Процедура регистрации

    Временная регистрация для граждан Таджикистана выполняется следующим образом:

    1. Иностранец, въезжая в РФ, получает карту мигранта.
    2. Принимающая сторона передает лично в орган ГУВМ МВД заранее заполненный бланк-уведомление о прибытии работника (родственника) таджика либо отправляет по почте.
    3. Миграционная служба после получения уведомления вносит данные иностранца в базу, ставит отметку в отрывной части и возвращает ее принимающей стороне, она, в свою очередь, передает документ иностранному гражданину.

    Сроки пребывания граждан Таджикистана на территории РФ

    Таджики легально могут проживать в России без выезда в течение 90 дней. По окончании указанного срока иностранец обязан покинуть РФ на 3 месяца. Разрешение на проживание можно и продлить, но только в том случае, если имеются веские основания, например, заключение трудового договора. Неофициальное трудоустройство не дает права на проживание в России сроком более 90 дней. Срок действия миграционной карты для граждан Таджикистана без временной регистрации составляет 15 суток с момента въезда, этого периода вполне достаточно, чтобы найти жилье и устроиться на работу.

    Какими правами обладают таджикские граждане в России

    Легально находящиеся в России граждане Таджикистана имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории страны. Отметим, что отметка о временной регистрации действительна в пределах одной области. При переезде в другую область, необходимо сняться с учета и пройти весь процесс регистрации на новом месте. Иностранец может лично ознакомиться с персональными данными, внесенными в базу ГУВМ МВД, которые также защищены, как и данные российских граждан. Если иностранец обнаружил в них ошибки, он может потребовать их исправления. Таджики также вправе получать справки персонального характера в соответствующей инстанции.

    Новый закон России для мигрантов из Таджикистана в 2017 году стал основанием для амнистии нелегальных трудовых мигрантов, согласно которому, если нелегал нарушил пункты 4 или 8 статьи 26 ФЗ № 114, он может не бояться депортации. Ему необходимо пройти процедуру снятия отпечатков пальцев в местном отделении полиции, после чего обратиться в миграционную службу с просьбой о продлении срока пребывания на территории РФ.

    Как только иностранец попадает под амнистию для граждан Таджикистана, сразу же после его легализации будет полностью обнулен предыдущий срок, в течение которого он находился в России нелегально. Далее иностранный гражданин сможет начать все с чистого листа: получить новую миграционную карту, с которой можно будет встать на миграционный учет, и оформить патент на работу. В противном случае иностранцу необходимо будет покинуть страну не менее чем на 3 месяца.

    Как проверить возможность въезда в Россию

    В этом разделе мы кратко поговорим о том, как проверить запрет на въезд в Россию в ГУВМ МВД (ФМС) гражданам Таджикистана. Тем таджикам, которые уже пересекали границу РФ, перед очередной поездкой стоит проверить, не поставлен ли у них запрет на въезд в Россию, чтобы избежать неприятных разбирательств с Пограничной службой. Осуществить проверку можно на специальном интернет-ресурсе ГУВМ МВД, ответ в данном случае приходит в виде сообщения на электронную почту на номер телефона.

    Несмотря на то, что проверка паспорта гражданина Таджикистана на въезд в Россию через сайт осуществляется довольно быстро, ответ системы носит лишь информационный характер, так как сведения берутся из существующей базы нежелательных мигрантов.

    Если необходим официальный документ, тогда придется подавать официальный запрос в ГУВМ МВД, ответ на который приходит в течение 14 дней. Полученный документ имеет юридическую силу, например, если запрет планируется оспаривать в суде.

    Для граждан тех стран, которые имеют визовый режим с Российской Федерацией, необходимо иметь визу для въезда, отсутствие которой не позволит пересечь границу, даже если нет запрета на въезд. Примечательно, что въезд в Россию граждан Таджикистана осуществляется без специального штампа (визы).

    Какие меры применяются к нарушителям миграционного учета

    Иностранцы, которые не зарегистрировались, то есть нелегально находятся на территории Российской Федерации, могут быть депортированы из страны без права въезда на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

    Одно из самых частых нарушений – нелегальная трудовая деятельность. Если мигрант получил регистрацию, но в миграционной карте не указано, что он приехал работать, его трудовая деятельность считается незаконной. Первое нарушение предполагает штрафные санкции, а повторное чревато выдворением из страны.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ