Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Право социального обеспечения – это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, одним из важнейших направлений деятельности РФ является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Все государства, в том числе Российская Федерация, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., признают право каждого человека на социальное обеспечение.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, сущность которого состоит в осуществлении государством системы экономических и правовых мер, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Таким образом, значение права социального обеспечения заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом права социального обеспечения как отрасли права являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения, т. е. урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам – с другой стороны, по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на:

– пенсионные правоотношения, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии на: пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т. д.;

– правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т. д.;

– правоотношения по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют:

– правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

– правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают:

материальные правоотношения, т. е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

– процедурные правоотношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

– процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами. Предпосылкой любого правоотношения являются юридические факты, т. е. конкретные жизненные (объективные) обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как правило, большинство правоотношений в сфере социального обеспечения возникают из сложных юридических составов. В таких случаях для наступления правовых последствий необходимо одновременно наличие нескольких обстоятельств. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

– субъект;

– объект;

– субъективное право и юридическую обязанность, т. е. юридическое содержание.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. В свою очередь к указанным государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т. е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. Правовые нормы, которые регулируют отношения по социальному обеспечению, внутренне взаимосвязаны и построены на единых принципах.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.

По сфере действия все принципы права принято делить на:

– общеправовые, свойственные всем отраслям права;

– межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

– отраслевые, действующие в рамках только одной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В соответствии с этой классификацией к принципам права социального обеспечения относятся:

– общеправовые: законность, гуманизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т. д.;

– отраслевые: всеобщность и доступность социального обеспечения; гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных в законе; дифференциация условий социального обеспечения в зависимости от условий труда, от трудового стажа, от природно-климатической зоны и т. д.; многообразие видов социального обеспечения, комплексность правового регулирования; принцип социального обеспечения за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды; принцип соответствия величины размеров пособий, пенсий и других выплат финансовым возможностям государства;

– межотраслевые: направленность, всесторонность, принцип неотвратимости ответственности, состязательности судопроизводства ит. п.;

– внутриотраслевые: каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию, каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника, адресность, доступность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг и др. Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения обусловлен комплексным характером его предмета. Поэтому воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется путем применения и административно-правового, и гражданско-правового методов.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения, так как одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, разрешений. В частности, все права и обязанности субъектов данных правоотношений определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон. Указанный метод находит свое проявление и в том факте, что большинство отношений по социальному обеспечению строятся все же не на договорной основе.

Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов (к примеру, когда одна сторона имеет только обязанность). В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Метод права социального обеспечения характеризуется следующими чертами:

– сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

– формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем. Однако большинство отношений по социальному обеспечению строится все же не на договорной основе. Так, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия;

– специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т. д.);

– абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения состоит из двух больших групп:

– общая часть, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

– особенная часть, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:

- отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)

- отношения по предоставлению различных специальных услуг (социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)

- процессуальные и процедурные отношения , связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.

В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.

Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».

Процедурные - это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии).

Процессуальные - это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).

1.3. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Особенностями метода ПСО являются:

Сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;

Права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.

1.4. Принципы права социального обеспечения.

К принципам ПСО относятся:

- всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)

- предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.

- многообразие оснований и видов социального обеспечения.

- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.

- участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

    обеспечение пенсиями;

    обеспечение пособиями;

    бесплатное медицинское обслуживание;

    предоставление санаторно-курортного лечения;

    социальная помощь семьям, имеющим детей;

    обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

    Отношения по пенсионному обеспечению;

    Отношения по социальному обслуживанию;

    Отношения по выплате пособий;

    Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

    сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

    права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

    все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

    специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

    общую часть,

    особенную часть,

    специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

    трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

    по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

    конститутивные,

    кодифицированные,

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

    законы (примеры приводились выше);

    указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

    постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

    постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

    другие нормативные акты.

3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:

      общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

      республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

      отраслевые

      локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Выше уже говорилось о том, что функционирование социального обеспечения как социально-экономической системы опосредуется системой общественных отношений. Многофункциональность системы социального обеспечения обусловливает многоплановый характер этих отношений, который объективно предопределяет отраслевую принадлежность правовых норм , их регулирующих. Так комплекс норм, регулирующих отношения по поводу аккумуляции средств в соответствующих финансовых источниках, относится к такой отрасли как финансовое право , а отношения по поводу управления системой социального обеспечения - к административному праву .

Правовое образование, консолидирующее нормы, которые определяют: круг обеспечиваемых, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение, виды социального обеспечения и условия их получения гражданами , порядок реализации права на тот или иной вид обеспечения, его нормы и размеры, не могут быть отнесены ни к одной из классических отраслей в силу особой специфической природы регулируемых ими общественных отношений. Эта специфика заключается в том, что указанные отношения, отражая экономическую сущность самой системы социального обеспечения, носят распределительный характер, а их субъектами выступают граждане, с одной стороны, и само государство в лице компетентных органов - с другой. К каким структурным элементам правовой системы должно быть отнесено указанное правовое образование - один из основных вопросов, без ответа на который невозможно определить его место в общей системе российского права , как и дать научное обоснование отраслевой самостоятельности данного правового образования.

Учитывая доктринальный общетеоретический подход к праву как системному явлению, следует иметь в виду, что главным элементом в системе признается отрасль. Однако совокупность обособленных правовых образований, нормы которых регулируют в принципе разнородные общественные отношения, как это имеет место в социальном обеспечении, может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли права , если она отвечает обоснованным в теории права признакам, присущим отрасли. К их числу относят, в частности, следующие: 1) наличие особого предмета и метода правового регулирования ; 2) специфические отраслевые принципы; 3) способность взаимодействовать с другими отраслями права «на равных», т.е. быть одного с ними уровня; 4) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли; 5) количество юридических норм, достаточное для перехода их в особое отраслевое качество; 6) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства; 7) другие признаки.

В самом понятии отрасли предмет и метод правового регулирования выделяются как основополагающие критерии, которые позволяют отграничивать одну отрасль от другой в общей системе права.

Под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную группу родовых общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения. Однако, общественные отношения в данной сфере охватывают различную по характеру деятельность - финансовую, управленческую и собственно распределительную, в связи с чем не могут быть признаны однородными. Именно поэтому правовые образования, о которых говорилось выше, не образуют в совокупности единой самостоятельной отрасли. Эта совокупность правовых норм не обладает и другими признаками, свойственными отрасли. Так, комплекс норм, регулирующих порядок аккумуляции денежных средств в рамках бюджетов и внебюджетных фондов, и отношения по их финансированию на нужды социального обеспечения, по предмету и методу регулирования, как уже указывалось, представляет неотъемлемую часть финансового права, а нормы, регулирующие отношения в связи с организационно - управленческой деятельностью в сфере социального обеспечения, относятся к административному праву.

Совокупность же правовых норм, регулирующих отношения, одним из субъектов которых выступает государственный орган (либо уполномоченный государством), а другим - гражданин (иностранец , лицо без гражданства), реализующий конституционное право на социальное обеспечение, обладает всеми основными признаками, характерными для самостоятельной отрасли.

Во-первых, это однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством.

Во - вторых, это применяемые законодателем специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающие однородность и распределительный характер этих отношений, а также специфику их субъектов.

В - третьих, это очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли.

В - четвертых, в основу регулирования распределения положены общие основополагающие идеи - отраслевые принципы, призванные отражать представления общества о социальной справедливости.

В - пятых, это количественная достаточность правовых норм, позволившая им приобрести новое качество - признаки отраслевого образования.

В - шестых, это наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

Таким образом, общность правовых норм, обладающая рассмотренными выше признаками, представляет собой самостоятельную отрасль - право социального обеспечения.

Образование новой отрасли - это не самопроизвольный процесс, а, как правило, следствие определенных изменений в социально - экономической сфере, когда постепенно накапливается однотипный нормативный материал, нуждающийся в унификации и обособлении. Именно это происходило с формированием права социального обеспечения как самостоятельной отрасли. До 60-х годов отношения по социальному обеспечению различных категорий трудящихся регулировались нормами нескольких отраслей права: рабочих и служащих - трудовым, членов колхозов - колхозным, государственных служащих - административным правом. В то же время отраслевая принадлежность ряда правовых образований вообще не определялась. К их числу относились, например, нормы, регулировавшие обеспечение граждан ежемесячными и единовременными пособиями; предоставление бесплатной медицинской помощи и лечения; содержание детей в детских учреждениях и др.

Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению, на котором присутствовали ученые из стран так называемого социалистического лагеря. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый В.С. Андреев. Впоследствии им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения. Поэтому В.С. Андреева по праву можно считать основоположником учения о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли в системе советского, а сейчас и российского права. На современном этапе в науке права социального обеспечения понятие данной отрасли формулируется по-разному либо вообще не рассматривается.

Понятие права социального обеспечения - это, прежде всего, научная дефиниция, которая должна охватить лишь наиболее общие признаки, характерные для данного явления, отвлекаясь от частностей.

Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального обеспечения и социального страхования денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Предмет - это то, что регулируется отраслью, а метод - то, как, какими способами регулируется однородный комплекс общественных отношений.

Признание права социального обеспечения самостоятельной отраслью вовсе не означает, что процесс ее формирования уже завершен. Очевидно, завершение этого процесса должно сопровождаться принятием обособленного кодификационного законодательного акта, цементирующего систему отрасли. Такой акт еще не принят. Непрерывные изменения в социально - экономической сфере объективно обусловливают трансформационные процессы, происходящие в системе права. Их результатом становится образование новых подсистем внутри отрасли, новых отраслей и даже комплексных межотраслевых правовых образований1.

Достаточно актуальным является также вопрос о делении системы права на отрасли частного и публичного права. Научные разработки в теории права социального обеспечения также не могут игнорировать эту проблему. В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят: государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное прав, а к отраслям частного права - гражданское, трудовое, семейное право и такие комплексные отрасли, как торговое, предпринимательское, банковское право и др. Возникает вопрос, к какой из этих групп может быть отнесено право социального обеспечения? Если исходить из того, из недр каких отраслей выделились нормы, впоследствии отнесенные к праву социального обеспечения, то однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. Выше говорилось, что такие нормы включались в трудовое и в административное право. Очевидно, необходимо при этом учитывать, что при всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, как отмечают теоретики права, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.

Для публичного права характерны жесткая централизация правового регулирования и императивность, не оставляющие места для усмотрения субъектов. Одним из критериев признания отношений публично-правовыми является участие в них в качестве одной из сторон государства. С этих позиций можно говорить о праве социального обеспечения как об отрасли публичного права. В то же время на современном этапе развития общества появляются новые приемы регулирования, допускающие сочетание централизованного регулирования отношений по социальному обеспечению граждан не только с региональным и территориальным, но и корпоративным. Одним из проявлений такого регулирования могут быть социально-партнерские соглашения, заключаемые на всех уровнях - от федерального до локального.

Предмет права социального обеспечения

Рассмотрим, какие же конкретно виды отношений регулируются правом социального обеспечения как отвечающие указанным выше признакам. Таких отношений достаточно много. Их многообразие обусловлено тем, что в праве социального обеспечения не существует единого отношения (как, например, в трудовом праве трудовое отношение), в котором гражданин мог бы реализовать свои права сразу на несколько видов социального обеспечения или даже на все. С учетом разнообразия отношений они могут быть классифицированы по их объекту на две группы: а) материальные отношения; б) процедурно-процессуальные, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Пользуясь методом научной абстракции, внутри каждой из указанных групп отношений можно продолжить их классификацию. Так, в зависимости от того, предоставляется социальное обеспечение в денежной либо в натуральной форме, материальные отношения подразделяются на отношения, возникающие по поводу денежных выплат, и отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам социального обеспечения в «натуральной форме». Конкретный вид материального отношения всегда определяется самим видом социального обеспечения: это отношения пенсионные, отношения по поводу: пособий, субсидий, компенсаций, страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинской помощи и лечения, социального обслуживания, предоставления льгот по системе социального обеспечения. В тех случаях, когда видовой признак обеспечения носит комплексный характер, появляется основание для классификации отношений на подвиды. Так, например, пенсионные отношения это научная абстракция, поскольку единого пенсионного отношения не существует. Оно всегда подразделяется на подвиды в зависимости от вида назначаемой пенсии: пенсионное отношение в связи с пенсией по старости, пенсией за выслугу лет, пенсией по инвалидности, пенсией по случаю потери кормильца. Это реально существующие отношения, субъектами которых являются лица, достигшие пенсионного возраста; лица, имеющие специальный стаж работы в определенных должностях, профессиях, с особыми условиями труда; граждане, признанные инвалидами; семья, потерявшая кормильца. Аналогичная классификация характерна для отношений и по поводу пособий, субсидий, компенсаций, «натуральных» видов социального обеспечения. В реально существующем отношении гражданин реализует право на конкретный вид: пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, по безработице и др.); субсидии; компенсации; медицинской помощи (в виде лечения, лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения); социальной услуги (полного или полустационарного обслуживания, социальной помощи на дому, содержания детей в детском учреждении, профессионального обучения и трудоустройства инвалида, обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации); льготы.

Процедурные и процессуальные отношения в зависимости от их объекта классифицируются на отношения по поводу: а) установления юридических фактов ; б) реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; в) защиты нарушенного права .

Таким образом, предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам различных социальных выплат, бесплатной либо со скидкой медицинской и лекарственной помощи, социального обслуживания, а также льгот с целью поддержания их полноценного социального статуса.

Метод права социального обеспечения

Суть другого метода правового регулирования - метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны - участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т.е. предмета отрасли).

Способ разрешения данного противоречия был предложен С.С. Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен учитывать не только характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет, дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования. Концептуально такие признаки были обоснованы Л.С. Явичем. Развив данную концепцию, С.С. Алексеев более четко сформулировал их конструкцию. К числу таких признаков отнесены следующие:

  1. характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов;
  2. характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
  3. характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия.

Проблема метода правового регулирования общественных отношений в общей теории права - одна из дискуссионных, что предопределило ее дискуссионность и в праве социального обеспечения , о чем свидетельствует отсутствие единства взглядов среди ученых на данную проблему.

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.

Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.

Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья , а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.

В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

В одной из последних своих работ В.С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых.

Дальнейшей разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд авторов , однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиций, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения.

Итак, что же следует понимать под методом права социального обеспечения?

Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли права.

Выше указывалось, что к общеправовым («сквозным») приемам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование.

Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, -запрещено», диспозитивное - формулой «все, что не запрещено, - разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором - дозволения.

Какой же из этих методов применяет законодатель в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан?

Значительная часть ученых при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место ставят именно дозволение, хотя и с определенными оговорками. Представляется, что такой прием правового регулирования не соответствует экономической сущности отношений, отражающей их распределительный характер, который предопределяет, что при распределении валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения можно поступать только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять разрешается только те виды обеспечения, которые предусмотрены законом и на получение которых у гражданина возникло право. Перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.

Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально -обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения , а лишь одному из них - гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция РФ (ст.72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов РФ . Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта РФ, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации.

Как уже выше говорилось, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и т.д.).

Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу ст. 72 Конституции РФ охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и др.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения - еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях - это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции и , а самое главное - разграничением собственности.

Специфические признаки метода права социального обеспечения характерны и для способа защиты нарушенного права : граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

По некоторым видам социального обеспечения жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами (например, жалобы по вопросам обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности родам рассматриваются органами Фонда социального страхования). Однако, это скорее исключение из общего правила.

И, наконец, особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых в праве социального обеспечения к субъектам отношений. В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции: за правонарушения , допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов: правовосстановительные и правограничивающие. Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в случае причинения по его вине материального ущерба работодателю, нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок. Так работник может быть лишен пособия по временной нетрудоспособности, если он нарушает режим, предписанный врачом, на весь период такого нарушения; гражданину, признанному безработным, который не выполняет обязанностей по своевременной явке в орган службы занятости, либо по направлению данного органа к работодателю, может быть уменьшен размер пособия по безработице или приостановлена его выплата. В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину - субъекту пенсионного либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту - органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, когда гражданином недополучены полагающиеся ему денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, к признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие: 1) императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный орган либо по его поручению иной компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений; 2) сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным; 3) обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей);

4) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу;

5) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; 6) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; 7) применение правовосстановительных и правограничительных санкций.

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Основными критериями, без которых невозможно провести анализ ни одного структурного элемента как системы права в целом, так и отдельной его отрасли, являются предмет и метод правового регулирования . Именно указанные критерии положены в основу деления национальной правовой системы на отрасли права , представляющие собой совокупности правовых норм, которые регулируют специфическим методом определенный комплекс общественных отношений.

В свою очередь внутреннее строение каждой отрасли, закрепляющее ее структуру, обеспечивается объединением норм в соответствующие правовые институты. Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы. Нередко в институтах, объединяющих значительный массив правовых норм, возникает необходимость в выделении относительно самостоятельных их совокупностей, которые называются подинститутами.

Расположение того или иного института внутри самой отрасли обусловлено значением норм, которые в нем объединены. Нормы могут иметь значение для всего предмета данной отрасли (общие нормы) или для конкретного вида отношений, входящих в предмет данной отрасли (специальные нормы). Институты, объединяющие общие нормы, располагаются в Общей части отрасли, а институты, в которых сгруппированы специальные нормы, формируют ее Особенную часть.

В зависимости от специфики события, с которым связано предоставление пенсионного обеспечения, нормы права дифференцированы по видам пенсий, в связи с чем институт пенсионного обеспечения является комплексным, то есть состоящим из относительно самостоятельных предметных подинститутов, нормы которых регулируют конкретные виды пенсионных отношений (по поводу пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий). Кроме этого, элементами данного комплексного института являются также институты функционального значения, регулирующие порядок обращения за пенсией, ее установления, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации и выплаты всех видов пенсий.

Самостоятельным комплексным институтом Особенной части является институт социальных пособий. Предоставление гражданам социальных пособий осуществляется за счет средств разных финансовых источников и различными органами (в том числе и работодателем). Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставление гражданам того или иного вида пособия, хотя и содержатся в различных нормативных правовых актах , однако имеют общие цели: гарантировать застрахованным в случаях, предусмотренных законом, компенсацию полностью или частично утраченного заработка, либо оказать гражданам материальную поддержку в связи с наступлением соответствующего социального риска.

Структура данного комплексного института состоит из простых, регулятивных, предметных институтов, нормы которых регулируют соответствующий вид отношений, обусловленный конкретным видом пособия. Это институты пособий: по безработице ; по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; институт пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособия на ребенка военнослужащего , проходящего военную службу по призыву; пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет (учащимся - 18 лет); пособия на детей приемной семье ; пособия на погребение и др.

Наряду с таким классическим элементом национальной системы социального обеспечения как система пособий на современном этапе четко обозначилось формирование системы и иных социальных выплат населению (в виде дополнительной государственной социальной помощи, субсидий, компенсаций, материнского капитала и др.). Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению гражданам таких выплат, образуют соответствующие предметные регулятивные институты, которые обеспечивают цельное, относительно законченное регулирование указанных отношений. В то же время они обладают признаками, позволяющими отгранить их от институтов, регулирующих отношения по поводу предоставления различного вида пособий. Такие признаки связаны, прежде всего, с общим целевым назначением всех иных дополнительных социальных выплат, которое может быть определено как предупреждение обнищания населения. Достижение указанной цели гарантируется государством : 1) предоставлением гражданам в соответствии с Конституцией РФ (ст.39) в дополнение к «классическим» видам социального обеспечения иных социальных выплат; 2) принятием на себя юридического обязательства по финансированию расходов на такие выплаты за счет средств бюджета страны; 3) дополнительные социальные выплаты предоставляются каждому как члену общества , без какой либо связи с его трудовой деятельностью; 4) законодательно закрепляется конкретная цель каждой из указанных выплат.

С учетом сказанного, есть все основания «собрать» названные выше предметные регулятивные институты в новый комплексный институт в структуре

Особенной части отрасли - «иные донолнительные социальные выплаты населению».

Следующий институт Особенной части - институт обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержание которого составляют правовые нормы, устанавливающие круг лиц, подлежащих данному виду обеспечения, виды обеспечения, размер страховых выплат, а также права и обязанности субъектов страхования . Данный институт является простым, предметным и регулятивным, обеспечивающим цельное и относительно законченное регулирование общественных отношений.

Структурным элементом Особенной части является и комплексный институт медицинской помощи и лечения. Комплексный характер данного института обусловлен тем, что в его содержание включаются нормы, регулирующие отношения не только по предоставлению гражданам отдельных видов медицинской помощи (первичной, неотложной, скорой, специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, и другие), но и нормы, регулирующие отношения в связи с предоставлением санаторно-курортного лечения и бесплатной (либо со скидкой) лекарственной помощи. В структуре этого института сформировались соответствующие простые регулятивные институты, нормы которых гарантируют реализацию в многообразных видовых общественных отношениях конституционного права граждан на охрану здоровья.

Достаточно сложным комплексным институтом Особенной части считается институт социального обслуживания. В его структуру входят взаимосвязанные группы норм, регулирующие отношения по предоставлению различных видов социального обеспечения в неденежной форме. В составе указанного комплексного института сформировались предметные, регулятивные институты, нормы которых регулируют отдельные виды отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на конкретный вид социального обслуживания: стационарное обслуживание; полустационарное обслуживание; социальная помощь на дому; социальная и консультативная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей. Каждый из перечисленных простых институтов имеет свою структуру, в которой выделяются группы норм, устанавливающие: круг субъектов; объем предоставляемого «натурального» обеспечения по каждому из видов социального обслуживания; условия предоставления обеспечения (бесплатно, с частичной оплатой).

В структуру Особенной части отрасли права социального обеспечения кроме институтов, регулирующих сложный комплекс материальных общественных отношений, традиционно включаются специализированные институты, правовые нормы которых регулируют процедурно-процессуальные отношения: по поводу установления юридических фактов, реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, разрешения жалоб и споров. Процедурные отношения обеспечивают функционирование материальных социально-обеспечительных отношений. Например, установление группы инвалидности (факт постоянной нетрудоспособности) является одним из юридических фактов, влияющих на возникновение многих материальных отношений (по поводу пенсии по инвалидности, предоставления лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения, стационарного социального обслуживания и др.).

В связи с обращением гражданина в компетентный орган по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения между ним и указанным органом возникает процедурное отношение, регулируемое нормами соответствующего института.

Процедурно - процессуальные отношения возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением гражданина с жалобой или спором на действия соответствующего органа (должностного лица). Спецификой этих отношений является то, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами гражданского процессуального и административного права .

В Конституции РФ (ст. 46) закреплено положение о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд . В связи с этим существенно сократилось количество обращений граждан с жалобами на действия соответствующего органа (должностного лица) в вышестоящий орган, а в актах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, появились нормы, закрепляющие право гражданина в случае спора по вопросам, возникающим из социально-обеспечительных правоотношений, обращаться непосредственно в суд. Анализ норм по защите нарушенных прав показывает, что в настоящее время нет объективных предпосылок для формирования особого единого способа защиты социально-обеспечительных прав, отличного от того, который установлен Конституцией РФ. Однако в научных целях все правовые способы защиты, используемые гражданами при реализации права на социальное обеспечение, необходимо рассматривать не в системе отрасли, а в рамках системы науки и учебной дисциплины права социального обеспечения1.

Вопросы структурирования системы отрасли постоянно являются предметом научных дискуссий, поскольку законодателем, как уже говорилось, так и не решена проблема кодификации данной отрасли. Например, продолжает оставаться дискуссионной проблема отсутствия в системе права социального обеспечения института ответственности субъектов социально-обеспечительных отношений. Принятие кодифицированного акта позволило бы решить не только данную проблему, но и легально закрепить структуры Общей и Особенной частей отрасли.

От системы отрасли следует отличать систему социально-обеспечительного законодательства. Система права, являясь правовой категорией, служит для выражения подразделений, связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей и системы в целом, являясь системой содержания права. Система законодательства , также являясь правовой категорией, представляет собой совокупность нормативных правовых актов - (форм) источников права и служит внешней формой выражения права. Для системы законодательства характерна своя собственная структура, элементами которой являются: нормативный акт (минимальный компонент), институты законодательства (в том числе комплексные), подотрасли и отрасли законодательства (в том числе и комплексные), отраслевые и комплексные нормативные массивы.

Социально - обеспечительное законодательство - это не просто совокупность нормативных правовых актов, а их дифференцированная система, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов. Субординация всех структурных элементов, входящих в систему законодательства, проявляется, в иерархическом (вертикальном) расположении нормативных актов, тогда как скоординированность наиболее очевидна при рассмотрении элементов законодательства через призму его отраслевой (горизонтальной) структуры.

В настоящее время российское социально-обеспечительное законодательство представляет собой иерархическую (вертикальную) систему, состоящую из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ .

Отраслевая (горизонтальная) плоскость социально-обеспечительного законодательства является наиболее близкой к структуре отрасли права социального обеспечения, поскольку общеизвестно, что соотношение системы права и системы законодательства проявляется как соотношение содержания и формы. Системообразующим фактором структурирования социально-обеспечительного законодательства при рассмотрении его в этой плоскости являются предмет правового регулирования и сфера публичных интересов государства в обеспечении материальными благами нуждающихся граждан.

К сожалению, как уже говорилось, отсутствие кодифицированного нормативного правового акта не позволяет говорить о существовании общей части в структуре системы социально-обеспечительного законодательства. Тем не менее, определенные предпосылки для ее формирования все же имеются. Так, федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» отчетливо показывает, что федеральное социально-обеспечительное законодательство должно развиваться в рамках двух самостоятельных систем: социально - страхового и государственного социального обеспечения. В связи с этим перед законодателем будет стоять задача не столько по дальнейшему расширению массива различных нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов) в сфере социального обеспечения, сколько по пересмотру уже принятых актов в целях подготовки законодательства к его кодификации.

Структура социально-обеспечительного законодательства формируется по предметному признаку, то есть основанием для объединения нормативных предписаний в соответствующую группу является определенный вид социально-обеспечительных отношений (например, пенсионное законодательство, законодательство о социальном обслуживании и др.) или вид отношений, производных от социально-обеспечительных.

В отличие от особенной части отрасли, в структуре особенной части социально-обеспечительного законодательства нет таких обособленных групп нормативных актов, которые регулировали бы трудовой стаж, установление юридических фактов.

Право социального обеспечения как научная и учебная дисциплина

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений в сфере правового регулирования социального обеспечения нормами самостоятельной отрасли, о ее формировании, современном состоянии и перспективах дальнейшего развития.

В.С. Андреев, обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения, заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли. Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научных знаний как итога познания проблем правового регулирования социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. В процессе исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности. Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства. Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения.

Система научной дисциплины шире и богаче системы отрасли права : консолидируя результаты научного анализа различных явлений в сфере правового регулирования социально-обеспечительных отношений в логически единое и цельное учение, она воздействует на систему самой отрасли, а также предопределяет содержание соответствующей учебной дисциплины.

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части обосновывается понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, источников; содержится учение о правоотношениях в сфере социального обеспечения.

На основе исторического подхода наука исследует основные этапы становления права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и обосновывает перспективы ее дальнейшего развития.

В Особенной части научной дисциплины знания расположены в такой же последовательности как и соответствующие институты Особенной части отрасли, поскольку они отражают результаты научного анализа эффективности самих правовых норм того или иного института отрасли, их соответствия потребностям общества на данном этапе его развития и практики их применения.

В специальной части содержатся знания о международно-правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, обязательствах России, вытекающих из международных договоров , об опыте регулирования указанных отношений в зарубежных странах.

В отечественной науке, несмотря на активную научно-исследовательскую деятельность, сохраняется достаточно много системных проблем, нуждающихся в глубоком осмыслении со стороны научного сообщества. К их числу можно отнести исследование процессов, обусловливающих изменение прежних взглядов на предмет самой отрасли, метод правового регулирования с позиций допустимости включения в него частно-правовых начал. Бурное развитие социального законодательства приводит к формированию комплексных блоков правовых норм, нуждающихся в научном обосновании их места, как в общей системе права, так и в системе отрасли права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина - это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке. Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений. Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине всегда является наука, поскольку соотношение учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое. Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, а также выработка навыков практического применения норм действующего законодательства, способствующих формированию у них профессиональных компетенций и развитию творческого потенциала.

Структура учебной дисциплины, как и отрасли, состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса: о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категорий, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источниках, основных принципах правового регулирования, особенностях правоотношений.

С изучения функционального института трудового стажа начинается Особенная часть учебного курса. Этот институт имеет «сквозное» значение при освоении отраслевых предметных институтов: пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. За институтом трудового стажа последовательно изучаются все предметные институты Особенной части данной отрасли. Содержание функциональных институтов отрасли (по установлению юридических фактов ; по поводу реализации гражданином права на тот или иной вид социального обеспечения) раскрывается в контексте изучения того или иного предметного отраслевого института. Исследование проблем защиты права граждан на пенсионное обеспечение выделено в самостоятельный параграф в главе, посвященной изучению процедурно-процессуальных отношений пенсионной системы.

Правовое регулирование социального обеспечения неразрывно связано с экономикой , демографией, социологией и др. Поэтому при изучении содержания правовых институтов Особенной части учебной дисциплины, необходимо раскрывать обоснованность принятия соответствующих нормативных правовых актов и на основе анализа правоприменительной практики давать оценку их эффективности, а также прогнозировать возможные перспективы дальнейшего развития социально-обеспечительного законодательства.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ