Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении наказания в размере до пяти лет заключения за публичные призывы к разделению России, соответствующий документ опубликован в "Российской газете " в номере за понедельник.

Что говорил Владимир Путин о сохранении единства страны О христианских ценностях, главной силе России и о том, будет ли снова баллотироваться в президенты, Владимир Путин рассказал в ходе юбилейного заседания клуба "Валдай". Ключевые заявления главы государства - в обзоре РИА Новости.

Закон дополняет Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей ответственность за "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ". Документ был разработан думской фракцией КПРФ.

За правонарушение предусмотрен штраф в размере до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 300 часов или лишение свободы на срок до трех лет.

Если публичные призывы к сепаратизму совершались с использованием СМИ, включая интернет, нарушитель может понести наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

"Под это дело можно косить ненужных людей"

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов : "На мой взгляд, совершенно излишняя статья, потому что сегодня любая сепаратистская деятельность подпадает под действие других статей Уголовного кодекса. Таким образом мы просто увеличиваем число статей, но это увеличение никак не повлияет на защиту такой действительно важной ценности, как территориальная целостность государства".

Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников : "Сепаратизм — это разновидность экстремизма, и у нас есть соответствующее законодательство, и закон о противодействии экстремизму, и создание экстремистского сообщества — статья в Уголовном кодексе".

Член президентского Совета по правам человека, тележурналист Николай Сванидзе : "Если этот закон, на мой взгляд, очень странный и очень нецелесообразный, если его принимать, то там должно быть очень четко, просто на пальцах объяснено, что есть пропаганда сепаратизма и что ей не является. Чтобы не оставлять простора для произвола при применении этих статей, если они будут приняты. Это очень важно. Но вообще, на мой взгляд, угроза не в пропаганде сепаратизма, высказываемой вслух, а в сепаратистских настроениях. Будут они публично высказываться или нет, но их угроза может быть очень велика, если разным регионам не будет выгодно оставаться в составе одной страны, от чего развалился Советский союз".

Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович
Старший преподаватель кафедры Уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

В декабре 2013 года в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. нарушение целостности Российской Федерации относится к экстремистской деятельности (ст. 1), следовательно, норма, предусмотренная в ст. 280.1 УК РФ, является специальной по отношению к норме, установленной в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» сказано, что в настоящее время в УК РФ есть статьи, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности России. Среди них названы ст. 353 УК РФ «Планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны», ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны», ст. 323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности», ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Авторы данной пояснительной записки приходят к выводу, что «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности того или иного преступления». И предлагаемый законопроект, по их мнению, был призван ликвидировать данный пробел. Данные утверждения представляются ошибочными.

Авторы пояснительной записки верно отмечают, «что нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют. Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Целостность и неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета», в то же время они забывают о том, что в настоящее время в УК РФ имеется ст. 278, которая предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Как уже было сказано выше, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Кроме того, ч. 3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на ее территориальной целостности. Оба этих положения расположены в Главе 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») и являются основами конституционного строя РФ. Следовательно, нарушение территориальной целостности РФ будет являться изменением конституционного строя РФ, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.

Какими конкретно могут быть действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет, а сама формулировка «действия, направленные на», дает возможность довольно широкого толкования данной статьи. Так, к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России и запрещенным УК РФ, могут относиться, например, преступления террористической направленности, если они совершены в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, связанного с нарушением территориальной целостности Российской Федерации, организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), противоправное изменение ее государственной границы (ст. 323 УК РФ) и многие другие. Поскольку объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, не ограничивается призывами лишь к уголовно-наказуемым деяниям, то, как представляется, по этой статье суды могут квалифицировать и призывы к деяниям, не запрещенным Уголовным кодексом РФ. Иначе говоря, проблема ст. 280 УК РФ, предусматривающей ответственность в том числе за призывы к не запрещенным уголовным законом действиям, в полной мере распространяется и на ст. 280.1 УК РФ. Помимо этого, действиями, направленными на нарушение территориальной целостности РФ могут являться не только преступления, но и приготовление к ним, в результате чего призывы к этим действиям будут по сути приготовлением к приготовлению. Такое расширенное толкование представляется недопустимым.

Кроме того, в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» сказано, что к экстремистской деятельности относится насильственное изменений основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Представляется, что условие «насильственное» относится к нарушению целостности также как и к изменению основ конституционного строя.

В связи с этим формулировку диспозиции статьи 280.1 предлагается изменить на следующую: «Публичные призывы к насильственному нарушению территориальной целостности Российской Федерации».

Таким образом, публичные призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ будут ограничены лишь призывами к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ).

Кроме того, представляется целесообразным поместить данную статью после ст. 278 УК РФ, поскольку это в большей степени соответствует характеру публичных призывов к насильственному нарушению территориальной целостности РФ.

В специальной литературе отмечается, что нарушение территориальной целостности может иметь три формы: 1) распад государства на два или большее число государств; 2) отделение от государства части его территории и образование самостоятельного государства; 3) отделение от государства части его территории и присоединение ее к другому государству. При этом приращение части территории государства не рассматривается как нарушение ее территории 175 . То есть призывы в рамках ст. 280.1 УК РФ могут быть к насильственному распаду государства на два или большее число государств, насильственному отделению от государства части его территории и образованию самостоятельного государства и насильственному отделению от государства части его территории и присоединению ее к другому государству. Таким образом, под действие данной статьи не будут подпадать призывы к приготовлению к преступлениям, направленным на нарушение территориальной целостности. Помимо этого, не будут подпадать под действие этой статьи и призывы к ненасильственному нарушению территориальной целостности, например, призывы к противоправному изменению Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ), которое экстремистской деятельностью не является и, как известно, может быть выполнено путем простого перемещения пограничного знака, максимальное наказание за которое в настоящий момент не превышает 2-ух лет лишения свободы.

В качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления законодатель выделил призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Понятие средств массовой информации было рассмотрено в предыдущем параграфе. Несмотря на то, что формулировка квалифицированного состава несколько отличается от формулировки ч. 2 ст. 280 УК РФ, представляется, что их смысл одинаков.

Литература:

    Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №433-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.

    Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 259-260.

    Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук. - М., 2015.- 169 с.

Полный текст ст. 280 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 280 УК РФ.

См. предыдущую редакцию)
1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 280 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области защиты основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-коммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Вопрос о публичности разрешается с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств (обращение к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.);
3) субъект: лицо, достигшее возраста 16 лет;
4) субъективная сторона: преступление совершается с прямым умыслом по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы с целью побуждения других лиц к совершению экстремистских действий.

Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится использование средств массовой информации при осуществлении публичных призывов к осуществлению экстремисткой деятельности. Использование СМИ может быть выражено в осуществлении призывов к экстремистской деятельности в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, телеканалах, радиоканалах, телепрограммах, радиопрограммах, видеопрограммах, кинохроникальных программах, и иных формах периодического распространения массовой информации, имеющих постоянное наименование.

Настоящей статьей предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по при наличии иных признаков этого состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (ст. 55); запрещается создание и деятельность общественных объединений общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13); гарантируется свобода мысли и слова, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть т вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29);
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) Международный пакт о гражданских и политических правах:
4) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
5) Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
6) Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
7) Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
8) ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (определения: экстремистская деятельность (экстремизм), экстремистская организация, экстремистские материалы, символика экстремистской организации (ст. 1); предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществление им экстремистской деятельности (ст. 8); недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12); ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13); ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (ст. 14); ответственность граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15); недопустимость осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций (ст. 16);
9) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (борьба с терроризмом (ст. 9.1);
10) ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются - действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (ч.2 ст. 14));
11) ФЗ "Об общественных объединениях" (запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 16);
12) ФЗ "О политических партиях" (запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ч.1 ст. 9);
13) ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ч.2 ст. 6);
14) Закон РФ "О средствах массовой информации";
15) Концепция внешней политики Российской Федерации (12.02.2013) (современный мир - глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных "центров силы", аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями);
16) акты Президента РФ:
- указ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (полномочия - принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности (ч.15 п.12);
- указ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (основные задачи - противодействие экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти (п.8);
17) акты Правительства РФ:
- от 29.06.95 N 653 "О заключении соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств" (типовой проект о сотрудничестве - стороны будут осуществлять взаимодействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений, в том числе совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), прежде всего - экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма (ст. 1);
- от 06.03.2013 N 313-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействия коррупции" (мониторинг состояния преступности - почти 40% выявленных экстремистских проявлений составили преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды по экстремистским мотивам, около 10% - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Зарегистрировано 67 преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистской организации, 17 случаев организации экстремистского сообщества);
- от 15.10.2007 N 1420-р (об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности");
- от 14.07.2006 N 1014-р "О Российской газете";
18) иные подзаконные акты:
- приказ Следственного комитета России от 12.07.2011 N 109 "О мерах по противодействию экстремистской деятельности";
- приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (сотрудники органов внутренних дел принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по противодействию экстремизму; в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти).

3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Консультации и комментарии юристов по ст 280 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 280 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

9 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации ». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.

Данный закон вводит новую статью в Уголовный кодекс Российской Федерации - 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации ». При этом само понятие «публичного призыва» как совокупности деяний законом не определяется. Статья состоит из двух частей: первая часть регулирует наказание за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности, а вторая часть - за то же деяние, но с использованием средств массовой информации, включая интернет.

Введенная Федеральным законом № 433-ФЗ статья 280.1 УК РФ ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Статья 280.1 Уголовного кодекса в своем первом варианте просуществовала два с половиной месяца, и уже 21 июля 2014 года она была изменена Федеральным законом от 21.07.2014 № 274-ФЗ « ». Этими изменениями было ужесточено наказание за совершение публичных призывов к сепаратизму. Совершение публичных призывов к совершению действий по нарушению территориальной целостности России без использования интернета и СМИ может наказываться:

    штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

    принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

    лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А те же деяния, совершенные с использованием СМИ или интернета, могут наказываться:

    обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

    лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Общественно-политический контекст

Вопреки сложившемуся мнению о прямой связи появления данной статьи Уголовного кодекса с присоединением Крыма к России, необходимо отметить, что разработка и внесение законопроекта начались осенью 2013 года, до начала крымских событий. С учетом наличия уголовной ответственности за призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в определение которой входили призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, воля законодателя и мотивация к разработке и введению этой статьи в Уголовный кодекс не ясна. В пояснительной записке к законопроекту его авторы пишут, что потребность в данной норме вызвана необходимостью ликвидировать пробел в законодательстве, из-за которого «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны». Является ли это намеренным искажением фактов или ошибкой парламентариев - неизвестно.

Тем не менее данная норма оказалась «миной замедленного действия», реальный репрессивный потенциал которой раскрылся после присоединения Крыма к России. Ввиду грубого нарушения Россией норм международного права и собственного законодательства не удивительно, что в российском обществе не было единой точки зрения по вопросу легальности и легитимности действий России. Однако несогласные с решением российских властей граждане оказались под угрозой привлечения к уголовной ответственности за свою точку зрения. Более того - после ужесточения нормы оказалось, что их взгляды приравнены к экстремистским и равны призывам к насильственным действиям. Таким образом, очевидно, российская власть пытается подавить общественную дискуссию и оказать репрессивное воздействие на несогласных.

Дискриминационность закона

Данная статья Уголовного кодекса носит дискриминационный характер по целому ряду оснований.

1. Нарушается принцип свободы выражения мнения

Введение в разряд уголовных преступлений мирного, ненасильственного выражения мнения, равно как и приравнивание этого мнения к насильственным действиям и экстремизму, является вопиющим нарушением неотъемлемых прав и свобод человека. Широкое толкование данной нормы приводит к тому, что под угрозу применения уголовных санкций попадают как ученые и эксперты, ведущие правовые и политические дискуссии по вопросу, так и простые граждане, поделившиеся неугодной правоохранительным органам статьей на своих страницах в социальных сетях.

2. Нарушается принцип справедливости уголовного наказания

Принцип справедливости определен ст. 6 Уголовного кодекса следующим образом: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. <…>».

Данным законом человек может быть осужден к серьезному штрафу или лишению свободы, с последующим поражением в правах за выражение мнения в интернете или другом публичном пространстве. Кроме того, содержание и форма призывов не определены и остаются на усмотрение правоохранительных органов. Под данную статью можно попасть за репост или лайк какой-либо картинки, в том числе носящей юмористический характер, или за высказывание о пересмотре статуса субъекта Российской Федерации без непосредственного призыва к сепаратизму.

3. Нарушается принцип гуманизма уголовного права

Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Ст. 2 Уголовного кодекса объявляет приоритетной задачей охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина. При этом из анализа нормы и ее правоприменительной практики очевидно, что она грубо нарушает права и свободы человека и гражданина.

Противоречия с существующим законодательством

Данная статья Уголовного кодекса вступает в противоречие с следующими нормативными актами:

С частью 1 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:

«Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. <…>»Избыточность введенной нормы

рядом исследователей

с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Несмотря на то, что частью 2 статьи 10 Европейской конвенцией для государств предусмотрена возможность введения штрафных санкций для обеспечения «в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия», анализ исследуемой нормы Уголовного кодекса показывает, что она не является такой санкцией, так как преступления против безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия напрямую сопряжены с насилием, что проистекает из содержания иных норм Уголовного кодекса, посвященных вопросам территориальной целостности и безопасности. Напротив, широкое толкование положений статьи 280.1 УК, формы ответственности за ее нарушение делают ее репрессивным механизмом, угрожающим широчайшему спектру граждан, не посягающему на территориальную целостность или национальную безопасность.

В части 3 статьи 5

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации заложено право народов России на самоопределение в составе Российской Федерации. Это право может быть выражено в форме изменения статуса субъекта, выделения нового субъекта Федерации из другого, образования нового субъекта РФ. Следовательно, призывы к самоопределению в составе России являются не уголовным преступлением, а конституционным правом всех проживающих на ее территории народов.

В части 1 и части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.<…>

Избыточность введенной нормы

Анализ нормы и ее позиции в существующем законодательстве позволяет говорить о ее абсолютной избыточности. Более того, рядом исследователей само появление этой нормы рассматривается как юридико-техническая ошибка или как «результат следования политическим веяниям без глубокого изучения уже имеющихся уголовно-правовых средств, предназначенных для охраны территориальной целостности Российской Федерации».

К выводу об избыточности нормы можно прийти, сравнив исследуемую статью и статью 280 УК РФ «Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Сопоставление санкций, предусмотренных обеими статьями, позволяет установить, что они практически полностью идентичны. Это означает, что за призывы к экстремизму обвиняемому грозит то же тюремное заключение и те же суммы штрафов, что и за дискуссию об изменении статуса субъекта Федерации или возвращении Крыма Украине. Таким образом, с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Заключение

Данная статья ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Несмотря на то, что статья вступила в силу с 9 мая 2014 года, в 2014 году по ней не было вынесено ни одного приговора. Однако уже в 2015 году, по данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, по статье 280.1 УК РФ было осуждено 5 человек.

Так, первый в России приговор за публичные призывы к сепаратизму был вынесен руководителю Татарского общественного центра Рафису Кашапову. Он был приговорен к трем годам колонии. Уголовное дело в отношении Кашапова было возбуждено из-за его записей в социальной сети «ВКонтакте», которые экспертиза признала «нацеленными на разжигание ненависти между группами, выделенными по признаку национальности, проживания не территории и отношению к власти, а также содержатся призывы к действиям по защите Крыма от российской оккупации». При этом эксперты центра «Сова» к сепаратизму, а Правозащитный центр «Мемориал» признал Рафиса Кашапова политзаключенным.

В ноябре 2015 года по статье 280.1 был осужден депутат Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин. Он был приговорен к штрафу в 30 тысяч рублей, а также на него было наложено ограничение на занятие депутатской должности и создание общественных движений. По данным следствия, в мае 2014 года на митинге против республиканских властей Владимир Заваркин, критикуя ситуацию в коммунальной сфере в регионе, воскликнул: «Если мы не нужны РФ, то, может, нам стоит провести референдум и присоединиться к Финляндии?». Это и послужило основанием для возбуждения против него уголовного дела.

В декабре 2015 года Октябрьский районный суд Краснодара признал активистку Дарью Полюдову виновной в публичных призывах к сепаратизму и экстремизму и приговорил к двум годам колонии-поселения. Дарья Полюдова была одним из организаторов несостоявшейся в августе 2014 года акции «Марш за федерализацию Кубани». Проведя анализ высказываний Дарьи Полюдовой в социальных сетях, эксперты указали на наличие в них призывов, связанных с отделением территорий, входящих в состав Российской Федерации. 30 марта Краснодарский краевой суд отклонил апелляцию на приговор, и решение первой инстанции вступило в силу. 20 апреля Полюдова сообщила, что отправилась отбывать наказание в колонию. Правозащитный центр «Мемориал» внес Дарью Полюдову в список политзаключенных России, а Международная организация Amnesty International признала ее узником совести и потребовала немедленного освобождения.

В апреле 2016 было возбуждено уголовное дело по статье о призывах к нарушению территориальной целостности России в отношении журналиста Николая Семены. По мнению прокурора Крыма Натальи Поклонской, статьей о блокаде Крыма Семена совершил преступление в отношении крымчан и граждан России. Николай был отпущен под подписку о невыезде, он отвергает выдвинутые против него обвинения.

Также в мае 2016 года за призывы к действиям по нарушению территориальной целостности России на два года колонии был осужден тверской блогер Андрей Бубеев. Бубеев признан виновным в призывах к экстремизму и сепаратизму в связи с публикацией на своей странице в соцсети «ВКонтакте» двух репостов: картинки тюбика зубной пасты с надписью «Выдави из себя Россию» и статьи Бориса Стомахина «Крым - это Украина».

1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -

наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к статье 280.1 УК РФ

В основе уголовно-правового запрета, содержащегося в ст. 280.1 УК РФ, лежат нормы международного права. Объектом публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, выступают общественные отношения, гарантирующие целостность территории Российской Федерации.

См.: Комментарий к ст. 280 УК РФ.

Данная норма, так же как и ст. 280 УК РФ, устанавливает допустимое ограничение права на свободу слова, оправданное международными и конституционными предписаниями.

Понятие экстремистской деятельности, как отмечалось выше, раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" . Где к указанной деятельности относится, в том числе, и деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, заключается в активных действиях - публичных призывах. Состав преступления формальный; оно окончено с момента провозглашения призывов в какой-либо форме вне зависимости от наступивших последствий (подробнее о понятии призыва, публичности, отграничении от других составов преступлений см. комментарий к ст. 280 УК РФ).

Субъективная сторона публичных призывов характеризуется виной в форме умысла. Призывая к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, субъект всегда осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Мотивы и цели такой деятельности могут быть различными (националистические, корыстные, хулиганские и т.д.) и не влияют на квалификацию, но учитываются при индивидуализации уголовного наказания.

Субъект публичных призывов общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, закон (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ) предусмотрел использование средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), - см. комментарий к ст. 129 УК РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ