Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В ранних декабристских организациях деятельность Н. Муравьева была незаметна. Его роль заметно возрастает после 1821 г.,

в период похода гвардии в западные губернии. К этому времени относится и первая редакция «Конституции». Усиление влияния Н. Муравьева часто связывают с его ясным и последовательным политическим мышлением и в то же время с огромным состоянием его семьи и заметным положением в придворных кругах. В рамках «Союза Благоденствия» Муравьев был республиканцем, что объясняет весьма уважительное отношение к нему П. Пестеля. В начале 20-х гг. он постепенно переходит на позиции монархизма. Во время следствия над декабристами он так и заявил – «в продолжении 1821 и 1822 гг. удостоверился в выгодах монархического представительного правления» . Муравьев стремился к прогрессу, но стремился избежать сокрушительной ломки существующего порядка, искал безболезненного способа решения политических проблем в России. Также как и П. Пестель, Н. Муравьев придавал первостепенное значение обоснованию преобразований и их политическому содержанию, что и отражает проекты «Конституции». Каждый раз, когда в тайном обществе возникали переломные события, Н. Муравьев садился за составление нового варианта проекта. Известно, что было написано четыре редакции «Конституции», из которых три дошло до нас.

По форме проект Н. Муравьева сильно отличается от «Русской Правды». Он действительно очень похож на конституцию, имеет внутреннюю логическую известность и достаточную лаконичность. Н. Муравьев руководствовался принципом свободы человеческой воли, отсюда закон должен ограничивать государственную власть. Должна быть полная политическая свобода, гарантией которой мог служить принцип федеративной формы государства, создающей необходимую систему противовесов федеральной власти. По мнению Н. Муравьева существование автономных провинций могло предотвратить возрождение деспотизма. Чтобы не допустить распада страны, Н. Муравьев отводил право суверенитета только федеральной власти. В целом государство должно было быть сильным, могущественным и иметь мощную армию.

В основу структуры «Конституции» положено три основополагающих признака: нация, территория, власть. Они соответствуют главам: «О гражданах», «О состоянии, личных правах и обязанностях русских», «О России». Остальные 8 глав – подробное положение основ государственной власти.

Принцип народного суверенитета Н. Муравьев видит в постепенном приближении всего народа к управлению государством. Граждане – обладатели собственности в размере не менее 500 руб. серебром. Они имеют активное и пассивное избирательное право. «Каждый житель, – писал Н. Муравьев, – который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, поступает немедленно в граждане» . Это должно стимулировать инициативу свободного предпринимательства наградой в виде политических прав. Крестьяне получали избирательные права, но только на уровне волостного правления.

«Конституция» безусловно отменяла крепостное право. Провозглашались все демократические свободы: слова, печати, собраний, создания различных сообществ. Царственная власть была ограничена, но должна быть сильной, сосредотачивая в себе все реальные рычаги управления, включая армию.

Будущая Россия представлялась как федеративное государство, состоящее из 15 федеративных единиц – держав (точнее, 13 держав и 2 области). Столица, как и у П. Пестеля, должна переместиться в Нижний Новгород, чтобы сломать прежние имперские традиции.

Н. Муравьев, как и П. Петель, строго придерживался принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должно стать двухпалатное Народное Вече. Верхняя палата – Верховная Дума, состоящая из 42 членов. Она составлялась из представителей от каждой федеративной единицы; от всех держав – по 3 представителя, от Московской – 2, от Донской – 1.

Все представители избирались на 6 лет, но каждые два года одна треть переизбиралась. Таким образом достигалась стабильность состава. Палата Представителей избиралась из расчета – 1 представитель от 50 тыс. избирателей, всего 452 члена. Палата Представителей избиралась на 2 года. «Конституция» содержала одно весьма актуальное требование: чиновники и государственные подрядчики не могут быть избраны в законодательное собрание. Заседания обеих палат должны проходить открыто, а журналы заседаний должны публиковаться.

Система власти в державах во многом повторяла федеральную. Создавалось двухпалатное законодательное собрание с более ограниченными полномочиями, чем на федеральном уровне. При выборах также устанавливался высокий имущественный ценз. Державный правитель не избирался, а назначался палатами федерации, так и в державах требовался огромный имущественный ценз – не менее 30 тыс. руб. серебром.

Большой интерес в «Конституции» представляет решение аграрного вопроса. В тексте неоднократно подчеркивается идея ликвидации крепостного права, но земельный вопрос решается крайне умеренно. Специально оговаривалось, что «земли помещиков остаются за ними». Для Муравьева это было первоочередным вопросом. Бывшие крепостные земли фактически не получали. В одной из поздних редакций «Конституции» признавалось, что «дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом» . Государственные крестьяне получали землю в «общественное владение». Предлагалось, что впоследствии крестьяне могут получить право на частное владение землей. Специально подчеркивалось, что военные поселения немедленно уничтожались, а поселяне получали земли на правах государственных крестьян. Таким образом, решение аграрного вопроса в «Конституции» носило очень умеренный характер не разрушая, а скорее, укрепляя помещичье хозяйство, создавая обширный рынок крестьянско-бытовых рабочих рук, которые совершенно не обременяли барское хозяйство.

Проект Н. Муравьева открывал широкие возможности для развития гражданских отношений в России, но не создавал основ для демократизации общества. Несомненно, «Конституция» отражала реальные условия гражданского и политического развития, в которых помещичьи круги имели подавляющее влияние, но объединяя власть и собственность создавала фактически олигархическое государство.

Уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними».

По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки я сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным.

Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля , были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьёв изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом».

Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

По конституции Никиты Муравьева немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казённых крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т. е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все названия сословных групп отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьёва не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства.


Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей). В каждой державе была своя столица.

Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представителей.

Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. Палата первого созыва должна была состоять из 450 членов. Дума, по проекту Муравьева должна, состоять из 42 членов. Кроме основной, законодательной работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора).

Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

Конституция Никиты Муравьева

Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821г. «Никита составил проект монархической конституции…подобно конституции Северо-Американских Соединенных штатов». Муравьев А.М. «Мой журнал» // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. - М., 1981. - С.126.

Конституция Никиты Муравьева сохранилась в нескольких вариантах; их изучение показывает развитие его политических взглядов, говорит о работе над конституционным проектом и об изменении ранее принятых формулировок в сторону большей прогрессивности. Конституционный проект Никиты Муравьева обсуждался среди членов Северного общества; они внимательно взвешивали его формулировки, писали свои замечания возражения.

Работая над конституцией, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974. - С.185. По проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получал усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева всегда характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владетель капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста.

Позже он отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом; лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались все граждане. Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность.

Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьев изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия.

Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974. - С.184. Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». Там же Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения: «…все люди братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди…».

Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

По конституции Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. Немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность.

Земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. «Разделение людей на 14 классов отменяется». Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. - Там же. - С.184. Все названия сословных групп отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства.

Понятие Родины и ее защиты вознесено в конституции Муравьева на большую высоту.

Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Конституция Муравьева была конституционно-монархической. В крайнем случае, автор предполагал введение республики.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел.

Император получал большое жалованье и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.

Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством, Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей). В каждой державе была своя столица.

Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны.

Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представителей.

Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. От каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. Палата первого созыва должна была состоять из 450 членов. Все члены Народного веча получали жалованье - по 5 рублей серебром за каждый день, когда они присутствовали на заседании.

Дорожные расходы возмещались особо.

Дума, по проекту Муравьева должна, состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской. Кроме основной, законодательной работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя.

Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.

Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени.

Муравьев хорошо сознавал, какое сопротивление старых сил может встретить введение его конституционного проекта. Он считал, что в борьбе придется воспользоваться «силою оружия».

Задачи военного выступления, нанесения «решительного удара» правительству, устранения его силой стояли, таким образом, как очередные перед тайным обществом.

Конституция Никиты Муравьева была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков. Группа декабристов, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря на Сенатской площади, в своем руководящем ядре придерживалась преимущественно республиканских убеждений.

Крепостное право:

Считалось, что крепостное право должно быть отменено.

Земля:

По Конституции, земли должны были быть сохранены за помещиками.

Сословия:

Должны быть сохранены.

Государственное устройство:

По Конституции, Российская империя должна была быть конституционной монархией. Обязательным было наличие двупалатного парламента, где верхней палатой была бы Державная Дума, а нижняя палата – Верховная Дума, и была бы палата народных представителей – Народным вече – это все законодательная власть, исполнительная власть осуществлялась бы императором.

Административное деление:

Административно-территориальное деление России должно было представлять собой федерацию, которая состояла бы из 15 держав.

Права:

Конституция Муравьева регламентировала введение гражданских прав и свобод.

Форма правления:

Конституционная монархия.

Избирательное право:

Всеобщее, но при наличии цензов: гендерный ценз, возрастной ценз, имущественный ценз, ценз на образование.

Русская правда Пестеля

Крепостное право:

Крепостное право должно быть отменено.

Земля:

Земля должна быть как общественной, так и частной.

Сословия:

Сословное деление должно было быть ликвидировано.

Государственное устройство:

Государственное устройство основано на разделении властей, где исполнительная власть была в руках Державной Думы, законодателная – в руках парламента – Народного вече.

Административное деление:

Унитарная республика.

Права:

В Конституции провозглашались гражданские свободы, а контроль за соблюдением конституции должен был осуществлят Верховный собор.

Форма правления:

Согласно Русской правде, Россия должна была быть республикой.

Избирательное право:

Всеобщее при наличии гендерного и возрастного цензов.

Конституция
Соч. Никиты Муравьева
(написанная его рукою в каземате
крепости и представленная при ответах)

Донесение Высочайше учрежденному Комитету, от капитана Муравьева

В донесении моем на 16 пункт запроса сделанного мне Генваря 5-го дня я изъяснился уже, что не будучи в состоянии представить писанного мною Проэкта Конституции совершенно в том виде, в каком оный был написан, сохраню дух оного и содержание. В следствие сего имею честь оную здесь представить.

Предполагаемый мною конституционный устав

О России вообще

Образ Правления ее Монархической Представительной, одинаковой для всех частей ее.

Разделение оной. Основным разделением принимаются Уезды, которые соединяются в Области равные нынешним Генерал Губернаторствам. — Уезды составлены из городов и волостей, которые делятся на Сотни и на Десятки домов или Дворов.

Столица предполагалась в Москве, коей Губерния составила бы Округ, независимый от Областей. Итак следующие были бы центры Управления и Правосудия:

Москва, Столица и Окружной Город.

Итого … 15

Об обязанностях и Правах Жителей

Все Руские подчинены одним и тем же Законам без различия состояний, обязаны участвовать в выборах, естьли ответствуют условиям, требуем Законом, и не отклоняться от должностей на которые они изберутся. — Крепостное состояние отменяется. Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия в оных находящиеся и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их. Земли же они обработывают по договорам обоюдным которые они заключат с владельцами оных. Они получают право приобретать землю в потомственное владение.

Все жители, какого бы они состояния не были (естьли они не порочны перед Законом, пользуются здравием ума, совершеннолетние и не находятся в услужении при ком либо) имеющие движимого или недвижимого имения на 500 серебрянных рублей, составляют Класс Избирателей и Присяжных. Гражданские чины и классы отменяются.

За долги всякой ответствует своею личностью и заключается в тюрьму. Служба не освобождает от заключения за долги.

Заключенные за легкие проступки, или долги и несовершеннолетние не должны находиться вместе с преступниками: обвиненные с обличенными.

Подушной Оклад распространяется на всех жителей. Оный платится только с 18 лет возраста и прекращается на 60-м году.

В Мирное время безденежной постой войск и взымание подвод возбраняются.

Цехи Мещанские и Гильдии в Купечестве отменяются. Книги подвергаются обвинению в обыкновенных Судилищах при Присяжных

Об Императоре

Лицо Императора священно и неприкосновенно — Он не подлежит суждению. Он облечен всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховной Начальник всей Сухопутной и Морской Силы, назначает и отменяет по своему произволу Министров, Главнокомандующих армиями и флотами и всех Чиновников Исполнительной власти — представляет Россию во всех ее сношениях с иностранными Державами, назначает Посланников и ведет переговоры.

Имеет право созывать по своему Произволу обе Палаты Народного Веча и отсрочивать их заседания — но не более как на три месяца. Он предлагает Народному Вечу Проэкты Законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. В случае Суда он имеет власть созвать Верховную Думу отдельно. Он заключает Мирные Трактаты с согласия одной Верховной Думы.

Император дает Грамоты назначения всем Сановникам Империи Его Изображение чеканится на Монетах. Он пользуется определенным на все его Царствование Доходом. Женщины не наследуют Престола Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных дел, Военное и Морское.

Министры ответствуют за всякое противузаконное веление ими подписанное.

Законодательная власть вверяется Народному Вечю составленному из двух Палат: Верховной Думы и Палаты Представителей.

Верховная Дума

Члены оной должны быть не моложе 30 лет и владеть движимым или недвижимым имением ценою не менее 60000 серебряных рублей. Они избираются Областными Палатами на 6 лет, от каждой Области по Три. Итак Дума состояла бы из 45 членов. Дума возобновляется каждые два года по третям.

Дума участвует в заключении Мирных Трактатов и ей одной Министерство Иностранных дел сообщает свои сношения Трактат на который она согласилась пребывает непоколебимым. Ей принадлежит суд над министрами и вообще Сановниками Империи обвиненными Палатою Представителей — но власть ее судная ограничивается тем, что она имеет только право лишить судимого его политического Звания, после чего он уже не подлежит Думе, а поступает в обыкновенные Судилища и получает Присяжных Верховная Дума наровне с Палатою Представителей представляет Законы и отвергает ей предложенные на рассмотрение, если их не одобривает.

Палата Представителей. Каждые 50000 жителей мужеского пола посылают в оную одного Представителя, что составит около 450 членов Они избираются на 2 года.

Условия чтобы быть Представителем: Совершеннолетие, здравие ума, непорочность пред Законом и Доверие избирателей Чиновники находящиеся на службе не могут быть избраны ни в ту, ни в другую Палаты — равно как и все те, которые приняли на себя казенные подряды и не очистили еще дел своих по оным. Обвинение Чиновников предоставлено Палате Представителей. Народное Вече собирается по крайней мере два раза в продолжении каждого двухлетия. Продолжение сих съездов не определено, но зависит от большего или меньшего числа занятий. Обе Палаты от времени до времени печатают журнал своих заседаний, кроме того, что положено будет оставить тайным Заседания обеих Палат происходят при открытых дверях. В Верховной Думе по соглашению 5-ти членов, а в Палате Представителей по соглашению 50-ти происходят тайные заседания. По востребованию Императора, всегда бывает тайное совещание в обеих Палатах. Когда Дума рассуждает о дипломатических сношениях и Трактатах, то ее заседания всегда должны быть тайные. Народное Вече имеет право распустить Областные Палаты, преступившие пределы своей власти и повелеть избирателям приступить к новым выборам. Члены Народного Вече получают денежное вознаграждение за всякой день, в который они заседали в своей Палате — равномерно на путевые издержки в Столицу и обратно к себе.

О составлении Законов. Власть предлагать Законы имеют Министры и члены обеих Палат. Вход в Народное Вече, кроме Министров, имеют еще особенно на то определенные Чиновники от каждого департамента Министерств для доставления сведений и советов членам Веча. Закон принимается или отвергается большинством голосов. Ежели Император не согласится на какой либо закон, то Он возвращает его с своими возражениями в ту Палату, в которой возник сей Закон. Замечания сии вписываются в протокол Палаты без сокращений и возобновляется прение Имена всех членов, противящихся на сей закон записываются в Журнал и 2/3 голосов необходимы для решения сего прения. После того предложенный Закон поступает в другую Палату, где подлежит таковому же испытанию. Если же Проэкт при вторичном рассматривании оного принят двумя третями голосов всего Веча, то он становится Законом. Объявление Войны по предложению Министров, принадлежит Вечю.

Вече не имеет права ни уничтожить сего Устава, ни даже делать в оном изменений. Право сие принадлежит Народному и областным Соборам, на сей единственно предмет собираемым.

Судная Власть

Пределы оной. Никакой Судья и никакое Судилище не имеет права толковать Закон, ни решить случаи им непредвиденные — одним словом не может присвоить себе Законодательной власти.

Исполнительная власть, Надзирательная или Полицейская, Хозяйственная или Административная совершенно отделены также от Судной. Равным образом Судилище или Судья не должен никого обвинять, но действует только в следствии жалобы или обвинения. Всякое Судилище или Судья преступивший сии пределы подвергается взысканию. С другой стороны Устав сей не признавал так называемого Полицейского Суда за малые проступки и предоставлял Полиции, Уездным, Городовым и волостным Правлениям только право задерживать виновных и предавать их Суду от которого уже зависели также и исправительные наказания. Каждая Область составляла в судебном отношении отдельное целое, подразделенное на Присуды, равные нынешним Губерниям.

Внутреннее Образование Судной Власти и степени оной

В каждом Уезде полагались Совестные Судьи, в областях Областные, а в Столичном Округе Верховные.

Об Совестных Судьях. В каждом Уезде, на каждые 4000 душ мужеского пола полагается один Совестной Судья, который назначается обыкновенными избирателями и остается в своем звании, буде окажется непорочным до 70-ти летнего возраста.

Совестный Судья может быть избран из всякого звания, лишь бы он был в совершенных летах, пользовался доверием жителей, имел постоянное пребывание в Уезде, не находился в другой какой либо службе и владел бы движимым или недвижимым имением не менее 2000 серебряных рублей, полагая умеренную собственность трудом, промышленностью и бережливостью приобретенную, вернейшим залогом честности и бескорыстия Судьи.

Местопребывания их. Совестной Судья по избрании своем не переменяет своего жительства и не обязан жить в уездном Городе. Он обязан только объявить по Уезду, что он имеет свое пребывание в таком то месте и кроме необыкновенных случаев принимает жалобы по таким то дням в неделю и в такие то часы. Объявление сие выставляется на Площадях Уездного Города и значительнейших местечек Уезда. Все Совестные Судьи равны между собою и власть каждого равномерно простирается на весь уезд. Всякой с своею жалобою имеет право идти к тому из них, к которому имеет более доверенности; но дело поступившее к одному из них не может уже быть передано другому и никто из них не имеет пересуда над решением другого.

Совестные Судьи не пользуются от жителей ни столом, ни подводами, ни деньгами и подвергаются за нарушение сего лишению своего места. Каждый Совестной Судья назначает себе письмоводителя, за которого он отвечает. Никто в уезде не может быть взят под стражу без предписания Совестного Судьи, кроме в случае буйства или насилия. Чиновники Благочиния захватив буйных испрашивают у Совестного Судьи предписания о содержании их под стражею, что Совестный Судья обязан немедленно исполнить. Совестной Судья судит гласно и явно при открытых дверях; посторонние могут приходить во время его расправы. Суд его словесной сколько возможно. Он имеет право требовать явки свидетелей, которые обязаны повиноваться его позывам. Буде тяжущиеся стороны довольны его решением, то оное становится окончательным. Никакое третье лицо не вправе опровергать оное. Никакая должность несовместна с званием Совестного Судьи Он может однакож быть избран в Представители и тогда по возвращении своем вступает опять в прежнюю должность. Совестной Судья отлучившийся более нежели на год по своим делам теряет свое место.

Каждые Три месяца в Уездном Городе и в главнейших местечках Уезда происходят Съезды Совестных Судей, в которые поступают аппелляции на частные решения Сов. Судей. Присудствие пяти Сов. Судей по крайней мере необходимо для законности Съезда.

Сов. Судья, на решение которого приносят жалобу, не имеет по сему делу голоса, но должен только изложить причины на которых он основал свое решение.

Уголовные дела не поступают на суждение сих Съездов. Сов. Судьи и Съезд имеют право осудить на трех дневное заключение и на пеню, не превышающую цену трех рабочих дней без Присяжных.

Съезды сии объявляются за две недели вперед и происходят с торжественностью. На оных присудствуют Тысяцкой (Исправник) или его Помощник, Уездный Блюститель (Прокурор) Уездной Докладчик (Стряпчий казенных дел), Присяжные Адвокаты или Стряпчие и свидетели. Жители без различия пола имеют право посещать их. Протоколы и действия Съезда предаются тиснению и всякой пользуется правом писать свои замечания о правильности суждений.

Вспомогательные Учреждения

Присяжные. Составление Списка их в каждом Уезде поручается Тысяцкому (Исправнику) и его помощникам. Оный распределяется по сотням домов, дабы при каждом востребовании их все сотни по очереди участвовали в том и сия тягость уравнивалась бы между жителями. Дела Уголовные и Дела Гражданские (естьли оные не основаны единственно на Актах) происходят с Присяжными.

Присяжные суть двух родов: Предварительные и Окончательны е. Первые рассматривают в уголовном деле одно обвинение, а в гражданском одну жалобу; они большинством голосов отвергают обвинения нелепые и тяжбы пустые или дают ход делу. Вторые решат дело по прекращении всего прения и решение их должно быть единодушно.

Стряпчие или Адвокаты. В Каждом уездном Городе, в Областных и в Столице полагается особое сословие адвокатов, в которое поступают люди получившие в Университетах атестаты в том, что они имеют надлежащие сведения в юридических и словесных науках. Они обязаны находиться при съездах Сов. Судей, в собраниях Областных и Верховных Судей и за известную плату излагают дела вместо тяжущихся, обвиняющих или обвиненных.

Адвокаты имеют право исключить из своего сословия того, кто бы соделался оного недостойным.

Адвокаты находятся в ведении у Блюстителей Уездных, Областных и Верховных. (Блюститель соединяет в себе должность Прокурорскую и должность Стряпчего уголовных дел).

Блюститель есть истец по делам Правительства. Он обвиняет в уголовных делах от лица Правительства и от частных лиц, но без возмездия.

Кроме сего полагались еще Докладчики в Уездах, Областях и столице (Стряпчие казенных дел).

Докладчик есть ответчик Правительства в случае частных претензий. Он же в случае, еслиб кто обвиненный не имел адвоката, обязан взять его защиту, но без возмездия яко чиновник Правительства.

Об Областных Судьях и Уголовном Суде

В каждой Области полагается столько Областных Судей, сколько Присудов (Губерний) в оной находится. Сии Областные Судьи избирают себе помощников из числа Сов. Судей находящихся в Областном Городе (которые заменяют их в случае болезни) и назначают себе Письмоводителей, отвечая за действия тех и других. Областные Судьи избираются Областными Палатами из списка особ имеющих движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 серебрянных рублей. Они получают ежегодное вознаграждение равное 3000 серебр. рублей и остаются в сем звании до 70-ти лет, буде окажутся непорочными. Между Областными Судьями происходит ежегодно новое распределение Присудов, с тем, чтобы каждый по прошествии нескольких лет объехал всю свою Область.

Каждые шесть месяцев Областные Судьи объезжают свой Присуд и в каждом Уездном Городе держат свои заседания, которых открытие обнародовается за две недели и Присяжные приглашаются.

На сих Уездных Заседаниях собираются Сов. Судьи того Уезда и под председательством Областного Судьи решат уголовные дела.

Следствие не производится отдельно от суда, но все сопричастные к делу должны быть явлены и предстать лично. Уездное заседание происходит торжественно как съезд Сов. Судей. — Право обвинять предоставлено всякому, в особенности же Блюстителям. Суд происходит следующим порядком: Свидетелей одной стороны допрашивают Судьи, Блюститель, Присяжные, Адвокат противной стороны и наконец с дозволения и под надзором Судей и посторонние Лица. Потом тоже происходит с свидетелями противной стороны. — Закон определит судные пошлины на издержки, которые влечет за собою явка свидетелей и их содержание.

После сего охранные тюрьмы должны быть очищены, оправданные отпущены, а виновные переведены в Исправительные темницы. Надзор за тюрьмами принадлежит Обл. Судьям. Производство Уездных Заседаний печатается в общенародное известие. — Дело Гражданское или Уголовное происходившее с Присяжными уже окончательно решено и нет на него аппелляции ни пересуда. Дело обсуженное не может быть вторично в Суде, кроме того случая, когда одна сторона представит новые документы или откроются обстоятельства дотоле неизвестные. В таковом случае дело почитается уже новым. — Областное Судилище принимает аппелляции на Уездные Заседания, в том только случае, когда в следствие приговора Окончательных Присяжных Судьи не тот применили Закон к делу, который следовало.

Все затруднения в применении законов поступают в Обл. Судилище. Никакое Судное дело не выходит из пределов Области и виновные наказуются в пределах оной и не высылаются из оной.

Обл. Судьи кроме того на Общих Собраниях своих в Областном Городе судят Областных Чиновников.

Обл. Судилище судит при открытых дверях и журналы оного предаются тиснению.

Всякой житель, который полагает, что он неправильно заключен Сов. Судьями или лицами не имеющими права его заключать, или что с ним бесчеловечно поступают в темнице, имеет право просить о том Обл. Судей, которые обязаны немедленно его истребовать к себе, естьли жалоба им покажется законною, и удостовериться в том. Право просить защиты Обл. Судей предоставляется также родным, знакомым заключенного и наконец свидетелям насильственного или беззаконного поступка.

О Верховных Судьях и Верховном Судилище

Народное Вече избирает 5 или 7 Верховных Судей, которые пребывают в сем звании до 70 лет, естьли окажутся непорочными. Они избираются из списка лиц, имеющих не менее 15000 рублей серебреных имения. Они получают ежегодного вознаграждения 10000 рублей серебром. Они избирают себе Председателя, который в общем собрании их имеет голос только при равном разделении оных, но назначает вопросы и смотрит за порядком рассуждения и соблюдением предписанных форм. Каждый год они избирают нового Председателя Они назначают себе также помощников и письмоводителей, как Обл. Судьи. В. Судьи в столичном округе исполняют туже должность, что Обл. Судьи в своих Областях.

Особенные занятия Верховного Судилища

Верховное Судилище судит Верховных Чиновников лишенных их звания Верховною Думою. Его суждения гласны на подобие Сов. Съездов, Уездных Заседаний и Обл. Судилищь и происходят с Присяжными. Журналы оного печатаются.

Все дела, в коих тяжущиеся основываются на каком либо Мирном Трактате и на Договоре, или жалуются на нарушение Права лиц, принадлежат единственно Верховному Судилищу.

Получа донесения от всех Областных Судилищь и отчеты в действиях их, В. Судилище делает замечания тем, которые дают произвольные толкования закону или превращают смысл оного.

В случае неясности или противуречия Законов — В. Судилище доносит о том Вечю.

Каждые четырех летия В. Судилище обязано представить Императору и обеим Палатам систематической отчет всех Законов и постановлений, вышедших в продолжении этого времени, с примечаниями о тех, которые кажутся излишними, темными или противными сему уставу.

О Надзоре за Судною Властью

На частные действия Сов. Судей жители приносят жалобы в съезды Сов. Судей, Обл. Судьям, Обл. Правителю и наконец Областным Палатам. Всякой Судья за личное действие обвиняется в Уездном Заседании. Судья, уличенный в лихоимстве — подвергается гораздо большему наказанию, нежели тот, кто его подкупил, за нарушение общественной доверенности.

Областныя Палаты, естьли не имеют положительных и ясных улик в виновности Сов. Судьи, но только нравственное убеждение в его неправосудии по общему негодованию Уезда противу него, большинством голосов увольняют его от сего звания. В случае же ясных доказательств отрешают его и предают суждению Обл. Судей. Жалобы на Обл. Судью подаются в Обл. Судилище, Обл. Правителю, Обл. Палатам, Верховному Судилищу и наконец Палате Представителей.

Жалобы на В. Судью подаются в В. Судилище, Министрам и Палате Представителей. Их судит Дума Верховная. Когда же они лишены своего звания, то поступают на суд Столичного Уездного Заседания.

Заключение Купчих, Закладных и всякого рода крепостных актов вверяется нотариусам.

Местное Управление

Областное Управление. Для каждой Области избирается Народным Вечем, из числа Кандидатов представленных Областными Палатами, Правитель Областной на четыре года. Правитель должен быть из числа владельцев в той Области, и иметь имения ценою не менее 60 000 серебрянных рублей — не моложе 30 лет. При нем назначается Наместник, который должен — ответствовать тем же условиям и заменяет его в случае кратковременного отсутствия не вступая однакож в права его. В случае же смерти Правителя он заменяет его совершенно.

При Правителе находится Совет который не должен иметь менее 5-ти и более 9-ти членов.

Советники и Наместник избираются Областными Палатами из числа Областных жителей. Советники должны владеть имением не менее 15000 сер. рублей.

В кратковременные отсутствия Правителя Управление Области поручается Совету под председательством Наместника Правителя, который не имеет голоса, кроме в случае равного разделения оных.

Правитель имеет право отсрочить заседания Палат, но не более как на три месяца и созвать оные, когда one распущены; В случае возмущения, неприятельского нашествия или заразительной болезни созвать Палаты в другом Городе. Все Чиновники Министерств или Исполнительной власти, пребывающие в Области находятся под надзором Правителя. Все же Чиновники Областного Управления и все Чиновники Благочиния состоят в ведении его и под его властью.

Когда Правитель лично присудствует, то Советники имеют только совещательный голос. Но каждой из них имеет право требовать, чтобы голос его был вписан в Журнал, без всякого сокращения и чтобы в оном поименно были означены, кто с ним соглашался и кто был противного мнения. Обе Областные Палаты имеют право требовать, когда им заблагорассудится, Журнал Совета, для соображений.

Областные Палаты

В каждой Области должны находиться две Палаты, Областная Дума и Палата Выборных.

Палата Выборных состоит из Депутатов выбранных обыкновенными избирателями, на каждые 10000 душ мужеского пола по одному выборному.

Областная Дума в населенных Областях должна быть не более трети Палаты выборных, а в малонаселенных не боле половины.
Условия, чтобы быть членом Областной Думы, суть те же, которые требуются от Областного судьи. Выборные назначаются на год, Члены Думы на четыре и каждый год четвертая часть оной возобновляется, новыми выборами. Дела Министерств Внутренних дел и Просвещения, равным образом занятия Департамента Путей Сообщения поступают в особое ведомство сих Палат. Оне обязаны во всем соображаться с общими Законами Империи, но имеют право делать частные постановления по предметам внутреннего Управления и учреждать для сего налоги при определенных Законодательной властью ограничениях.

Палаты не могут преступить пределов, оным начертанных; в противном случае Вече имеет власть их распустить. Палаты не могут оставаться в краю возмущенном или занятом неприятелем. В таковом случае оне теряют свою законность и каждый из членов оных подвергается личной ответственности. — Палата выборных пользуется правом обвинять Областных Чиновников; суд же оных предоставляется Думе.

Правление волостное, Городовое и Уездное

В каждой волости, все жители мужеского пола без изъятия или отцы семейств избирают себе голову. Писаря и волостной Совет из 24 человек.

В каждом Городе все владельцы домов избирают из среды своей, Городничего, Секретаря и Советников сообразно населению Города.
Городовое и волостные Управления соединясь в Уездном Городе избирают Уездного Голову, Секретаря и Уездной Совет. Управление Уездное и Городовое ни в каком случае не могут состоять из одних и тех же лиц.

Сим Управлениям вручается хозяйственная или административная власть, сбор податей и пр. Судная же и Полицейская власти им вовсе чужды, хотя они пользуются правом брать под стражу нарушителей порядка и тишины и представлять их Полиции или Сов. Судье.

Надзирательная или Благочинная власть (полиция)

В каждом Уезде назначается ежегодно обыкновенными Избирателями Тысяцкой (исправник). Он должен иметь по крайней мере 30 лет, движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 рубл. серебр. Он получает ежегодного вознаграждения 1500 рубл. сер. Он не должен пользоваться от жителей ни столом, ни деньгами, ни подводами. В противном случае обвиняется перед Областным Судилищем и пред Палатою выборных и подвергается взысканию.

Он есть хранитель тишины в Уезде; ему поручено составление Списка Присяжных, который издается им в общенародное сведение. Он задерживает бродяг и представляет Суду. Он имеет вход и голос в Уездном Управлении, он присудствует на Сходах, где избираются Представители. Он назначает себе двух или трех помощников (смотря по многолюдству уезда), за которых действия он отвечает. Естьли Уезд обширен или населен, то он назначает заблаговременно для избрания Представителей или выборных Три или Четыре Сходки в одно и тоже время в разных местах Уезда. На одной присудствует он сам, а на других его помощники. Избрания должны быть окончены в продолжении четырех дней.

По деревням, все жители мужеского пола избирают себе в каждом Десятке дворов Десяцкого; в каждой сотне, Сотского; в волости же Волостного Старейшину, которые смотрят за сельским благочинием и подчинены Тысяцкому. Сей последний назначает между Волостными Старейшинами надежнейших в Окружные Старейшины и подчиняет им остальных Старейшин. Число таковых Округов зависит от населения и пространства Уезда и определяется Областными Палатами по представлению Тысяцкого.

Все владельцы домов в городах избирают из среды своей Чиновников Благочиния, смотря по населению Города, которые равным образом в больших городах разделяются на Сотских Приставов, Частных и Благочинных и также подчинены Тысяцкому, как и сельские.

О изменениях Устава

Еслиб нашлась необходимость изменить, усовершенствовать или вовсе отменить сей Устав, то Народное Вече объявляет сие посредством обыкновенного Закона и созывает в Столице или в другом каком либо Городе, на сей предмет Народный Собор. Члены оного должны быть равны числом членам Народного Веча и назначаются теми же Избирателями. Народный Собор не имеет никакой власти и должен только заниматься порученною ему работою. Рассуждения его происходят гласно и печатаются. Все решится в оном 2/3 голосов. Шесть месяцев определяются для приведения к окончанию его поручения. По окончании оного Народный Собор распускается и Председатель оного доносит о том Вечю препровождая при том Проэкт Собора, который немедленно печатается.

После того другой Закон назначает Областные Соборы для обсуждения, принятия или отвержения Проэкта Устава сочиненного Народным Собором. Каждая Область назначает в собор свой двойное число Депутатов противу того, которое она имела в Народном Соборе. — Областные Соборы созываются все в один и тот же день. Им назначается срок, к которому они должны решительно принять или отвергнуть предлагаемый им устав — и они должны разойтись все в один и тот же день. Они не имеют уже права делать новыя соображения, но должны только принять или отвергнуть Проэкт Народного Собора. Для сего нужны 2/3 голосов в каждом Областном Соборе.

Так как Народонаселение Областей весьма не равно, то для принятия или отвержения Нового Устава считаются не Соборы, но 2/3 голосов наличных членов заседавших в оных.

После того Новой Устав приводится уже в исполнение или остается старый.

Капитан Муравьев.

Генваря 13-го дня
1826.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ