Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

– это то, что положено каждому, живущему в России с рождения и до конца жизни. Государство обязуется обеспечивать их человеку, защищать и по возможности расширять.

Российское законодательство приведено к нормам и требованиям международного сообщества. Потому то, что полагается человеку и гражданину в РФ, идентично тому, что положено людям, живущим в других развитых государствах.

Конституция — основной закон РФ. Гарантирует права и свободы человека и гражданина

Все наши свободы и права ежедневно проявляются в отношениях с другими людьми, организациями и государством. Правовая доктрина условно разделила то, что полагается людям, на виды. Нам полагаются следующие виды прав:

  • личные;
  • культурные;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • экологические.

Зачастую, одни права переплетаются с другими. Многое зависит от того, с какой позиции рассматривается личность: как человек или как гражданин.

Большинство прав граждан России можно найти в Конституции. Все они (основная подборка) отражены во 2-й главе этого документа.

Основные статьи главы 2 Конституции РФ о «правах и свободах человека и гражданина»

Что представляют собой личные права

Личные гражданские права гражданина РФ часто называют просто личными или просто гражданскими. Они могут носить имущественный или неимущественный характер.

Личные неимущественные права

Личные неимущественные права не относятся к владению чем-либо материальным. Эта категория вступает в силу с момента появления человека на свет. Они наделяют вас следующими правами:

  • жить, дышать воздухом;
  • получить при рождении имя, фамилию, отчество;
  • выбирать на своё усмотрение место для жизни;
  • выбирать, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, вероисповедание;
  • свободно передвигаться в пределах государства и за его пределами;
  • не работать по принуждению;
  • отвечать перед законом и людьми только тогда, когда суд вынесет соответствующее решение;
  • быть неприкосновенным;
  • вести с другими гражданами конфиденциальную переписку.

Никто не должен попирать ваше достоинство. К основным личным правам и свободам можно также отнести свободу совести. Это широкое и крайне важное понятие, согласно которому вы можете самостоятельно формировать и пересматривать свои убеждения. Подробнее о «свободе совести» смотрите в следующем видеосюжете.

Личные имущественные права

От личных неимущественных прав имущественные отличаются тем, что имеют отношение к факту владения чем-либо. Согласно им вы можете:

В данном случае объектами выступают какие-либо вещи, являющиеся собственностью определённого гражданина. Таковыми могут быть не только предметы, но и деньги. Разница между личными неимущественными правами и имущественными ещё и в том, что первые — нематериальные, они неразделимы с личностью. В них нет содержания экономического характера.

Разновидности имущественных прав в РФ

Что представляют собой политические права

Существенным отличием политических прав граждан РФ от прочих видов является их связь с гражданственной принадлежностью конкретного человека. Данная группа – это конституционные права, которые определяют взаимодействие личности с государством, её участие в общественной и политической жизни страны. Вот перечень основных прав российских граждан, политического характера:

  • нам дано всеобщее равенство перед законами Российской Федерации;
  • мы можем создавать союзы и объединения, не спрашивая на то дозволения;
  • россияне имеют право обращаться в государственные и иные инстанции с заявлениями, которые будут приняты и рассмотрены;
  • граждане могут организовывать стачки, если считают такую меру необходимой;
  • люди могут свободно собираться и проводить собраний и под открытым воздухом, и в помещениях;
  • цензура в РФ запрещена, слово и печать свободны.

Список можно продолжить. Часто в него попадает и то, что включают в личные права и свободы человека. К примеру, свобода совести применима в обоих случаях. С одной стороны, она имеет отношение к конкретной личности, с другой, определяет её взаимосвязь с обществом и страной.

О социально-экономических правах граждан

Если основные личные права невозможно разделить с их обладателем и большинство из них человек получает, лишь появившись на свет, то, что относится к социально-экономическому аспекту, зачастую обретается в процессе жизни по мере взросления. Данное направление напрямую связано с производственными отношениями и распределением материальных благ. Эта область призвана удовлетворить экономические потребности каждого россиянина.

Что входит в список прав

В группу вошли права:


Речь идёт о том, что каждый человек с гражданством или без него должен быть обеспечен необходимыми материальными благами.

Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом.

Преступлениями против личной свободы признаются наказуемые в соответствии и со ст. 127 (незаконное лишение свободы) УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г. N 63-ФЗ в ред. от от 22.07.08 N 145-ФЗ. // КонсультантПлюс деяния, непосредственно посягающие на общественные отношения, обеспечивающие право человека произвольно перемещаться и определять место своего положения, если иное прямо не предусмотрено законом.

Данный вид преступления характеризуется высоким уровнем общественной опасности, в связи, с чем законодатель закрепил в структуре нормы права суровую санкцию статьи.

Жесткость мер государственного принуждения в борьбе с незаконным лишением свободы людей обусловлена криминологическими показателями и жизненной необходимостью, так как уровень количества похищений людей, особенно, например, в северокавказских республиках (без учета латентной преступности), стабильно высок.

Данная позиция государства оправдана и способствует реализации целей наказания, закрепленных в УК РФ.

Видовым объектом, применительно к незаконному лишению свободы человека, необходимо признать: свободу, честь и достоинство личности.

В теории уголовного права определено, что под ними понимаются деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинства личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения Уголовное право. Особенная часть. / Под ред. А.И. Papora. - M., 1996. С. 58..

Уголовный кодекс, равно как и другие правовые акты РФ, не определяет этого понятия. Такое положение чаще всего объясняется сложностью и многоаспектностью категории "свобода" в юриспруденции.

Понятие "личная свобода человека"

Свобода в юриспруденции связана с правомочиями, дозволенностью, ответственностью, обязанностями. Наиболее часто встречаются следующие определения свободы:

- "свобода состоит именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему желанию или выбору" Локк Дж. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 259.;

- "свобода - право выбора по своей воле места пребывания" Бойко Н.В. Ответственность за незаконное лишение свободы по советскому уголовному праву. Харьков, 1989. С. 13.;

- "свобода представляет собой свою волю, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, подчинения чужой воле; способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями и осуществлять выбор" Адельханян Р.А. Расследование похищения человека. М., 2000. С. 18.;

- "выбор не всегда является свободным. Личность может осуществлять и нежелательный, вынужденный выбор. Поэтому именно желанный выбор, прежде всего характеризует сущность свободы личности" Логанов И.И. Свобода личности. М., 1972. С. 286..

Абсолютной свободы быть, конечно, не может, человек ограничен, прежде всего объективными границами (физический, физиологический, географический, климатический, пространственный факторы, материальные условия жизни общества и прочие). Вынужденный выбор совершается под таким принуждением, которое угрожает жизни или другим высшим, жизненно важным для конкретного человека интересам Рассказов Л., Упоров И. Категория "свобода" в уголовном праве России // Уголовное право. 2000. N 2. С. 34.

При наличии именно такой угрозы человека можно считать несвободным; как раз здесь проходит грань свободы - несвободы.

Прежде чем сформулировать определение свободы как непосредственного объекта, хотелось бы еще обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, в юриспруденции свобода вне права как социальное явление существовать не может, а право, в свою очередь, определяет границы свободы, но границы, образно говоря, прозрачные, так как человек может преступить правовую грань (совершить преступление), вполне обладая при этом свободой воли. Поэтому для устранения различных противоречий необходимо знать, что в юриспруденции можно говорить лишь о "правовой свободе", то есть о свободе, ограниченной нормами права;

Во-вторых, если обратится к анализу объекта преступления против свободы личности, то наука уголовного права не устанавливает какого-либо собственного понятия "личность" и оперирует им, исходя из его определений в тех отраслях знаний, которые занимаются изучением данного феномена. Но нам необходимо дать понятие личности для определения "свободы личности" как непосредственного объекта. Личность - это явление, характеризующееся неразрывной связью, единством биологического и социального начала. Это единство следует понимать в том смысле, что социальные признаки могут формироваться только на природной, биологической основе, и в то же время ее общечеловеческие, природные черты не могут развиваться вне социальной действительности Донцов А.В. Похищение человека: уголовно-правовой аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-н / Дону, 2003. С. 12.. Поэтому в основе личной свободы должна лежать одна из важнейших потребностей человека - потребность перемещаться в пространстве, что является необходимым условием развития человека как живого организма.

Р.Д. Шарапов определяет физическую свободу человека как общественные отношения, обеспечивающие возможность человека свободно перемещаться и определять место своего нахождения, а также возможность по своему усмотрению совершать активные телодвижения, то есть возможность фактически реализовать присущие ему от природы физические блага Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб., 2001. С. 194.. Можно сказать, что в это определение автоматически включается и так называемая "поведенческая свобода" личности, так как ее нарушение с применением физического и/или психологического насилия автоматически ведет к невозможности совершения личностью "активных телодвижений по своему усмотрению".

Очевидно, что понятие "личная свобода человека" включает в себя не только возможность свободного перемещения и выбор поведения по своему усмотрению. Можно поддержать тех авторов, которые полагают, что право на неприкосновенность частной жизни, честь, достоинство также являются элементами личной свободы и соответственно данные правоохраняемые интересы могут выступать объектами рассматриваемого преступления Кадников Ф.Н. К вопросу об объективных признаках состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ. // Международное публичное и частное право. 2006. №5..

Таким образом, применительно к правовой сфере можно предложить следующую дефиницию: свобода представляет собой деятельность, поведение, действие человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права и приносящие своими результатами определенное удовлетворение Тютюнник И.Г. Объект похищения человека. // Российский следователь. 2007.№12..

А как непосредственный объект для преступлений против свободы личности свободу можно представить следующим образом: перемещение человека, совершаемое им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами уголовного законодательства.

«Свобода» - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями 1 . Поэтому стремление к свободе - естественное состояние человека.

Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.

Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.

В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.

Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.

И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен 2 ». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.

В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора (libre arbiter) естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», то есть по соглашению между свободными волями, которое конституирует общество, каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта утрата абсолютна, так что формула договора была бы формулой тоталитарного общества, в котором индивид, лишенный всякого права, целиком подчинен социальной целостности, часть которой он составляет. Но такая абсолютная утрата всех прав противоречиво выступает абсолютной гарантией всех прав и настоящей свободы.

На смену концепции свободы, построенной на теории общественного договора, приходят концепции онтологического и гносеологического плана, характерные для немецкой классической философии. В немецкой классической философии противоборствовали два полярно противоположных взгляда на человеческую свободу: детерминистская трактовка свободы, где свобода выступает как познанная необходимость и альтернативная точка зрения, согласно которой свобода не терпит детерминации, а представляет собой разрыв с необходимостью, отсутствие сдерживающих границ. Понимание диалектической природы свободы упирается в анализ взаимодействия ”Я” и ”Не-Я”, в анализ ее как посредника между всеми гранями взаимопереходов процессов освоения и отчуждения. Представляя собой не некую вещь, но меру процессуального тождества противоположностей, свобода всегда внутренне противоречива и, следовательно, неопределенна, размыта, амбивалентна.

Иммануил Кант относил свободу к «неизбежным проблемам самого чистого разума» наряду с Богом и бессмертием.

По Канту сказать «Я должен» - то же самое, что «Я свободен» (иначе долженствование бессмысленно). Это и есть метафизическая сущность свободы.

Кант уточняет: если понимать свободу в позитивном смысле, то есть как аналитическую пропозицию, то тогда была бы необходима интеллектуальная интуиция (которая здесь совершенно недопустима по тем самым причинам, о которых он говорил в «Критике чистого разума»).

По Канту: свобода – это независимость воли от природного феноменального закона; то, что вне каузального механизма. Свобода – качество воли самоопределяться посредством только чистой формы закона, не спрашивая о его содержании. Свобода ничего не объясняет в мире феноменов, зато все объясняет в сфере морали, открывая широкую дорогу автономии. Кант говорит, что было бы безрассудством вводить в науку свободу, если бы практический разум и моральный закон не обладали автономией. Формулу «Если смогу, сделаю» Кант не приемлет. «Должен, следовательно, можешь», - в этом суть кантианства.

Если определять свободу как независимость воли от природных законов и от содержания морального закона, то мы получим ее негативный смысл. Если к этому мы добавим свойство воли самоопределяться, то получим специфически позитивный ее смысл. Автономия в том и состоит, что воля сама себе предписывает закон. У Канта свобода, автономия и «формализм» неразрывно связаны в том смысле, что материя никогда не может быть мотивом или определяющим условием волевого действия. В противном случае из максимы нельзя сконструировать закон по причине ее ненадежности.

В «Критике практического разума» понятия свободы как предмета третьей антиномии космологической идеи, бессмертия души и Бога становятся уже постулатами. Постулаты – не теоретические догмы, а предпосылки, с практической точки зрения. Итак, свобода есть условие императива. Кант даже называет категорический императив синтетической априорной пропозицией, структурно включающей свободу. Но он идет дальше: категория причины, чистое понятие, само по себе применимо как к миру феноменов, так и миру ноуменов, понятая как механическая и свободная. Воля будет свободной причиной. Человек как феномен признает свою подчиненность механической каузальности. Но как существо мыслящее, он свободен благодаря моральному закону. Сколь ни непосредственным достоянием любого человека является чувство свободы, оно, тем не менее, не находится на поверхности сознания. Требуется глубина анализа, чтобы возникало целостное восприятие принципа свободы.

Определенные положения о природе свободы человека, выводимые И. Кантом, нашли свое воплощение и дальнейшее развитие в философии И. Г. Фихте. Как заметил философ, между процессом формирования свободы и ее реальным обнаружением, проявлением, как правило, образуется временной интервал. Свобода реализуется поэтапно. Одни границы определяют ее становление, в рамках других происходит ее воплощение.

Философия Фихте - это философия чистого долженствования. Каждая последующая историческая стадия свободы выступает как причина предыдущей. Человечество утрачивает свое первоначальное «состояние невинности» не почему-то, а для чего-то. Это для чего - конечная цель истории. Исторический процесс имеет круговую структуру: конец есть возвращение к началу, правда, на новом уровне.

Только находясь на точке зрения религии, человек преодолевает свободу, а вместе с ней и раздвоенность, входящую в мир вместе с сознанием. Только теперь он может достичь единства с Божественным абсолютом.

В лекциях «О назначении ученого» он развивает ту мысль, что стремление человека к свободе означает его стремление к тождеству с «чистым Я». Данная цель нереализуема, но человек к ней непременно устремляется. Назначение, следовательно, состоит не в том, чтобы достичь этой цели, достичь социального равенства людей как идеала. Но человек может и должен все более и более приближаться до бесконечности к этой цели. Фихте развивает тот тезис, что о существовании других разумных существ человек узнает через призыв к нему быть свободным.

Итак, позитивный признак общества - это «взаимодействие посредством свободы».

Свобода в истории по Ф. Шеллингу носит противоречивый, диалектический характер: она порождается деятельностью людей и благодаря им же снимается. Это находит свое воплощение в диалектически противоположных суждениях немецкого философа: «Возникновение всеобщего правового строя не должно быть делом случая, и все-таки оно может быть только результатом свободной игры сил, наблюдаемой нами в истории 3 ». И далее: « Человек лишь потому имеет историю, что его поступки не могут быть заранее определены какой – либо теорией. Следовательно, историей правит произвол 4 ». Вместе с тем: «Всеобщее правовое устройство является условием свободы, так как без него свобода гарантирована быть не может… Свобода должна быть гарантирована порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы 5 ». И, наконец: «… история не протекает ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечным отклонением реализуется единый идеал,… весь образ в целом 6 ». Тем самым, единственно возможным (в логике Ф. Шеллинга) в данном случае является создание «философии абсолютного тождества», что подтверждает диалектический характер свободы в истории.

Второе направление в философской мысли Германии связано с Г. Гегелем, который подчеркивал, что наукоучение Фихте есть «первая разумная попытка на протяжении всей истории выводить категории». Наиболее полно проанализировал онтологические компоненты свободы именно Г. Гегель. Свобода трактуется Гегелем предельно широко и это можно проследить в сочинениях Бернского периода (1793-1796). Там Гегель предстает как исследователь, для которого свобода - это ценность всех ценностей, принцип всех принципов. Он имеет в виду, прежде всего, «свободу от»: от деспотизма, от угнетения, произвола властей предержащих. В связи с этим Гегель обращается к достоинству человека.

В своем главном труде «Феноменология духа» он исходит из той мысли, что индивид способен каким-то образом переживать свое отношение к форме чувственной достоверности. Но данное переживание не есть только его индивидуальное переживание. Оно как бы выступает на сцену форм являющегося духа. Например, одна из глав «Феноменологии» «Свобода и ужас» обращается к анализу таких выступающих на сцене духа форм сознания, которые связаны с пониманием свободы как ничем не ограниченной. Результат такой свободы - абсолютный ужас.

Гегель прекрасно осознает все парадоксы и тупики такой свободы. В его социальной философии начинает превалировать идея мирного разрешения социальных конфликтов. Эта мысль была не чужда реформаторам, но марксистская литература всегда относилась к ней критически. Гегель полагает, что общество, с одной стороны, призвано охранять свободу индивида, а с другой - создавать правовое государство, основывающееся на разумном взаимопонимании граждан.

Право истолковывается Гегелем как целостная система свободы, вытекающая из телеологического развития воли.

Гегель считает, что человек узнает о других «Я» потому, что они ограничивают его свободу, которую тот должен отстоять в борьбе за признание.

Итак, взяв за исходный пункт идею самодвижения понятия, Гегель логично «организовал» природу и дух, религию и искусство, государство и личность. Он - настолько «последовательный идеалист», что его философия означает уже переход в своеобразный реализм. Благодаря «диалектике понятия» Гегель осознал тот тезис, что свобода есть «истина необходимости».

Гегель считал, что начальное бытие свободы возможно только через государство. Поэтому он придает такое огромное значение теории государства. Народ не может быть, по Гегелю, свободен сам по себе. К тому же идеальная свобода, считал Гегель, есть свобода в сознании, не больше.

Онтологические трансформации принципа свободы можно обнаружить у Маркса, который уделял огромное внимание проблеме свободы. Свобода для него была равнозначна самоопределению духа, стремящегося к самопознанию.

Отсутствие публичности и гласности есть такое ограничение свободы, которое фактически сводит ее к нулю. К тому же, по мысли Маркса, свобода вообще не может быть частичной, не может касаться только одной стороны жизни, не распространяясь на другие, и напротив, ограничение свободы в чем-то одном есть ее ограничение вообще. «Одна форма свободы, - пишет Маркс, - обуславливает другую, как один член тела обуславливает другой. Всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще. Всякий раз, когда отвергается какая-либо одна форма свободы, этим самым отвергается свобода вообще… 7 ». Под свободой опять-таки понимается, прежде всего, свобода разума, ибо еще предполагается, что именно неосуществление этой свободы является конечной причиной всех прочих несвобод, включая «несвободное государство».

В отличие от существующего «несвободного государства», «разумное государство» представляет объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и, объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя « разумное государство» как «союз свободных людей», Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», то есть, государство должно быть «соответствующим природе человека», должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы».

Занимаясь вопросами социальной онтологии, Маркс утверждал, что «современная философия рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам собственного разума, человеческого разума».

Маркс полагал, что нельзя судить о реальной свободе на основании спекулятивной идеи свободы, которая есть лишь плод теоретического воображения. Маркс, пытался осмыслить свободу как онтологическую проблему, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития. В этом плане свобода выступала у него в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости, по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Но поскольку эта трактовка была сопряжена в основном с политической борьбой, с революционным преодолением капитализма, она фактически предполагала создание репрессивных структур, значительно ограничивающих свободу индивидуальных субъектов, ее юридические и экономические основания. Если продолжить эту мысль дальше и сказать, что социализм есть «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс), то свобода приобретает высокий онтологический статус.

В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода - есть познанная необходимость» 8 . Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек - часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Заключение.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ

И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Введение.

Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Не случайно в ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на свободу и на личную неприкосновенность. Исходя из этого никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, подвергаться произвольному аресту, задержанию и содержанию под стражей, а также изгнанию.

Право каждого на личную свободу и неприкосновенность личности закреплено Конституцией Российской Федерации (ст. 22). Посягательство на личную свободу граждан по общему правилу влечет ответственность по статьям 126 (похищение человека), 127 (незаконное лишение свободы) и 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар). Самостоятельное преступление против общественной безопасности образует захват заложника - деяние, также связанное с посягательством на личную свободу человека (ст. 206 УК). На свободу человека могут посягать и иные преступления, имеющие другой непосредственный объект, например, совершаемые должностными лицами - представителями власти (органов уголовной юстиции), и поэтому предусмотренные в других главах Особенной части Уголовного кодекса (статьи 286, 301, 305).

В соответствии со статьями 21 и 23 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Эти положения также продиктованы соответствующими нормами международного права, содержащимися, в частности, в указанных выше Международном пакте и Всеобщей декларации. Умаление чести и достоинства личности влечет не только гражданско-правовую (ст. 152 ГК), но в соответствующих случаях и повышенную - уголовно-правовую ответственность по статям 129 (клевета) и 130 УК (оскорбление).

Таким образом, под преступлениями против свободы, чести и достоинства личности понимаются деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения.

1. Понятие, правовая характеристика и виды преступлений

против свободы, чести и достоинства

Свобода, честь и достоинство личности – эти важнейшие качества, присущие каждому человеку со дня его рождения. Это положение закреплено в Конституции РФ, во многих ее статьях (см., в частности, ст. 21, 22, 23). В ней же записано право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.



Важнейшее благо и условие развития личности – это физическая свобода человека, особенно, когда она не только провозглашается, но и охраняется государством.

Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести. Эти положения продиктованы нормами права, содержащимися, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и др.

В этих документах присоединившимся государствам предписано устанавливать за нарушение свободы, чести и достоинства личности гражданско-правовую и уголовную ответственность. В новом Уголовном кодексе РФ целая глава (17-ая) посвящена охране от преступных посягательств свободы, чести и достоинства личности, которые являются основными объектами преступлений. Таким образом, под преступлениями против свободы, чести и достоинства следует понимать противоправные деяния, посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения.

Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие свободу, честь и достоинство человека и гражданина.

Непосредственным объектом преступлений данного раздела являются общественные отношения, которые обеспечивают такие блага личности, как свобода, честь и достоинство конкретного потерпевшего.



а) посягательства на свободу личности (ст. 126, 127, 128 УК РФ):

б) преступления против чести и достоинства личности (ст. 129, 130 УК РФ).

2. Преступления против свободы личности

Похищение человека (ст.126 УК РФ)

Анализируемая норма сложилась прежде всего под влиянием международных документов о правах и свободах человека. К их числу, в первую очередь, относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г. и Конституции РФ положения, закрепленные в названных документах, получили дальнейшее развитие. Так, Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина РФ на личную свободу и неприкосновенность.

Основным объектом по ст. 126 УК РФ выступает конституционное право человека на свободу (ст.22 Конституции РФ). Личная свобода означает право на выбор местопребывания, передвижения, проживания. Этим правом наделены все граждане, независимо от возраста, социального статуса, вменяемости и осуществляется оно лично либо, если речь идет о малолетних, больных, невменяемых, – родителями, близкими или законными представителями.

Кроме основного, в данной статье возможно выделение и факультативного объекта – безопасности жизни, здоровья - который может подвергаться опасности причинения вреда (п. “в”,”е” ч. 2 ст. 126 УК РФ).

Объективная сторона похищения означает захват и незаконное перемещение потерпевшего из его постоянного или временного места обитания в другое против или помимо его воли.

Термин “против воли” означает, что потерпевшего похищают с применением насилия. Оно может состоять в связывании, насильственном помещении в транспортное средство, угрозах применить физическое воздействие при отказе потерпевшего подчиниться требованиям похитителей.

Похищение помимо воли потерпевшего означает его тайное либо с применением обмана изъятие из места обитания. Тайным оно может быть в тех случаях, когда отсутствуют очевидцы происходящего, либо они наблюдают факт похищения, но не сознают противоправности действий виновных. Например, в присутствии очевидцев похитители под видом бригады “скорой помощи” погружают в автомашину похищаемого, которому ввели большую дозу снотворного.

Обманный способ похищения может выражаться в сообщении потерпевшему заведомо ложных сведений о вызове его, допустим, на работу, в определенное место для свидания с близким ему человеком или для деловой встречи.

Состав ст. 126 УК РФ – формальный. Оконченным преступление считается с момента похищения. Срок, в течение которого удерживается потерпевший, значения не имеет, так как для квалификации важен сам факт похищения.

Субъективная сторона похищения характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды обитания с перемещением в другое место и желает этого.

Мотивы и цели содеянного могут быть различными, чаще всего – это корысть: выкуп от его родных или близких; доход от продажи похищенного “в рабство”; продажа для незаконного использования в качестве донора для трансплантации органов и тканей; продажа детей за рубеж для усыновления (удочерения) либо использования их в неправомерных (неблаговидных) целях, например, сексуальной эксплуатации в публичных домах, гаремах, притонах и т.д.

Корыстные побуждения могут проявляться и в стремлении виновного освободиться от обязанности нести материальные затраты на содержание, обеспечение детей или других иждивенцев; освобождение от уплаты долга кредитору и т.п. Корыстный мотив законодатель считает наиболее распространенным из всех возможных. В случае установления корыстных мотивов действия похитителя необходимо квалифицировать по п. “з” ч. 2 ст. 126 УК РФ. Эта квалификация сохранится и в том случае, если виновный фактически не получил материальной выгоды или не освободился от несения материальных затрат.

Кроме корыстных, мотивами похищения могут быть: месть, хулиганские побуждения, устранение конкурента в бизнесе и другие. Установление их может учитываться при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, квалификации деяния и назначении наказания. Так, если виновный похитил ребенка, а затем продал его, то содеянное надо квалифицировать по п. “з” ч. 2 ст. 126 УК РФ.

Субъект общий: лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.

Из числа субъектов по ст. 126 УК РФ следует исключить группу лиц, действия которых внешне выглядят как похищение, но фактически взаимоотношения похитителя, похищаемого и третьих лиц регламентируются законом или нормативными актами других отраслей права (Семейным Кодексом РФ, в частности). Не может считаться похищением одним из родителей малолетнего ребенка, с которым ему не разрешает встречаться второй родитель. Не могут считаться похитителями близкие родственники (братья, сестры, дед, бабушка), если они действовали, по их мнению, в интересах ребенка. Для исключения уголовной ответственности в действиях названных, лиц безусловно, должен отсутствовать корыстный мотив.

Части 2 и 3 ст. 126 УК РФ устанавливают ответственность за ква­лифицированные и особо квалифицированные виды похищения человека. Большинство признаков, названных в этих частях, соответствуют их описанию, данному в ст. 105 и 111 УК РФ.

Вместе с тем отдельные признаки ч. 2 ст. 126 требуют уточнения применительно к данному составу либо самостоятельного анализа.

Предусмотренный в п. “в” ч. 2 ст. 126 УК РФ признак “насилие, опасное для жизни и здоровья”, означает, что в процессе похищения человека либо удержания его похититель применяет физическое насилие, опасное для жизни в момент нанесения (ч. 1 ст. 111 УК РФ), либо опасное для здоровья (ст. 112 и 115 УК РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 126 УК РФ “лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления”. В этом примечании предусмотрен специальный (частный) случай освобождения от уголовной ответственности. Главное, из чего исходит законодатель, – это спасение жизни похищенного человека, и здесь возможен компромисс (в случае деятельного раскаяния виновного).

Основанием для применения примечания к ст. 126 УК РФ является, прежде всего,добровольное освобождение похищенного, т. е. такое освобождение, которое последовало в ситуации, когда виновный еще мог продолжать незаконно удерживать похищенное лицо, но предоставил ему свободу.

Мотивы добровольного освобождения похищенного могут быть разными: жалость к потерпевшему, раскаяние, боязнь уголовной ответственности, мести со стороны родственников потерпевшего и др.

Другим основанием является отсутствиев действиях лица иного состава преступления. Если в действиях виновного есть иной состав преступления, связанный с похищением человека, например, причинение вреда здоровью похищенного различной степени тяжести, его истязание, изнасилование женщины, незаконное ношение оружия и т.д. – он привлекается к уголовной ответственности.

Примечание к ст. 126 УК РФ дает похитителю возможность одуматься и освободить похищенного человека. Кроме того, оно может способствовать сдерживанию преступника от дальнейших насильственных действий в отношении похищенного.

Незаконное лишение свободы (ст.127 УК РФ)

Рассматриваемое преступление является смежным с похищением человека. Не случайно в ч. 1 ст. 127 УК РФ говорится о незаконном лишении свободы, не связанном с похищением человека.

Непосредственным основным объектом данного преступления является личная (физическая) свобода человека. В качестве дополнительных объектов в ряде случаев выступает безопасность жизни или здоровья человека. Потерпевшим от преступления при этом может быть любое лицо.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном лишении человека свободы передвижения в пространстве и времени, выбора им места нахождения, общения с другими людьми. Например, насильственное удержание потерпевшего в каком-либо помещении.

Способом совершения данного преступления является физическое или психическое насилие либо то и другое одновременно, а также обман. Психическое насилие представляет собой угрозу применения физического насилия к лишаемому свободы или его близким, что приводит к подавлению воли потерпевшего и его способности к сопротивлению.

В отличие от похищения человека данное преступление осуществляется без перемещения человека, вопреки его воле, из одного места в другое.

Оконченным преступление признается с момента фактического лишения свободы. Продолжительность незаконного лишения свободы для применения ст. 127 УК РФ значения не имеет. Однако явно незначительный промежуток времени, на которое лицо было ограничено в свободе передвижения, может свидетельствовать о малозначительности деяния и не рассматриваться в силу ч. 2 ст. 14 УК РФ как преступление.

Согласие самого человека на изоляцию в определенном месте исключает состав рассматриваемого преступления. Однако последующее противоправное удержание лица, находящегося в определенном месте по собственной воле (например, сезонного рабочего по истечении срока контракта), является незаконным лишением свободы. Удержание заблудившегося ребенка вопреки его воле следует также квалифицировать как незаконное лишение свободы.

Лишение свободы другого человека при необходимой обороне, крайней необходимости и при задержании по подозрению в совершении криминального деяния не рассматривается как преступление. Исключается ответственность и в случаях, когда родители осуществляют принудительно-воспитательные меры по отношению к своим несовершеннолетним детям.

Субъективная сторона незаконного лишения свободы характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что помимо воли другого человека незаконно лишает его свободы, и желает этого. Мотивы данного преступления могут быть различными: месть; ревность; хулиганские побуждения, способствование совершению другого преступления; лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах; срыв деловых переговоров и проч.

Субъектом незаконного лишения свободы может быть частное лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Должностное лицо за незаконное лишение свободы путем использования своего служебного положения несет ответственность по ст. 286 либо при наличии соответствующих признаков – по ст. 301 или ч. 2 ст. 305 УК РФ.

Квалифицированные и особо квалифицированные признаки незаконного лишения свободы, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 127 УК РФ, аналогичны соответствующим квалифицированным и особо квалифицированным признакам преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.

При совершении других криминальных деяний одновременно или в связи с незаконным лишением свободы содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Торговля людьми (ст.127.1 УК РФ)

Статья 127.1 УК РФ введена Федеральным законом от 08.12.2003 года № 162-ФЗ. Объективная сторона характеризуется совершением различных действий: купле-продаже человека, либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении. Преступление имеет формальный состав и окончено с момента совершения одного из указанных действий. По существу в статье предусмотрены два состава: 1) купля-продажа человека; 2) вербовка, перевозка и т.д.

При купли-продаже преступление окончено с момента передачи человека покупателю. С этого момента последний приобретает право собственности и может владеть, пользоваться и распоряжаться купленным человеком как своей собственностью.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и специальной целью (цель - обязательный признак) - эксплуатация человека.

Под эксплуатацией человека в этой статье понимаются использование человека для занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей. Субъект преступления общий. В ч.2 и 3 статьи предусмотрены квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава.

С учетом повышенной общественной опасности преступления статья 127.1 УК РФ снабжена примечанием (поощрительной нормой), предполагающей в ряде случаев освобождение лица от уголовной ответственности.

Этим же Федеральным законом от 08.12.2003 года в УК РФ введена статья 127.2 "Использование рабского труда ", предполагающая использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от исполнения работ (услуг).

Квалифицированным составом является использование рабского труда в отношении двух или более лиц, в отношении заведомо несовершеннолетнего; лицом с использованием своего служебного положения.

Незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ)

Помещение лица в психиатрический стационар осуществляется добровольно – по просьбе самого помещаемого или с его согласия. Основаниями для госпитализации в данный стационар является наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи, кроме того, необходимость проведения психиатрической экспертизы.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 года “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” помещение в психиатрический стационар без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя возможно только в исключительных случаях как неотложная мера или по решению врачей-психиатров.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть принудительно госпитализировано в психиатрический стационар до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В этих случаях решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром самостоятельно по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования. В неотложных случаях решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

Объективная сторона преступления выражается в действии – незаконном помещении в психиатрический стационар: во-первых, в недобровольной (принудительной) госпитализации заведомо психически здорового человека вопреки его воле в психиатрический стационар как в неотложном порядке, так и по решению комиссии врачей-психиатров для его обследования и лечения; во-вторых, помещение в такой стационар лица, хотя и страдающего психическим расстройством, однако при отсутствии предусмотренных законом оснований и порядка.

Преступление считается оконченным с момента незаконного помещения лица в психиатрический стационар, т.е. имеет формальный состав.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно помещает лицо в психиатрический стационар и желает этого.

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста (близкие родственники потерпевшего, соседи, законные представители, заинтересованные по тем или иным соображениям избавиться от потерпевшего, в том числе и работники медицинских учреждений).

В ч. 2 ст. 128 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав: то же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло смерть потерпевшего или тяжкие последствия.

Таким образом, субъект преступления в данном случае специальный: врач-психиатр, поместивший лицо в психиатрический стационар единолично либо в составе комиссии, давшей заключение о необходимости принудительной госпитализации. Врачи-психиатры, входящие в комиссию, признаются на время работы в комиссии должностными лицами, и если они принимают решение о госпитализации потерпевшего, то их действия при наличии умышленной вины квалифицируются по ч. 2 ст. 128 УК РФ. Если члены комиссии находились в предварительном сговоре по поводу совместного составления такого заключения, то они являются соисполнителями данного преступления и все несут ответственность по ст. 128 УК РФ. Точно так же квалифицируются деяния иных должностных лиц, если они, используя свое служебное положение, незаконно поместили лицо в психиатрический диспансер.

Судья, вынесший заведомо незаконное постановление о принудительной госпитализации лица, в соответствии со ст. 33 Закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 305 УК РФ за вынесение заведомо неправосудного акта. Если судья находился в предварительном сговоре с врачом-психиатром, то он несет ответственность по ст. 128 УК РФ (в зависимости от конкретных обстоятельств дела судья может выступать либо в качестве соисполнителя, либо в качестве пособника этого преступления).

Врач-психиатр, подготовивший заведомо ложное заключение, на основании которого судьей принято решение о принудительной незаконной госпитализации, несет наказание по ч. 2 ст. 128 УК РФ как исполнитель данного преступления (посредственное исполнение). В случае, когда врач-психиатр или судья фабрикуют такое заключение за взятку, их действия должны быть дополнительно квалифицированы и по ст. 290 УК РФ.

К тяжким последствиям незаконной госпитализации следует отнести не только смерть потерпевшего по неосторожности, которая может наступить, например, в результате телесных повреждений, причиненных при его сопротивлении, попытке побега, неправильного применения “мер физического стеснения”, передозировки лекарств, примененных для купирования сопротивления, но также и причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, включая и возможность возникновения психического расстройства.

3. Преступления против чести и достоинства личности

Клевета (ст.129 УК РФ)

Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Непосредственным объектом данного преступления является честь, достоинство лица и его деловая репутация. Честь – это общественная оценка личности, мера социальных и духовных качеств гражданина как члена общества. Достоинство – это самооценка человека, базирующаяся на воспитанных с детства качествах. Репутация – это оценка личности родственниками, друзьями, сослуживцами общественного значения гражданина, его компетентности, способностей, коммуникабельности.

Потерпевшим по данной статье может быть любое лицо, включая малолетних и невменяемых, живых или умерших людей. Прокуратура по заявлению близких родственников или законных представителей перечисленных лиц должна принять меры к восстановлению доброго имени оклеветанного человека и привлечению клеветников к уголовной ответственности.

Объективная сторона преступления состоит в распространении заведомо ложных сведений о другом лице.

Распространение означает сообщение хотя бы одному лицу ложных сведений, порочащих честь и достоинство оклеветанного. Способ распространения может быть устным, письменным с использованием любой множительной техники, сообщение по телефону и другим средствам связи. Это может быть текстовой материал либо изображение, изготовленное с применением любых технических средств.

Состав формальный . Момент окончания преступления – распространение клеветнических сведений. Они (сведения) должны быть:

а) заведомо ложными, т. е. изначально не соответствующими действительности;

б) порочащими честь и достоинство человека или подрывающими его репутацию. Например, сообщение хотя бы одному лицу заведомо ложных сведений о наличии у потерпевшего венерического заболевания; о том, что он содержит притон или ворует во время презентаций сувениры и серебряные ложки со стола и т.д.;

в) похожими на факты, а не быть суждениями о человеке типа: “мне кажется, что N имеет дурные наклонности” или “многие считают, что N способен на неблаговидные поступки” и т. п.

Субъективная сторона клеветы характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что распространяет заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство потерпевшего либо подрывающие его репутацию как гражданина, отца (матери) семейства, руководителя учреждения, члена коллектива, научного работника. Волевой момент прямого умысла – виновный желает распространить заведомо ложные сведения. Мотивы клеветы – самые разнообразные: месть, зависть, желание устранить конкурента по службе, бизнесу, в научной и иной деятельности, выслужиться. Не исключается и корысть.

Субъектом по ст. 129 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 129 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный вид клеветы, содержащейся в публичном выступлении (на митинге, в лекции, докладе), публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Публичность следует признавать и в тех случаях, когда на видных местах населенного пункта вывешиваются листовки и иные изображения, содержащие клевету на потерпевшего.

Часть 3 ст. 129 УК РФ предусматривает ответственность за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого (ч. 4 ст. 15 УК РФ) или особо тяжкого (ч. 5 ст. 15 УК РФ) преступления. Данный вид клеветы необходимо отграничивать от ложного доноса (ст. 306 УК РФ). Разграничение проводится по объекту, объективной и субъективной сторонам сравниваемых составов.

Объектом при ложном доносе (в отличие от клеветы) являются интересы правосудия. С объективной стороны по ст. 129 УК РФ ложные сведения распространяются среди окружающих. По ст. 306 УК РФ они сообщаются правоохранительным органам, имеющим право на возбуждение уголовного дела.

Форма вины в сравниваемых статьях одинакова – прямой умысел, но различить их можно по цели совершаемых действий; при заведомо ложном доносе умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности; а при клевете – на унижение его чести и достоинства в глазах окружающих.

Оскорбление (ст.130 УК РФ)

Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, унижающих честь и достоинство путем негативной (отрицательной) оценки личности потерпевшего. Оскорбление может осуществляться публично, наедине с потерпевшим, заочно .

Обязательным признаком состава преступления является форма оценки личности потерпевшего – она должна быть неприличной , т. е. противоречащей установленным правилам общения между людьми, требованиям общечеловеческой морали. Унижение чести и достоинства происходит именно вследствие неприличной формы обращения с потерпевшим. Оскорбление может быть высказано непосредственно либо через третьих лиц, но при условии, что они (по убеждению или просьбе виновного) передадут его потерпевшему.

В отличие от клеветы, отрицательная оценка потерпевшего может и соответствовать действительности, но поскольку она дается в неприличной форме, то чести и достоинству оскорбляемого причиняется ущерб.

Кроме словесной либо письменной формы оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, нанесение ударов, щелчок в нос, плевок в лицо, пощечина, неприличные телодвижения), которые унижают достоинство человека. И хотя в законе эта форма оскорбления прямо не называется, думается, на практике ее не следует категорически исключать из числа действий, образующих понятие оскорбления.

Решающим фактором при квалификации должна быть направленность умысла виновного. Если названные действия направлены именно на унижение чести и достоинства потерпевшего, то их следует квалифицировать по ст. 130 УК РФ.

Действия при оскорблении должны быть направлены против конкретного лица или группы лиц. Неприличная оценка личности вообще, персонально никому не адресованная, может содержать состав другого преступления, например, хулиганства.

Состав преступления по ст. 130 УК РФ – формальный. Оно считается оконченным в момент совершения самих действий, если они выполняются в присутствии потерпевшего и ему адресованы. В тех случаях, когда оскорбление было совершено в отсутствие потерпевшего – с момента сообщения ему другими лицами высказанных в его адрес оскорблений.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы деяния учитываются при назначении наказания.

Субъект общий : физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 130 УК РФ соответствует по содержанию аналогичным признакам, названным в ч. 2 ст. 129 УК РФ.

Заключение.

Торговля людьми - одна из наиболее острых проблем современности. Сексуальная эксплуатация, принудительный труд, долговая кабала, эксплуатация детского труда, «домашнее» рабство, попрошайничество, насильственное использование людей в вооруженных формированиях, торговля людьми для трансплантации органов и тканей – все это чудовищные формы одного и того же преступления.

Торговля людьми - глобальное явление, с которым сталкивается большинство стран мира. Жертвами торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. Среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерное неравенство - факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

Проект Евросоюза «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации», осуществляемый Международной организацией по миграции (МОМ), основывается на позиции уважения и защиты прав пострадавших от торговли людьми. Основной задачей Проекта является содействие Правительству и общественным организациям России в борьбе с различными формами торговли людьми на территории Российской Федерации как стране происхождения, транзита и назначения.

Правительства государств, подписавших Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее Протоколы, взяли на себя обязательство предупреждать и пресекать торговлю людьми посредством проведения и поддержки программ, направленных на информирование населения, защиту жертв и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Международная организация по миграции убеждена, что государственные органы, неправительственные организации и гражданское общество в целом способны выработать единую комплексную стратегию борьбы с торговлей людьми, которая объединит превентивные меры, уголовное преследование и наказание преступников, защиту жертв и оказание помощи пострадавшим.

МОМ рассматривает торговлю людьми и каждый конкретный случай эксплуатации и унижения, как нарушение прав человека и вызов общественной безопасности.

Начиная с 1995 года, МОМ ведет активную деятельность по противодействию торговле людьми в мировом масштабе. Результатом этой деятельности является:

Установление партнерских отношений и развитие технического сотрудничества с более чем 400 правительственными структурами и общественными организациями;

Оказание помощи более 10000 пострадавших, включая женщин, мужчин и несовершеннолетних;

Разработка и осуществление более 300 проектов по противодействию торговле людьми в более чем 70 странах.


См.: Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова.Том2.М., 1997. С. 6-23.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ