Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • 24.Процессуальное соучастие: понятие, основания и виды. Процессуальные права и обязанности соучастников.
  • 25.Замена ненадлежащего ответчика: условия, порядок и последствия.
  • 26.Процессуальное правопреемство: понятие, основания, отличие от замены ненадлежащего ответчика.
  • 2. Основания процессуального правопреемства:
  • 27.Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
  • 28.Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
  • 29.Основания и формы участия прокурора в суде первой инстанции.
  • 30.Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  • 31.Представительство в суде: понятие, основания, виды, полномочия представителя.
  • 2. Задачи судебного представительства:
  • 32.Полномочия представителя в суде
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.
  • 34.Понятие подсудности и ее виды. Родовая подсудность.
  • 35.Территориальная подсудность и ее виды.
  • 36.Последствия несоблюдения правил подсудности. Порядок передачи дела в другой суд.
  • 37.Процессуальные сроки: понятие, значение, виды. Исчисление процессуальных сроков.
  • 38.Порядок продления, приостановления и восстановления процессуальных сроков.
  • 39.Понятие и виды судебных расходов.
  • 40.Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов.
  • 41.Судебные штрафы. Основания и порядок наложения штрафа; сложение или уменьшение штрафа.
  • 42.Понятие и цель судебного доказывания.
  • 43.Понятие судебных доказательств. Доказательственные факты.
  • 44.Предмет доказывания: понятие, состав образующих фактов, порядок их определения. Факты, не подлежащие доказыванию.
  • 45.Факты не подлежащие доказыванию.
  • 46.Распределение обязанности доказывания между сторонами.
  • 47.Доказательственные презумпции (понятие и значение).
  • 1. Процесс доказывания сводится к трем общим правилам:
  • 48.Относимость и допустимость доказательств.
  • 49. Оценка доказательств.
  • 50. Классификация доказательств.
  • 51.Объяснения сторон и третьих лиц. Утверждения и признания.
  • 52.Свидетельские показания. Понятие свидетеля, его процессуальные права и обязанности. Основания освобождения от дачи свидетельских показаний.
  • 53.Письменные доказательства, их виды. Аудио и видеозаписи.
  • 54. Аудио-видеозапись.
  • 55.Вещественные доказательства. Осмотр на месте.
  • 56.Экспертиза в гражданском процессе (основания, порядок назначения, виды). Права и обязанности эксперта. Заключение эксперта, его отличия от консультации специалиста.
  • 57.Роль специалиста в исследовании доказательств. Консультация специалиста.
  • 58.Обеспечение доказательств: понятие, способы, основания и порядок.
  • 59. Судебные поручения: основания, процессуальный порядок направления и исполнения.
  • 60. Понятие иска и его элементы.
  • 61. Виды исков.
  • 62. Право на иск и право на предъявление иска. Предпосылки права на предъявление иска и последствия их отсутствия.
  • 63.Соединение и разъединение исков.
  • 64.Изменение иска. Отказ от иска.
  • 65. Обеспечение иска.
  • 66. Средства защиты интересов ответчика Защита интересов ответчика. Встречный иск.
  • 67. Порядок предъяачения иска и последствия его несоблюдения.
  • 68. Исковое заявление и его реквизиты. Порядок исправления недостатков искового заявления.
  • 69. Отличие отказа в принятии заявления от возвращения заявления и оставления заявления без движения
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

    1. Подведомственность - это отнесение спора о праве Или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, кото­рые ему подведомственны.

    2. Правом рассматривать гражданские дела по законодательству РФ наделены:

    Суды (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);

    Органы исполнительной власти - в случаях, предусмотренных законом (например, налоговые органы, органы загса и др.);

    Органы, создаваемые, назначаемые или избираемые сторонами спора (например, третейские суды;" примирительные- комиссии и посредники по трудовым спорам).

    Гражданские дела могут разрешаться и другими органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, на­пример нотариусами.

    Кроме того, каждый гражданин в соответствии с международ­ными договорами РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Подведомственность гражданских дел определяется в основном законом и только в отдельных случаях - подзаконными актами.

    Виды подведомственности

    В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела одному органу иди разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.

    Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только су­дом (например, дела о лишении родительских прав). И в то же время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют мно­жественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.

    2. Множественная подведомственность подразделяется на договор­ную, императивную, условную, альтернативную и смешанную. Договорная подведомственность - это подведомственность, оп­ределяемая взаимным соглашением сторон. Императивная подведомственность - это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде. Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренно­го законом условия. Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, ука­зан в законе.

    Если в порядке альтернативной подведомственности гражда­нин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого во­проса в суд.

    Смешанная подведомст венность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего им­перативной и альтернативной.

    Подведомственность дел тем или иным органам устанавливает­ся законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:

    Характер спора;

    Субъектный состав;

    Наличие спора;

    Наличие договора между сторонами спора.

    Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

    Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    Дела по спорам, вытекающим из семейных и трудовых право­отношений;

    Дела, возникающие из жилищных правоотношений;

    Деда по спорам, возникающим из гражданских, кооператив­ных, земельных отношений, отношений по использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

    Дела, возникающие из государственно-правовых, администра­тивно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

    Дела по спорам, вытекающим из соответствующих междуна­родных договоров перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном сообщении между теми или иными органи­зациями, отправляющими или принимающими груз, с одной стороны, и организациями ж/д или воздушного транспорта - с другой;

    Дела об оспаривании гражданами решений и действий (бездей­ствия) государственных органов, органов местного самоуправ­ления и должностных лиц, нарушающих права и свободы че­ловека и др.

    Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.

    Суды также рассматривают дела, в которых участвуют ино­странные граждане, лица без гражданства, иностранные пред­приятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или со­глашением сторон.

    Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел.

    Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

    Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

    Дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; -

    дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК; -

    дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

    дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК); -

    дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

    Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

    В то же время в случаях, предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК), например дела о несостоятельности.

    Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе - путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

    Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

    Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

    В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК).

    Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 29 АПК, Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", административного, бюджетного и иного законодательства.

    Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

    Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо

    исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.

    При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел остановимся на семейных и трудовых спорах.

    Еще по теме § 2. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции 1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции:

    1. Понятие и виды подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.
    2. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

    Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Подведомственность (в общем смысле) - это совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам гражданского процессуального законодательства, а не Конституционным Судом РФ и не арбитражным судом.

    Традиционными являются три формы защиты:

    1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам);

    2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления);

    3) общественная (третейские суды и др.).

    Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

    Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 ТК РФ). Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.

    Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

    Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

    Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

    Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений , например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

    Судам подведомственны дела особого производства . Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение и т.д.


    1. Характер спора - определяет подведомственность органов судебной власти.

    2. Субъектный состав участников спора - позволяет провести разграничение между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    3. Наличие или отсутствие спора – определяет подв. между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов (нотариусы, органы загса). Так, при отсутствии спора между супругами при расторжении брака брак будет расторгаться органом загса, а при наличии спора - судом.

    4. Наличие договора между сторонами спора - определяет подведомственность между государственными и негосударственными третейскими судами.

    Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности 2 признаков:

    1) наличие спора о праве ;

    2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда .

    Характер спора в данном случае значения не имеет.

    К подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии 2 критериев:

    1) характер спора - экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;

    2) субъектный состав - юридические лица и граждане-предприниматели.

    Однако данное правило не действует, когда речь идет о спец. подведом. дел арбитражным судам (ст. 33 АПК).

    Выделяют следующие виды подведомственности:

    1.Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.

    2. Условная подведомственность определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.

    3. Договорная подведомственность возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.

    4. Альтернативная подведомственность предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.

    В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.

    Исключительная судебная подведомственность предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).

    В рамках множественной подведомственности выделяют:

    1) альтернативную судебную подведомственность - возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;

    2) договорную судебную подведомственность - возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;

    3) условную (императивную) судебную подведомственность - возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.

    Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражд. судопро-ва, поскольку рассматривается и разрешается в ином суд. порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

    Как уже было сказано в статье «Подведомственность дел: понятие и виды «, спор может быть рассмотрен не только судом, но и иными органами. Однако окончательный ответ на правовой вопрос могут дать только государственные суды. Именно они осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Кроме того, их решения обязательны к исполнению для всех и каждого (для физических, юридических, иностранных лиц, государственных органов). Неподчинение окончательным судебным выводам является основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности. Но такое решение будет законным и иметь силу только тогда, когда оно вынесено именно тем судом из целой их системы, который уполномочен на то законом. В связи с этим перед тем, как подавать заявление в тот или иной суд, рекомендуется понимать, на какие споры распространяется его юрисдикция, т.е. какие в целом дела он может рассматривать.

    Термин «юрисдикция» применительно к судебному органу означает законные рамки его прав и обязанностей по разрешению какой-либо категории дел. В юриспруденции эти категории принято отличать друг от друга по нескольким характеристикам.

    Во-первых, по субъектному составу, то есть, кем непосредственно в спорном правоотношении является каждая из его сторон. Ими в споре могут быть физические лица (граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица, государство (в лице органов государственной власти или должностных лиц), муниципальные образования. Каждый вышеуказанный субъект может быть стороной в споре с любым другим субъектом.

    Во-вторых, по характеру спора. На определение подведомственности дел двум основным ветвям судебной системы – судам общей юрисдикции и арбитражным судам, влияет именно наличие или отсутствие экономического или предпринимательского характера спорного правоотношения. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Что касается официального определения экономической деятельности, то ее нет ни в одном законе. Однако значение экономической деятельности шире предпринимательской. Так, экономическая деятельность может и не быть связана с получением прибыли гражданином или организацией в качестве основной цели своей деятельности.

    Отталкиваясь от названных характеристик разграничения споров и соответственно юрисдикций судов, ответим на вопрос, как определить подведомственность дел судам общей юрисдикции. Статьей 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (далее по тексту – ФКЗ N-1) определены дела, которые рассматривают данные суды. Это все уголовные, а также все гражданские и административные дела за исключением тех, которые рассматриваются другими судами. Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ):

    • исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
    • дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ).

    Что касается субъектного состава дел, подведомственных таким судам, то следует обратить внимание на то, что их юрисдикция не случайно названа «общей». Она является таковой потому, что подать заявление в суд общей юрисдикции может любой из субъектов, перечисленных двумя абзацами выше. Например, каждый дееспособный гражданин независимо от его пола, места рождения и жительства, материального положения и т.д. может инициировать судебное разбирательство при нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов.

    Подведомственность дел арбитражным судам

    Основным критерием определения подведомственности дел арбитражным судам – возникший спор (правовой вопрос) носит экономический, в том числе предпринимательский характер. То есть спорное материальное правоотношение возникло в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ) устанавливает вторую классическую характеристику определения подведомственности дела арбитражному суду. Так, спорящими сторонами являются юридические лица или граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели. Причем согласно закону, гражданин считается индивидуальным предпринимателем, если он зарегистрирован в таком статусе.

    Таким образом, споры с участием физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, на стороне заявителя и (или) нарушителя не подведомственны арбитражным судам (по общему правилу). Они будут подведомственны судам общей юрисдикции.

    Что касается дел с участием юридических лиц, то для определения их подведомственности арбитражным судам, большое значение имеет характер конкретной деятельности организации, в ходе осуществления которой возник спор. Иными словами, носит ли эта конкретная деятельность экономический, в том числе предпринимательский, характер или нет.

    Подсудность гражданских дел — следующий после подведомственности аспект, который должен быть определен субъектом, решившим обратиться в суд общей юрисдикции для защиты ущемленных интересов. Неправильное применение правил о подведомственности может повлечь отказ в принятии заявления, а на более поздних этапах — прекращение производства, несоблюдение же правил о подсудности приведет к возвращению заявления с указанием надлежащего суда.

    Подведомственность дел судам общей юрисдикции

    В отличие от подсудности гражданских дел подведомственность выступает механизмом установления юрисдикционного органа, обладающего компетенцией разрешить конкретный спор. Нормы указанного правового института позволяют распределить дела между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Законодатель в ст. 22 ГПК РФ фактически определяет круг споров, подлежащих разрешению судами общей юрисдикции, по остаточному принципу.

    Несмотря на то что в п. 1 перечисляются отдельные категории дел, в п. 3 говорится об исключении из сферы ведения судов общей юрисдикции экономических и иных споров, названных законом в качестве компетенции арбитражных судов.

    Таким образом, понять, какой спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции, можно, только обратившись к нормам АПК РФ, устанавливающим критерии разрешаемых ими правовых конфликтов:

    1. Споры, по характеру являющиеся экономическими (понятие, не имеющее четкого определения);
    2. Споры между субъектами, круг которых ограничен АПК РФ, преимущественно ИП и юрлицами.

    Также в АПК РФ следует обратить внимание на ст. 29 (перечень административных споров), ст. 225.1 (перечень корпоративных споров) и ст. 33 (об исключительной подведомственности).

    Если обращение содержит несколько неразделимых требований, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая — суда общей юрисдикции, преимущественную подведомственность имеет последний.

    Предметная подсудность по ГПК РФ, компетенция мировых судей по гражданским делам, а также районных судов, судов субъектов, Верховного суда РФ

    Институт подсудности гражданских дел предназначен для установления конкретного суда общей юрисдикции, в который подлежит направлению заявление субъекта. При этом ГПК подсудность дифференцирует на 2 подвида.

    В качестве начального этапа выступает определение предметной (родовой) подсудности, то есть уровня судебных органов, которые рассмотрят спор в 1-й инстанции. Фактически это распределение дел по вертикали.

    Ст. 23-27 ГПК РФ посвящены разграничению компетенции между мировыми судьями, районными судами, судами субъектов и ВС РФ.

    Специфическими являются случаи предъявления лицом требований о возмещении морального вреда, когда требуется решить вопрос об отнесении спора к ведению мирового судьи либо районного суда.

    Ст. 23 и 24 ГПК РФ прямо не называют соответствующую категорию дел, в связи с чем ВС РФ неоднократно, например в постановлении пленума от 29.01.2015 № 2, отмечал, что, когда компенсация морального вреда истребуется одновременно с разрешением имущественного спора (с имущественным требованием не более 50 000 руб.) и производна от него, ситуация подсудна мировому судье. Если же сумма имущественного требования выше либо моральный вред истребуется вне связи с ним, рассматривать спор будет районный суд.

    В целом сфера деятельности районных судов обозначается по остаточному методу. Судам субъектов подсудны конфликты, связанные с нарушением гостайны, а также иные, отнесенные к их ведению законодательством. Компетенция ВС РФ определяется соответствующим ФКЗ.

    Территориальная подсудность и ее виды, системное толкование ГК РФ и ГПК РФ для правильного определения

    После того как определен уровень суда, компетентного разрешить спор, требуется определить орган, ориентируясь на пространственный критерий, по горизонтали. Иначе говоря, применить правило о 2-м виде подсудности — территориальной.

    В рамках указанного вида выделяются отдельные группы правил, применимых в тех или иных категориях ситуаций:

    1. Положение об общей подсудности (содержится в ст. 28 ГПК РФ). В качестве критерия указывается место жительства или нахождения противоположной стороны спора. Однако установление надлежащего суда общей юрисдикции возможно только по результатам системного толкования норм ГПК и ГК РФ.

      Определить подсудность ГК РФ поможет посредством раскрытия понятий «место жительства» и «место нахождения». Местом жительства выступает то, где постоянно либо преимущественно проживает субъект. Однако, когда, к примеру, местом пребывания гражданина является общежитие либо тюрьма, возникает вопрос: подавать иск по месту жительства либо пребывания? С точки зрения целесообразности и удобства иски нередко предъявляются по последнему, при этом права ответчика не нарушаются.

    2. Правило об исключительной подсудности (ст. 30). Прежде всего, речь идет о спорах в отношении объектов недвижимости. В доктрине и практике не выработано единого мнения относительно характера споров, подпадающих под действие данных норм: они должны быть исключительно вещными либо также обязательственными?
    3. Договорная подсудность гражданских дел. Подразумевается определение сторонами надлежащего суда в соглашении с учетом запрета изменения родовой подсудности.
    4. Подсудность связанных дел. Относится к встречным искам.

    Подсудность по выбору истца как специфический вид территориальной подсудности

    Рассмотренные выше понятие и виды подсудности гражданских дел не включали такой подвид территориальной подсудности, как альтернативная, то есть специфические ситуации, в которых истцу предоставляется право выбрать один из нескольких судов общей юрисдикции, которым дело подсудно одновременно.

    Перечень случаев, указанных в ст. 29 ГПК РФ, является исчерпывающим. К примеру, если место жительства нарушителя интересов неизвестно либо он проживает за границей, истец может направить заявление в 1 из следующих судебных органов:

    • по месту жительства в РФ, которое известно в качестве последнего;
    • по месту, где находится имущество ответчика.

    Данная правовая возможность выступает в качестве процессуальной гарантии для истца, создающей для него наиболее удобные условия для обращения за судебной защитой.

    Аналогично в остальных случаях рассматриваемый вид подсудности гражданских дел выравнивает положение сторон конфликта, учитывая ухудшенное материальное или социальное положение заявителя. Так, требования об алиментах могут направляться истцом не только по месту жительства должника, но и по собственному, как и иски о возмещении вреда, ставшего результатом увечья либо смерти кормильца.

    Воспользоваться правом на подачу иска по месту своего жительства также можно, когда решается вопрос о расторжении брака и при этом родитель проживает с несовершеннолетним.

    Недопустимость споров о подведомственности и подсудности в процессе

    В случаях, когда суд принял спор к производству, однако в дальнейшем было выяснено, что при этом были подвергнуты нарушению правила подсудности гражданских дел , принимается решение о направлении дела в компетентный суд общей юрисдикции для дальнейшего разрешения, о чем выносится определение.

    Обжалование определения возможно в течение 15 дней. Когда срок окончен, дело передается в иной суд, который обязан принять его в силу прямо предусмотренного в ч. 4 ст. 33 ГПК РФ запрета любых споров по предмету подсудности.

    Если в аналогичных нормах АПК РФ прямо указывается, что правило о передаче дел функционирует только применительно к отношениям между судами 1-го уровня, то в ГПК РФ такого указания нет.

    Каким образом разрешается ситуация, когда, например, мировой суд направляет дело в районный, который, в свою очередь, видит, что совершается ошибка и дело ему неподсудно, однако стороны не обжалуют соответствующее определение?

    В доктрине есть позиция, согласно которой, поскольку ст. 47 Конституции РФ гарантирует субъектам разрешение дел именно компетентными органами, при нарушении такой передачей родовой подсудности возможно возвращение дела вышестоящим судом с целью исправления ошибки. Однако, когда дела передаются между одноуровневыми органами, споров о подсудности быть не может.

    Формальный запрет относительно подведомственности в ГПК РФ обнаружить невозможно, однако практикой и доктриной выработана позиция, согласно которой такие споры тоже запрещаются (см., например, постановление президиума ВАС РФ от 26.03.2013 № 15480/12, применимое и к судам общей юрисдикции).

    Проблемы судебной практики по вопросам подведомственности, подсудности

    Вопрос о том, какой подсистеме судов подведомственно определенное разбирательство, в некоторых случаях решается нелогично. К примеру, некоторые суды признают определяющим для разграничения сфер ведения критерий субъектного состава спора, а его экономический характер — производным от этого свойством. Таким образом, любой спор, даже тот, в основе которого экономическая деятельность не лежит, передается в арбитражный суд, если его сторонами выступают юрлица.

    В качестве примера может служить спор по результатам ДТП, в котором участвовали машины 2 некоммерческих организаций, то есть деликт. Деликт никак не может носить экономический характер, но по причине участия в конфликте юрлиц подобные споры зачастую рассматриваются арбитражными судами, хотя логичнее было бы включить их в компетенцию судов общей юрисдикции.

    Аналогичные споры могут возникать, когда участником дела выступает ИП, но при этом неясно, действовал он в конкретной ситуации как гражданин либо как предприниматель. Например, ИП является стороной сделки по аренде кафе для празднования какого-либо события. Непонятно, как решить вопрос о подведомственности такого спора: направить его в суд общей юрисдикции или признать экономическим?

    В целом практика в области применения норм о подведомственности и подсудности противоречива. Единообразные подходы пока находятся в процессе выработки.

    Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — 2 аспекта, без которых невозможна эффективная реализация конституционного права любого лица на защиту интересов законным судом.

    Следует быть особенно внимательным, так как правовое регулирование в этой области нельзя назвать достаточно определенным, в силу чего возможно различное толкование неоднозначно сформулированных положений закона в судебной практике.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ