Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Введение

В государственных архивах хранится значительное количество кинодокументов на нитрооснове, которая в нашей стране и за рубежом использовалась для изготовления фильмов с начала зарождения кино до середины 60-х годов.

Нитроцеллюлозу (основной компонент нитроосновы кинодокументов) получают путем этерификации целлюлозы азотной кислотой. Обладая многими положительными для кинопроцесса физико-механическими свойствами, нитрооснова при хранении разлагается с выделением оксидов азота, которые под воздействием кислорода и влаги воздуха образуют азотную кислоту, ускоряющую процесс дальнейшего разложения нитроосновы. Реакция разложения становится автокаталитичной, ее скорость увеличивается минимум в два раза при повышении температуры хранения кинодокументов на нитрооснове на каждые 5oС.

Резко снижая кислотность фотографического эмульсионного слоя, выделившаяся азотная кислота не только ускоряет процесс разложения самой основы, но и приводит к выцветанию и ухудшению характеристик изображения кинодокументов.

2. Область применения

Настоящие рекомендации распространяются на все кинодокументы АФ РФ и другие архивные кинодокументы в государственных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, которые изготовлены на нитроцеллюлозной пленке. Независимо от типа содержащейся в кинодокументах информации (изобразительная, звуковая, позитив, негатив, фонограмма), типа использованного для их изготовления светочувствительного материала, года производства и характеристики создателя рекомендуется использовать положения данных рекомендаций для продления срока жизни кинодокументов на нитроцеллюлозной основе и для обеспечения пожаробезопасности архивов.

3. Определения, обозначения и сокращения

Оригинал документа : Документ, полученный в результате творческой деятельности человека по закреплению аналоговыми технологиями на материальном носителе информации первоисточника, независимо от используемых технических средств и способов ее закрепления.

Страховая копия документа : Копия оригинала документа, предназначенная для замены оригинала в случае его утраты, повреждения или недоступности и входящая в состав страхового фонда документации.

Страховое копирование документов : Процесс изготовления страховых копий документов.

Фонд пользования : Совокупность копий оригиналов документов, изготовленных на микроформах и предназначенных для предотвращения износа оригиналов документов и использования содержащейся в них информации.

Стабильность НЦ-основы : Состояние полимера, при котором процесс его естественного старения не проявляется в существенных изменениях эксплуатационных свойств носителя информации и не определяется органолептически (по запаху) или другим прямым способом;

АФ РФ - Архивный фонд Российской Федерации;

АГФ-нитро Ц - индикаторные полоски для контроля стабильности кинодокументов;

Ед. хр. - единица хранения;

КД - кинодокумент;

НЦ-основа - полимерная многокомпонентная пленка, изготовленная из нитроцеллюлозы;

ОТК - отдел технического контроля;

ПЭТФ-основа - полимерная многокомпонентная пленка, изготовленная из полиэтилентерефталата;

РН-метр - прибор для определения кислотности среды;

СФД - страховой фонд документации;

СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба;

ТТР - типовой технологический регламент;

ТАЦ-основа - полимерная многокомпонентная пленка, изготовленная из триацетатцеллюлозы;

ЧС - чрезвычайная ситуация;

ЭС - экстремальная ситуация.

ИСО (ISO) - Международная организация по стандартизации .

4. Организация хранения

4.1. Архивохранилище архивных КД на НЦ-основе территориально отделяют и изолируют от других архивохранилищ. При организации хранения должны быть предусмотрены отдельные хранилища для оригиналов и копий КД.

4.2. Работы по обеспечению сохранности кинодокументов на НЦ-основе включают следующие мероприятия:

· выявление всех КД на НЦ-основе, находящихся на хранении в архиве;

· выявление дублетных копий КД на НЦ-основе и немедленное их уничтожение;

· маркировку документов на НЦ-основе соответствующим образом;

· выделение документов на НЦ-основе в отдельные боксы-хранилища с созданием соответствующих температурно-влажностных и санитарно-гигиенических условий хранения;

· перевод КД на безопасную пленку с одновременным изготовлением страховых копий на особо ценные документы;

· контроль технического состояния КД и исследование стабильности НЦ-основы;

· контроль состояния хранилищ;

· соблюдение мер безопасности и правил обращения с КД на НЦ-основе;

· ограничение использования документов на НЦ-основе.

4.3. Указанные в п. 4.2. мероприятия целесообразно осуществлять в следующем порядке.

4.3.1. Определение вида основы КД в соответствии с требованиями Методики определения вида основы кинодокументов (приложение 1).

4.3.2. Среди документов на НЦ-основе должны быть выявлены дублетные варианты, которые подлежат отбору и немедленному уничтожению по Акту о выделении к уничтожению, форма которого в соответствии с "Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (М., 2007) приведена в приложение 4.

4.3.3. Маркировку КД на НЦ-основе осуществляют путем нанесения на первичную упаковку краской красного цвета отличительного индекса или штампа "Огнеопасная". Такая же маркировка должна быть нанесена на упаковку КД в случаях совместного монтажа пленок с ТАЦ-основой и НЦ-основой.

4.3.4. Все КД на НЦ-основе подлежат копированию на пленку с безопасной основой. Перевод КД на безопасную пленку осуществляется в плановом порядке. При этом целесообразно одновременно изготавливать копии для пополнения комплекта КД и страховые копии особо ценных документов в соответствии с требованиями "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов АФ РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (М., 2007). Оригиналы особо ценных документов перед копированием должны подвергаться подготовке, которая включает восстановление оригиналов и их реставрацию.

Примечание. В случае совместного монтажа пленок с ТАЦ-основой и НЦ-основой последние должны быть перекопированы и заменены пленкой на безопасной основе.

4.3.5. Очередность копирования и порядок уничтожения КД устанавливается по результатам контроля технического состояния в соответствии с требованиями раздела 6 настоящих Рекомендаций.

4.3.6. Поддержание нормированных условий хранения и санитарно-гигиенического режима в хранилищах КД осуществляют в соответствии с требованиями раздела 5 настоящих Рекомендаций.

4.3.7. Контроль состояния хранилищ осуществляют в соответствии с требованиями раздела 7 и Приложения 3 настоящих Рекомендаций.

5. Условия хранения

5.1. Хранение КД на НЦ-основе должно осуществляться отдельно от документов на ТАЦ и ПЭТФ основах в специальных боксах-хранилищах, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности для хранения нитропленки и с дополнительной вытяжкой воздуха из нижней зоны помещения.

5.2. Хранилище необходимо оборудовать металлическими стеллажами или металлическими шкафами. Для установки стеллажей и шкафов определяют следующие расстояния:

    торец стеллажа (шкафа) - не менее 0,45 м от стен здания; между стеной и стеллажом, параллельным стене, а также между соседними стеллажами (проход) - не менее 0,75 м; между рядами стеллажей (главный проход) - не менее 1,2 м; от нагревательных или отопительных устройств - не менее 1,0 м; нижняя полка стеллажа - не менее 0,15 м от пола, а в цокольном этаже - не менее 0,30 м от пола.

5.3. Упаковку КД осуществляют в соответствии с ГОСТ 7.65 и ГОСТ

5.4. Оптимальные условия хранения КД обеспечивают поддержанием нормативных параметров температурно-влажностного, санитарно-гигиенического и светового режимов.

5.5. Температурно-влажностные режимы хранения КД на НЦ-основе должны соответствовать нормам, приведенным в таблице 1.

Таблица 1


п/п

Наименование объекта
хранения

Требования к температурному режиму

Требования к влажностному режиму f, %

макс

Допустимые суточные колебания

макс

Допустимые
суточные
колебания

Оригиналы КД и копии на правах оригиналов на черно-белой пленке

Оригиналы КД и копии на правах оригиналов на цветной пленке

Копии КД на НЦ-основе

* Указаны максимальные значения температуры и относительной влажности, включающие величину допустимых суточных колебаний

Примечание к Таблице 1.

1. Допускается снижать температуру и относительную влажность окружающего воздуха в хранилищах по сравнению с установленными в пределах технических возможностей архива, что объясняется прямой зависимостью срока стабильности НЦ-основы от температуры и относительной влажности воздуха. При организации хранения КД в условиях отрицательных температур не допускать размещения в хранилищах ед. хр., имеющих влагосодержание, равновесное относительной влажности воздуха выше f = 35%.

2. Не допускать снижения относительной влажности воздуха в хранилищах ниже f = 35%, так как более низкие значения этого параметра приводят к увеличению скручиваемости, хрупкости фотослоя, волнистости края пленки.

3. Для увеличения периода стабильности НЦ-основы выемку КД из хранилищ целесообразно осуществлять не более чем на 3 дня.

5.6. В помещениях хранилищ должен поддерживаться санитарно-гигиенический режим, обеспечивающий отсутствие пыли и биологических агрессоров в воздушной среде, для чего необходимо не реже одного раза в неделю проводить уборку помещения пылесосом с водным фильтром, не реже одного раза в месяц - влажную уборку всего помещения, ежедневно - влажную уборку полов.

5.6.1. Предельно допустимая концентрация пыли в воздухе хранилищ и производственных помещений не должна превышать 10 пылинок на 1 см2 при размере пылевых частиц не более 0,5 мкм.

5.6.2. Предельно допустимое количество колоний микроскопических грибов и бактерий в хранилище при оценке методом седиментации в течение часа - не более 10 в одной чашке Петри d = 90 мм.

5.7. В помещениях хранилищ содержание вредных газов и примесей в воздухе не должно превышать следующих величин (мг/м3):

· окислы азота - 0,04;

· сероводород - 0,008;

· сернистый газ - 0,005;

· озон - 0,1.

5.8. Освещенность стеллажей и шкафов в хранилищах не должна быть менее 20 лк, проходов - 50 лк (на уровне пола), а рабочих мест не менее 100 лк (0,8 м от пола в горизонтальной плоскости).

5.9. Не допускать воздействия прямого солнечного света на КД в процессе хранения и обработки.

6. Контроль состояния кинодокументов

6.1. Контроль технического состояния КД на НЦоснове осуществляют профессионально подготовленные сотрудники ОТК.

6.1.1. Последовательность и методы контроля для определения состояния НЦ-основы в ед. хр. КД следующие:

o индикаторный экспресс-метод - непосредственно в хранилище кинодокументов;

o органолептический и визуальный контроль ед. хр. КД в целом - в отдельном предназначенном для проведения контроля помещении на монтажном или фильмоконтрольном столе в отраженном и проходящем свете;

o инструментальный - с применением специальных приспособлений и устройств в отдельном предназначенном для проведения этих исследований помещении .

6.2. Индикаторный экспресс-метод применяют для оценки общего состояния данной ед. хр. КД, что позволяет достаточно быстро по изменению цвета индикаторных полосок "АГФ-нитро Ц" судить об общем количестве оксидов азота, выделяющихся из НЦ-основы. Методика применения индикаторных полосок "АГФ-нитро Ц" приведена в Приложении 2.

6.2.1. По результатам исследования выделяют группы документов, характеристика которых приведена в Таблице 2.

Таблица 2

Состояние НЦ-основы

Цвет индикаторных полосок
АГФ-нитро Ц

Меры безопасности

Стабильное

Ярко желтый, не отличимый от цвета исходных полосок

Повторный контроль с применением экспресс-метода через 2 года

Начало деструкции

Желто-оранжевый

Повторный контроль с применением экспресс-метода через 1 год

Деструкция

Красный или лиловый

Визуальный контроль всей ед. хр. на фильмоконтрольном столе

6.3 Органолептический и визуальный контроль всей ед. хр проводят на монтажном или фильмоконтрольном столе в отраженном и проходящем свете.

6.3.1. По результатам контроля КД подразделяют на следующие группы

а) видимые дефекты не обнаружены;

б) пленка на прозрачных участках пожелтела, в центре кадра появилась матовая полоса, изображение частично выцвело, чувствуется слабый запах оксидов азота;

в) эмульсионный слой липкий, витки рулонов КД склеиваются (гидролиз желатины);

г) встречаются размягченные участки, выделяются оксиды азота (распознаются по запаху);

д) рулон КД стал мягким, витки слиплись в сплошную массу, поверхность покрылась пеной, сильный запах оксидов азота;

е) рулон кинодокумента не может быть размотан из-за повышенной хрупкости основы, имеет участки частично или полностью превратившиеся в коричневую порошкообразную массу с едким запахом оксидов азота.

6.3.2. Документы групп "г", "д", "е", как имеющие неустранимые дефекты, подлежат немедленному изъятию из хранилищ и уничтожению, осуществляемому по акту о выделении к уничтожению (Приложение 4).

6.3.3. Документы групп "б", "в" подлежат первоочередному копированию, из них первыми копируются особо ценные и цветные. Документы этих групп, как имеющие неисправимые дефекты, после копирования подлежат уничтожению по акту о выделении к уничтожению.

6.3.4. Документы группы "а" (видимые дефекты не обнаружены) испытывают на стабильность НЦ-основы для установления дальнейших сроков хранения и повторного испытания с применением индикаторного экспресс-метода.

6.4 Инструментальные методы оценки состояния НЦ-основы рекомендуется применять с целью выявления отдельных планов с нестабильной НЦ-основой. При этом "Весовой метод" и "Метод искусственного остаривания образцов" применяют руководствуясь методиками, приведенными в Р "Кинематография. Исходные материалы фильмов. Условия хранения в фильмоархивах", а "Метод неразрушающего контроля стабильности НЦ-основы" по электрической характеристике материала - в соответствии с Инструкцией по применению неразрушающего метода контроля стабильности нитроосновы кинофотодокументов, (М.1989).

6.5. После копирования на безопасную пленку в архивах могут оставаться для дальнейшего хранения только оригиналы и копии на правах оригиналов особо ценных КД на стабильной НЦ-основе группы "а" (подгруппы 1 и 2) при соблюдении обязательных условий организации их хранения и Приложения 5 настоящих Рекомендаций.

6.6. Данные о стабильности НЦ-основы, дальнейших сроках хранения КД и повторных испытаниях стабильности НЦ-основы должны быть внесены в акт технического состояния КД (дефектную ведомость).

7. Контроль состояния хранилищ

7.1. Контроль и регистрация температурно-влажностных режимов воздуха в помещениях хранилищ должны осуществляться не реже одного раза в сутки с помощью измерительных приборов типа психрометра, обеспечивающих точность измерений температуры ±0,5oС и относительной влажности ±2%, число которых должно быть не менее одного на 25 м2 площади хранилища. Применяемые средства измерений должны быть поверены в соответствии с правилами .

7.2. Дату и результаты проверки температурно-влажностных режимов следует заносить в журнал регистрации показаний приборов с указанием фамилии контролера.

7.3. Энтомологический и микологический контроль состояния хранилищ КД осуществляют:

· визуально - не реже одного раза в месяц;

· по методикам, приведенным в Приложении 3, не реже одного раза в 6 месяцев при условии соответствия результатов испытаний требованиям п. 5.6.1 и 5.6.2 настоящих Рекомендаций.

В случае выявления биологических вредителей или запыленности хранилищ контроль осуществляют по мере необходимости после соответствующей обработки хранилищ и приведения их по этим показателям в соответствие с требованиями данных Рекомендаций.

7.4 Проверку соответствия содержания вредных газов и примесей в воздухе нижней зоны хранилища нормам, приведенным в п.5.7. настоящих Рекомендаций, целесообразно осуществлять не реже одного раза в год с привлечением специалистов СЭС.

8. Меры безопасности

8.1. В организации, осуществляющей постоянное хранение КД на НЦ-основе, должен быть разработан и утвержден в установленном порядке план конкретных действий в условиях ЧС и ЭС.

8.1.1. Функционирование архивохранилища КД в условиях военного времени, ЧС и ЭС должны обеспечивать автономные источники энергии (ДЭС) и автономные источники воды.

8.2. Хранилища в соответствии с ГОСТ 12.1.004 размещают в зданиях не ниже второй степени огнестойкости, оснащают противопожарным водоснабжением , огнетушителями (не менее одного на каждые 50 кв. метров хранилища), системой автоматического пожаротушения и охранно-пожарной сигнализацией в соответствии с ГОСТ 26342 .

8.2.1. Энергоснабжение здания осуществляют в соответствии с ГОСТ 12.1.019 путем прокладки скрытой электропроводки или размещением ее в газовых трубах. Распределительные щиты, предохранители и отключающие рубильники устанавливают вне хранилищ.

8.2.2. Аппаратура, на которой проводится работа со страховыми копиями, должна иметь защиту от поражения персонала электрическим током.

Приложение 1

МЕТОДИКА
определения вида основы кинодокументов

Настоящая методика распространяется на кинодокументы и устанавливает методы распознавания основы кинофотопленок по:

· маркировочным знакам;

· растворимости в органических растворителях;

· характеру горения.

1. Распознавание вида основы по маркировочным знакам.

Распознавание вида основы по маркировочным знакам осуществляется путем визуального просмотра края кинодокумента в проходящем свете.

Соответствующая маркировка нанесена фотографическим способом между краем пленки и перфорационным рядом в процессе производства пленки и становится различимой после химико-фотографической обработки.

Безопасная кинопленка на ТАЦ-основе должна иметь следующую маркировку:

o отечественного производства слово "Безопасная" или букву "Б";

o импортного производства - слово "Safety" или букву "S".

Отсутствие указанной маркировки на кинодокументах не может служить основанием для отнесения их к кинодокументам на огнеопасной НЦ-основе или безопасной ПЭТФ-основе, так как период перехода на производство триацетатной негорючей основы сопровождался выпуском отдельных партий кинопленок на ТАЦ-основе без маркировки, а пленки на ПЭТФ-основе не маркируются. При отсутствии маркировки на документах должна производиться проверка вида основы в соответствии с п. 3 Методики.

2. Распознавание вида основы по растворимости основы в органических растворителях.

Все документы, не имеющие маркировки, указанной в п. 1 и отражающие события до 1966 г., должны быть идентифицированы по виду основы по растворимости ее в органических растворителях. Используемые растворители: хлороформ, метиленхлорид.

Ход определения . На очищенную от загрязнений поверхность основы кинофотопленки наносят при помощи стеклянной палочки или кисточки каплю растворителя, выдерживают в течение 10-15 секунд. Удалив остатки неиспарившегося растворителя, рассматривают поверхность в отраженном свете: если под каплей растворителя осталось матовое пятно (нарушена структура основы) - основа триацетатная (негорючая); если поверхность сохраняет свою глянцевитость - основа нитроцеллюлозная (горючая).

Примечание . В случае определения вида основы на смонтированном фильме, во избежание повреждения изображения или фонограммы, каплю растворителя следует наносить на межкадровый промежуток или на промежуток между краем пленки и перфорационным рядом.

Правила обращения и хранения органических растворителей

При работе с органическими растворителями должны соблюдаться меры предосторожности.

1. В рабочих помещениях допускается хранение растворителей в небьющейся посуде, в количестве, необходимом для работы одной смены.

2. Запасы растворителей должны храниться в отдельном помещении, обособленном от производственных служебных помещений и архивохранилищ, в бутылях из коричневого стекла, имеющих маркировку с указанием на ядовитость, закрытых пробками и защищенных от воздействия солнечных лучей. Допуск к растворителям должен быть ограничен.

3. Работающие с растворителями должны исключать длительное вдыхание паров, контакт растворителя с кожей и случаи употребления внутрь.

4. Все лица, допущенные к работе с перечисленными растворителями, должны пройти пожарно-технический минимум с принятием зачетов по технике и пожарной безопасности.

Характеристика растворителей

Хлороформ (трихлорметан) - CHCl3

Хороший растворитель для триацетата целлюлозы. Легкоподвижная бесцветная жидкость, обладающая приторным, неприятным запахом. Токсичен. Обладает наркотическими свойствами. При попадании на кожу может вызвать появление дерматитов и экзем.

Негорюч, невзрывоопасен. На воздухе разлагается с выделением хлористого водорода и фосгена. Пары с воздухом не взрывоопасны. Может гореть только при наличии пламени горючего вещества.

Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 20 мг/м3.

Выпускается по ГОСТ.

Средства пожаротушения:

· химическая пена;

· распыленная вода.

Метиленхлорид (хлористый метилен) - CH2Cl2

Хороший растворитель для триацетата целлюлозы. Ядовитое вещество. Однако отравление человеческого организма наступает только при высоких концентрациях его паров в воздухе. При содержании небольшого количества влаги разлагается, образуя НСl. Температура самовоспламенения 580oС. Невзрывоопасен. В воздухе горит только при действии источника зажигания или нагревании до температуры выше 580oС.

Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 50 мг/м3.

Выпускается по ГОСТ 9969-73.

Средства пожаротушения:

· воздушно-механическая пена;

Приложение 2

МЕТОДИКА
применения индикаторных полосок "АГФ-нитро Ц"
для контроля стабильности НЦ-основы КД

1. Назначение

В комплект поставки входят: индикаторные полоски, элемент сравнения, инструкция по применению, банка или пакет.

2. Применение

В коробку с контролируемым материалом закладывают 1-3 индикаторные полоски и плотно закрывают крышку коробки. Через 24 часа полоски извлекают из коробки и оценивают состояние материала по шкале элемента сравнения. Оценку результатов по цветовой шкале элемента сравнения следует проводить в течение 5 минут.

3. Оценка результатов

Цвет индикаторной зоны полоски:

Красный или лиловый - материал подлежит срочному копированию.

Желто-оранжевый, красно-оранжевый - за материалом требуется постоянный контроль в соответствии с инструкцией технического контроля фильмовых материалов.

Ярко-желтый (не отличимый от исходного цвета) - материал стабилен, контроль осуществляется в соответствии с инструкцией технического контроля фильмовых материалов.

Примечания.

1. Плотно закрывайте крышки коробок с контролируемыми киноматериалами, деформированные крышки заменяйте. Неплотно закрытые крышки коробок могут оказать влияние на достоверность проведения анализа.

2. В случае получения неоднозначных результатов и при необходимости повторения анализа, используют свежие индикаторные полоски.

3. Цвет индикаторной зоны полоски по истечении 2,5 минут после извлечения из коробки может измениться под воздействием внешних условий.

4. Сопоставление цвета индикаторной полоски с цветовой шкалой элемента сравнения следует проводить в условиях нормальной освещенности рабочего места при естественном (рассеянном солнечном свете) или искусственном освещении.

5. Извлекайте из пакета или банки только необходимое для определения количество индикаторных полосок, пакет или банку не держите открытыми.

6. Не берите полоски влажными руками.

7. Индикаторные полоски следует использовать в течение 1 месяца после первого вскрытия пакета или банки.

8. Не применяйте индикаторные полоски, изменившие цвет при хранении.

9. Не допускается присутствие в коробке порошка или таблеток параформа.

4. Требования безопасности

Индикаторные полоски не выделяют в окружающую среду токсичных веществ, и не оказывают вредного влияния на организм человека при непосредственном контакте. При работе с индикаторными полосками специальных мер безопасности и защиты окружающей среды не требуется.

После использования индикаторные полоски подлежат утилизации как бытовые отходы.

5. Хранение и транспортирование

Индикаторные полоски хранят и транспортируют в упаковке изготовителя при температуре от -15oС до 30oС, не подвергая воздействию паров химических веществ, воды и солнечного света.

Срок годности - 12 месяцев с даты изготовления, указанной на упаковке (в невскрытой упаковке изготовителя).

6. Сведения о производителе индикаторных полосок "АГФ-нитро Ц"

Производитель индикаторных полосок "АГФ-нитро Ц" - отечественная фирма "Винар" работает в г. Москве.

Адрес фирмы: Москва, Богородский вал,.

Приложение 3

МЕТОДИКА
оценки чистоты хранилищ

Настоящая методика распространяется на хранилища документов и устанавливает способы распознавания степени загрязненности помещений микроскопическими грибами, бактериями и пылевыми частицами.

1. Распознавание загрязненности помещений микроскопическими грибами и бактериями

Наличие в помещениях биологических агентов в количестве, превышающем норму. установленную в п. 7.3 настоящих Рекомендаций, определяется методом седиментации.

1.1. Необходимые материалы и посуда

o чашки Петри d = 90 мм с питательной средой Чапека из расчета не менее 5 чашек на 50 м2 площади помещений;

o чистая неиспользованная писчая бумага формата А4 из расчета 1 лист на каждую чашку Петри;

o тонкие резиновые перчатки.

Примечание. Чашки Петри с питательной средой Чапека должны быть подготовлены в стерильных условиях, поэтому их целесообразно приобретать либо на биологических факультетах высших учебных заведений (при самостоятельном проведении анализа), либо приглашать для проведения анализа специалистов региональных санэпидемстанций.

1.2. Ход определения

На чашки Петри с питательной средой Чапека фломастером наносят последовательные порядковые номера и устанавливают их на чистые листы бумаги в центре и по углам пола хранилища. При необходимости, в случае визуального наблюдения неблагополучных в микологическом отношении мест на стенах и потолке хранилища, могут быть установлены дополнительные чашки на расстоянии не менее 1 м от предполагаемого очага. Снимают крышки с чашек и устанавливают их рядом с чашкой дном вверх. Открытые чашки Петри экспонируют в хранилище в течение часа, при этом нахождение сотрудников в хранилище запрещается.

Размещение чашек в хранилище фиксируют на эскизном плане хранилища.

Через час входят в хранилище, осторожно закрывают чашки и размещают их в теплом помещении при температуре окружающего воздуха не менее 20oС.

Через шесть суток начинают ежедневное визуальное наблюдение за состоянием питательной среды в чашках, которое продолжается до 10-х суток включительно.

1.3. Оценка результатов

При рассматривании поверхности питательной среды в чашках Петри в отраженном свете могут быть обнаружены возникшие округлые образования различного размера и цвета (белого, серого, черного, желтого, оранжевого). Это колонии микроскопических грибов и бактерий.

Хранилище считается чистым в микологическом отношении, если количество возникших и просчитываемых колоний (округлых образований) на 6-10-ый день наблюдения во всех экспонировавшихся чашках Петри не превышает 10.

Если этот показатель более 10 - хранилище считают грязным и необходимо проводить антибактериальную и фунгицидную обработку помещений с использованием бактерицидных ламп мощностью не более 30 Вт в соответствии с Руководством Р.3.1.683 .

2. Определение запыленности воздуха в хранилище

Настоящая методика предназначена для определения содержания пыли в воздухе хранилищ и основана на методе седиментации пылевых частиц.

2.1. Необходимые материалы и приборы

Для проведения испытаний необходимы:

o оптический микроскоп с увеличением 56-60 х;

Приложение 4

Форма акта о выделении к уничтожению документов не подлежащих хранению

Приложение 5

ПРАВИЛА
обращения с кинодокументами на нитрооснове

1. На всех этапах работы с кинодокументами на нитрооснове необходимо строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

2. Прежде чем приступить к работе с кинодокументами на нитрооснове, необходимо:

o тщательно очистить от пыли фильмопроверочный стол, убрать все посторонние предметы;

o проверить исправность электрической проводки фильмопроверочного стола, целостность стекол верхнего и нижнего софитов.

3. В процессе работы с кинодокументами на нитрооснове запрещается:

o иметь на рабочем месте более двух рулонов;

o оставлять рулон кинопленки без присмотра на фильмопроверочном столе;

o пользоваться при перемотке кинопленки электроприводом;

o размещать кинодокументы вблизи отопительных приборов и радиаторов;

o хранить кинодокументы в рабочих помещениях длительное время;

o бросать коробки с кинопленкой, ударять их одна о другую, о пол, металлические и другие предметы.

4. При перемотке кинопленки необходимо следить за тем, чтобы:

o она не была прижата к диску или нижнему софиту;

o не терлась о поверхности, создающие в рулоне заряд статического электричества;

o перематывалась равномерно, без рывков, со скоростью не более 50 об/мин.

5. Закончив работу на фильмопроверочном столе, рулон пленки следует убрать в металлическую коробку и поместить в фильмостат до завершения работы с остальными кинодокументами в течение смены.

6. После завершения работы кинодокументы нельзя оставлять в рабочих комнатах; их следует перенести в специально выделенные помещения временного хранения или постоянные хранилища.

7. Кинодокументы, сопровождаемые документами с красной полосой, должны быть удалены из рабочих помещений сразу же по окончании работы с ними.

8. При необходимости работы в боксах для хранения кинодокументов на нитрооснове помещения боксов должны быть хорошо проветрены; дверь бокса, в котором ведется работа, должна быть открыта.

9. Пожароопасность кинодокументов на нитрооснове, возрастающая в процессе длительного хранения, требует строжайшего соблюдения противопожарных правил и настоящих правил обращения с кинодокументами на нитрооснове.

Список использованных источников и литературы

Закон Федеральный закон -ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"

"Положение о едином российском страховом фонде документации", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.95 № 000-68

Правила по стандартизации ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утверждены приказом Минкультуры РФ от 18.01.07 № 19, зарегистрированы Минюстом России, регистрационный № 000 от 01.01.2001

ГОСТ 7.65-92 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочих помещений

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура защиты

ГОСТ Р 33. Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием

ГОСТ 4097-78 Коробки для кинопленок, магнитных лент и фильмовых материалов. Технические условия

ГОСТ 4151-72 Вода питьевая. Метод определения общей жесткости

ГОСТ 4430-78 Контейнеры для кинопленок, фильмовых материалов и магнитных лент. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Реактивы. Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 9968-86 Метилен хлористый технический. Технические условия

ГОСТ Хлороформ. Технические условия

ГОСТ Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры

Руководство Р. 3.1.683-98 Использование ультрафиолетового и бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях

СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование

СНиП Пожарная безопасность зданий и сооружений

ОНТП 10-99 Определение категорий (классификация) помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности. Противопожарные требования

ИСО 18911: 2001 Фотография. Носители изображения. - безопасные фотографические пленки, прошедшие химико-фотографическую обработку. Практика хранения

Р Кинематография. Исходные материалы фильмов. Условия хранения в фильмоархивах

ОСТ 55.1-84 Документы на пленочных носителях. Кинодокументы и микрофильмы. Правила государственного хранения оригиналов и страховых копий. Технические требования

ОСТ 55.2-84 Фотодокументы. Правила государственного хранения оригиналов и страховых копий. Технические требования

Инструкция по обеспечению сохранности кинофотофонодокументов на нитрооснове в государственных архивах СССР, М., Главархив СССР, НИЦТД СССР. 1983.

Блюмберг М.И.

2.4.1. Естественное старение

Фотографические материалы состоят из сложных органических веществ: целлюлозы, коллагена, альбумина и анилиновых красителей. Все они на основании второго закона термодинамики с течением времени распадаются до простейших составляющих: углерода, оксидов углерода, воды и т. д. Реакции разложения идут самопроизвольно, но скорость их зависит от условий хранения документов, так что естественное старение фотопленок и фотоотпечатков на бумаге можно существенно замедлить, создав в хранилище оптимальные условия. При хранении без доступа воздуха большой массы такого нестойкого материала, как пленки на нитроцеллюлозной основе, может происходить их самопроизвольное воспламенение за счет химического разложения нитроцеллюлозы с выделением тепла и газов: окислов азота, водорода и других соединений, смеси которых взрывоопасны. Поэтому помещения, в которых хранятся кинодокументы на нитроцеллюлозной основе, должны хорошо проветриваться, а сами документы храниться в негерметичной упаковке. Но и эти предосторожности могут оказаться недостаточными, так как старение нитроцеллюлозы неизбежно приводит к снижению ее температуры воспламенения. Если свежая пленка воспламеняется при 130 °С, то температура воспламенения старой может снизиться до +50 — +40 °С, и достаточно солнечного луча, направленного на коробку с пленкой, чтобы возник пожар. В процессе горения нитроцеллюлозной пленки выделяются цианистоводородные газообразные соединения, так что помимо разрушительного действия огня следует опасаться отравления людей в зоне пожара. Негативы на форматной пленке, хранящиеся в индивидуальных пакетах, не создают опасности пожара, если рядом нет источника тепла, но со временем они желтеют, становятся липкими и разрушаются. Неудобство при хранении документов на нитроцеллюлозной основе не ограничивается пожароопасностью. Те газы, которые выделяются при естественном старении нитроцеллюлозы, оказывают вредное воздействие на сохранность других фотодокументов, находящихся в этом помещении. Поэтому документы на нитроцеллюлознои основе рекомендуется хранить в отдельном помещении и постепенно перекопировать на триацетатную основу. Последняя также подвержена процессу естественного старения за счет потери пластификаторов и деструкции полимера, которая ускоряется при повышенной температуре и воздействии вредных газообразных веществ, находящихся в воздухе. В самой пленке могут содержаться химические вещества, ускоряющие процессы естественного старения ацетиллюлозы, например нитросоединения, входящие в состав вспомогательных слоев пленки при ее изготовлении. При соблюдении оптимального режима хранения связующий коллоид кинофотоматериалов достаточно стоек и его естественное старение проходит очень медленно. В зависимости от состава коллоида и условий хранения могут быть два типа повреждений: затвердевание и растрескивание коллодионных или гидролиз желатиновых слоев, если при хранении нарушен влажностный режим и материал подвергается воздействию агрессивных химических веществ. К изменению температуры связующий коллоид достаточно стоек. Очень важным свойством, обеспечивающим сохранность кинофотодокументов, является адгезия между основой и связующим коллоидом. Если нужно подвергнуть старые фотоснимки на стекле, пленке или бумаге мокрой реставрационной обработке, следует убедиться, что при увлажнении не произойдет полного отделения эмульсионного слоя от подложки. Вещество, образующее изображение на кинофотодокументе, подвержено естественному старению так же, как основа и связующий коллоид. Если изображение образовано металлическим серебром, то при правильном хранении оно довольно устойчиво, однако надо помнить, что частицы серебра имеют большую реакционную поверхность. Поэтому при сохранении в фотографическом слое комплексных серосодержащих соединений после технологической обработки, под воздействием агрессивных газов и повышенной влажности, может происходить окисление частиц металлического серебра до положительно заряженных ионов, что обуславливает коричневый и желтый цвет, присущий серебряным солям старых фотодокументов. Ионы серебра более подвижны, чем частицы металлического серебра, и могут перемещаться к поверхности желатинового слоя или к подложке. Затем при благоприятных условиях они могут вновь восстанавливаться до элементарных частиц металлического и коллоидного серебра. Этими процессами объясняется металлический блеск на поверхности старинных негативов и фотографий в зонах высокой плотности изображения и так называемые окислительно-восстановительные дефекты на негативах — мелкие оранжевые пятна, образованные коллоидным серебром. Эти дефекты трудноустранимы из-за изменения топографии металлического серебра в слое. Все эти изменения серебряного изображения могут происходить весьма медленно, столетиями, если соблюдаются оптимальные условия химико-фотографической обработки и хранения этих документов. Если изображение на кинофотодокументе образовано органическими красителями, то оно значительно менее стойко, нежели серебряное. Гидротинные цветные изображения подвержены световому старению так же как текстильные красители, но достаточно устойчивы к темновому выцветанию. Цветные изображения на многослойных фотографических материалах подвержены как световому, так и темновому выцветанию, которое можно замедлить только хранением этих документов при низких температурах (от +2 до -18 °С) и низких значениях относительной влажности (15%—30%). Современные цветофотографические материалы ведущих западных фирм могут храниться без выцветания красителя до 50 лет, отечественные — 15-20 лет.

2.4.2. Действие внешних факторов

Все фотографические материалы более чувствительны к температурно-влажностному режиму хранения, нежели другие документы, из-за чего относительная влажность воздуха в хранилище должна регулироваться особенно тщательно. Наличие влаги является мощным катализатором всех химических и биологических процессов, ведущих к порче и разрушению фотодокумента. Пожелтение фотографий, образование рыжих и бурых пятен на пленочных материалах, ржавчина на ферротипах, металлизированная вуаль и фиксажные пятна на фотоизображениях на любой подложке, разрастание грибов и бактериальные поражения на желатиновых слоях — это далеко не полное перечисление возможных дефектов фотодокументов. Недопустимы циклические изменения влажности в течение суток или в связи с изменением времени года. Температура хранения также имеет большое значение для сохранения кинофотодокументов: скорость химических реакций примерно удваивается, если температура повышается на 10 °С. Циклические изменения температуры не менее вредны для хранения кинофотодокументов, чем изменения влажности, и сильно снижают механическую прочность основы (пленки и бумаги) и ее адгезию с эмульсионным слоем.

Существует ряд нормативных документов на температурно-влажностный режим хранения кинофотодокументов. В таблице 5 мы приводим извлечения из Американского национального стандарта. Учитывая реальность хранения кинофотодокументов в условиях нерегулируемого климата совместно с другими документами, рекомендуется регулировать относительную влажность в пределах 50%-55%, а температуру 15-20 °С.

Вид документа Стандарт Условия хранения Срок хранения (год)
Температура t °С Колебание температуры °С Относительная
влажность %
Фотопластинки ANSI PHJ-45-1981 15-20 3 20-50 100
Черно-белые фотографии на бумажной основе ANSI PHJ-45-1974 15-20 3 30-50 100
Негативы и позитивы на триацетатной пленке ANSI PHJ-45-1981 24 3 30-60 10
20 2 30-40 100
Цветные негативы и позитивы на пленке ANSIPHJ-45-1981 2 - 30-40 50
ANSI PHJ-45-1985 -18 - 30-40 > 100

Перекиси, озон, диоксид серы, окислы азота и другие вещества губительно действуют на изображение кинофотодокументов. Положение осложняется еще и тем, что некоторые вещества не только содержатся в атмосфере больших промышленных городов, но и входят в остаточные соединения, образующиеся в технологическом процессе химико-фотографической обработки фотоматериала. Последняя должна быть проведена строго в соответствии с нормативными документами на обработку кинофотоматериалов, предназначенных для архивного хранения.

Очень часто в архивах встречаются негативы и фотографии, обработанные неправильно: неудачно выбрана рецептура проявляющих и фиксирующих растворов, употреблены недостаточно чистые химикаты, использована жесткая вода, осуществлена неполная промывка. Эти документы, как правило, из личных архивов, экспедиций и т. д. Их необходимо срочно переводить на другой носитель, соблюдая все правила фотокопирования, так как с каждым годом информация документа будет уменьшаться за счет ухудшения качества изображения. Замечено, что многие алкидные краски во время высыхания выделяют перекиси, губительно сказывающиеся на фотоизображении, поэтому фотографии и кинопленки по крайней мере полтора месяца нельзя вносить в помещение после ремонта, окраски стен. Нельзя непосредственно в хранилищах устанавливать электрокопировальные устройства, выделяющие реактивную форму кислорода. Потенциальными источниками агрессивных химических соединений могут быть неправильно выбранные упаковочные материалы, соприкасающиеся с фотодокументами. Упаковка фотографий, прокладки в альбомах, обертки кинодокументов — все эти материалы должны выбираться в соответствии с существующими нормами. Все упаковочные материалы должны содержать 85-87% альфа-целлюлозы, водородный показатель 6,5-7,5 и не содержать частиц металлов, вредных проклеивающих веществ и значительно одревесненных волокон. Ценные негативы и фотоснимки могут храниться и экспонироваться в кассетах из полиэтилентерифталата (не рекомендуется использование поливинилхлорида из-за его химической нестабильности), а кассеты — в бумажном конверте, на котором записана вся необходимая информация. Для того, чтобы защитить от повреждений часто используемые ценные фотодокументы, можно применить капсюлирование между двух листов полиэфира, выступающего за пределы документа на 2,5 см. Этот метод хорош тем, что к документу непосредственно не присоединен ни один материал. Можно изготовить папку из безкислотного картона с окошком из лавсановой или любой стабильной пленки. Папка обеспечивает механическую прочность, ее пористая основа не дает скапливаться влаге, прозрачная пленка не мешает осмотру. Никогда не следует делать никаких надписей на фотографиях чернилами или пастой. Если не обойтись без надписи, то ее можно нанести мягким карандашом без нажима на обороте. Правильно по ГОСТу обработанные черно-белые кинофотоматериалы достаточно устойчивы к свету, однако длительное экспонирование на свету все же нежелательно. (Фотографии ни в косы случае нельзя экспонировать, используя прямой солнечный свет. Рассеянный естественный дневной свет должен быть экранирован оконным и витринным стеклом. Интенсивность как естественного, так и искусственного освещения не должна превышать 50 лк.) Цветные кинофогоматериалы ни в коем случае нельзя подвергать длительному воздействию лучистой энергии, в особенности естественного дневного и солнечного света.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что долговечность фотодокумента зависит от температуры и влажности в хранилище, химического состава воздуха и выбора упаковочного материала, поскольку документы находятся с ними в непосредственном контакте. Воздух в хранилищах не должен содержать пылевых частиц, так как последние повреждают эмульсионный желатиновый слой фотодокументов. Каждый из рассмотренных нами факторов может привести к порче документа, но особенно разрушительны комбинации двух и более факторов как, например, нарушение одновременно температурно-влажностного режима или совместное влияние избыточной влажности и химического или светового воздействия.

Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 Коллектив авторов

Е. М. Шепилова. Перспективы использования наноматериалов для обеспечения сохранности фотодокументов

Фотодокументы являются, пожалуй, одним из самых сложных объектов хранения в силу своей многоуровневой неоднородности, как по способу сохранения информации, так по химическому составу. К фотодокументам относятся отпечатки, т. е. сами фотографии, негативы, позитивы (слайды), как черно-белые, так и цветные. А также цифровые фотодокументы, отпечатки, полученные различными видами современной печати (принтер + специальная бумага). Объединяет их то, что они передают информацию о реально существовавших в конкретный момент времени объектах или процессах и имеют одинаковую структуру строения: основа и светочувствительный слой. Однако разные виды фотодокументов имеют различный материал основы и светочувствительного слоя. В качестве подложки использовались бумага, полимерная пленка, стекло, металл, эмульсиями служили желатина, альбумин, коллодий, а светочувствительным веществом являются галогениды серебра, красители, пигменты .

В результате деструкции бумажной и пленочной основы фотодокументов выделяются различные вещества, в том числе уксусный ангидрид и двуокись азота, образующие с водой эмульсионного слоя кислоты и разрушающие тем самым эмульсию, а также катализирующие дальнейшее деструкцию основы. Поэтому следует уделить внимание упаковочным материалам, в которых фотодокументы хранятся, особенно если их нельзя выделить в отдельное хранение .

Для обеспечения сохранности фотодокументов разработаны специальные виды бумаги и картона. Это бумага «SILVERSAFE», она изготавливается из чистого хлопка, почти 100 % а-целлюлоза, не содержит соединений серы, хлоридов, лигнина и отбеливателей, имеет рН в.в. 7,0. А также фильтрующие сорбционные бумаги и картоны MicroChamber®, состоящие из следующих слоев:

Наружный поверхностный слой – бумага со щелочным резервом;

Внутренний слой – бумага со щелочным резервом, активированным углем и молекулярным ситом из цеолитов;

Второй поверхностный слой из чистой а-целлюлозы .

Как показали исследования зарубежных ученых, наиболее эффективную защиту от вредного воздействия уксусной кислоты, двуокиси азота оказывает бумага MicroChamber®.

Парами уксусной кислоты были обработаны образцы газетной бумаги в конвертах из полиэфирной пленки Milinex: контроль и обернутые бумагой MicroChamber®; с буферным запасом; нейтральной из а-целлюлозы и кислой бумагой. После ускоренного термического старения (трое суток при 100°С) контрольный образец побурел и только образец газетной бумаги, защищенный MicroChamber®, почти не изменил цвет, в отличие от образцов, защищенных нейтральной бумагой или имеющей буферный запас.

Обработка парами двуокиси азота цветной фотографии, частично закрытой бумагой MicroChamber®, и двух идентичных черно-белых негативов, один из которых был обернут бумагой MicroChamber®, а другой – бумагой с буферным запасом из 100 % а-целлюлозы, также продемонстрировали ее защитные свойства. Участок цветной фотографии, защищенный бумагой MicroChamber®, не утратил свои цвета, тогда как незащищенный участок – пожелтел. Негатив, защищенный бумагой MicroChamber®, не пожелтел, тогда как негатив, защищенный бумагой из 100 % а-целлюлозы с буферным запасом, стал желтым . Защитное действие этого материала обусловлено, главным образом, сорбирующими свойствами активированного угля, входящего в его состав. Известно также применение углеродных волокнистых материалов в качестве сорбентов в различных фильтрах, в том числе и в витринах при эспонировании музейных предметов (например, материал Carbon Cloth). Однако непосредственное применение обугленных тканей для консервации документов, как показали опыты, затруднено опасностью загрязнения объектов угольной пылью.

Перспективным с этой точки зрения представляется использование композиционного материала на основе углеродных волокон для хранения фотодокументов. Материал такого рода – углеродная сорбционная бумага была разработана в Библиотеке академии наук для консервации термодеструктированных книг . Она обладает одновременно как сорбционной способностью за счет углеродного волокна, так и буферной емкостью благодаря хлопковой целлюлозе, обработанной щелочным агентом. Предполагалось ее использование в качестве вкладышей в микроклиматические контейнеры или прокладки между страницами книг, пострадавших от воздействия высоких температур, для нейтрализации избыточной кислотности термодеструктированных бумаги и сорбции вредных веществ типа формалина, использовавшегося для дезинфекции таких книг в экстремальных условиях. Соответственно, она может быть использована как вкладыши в коробки или конверты с фотодокументами, а также как упаковочный материал (обертка).

Разработана технология изготовления тонкой сорбционной бумаги пенным способом в присутствии поверхностно активных веществ и поливинилового спирта из углеродного волокна и хлопковой целлюлозы, предварительно обработанной щелочным агентом. На ил. 1 представлена микрофотография, наглядно демонстрирующая строение бумаги как смеси углеродных волокон и хлопковой целлюлозы. На ил. 2 представлена фотография углеродной сорбционной бумаги, соотношение углеродного волокна и хлопковой целлюлозы в которой составляет 50:50 и 30:70. Бумага имеет темно-серый цвет, интенсивность окраски зависит от количества углеродного волокна, при этом она не пачкает документ, что подтверждено специальным тестом на перенос пигмента с тестируемого образца бумаги на контрольный. Исследования показали, что с точки зрения сорбционной способности углеродсодержащей бумаги и одновременной возможности нейтрализации избыточной кислотности бумаги документов оптимальным соотношением углеродного волокна и хлопковой целлюлозы без ущерба для прочности сорбционной бумаги является 50:50.

На рис. 3 представлены результаты нейтрализации контактным методом бумаги двух термодеструктированных книг и модельных образцов кислой бумаги. Исходный рН водной вытяжки бумаги модельных образцов составлял менее 3, бумага одной книги имела рН менее 4, а второй – около 4. Листы книг и модельных образцов были проложены прокладками из сорбционной бумаги и положены под груз в камеру с повышенной влажностью. Через 25 дней выдержки производилось определение рН водной вытяжки бумаги с заменой прокладывающего материала на новый. Как видно из диаграммы (ил. 3), замена прокладок из сорбционной бумаги ощутимо интенсифицирует процесс нейтрализации избыточной кислотности бумаги исследуемых образцов.

Как показали исследования по сорбции формальдегида, разработанная углеродсодержащая бумага обеспечивает полное извлечение этого поллютанта при контакте с пропитанной раствором формалина бумагой. Сорбционная способность углеродного волокна в результате совместного отлива с хлопковой щелочной целлюлозой в присутствии ПАВ снижается незначительно. Углеродная сорбционная бумага, также как и бумага и картоны MicroChamber®, могут рассматриваться как наноматериалы, так как сорбция газов осуществляется за счет мезо– и микропор, обладающих огромной удельной поверхностью, размер которых соответствует понятию нанообъект.

К наноматериалам относятся объекты, включающие компоненты, размер которых хотя бы в одном измерении меньше 100 нм (10 -9 м). Подразумевается, что не обязательно объект должен обладать хоть одним линейным размером менее 100 нм – это могут быть макрообъекты, атомарная структура которых контролируемо создается с разрешением на уровне отдельных атомов, либо же содержащие в себе нанообъекты .

Разработанная технология сорбционной бумаги предусматривает возможность модификации композиционного состава за счет введения специальных компонентов для получения материала с заданными свойствами.

Литература

1. Чернова Н. В. Идентификация фотодокументов и специфика их хранения. Методическое пособие. СПб., 2005.

2. Руза М., Робб Э. Обеспечение сохранности и организация хранения фотодокументов. М., 2007.

3. Сергазин Ж. Ф. Основы обеспечения сохранности документов. М.: Высшая школа, 1986.

4. Lavedrine В., GandolfoJ.-P., MonodS. Les collections photographiques. Guide de conservation preventive. Paris, 2000. P. 65–85.

5. Rempel S. Zeolite Molecular Traps And Their Use In Preventative Conservation. A version of this paper appeared in: Western Association for Art Conservation Newsletter, Vol. 18. № 1.

6. Левашова Л. Г., Шепилова Е. М. Материалы для фазовой консервации книг, пострадавших при пожаре // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев: Материалы научной конференции (СПб., 14–15 февраля 2008 г.). СПб., 2008. С. 198–202.

7. Левашова Л. Г., Шепилова Е. М., Кулешова И. Н. Контактно-адсорбционный метод нейтрализации кислотности документов // Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР (11–13 декабря 2007 г.). М., 2008. Вып. 2.С. 166–171.

8. Андриевский Р. А., Рогуля А. В . Наноструктурированные материалы. М., 2005.

Ил. 1. Микрофотография сорбционной бумаги

Ил. 2. Сорбционная углеродная бумага.

50 % углеродного волокна + 50 % хлопковой целлюлозы

30 % углеродного волокна + 70 % хлопковой целлюлозы

Ил. 3. Зависимость рН водной вытяжки образцов бумаги от времени контакта с сорбционной бумагой

Из книги Домострой автора Сильвестр

52. Как в житницах и закромах у ключника в сохранности было бы все зерно и прочий запас А в житницах и в закромах было б у ключника всякое жито и разный запас: рожь и овес и пшеница, и солод, не гнилые, не влажные, не пересохшие, не точеные мышью, да не слеглось бы, не

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых" профессий,

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Законодательные и организационные основы материального обеспечения членов императорской

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Поощрение использования других видов сообщений Хотя в городских перевозках доминируют автомобили и общественный транспорт, при совершении некоторых поездок более подходящими могут оказаться иные виды сообщений. Эффективность ежедневных трудовых поездок может быть

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

2. Лексические советизмы и функции их использования Лексические советизмы попадали в эмигрантскую прессу и использовались с двоякой целью: 1) номинативной (именование новых, советских понятий); 2) характеризующей (интерпретация слов и понятий, обусловленная – в

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

М. А. Волчкова. Возможность изучения, сохранения и научной реставрации архивных фотодокументов с использованием оптико-цифрового оборудования в Архиве РАН Сообщение посвящено применению приборов и оборудования, полученных Архивом РАН по грантам РФФИ № 08-06-05024б,

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев. Использование современных технологий обеспечения микроклиматических условий сохранности музейных предметов – преимущества и риски Проблемам создания микроклимата в экспозициях и музейных хранилищах посвящено множество работ. Выпущены

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая Диски зеркала имели одинаковый диаметр – 155 мм, толщина диска с валиками (тыльная сторона зеркала) составляла 1–1,2 мм, диаметр у основания выпуклости в центре равнялся 16 мм, высота – 10 мм.

Из книги автора

Н. Л. Ребрикова. Практика и перспективы использования новых технологий для защиты памятников искусства и культуры от повреждений микроорганизмами В последние годы некоторые новые методы биологических исследований и биотехнологии уже нашли применение в практике

Из книги автора

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев, И. В. Фомин Рациональный выбор решений систем климатизации церковных зданий для обеспечения сохранности зданий, настенной живописи, икон и комфортного микроклимата Данная работа появилась в результате: 1) анализа многолетних исследований

Из книги автора

В. И. Иванов, Н. М. Гренфер, О. С. Фролова, Н.Н.Сапрыкина, Е.М.Шепилова Исследование воздействия пучка ускоренных электронов на бумагу при дезинфекции архивных документов Одно из направлений обеспечения сохранности документов в архивохранилищах – это борьба с

Из книги автора

Л. Г. Левашова, Е. М. Шепилова, И.Н. Кулешова, А. А. Лысенко, Н. Ф. Богдан Контактно-адсорбционный метод нейтрализации кислотности документов Нейтрализация кислотности является одним из наиболее разработанных и распространенных методов стабилизации документов на бумажной

Из книги автора

Л. Г. Левашова, Е. М. Шепилова, А. А. Галушкин, Т.С. Ткаченко Влияние ультразвука на прочностные свойства бумаги при водной обработке документов Как правило, документы, поступающие на реставрацию, помимо ослабленной механической прочности основы и, зачастую, значительных

Из книги автора

Российский опыт использования трансмедийных технологий при продвижении музыкальных альбомов Яркий пример превращения музыкального альбома в целый мультимедийный проект и продвижения посредством трансмедийных технологий – это альбом «Из жизни планет» группы

Жизнь человека и общества в целом находят непосредственное отражение в комплексе разнообразных аудиовизуальных документов, среди которых фотодокументы являются самыми распространёнными и широко доступными.

В силу своей специфики фотодокументы раскрывают в зрительных образах события государственного, экономического, общественно-политического, культурного значения, деятельность организаций, учреждений и предприятий, частную жизнь отдельных людей.

Фотодокументы, входящие в собрание Российского государственного архива кинофотодокументов, особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, являются одной из старейших в мире государственных коллекций, отражают во всём многообразии зримую историю нашей страны.

РГАКФД по праву гордится своей коллекцией фотодокументов. С 1850 года по настоящее время фотофонд архива пополняется, сохраняется и широко предоставляется пользователям информации. На сегодняшний день в распоряжении исследователей находятся более миллиона описанных и внесённых в каталоги архива фотодокументальных свидетельств исторических событий, хранящихся в фонде архива, в том числе:
Негативы-оригиналы – 740 224 ед.хр.;
Позитивы и слайды (на правах оригинала) – 35 903 ед.хр.;
10522 фотоальбома (179169 снимков) российского происхождения, из них 945 дореволюционных;
9029 фотоальбомов иностранных авторов;
Дагерротипы, ферротипии - 36 ед.хр.
Электронные фотодокументы – около1000 ед.хр.
К категории особо ценных фотодокументов Архивного фонда РФ отнесены 50 051 ед.хр., в т.ч. 657 фотоальбомов.

Один фотоальбом внесён в реестр уникальных документов РФ «Личный семейный альбом Александра II», 1860-1870 г.г., включающий 390 снимков. Фотографы-авторы: Александровский, Бергнер, Бергамаско, Деньер, Левицкий, Ностиц и другие.

Среди авторов фотоальбомов следует отметить такие известные имена в истории фотографии, как К. Булла, С. Левицкий, генерал-майор А. Насветевич, ателье «К. фон Ган», Мартин Шерер, автор альбомов «Москва. Вид с храма Христа Спасителя», «Виды старой Москвы», «Москва. Городские ряды», созданные в 1867-1890 гг.

В 2009 году собрание РГАКФД пополнилось двумя фотоальбомами, принадлежавшими фрейлине императрицы Александры Фёдоровны А.Н. Вырубовой (всего 136 фотографий за 1890-1918 г.г.), которые она в своё время передала семье Лесток в Швецию.

Авторами отдельных комплексов фотодокументов являются такие прославленные мастера российского и советского фотоискусства, как: М. Альперт, К. Булла, Н. Грановский, Д. Дебабов, А. Деньер, М. Дмитриев, Б. Игнатович, С. Левицкий, М. Наппельбаум, П. Оцуп, Н. Петров, Н. Свищов-Паола, Г. Петрусов, К. Фишер, А. Шайхет и многие-многие другие.

Начиная с последнего десятилетия 20 века приватизация государственных учреждений и предприятий, в частности, редакций газет и журналов, возникновение большого количества частных СМИ, рост стоимости фотодокументов, создание фотокорреспондентами личных архивов, ужесточение требований законодательства в отношении соблюдения авторских прав, производство фотографий с применением цифровых технологий создают определённые преграды на пути приёма- передачи таких документов на постоянное хранение в архив.

Практически исчезли организации – источники комплектования РГАКФД, изменилось соотношение принимаемых в архив фотодокументов: первое место среди них стали занимать фотодокументы, находящиеся в личной собственности граждан. Если ранее фото из личных архивов дополняли документальные коллекции, поступающие из государственных организаций, отсутствующими или неполно представленными фотодокументами по различной тематике, то в настоящее время именно личные архивы стали основой пополнения АФ РФ.

Отбор на постоянное хранение фотодокументов из личных архивов в РГАКФД осуществляется на основании Федерального закона «Об архивном деле в Российской федерации», утверждённого Президентом РФ 22 октября 2004 года. В ст. 5 этого Закона указано: «В состав АФ РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа их создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе… кино-, фото, видео- и фонодокументы…», а в ст.6 говорится о том, что включение документов, находящихся в частной собственности, в состав АФ РФ осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным архивом.

Основным отраслевым нормативным базовым документом архива являются «Правила организации, хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организации Российской академии наук», М., 2007, (далее – «Правила»). Глава 4 настоящих «Правил» «Организация комплектования архива документами Архивного фонда РФ и другими архивными документами» определяет порядок приёма – передачи в архив документов АФ РФ.

Российский государственный архив кинофотодокументов по праву гордится своей коллекцией фотодокументов, насчитывающей около полутора миллионов единиц хранения и являющейся одним из крупнейших государственных собраний мира. С 1850 года по настоящее время фотофонд архива пополняется, сохраняется и широко предоставляется пользователям информации. С ним связаны имена таких мастеров фотографии, как Деньер, Булла, Свищов-Паола, Альперт, Рюмкин, Халип, Оцуп и многие другие.

Каким же образом собирается эта коллекция в современных условиях?

После окончательного разрушения советской системы комплектования государственных архивов аудиовизуальными документами на рубеже 20-21 веков сведения о личных архивах стали собираться из печатных изданий, во время посещения фотовыставок, а также поступали непосредственно от лиц, желающих передать личные архивы на государственное хранение. Передавались они как за денежное вознаграждение, так и безвозмездно. Последнее время – в основном, безвозмездно. Серьёзная работа по налаживанию контактов в последнее десятилетие начала приносить результаты. Сведения о деятельности архива распространились среди производителей фотодокументов, и сегодня именно они являются инициаторами безвозмездной передачи своей продукции на постоянное хранение в архив. Ежегодно таких предложений поступает в архив более 20.

В настоящее время фотодокументы поступают на постоянное хранение в архив, за небольшим исключением, только из личных архивов. Владельцы этих архивов - известные фотокорреспонденты тех организаций, которые передавали раньше документы в архив в плановом порядке. Часть фотодокументов представляет собой образцы ранних фотографий. Таковы, например, фото из личного архива М.А. Латышева по истории работы медицинской службы первой мировой войны (негативы, снятые на целлулоидной плёнке фотоаппаратом «Kodak»), из личного архива М.И. Голосовского (ферротипии, образцы фотографий конца 19-начала 20 века, снятых моментальным способом на металлических пластинах), из личного архива О.Н. Косорез (стереонегативы на стекле, негативы на стекле, фотографии конца 19 – начала 20 века на паспарту, так называемые «визитки») и т.д.

Задача архива – справиться с большим объёмом передаваемых фотодокументов (проведением экспертизы ценности, описанием, расшифровкой информации, постановкой на государственный учёт и оперативным предоставлением пользователям новых поступлений фотодокументов).

В период с 2000 по 2015 годы для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение поступили более 105 000 фотодокументов. За этот же период времени на постоянное хранение в хранилища РГАКФД переданы 41837 единиц хранения упорядоченных фотодокументов, охватывающих события конца XIX века – первого десятилетия XXI века. Это, помимо указанных, съёмки Советско-финской войны, Первой мировой, событий на реке Халхин-Гол, Великой Отечественной войны, общественно-политической, культурной жизни страны, бытовые, видовые оригинальные фото городов России, ближнего и дальнего зарубежья, портреты видных деятелей страны в области политики, искусства, науки, просвещения, неизвестных лиц. Многие из них уже отнесены к категории особо ценных документов.

Несмотря на то, что архив вынужденно стал комплектоваться фотодокументами из личных архивов, темпы приема упорядоченных фотодокументов возросли по сравнению с 90-ми годами прошлого века.

Принципы отбора фотодокументов на постоянное хранение широко известны тем, кто работает с фотографией.

Помимо широко используемых нормативных актов архивом разработаны «Методические рекомендации по приёму на постоянное хранение фотодокументов из личных архивов», где также определены эти принципы. Мы «привязали» их к «Правилам» 2007 года, так сказать, унифицировали, чтобы облегчить работу по отбору фотодокументов на постоянное хранение. Это принципы или критерии таковы:

    происхождение документа;

    время и место создания документа;

    вид документа, его подлинность;

    внешние особенности документа.

Однако следует отметить, что, несмотря на любые методические разработки, при отборе на постоянное хранение в архив в силу вступает субъективный фактор оценки фотографии. И эта оценка зависит от умения видеть фотографию, от психологических особенностей сотрудника, с ней работающего, от степени профессионализма, творческих особенностей личности и многих других факторов.

Фотодокументы, поступающие на постоянное хранение из личных архивов, несмотря на очевидные достоинства, имеют и достаточно серьёзные недостатки. Прежде всего, информационного плана. Как правило, эти документы плохо описаны: имеют скудное описание или его нет вообще. С такими «глухими» фотодокументами приходится проводить серьёзную научно-исследовательскую работу, подвергать их тщательному анализу и отбору. Атрибуция таких документов значительно усложнена, источниковедческий анализ проводится по разным направлениям. Приходится обращаться к источникам, в другие архивы, изучать справочники, литературу; в какой-то степени, но с большой осторожностью можно воспользоваться интернетом.

Ещё один недостаток фотодокументов, поступающих из личных архивов, в том, что в основном это ретроспективная информация 2-й половины XIX века по 80-е годы ХХ века, а 1990-е – 2000-е годы представлены в очень незначительном объёме (примерно 6 %). Как правило, это «точечные» вкрапления запечатленных событий и фактов политической, общественной жизни страны, международных связей, быта российских граждан, спортивной, культурной жизни.

Однако, в 2015 году в архив после ликвидации ГК «Олимпстрой» на постоянное хранение были переданы фотодокументы о строительстве олимпийских объектов и проведении 22-х Олимпийских зимних игр в Сочи. К сожалению, все официальные фотодокументы, созданные оргкомитетом Олимпиады, «ушли» в Международный олимпийский комитет. С 2014 года на постоянное хранение в архив передаются фотодокументы из Управления пресс-службы и информации Президента РФ. Это очень отрадные факты. Собрание нашего архива после длительного перерыва пополнилось значительными массивами фотодокументов, полученных из государственных структур.

Итак, сотрудник отдела комплектования и ведомственных архивов, занимающийся атрибуцией и упорядочением фотодокументов, обрабатывает поступивший на хранение фотодокумент, что называется, «От» и «До»:

    Проводит экспертизу ценности фотодокумента на предмет исторической ценности, уникальности, технического качества, возможности дальнейшего использования;

    При необходимости отдает фотодокумент в фотолабораторию для изготовления контрольного отпечатка;

    Аннотирует фотодокумент;

    Выносит на обсуждение экспертно-проверочной комиссии архива, которая одобряет или не одобряет принятие данного фотодокумента на постоянное государственное хранение;

    Заносит информацию о фотодокументе в соответствующую электронную базу данных архива и сканирует изображение;

    Составляет описи и акты передачи фотодокументов на постоянное хранение в архив;

    Передает фотодокумент с текстовой сопроводительной документацией в отдел обеспечения сохранности и государственного учета документов.

Такой порядок работы приносит положительные результаты. В процессе длительной работы с фотодокументами у сотрудника в голове формируется свой банк данных, помогающий в работе по атрибуции документов, событий, персоналий, фотографов и т.д. Понятно, что профессионал в деле атрибуции фотодокументов – это редкий специалист в своей области. Высокий профессионализм, способность к экспертизе фотографии формируются на протяжении длительного периода времени.

Несколько слов о процессе передачи фотодокументов от владельца в архив.

Все фотодокументы передаются в архив, как на безвозмездной основе, так и за денежное вознаграждение. Денежное вознаграждение, в силу ограниченности архива в средствах, никогда не отражает реальную стоимость фотографий, фотографии никогда не оцениваются поединично. Денежное вознаграждение составляет некий материальный эквивалент благодарности архива за переданные на постоянное хранение фотодокументы.

Передача документов в архив осуществляется следующим образом. После достижения договорённости с владельцем личного архива о передаче на постоянное хранение в архив фотодокументов с исключительным правом использования оформляются следующие документы:

Заявление владельца личного архива с предложением о передаче для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение в архив фотодокументов с исключительным правом использования. Заявление пишется от руки с указанием всех возможных контактов. Следует ещё раз подчеркнуть исключительное право использования. Это означает, что, когда фотодокументы войдут в собрание РГАКФД, использовать их можно без ограничения, не обращаясь за разрешением к владельцу. Безусловно, у владельца, что называется, на вечные времена остаётся право на имя. Предполагается, нахождение исключительного права использования в руках государства способствует более быстрому доступу к документу пользователями архивной информацией.

Акт приёма-передачи фотодокументов для проведения экспертизы ценности и последующей передачи их на постоянное хранение в архив. Обязательным условием архива является приём документов не сразу на постоянное хранение, а для проведения экспертизы ценности. Связано это с тем, что у представителей архива не бывает возможности тщательно отобрать, упорядочить и описать фотодокументы у владельца; это возможно сделать только в архиве, поэтому при проведении экспертизы ценности неизбежны отсевы. Судьба документов, прошедших экспертизу ценности, но не принятых на постоянное хранение в архив, решается по договорённости с владельцем. Такие документы либо возвращаются, либо уничтожаются в соответствии с актом на уничтожение документов. Акты соответственно согласовываются с ЭПК архива.

Договор с владельцем личного архива фотодокументов. Договор бывает двух видов: для передачи фотодокументов на безвозмездной основе и договор купли-продажи для передачи фотодокументов за денежное вознаграждение. Оплата фотодокументов производится на безналичной основе, путём перечисления средств на расчётный счёт владельца;

Выписка из протокола ЭПК архива с заключением о необходимости получения предложенных архиву фотодокументов.

Все новые поступления фотодокументов вводятся в электронную базу фотодокументов АРХИВ-КАИСА и размещаются в Интернет.

Особо хотелось бы остановиться на электронной базе данных фотодокументов РГАКФД. С 2004 года все поступающие на постоянное государственное хранение фотодокументы вводятся в электронную базу данных «Архив-Каиса», разработанную Санкт-Петербургской фирмой «Альт-Софт». Информация, внесенная в электронную базу данных, доступна для любого пользователя Интернета. На сегодняшний день, для широкого круга пользователей доступно 221 965 единиц хранения фотодокументов РГАКФД.

На сегодняшний день, всего два сотрудника отдела комплектования и ведомственных архивов РГАКФД занимаются передачей на постоянное государственное хранение фотодокументов и методическим обеспечением этой работы, что, безусловно, очень мало для федерального архива. Ежегодно в соответствии с дорожной картой они упорядочивают, вводят в электронную базу данных и передают в хранилища архива более 3500 ед. хр. фотодокументов.

Хотелось бы продемонстрировать коллегам некоторые из фотодокументов, поступивших на постоянное хранение в архив (дать презентацию) в последние годы.

Остаётся добавить, что в силу некоторой ограниченности тематики и хронологии комплексов фотодокументов из личных архивов, они недостаточно полно отражают определённые темы и исторические периоды. На сегодняшний день слабо представлены темы: «Быт», «Спорт», «Общественно-политические события и персоналии периода 1990-х – 2000-х годов» и т.д.

В заключение, следует пожелать себе и коллегам, чтобы собрания фотодокументов, как исторических источников, отражали зримую историю нашей страны во всём её многообразии и за все периоды, начиная с момента возникновения фотографии и до настоящего времени.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ