Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реальное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению к детям, нуждающимся в благополучных бытовых условиях.
Право ребенка на жилище обеспечивается различными способами: предоставлением жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях социального найма или аренды (найма), в домах иных жилищных фондов на условиях аренды (найма), а также путем приобретения жилья в собственность по сделкам и иным основаниям.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из:
- Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ;
- в соответствии с ним других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ; постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
- нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Наиболее значимыми в сфере жилищных правоотношений, касающихся несовершеннолетних, являются:
- нормы гражданского и семейного права РФ;
- Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»;
- Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»;
- Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- письма Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних детей» и от 9 июня 1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» и др.
Самостоятельно приобретать, осуществлять жилищные права и нести обязанности несовершеннолетний может только в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. В иных случаях по жилищным спорам интересы детей в суде защищают их родители или лица, их заменяющие, а также при необходимости интересы несовершеннолетних представляют органы опеки и попечительства и прокурор.
Жилищное и гражданское законодательство содержит специальные правила, регулирующие право ребенка на жилище.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа;
- при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ;
- по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди. Такая льгота действует в том случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность ведения им самостоятельного образа жизни) (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».
При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК РФ, ст. 70 ЖК РФ).
Согласно ст. 69 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, дети относятся к членам семьи нанимателя и имеют равные с нанимателем права и обязанности. К недееспособным детям требование о солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из договора социального найма, не относится.
Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (ст. ст. 71, 74 СК РФ).
Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что несовершеннолетние могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и попечительства.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.
С принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. сложилась ситуация, при которой в соответствии с ч. 5 ст. 31 ЖК РФ после развода родителей детей стали выселять из квартир. Это происходит в связи с продажей квартиры ее собственником, несмотря на то, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ позволяют суду сохранять право пользования квартирой за бывшими несовершеннолетними членами семьи на длительный срок или обязать собственника обеспечить свою бывшую семью другим жильем.
Конституционное право несовершеннолетних на жилище грубейшим образом нарушается в связи с законодательно допущенной возможностью такого нарушения (в ч. 5 ст. 31 ЖК РФ).
Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении необходимые поправки к ЖК РФ, но окончательного решения пока не принято и детей продолжают выселять из жилища.
Защита жилищных прав несовершеннолетних детей согласно ст. 11 ЖК РФ осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.
Законодательная защита права несовершеннолетних на жилище требует дальнейшего совершенствования и необходимого финансирования.
Оставаясь без правовой защиты в сфере жилищных правоотношений, несовершеннолетние пополняют ряды не только бездомных, но и преступников, что обходится обществу и государству слишком дорого, учитывая ущерб от преступлений и расходы на содержание несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Содержание правового статуса несовершеннолетнего в нормах международного и российского трудового права.
2. Особенности регулирования труда лиц, осуществляющих семейные обязанности.
3. Юридические механизмы защиты трудовых прав несовершеннолетних.
4. Жилищные права несовершеннолетних.
5. Каковы проблемные аспекты обеспечения жилищных прав несовершеннолетних в новом жилищном законодательстве.

Любой ребенок с момента рождения наделяется определенными правами, которые взрослые обязаны учитывать и неукоснительно соблюдать. Одно из главных охраняемых законом прав несовершеннолетних граждан — это их право на жилище.

Жилищные права детей закреплены в нескольких нормативно-правовых актах РФ, включая главный закон страны — Конституцию. В все они признают детей самостоятельными субъектами права, которые находятся под защитой закона.

Но при этом ребенок должен проживать вместе с родителями или другими законными опекунами по месту их официальной регистрации или фактического нахождения.

Права несовершеннолетних, не являющихся собственниками жилого помещения

Когда в семье рождается малыш, супруги обязаны оформить на него все необходимые бумаги. Сюда включается и регистрация по месту проживания. На все действия родителям дается 30 дней.

По закону, дети до 14 лет должны жить вместе с родителями. Это обязательное правило. Поэтому регистрация ребенка у родителей производится по особому порядку.

Если мать и отец не владеют квартирой, в которой они живут, но прописаны в ней, то при регистрации новорожденного им не нужно получать согласия собственника жилплощади и других проживающих там лиц.

Чтобы прописать ребенка, согласие хозяина квартиры не требуется — достаточно прописки одного из родителей.

Даже смена хозяина квартиры, куда оформили малыша, не отнимет у него права проживания по месту регистрации родителей. Оно сохраняется до тех пор, пока ребенок не станет совершеннолетним.

Однако при определенных обстоятельствах суд может признать несовершеннолетнего жильца утратившим право пользования квартирой и снять его с регистрационного учета.

Это случится, если:

  • он не проживает в этой квартире в течение года;
  • родители не оплачивают услуги ЖКХ;
  • у матери или отца имеется возможность зарегистрировать ребенка по другому адресу.

При наличии этих условий снять несовершеннолетнего с регистрации по месту жительства вполне возможно. Для этого собственнику квартиры нужно подать судебный иск для устранения обременения своей недвижимости.

Выписать несовершеннолетнего из квартиры нельзя. Для этого нужны веские основания.

Права несовершеннолетних собственников жилья

Ребенок может владеть как целой квартирой, так и ее частью. Основания возникновения такого право собственности общие — такие же, как и у взрослых дееспособных граждан.

Все несовершеннолетние собственники жилых помещений обладают следующими правами и обязанностями:

  • жить в своей квартире и пользоваться всем имуществом, которое там есть;
  • использовать помещение по своему усмотрению;
  • обеспечивать сохранность вещей и жилья.
Несовершеннолетний вправе иметь жилье в собственности наравне со взрослыми.

Получить права на недвижимость ребенок может с помощью:

  • участия в приватизации жилплощади;
  • получения недвижимости по договору дарения или в наследство;
  • участия в обмене или купле-продаже квартиры.

Обратите внимание!

Если ребенку принадлежит квартира, то продать ее можно только с согласия органа опеки и попечительства.

Закон определяет порядок оформления сделок по отчуждению недвижимости, принадлежащей детям. К таким сделками относятся:

Любые действия, в результате которых происходит уменьшение имущества ребенка, должны в обязательном порядке одобряться опекой.

Обратите внимание!

Отказ от наследства обычно оформляется в том случае, когда в его состав входят долги или ипотечные обязательства усопшего.

Права ребенка на жилье в случае развода родителей

Если супруги намереваются расторгнуть брак и разделить квартиру, дети в этом процессе не участвуют. Другими словами, жилье делится только на две части — между бывшими мужем и женой.

Но стоит учесть один нюанс. Как бы ни была поделена жилплощадь, если ребенок там прописан, он вправе проживать в ней до 18 лет.

Дети не участвуют в разделе имущества после развода родителей, но могут жить в их квартире до 18 лет.

Права детей при продаже квартиры

Если ребенку-собственнику отчуждаемой жилплощади еще не исполнилось 14 лет, продажа его имущества возможна с только с письменного согласия представителя органа опеки.

Если он старше этого возраста, то для совершения сделки потребуется не только письменное разрешение от органа опеки и попечительства, но и нотариально удостоверенное согласие отца или матери.

Обратите внимание!

Если на момент продажи квартиры ребенку нет 14 лет, потребуется согласие органа опеки, а если есть, то нужно еще разрешение от родителей.

При продаже квартиры, принадлежащей сыну или дочери, родители обязаны выполнить одно из условий:

  1. предоставить ребенку в собственность новое жилье;
  2. положить вырученные от продажи деньги на его счет.
Новое жилье для ребенка должно быть такой же площади, как и то, которое продают.

Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то помните — деньги, внесенные на вклад несовершеннолетнего, можно тратить только на покупку ему нового жилья. И даже на такие действие потребуется письменное согласние опеки. Таким способом законодатель защищает имущественные права детей от посягательств недобросовестных родителей.

Деньги от продажи квартиры несовершеннолетнего можно направить только на покупку нового жилья для него.

Права детей при покупке квартиры на средства маткапитала

Средствами, выделяемыми государством на рождение второго ребенка, можно оплатить полную стоимость нового жилья или его часть, а также погасить ипотечный займ.

В любом случае, при покупке квартиры на деньги материнского сертификата, родители обязаны включить детей в право собственности на нее. Если это условие нарушается, то сделка признается ничтожной, а средства возвращаются в Пенсионный фонд.

При покупке жилья на маткапитал родители обязаны выделить детям доли в квартире.

Многие финансовые организации предлагают обналичить денежные средства материнского сертификата. Это абсолютно незаконно. Если афера раскроется, вы лишитесь жилья и больше никогда не сможете получить материнский капитал.


В процессе приватизации недвижимости с несовершеннолетними детьми должны соблюдаться несколько правил:

  1. Получение согласия всех прописанных лиц. Жилплощадь передается в частную собственность с письменного согласия всех зарегистрированных в ней лиц. Подростки старше 14 лет тоже обязаны дать свое разрешение на приватизацию, иначе сделка может быть признана недействительной («ничтожной», если говорить юридическим языком). Если возраст ребенка меньше, его согласия не требуется.
  2. Получение согласия родителей и органа опеки. Если возраст детей менее 14 лет, то приватизация осуществляется только по письменному разрешению их родителей и органа опеки. Если подростку от 14 до 18 лет, действие осуществляется на основании его личного заявления, но с письменного разрешения органа опеки.

Обратите внимание!

В случае смерти родителей или опекунов, процедура приватизации квартиры с несовершеннолетним ребенком полностью ложится на плечи опеки.

Имущественные права несовершеннолетних

Законодатель не дает детям право собственности на имущество их родителей, как и родителям не дает такого права на вещи ребенка. Дети и родители, живущие вместе, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по общему согласию.

Исключение — возникновение общей собственности на какое-либо имущество. В этом случае права детей определяются согласно гражданскому законодательству.

По общему правилу вещи родителей не принадлежат детям, и наоборот.

Однако вещи, приобретенные супругами для удовлетворения потребностей своих детей (одежда, обувь, музыкальные инструменты, игровые приставки и др.), разделу не подлежат. При разводе они передаются тому, с кем проживают дети. Следовательно, ребенок имеет право собственности на подобное имущество, хотя оно и приобреталось его родителями.

Такой же вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами за счет своего общего имущества на имя общих детей. Эти вклады не учитываются при разделе имущества, поэтому и здесь обладателем права собственности становится ребенок.

Если вещи куплены родителями для ребенка, они считаются его личным имуществом.

Кроме этого, ребенок имеет право собственности на:

  • полученные им доходы;
  • подаренное имущество;
  • собственность, купленную на его деньги.

Несовершеннолетний вправе получать материальное обеспечение от своих родителей и других членов семьи. Мать и отец имеют равные обязанности в отношении своих детей, в том числе и обязанность их содержать. Таким образом, родители исполняют свой долг по содержанию ребенка и одновременно обеспечивают его право на получение содержания.

К источникам содержания несовершеннолетнего относятся также алименты. Эти средства взыскиваются через суд с одного или обоих родителей. При невозможности такого взыскания — с других членов семьи (совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки).

Пенсии и различные пособия, проложенные несовершеннолетнему по закону, являются источниками его содержания.

Резюме

Законодатель оберегает и защищает имущественные права своих маленьких граждан, потому что каждый ребенок должен расти и развиваться в нормальных условиях.

Если несовершеннолетний прописан в квартире, но не является ее владельцем, до 18 лет он имеет полное право там жить. Кроме этого, каждый ребенок может иметь жилье или его часть в собственности.

Имущественные права детей регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством. В СК РФ содержится лишь примерный перечень таких прав:

  • на получение содержания от своих родителей или иных родственников;
  • на личные доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на собственные средства;
  • на вещи, купленные родителями специально для сына или дочери.

Каждый ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. Они обязаны тратить часть своего заработка на удовлетворение потребностей своих детей — питание, одежду, образование, лечение и др.

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

В случае утраты ребенком попечения со стороны родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, как предусмотрено в п. 1 ст. 122 СК РФ, «обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей». Данное положение рассчитано на сознательность граждан и должностных лиц и отвечает нормам морали.

К таким должностным лицам относятся руководители образовательных, лечебных учреждений, работники органов внутренних дел, куда поступила информация о ребенке, другие лица, в частности инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних.

Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и обязанности их должностных лиц определяются Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних не вправе диктовать органу опеки и попечительства, какую конкретную форму устройства необходимо применить в отношении того или иного ребенка, поскольку правом выбора обладает сам орган (ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ).

СК РФ (ч. 3 п. 1 ст. 121) запрещает осуществление деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим или физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства. Законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за нарушение этого правила. Согласно ст. 5.37 КоАП «...незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; 2013. № 19. Ст. 2318.

Более того, незаконная деятельность, связанная с устройством несовершеннолетних, может быть уголовно наказуемой. «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр.законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954. 2013. №14. Ст. 1667.

Названные меры вполне оправданы и справедливы. Однако нельзя полагать, что забота о выявлении нуждающихся в помощи детей должна быть возложена только на органы опеки и попечительства.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. Кодекс о браке и семье РСФСР [от 30.07.1969 г., в ред. от 07.03.1995 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1969. №32. Ст. 1397. 1995. №11. Ст.939. Однако, как и прежде, данная обязанность не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений за ее неисполнение. При сегодняшнем положении дел в сфере беспризорности уместно предположить, что данное правило не работает. Статья 5.36 КоАП устанавливает административную ответственность только за нарушение сроков подачи в банк данных сведений о ребенке и только для должностных лиц тех учреждений (лечебных, воспитательных и пр.), где находятся дети. Отсутствие в законодательстве мер воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим указанную обязанность, нельзя считать справедливым. Матвиенко, В.И. Безнадзорность и беспризорность,вместе взятые // Человек и закон. 2003. №3. С. 6 - 7.

Современное состояние детской беспризорности требует особого контроля за информацией о таких детях, который в масштабах государства еще не установлен.

Особенно часто сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказываются в органах дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждениях, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных учреждениях, которые посещают дети; жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, органах ЗАГС по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заключением опросного листа, после чего дети передаются органам опеки и попечительства. Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами., их учёту и переучёту на территории РФ, утв. Приказом Федеральной Миграционной службы России от 31.03.1997 №19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №11.

Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых разработано в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон [от 24.06.1999 №120, в ред.от 07.05.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №26. Ст.1377. 2013. №19. Ст.2331.

Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным возложение обязанности по выявлению детей, оставшихся без родительского попечения, не только на органы опеки и попечительства, которые в основном только собирают сведения о таких детях, но и на должностных лиц иных учреждений. В связи с этим следовало бы изменить абз. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства, уточнив и дополнив ее словами следующего содержания: «Деятельность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства и другими специально уполномоченными должностными лицами. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами, кроме органов опеки и попечительства, не допускается».

В принятом в 1999 г. Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был сделан акцент на усиление социозащитного направления. Идеологически это, конечно, правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным, в результате органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась работа лишь с правонарушителями. Вместе с тем именно полиция, на наш взгляд, могла бы сыграть ведущую роль в проблеме выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются недостатки и в деятельности основного звена, координирующего эту работу на местах, - комиссий по делам несовершеннолетних. В ряде регионов они не функционируют вообще.

Статус и полномочия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав долгое время определялись только Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР [от 03.06.1967 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. №23. Ст.536., которое применяется и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 11 была законодательно определена компетенция комиссии, образуемой органами местного самоуправления. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий регулировался законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Вместе с тем создавались комиссии при администрациях районного (городского) муниципального образования и при отсутствии законов субъекта РФ, в соответствии со ст. 2, 3, 4 Положения от 3 июня 1967 г. и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в том числе утверждавшими их персональный состав.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, а значит, и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти.

До сих пор законодательно не регламентирована их деятельность. Положение о КДН до сих пор датировано 1967 г., где не учтены многие реалии нашего времени.

Следует отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения. Речь прежде всего идет о необходимости выявления, наблюдения и помощи в отношении неблагополучных семей. По наблюдениям специалистов, ребенок в таких семьях «часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенность и даже сама подчас наносит непоправимый вред его физическому и психологическому здоровью».

Последствия внутрисемейных противоречий могут быть самыми тяжелыми, вплоть до ухода несовершеннолетнего из дома и превращения его в беспризорника.

Большую роль в создании конфликтной атмосферы в семье играют факторы психологического свойства. В таких ситуациях решающее значение может приобрести помощь семье в устранении факторов, породивших разногласия. Речь идет о помощи, осуществляемой по просьбе самих родителей со стороны государственных органов, компетентных в вопросах воспитания.

Осуществление такой помощи имеет свое правовое основание. Так, согласно п. 2 ст. 65 СК РФ «..родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства». В комментарии к п. 2 ст. 65 по этому поводу говорится: «..органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией в семье, разъясняют, в чем состоят в данном случае интересы ребенка» Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М.Кузнецовой. М., 2000. С.225.. К рассмотрению заявления родителей может быть привлечен воспитатель ребенка, его педагог. Советы и рекомендации, которые правомочны дать органы опеки и попечительства, носят преимущественно педагогический характер. Однако потенциальные возможности п. 2 ст. 65 СК РФ практически не используются, что объясняется, во-первых, его нечетким текстом, во-вторых, отсутствием соответствующих положений в Законе РФ «Об образовании», а также в типовых положениях, регулирующих деятельность образовательных учреждений. При этом п. 3 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанности образовательных учреждений не только выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, но и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Помимо органов опеки и попечительства осуществлять защиту прав (в том числе имущественных) вправе и другие органы: прокуратура, суд, служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления.

В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право обращения прокурора в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [от 14.11.2002 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532; 2013. №19. Ст.2326.

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

На практике оказывается достаточное количество дел, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам по договору найма.

К примеру, недавно органы прокуратуры Краснодарского края отчитались по итогам работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, ненадлежащее соблюдение органами опеки и попечительства жилищных прав детей-сирот повлекло увеличение количества нуждающихся в жилье лиц названной категории до четырех тысяч.

В связи с этим органами прокуратуры внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 1032 исковых заявления в интересах жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, о сложившейся проблеме неоднократно информировались руководители администрации Краснодарского края и законодательного собрания края.

Кроме того, судами рассмотрено и удовлетворено 947 исков прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате гражданам указанной категории в 2012 году было предоставлено 1622 квартиры, что впервые за многие годы позволит снизить количество состоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилье. Отчет прокурора Краснодарского края за 2012 год. URL: http://www.klerk.ru/law/news/306618/ (дата обращения: 11 мая 2013).

В нынешнем, 2013 году проблемы исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обсудили на заседании Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области. В ходе заседания было отмечено, что практически во всех субъектах Российской Федерации имеются проблемы с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. И Ивановская область не исключение. В настоящее время более 1000 детей-сирот, достигших совершеннолетия, стоят в очереди на получение жилья. Для решения данной проблемы требуется более 1,1 млрд. рублей.

Всё больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются за защитой своего права на жилье в судебные органы и выигрывают дела. Однако после получения судебных решений указанная категория граждан сталкивается с проблемой их исполнения, т.к. должниками в исполнительном производстве выступают органы местного самоуправления, не имеющие специализированного жилищного фонда.

Участники Общественного совета отметили необходимость использования судебными приставами, работающими с исполнительными производствами данной категории, в полной мере полномочий по привлечению руководства органов местного самоуправления к административной и уголовной ответственности за длительное непринятие мер к защите жилищных прав детей.

Органам местного самоуправления при разработке муниципальных долгосрочных целевых программ «Жилище» рекомендовано предусматривать мероприятия по созданию специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот, проводить систематический мониторинг наличия на территории муниципального образования выморочного и иного имущества для его последующего оформления в муниципальную собственность Протокол заседания Общественного совета при Управлении ФССП России по Ивановской области. URL: http://lenta37.ru/55015 (дата обращения: 11 мая 2013)..

Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реаль­ное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению к детям, нуж­дающимся в благополучных бытовых условиях.

Право ребенка на жилище обеспечивается различными способами: предоставлением жилого помещения в домах государственного и муници­пального жилищных фондов на условиях социального найма или аренды (найма), в домах иных жилищных фондов на условиях аренды (найма), а также путем приобретения жилья в собственность по сделкам и иным ос­нованиям.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ; в соответствии с ним других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правитель­ства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ; нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Наиболее значимыми в сфере жилищных правоотношений, каса­ющихся несовершеннолетних, являются:

Нормы гражданского и семейного права РФ;

Закон РФ от 21 декабря 1996 г. Ха 159-ФЗ «О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей»;

Письма Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. Ха 09-М «О за­щите жилищных прав несовершеннолетних детей» йот 9июня 1999г. Ха 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовер­шеннолетних» и др.

Самостоятельно приобретать, осуществлять жилищные права и нес­ти обязанности несовершеннолетний может только в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. В иных случаях по жилищным спорам интересы детей в суде защищают их родители или лица, их заменяющие, а также при необходимости интересы несовершеннолетних представляют органы опеки и попечительства и прокурор.

Жилищное и гражданское законодательство содержит специальные правила, регулирующие право ребенка на жилище.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по дого­ворам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образо­вательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Во-

оружейных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечитель­ства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми по­мещениями вне очереди. Такая льгота действует в том случае, если инди­видуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возмож­ность ведения им самостоятельного образа жизни (ст. 17 Закона РФ «О со­циальной защите инвалидов в РФ»).

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жи­лом помещении.

Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площа­ди на одного человека (ст. 679 ГК РФ, ст. 70 ЖК РФ).

Согласно ст. 69 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, де­ти относятся к членам семьи нанимателя и имеют равные с нанимателем права и обязанности. К недееспособным детям требование о солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из дого­вора социального найма, не относится.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены ро­дительских прав или ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым поме­щением (ст. 71,74 СК РФ).

Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что несовершеннолетние могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, прожи­вающими в этом жилом помещении.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в воз­расте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и по­печительства.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовер­шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попе­чительства.

Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, администрация учреждения, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение шести месяцев со дня поме­щения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.

С принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. сложилась ситуация, при которой в соответствии с ч. 5 ст. 31 ЖК РФ после развода родителей детей стали выселять из квартир. Это происходит в свя­зи с продажей квартиры ее собственником, несмотря на то, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ позволяют суду сохранять право пользо­вания квартирой за бывшими несовершеннолетними членами семьи на длительный срок или обязать собственника обеспечить свою бывшую семью другим жильем.

Конституционное право несовершеннолетних на жилище грубейшим образом нарушается в связи с законодательно допущенной возможностью такого нарушения (в ч. 5 ст. 31 ЖК РФ).

Государственная дума РФ рассмотрела в первом чтении необходи­мые поправки к ЖК РФ, но окончательного решения пока не принято и де­тей продолжают выселять из жилища.

Защита жилищных прав несовершеннолетних детей согласно ст. 11 ЖК РФ осуществляется судом в соответствии с подведомствен­ностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляет­ся только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Законодательная защита права несовершеннолетних на жилище тре­бует дальнейшего совершенствования и необходимого финансирования.

Оставаясь без правовой защиты в сфере жилищных правоотношений, несовершеннолетние пополняют ряды не только бездомных, но и преступ­ников, что обходится обществу и государству слишком дорого, учитывая ущерб от преступлений и расходы на содержание несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, задача органов местного самоуправления не только наделить детей-сирот жильем, но и передать их под контроль органов опеки и попечительства для оказания дальнейшей помощи и социальной адаптации.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает для него возможность вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В настоящее время продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Действующее законодательство закрепляет ряд льгот по оплате жилья для семей с детьми-инвалидами.

Наиболее слабо на федеральном уровне регламентированы гарантии реализации жилищных прав для многодетных семей. Заметим, что Проект федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей» (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.), рассматриваемый в ГД РФ с 1998 года, так и не был принят. С принятием же ЖК РФ произошла отмена жилищных приоритетов об обеспечении жильем многодетных семей. ЖК РФ ликвидировал институт предоставления жилья в первоочередном порядке, а значит, многодетные семьи не будут иметь права на первоочередное предоставление жилых помещений. В соответствии с ранее действовавшими правовыми нормами многодетным семьям жилье предоставлялось в первоочередном порядке. Тем самым государство поощряло рождаемость, предоставляло многодетным семьям большие социальные гарантии в жилищной сфере.

Во многих регионах РФ действуют специальные программы «Жилье для многодетных семей»; разрабатываются законопроекты «Об обеспечении жильем многодетных семей».

28 июня 2005 года Правительство Москвы приняло постановление №482-ПП «О Концепции демографического развития города Москвы», в котором говорится о том, что неотъемлемой частью стабилизации численности населения является рост качества жизни. Согласно указанной Концепции необходимо содействовать молодым семьям, состоящим в зарегистрированном браке, для которого по сравнению с гражданским браком характерно большее число детей, решать проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей, совершенствовать системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, обеспечивать стимулирование рождения второго, третьего ребенка.

Действующая на сегодняшний день в Санкт-Петербурге программа «Молодежи - доступное жилье» стимулирует молодые семьи, являющиеся участниками программы, к повышению рождаемости. Однако данной программы недостаточно, более того, она решает проблемы только одного региона.

Следует отметить, что несовершеннолетние лица, в отношении которых родители лишены родительских прав, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (статья 71 Семейного кодекса Российской Федерации). В тоже время, граждане лишенные родительских прав, в соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения, если совестное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Названная статья расположена в разделе III ЖК РФ «Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма». Следовательно, положение статьи 91 ЖК РФ могут быть распространены только на граждан, проживающих в жилых помещениях, предоставленных на основании договора социального найма.

Правила предоставления и пользования специализированными жилыми помещениями, к которым согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся общежития, установлены разделом IV ЖК РФ.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ в отношении жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, устанавливает специальное правовое регулирование.

Статьи 101-103 ЖК РФ, содержащие положения о расторжении, прекращении договора найма специализированного жилого помещения и выселении из общежития, не предусматривают возможность выселения граждан, лишенных родительских прав, если судом установлена невозможность их совместного проживания с ребенком.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что жилищным законодательством не предусмотрено выселение из общежития родителя, лишенного родительских прав, чье совместное проживание с ребенком признано судом невозможным. Положения ч. 2 ст. 91 ЖК РФ в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилое помещение по договору социального найма.

Заключение

Таким образом, согласно поставленной цели дипломного исследования были проанализированы нормативно-правовые основы защиты жилищных прав несовершеннолетних по российскому законодательству.

В ходе проделанного исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Несовершеннолетние дети наделены широким комплексом жилищных прав, носящих превалирующий, специальный и императивный характер. Специальными правами наделены дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей.

Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены в семейном, жилищном, гражданском и в процессуальном законодательстве. На практике - при коллизии норм гражданского (семейного) и жилищного законодательства необходимо, прежде всего, учитывать предметы регулирования данных кодифицированных актов.

Также необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

2. Изменения, внесенные в действующее законодательство и некоторые положения нового Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие право ребенка на жилье стали основой для массовых нарушений конституционных прав несовершеннолетних граждан и, как следствие привели к тяжелым социальным последствиям.

3. В работе обоснована необходимость реформирования органов опеки и попечительства. В настоящее время существуют следующие проблемы:

Во-первых, формальный, фрагментарный характер их деятельности.

Во-вторых, существенной проблемой является то обстоятельство, что при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны.

На наш взгляд российский законодатель мог бы прибегнуть к следующим механизмам решения данных проблем:

- В случае изменения законодательства в части отнесения вопросов опеки и попечительства к государственным полномочиям установить специальный порядок наделения органов местного самоуправления этими полномочиями (если возникнет необходимость такого установления).

- Установить единый для всех муниципальных образований Российской Федерации перечень обязанностей при осуществлении опеки и попечительства.

Установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок получения согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом, принадлежащим подопечному на праве собственности либо на основании иных, предусмотренных законом прав; осуществления органами опеки и попечительства иной, предусмотренной законом деятельности, не нашедшей достаточной регламентации в ныне действующем законодательстве.

- Установить порядок финансирования деятельности по опеке и попечительству (из единственного источника, совместное, дотационное и т.д.).

- Установить общие принципы осуществления опеки и попечительства в России (правовая основа, основные понятия и т.д.).

4. Применение норм ЖК РФ (ст. 31) и ГК РФ (ст. 292) позволяет сделать вывод, что собственники жилых помещений получили неограниченную возможность лишать прав - пользователей жилого помещения путем его отчуждения, и соблюдение жилищных прав ребенка здесь никак нельзя проконтролировать.

Действующее законодательство не содержит: а) механизма реализации безусловных прав ребенка на жилище; б) реально работающего механизма принуждения собственника жилища; в) Отсутствуют разъяснения о том, вправе ли собственник по своему усмотрению изменить и адрес проживания бывших членов семьи, то есть предоставить право тому же экс-супругу с детьми жить в специально снятой комнате, а не в отдельной многокомнатной квартире.

В настоящее время фактически принимающим решения по данным спорам районным судам делегировано неограниченное право субъективно устанавливать, кто и сколько может пользоваться жильем собственника.

5. На наш взгляд должны быть предприняты следующие шаги:

Во-первых, ВС РФ разработаны и приняты разъяснения о порядке применения ст. 31 ЖК РФ с учетом всей накопившейся судебной практики;

Во-вторых, разработаны и приняты изменения в жилищное (ст. 31 ЖК РФ) и гражданское законодательство (ст. 292 ГК РФ) с целью урегулировать коллизию между правами собственников и жилищными правами детей;

В-третьих, необходимо внести изменения в законодательство об органах опеки и попечительства, о которых мы говорили в первом параграфе настоящей главы;

В-четвертых, органы опеки и попечительства должны включиться в защиту прав детей по тем многим делам, что сейчас находятся на рассмотрении судов.

Список литературы

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) // Дипломатический вестник - 1992 г. - №6 - С. 10.

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Издании Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк, 1992.

3. Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН, от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция - 1991 г. - №№12-14.

5. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009). // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст. 3301.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008). // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1, ст. 16.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 17.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). // Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009, с изм. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). // Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, №46, ст. 4532.

10. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2004 №170-ФЗ). // Собрание Законодательство Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3802.

11. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. №26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Собрание законодательства Российской Федерации - 26 марта 2001 г. - №13 - Ст. 1140.

12. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995). // Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, №48, ст. 4563.

13. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999). // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177.

14. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996). // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, №52, ст. 5880.

15. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.

16. Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». // Российская газета от 18.06.2008.

17. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации - 12 августа 1993 г. - №32 - Ст. 1227.

18. Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 25.06.2008 №25).

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // Собрание законодательства Российской Федерации - 24 июля 1995 г. - №30 - Ст. 2939.

20. Постановление Правительства Москвы от 06.04.2004 №189-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы - №24 - 19.04.2004.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. №272 г. Москва «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». Утверждено. Постановлением Правительства. Российской Федерации от 6 мая 2006 г. №272.

22. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03 1997 №15/3-14-6. // Общероссийская Справочно-правовая система «Законодательство России». 2006. Август.

23. Александрова А.Л. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом. // Адвокат. - №10. - 2004 г.

24. Все о жилье. Экспресс-справочник. / Юлия Межникова. - М.: Вершина, 2005. - 244 с.

25. Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейворотова, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

26. Гувлидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. - №6. - 2006.

27. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - Дело, 2005.

28. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. - 2006. - №6.

29. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2005 году. Подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. - №46. - 18 марта 2006 г., №53. - 29 марта 2006 г.

30. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2003 году

31. Ефремова А. Дети в сделках с недвижимостью. Правовые вопросы недвижимости. - М.: 2004.

32. Звенигородская Н.Ф. Правовая природа ответственности по договорам, предусмотренным семейным законодательством // Бюллетень нотариальной практики. - 2006. - №6. - С. 17-19.

33. Ильина О.Ю. Проблемы разграничения подсудности по делам, возникающим из брачно-семейных отношений // Гражданское право. - 2007. - №3. - С. 8-12.

34. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - М.:Юрайт-Издат, 2005 г.

35. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

36. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. - М.: 2006.

37. Комментарий к Семейному кодексу РФ / под общ. ред. П.В. Крашенниникова и П.И. Седугина. - М.: 2007.

38. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - №1.

39. Мамаев А.А. Международная судебная юрисдикция по делам, возникающим из семейных правоотношений: нормы Российского законодательства // Мировой судья. - 2007. - №11.

40. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - 2003. - №5. - С. 53 - 59.

41. Михеева Л.Ю. Краткий комментарий к проекту Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // Семейное и жилищное право. - 2007. - №1.

42. Осипова С.В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. - 2006. - №2.

43. Осипова С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних // Нотариус. - 2006. - №5.

44. Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. - 2007. - №1.

45. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М., 2007.

46. Рождественский С.Н. Разрешение органа опеки и попечительства с точки зрения гражданского законодательства // Нотариус. - 2005. - №2.

47. Российское законодательство X-XX вв. В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. - М., 1984.

48. Смушкин А.Б. Гражданский процесс: учеб. пособие / А.Б. Смушкин, Т.В. Суркова, О.С. Черникова. - М.: Омега-Л, 2007.

49. Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 декабря 2001 г. №3-693/2001 // СПС «Гарант».

50. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. №78-Г06-2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2006 г. - №12.

51. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2006 г. №5-В05-106 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2006 г. - №8.

52. Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 декабря 2001 г. №3-693/2001 // СПС «Гарант».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Характеристика жилищных прав граждан в Российской Федерации, их сущность и юридическая природа. Состав и правовое регулирование гражданских и административных жилищных прав и обязанностей. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты жилищных прав.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2013

    Особенности правового положения несовершеннолетнего как собственника жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот, направления совершенствования законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России. Семейно-правовые средства обеспечения их безопасности; формы и способы защиты их прав и законных интересов, опыт судебной практики. Цели и функции системы юстиции для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Право собственности на жилой дом. Основания возникновения и нормативно-законодательное регулирование жилищных прав. Содержание договора найма жилого помещения. Нарушение жилищных прав нанимателя: неосновательное выселение, отсутствие ремонта в помещениях.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Правовое положение несовершеннолетних детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Задачи и функции органов опеки и попечительства в защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2008

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ