2012-02-18 |
Военно-химическая академия РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) была создана в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны, Приказом Реввоенсовета от 13 мая 1932 года № 39 на базе военно-химического отделения Военно-технической академии РККА и Второго химико-технологического института. Формирование академии завершилось к 1 октября 1932 года. В ее состав вошли военно-инженерный, специальный и промышленный факультеты.
Академия была укомплектована профессорско-преподавательскими кадрами, способными не только обеспечить высокий уровень подготовки слушателей, но и успешно решать сложные научные проблемы, которые выдвигали интересы обороноспособности страны.
История дальнейшего развития академии обусловливалась интенсивной подготовкой государств фашистского блока к развязыванию мировой войны с использованием химического оружия. Это определило необходимость обеспечения надежной противохимической защиты Красной Армии и технического перевооружения химических войск. Для решения этих задач требовались специалисты — военные химики высшей квалификации. Подготовка их в академии считалась одним из важнейших мероприятий по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы.
Имея высококвалифицированный научный потенциал, академия быстро становится крупным учебным и научным центром Вооруженных Сил страны, инициатором научных разработок проблем вооружения химических войск и средств защиты. В стенах академии выросла целая плеяда выдающихся ученых, прославивших отечественную химическую науку не только в своей стране, но и за рубежом.
Академия заслуженно гордится такими выдающимися учеными, как академики Академии наук СССР Брицке Э.В., Вольфкович С.И., Шарыгин П.П., Кондратьев В.Н., Кнунянц И.Л., Дубинин М.М., Фокин А.В., Романков П.Г.
Высокого звания Героя Социалистического труда удостоены выпускники академии Патоличев Н.С., Щербицкий Л.А., Кунцевич А.Д., Лепинь Л.К., Мартынов И.В., Николаев К.М.
Благодаря самоотверженному и героическому труду этих людей наша страна заняла лидирующее положение в теории и практическом создании новых химических технологий в промышленности и производстве минеральных удобрений, искусственных волокон, целлюлозы и бумаги, мономеров и полимеров, лекарственных препаратов, адсорбентов. Их фундаментальные теоретические труды легли в основу подготовки нескольких поколений ученых и специалистов для учебных, научных учреждений и оборонной промышленности страны.
В годы Великой Отечественной войны академия вместе с войсками химической защиты внесла значительный вклад в Победу, помешав фашистам развязать крупномасштабную химическую войну, а огнемётчики покрыли себя неувядаемой славой, совершив немало героических подвигов. Родина высоко оценила заслуги личного состава академии. Звания Героя Советского Союза были удостоены: Жидких А.П., Лев Б.Г., Линев Г.М., Мясников В.В., Чиковани В.В.
Выпускники академии с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
За организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС начальник химических войск генерал-полковник Пикалов В.К. был удостоен звания Героя Советского Союза.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации старшим лейтенантам Панфилову И.Б. и Цацорину Г.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 1998 г. решением Министерства обороны РФ ряд Военных академий был преобразован в Военные университеты, а многие военные училища — в филиалы этих университетов.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации было изменено действительное наименование университета в «Военный университет радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Москва)».
В 2004-2005 годах «Военный университет радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Москва)» преобразован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
В 2006 году руководством Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о передислокации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко» из г. Москвы в г. Кострому. Выполнение мероприятий было спланировано в четыре этапа и охватывает период с июня 2005 года по сентябрь 2006 года:
на первом этапе (к 1 июня 2005 года) проведено преобразование Военного университета РХБ защиты в Военную академию в г. Москве и Костромского филиала университета - в Костромское высшее военное командно-инженерное училище РХБ защиты (военный институт).
на втором этапе (до 1 сентября 2005 года) осуществлен перевод отделения подготовки курсантов инженерного факультета в Костромское училище.
на третьем этапе (к 1 июля 2006 года) проведена передислокация Военной академии из г. Москвы в г. Кострому.
на четвертом этапе (к 1 августа 2006 года) осуществлено присоединение Костромского училища к Военной академии.
Основной состав академии передислоцирован в Кострому к 1 июля 2006 г. Открытие новой Военной академии РХБ защиты в г. Костроме состоялось в день начала учебного года — 1 сентября 2006 года.
12 июня 2007 года академии, одной из первых среди военных вузов, было вручено Боевое Знамя. В этом же году состоялся первый выпуск в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)».
В 2008 году «Саратовский военный институт биологической и химической безопасности» присоединён в качестве структурного подразделения к «Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)», а на базе Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) (г. Тюмень) и Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) (г. Кстово) были созданы филиалы с последующим именованием академии: федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия войск РХБ защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
В целях совершенствования структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации были ликвидированы филиалы академии в городах Кстово (Нижегородская область) и Тюмень.
С 2013 г. распоряжением Правительства Российской Федерации академия вновь стала именоваться «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
Сегодня академия является учебно-методическим центром войск РХБ защиты, готовящий специалистов для всех Вооруженных Сил, а также силовых министерств и ведомств не только Российской Федерации, но и ближнего и дальнего зарубежья.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ И ДОСТИЖЕНИЯХ АКАДЕМИИ
В настоящее время в академии работает высококвалифицированный научно-педагогический состав.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров в академии осуществляется через докторантуру, очную и заочную адъюнктуру, а также путем соискательства ученых степеней доктора и кандидата наук. На постоянной основе работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Академия проводит большой объем научных исследований, являясь не только высшим военно-учебным заведением Вооруженных Сил, но и крупным научным центром по проблемам технологии органических веществ, разработки, производства специальных материалов, средств биологической защиты войск и окружающей среды, и многим другим. Тематика и содержание направлений научных исследований академии соответствуют профилю военно-учебного заведения войск РХБ защиты, его факультетов, кафедр и отражают практические потребности Вооруженных Сил и войск РХБ защиты.
Доля работ по исследованию военно-теоретических проблем ежегодно составляет около 30-40%, а по исследованию военно-технических проблем — около 60-70% от общего количества задаваемых научно-исследовательских работ.
Академия постоянно участвует в конкурсах и получает гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Наиболее отличившиеся в учёбе и проявившие свои научные и творческие способности слушатели и курсанты награждаются премиями Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, образования и науки Российской Федерации и Губернатора Костромской области.
В рамках национального проекта «Образование» команды академии принимают участие во Всеармейских олимпиадах среди курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по математике, информатике, военной истории и иностранному языку. Среди лучших высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации наши команды находятся на лидирующих позициях, занимают призовые места.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ АКАДЕМИИ
Академия обладает развитой материально-технической базой, расположенной на территории 2-х военных городков.
Все учебные корпуса оснащены однотипной встроенной мебелью, современным лабораторным оборудованием, приборами, оргтехникой, техническими средствами обучения (интерактивные доски, документ-камеры, плазменные экраны, аудио и видео аппаратура). В основу их оснащения заложены современные подходы использования в учебном процессе компьютерных технологий, придания им полифункциональности и многопрофильности.
Процессу получения практических знаний и навыков в области эксплуатации военной техники и вооружений способствует современный технический парк, в котором представлены все образцы вооружения и техники войск РХБ защиты. Курсанты на занятиях изучают устройство, ремонт и порядок проведения технического обслуживания техники. Кроме этого, приобретают навыки практического вождения боевых и транспортных машин, получают водительские удостоверения категории «В» и «С».
На учебно-тактическом поле, во время практических занятий, курсанты проводят РХБ разведку местности. Отрабатывают нормативы по развертыванию и запуску специальных машин, обработке обмундирования, вооружения, военной техники, дорог, надеванию средств индивидуальной защиты и другие.
Для обеспечения образовательного процесса академия располагает фундаментальной библиотекой. Имеется электронная библиотека, которая позволяет пользователям оперативно найти нужную информацию в электронном виде, сделать запись на электронный носитель или сделать распечатку материала.
Имеющийся жилищно-казарменный фонд обеспечивает проживание личного состава согласно новым требованиям и является одним из элементов учебно-материальной базы дающее полное представление выпускнику академии как должны быть оборудованы общежития для проживания военнослужащих проходящих военную службу по контракту.
На сегодняшний день академия является вузом новой формации, как по инфраструктуре, так и по содержанию образовательного процесса, с современной учебно-материальной базой.
16
Общежитие иностранных слушателей
ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко - основана в 1932 в Москве. Готовит специалистов по противохимической защите.
Москва (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Словарь военных терминов
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Морской словарь
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Русский орфографический словарь
25. Решающий поворот (Военная академия им. Фрунзе) 8 декабря 1945 года я буду помнить до конца дней моих. Когда я, сдав в отдел кадров академии свое предписание, направился на кафедру, мною овладело удивительное, торжественное чувство.С этим чувством я и вошел в кабинет
Из книги Уго Чавес. Одинокий революционер автораГлава 5 Военная академия: на подступах к судьбе Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал тайные
Глава 5 ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ: НА ПОДСТУПАХ К СУДЬБЕ Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал
Глава 5 ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ: НА ПОДСТУПАХ К СУДЬБЕ Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал тайные
12. КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ По заключении мирного перемирия с Польшей военный совет 6-й армии направил меня на учебу в Москву в Академию Генерального штаба. Теперь уже вместо маленькой лейтенантской шпалы, которую я носил в начале армейской службы, у меня на
Военная академия РККА Одним из крупнейших недостатков нашей военной работы я считаю отсутствие у нас подготовленных, вполне владеющих своим предметом военных работников. Подготовку таких работников должна осуществить Военная академия РККА. Из статьи М. В. Фрунзе
Военная Академия Главная кузница по подготовке офицерских кадров – Военная Академия. В ней осуществляется многоуровневое обучение офицеров. Созданы военные направления в 6 (шести) гражданских ВУЗах. Осуществляется военная подготовка офицеров в Минском государственном
Л. Троцкий. ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ (Речь на торжественном заседании 8 ноября 1918 г. в Военной Академии в день ее открытия)Товарищи преподаватели, слушатели Академии и гости! Позвольте поздравить слушателей, преподавателей и, в лице гостей, всех граждан Советской Республики с
автора Кочнев Евгений ДмитриевичМашины войск химической защиты С 1959 года на автомобилях 157-й серии торжокский завод «Пожтехника» серийно выпускал первую и наиболее распространенную обмывочно-нейтрализационную машину 8Т311, которая впоследствии монтировалась на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-4334. Авторазливочная
Машины войск химической защиты С началом производства грузовика ГАЗ-66 на его шасси устанавливалось несущественно модернизированное химическое оборудование, разработанное еще для ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164. К нему относилась доработанная компактная пароэлеваторная
Машины войск химической защиты ДДА-66П – армейская дезинфекционно-душевая установка на шасси ЗИЛ-130 со специальным сварным цельнометаллическим кузовом. Идентична одноименной установке, которая обычно монтировалась на шасси ГАЗ-66, а затем – на ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308.
Машины войск химической защиты 8Т311М (1967 – 1990 гг.) – серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом
Машины войск химической защиты С 1983 года выпускалась мощная авторазливочная станция АРС-15 с цистерной вместимостью 3200 л и новым насосом с титановыми деталями. По общей конструкции она была аналогична станции АРС-14 на шасси ЗИЛ-131, но могла работать при пониженных
Машины войск химической защиты На автомобиле КамАЗ-4310 выпускалась модернизированная многоцелевая авторазливочная станция АРС-14К с двумя цистернами емкостью 2700 и 1040 л, предназначенная для проведения широкого комплекса очистных операций – дегазации, дезинфекции и
Машины аэродромных служб и химической защиты На шасси 43203 базировались как прежние аэродромные пусковые агрегаты АПА-5, так и модернизированные машины для одиночного или группового электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовой
Двадцать первый век - время машин и новых технологий. Активно развиваются все сферы деятельности человека, в том числе и военная. В лабораториях многих стран ведутся разработки новых видов оружия. Поэтому средства РХБЗ, нормативы и действия при заражении - это те вещи, которые обязан знать каждый.
Само понятие уже говорит о том, что количество потерь будет масштабным. Объектом ОМП являются люди, животные, среда обитания, продукты. Принцип употребления - внезапность и всеохватность.
К оружию массового поражения относят ядерное, химическое и биологическое. Отсюда и расшифровка РХБЗ: радиационная, химическая и биологическая защита.
Оружие массового поражения использовалось ещё во времена первой и второй мировых войн. Это были вещества, которые отравляюще действовали на организм.
Официально в нынешнее время ядерным ОМП владеют всего пять стран - США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Не отрицают, но и не подтверждают наличия у себя ядерных боеприпасов Израиль, Пакистан, Индия и
Первого июля 1968 года было подписано международное соглашение о неиспользовании ядерного оружия, которое вступило в силу 5 марта 1970 года. К договору присоединилось 189 мировых держав.
РХБЗ - радиационная, химическая и биологическая защита от ОМП. Рассмотрим каждый его вид:
1. Имеет катастрофические последствия. Главными поражающими факторами являются излучение и радиация. Ядерный взрыв может происходить как в небе, так и под землёй или под водой. В результате всё живое поражается радиацией и мгновенно или постепенно умирает (в зависимости от дозы излучения).
Территория поражения напрямую зависит от силы ядерного взрыва, характера места, почвы и погодных условий (ветер, осадки).
Укрыться от ядерного взрыва можно за прочными постройками. Средства личной защиты, которые нужно использовать, - противогаз, респиратор, Также используют средства, защищающие кожу (плащи, комбинезоны, перчатки).
2. Химическое оружие - это использование в боевых целях токсических, или отравляющих, веществ (ОВ). Во время применения этого средства слышен глухой взрыв, после которого в воздухе появляется дым.
Распылённые отравляющие вещества заражают людей, местность, водоёмы. ОВ оказывают нервно-паралитическое, нарывное, удушающее и раздражающее действие. Средства защиты, которые используют в таких ситуациях, - противогаз и спецодежда.
3. Биологическое оружие - основано на болезнетворных организмах. Принцип распространения - тот же, что и у предыдущего типа. Вещество, которое распыляют, - это возбудитель страшных недугов (язва, холера, чума). Сложность борьбы с данным видом оружия состоит в том, что все вирусы имеют разный инкубационный период.
Помимо основных средств защиты - респиратора и - используют также вакцинацию и антибиотики.
Главной задачей этой структуры является оборона населения и объектов от радиационной, химической и биологической атаки. РХБЗ-войска производят обозначают пределы заражений, подают сигнал личному составу и оповещают своего командира о наступающей опасности. Как это происходит?
За радиационной и химической обстановкой ведётся наблюдение со специального поста. При обнаружении очага заражений старший обязан подать специальный сигнал и оповестить командира. Для этой цели была разработана система единых знаков.
Итак, в случае радиационного заражения звучит сирена (короткие гудки). Можно использовать сигнал автомобиля. Речевой сигнал - «Внимание! Радиационная опасность!»
Если имеет место химическое заражение, звучит та же сирена, но фраза меняется: «Внимание! Химическая опасность!»
Сигналы оповещения обязан знать весь личный состав. Кроме того, каждый служащий должен на время сдавать РХБЗ-нормативы (8 шт.). Они представляют собой упражнения на применение средств персональной защиты (респиратора, противогаза, защитной одежды). Отрабатываются и действия по сигналу.
Расшифровка РХБЗ, её значение, а также все нормативы - это основа из основ для каждого военнослужащего. А где проходят обучение будущие специалисты в данной сфере?
Умелых бойцов, офицеров и сержантов по вопросам технологии органических веществ, а также производства орудий химической и биологической защиты обучают в специальной военной академии в городе Костроме. Академия названа в честь Маршала Советского союза - С. К. Тимошенко.
Учебная организация была создана ещё в 1932 году и называлась тогда Военно-химической академией РККА. В послевоенные годы тут были сфокусированы Вооружённые Силы страны.
Многие выдающиеся учёные являются выходцами из этой академии. За всё время работы заведения было подготовлено около десяти тысяч офицеров и более пяти тысяч специалистов в области химической промышленности.
В 2008 году в состав академии вошли три вуза, и с тех пор полное её название звучит так: Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.
Одной из обязанностей любого государства является введение в школьную программу такого учебного предмета, как гражданская оборона. Это комплекс знаний, усвоив которые, жители страны смогут обороняться от опасностей, возникающих вследствие военных действий, в том числе и от ОМП.
Любой человек, даже ребенок, должен знать, как преодолевать последствия военных действий, а также иметь представление о средствах индивидуальной защиты и уметь их применять.
Поэтому предмет гражданской обороны должен преподаваться в каждой школе. Задача учителя - обучить детей и состав общеобразовательного заведения способам защиты, поведению во время эвакуации, оказанию первой врачебной помощи.
Люди, которые с детства знают, как поступить в непредсказуемой и опасной ситуации, имеют больше шансов остаться в живых в случае наступления военных действий.
В связи с развитием новых технологий активно развивается и военная промышленность. Хотя и подписан договор о неиспользовании ядерного оружия, никто с уверенностью не может сказать, что применяться оно не будет. Так, каждый человек обязан знать, как вести себя в случае радиационной, химической и биологической атак, а также уметь использовать средства личной защиты. Вот почему расшифровка РХБЗ должна объясняться даже в школьных учебниках.
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко - государственное многоуровневое высшее военное образовательное учреждение, расположенное в Костроме .
По своей организационно-правовой форме академия является федеральным государственным военным казённым образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и в соответствии с лицензией реализует программы высшего и среднего профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Академия - это единственное в своем роде высшее военно-учебное заведением Вооруженных Сил Российской Федерации, крупный научный центр по проблемам технологии органических веществ , разработки и производства специальных материалов и средств биологической защиты войск и окружающей среды.
Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется для всех видов Вооруженных Сил, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и других государств. С 2010 года организована подготовка специалистов по федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации на - гг.».
По структуре академия состоит из управления академии (командования, различных отделов и служб), основных подразделений (факультетов, кафедр, научно-исследовательских лабораторий, подразделений обеспечения учебного процесса). В академии работают 28 докторов наук и 196 кандидатов наук (2014).
Военно-химическая академия РККА была создана в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны , приказом Реввоенсовета СССР № 039 от 13 мая 1932 г., на базе военно-химического отделения Военно-технической академии РККА и 2-го Московского химико-технологического института. Формирование академии завершилось к 1 октября 1932 года. В её состав вошли военно-инженерный, специальный и промышленный факультеты . Приказом Реввоенсовета СССР № 31 от 15 мая 1934 г. ей было присвоено имя К. Е. Ворошилова . Приказом НКО № 125 от 19 июля 1937 г. академия была переименована в Военную академию химической защиты имени К. Е. Ворошилова .
Академия была укомплектована профессорско-преподавательскими кадрами, способными не только обеспечить высокий уровень подготовки слушателей, но и успешно решать сложные научные проблемы, которые выдвигали интересы обороноспособности страны.
История дальнейшего развития академии обусловливалась интенсивной подготовкой государств фашистского блока к развязыванию мировой войны с использованием химического оружия . Это определило необходимость обеспечения надежной противохимической защиты Красной Армии и технического перевооружения химических войск . Для решения этих задач требовались специалисты - военные химики высшей квалификации. Подготовка их в академии считалась одним из важнейших мероприятий по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы.
Имея высококвалифицированный научный потенциал, академия быстро становится крупным учебным и научным центром Вооруженных Сил страны, инициатором научных разработок проблем вооружения химических войск и средств защиты. В стенах академии выросла целая плеяда выдающихся ученых, прославивших отечественную химическую науку не только в своей стране, но и за рубежом.
За годы существования академии и войск радиационной, химической и биологической защиты для вооруженных сил подготовлено около 10 000 офицеров и свыше 5 000 специалистов химической промышленности. Свыше 30 выпускников академии удостоены звания Героя Советского Союза , 8 - Героя Социалистического Труда и 5 - Героя Российской Федерации .
Академия заслуженно гордится такими выдающимися учеными, как академики Академии наук СССР Брицке Э. В., Вольфкович С. И. , Шарыгин П. П., Кондратьев В. Н., Кнунянц И. Л. , Дубинин М. М., Фокин А. В., Романков П. Г. . Высокого звания Героя Социалистического Труда удостоены выпускники академии Патоличев Н. С. , Щербицкий Л. А., Кунцевич А. Д. , Лепинь Л. К., Мартынов И. В., Николаев К. М.
Благодаря самоотверженному и героическому труду этих людей наша страна заняла лидирующее положение в теории и практическом создании новых химических технологий в промышленности и производстве минеральных удобрений , искусственных волокон, целлюлозы и бумаги, мономеров и полимеров , лекарственных препаратов, адсорбентов . Их фундаментальные теоретические труды легли в основу подготовки нескольких поколений ученых и специалистов для учебных, научных учреждений и оборонной промышленности страны.
Выпускники академии защищали интересы страны в вооруженных конфликтах у реки Халхин-Гол и на Карельском перешейке , героически сражались в годы Великой Отечественной войны , с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане , в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС .
Большой вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС внесли: Малахов А.Н., Жолтиков С.А, Золотухин И.М.
16 июня 2007 года в Военной академии РХБЗ был торжественно открыт Мемориал Славы войск РХБ защиты - дань исторической памяти и глубокого уважения к тем, кто своим самоотверженным трудом и ратной доблестью вписал в историю Отечества, Вооруженных Сил немало славных страниц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р академия была реорганизована: в её состав включены Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт), Саратовский военный институт биологической и химической безопасности и Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) с последующим образованием на их основе обособленных структурных подразделений. Академия получила действующее наименование «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко ».
В целях совершенствования структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации были ликвидированы филиалы академии в городах Кстово (Нижегородская область) и Тюмень.
С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 895-р Академия вновь стала именоваться «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко».
Высшая военная подготовка (офицерский состав) : управление боевым обеспечением войск (сил) (радиационная, химическая и биологическая защита); управление эксплуатацией вооружения, военной техники и техническим обеспечением войск (сил) (радиационная, химическая и биологическая защита).
Полная высшая военно-специальная подготовка (курсанты) : радиационная, химическая и биологическая защита; технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике.
Полная средняя военно-профессиональная подготовка (сержанты) : рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Послевузовское профессиональное образование (адъюнктура и докторантура)
Дополнительное профессиональное образование : профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза; повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза.
Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.
Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.