Особенного внимания от водителя требует проезд в жилой зоне. Ведь именно там чаще всего происходят ДТП. Как правильно проезжать на территории действия знака «Жилая зона», ПДД, которые действуют здесь, узнайте из нашей статьи.
Читайте в этой статье
Территория, на которой располагаются предназначенные для жилья строения, здания бытового назначения, школы, больницы, иные непромышленные объекты, называется жилой зоной. От других участков населенного пункта она отделяется символом 5.21. О том, что эта территория закончилась, свидетельствует табличка 5.22.
Знак «Жилая зона» в ПДД есть потому, что здесь работают особые правила движения. Они записаны в пункте 17 правового документа и не только в этом разделе.
Территорию, ограниченную символами 5.21 и 5.22, нельзя использовать как обычную дорогу. В правилах сказано, что сквозное движение через нее запрещено. Это отнюдь не означает, что попавший туда автомобилист не сможет выбраться обратно на трассу. Просто проезд жилой зоны по ПДД имеет свои особенности:
В больших городах водители нередко используют путь через дворы во избежание попадания в затор на дороге. Это противоречит правилам, ведь в таком случае осуществляется сквозной проезд. Но если выполнить его с соблюдением перечисленных условий, возможно, удастся избежать наказания.
В движении по жилой зоне нельзя участвовать тем, кто занимается в автошколе, стремясь получить водительские права. Учебная езда по этой территории запрещена.
Движение в жилых зонах ПДД делают скорее исключением, чем обычным действием. Все же эта территория предназначена в основном не для автомобилей и иных видов транспорта. Правила здесь устанавливаются такие, чтобы удобство для людей сохранялось на максимально возможном уровне. Поэтому скорость в жилой зоне ПДД требуют снижать до безопасного значения. Условие содержится в пункте 10.2 Правил:
В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
При таком режиме автомобиль сможет быстро затормозить, если появится такая необходимость.
Особые условия в жилой и дворовой зонах существуют при необходимости оставить там машину на продолжительное время. Знак 5.21 охраняет прежде всего права и удобства обитателей находящихся рядом домов или посетителей учреждений. Но правила не лишают их и автомобилистов. Парковка в жилой зоне ПДД разрешается с соблюдением следующих принципов:
Стоянка в жилой зоне ПДД разрешается, только если речь о легковых автомобилях или грузовиках массой до 3,5 т. Более тяжелые машины оставлять здесь нельзя, если нет соответствующей разметки или специально отведенных для них мест на парковке, разграниченных знаком.
Еще один существенный запрет касается включения во время стоянки двигателя. Сам термин означает, что машина прекратила движение более чем на 5 минут, при этом действие выполняется не ради высадки или посадки людей, погрузки (разгрузки) имущества. Так что если водитель прогревает двигатель во дворе или под знаком 5.21 дольше указанного времени, он нарушает ПДД.
Территория, ограниченная знаками 5.21 и 5.22, организована прежде всего для жителей домов или посетителей учреждений, находящихся на ней. Пешеход в жилой зоне ПДД наделяется преимуществом. Оно записано в пункте 17.1 и состоит в том, что люди могут ходить здесь не только по тротуарам, но и по проезжей части. А водители всех видов транспорта обязаны пропускать их, уступая дорогу.
Правда, и для пешеходов есть некоторые ограничения. ПДД в жилых зонах и дворах требуют от них не становиться необоснованным препятствием для автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Если люди решили постоять на узком проезде, чтобы побеседовать, они нарушают правила, будучи помехой транспорту.
Свои особенности имеет такое действие, как оставление автомобилем территории, выделяемой знаками 5.21, 5.22. В ПДД выезд из жилой зоны регламентируется подразделом 17.3. В соответствии с ним автомобиль, покидающий ее, должен пропустить все другие ТС. При этом неважно, едут ли они по обычной дороге (не подпадающей под влияние символа 5.21) мимо или направляются на территорию, с которой машина выезжает.
Вид транспорта, имеющего в данном случае приоритет, тоже не имеет значения. Это может быть велосипед или гужевая повозка, все равно у них есть преимущество. Пешеходы, входящие в жилую зону или пересекающие выезд из нее, тоже могут пройти первыми. Покидающий территорию автомобиль обязан им уступить.
В правилах термин «дворовая территория» не разъясняется. Но он упоминается в подразделе 17.4 правового документа. Там сказано, что все требования к действиям участников движения в области влияния знаков 5.21. и 5.22 распространяются и на дворы. Хотя там эти символы обычно не устанавливают.
Вообще знаки 5.21 и 5.22 можно увидеть достаточно редко. А необходимость соблюдать правила пункта 17 возникает на каждом шагу. Потому что для ПДД жилая зона, дворовая не имеют существенных различий.
У нарушившего правила во дворе есть шанс быть наказанным по нескольким статьям КоАП:
Сотрудники ГИБДД во дворах обычно не дежурят. Но нарушение могут зафиксировать жильцы дома и пожаловаться в инспекцию на автомобилиста.
Жилая зона в ПДД выделяется таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность ее постоянным обитателям или посетителям. И эти правила нередко становятся причиной конфликтов, так как не все водители выполняют их. Штрафы за большинство нарушений невелики. Но если игнорирование ПДД станет причиной аварии, водителя назовут виновным в ней с вероятностью в 99,9%.
Смотрите в этом видео о правилах проезда по жилой зоне:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:
Добрый день, уважаемые жители поселка «Западные луга». Вы конечно обратили внимание, что на въезде в поселок установлен знак «Жилая зона». Его наличие определяет конкретный порядок движения по территории. Однако фактическое состояние и регулярные жалобы жителей говорят о том, что по каким-то причинам водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.
Чтобы защитить Вас от неприятностей и одновременно сделать проживание в поселке более комфортным и безопасным, вашему вниманию представляется данный материал, подготовленный на основе существующих Законов, правил и положений, ну и конечно здравого смысла.
Итак, в Правилах дорожного движения существует отдельный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: «Движение в жилых зонах».
Напомним Вам пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также перечислим наказания за нарушение этих пунктов правил.
Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Однако это не свидетельствует о том, что эти понятия означают одно и то же.
Жилая зона обозначается соответствующими знаками:
Определение жилая зона не всегда соответствует определению дворовая территория.
Жилая зона может являться частью дворовой территории. Справедливо и обратное, дворовая территория может являться частью жилой зоны.
Итак, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов остальных разделов правил, то они могут распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.
Естественно, на дворовых территориях и в жилой зоне действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. Если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно выполняет стоянку.
Если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование правил, и на Вас может быть наложен штраф ГИБДД.
Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).
На дворовой территории также запрещается ставить автомобиль на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).
Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.
Не имеет значения, в каком направлении движутся другие участники движения, всем им следует не создавать помех.
Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД). При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории, не отличаются от штрафов для других мест, т.е. движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.
При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.
При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, т.е. например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.
Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает в них учебную езду.
Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.
Материал подготовлен с помощью нашего друга интернета, надеемся на понимание и правильное поведение на дорогах микрорайона.
Для напоминания водителям о правилах движения в границах территорий, заселенных гражданами, устанавливается знак жилая зона, призывающий соблюдать порядок перемещения на авто вблизи строений. Нарушение положений, прописанных в 17-м разделе ПДД, касающемся жилой зоны, может привести к штрафам и ликвидации водительских прав.
В широком смысле жилая зона представляет собой территорию, используемую для размещения домов, а также объектов коммунального, социального назначения, стоянок транспортных средств, объектов здравоохранения, образования, гаражей и прочих строений, связанных с обитанием граждан. Сюда же относятся дворовые площади, включающие детские площадки, насаждения растительности и прочие объекты.
Что касается Правил Дорожного Движения, здесь жилая зона трактуется как особым образом устроенная территория, чьи границы обозначены соответствующими знаками. В частности, указателем «Жилая зона» 5.21, отмечающим въезд в ее пределы и 5.22, что означает выезд за черту зоны.
В городах установка знака «Жилая зона» осуществляется довольно редко, поэтому по умолчанию границы такой территории принято относить к зонам жилых строений и их дворов, включая проезды к домам, детским садам, школам.
Порядок движения вблизи объектов, предназначенных для обитания людей, строго регламентирован разделом ПДД № 17. Глава освещает правила, обязательные к соблюдению водителем каждого транспортного средства.
Преимуществом в передвижениях по жилой зоне обладают пешеходы, которым разрешено свободно перемещаться не только по тротуарам, но и по всей проезжей части, расположенной в границах обозначенной территории. В этом случае водитель не имеет права создавать какие-либо помехи гражданам. Аналогичное правило распространяется и на велосипедистов, которым владельцы средств передвижения обязаны уступать проезд. В свою очередь, граждане не имеют права намеренно задерживать транспорт, например, расположившись на проезжей части для того, чтобы выкурить сигарету или поговорить по телефону.
Кроме того, для водителей существует свод некоторых ограничений. В жилой зоне запрещается:
Кроме того, автовладельцы обязаны соблюдать следующие нормы:
Наиболее часто встречающимся нарушением считается стоянка авто на газонах, клумбах, в пределах детских площадок, что также запрещено. Средства передвижения следует размещать в специально обустроенных для этого местах.
В случае нарушения норм передвижения транспорта в жилой зоне, на автовладельца могут быть наложены следующие санкции:
На видео о движении в жилых зонах
Знак «Жилая зона» играет роль предупреждения для водителя, напоминающего о наличии определенного режима движения на территории дворов и жилых строений. Автовладельцам следует с удвоенным вниманием перемещаться в границах придомовых площадей, уступать дорогу пешеходам и в целом тщательно соблюдать установленный порядок. Игнорирование норм ПДД может привести не только к наложению санкций на водителя, но и значительно увеличить риск для пешеходов, в том числе для детей.
Споры о парковочных местах звучат все громче и громче. Люди идут на различные ухищрения, чтобы застолбить за собой то или иное место во дворе, поставить авто максимально близко к своему подъезду, заехать на газон или даже детскую площадку, чтобы обеспечить себе минимальное расстояние для перемещения своего туловища в пространстве. Мне это все тоже очень не нравится, поэтому я решил подготовить материал о том как принудить автомобилистов ставить свои авто как положено, а не как неандертальцы.
Для моего региона проблема стала актуальна примерно в 2010 году. С тех далеких пор машин становится все больше, а развитие автомобильной инфраструктуры по факту значительно отстает от темпов автомобилизации населения. Большинство дворов нынешней России физически не смогут вмещать в себя автомобили всех жильцов окрестных домов. Развязываются настоящие парковочные войны. Неоднократно видел, как люди готовы драться подобно гладиаторам, лишь бы не идти лишние 50 метров пешком.
Во-первых, криво наставленные машины препятствуют проезду крупного транспорта. Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор (кстати, статья про права и обязанности в сфере жкх), грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарникам.
Во-вторых, парковка на газонах и детских площадках доставляет жителям много неудобств. Дети, играя, натыкаются на авто и могут его повредить, а любители парковаться на газонах портят эстетический вид двора и развозят грязь по всей округе.
Правилами дорожного движения и санитарными нормами. Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок
Целый букет нарушений – ст 12.28 КоАП. Это нарушения правил движения, установленных в жилой зоне. А где они прописаны? Смотрим главу 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” (как раз те самые ПДД): запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Но это же жилые зоны. А вот в п. 17.4 этого же постановления написано, что все эти меры актуальны и для дворовых территорий. В такой ситуации фиксируйте нарушения на видео/фото и звоните в дежурную часть ГИБДД.
Если дело касается нарушения санитарных норм, то:
Если были нарушены правила дорожного движения, то в ГИБДД. Кроме того, на данный момент есть возможность отправить фотографию зафиксированного нарушения через специальные порталы. Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов.
Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.
Нужна мелкая консультация ГИБДД-шника, грамотно трактующего ПДД.
Ситуация: водитель чинит и моет личный автомобиль с включённым двигателем во дворе жилого дома и в полуметре (ширина тротуара) от детского сада с решетчатым забором во время прогулки детей; выключить двигатель отказывается, ссылаясь на отсутствие знака 5.21 «Жилая зона». Вопросы: 1) Действительно ли, что любой двор это всегда «жилая зона», и здесь установка знака не обязательна (взято здесь — ссылка); 2) Чем регламентируется недопустимость помывки автомобиля в дворовых и других неприспособленных территориях?
Многие водители сталкиваются с проблемой правильного въезда или выезда из дворов, парковок или АЗС. К какому классу территории относятся эти участки и как их определить, будем выяснять в этой статье.
На таких участках не запрещено движение, как таковое, не запрещён въезд или выезд из неё. Движение по данной территории регулируется правилами дорожного движения, ими же и определяется. Итак, «прилегающая территория» - это территория, которая близка к дороге, но не ориентирована на сквозное передвижение по ней ТС. К такому определению относятся парковки, жилые зоны, дворовые территории, АЗС и др.
Интересно! В Европейских странах «спальные зоны» имеют особый проект – в них нет сквозного движения. Машины паркуют в подземных гаражах или вдоль улиц в ряд.
Дворовая территория – это, безусловно, не проезжая часть, она больше схожа с прилегающей территорией. Этот участок по периметру окружён зданиями, на его территории обычно размещены: игровые площадки, озеленённые места отдыха, подъезды к школам, к домам и т.д.
Дворовая территория определена в ПДД определёнными правилами движения на ней. Дворовые зоны не обозначаются знаками, но имеют свои ограничения и запреты. Например, запрещена стоянка с включённым двигателем, стоянка грузовых машин, сквозной проезд через территорию. Ограничение скорости движения составляет 20 км/ч, кстати, размеры штрафов не отличаются от денежных взысканий для других дорог. В движении по дворовым участкам у пешеходов есть значительное преимущество – они могут идти и по тротуару, и по дороге. Это не означает, что пешеходы могут безнаказанно создавать помехи транспорту, особенно машинам со спецсигналом, скорой например.
Есть также требования к правилам выезда из дворовой зоны – водитель, выезжающий из двора, обязан уступить дорогу всем участникам движения.
Чтобы разобраться, как отличить перекрёсток от прилегающей территории, нужно вспомнить отличительные признаки перекрёстка, его определение.
Рассмотрим признаки перекрёстков: светофоры и дорожные знаки. Следуя стандартам, светофоры устанавливают исключительно на регулируемых перекрёстках и таких же пешеходных переходах. На местах выезда из прилегающих зон их не ставят. Дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают только перед перекрёстками. Прилегающая территория, ни какими знаками или указателями не обозначается.
«Перекрёсток» - это участок пересечения или разветвления дорог на одной плоскости. Выезды c прилегающих территорий в ПДД перекрёстками не считаются. На таких участках нет тротуаров, дорог и проезжих частей. К сожалению, не всегда можно понять, что перед вами.
Внимание! Если вы не уверенны, что перед вами перекрёсток или прилегающая территория, лучшим выходом будет поведение соответствующее правилам равнозначного перекрёстка.
Основные правила поведения и движения на прилегающих территориях большей частью запреты.
На прилегающих территориях нельзя:
развивать скорость более 20 км/ч; обучать вождению;
Стоять с заведённым мотором более пяти минут;
Ставить грузовой транспорт массой более 3.5 тонн.
Крайне не желательно устраивать стоянку на газоне. Подробнее о стоянках: парковочный карман должен располагаться в 10-ти метрах от дома, тогда это тоже будет считатьсяприлегающей территорией.
В прилегающих зонах пешеход всегда прав, поэтому просто уступайте дорогу. Не забывайте, уступать дорогу абсолютно всем транспортным средствам, выезжая из прилегающей территории на проезжую часть.
Важно! На выезде из прилегающей зоны, помните о велосипедистах. Обычно они появляются внезапно, справой стороны машины.
Поскольку, на данных участках есть свои правила, то есть и наказание за нарушение этих правил. Многие парковки и «заправки» обустроены местами въезда и выезда, обозначенные знаками. Если водитель проехал в противоположном направлении – это трактуется, как движение по «встречной» на односторонней дороге. За это грозит денежное взыскание в сумме 5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев. Если на границе проезжей части и прилегающей зоны есть запрещающий знак, он относится именно к дороге. Такое нарушение оценивается в 500 рублей.
За управление машиной в нетрезвом виде (ст. 12.28 кодекса), оштрафовать могут и на проезжей части, и даже на парковке. Штраф от трёх до пяти тысяч рублей, если вы займёте место для инвалидов, при условии, что оно было обозначено разметкой и знаком. Такой штраф может получить и человек с ограниченными возможностями, если его машина не выделена наклейкой обозначенной правилами.
Чаще всего нарушается правило на запрет сквозного проезда через дворовую или жилую зону. В этом случае предусмотрен штраф в размере 1500 рублей, а в столице – 3000 рублей. Превышение скорости наказывается также, как и на остальных дорогах.
Знаете ли Вы? В европейских странах при замере скорости радаром даётся погрешность на показания. При скорости до ста километров в плюс идёт 3 км; более ста – 3% от показателя.
Понятие «жилая зона» четко раскрывается в 17 разделе ПДД. За несоблюдение правил предусматриваются серьезные штрафные санкции, вплоть до изъятия прав на год. Так что каждый водитель обязан уделять особое внимание их изучению.
Жилая зона – это обустроенная специальным образом территория, на которой действуют особые правила. Въезд в жилую зону и выезд из нее обозначается соответствующими знаками 5.21 и 5.22.
Из самого определения понятно, что эта территория располагается в спальных районах, в зонах, где присутствуют многоэтажные и частные дома. Автомобиль должен осуществлять движение в жилых зонах по особым правилам.
Дворовая территория предполагает некоторые ограничения, которые касаются:
Важно подчеркнуть, что эти требования являются действительными лишь для дворовых и придомовых территорий. Сложность в том, что в ГК России не расшифровываются данные понятия. Так что водителям стоит ориентироваться только на знаки. Если они отсутствуют, то обычно имеется знак, ограничивающий скорость.
Важно и то, что автомобили ДПС не так часто заезжают на дворовые территории. Водители это знают и располагают свои автомобили на газонах и детских площадках.
Этот знак предполагает соблюдение ряда правил:
Если водителю все же нужно проехать дворами, то подобное действие не будет признано сквозным проездом в том случае, если автомобилист выполнит остановку на время менее пяти минут.
На жилых территориях помимо всего прочего запрещается:
Если жильцам дома требуется перевозка вещей, то грузовое авто не должно располагаться дольше пяти минут в зоне дворовой территории. Это требование не относится к грузовым авто, имеющим табличку, а также к автомобилям коммунальных служб.
Выезд из жилой зоны должен осуществляться так же, как и выезд с других территорий.
Водителю при этом стоит соблюдать некоторые требования:
Стоянка на детской площадке и газоне является распространенным нарушением. Оставлять свое ТС можно лишь в предусмотренных для этого местах.
Если водитель нарушил правило, относящееся к проезду и остановке в данной зоне, ему могут быть выписаны следующие штрафы:
Особым образом наказывается несоблюдение скоростного режима. Здесь работают такие же правила, как и на общих дорогах. За превышение скорости на 20-60 км/ч придется уплатить штраф. Если скорость превышена на более, чем 80 км/ч, в этом случае водителя могут лишить прав.
Если перед вами появился знак жилая зона ПДД, то он требуют поменять свое поведение за рулем. Прежде всего, стоит забыть обо всех преимуществах, которые вы имели ранее.
Согласно закону, в зоне, где действует знак 5.21, ни один автомобиль не должен создавать помех для пешеходов, у которых действительно есть право на перемещение по проезжей части.
Если водитель увидел обозначение жилая зона ПДД в этом случае требуют уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Последние тоже не должны создавать специально помех для проезда транспорта, в противном случае это будет расценено как серьезное нарушение.
Что такое «жилая зона» (далее - ЖЗ)? ПДД не определяет понятия ЖЗ в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).
Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.
Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?
1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.
2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что ЖЗ – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.
3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.
К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.
В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).
К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения - это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.
Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.
Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.
Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:
Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.
Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:
Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.
Всегда, выезжая из ЖЗ, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.
Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.
Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.
Каковы аргументы в пользу такой позиции?
Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.
А как быть с дворовой территорией?
Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.
На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.
Здесь запрещено (отметим еще раз):
Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.
КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.