Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Эта связь длится в течение всей жизни человека, возникает с момента рождения при приобретении гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции) означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Единое российское гражданство может быть не единственным (например для лиц с двойным гражданством).

2. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

3. Гражданство РФ экстерриториально (проживание или пребывание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства) – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве. Гражданин РФ вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на территории РФ.

4. Российское гражданство имеет свободных характер . (ч. 3 ст. 6 Конституции) Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

5. Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать человека гражданства РФ . Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за государственные преступления.

6.В основе изменения гражданства лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения и утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок автоматически получает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.


7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства.

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 63 Конституции). За преступления, совершенные за пределами РФ, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в РФ также считаются преступлениями). Однако административную ответственность гражданин РФ может нести и за границей.

9. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказывать факт «без гражданства», как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Гражданство любого государства зиждется на двусторонней основе. Вступая в гражданскую принадлежность, индивидуум берет на себя некоторые обязательства перед страной, получая взамен соответствующие права и гарантии. То же можно сказать и о самом государстве, которое, принимая в свои ряды нового члена общества, гарантирует ему защиту, при этом ожидая от него выполнения всех его обязанностей. Именно по этой причине всем, кто решился на миграцию в Россию, необходимо понимать принципы российского гражданства.

В чем сущность понятия

До того как приступить к изучению основных характеристик российского гражданского статуса, необходимо четко понимать, что собой вообще представляет такое понятие, как гражданство. С юридической точки зрения – это не что иное, как правовое состояние того или иного лица, пребывающего в данной конкретной стране.

Не углубляясь в термины, можно сказать, что гражданская принадлежность определяет и регулирует отношения между человеком и государством на двух уровнях: социальном и межгосударственном.

Иными словами, отношения гражданства представляют собой симбиоз прав, свобод и обязанностей, которые берут на себя обе стороны. Все они становятся актуальными в момент принятия гражданства и сохраняются вплоть до его утраты.

Принципы приобретения гражданства могут быть самыми разными:

  • по рождению;
  • в результате натурализации;
  • на основании восстановления принадлежности и прочие.

Каждый из них подразумевает, что все привилегии и обязанности российского статуса, которые оговорены в Конституции, начинают действовать с момента его приобретения, а государство берет на себя защиту гражданина не только в рамках своей территории, но и за ее пределами.

Принципы

Знание основополагающих принципов рассматриваемого понятия позволит будущему российскому гражданину всесторонне оценить все преимущества, ответственность и недостатки интеграции в российское общество.

Единство и нераздельность

Принцип единого гражданства занимает главенствующее место. Он подразумевает, что данное понятие является неделимым, независящим от того основания, на котором иностранный подданный его приобрел. Это значит, что если гражданство было получено за какие-то особые заслуги, этот факт не превозносит его обладателя над всеми другими жителями страны.

Таким образом, этот принцип предполагает, что совершенно не играет никакой роли ни время, ни способ интеграции в рассматриваемое общество, а потому никаких преимуществ никто не получает. Ребенок, который стал российским гражданином по праву рождения, обладает такими же правами, что и тот, который был усыновлен.

Лишить гражданского статуса принудительно нельзя

Как получить, так и потерять свою принадлежность к РФ можно как в добровольном порядке, так и в разрешительном. Приказ о присвоении гражданства издает непосредственно президент. Процесс лишения этого статуса на принудительной основе в России не предусмотрен. Сделать это может только сам заявитель, подкрепив свое желание соответствующим прошением.

Такого понятия, как лишение гражданской принадлежности с принудительной депортацией в РФ не существует. По закону возможно только лишь выдворение, и то если речь идет о нелегальных мигрантах. Основаниями для такой меры может быть фиктивный брак или ложные сведения, предоставленные в процессе легализации.

Право любого гражданина на российскую принадлежность

Согласно Конституции, российское гражданство является свободным, открытым и доступным любому кандидату. Это значит, что не существует никакой дискриминации – ни расовой, ни гендерной, ни идеологической, – которая могла бы стать причиной отказа в приеме в гражданство РФ. Исключение составляют только случаи, когда действия кандидата или его состояние здоровья несет в себе угрозу другим жителям страны.

Более того, закон не запрещает своим гражданам получать подданство любого другого государства, находясь таким образом сразу в двух гражданских принадлежностях. При этом не стоит забывать, что для самой Российской Федерации такие бипатриды остаются исключительно ее подопечными.

Привлечение апатридов

К принципам гражданства в РФ относятся еще и такие, как поощрение его приобретения апатридами, а также невозможность его утраты в связи с изменением гражданского статуса второго супруга.

На сегодняшний день российские власти всячески пытаются сократить число лиц без какой-либо принадлежности. Это проявляется в создании упрощенного коридора для выходцев из бывшего Советского Союза, носителей русского языка, лиц, имеющих российские корни.

Еще одним важным моментом российского гражданства является свободный выезд за рубеж, который не может служить основанием для лишения российского паспорта.

Как получить Российское Гражданство: Видео

Под принципами гражданства понимается фундаментальные начала, которые заложены в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Присутствие этих принципов способствует правильному применению правовых норм, влияет на содержание нормативных правовых актов и позволяет обнаружить правовые нормы, которые не входят в систему действующего законодательства государства.

Основные принципы гражданства содержатся в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Можно выделить следующие принципы гражданства:

    Право человека на гражданство.

В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, которое дает каждому разрешение реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.

2. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его.

Этот принцип содержится в ч. 2 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона «О гражданстве». Он означает, что государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, которая выражается в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Таким образом, в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Лишение гражданства заключается в прекращении гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (в основном) вопреки желанию этого лица.

Этот принцип позволяет гражданам свободно осуществлять свои права и свободы, не боясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также акцентирует внимание на концепции, о том, что устойчивость связей человека и государства не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Такой принцип закреплен в статье 61 Конституции РФ и в ч.3 ст.4 Федеральный закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Данный принцип следует отнести к правовым нормам, которые обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от другого государства.

    Принцип равного гражданства.

Он обозначает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях независимо от оснований приобретения гражданства. Российское законодательство не разграничивает статус лиц, являющихся гражданами Российской Федерации как по основаниям (например, по рождению или восстановлением гражданства), так и по времени приобретения гражданства.

Также, принцип равного гражданства не допускает ограничения прав граждан по отношению вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

    Принцип единого гражданства.

Принцип единого гражданства закреплен в части 1 статьи 6 Конституции и в части 2 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Его сущность заключается в том, что каждый гражданин республики в составе России одновременно является и гражданином Российского государства. Этот принцип определен федеративным характером государственного устройства России, при котором в единстве с гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

    Принцип допущения двойного гражданства.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Приобретение гражданином России гражданства иностранного государства не предусматривает прекращения у него гражданства Российской Федерации. 5

    Принцип гарантии покровительства.

Данный принцип устанавливает государственные обязательства по оказанию защиты своих граждан, которые находятся за пределами территории России и покровительствуют им. Органы государственной власти Российской Федерации, а так же дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, которые находятся за пределами России, кроме того должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны способствовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. 6

Основной смысл гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным принципам.

Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех основных идей, которые лежат в основе института гражданства. Таким образом, соблюдение или не соблюдение принципов гражданства является одним из оснований демократичности государства, его отношения к правам человека.

Стоит отметить, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы. К ним относятся: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д.

Государство не должно допускать нарушения закрепленных демократических принципов, и тех принципов, которые непосредственно связаны с гражданством, так как они затрагивают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, которая направлена на поддержание принципов гражданства, закрепленных законодательно.

Введение

§ 2. Принципы гражданства РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Существование человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить. Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически, закреплены законодательно.

Вопросы гражданства РФ регулируются в рамках закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 года, Конституции РФ, и прочих нормативно-правовых актов.

Исследований по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.

Цель данной работы: определить особенности российского гражданства.

Заявленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

Раскрытие понятия, содержания и принципов гражданства РФ;

Характеристика пути приобретения и прекращения гражданства РФ;

Раскрытие компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Структура данной работы строится в соответствии с заявленной целью и задачами.


Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

§ 1. Понятие и содержание гражданства РФ

Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое отношение. В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.


§ 2. Принципы гражданства РФ

Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.

Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ.

Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик

Принцип равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.

Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.

Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.


Глава II. Приобретение и прекращение гражданства РФ

§ 1. Основания приобретения гражданства РФ

Согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяется как минимум четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.

Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве:

В порядке регистрации;

Признание факта восстановления;

По ходатайству лица.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

§ 2. Прекращение гражданства РФ

В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям:

В результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

На основании международного договора (оптация);

По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

Если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

Если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.


Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

§ 1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ

Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.

2. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;

3. Конституция Российской Федерации. СПб. 2006;

4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003;

7. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;

8. Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.


Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 14.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 16-17.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23-24.

Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8, С. 21-22.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 25.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.

Там же. С. 210

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 27-29.

Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 76.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.41.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.70.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 75.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 89.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 93.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.


Гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом. 2. Двойное гражданство и многогражданство Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, ...

60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них...

Содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Закон закрепляет следующие принципы гражданства: 1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу...

И 160 тысяч. Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, ...

Каждое государство представляет сложную политико-социальную структуру, которая имеет определенное количество признаков. Одним из них является население. Государство существует лишь в том случае, если на его территории проживает определенное количество людей, которые считают страну своим родным домом. Конечно, можно выделить также иные признаки государственности, однако именно население является основным. При этом между населением или же отдельным индивидом и державой, в которой он проживает, существует определённая связь юридического характера. Данный правовой институт развивался много веков подряд. На сегодняшний день он имеет название «гражданство».

Следует отметить, что институт, или же его задатки существовали уже в Древней Греции и Риме. Конечно, с того момента он претерпел некоторые изменения, однако его характерные черты остались неизменны. Своеобразную форму имеет Федерации. Стоит отметить, что этот институт отечественного законодательства имеет ряд принципов, которые влияют на его непосредственную реализацию. Поэтому гражданство следует рассматривать комплексно, учитывая все его юридические аспекты.

Понятие гражданства

Понятие гражданина и гражданства в теории юриспруденции играет большую роль, так как оно показывает связь человека и страны, в которой он непосредственно проживает. Однако длительная история становления этого понятия привела к тому, что на сегодняшний день оно характеризует сразу несколько явлений. Таким образом, термин применим в следующих значениях:

  • суверенное право державы;
  • состояние человека публично-правового характера;
  • институт конституционного права.

В первом случае гражданство подразумевает возможность конкретного государства регулировать деятельность своего населения, потому что оно является неотъемлемой частью механизма. С другой стороны, термин характеризует связь конкретного лица с территорией, на которой он непосредственно проживает. При этом данная связь имеет публично-правовой характер, что обуславливает её регламент посредством норм, закрепленных в официальных актах.

Однако в юриспруденции главенствующее место занимает значение «гражданства» как конституционного института. В данном случае термин характеризует устойчивую юридическую связь между государством и человеком. Она, в свою очередь, выражается в факте наличия взаимных прав и обязанностей. Учитывая конституционный характер института, необходимо отметить его особое оформление. Как правило, институт гражданства закрепляется в основном законе или иных актах данной сферы регулирования. Этот факт также обуславливает наличие некоторых особенностей представленного в статье явления, а именно:

  • гражданами государства признается круг отдельных лиц;
  • законом устанавливаются способы получения и прекращения действия института;
  • в некоторых случаях допускается многократная юридическая связь с разными государствами;
  • существует определенный порядок, применяемый для решения вопросов, связанных непосредственно с гражданством.

Конечно, в зависимости от государства, положения института могут быть совершенно разные. Российская Федерация не является исключением в этом вопросе. Следует также отметить, что понятие гражданства, принципы гражданства РФ, которые будут представлены далее, - это взаимодополняющие друг друга понятия.

Понятие российского гражданства

РФ на сегодняшний день является мощной правовой державой. Это обуславливает необходимость наличия качественных и функциональных институтов конституционного характера. Гражданство в этом случае отыгрывает ключевую роль. Во-первых, институт позволяет более точно и правильно регулировать правоотношения между человеком и страной, то есть её органами власти. Во-вторых, гражданство дает возможность установить уникальную связь с конкретным индивидом с целью последующего контроля над ним. Таким образом, институт представляет собой юридическую связь человека с государством. Как и в случае с классическим видом, гражданство России проявляется в наличии взаимных обязанностей и прав. Однако действие института регулируется рядом основополагающих начал. Таковыми на сегодняшний день являются принципы российского гражданства, о которых будет рассказано далее.

Виды института

На сегодняшний день правоотношения в сфере юридической связи страны и человека можно объединить в определенные группы. Впоследствии из них выделяются виды гражданства. Как мы знаем, любая классификация происходит на основе определенного фактора. В нашем случае видовое разделение будет основано на субъекте и его правовой связи. Таким образом, можно выделить следующие виды гражданства:

  1. Единая правовая связь индивида и Российской Федерации.
  2. Иная правовая вязь или подданство, то есть наличие у человека гражданства другой страны.
  3. Двойное (второе) гражданство характеризуется наличием у индивида, который уже является гражданином РФ, правовой привязанности к иностранному государству.
  4. Отсутствие гражданства - это особый режим, характеризующийся тем, что лицо не имеет гражданства ни России, ни другой страны.

Как мы видим, действующее законодательство допускает наличие большого количества видов представленного в статье института. При этом особенности каждого из них позволяют более детально изучить весь институт в целом.

Нормативная база

Как и все существующие правовые институты, гражданство РФ регулируется нормами отдельных законодательных актов. С момента обретения Россией независимости была развита целая нормативная система, регулирующая деятельность упомянутого явления. В эту структуру входят следующие НПА, а именно:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ратифицированные в России;
  • ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • подзаконные нормативно-правовые акты.

Именно в положениях представленных актов закрепляются основные регулирующие механизмы всего института.

Основополагающие идеи

Понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это тесно связанные между собой термины, которые характеризуют описанный в статье институт. Но они являются совершенно разными явлениями. Принципы - это основополагающие идеи института, то есть те «три кита», на которых он основан и благодаря которым функционирует. Они во многом обуславливают государственную деятельность в этой сфере. Стоит отметить, что принципы российского гражданства могут сильно отличаться, например, от ключевых положений института правовой связи в других странах. Иными словами, для любого государства гражданство - это индивидуально выраженная сфера. Благодаря принципам данные особенности можно наглядно выявлять и анализировать. На сегодняшний день гражданство Российской Федерации существует на основе целой системы принципов, которые будут рассмотрены далее.

Виды основополагающих идей

Как уже указывалось ранее, понятие гражданства, принципы гражданства РФ - это взаимосвязанные категории. При этом институт, который они характеризуют, функционирует благодаря наличию определенных принципов. Таким образом, можно выделить следующие основополагающие идеи, которые выделяются учеными на сегодняшний день, а именно:

  • вне зависимости от формы получения, гражданство РФ является равным и единым;
  • если человек проживает за пределами России, этот факт не влечет прекращение существования его правовой связи с РФ;
  • гражданства нельзя отнять;
  • гражданин России не может выдаваться или высылаться за территорию РФ иному государству;
  • РФ поощряет факт установления лицами, не имеющими гражданства, правовой связи с Россией;
  • допускается наличие двойного гражданства.

Как мы видим, согласно нормативной базе представленного в статье института, его действие регулируют представленные принципы российского гражданства. Большая часть из них закреплена в ФЗ «О гражданстве». Некоторые основные идеи представлены в Конституции Российской Федерации. Дабы более детально разобраться с процессом реализации института, необходимо проанализировать каждую основополагающую идею отдельно.

Единство и равенство гражданства

Данный принцип характеризуется несколькими факторами.

Во-первых, гражданин и гражданство - это взаимосвязанные понятия. То есть человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет правовую связь с этим государством. При этом нужно помнить, что РФ - это федерация, состоящая из субъектов. В некоторых случаях таковыми являются целые республики. Согласно принципу единства, субъекты подобного рода не могут устанавливать собственный вид правовой связи человека и территории. Иными словами, вне зависимости от места проживания индивида и принадлежности к той или иной республике, гражданство будет одно - Российской Федерации.

Во-вторых, правовая связь для всех является равной. Это значит, что граждане в силу расовых, национальных, этнических или других отличий не могут ущемляться в своих правах. Помимо этого, данный принцип содержит в себе еще одну особенность. Как мы знаем, гражданство может быть получено путем филиации (по рождению), натурализации (приобретению по желанию), оптации. В данном случае люди не будут каким-либо образом отличаться в своих правах, в зависимости от формы обретения правовой связи с РФ. Таким образом, рожденный на территории государства гражданин будет равен тому, кто получил гражданство на иных основаниях.

Сохранения правовой связи за рубежом

Суть гражданства, как уже указывалось ранее, состоит в нерушимой правовой связи человека и конкретной страны. Данный факт во многом обусловил существование одного интересного принципа. Согласно ему, российское гражданство никаким образом не меняется и не исчезает, если человек, имеющий его, выезжает за пределы страны на неопределенный срок или же на постоянное место жительства. Этот принцип является новым в законодательстве РФ.

В СССР существовал специальный нормативный акт, а именно: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года. Согласно ему, человека могли лишить гражданства, если тот изъявлял желание выехать на постоянное место жительства в Израиль.

Конечно, на сегодняшний день тенденции являются более либеральными, поэтому многие права граждан существенно расширены.

Невозможность лишения правовой связи

Действующий Федеральный закон «О гражданстве», закрепляет в себе принцип невозможности лишения человека юридической связи со своим государством. Но такое явление имело место в законодательстве СССР. Оно представляло собой одностороннее действие, которое проводилось на усмотрение органов власти, вне зависимости от желания конкретного индивида и направлялось на лишение его правовой связи с Советским Союзом.

В современной России такая возможность государства не предусмотрена. Но если человеку удалось вступить или принять гражданство с использованием заведомо поддельных документов или же предоставления ложных ведомостей, соответствующие органы могут отозвать решение о предоставлении ему правовой связи с РФ.

Принцип покровительства и защиты граждан

Данное основополагающее положение закрепляет юридическую «опеку» государства над своим населением. Согласно этому принципу, граждан нельзя выдавать иностранным державам или же высылать их за пределы Российской Федерации. Положение относится как непосредственно к населению страны, так и к лицам, которые проживают за рубежом. Это значит, что РФ покровительствует своим гражданам посредством консульских или же дипломатических представительств. С момента постановки на учет в эти органы их представители обязаны защищать права и свободы своего контингента за рубежом.

Сокращение апатридов

На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная политика, направленная на всяческое сокращение количества лиц, у которых не имеется гражданства. Ведь правовая связь с государством - это целый пакет юридических свобод экономического, социального, культурного и иного характера, которые существенно облегчают процесс взаимодействия человека и страны, на территории которой он проживает. Помимо того, сокращение апатридов повлияет на увеличение количества людей, которые непосредственно связаны с Российской Федерацией.

Принцип двойного гражданства

Действующее законодательство РФ допускает, что у человека, помимо российского, может быть второе гражданство. Суть принципа заключается в том, что государство допускает существование у его граждан юридической принадлежности к другой стране. При этом данный факт не исключает правовой связи с Российской Федерацией.

Программа "Соотечественники"

Многие современные проблемы мирового масштаба привели к тому, что большинство людей, имеющих русские корни, хотят получить гражданство нашей державы. Чтобы стимулировать данную тенденцию, была придумана программа "Соотечественники". С её помощью многим людям дана возможность обрести правовую связь с Россией. Но право на гражданство дается тем, кто отвечает определенным условиям, например, являются выходцами из стран СССР, ранее проживали в РФ и т. п.

Итак, в статье мы рассмотрели понятие гражданства, принципы гражданства РФ и иные особенности данного конституционного института. Стоит отметить, что на сегодняшний день, механизм функционирования правовой связи человека и государства действует в России достаточно эффективно. Однако теоретическая проработка его отдельных аспектов необходима для дальнейшей модернизации института гражданства в целом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ