Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • Соловьева Екатерина Сергеевна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
  • ОСУЖДЕННЫЕ
  • ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
  • ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
  • КОНСТИТУЦИЯ

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.

  • Проблемные вопросы участия группы прокуроров в судебном разбирательстве
  • Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
  • Проблемы, допускаемые следователем при подготовке предъявления лица для опознания
  • Многопартийность как гарантия реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации

Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

Также данные документы содержат в себе:

  • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
  • определяют значимость управленческой структуры;
  • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Их можно классифицировать на:

  1. принятые ООН и ее рабочими органами;
  2. принятые региональными международными правительственными организациями;
  3. принятые международными неправительственными организациями.

Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

  1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
  2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
  3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44).

Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».

В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.

Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.

Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности. Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания. Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами. Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг.

В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения.

Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.

Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.

Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.

Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.

Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23).

Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).

Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Астрель, 2012. С.35.
  2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы /Р.В. Корнюшина. - Издательство Дальневосточного университета. 2004. / URL:http://www.studfiles.ru/preview/1098202/ (дата обращения: 14.05.17)
  3. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью/ Сб. международных документов. Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 151
  4. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.05.17)
  5. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165869;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.11685091769322753 (дата обращения: 12.05.17)
  6. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.5073592006228864 (дата обращения: 12.03.17)
  7. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 декабря 2001 г.) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166036/ (дата обращения: 06.05.17)
  8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165953/ (дата обращения 15.06.17)
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 09.05.2017) URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176374;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.004744407255202532 (дата обращения: 06.06.17) Ст. 29
  10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/1305321/#ixzz3cxXHNOtJ(дата обращения: 04.06.17)
  11. Приказ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (в ред. Приказа Минюста России от 28 января 2008 г. № 13) URL:http://fsin.ucoz.ru/forum/10-327-1 (дата обращения: 05.06.17)
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.12.ч.2.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.13.
  14. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.06.17)
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 14.06.17). Ст.177.
  16. Никитина, Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения / Т.Н. Никитина // Преступление и наказание, 2015 №1. С. 215

План

    Законодательная, нормативно-правовая база.

    Конституция РФ.

    Понятие социального государства. Основные задачи социального государства.

    Основные направления государственно-правовой поддержки социальной.

Государственно-правовые основы социальной работы определяются правовыми документами, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1. Внутригосударственные юридические акты федерального значения;

2. Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;

3. Документы муниципальных образований;

4. Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Является законом регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

Субъективные права

    Социально-экономические права личности: право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище.

    Политические права и свободы: свобода слова, собраний, митингов,

уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти и управления, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений государственными и общественными органами управления, объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, способствующих удовлетворению интересов и запросов личности.

    Социально-культурные права: право на образование, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право на охрану здоровья, на социальную защиту.

    Гражданские (личные) права и свободы: неприкосновенность личности и жилища, право на охрану личной жизни и личного достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Обязанности

Во-первых, перечень конституционных обязанностей, обеспечивающих развитие экономической основы общества: добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру и др.

Во-вторых, обязанности, направленные на укрепление государственного строя, обороноспособности страны: оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество.

В-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества: заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В-четвертых, обязанности общегражданского характера: соблюдение Конституции Российской Федерации и других советских законов, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц г национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемерно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества.

Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты юридической силы на территории РФ, указы президента, постановления и распоряжения правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей, в этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно- распорядительными органами в центре и на местах:

    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г.;

    законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;

    федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Есть много подзаконных актов, решений правительства, концепций, пакеты целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.

Формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, являющееся основой социальной справедливости

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Основные направления социального обслуживания населения, установленные законом:

    предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

    социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

    социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию;

    предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным детям, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

    организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;

    консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогическая помощь, социально-правовая защита;

    реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г- инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. В России примерно 10 млн. человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствии с действующим «Положением о признании лица инвалидом», лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок – инвалид». Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек – Минобразования России, 29 тыс. человек – в домах-интернатах Минтруда России.

Риск заболевания : выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности : выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме, медицинское обслуживание, расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания : выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат, специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца : пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск миграции : расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья : субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категориям населения.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с проблемами его воспитания, образования, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Помощь семьям, имеющим детей инвалидов – это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям.

Набор услуг по оказанию помощи таким семьям значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:

    непосредственные услуги детям – медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы;

    услуги для родителей – программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование;

    услуги семьям – групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка;

    услуги в микрорайоне – агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Пособие по безработице – пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющее пособие. Пособия матерям – одиночкам – пособия на детей – иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому.

К другим видам социальной помощи относятся: расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних; пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий; пособия мигрантам.

Еще один аспект – психологический. Помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Цель социально – педагогического патронирования семей с детьми–инвалидами на первом этапе – это профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив.

Субъективные права включают в себя: социально – экономические и гражданские права, политические права и свободы, социально – культурные права.

Государственные организации социальной защиты населения финансируются за счет государственного бюджета.

Служба защиты детей оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям.

Чтобы обеспечить социальную защиту населения, местные органы власти обязаны: организовывать социальные услуги в пределах своего района, решать вопросы о предоставлении пособий на своей территории, производить выплату социальных пособий.

Организации, в которых вся полученная, прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности называются добровольческими организациями.

К добровольческим организациям относятся: красный крест, организация помощи анонимным алкоголикам.

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Специалисты социальной работы достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. В своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он – защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения.

Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

Рассматривая проблему формирования социально-правовой компетенциии будущих социальных работников в вузе, необходимо остановиться на самом содержании термина «социально-правовая компетенция». Социально-правовая компетенция специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.

Социально-правовая компетенция вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работников и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать.

Социально-правовая компетенция складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации профессиональной деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты социально-правовой компетенции социального работника:

Диагностико-прогностическая составляющая – использование совокупности диагностических методик с учетом прав и на основе уважения личного достоинства объекта профессиональной деятельности для прогнозирование динамики развития несовершеннолетних, их социальной среды воспитания и социально-педагогических перспектив развития личности.

Организационно-управленческий компонент – организация, планирование и осуществление воспитательной и правовой подготовки участников процесса оказания помощи при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб.

Превентивная составляющая – предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые документы.

Правовоспитательный компонент – реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач.

Консультативная составляющая – оказание социально-правовой помощи нуждающимся.

Правозащитная составляющая – защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клинтам в социально-правовых вопросах.

В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание компонентов социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

На наш взгляд, особую значимость в настоящее время приобретает консультативная составляющая социально-правовой компетенции специалиста социальной работы.

Социальное неблагополучие большинства населения на современном этапе, характеризующееся резким имущественным расслоением общества, безработицей, неудовлетворенностью материальным положением и т.д. усугубляется еще и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности как рядовых граждан, так и должностных лиц. Тем временем проблема реализации своих прав и возможностей напрямую зависит от знания и умения ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих законных прав и интересов. Однако даже поверхностный анализ обращений граждан в юридические консультации показывает, что люди лишены самых элементарных понятий и познаний в области права. Поэтому они вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы юрист объяснил им их права, а точнее обязанности государства перед ними. Фактически, люди платят за возможность приобщиться к праву. Тем не менее, и верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, – его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

Для преодоления сложившейся ситуации помимо улучшения социально-экономических условий, развития социальной инфраструктуры необходима четкая проработка правовых механизмов обеспечения гарантий социальных прав человека и гражданина. Таковыми должны быть нормы особой отрасли права - социального права. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения. Оно тесно связано с другими отраслями права РФ, а именно – с конституционным, гражданским, административным, финансовым и уголовным правом и включает в себя трудовое, жилищное, семейное право, право социального обеспечения; страховое, пенсионное законодательство.

Таким образом, назревшее противоречие между необходимостью реализации гражданами их социальных прав, интересов, потребностей и в то же время отсутствием доступных для большинства населения способов и механизмов их реализации и защиты явилось предпосылкой развития в нашем обществе социально-правовой деятельности, понимаемой как деятельность субъектов по преобразованию социально-правовой ситуации, процесса, явления в соответствии с целями и задачами реализации прав каждой личности в социуме.

Г.Ф. Садрисламов субъектом социально-правовой деятельности видит социального юриста (специальность, выделенная Всероссийской квалификационной комиссией при Всероссийской ассоциации социальных работников и социальных педагогов, однако, не отраженная в государственном реестре специальностей социальной сферы), включив в перечень его должностных обязанностей помимо социально-правовой работы в социуме, установления причин социального неблагополучия, сбора статистической информации по микрорайону, осуществление патронажа, участия в работе по созданию объектов социальной сферы и т.д. также и проведение юридических консультаций. Таким образом, социально-правовое консультирование рассматривается как одно из направлений социально-правовой деятельности.

Социально-правовое консультирование как профессиональная деятельность является относительно новой областью социально-правовой практики. Оно возникло в ответ на потребности людей в защите и реализации своих законных прав и интересов. Поэтому объектом социально-правового консультирования являются, прежде всего, представители социально уязвимых категорий населения с низкой правовой осведомленностью и, следовательно, испытывающие трудности в реализации своих прав.

Исходя из анализа научной литературы, а также отечественного и зарубежного опыта деятельности правозащитных организаций и движений можно выделить основные характеристики социально-правового консультирования. Предметом социально-правового консультирования являются проблемные ситуации социально-правового характера, которые невозможно решить только юридическими, или только социальными способами.

С процессуальной стороны социально-правовое консультирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие консультанта и клиента, направленное на разъяснение последнему его социальных прав и гарантий, а также способов и механизмов их реализации и защиты; а при необходимости оказание непосредственной помощи в решении сложившейся проблемной ситуации. При этом под взаимодействием понимается процесс взаимного влияния участников друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Цель данного вида консультирования – оказание квалифицированной социально-правовой помощи по решению проблемной ситуации клиента.

Задачи социально-правового консультирования:

· повышение уровня информированности клиентов об их правах;

· оказание помощи во всестороннем анализе сложившейся проблемной ситуации;

· выработка альтернативных путей решения проблемы;

· оказание справочно-информационной помощи о системе государственных и общественных структур, которые могут содействовать решению проблемы;

· разъяснение и толкование нормативно-правовых документов;

· оказание помощи в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений;

· осуществление посредничества между клиентом и различными учреждениями, организациями, специалистами;

· представительство интересов клиента в суде или перед третьей стороной в качестве общественного защитника.

Проведение социально-правового консультирования предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов.

Целесообразность и целеустремленность. Любая консультация должна преследовать конкретную цель, решать строго определенную задачу.

Добровольность и ненавязчивость. Консультация – это добровольные отношения между специалистом и клиентом, нуждающимся в помощи. Следовательно, консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

Грамотность и компетентность. Консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Знание и соблюдение всех социальных прав и гарантий, в том числе норм международного права в области прав человека. В таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия закреплены основополагающие гражданско-правовые, социально-экономические права человека и гражданина, в том числе право на достоверную информацию и социально-правовую консультацию по интересующим вопросам. Ратификация данных документов Российской Федерацией накладывает на наше государство обязанность по соблюдению этих прав.

Недопустимость решения проблемы за клиента. Задача консультанта - научить клиента использованию своих индивидуальных и социальных ресурсов для разрешения сложившейся проблемной ситуации.

Разграничение личных и профессиональных отношений – важный показатель профессионализма консультанта.

Сохранение конфиденциальности консультации. Вся информация, полученная от клиента, не подлежит разглашению, кроме как с согласия самого клиента.

Проявление социально-правовой компетенции специалиста социальной работы во многом обусловлено наличием у него следующих групп профессионально важных качеств: социально-значимые (гуманистическая направленность личности, правовая культура, желание работать социальным педагогом, осознание важности этой работы и трудностей с ней связанных и др.); профессионально-интеллектуальные (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке и др.); профессионально-поведенческие (ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своих взглядов и др.); профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).

Основываясь на исследование М.В. Горбушиной, мы выделили следующие уровни сформированности социально-правовой компетенции специалистов социальной работы: адаптивный (низкий), продуктивно-исполнительский (средний), креативный (высокий).

Адаптивный уровень характеризуют: несформированные мотивы относительно будущей профессиональной деятельности, поверхностные знания в области права социального обеспечения, их фрагментарный характер и отсутствие готовности к их использованию в необходимых ситуациях, неспособность подбирать и анализировать нормативно-правовые документы, трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, неверная оценка проблемной ситуации, позиции клиента, недостаточный уровень развития организационно-коммуникативных способностей, нежелание понять партнера по общению, низкий уровень эмоциональных отношений, порой прагматический стиль деятельности, зависимые поведенческие реакции, неумение использовать полученные знания на практике, низкий уровень удовлетворенности и рефлексии собственной деятельности.

Продуктивно-исполнительский уровень характеризуют: сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности, узнавание, запоминание и воспроизведение учебного материала, в тоже время, стремление к познанию и недостаточно сформированные умения, способность достаточно быстро определить проблему и способы ее решения, ошибки при отборе и анализе нормативно-правовых актов, адекватная в целом, но требующая довольно много времени оценка проблемной ситуации и своих возможностей в ее решении, ошибки при оформлении документов, затруднения при изложении своей позиции, наличие хорошо развитых личностно-профессиональных качеств, имеющих значение относительно правовой компетентности.

Креативный уровень характеризуется: устойчивостью, активностью мотивационного компонента, согласованностью и сработанностью в межгрупповом взаимодействии, а также способностями быстро определить проблему и способы ее решения, самостоятельно и оперативно проводить поиск и анализ нормативно-правовых актов, правильно оценивать свои возможности в предоставлении помощи клиенту, излагать доступно и ясно свою точку зрения, высоким коммуникативно-организаторским контролем, характеризующимся умением входить в любую роль, способностью гибко реагировать на изменение ситуации, творческой активностью, проявляющейся в рамках воспроизводящей деятельности с элементами поиска новых решений в стандартных ситуациях, компетентностными поведенческими реакциями в группе, осознанием ответственности за результаты своей деятельности.

Формирование социально-правовой компетенции у будущих специалистов социальной работы начинается в вузе. Изучая цикл правовых дисциплин, студент неизбежно ставит перед собой вопросы. Каковы его права и обязанности по отношению к человеку и природе? Каковы его права и обязанности по отношению к обществу в целом и к другим людям, к клиенту и к самому себе? Есть ли предел этих прав, а если есть, то каков он? Что значит закон и его исполнение? Каковы профессиональные обязанности социального работника и законодательная база социальной работы? Как и на основании чего, он, как специалист, как социальный работник, может защитить права своих клиентов? Как закон защищает права и свободы человека? Может ли и должен ли закон предоставлять социальную защиту своим гражданам в той или иной ситуации? Как действует закон в государстве? Как определяется право каждого на судебную защиту? Какие законы нужны для защиты слабых и беззащитных перед жизненными обстоятельствами людей?

В процессе поиска ответов на эти вопросы формируется система ценностей, для которой характерны признание самоценности человека и ценности закона, без которого немыслимо существование государства в целом и деятельность людей в частности, а также тех, кто призван по долгу своей службы защищать обездоленных. Законность и социальная справедливость – вот принцип социальной работы. Конечно, нельзя утверждать, что изучение только правовых дисциплин формирует и развивает многие важные профессиональные качества специалиста по социальной работе, но правовая подготовка социального работника дает ему средства и инструментарий для ведения успешной и эффективной профессиональной деятельности в области социальной сферы.

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента

Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.



4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время ).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:

1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;

3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.;

4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;

6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;

7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).



В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ