В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.
Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.) . В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.
Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ . Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.
Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия - прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.
Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ . Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.
Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.
Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:
Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62 -75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.
Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76 - Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:
Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.
В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:
План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.
Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124 -) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства - максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:
По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.
Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица - заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.
Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Продолжаем серию публикации на тему ликвидации, а именно, расскажем про банкротство юридических лиц. Итак, поехали!
Вопросы банкротства юридических лиц в рамках действующего федерального законодательства имеют актуальность для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.
В этой статье разберем:
Основу законодательства о несостоятельности составляют пункты Конституции , Гражданского кодекса РФ , предусматривающие положения о признании должников банкротами и принудительного изъятия их имущества в пользу кредиторов , Федеральные законы № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», и № 482-ФЗ от 29.01.2014 г. "О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» .
Скачать — ФЗ о банкротстве юридических лиц от 2015 г.
Федеральный закон трактует понятие несостоятельности (банкротства), как абсолютную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед кредиторами и персоналом предприятия.
Фактически юридическое лицо не имеет свободных денежных средств для осуществления финансовых операций по договорным отношениям как во внешней бизнес — среде, так и внутри фирмы.
Долги юридического лица, исчисляемые неденежными активами, могут быть обращены к взысканию кредиторами только через суд.
Поводы для возбуждения дела:
При наличии указанных предпосылок кредитор или сам должник могут инициировать процедуру банкротства .
Изменениями, внесенными 29.01.2014 г. в закон о несостоятельности (банкротстве), предусмотрено условие о запрете выбора арбитражного управляющего в случае возбуждения дела самим должником.
Помимо этого условия, ФЗ от 29.01.2014 г. № 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания юридического лица банкротом банками.
Банкам предоставляется преференция по отмене получения решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Это означает, что у банков появилось право инициировать процедуру банкротства сразу же, как появились основания для этого, не обращаясь в арбитражный суд за предварительным решением.
В остальном возбуждение дела по банкротству для прочих кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
После признания предприятия — должника банкротом претензии о взыскании задолженностей кредиторами рассматриваются общим собранием уполномоченных и контролирующих органов и представителем арбитражного суда .
На период конкурсного производства полномочия руководителя компании берет на себя конкурсный управляющий.
Срок признания предприятия банкротом составляет период продолжительностью не более 3 месяцев с момента предоставления заявления.
Объективные причины разорения компании:
Причины банкротства определяются многими, часто взаимосвязанными, факторами, зависящими от политической , экономической ситуации в стране, индивидуальных особенностей развития фирмы , рациональности ее организационной структуры, стиля управления и прочих факторов .
Признаки банкротства
Основополагающим признаком несостоятельности (банкротства) организации является отсутствие средств для оплаты долгов перед кредиторами. Если финансовые затруднения длятся более 3 месяцев, то есть основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия.
К косвенным признакам банкротства относится рост дебиторской задолженности, уменьшение денежных потоков фирмы, отсрочка выплат процентов инвесторам и вознаграждения персоналу фирмы.
Проведение процедуры банкротства дает возможность должнику решить финансовые затруднения путем пересмотра плана расчетов по обязательствам , рефинансированию долгов или отсрочки выплат .
Полное списание задолженности не произойдет, но появится возможность выплачивать долги иными способами за счет имеющегося движимого и недвижимого имущества.
«Перспектива банкротства для фирм означает последующее прекращение их деятельности, в некоторых случаях — полную
Подача заявления о признании предприятия банкротом по инициативе должника может иметь различные цели, начиная от реальной невозможности рассчитаться с долгами и заканчивая защитой от рейдерских атак.
Процедура банкротства в этом случае выступает эффективным способом правовой защиты от конкурентной агрессии со стороны. До внесения изменений в федеральный закон о банкротстве юридических лиц инициирование этой процедуры должником имело ряд преимуществ , в том числе возможность самостоятельного выбора арбитражного управляющего .
После внесения изменений в закон это положение отменено , и должники не смогут выбирать арбитражного управляющего.
В остальном инициирование процедуры банкротства имеет ряд преимуществ для должника в части приостановления мер взыскания по долгам, а также опережения обращения всех кредиторов за взысканиями по накопившимся долгам.
Подача заявления о банкротстве со стороны кредитора является одним из действенных способов по возврату долгов. Особенно это действие имеет значение, если предприятие должника действующее, а у неплательщика есть имущество и активы, в счет которых кредитор может взыскать долг.
Кроме того, инициирование процедуры банкротства кредитором дает ему преимущество назначить своего управленца , а также ускорить процесс взыскания долга, не дожидаясь результатов длительной работы службы судебных приставов.
По завершении процедуры признания несостоятельности исполнение обязательств перед кредиторами будет осуществляться в иной форме.
Для возбуждения процедуры банкротства организации необходима подача соответствующего заявления в арбитражный суд инициатором дела, которым может выступить:
Инициатива фирмы — должника в возбуждении процедуры банкротства является спасительным решением, если задолженность по обязательствам значительно превышает сумму финансовых активов предприятия.
Выход из долговой ямы для компании завершается окончанием процедуры банкротства: задолженность списывается и считается полностью погашенной, даже если кредиторы фактически не получили положенные суммы выплат в полном размере, которые предприятия обязалось им выплатить.
Существенным минусом такого способа решения финансовых трудностей является отсутствие возможности выбора арбитражного управляющего, что ставит под сомнение лояльное отношение и благоприятный исход дела.
Тем не менее при наличии основополагающих признаков несостоятельности предприятие, имеющее долги по своим обязательством, имеет законную обязанность возбудить дело о банкротстве.
Кредиторы могут подать в арбитражный суд заявление на признание банкротства конкретного предприятия даже в тот момент, когда оно продолжает коммерческую деятельность . Если платеж по обязательствам будет просрочен, он сможет назначить своего финансового управляющего и контролировать деятельность предприятия.
Обратиться в суд о признании предприятия банкротом могут государственные органы : прокуратура и налоговые органы . Основанием для обращения могут выступать отсутствие информации о финансовых поступлениях в течение длительного времени.
Вот некоторые образцы о признании должника — юр.лица банкротом:
Кроме должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов также вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротами финансовых организаций временная администрация и контрольные органы.
В одном из наших прошлых выпусков мы подробно писали про , привели пошаговую инструкцию, благодаря которой процесс закрытия пройдет гладко, рекомендуем прочитать и его.
Рассмотрим подробно пошаговую инструкцию (этапы) процедуры банкротства
Наличие основополагающих факторов несостоятельности обуславливает признание судом факта банкротства юридического лица.
Признание этого факта как неспособности должника обеспечивать долговые обязательства , уплачивать налоги и сборы не является основанием для последующего закрытия предприятия.
Кроме этапов конкурсного производства, применяемых при прекращении деятельности организаций, к конкретной фирме — должнику могут применяться другие виды конкурсного управления :
Ведение дел о неплатежеспособности является сложной схемой с многоэтапным решением отдельных задач .
Соблюдение указанной последовательности не является обязательным, проведение той или иной процедуры банкротства определяется в зависимости от фактического положения дел на предприятии по результатам наблюдения арбитражного управляющего , кредиторов , юридического лица .
В большинстве вариантов процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.
Каждый этап устанавливается решением арбитража на основании аналитики индивидуальных обстоятельств ситуации на предприятии, представленной на общем собрании кредиторов.
Первой стадией установления несостоятельности является наблюдение за хозяйственной деятельностью фирмы — должника.
Цель наблюдения сводится к выявлению финансовых возможностей предприятия, а также анализу его положения в отрасли как состоятельного или несостоятельного участника в среде хозяйствующих субъектов.
Это позволяет определить имеет ли должник фактическую возможность платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи в полном размере.
Процедура наблюдения подразумевает уменьшение полномочий руководителя предприятия. Кроме того, она позволяет выявить финансовые возможности и уровень платежеспособности юридического лица , а также обеспечить сохранность его имущества.
Наблюдение приводит к исключению конфликта интересов задолжавшего юридического лица и кредиторов.
Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица. Основная цель этапа — выявить финансовых возможности организации
Основные цели процедуры наблюдения:
На протяжении всего периода наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий , имеющий специальные знания и подготовку, независимое не предвзятое отношение к должнику и кредитору в процессе наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия.
Временный управляющий имеет доступ ко всей информации предприятия , в том числе содержащей секретные сведения. Процедура наблюдения имеет четкое ограничение, согласно которому оно должно продолжаться не более 7 месяцев .
Весь период организация продолжает работу в штатном режиме без права реорганизации , открытия новых производств, отделов, дочерних компаний. По окончании этого периода временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет с итогами работы.
Отчет должен содержать следующую информацию:
На основании наблюдения временного управляющего рассматриваются возможности дальнейших координационных мероприятий, направленных на выведение предприятия из финансового кризиса.
После вхождения предприятия в процесс признания банкротства появляются сопутствующие условия, реализуемые в рамках действующего законодательства:
Все указанные условия сопровождают процедуру банкротства на первом ее этапе — наблюдении , основная цель которого проанализировать финансовые возможности неплательщика для выявления шансов возобновления платежеспособности, наличие в собственности достаточного количества имущества для покрытия затрат процедуры банкротства и оформить реестр требований кредиторов.
В результате проведенного анализа общим собранием кредиторов принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства.
Этот этап банкротства подразумевает составление и утверждение плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.
Целевое назначение подобного документа — за ограниченный промежуток времени погасить задолженность по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.
Для чего необходима процедура финансового оздоровления? Это совокупность логичных действий, направленных на восстановление функциональных возможностей фирмы и ее новое «рождение».
В зависимости от слаженности действий собственников компании и судебных представителей результат проведенных мероприятий ознаменует переход на новую ступень процедуры банкротства.
В процедуре финансового оздоровления соблюдаются следующие условия:
На данном этапе банкротства арбитражный управляющий называется административным управляющим , функциональная обязанность которого отслеживать исполнение плана мероприятий и графика погашения задолженностей.
Юридические аспекты процедуры оздоровления и наблюдения в большинстве пунктов повторяют друг друга и подразумевают:
Помимо аналогий с процедурой наблюдения финансовая санация имеет ряд дополнительных запретов при проведении сделок :
Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).
Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.
Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий .
Прием полномочий осуществляется с передачей всей документации фирмы , а также печатей и штампов , после чего временный управляющий преступает к выполнению плана реабилитации компании.
В силу имеющихся оснований в рамках утвержденного плана мероприятий внешний управленец имеет полное право отменить принятые другим руководителем решения по стратегии развития предприятия в процессе банкротства.
Продолжительность внешнего управления составляет 1 год с возможностью продления по мере необходимости на шесть месяцев.
Для возврата платежеспособности организации планом мероприятий внешнего управляющего могут быть предусмотрены следующие условия:
Последствия этого этапа имеют ряд существенных различий с предшествующими процедурами, выражающиеся следующими признаками:
Итоговая инвентаризация и имущественная оценка дают право внешнему управляющему принять решение о частичной продаже имеющихся активов в рамках согласованного плана менеджмента .
По окончании этапа внешний управляющий подготавливает отчетность о проделанной работе, которую затем предоставляет на общем собрании кредиторов.
В целях восстановления финансовой состоятельности должника собрание выносит решение об остановке процесса внешнего управления и начале выплат кредиторам.
Если взыскания всех держателей обязательств удовлетворены, то процедура банкротства прекращается . При иной ситуации должник признается банкротом, и наступает следующая стадия процесса — конкурсное производство.
Ступень конкурсного производства в процедуре банкротства является окончательной . Переход к этой стадии свидетельствует о том, что признание неплатежеспособности фирмы — должника состоялось на уровне арбитражного суда .
В результате подтвержденной несостоятельности собственность компании подлежит продаже на торгах в целях покрытия убытков кредиторов , судебных издержек , задолженности по оплате труда персоналу.
Период, в течение которого продолжается процедура конкурсного производства, длится 6 месяцев , при обоснованной необходимости он может быть продлен еще на 180 дней .
Функции конкурсного управляющего:
Информация об обанкротившихся предприятиях содержится в открытом доступе в едином федеральном реестре банкротов РФ.
Сведения об организациях, прекративших свою деятельность, достоверны и представлены в полном объеме, предусмотрена возможность участия в торгах по продаже имущества предприятий — банкротов.
Конкурсное производство является кардинальной мерой в процессе работы над возобновлением платежеспособности организаций — неплательщиков по долговым обязательствам.
Если все предшествующие этапы процедуры банкротства не имели положительно эффекта, то иных способов восстановления состоятельности предприятия не существует . Единственным вариантом остается прекращение деятельности организации и продажа имущества на аукционе.
Полученные в ходе торгов денежные средства идут на покрытие долгов кредиторам , судебных расходов и оплату труда персоналу .
Погашение требований владельцев обязательств производится в порядке приоритетности:
По итогам торгов сумма вырученных средств может не соответствовать размеру суммарного долга предприятия, поэтому долговые обязательства могут быть погашены не в полном объеме , что не соответствует интересам кредиторов и пострадавшего персонала.
В некоторых случаях, учитывая этот факт, арбитражный суд назначает уголовную ответственность руководителю организации с присуждением штрафа .
Завершается процедура конкурсного производства закрытием предприятия и прекращением его деятельности.
В процедуре установления банкротства на любой ступени между участниками этого процесса может быть принято мировое соглашение.
Инициатором бесконфликтного решения ситуации выступать любая из сторон — должник или кредиторы в общем составе. В этом процессе также может принять участие еще одна сторона — предприятие или уполномоченный орган , предоставивший гарантию погашения долговых обязательств.
Заключение мирного соглашения осуществимо при полном согласии всех участников процедуры .
Заключая мирный договор, стороны соглашения прекращают процедуру банкротства. Соглашение оформляется письменно по экземпляру каждой стороне.
Существенные пункты договора:
Все пункты договора не должны противоречить действующему законодательству.
Кредиторами при мировом соглашении могут быть предложены преференции по снижению процентов и увеличению периода выплат, со стороны должников также могут быть вынесены предложения с определенными уступками.
При несоблюдении условий мирного соглашения одной из сторон, процедура признания несостоятельности возобновляется .
Для наглядности представляем таблицу по этапам процедуры банкротства:
№ | Этапы процедуру | Цель | Длительность (макс.) |
1 | «Наблюдение» | Анализ и определение финансового статуса компании - должника | 7 (семь) месяцев |
2 | «Оздоровление» | Восстановление платежеспособности и функциональности юрлица | 2 (два) года |
3 | «Внешнее управление» | Смена руководящего состава с целью «реанимировать» организацию | от 12 до 18 месяцев (от года до полугода) |
4 | «Конкурсное производство» | Продажа имеющих активов у предприятия на | 1 (один) год |
5 | «Мировое соглашение» | Обоюдное согласие кредиторов и должников на взаимные уступки (договоренности) | бессрочно |
Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрены последствия, наступающие для юридического лица после признания его банкротом. Последствия могут быть финансовыми и правовыми .
Какие последствия банкротства ожидают юридическое лицо
Наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:
По окончании процедуры банкротства и удаления предприятия из ЕГРЮЛ документы, касающиеся организационных мероприятий процесса, подшиваются в дело и сдаются в архив .
Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.
В некоторых случаях для предприятий, поглощенных обязательствами по кредитным договорам, процедура банкротства становится выходом из замкнутого круга непосильных платежей по кредитам. Подобный исход выхода из бизнеса завершается после проведения различных мероприятий по максимально возможному возврату задолженностей кредиторам.
Обычным исходом процедуры банкротства является закрытие предприятия и списание всех его долгов без взыскания с собственников компании. Кредиторы не получают денежных средств себе в убыток.
Для владельцев компании завершение деятельности означает утрату доли в уставном капитале компании. Привлечь их к выплатам долгов не имеют возможности даже судебные инстанции .
Генеральный директор помимо отсутствия каких — либо затрат, связанных с банкротством, получает все обязательные выплаты , положенные персоналу в рамках трудового законодательства: зарплату , выходное пособие , компенсацию за неиспользованный отпуск (за исключением случаев, когда руководитель общества с ограниченной ответственностью его единственный учредитель).
Ликвидация организации путем признания своей несостоятельности влечет наступление правовых последствий для руководящего состава компании, ответственного за совершение сделок.
Правовыми последствиями для генерального директора и его заместителей является привлечение к суду и присуждение им обязанности рассчитаться с долгами за счет личного имущества.
Если имели место нерациональные решения учредителей и руководящего состава предприятия, вовлекшие предприятие в финансовый кризис и носящие фиктивный или преднамеренный характер, то им может быть назначена уголовная ответственность с начислением административного штрафа .
При выявлении правоохранительными органами преднамеренного умысла в проведении процедуры банкротства в отношении лиц, участвующих в этом процессе, может быть возбуждено уголовное дело .
Основанием для этого служит заявление, поданное одним из участников:
При поступлении заявления правоохранительными органами производится проверка действий учредителей и руководителей предприятия на предмет умышленных действий в возбуждении дела о банкротстве.
Если процедура несостоятельности уже проводится, то проверяется состояние фирмы на сам факт отсутствия ее платежеспособности.
Банкротство и закрытие организации не означает, что собственники не могут открывать новые фирмы и заниматься коммерческой деятельностью. Они могут раз вивать новые бизнес — проекты и участвовать в создании организаций .
Классический исход процесса банкротства подразумевает дальнейшую свободу действий в сфере предпринимательства.
Исключением могут являться случаи, когда исходом процедуры признания несостоятельности стало выявление умышленности действий руководящего состава.
Преднамеренное или фиктивное банкротство юридического лица является серьезным основанием для ограничения прав руководящих лиц в дальнейших занятиях коммерческой деятельностью. Подобные решения о дисквалификации выносятся судом и распространяют свое действие на период до нескольких лет.
Тем не менее процедура банкротства является одним из вариантов выхода из финансового кризиса организации с минимумом денежных потерь и последствий для собственников компании.
Основная опасность при субсидиарной ответственности банкротства юридического лица — уголовная ответственность
Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.
Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ .
Испытывать финансовые затруднения и попасть в условия неплатежеспособности в силу различных причин может любая компания, особенно если наблюдается спад в экономике страны.
Причин, подталкивающую фирму к банкротству достаточно много, иногда к этому ведет совокупность различных факторов.
Основополагающими причинами банкротства являются:
Вне зависимости от причин, вовлекших предприятие в финансовый коллапс , взаиморасчеты с кредиторами имеющимся долгам придется производить собственникам и руководителям как посредством реализации активов предприятия, так и за счет личного имущества.
Определение субсидиарной ответственности подразумевает дополнительную ответственность по оплате долговых обязательств одним обязанным лицом, если первое лицо не имеет возможности осуществлять платежи.
К таким лицам относятся учредители и руководители организации , на которых и будет распространять свое действие субсидиарная ответственность по имеющимся долгам предприятия.
Регулирование субсидиарной ответственности осуществляется в рамках федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» , предусматривая обязательный порядок оплаты задолженности организации. В процессе признания несостоятельности в затруднительном финансовом положении фирмы ее активов может быть недостаточно для погашения совокупной суммы долга.
«Гражданским кодексом также устанавливается ответственность за выплату долгов за счет собственников и директоров организации»
Дублируются требования об обязательных выплатах по долговым обязательствам компании на основании субсидиарной ответственности в законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.
Говорить о наступлении субсидиарной ответственности следует в случае невозможности собственников фирмы выполнить долговые требования кредиторов , осуществить обязательные платежи по уплате налогов и сборов, оплаты труда сотрудникам из-за отсутствия имущества и соответствующих активов.
В этом случае субсидиарная ответственность накладывается на всех обязанных лиц, к которым относятся:
Определение причастности лица к управлению делами фирмы предусматривается статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и характеризуется признаками:
Под воздействием влиятельных физических лиц, фактически не имеющих юридических прав к управлению делами фирмы, может произойти непредвиденное ухудшение финансового положения с ее последующим банкротством.
Для наложения ответственности на данное лицо необходимо документально доказать его вину перед судом.
Такой вид субсидиарной ответственности называется статусным и имеет ряд характерных признаков:
Второй вид субсидиарной ответственности называется «договорной» и подразумевает привлечение к ответственности лица, участвующего в договорных отношениях между неплательщиком и кредитором.
Примером наложения такой ответственности является реализация требований договора поручительства, по условиям которого поручитель берет на себя всю ответственность за выплаты сумм по кредитам в случае отказа от них должника по договору.
«Не стоит путать субсидиарную ответственность с солидарной. Основное отличие солидарной ответственности выражается во взыскании долга с одного лица (ответчика) по решению кредитора. При субсидиарной ответственности совокупная сумма задолженности делится между всеми обязанными лицами в равных пропорциях, что увеличивает шанс регулярных платежей.»
Существенным нюансом в этом случае является тот факт, что при подаче иска поручителем о взыскании задолженности судом будет произведено разделение суммы платежа в равных пропорциях между двумя участниками договорных отношений — поручителем и должником . Это является принципиальным отличием субсидиарной ответственности от солидарной.
Открытие дела о банкротстве не влечет за собой возникновение субсидиарной ответственности , как ошибочно полагают многие должники и кредиторы .
Чтобы она образовалась, следует учесть ряд условий:
Перечисленные условия позволяют учесть общий размер ответственности солидарных должников, которую можно определить как разность между суммой претензий кредиторов и суммой от реализации имущества неплательщика , а именно денежных средств, полученных от конкурсной массы.
Согласно статье 10 ФЗ о несостоятельности субсидиарная ответственность может быть назначена при условии нехватки имущественных активов неплательщика для расчета с долгами перед кредиторами.
Привлечение руководящего состава и собственников предприятия — неплательщика к субсидиарной ответственности может быть не признано судом правомерным действием , если требования о назначении ответственности вынесены преждевременно , то есть до полного формирования конкурсной массы.
Это означает, что без учета всего имущества должника без исключения нельзя рассчитать окончательную сумму ответственности перед кредиторами, что может привести к неправомерному назначению субсидиарной ответственности обязанным лицам.
Выдвинуть требование о назначении субсидиарной ответственности вправе конкурсные кредиторы кроме ситуаций, когда это уже сделал арбитражный управляющий .
Инициатором наложения субсидиарной ответственности может выступать предприятие — банкрот. Выгода такого действия для должника заключается в изменении условий взаиморасчетов по долговым обязательствам после вступления в процедуру признания неплатежеспособности.
Это имеет весомое значение для должника, если он точно знает, что соблюдение условий оплат по договорам невозможно в силу затруднительного финансового положения фирмы. Кроме того он приобретает возможность контроля процедуры банкротства.
Для самостоятельного инициирования банкротства предприятие — неплательщик вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством:
Стандартной практикой в возбуждении дел о банкротстве является выступление конкурсного кредитора с инициативой о начале процесса.
На основании задолженности неплательщика конкурсный кредитор вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд.
Чтобы подобное обращение имело законные основания, должны быть соблюдены следующие условия:
При обращении в суд следует учитывать, что штрафные санкции , пени и неустойки учитываться не будут.
Еще одним интересным фактом является то, что один кредитор с суммой долговых требований менее 300 тыс. руб. может составить совместное заявление с другими кредиторами, выйдя на минимальный порог задолженности для обращения в суд.
В федеральном законодательстве отсутствуют жесткие меры наказания за доведение предприятия до состояния банкротства в отличие от стран зарубежного мира. Поэтому виновные не опасаются ответственности за бездействие в процессе потери платежеспособности и доведения предприятия до финансового кризиса.
Гражданским кодексом РФ предусмотрена субсидиарная ответственность руководящего состава и собственников предприятия по выплатам долговых обязательств.
Размеры субсидиарной ответственности определяются индивидуально с учетом конкретной финансовой ситуации и виновности отдельных лиц в результатах деятельности организации.
Субсидиарная ответственность накладывается на виновных лиц, которыми по решению суда признаются учредители , руководящий состав и третьи лица , оказавшие влияние на деятельность фирмы.
Привлечение к субсидиарной ответственности регулируется положениями ст. 401 Гражданского кодекса РФ .
Законными основаниями для присуждения субсидиарной ответственности виновным лицам являются условия:
Несоблюдение перечисленных условий исключает возможность привлечение обязанных лиц к субсидиарной ответственности.
Наличие всех указанных условий должно подтверждаться письменно в виде должным образом оформленных документов. Процедура выявления причинно — следственных связей, вины должника сложна в силу малой достоверности и оспоримости представленных фактов, поэтому доказательства формируются на основании анализа финансовой и бухгалтерской отчетности , динамики платежей , исследовании увеличения пассивов предприятия .
Основная цель анализа информации для истца — подтверждение преднамеренности и умысла в доведении фирмы до банкротства. Данная задача сложновыполнима и не всегда доказуема .
Для привлечения руководящего состава к ответственности должны соблюдаться требования :
Основополагающими причинами привлечения к субсидиарной ответственности являются:
Нормами федерального закона о несостоятельности пунктом 4 статьи 10 предусмотрено, что контролирующими лицами считаются компании или лица, которые в течение двух лет отдавали указания для исполнения в ходе коммерческой деятельности предприятия .
На них может быть наложена ответственность как субсидиарная , так и солидарная по усмотрению кредиторов, которые могут потребовать оплаты задолженности как с одного лица, так и сразу со всех лиц в равных пропорциях.
При нехватке имущественных активов неплательщика для полной компенсации убытков конкурсным управляющим могут быть привлечены к ответственности любые лица, признанные контролирующими деятельность неплательщика, в любом объеме соответственно сумме имеющейся задолженности.
При этом судом могут быть предоставлены послабления или освобождения от субсидиарной ответственности определенных лиц. Это связано с соотношением причиненного вреда и размером исковых требований к должнику.
Если контролирующее лицо докажет свою непричастность к ухудшению финансового состояния предприятия, которое привело к банкротству, то суд вправе освободить его от субсидиарной ответственности .
Иногда контроль действий должника осуществляют участники ликвидационной комиссии, к которым относятся:
Совместно указанная группа лиц, несущая субсидиарную ответственность, называется «солидарные должники» , к которым о взыскании задолженности вправе обратиться каждый кредитор по отдельности или в составе общего собрания.
Обращение о взыскании может быть направлено как отдельно каждому обязанному лицу, так и к их группе в целом.
Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, повлиявших на банкротство предприятия, требует документального доказательства их вины. В противном случае наложить на них ответственность и взыскать денежные средства в счет погашения образовавшейся задолженности не представляется возможным .
Доказательства вины должны быть признаны судом. Кроме того назначение субсидиарной ответственности не имеет законных основании после ликвидации предприятия — должника, если по итогам его деятельности не проводилась процедура банкротства.
Положением ст. 419 ГК РФ предусмотрено прекращение ответственности с момента ликвидации фирмы . В статье утверждено, что причиной несостоятельности организации, повлекшей продажу имущества и ликвидацию организации, является вина определенного лица, некомпетентные действия которого привели к такому исходу дел.
Для наложения субсидиарной ответственности взаимосвязь влияния действий конкретного лица на банкротство организации должна быть доказана документально . В противном случае привлечь кого — либо из виновных в банкротстве привлечь к ответственности будет невозможно
Наложение субсидиарной ответственности в обязательном порядке требует прохождения процедуры банкротства . Без нее ни на одного участника коммерческой деятельности не может быть наложена субсидиарная ответственность.
Избежать наложения субсидиарной ответственности руководящая верхушка и собственники фирмы могут путем самостоятельного инициирования процедуры банкротства в соответствующий момент. Это единственный способ сохранить личное имущество , если финансовое положение фирмы уже непоправимо, а активов и имущества недостаточно для расчета с кредиторами.
Законодательное введение института субсидиарной ответственности за банкротство предприятия несет правовую защиту интересов кредиторов в процессе признания организации — должника несостоятельной.
Ее наличие обеспечивает соблюдение ответственности владельцев и руководителей организаций в осуществлении коммерческой деятельности, а также формирует правовой этикет в целом.
Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное , и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства .
В видеоролике юрист рассказывает об основах процедуры юрлица, ликвидация с долгами, а также про нюансы альтернативной ликвидации.
Для благоприятного исхода дела о банкротстве с минимальными затратами и без дополнительной ответственности лучше подготовиться к этой процедуре заранее, привлекая к содействию экспертов и профессионалов в проведении данной процедуры .
Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже. Также будем благодарны, если вы оцените материал и поделитесь своими замечаниями.
О банкротстве люди не хотят слышать, считая, что это слово олицетворяет катастрофу финансовой деятельности. Но как оказывается на деле, банкротство представляет собой финансовую процедуру, которая может существенно минимизировать расходы руководителей организации, бывших бизнесменов, а также решить вопросы с имеющимися кредитами.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Банкротство является сложной финансовой операцией, проводимой несколькими способами, предназначенными для регулирования той или иной ситуации. Прежде чем разбирать вопрос, как начать процедуру банкротства, следует определить цели и дальнейшие итоги – а выгодно ли вашей компании обанкротиться?
Банкротство, согласно действующему законодательству, означает неплатежеспособность физического лица, организации или предприятия. Неплатежеспособность определяется на основании отсутствия выплат по кредиту, а также обязательных государственных выплат – налогов и прочих отчислений предприятия.
После принятого положительного решения в пользу признания неплатежеспособности можно начинать процедуру, где важными задачами выступают:
Сама процедура включает несколько этапов:
Наблюдение |
|
Сразу взять под контроль | По окончанию этапа «наблюдения» можно приступать к следующим: внешнему управлению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству или мировому соглашению. Здесь же отмечается, что выбор дальнейших действий напрямую зависит от положения в организации.
На неплатежеспособность фирмы указывают такие моменты, как:
Также следует обратить внимание на увеличение факторов, представляющих угрозу финансовому положению. После наблюдения арбитражный суд принимает решение в пользу одного из методов признания неплатежеспособности предприятия. В дальнейшем все действия осуществляются под судебным контролем. |
Кто инициатор | Заявление о вступлении в дело о неплатежеспособности могут подать следующие лица:
Официальное признание банкротом осуществляется только по решению суда. Здесь для начала подается заявление в арбитражный суд. В дальнейшем все дело о неплатежеспособности ведет суд вместе с собранием всех кредиторов. Индивидуальное обращение к должнику запрещено. |
Как только в арбитражный суд было подано , принимается решение об ограничении в некоторых правах и действиях самого руководителя. Вместе с ним будет вести дело о банкротстве, а также анализировать состояние предприятия (на этапе наблюдения) .
Руководитель фирмы и временный управляющий проводят процедуру анализа, но не могут принимать решения в пользу следующих действий:
Временный управляющий должен провести свою работу в компании, которая поможет выявить действительное обоснование целесообразности введения статуса банкротства. Он имеет право получать конфиденциальную информацию от сотрудников или кредиторов, прочих участников компании, которые в дальнейшем может передать руководству.
Также временный управляющий проводит собрание кредиторов, что осуществляется не позже 10 дней до конца этапа наблюдения.
На собрании решаются такие вопросы, как:
Процедура наблюдения начинается с назначением арбитражным судом временного управляющего, который самостоятельно проводит оценку финансового положения предприятия. В это время он руководствуется всеми документальными составляющими и финансовыми показателями доходов. В дальнейшем принимается решение о проведении собрания кредиторов.
В случае принятия решения о начале конкурсного производства или другой процедуры собрание кредиторов вместе с временным управляющим подает в арбитражный суд соответствующее ходатайство. Время проведения этапа банкротства не должно превышать 7 месяцев от начала.
Сроки основных этапов банкротства представлены, как:
Банкротство — довольно длительный и сложный процесс, направленный прежде всего на финансовое оздоровление предприятий-должников и возвращение им способности нормально осуществлять свою деятельность, включая расчеты со всеми кредиторами.
Когда же финансовое оздоровление невозможно и пройдены все необходимые для этого стадии банкротства, применяется принудительная ликвидация компании и распродажа всего имеющегося имущества юридического лица.
Этапы процедуры банкротства — это совокупность принятых мер в отношении должника, направленные на восстановление его платежеспособности или ликвидации. Моментом начала процедуры банкротства является подача искового заявления в арбитражный суд.
Законом предусмотрены следующие стадии банкротства:
Процедура признания несостоятельности предприятий, компаний, фирм или иных видов юридических лиц включает все этапы банкротства, кроме мирового соглашения, которое может быть применено к любому этапу банкротства и заключается в исключительных случаях.
Наблюдение — это процедура банкротства, вводимая арбитражным судом при вынесении определения о принятии заявления о .
На данной стадии банкротства осуществляется анализ финансового состояния предприятий, определяется стоимость всего имущества и проводится инвентаризация, выявляются кредиторы. Цель данной процедуры — определить, действительно ли должник не может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на данный момент. Эта процедура позволяет определить реальное финансовое положение должника и в то же время сохранить его имущество.
Основываясь на решение собрания, суд может вынести следующее:
Должник на основании решения своих учредителей может обратиться к первому собранию кредиторов или в арбитражный суд и ходатайствовать о введении финансового оздоровления, но не позднее, чем за 15 дней до дня проведения собрания.
Финансовое оздоровление и утверждение административного управляющего вводится на основании решения собрания кредиторов в арбитражном суде.
Должник обязан предоставить административному управляющему не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления отчет о результатах его проведения и баланс на последнюю отчетную дату. Кроме того, необходимо предоставить отчет о прибыли, убытках и документы, которые подтверждают погашение требований кредиторов.
После этого административный управляющий в течение 10 дней должен рассмотреть предоставленный отчет и составить заключение о выполнении плана, графика погашения задолженности, удовлетворении требований и направить эту информацию кредиторам и в арбитражный суд.
Арбитражный суд после рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления может вынести определение о введении внешнего управления в следующих случаях:
Срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать 2 года.
Арбитражный суд не сразу выносит решение об объявлении лица банкротом и предоставляет ему возможность восстановить платежеспособность, избежать стадию конкурсного производства и тем самым сохранить статус юридического лица.
Внешнее управление (так называемая судебная санация) — это процедура банкротства, которая применяется в целях восстановления платежеспособности должника. Все полномочия по управлению передаются внешнему управляющему. Может продлиться не более 18 месяцев, но возможно продление срока еще на 6 месяцев. Внешнее управление — это своего рода форма в рамках законных процедур банкротства.
Правовые последствия внешнего управления:
В течение месяца внешний управляющий должен составить план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов. План должен содержать основные меры по восстановлению платежеспособности должника, порядок и условия реализации этих мер, расходы на их реализацию. Утвердить и изменить план может только собрание кредиторов, которое должно пройти не позднее 2-х месяцев с момента утверждения внешнего управляющего.
В плане внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности как продажа части имущества, закрытие нерентабельных производств, размещение дополнительных акций, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и другие меры.
По результатам проведения внешнего управления управляющий должен предоставить собранию отчет, содержащий все сведения об оставшихся и удовлетворенных требованиях, балансе предприятия и приложить к нему реестр требований кредиторов.
Также в отчете должно содержаться предложение либо о прекращении внешнего управления, если платежеспособность предприятия восстановлена или требования кредиторов удовлетворены, либо о продлении срока внешнего управления, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и начале конкурсного производства.
Если внешнее управление завершается или погашением всех требований, внешний управляющий остается исполнять обязанности руководителя предприятия до избрания нового руководителя.
На следующей стадии банкротства начинается процедура конкурсного производства. После признания судом должника банкротом сообщение об этом публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ». Цель этой процедуры — соразмерное удовлетворение требований кредиторов с помощью распределения конкурсной массы.
На этом этапе банкротства существование юридического лица прекращается. Конкурсное производство вводится на один год, но срок может быть продлен до 6 месяцев. Суд утверждает конкурсного управляющего, который приглашает оценщика для проведения инвентаризации имущества и — денежных средств, полученных от продажи всего имущества должника.
Кредиторы, пожелавшие принять участие в конкурсе, должны предъявить свои претензии в течении 2-х месяцев со дня подачи объявления о признании должника банкротом. По истечении этого срока реестр требований закрывается и конкурсный управляющий начинает рассчитываться с кредиторами в порядке очередности.
Вне очереди удовлетворяются требования по оплате судебных расходов, погашению коммунальных услуг, выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и текущая заработная плата.
В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда жизни и здоровью. Ко второй очереди относятся требования по выплате заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. К третьей очереди относятся требования остальных кредиторов.
После всех расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет о проведенном конкурсном производстве и документы, которые подтверждают продажу всего имущества должника и погашение требований кредиторов. Затем суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое конкурсному управляющему необходимо предоставить в течение 5 дней в налоговую инспекцию. После этого налоговыми органами вносится запись о в ЕГРЮЛ.
Мировое соглашение — это заключенная договоренность между должником и кредиторами в отношении исполнения обязательств. Соглашение может быть заключено на любом этапе банкротства.
Решение заключить мировое соглашение может быть принято большинством голосов конкурсных кредиторов на собрании.
В письменном виде и утверждается арбитражным судом. Суд может только после погашения долгов по требованиям первой и второй очередности. Утверждение соглашения судом во время процедур банкротства служит основанием для прекращения дела о банкротстве.