Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П признал соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие в некоторых случаях принудительную ликвидацию юридических лиц - статью 61 ГК РФ, статью 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" и др. Вместе с тем, российское законодательство предусматривает еще целый ряд оснований, по которым предприятие может быть принудительно ликвидировано. Итак, в каких ситуациях фирму могут "закрыть", и как избежать попадания в такие ситуации?

Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:

· по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);

· по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).

К сожалению, в нашей стране до сих пор не сложилась надлежащая практика добровольной ликвидации - цивилизованного прекращения деятельности юридического лица. Предприниматели предпочитают расставаться с "отработанным материалом" без соблюдения формальностей. Исследование причин этого явления - тема отдельного разговора. Сегодня нас интересуют не менее, а возможно и более, важные для предпринимателей ситуации, когда юридическое лицо ликвидируется в принудительном порядке по решению суда. Знание правовых основ института принудительной ликвидации позволит предпринимателям не только избежать неприятностей, но и даст им возможность правильно реагировать на периодически возникающие со стороны государственных органов угрозы ликвидировать фирму.

Тема работы актуальна, поскольку жизненный цикл любой организации заканчивается ее ликвидацией, либо переходом на новый уровень (что менее вероятно) и юридически грамотное «прекращение жизни» компании позволит ее руководителю обезопасить себя от дополнительных расходов и достойно продолжить свою деятельность в другой сфере либо с другой командой.

Задачи работы:

· изучение понятия и порядка принудительной ликвидации юридического лица;

· изучение принудительной ликвидации;

· изучение этапов принудительной ликвидации.

Целью работы является изучение принудительной ликвидации юридического лица и способов ликвидации.

Глава 1. Понятие ликвидации.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским кодексом РФ и некоторыми законами.

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

Глава 2. Ситуации в которых подают иск на принудительную ликвидацию.

1.Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Данное основание является, пожалуй, наиболее распространенным в спорах о ликвидации юридических лиц. От пресловутого "балласта" в виде огромного количества фирм, длительное время не представляющих отчетность, налоговые органы пытаются избавиться путем предъявления исков о ликвидации юридических лиц. Результаты этой работы трудно назвать удовлетворительными, в чем, правда, нет вины налоговых органов, которые вынуждены практически в каждом случае представлять суду значительный объем доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации. На необходимость этого указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, направленного информационным письмом от 13.01.2000 № 50.

Тем не менее, проблема ликвидации за непредставление отчетности волнует и многие работающие организации, опасающиеся, чтобы частное нарушение не послужило поводом для неприятных судебных процедур. Думается, что подобные опасения являются излишними. Законодательство предоставляет налоговым органам возможность реагировать на нарушения сроков представления отчетности, не прибегая к такой крайней мере, как ликвидация юридического лица . Показательным в этом смысле выглядит позиция, занятая Президиумом ВАС РФ при вынесении постановления от 27.02.2002 № 9216/01. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица послужил факт непредставления юридическим лицом бухгалтерской отчетности за 2000 год (срок - 02.04.2001), установленный актом камеральной проверки, проведенной 03.04.2001, то есть на следующий день после наступления указанного срока. Оставив в стороне этическую сторону поведения налогового органа, отметим главное: Президиум ВАС РФ, отменяя решение суда первой инстанции о ликвидации юридического лица, указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Таким образом, можно говорить о том, что формальное нарушение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации.

2.Неприменение Контрольно-кассовой техники.

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) не предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом предъявления таких исков обладают налоговые органы.

3.Осуществление деятельности без лицензии.

Осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования, принято считать одним из наиболее надежных оснований исковых требований о ликвидации такого юридического лица. Подтверждением данного обстоятельства является и позиция Президиума ВАС РФ, высказанная им в пункте 1 Обзора, доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50. Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что компетенция налоговых органов на подобные случаи не распространяется. Органы МНС России не наделены правом осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами условий лицензирования. Указанные контрольные функции в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляют лицензирующие органы.

4.Невыполнение нормы закона о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства.

Формирование в нашей стране правовой системы, соответствующей изменяющимся экономическим отношениям, продолжалось (точнее, продолжается) не один год. Многие еще помнят такие причудливые организационно-правовые формы юридических лиц, как индивидуальное (семейное) частное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью и даже малое предприятие. Последнее, впрочем, никогда не являлось организационно-правовой формой, а представляло собой некую ущербную псевдоправовую конструкцию.

· С введением в действие главы 4 части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 года) организационно-правовые формы юридических лиц приобрели надлежащий вид. При этом юридическим лицам, зарегистрированным до указанной даты, было предписано привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 части первой ГК РФ (статья 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Аналогичное предписание было впоследствии дано тем юридическим лицам, которые были зарегистрированы до вступления в силу "профильных" федеральных законов.

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации

Принудительная ликвидация ООО представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается не в добровольном порядке, но по решению судебного органа. Таким органом может быть ФНС, ФАС, различные муниципальные образования.

Процедура инициируется в том случае, если организация нарушала закон. Это довольно длительный процесс, который не выгоден владельцам компаний. Даже после его прохождения, существующие кредиторы имеют право на предъявление своих претензий. Процедура может стать выгодной только в том случае, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив.

Основания для принудительно ликвидации юридического лица

Лицу, заинтересованному в ликвидации, требуется направить соответствующее заявление в арбитражный судебный орган. Перед этим, как правило, предприятию направляются уведомления, что он нарушает закон. Если руководство не прислушивается к пожеланиям, инициируется судебное дело. Обратиться в судебный орган можно и в том случае, если учредители:

  • Указаны лишь в документах, но фактически не ведут никакой деятельности;
  • Находятся в розыске.

После прохождения процесса ликвидации, компания считается несуществующей. Весь процесс должен осуществляться за счёт предприятия, в отношении которого заведено дело. Однако иногда встречаются ситуации, при которых нужных средств у учредителей нет. Тогда упразднение производится за счёт государственных средств.

Чаще всего весь процесс оплачивает ООО.

Принудительная ликвидация предприятия может быть инициирована на следующих основаниях:

  • Грубые нарушения законодательства;
  • Выполнение работы без лицензии, если она требуется в данной сфере;
  • Конкуренция, нарушающая нормы;
  • Отсутствие фактической деятельности. Выявляется по операциям на расчётном счете. Если на нём не зафиксировано никаких изменений в течение 14 месяцев, появляются основания для ликвидации.

Коснёмся нарушений закона, которые приводят к инициации процедуры ликвидации помимо воли владельцев компании. К примеру, если предприятие ухудшает экологию, в процессе его деятельности происходит выброс вредных элементов, заинтересованные лица могут подать в суд.

Законы, регулирующие процедуру

Различные законы регулируют разные действия, которые производятся в рамках судебного процесса:

  • Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением – статьи АПК под номерами 125, 126;
  • Рассмотрение инициируемого дела – второй раздел АПК;
  • Осуществление банкротства – ФЗ под номером 127;
  • Заявление в налоговую службу и органы регистрации – приказ ФСН от 25 января 2012 года;
  • Проведение ликвидации – ГК, статьи 61-64.

Каждое действие в рамках процесса должно быть осуществлено на основании закона. Если будут нарушения, владелец ООО имеет право на признание дела недействительным.

Особенности процедуры

Юридически инициироваться ликвидация может следующими структурами:

  • Природоохранительные прокуратуры;
  • Органы региональной исполнительной власти;
  • Учреждения федеральной исполнительной власти.

Все структуры, которые инициируют дело, должны обладать соответствующими полномочиями. Также ликвидацию могут начать и кредиторы ООО, однако это возможно только в рамках осуществления процедуры банкротства. Этот вариант можно провести только в том случае, если непокрытые обязательства компании составили более 100 000 рублей.

Если судебный орган, в результате ведения дела, признал обоснованность требований и принял решение о ликвидации, а учредители с ним не согласны, то его можно обжаловать. Выполняется процедура путём подачи жалоб:

  • Надзорная;
  • Апелляционная;
  • Кассационная.

Принудительная ликвидация юридического лица выполняется при некоторой подготовке. В частности, требуется проанализировать платёжеспособность предприятия, вычислить объём его активов. Затем, как и при стандартном процессе, назначается ликвидационная комиссия. Однако и здесь есть свои особенности. Если при классической ликвидации комиссия организуется в соответствии с пожеланиями учредителями, то при принудительном процессе она собирается по судебному решению. Должен быть выбран ликвидатор. Он отвечает за выполнение следующих действий:

  • Выполнение расчётов с лицами, являющимися кредиторами предприятия;
  • Выплата зарплат и выходных пособий штату, который планируется увольнять. Образец уведомления работников о ликвидации ;
  • Выплата денежных обязательств перед различными внебюджетными фондами;
  • Ликвидатор должен добиться выплат от кредиторов организации.

При упразднении ООО должны быть выполнены следующие обязательные действия:

  • Составление промежуточного ликвидационного баланса, если он не сдан за прежний отчётный период. Оформление и предоставление органам окончательного ликвидационного баланса;
  • Выполнение оценки долей уставного капитала, их распределение между учредителями;
  • Расчёт объёма задолженностей перед кредиторами;
  • Сдача документации в архив, уничтожение штампов и печатей.

Без этих процедур упразднение не может быть выполнено.

Альтернативным способом прекращения деятельности фирмы является . Но эта процедура требует тщательной подготовки и юридической помощи, так как вызывает массу претензий со стороны налоговиков.
Процедура ликвидации ООО . Внимательно изучите все этапы процесса.

Этапы проведения упразднения

Если заинтересованное лицо подало соответствующее исковое заявление в суд, оно имеет право на уведомление о начале процесса ООО. Перед подачей заявления требуется собрать все доказательства того, что организация нарушает закон, и предъявить их вместе с иском. Если судебный орган сочтёт, что собранные доказательства обоснованы, он примет положительное решение по вопросу упразднения.

После этого собирается ликвидационная комиссия. Организуется она в соответствии с судебными решениями. Она осуществляет следующие действия:

  • Оформление бухгалтерского учёта;
  • Выполнение аудита работы предприятия;
  • Приём требований от кредиторов ООО;
  • Составление промежуточного баланса;
  • Закрытие расчётных счетов в банковских учреждениях.

После этого производится принудительная ликвидация юридического лица. Для проведения процедуры потребуется подготовить следующие документы:

  • Решение органов с соответствующими полномочиями;
  • Доказательства нарушения законов со стороны ООО. Это могут быть результаты прокурорских проверок;
  • Промежуточный и окончательный баланс.

Пошлина за упразднение составляет 20% от пошлины, уплаченной при регистрации ООО.

Особенности упразднения предприятия по инициативе налогового органа

Процесс представляет собой исключение организации из ЕГРЮЛ. Проводится при наличии следующих признаков:

  • В течение года органы не получали от фирмы налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • На расчётном счете, в течение 12 месяцев, не выполнялось никаких операций.

Рассмотрим примерный алгоритм процедуры, проводимой налоговым органом:

  1. Оформляется внутренняя бумага о том, что отчётность ООО не высылается, а счета не используются в течение длительного времени;
  2. Выпускается постановление о начале упразднения;
  3. Публикуется новость в «Вестнике государственной регистрации» о том, что ООО планируют ликвидировать. Необходимо это для того, чтобы все кредиторы компании были уведомлены о том, что она закрывается. Они имеют право на подачу своих претензий в течение трёх месяцев. В новости требуется указать сроки и порядок предоставления заявлений с претензиями. Их могут оформить не только кредиторы, но и участники процесса упразднения. В том случае, если в течение трёх месяцев будет подано хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ будет отложено;
  4. Когда все дела с кредиторами уложены, начинается вывод лица из ЕГРЮЛ.

Теория и практика в рассматриваемом деле могут различаться. В частности, по закону, если поступили претензии от кредитора, ликвидация должна быть приостановлена. Однако, на практике, обычно упразднение продолжается.

Последствия процедуры

Упразднение обозначает, что организация больше не имеет прав на коммерческую деятельность или иные типы работы. В его итоге происходит списание задолженностей, которые не были покрыты. Обусловлено это тем, что у компании-должника отсутствует собственность для погашения. Имущество учредителей остаётся неприкосновенным. Реализация собственности участников выполняется только в том случае, если именно из-за намеренных действий произошёл развал предприятия.

Иногда упразднение можно предупредить. Для этого от учредителей требуется:

  • Признание искового заявления и его пунктов;
  • Обеспечение грамотного руководства, которое направлено на восстановление платёжеспособности.

Участники могут организовать деятельность компании таким образом, чтобы она больше не противоречила закону. Можно предупредить инициирование дела путём получения лицензий.

Смотрите видео с дополнительной информацией о процедуре принудительной ликвидации ЮЛ на основе обновленного ГК:

Стоит помнить, что такая процедура является крайней мерой, которая применяется к злостным неплательщикам. Перед её проведением ООО, обычно, уведомляется о перспективе подобных мер. У организации есть время для того, чтобы уладить все проблемы. Если она будет проводить меры, направленные на улучшение ситуации, упразднения можно избежать.

Что такое принудительная ликвидация ООО? Каковы ее основания, условия и последствия? Данной теме и посвящена эта статья.

Принудительная ликвидация представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается по решению суда, а не в добровольном порядке. Процедура инициируется при выявлении нарушений действующего законодательства. Процесс принудительной ликвидации ООО длится довольно долго и в целом не выгоден владельцам предприятия. Даже после этого кредиторы имеют право предъявить претензии по долговым обязательствам. Процедура выгодна только в той ситуации, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив в развитии.

Основания

Для того чтобы начать процесс ликвидации, предприятие необходимо уведомить о том, что в его деятельности есть нарушения закона, которые повлекут за собой его ликвидацию. Если руководитель не реагирует и не пытается устранить нарушения, то дело поступает в арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица. Например, если в принудительной ликвидации ООО заинтересована налоговая.

В арбитражный суд можно обратиться также и при следующих ситуациях: учредители по факту не ведут никакой деятельности и прописаны только в уставных документах или заявлены в розыск. Компания считается несуществующей. Весь процесс осуществляется за счёт организации, в отношении которой заведено дело. В случае, если учредители не имеют необходимых средств, то упразднение компании производится за счет государства.

Условия ликвидации в принудительном порядке

В принудительном порядке организация может быть ликвидирована на следующих условиях:

  • Были зафиксированы грубые нарушения законодательства.
  • Деятельность осуществлялась без лицензии (если она требуется по закону).
  • Предприятие нарушало закон, увеличивая собственную конкурентоспособность.
  • Отсутствие фактической деятельности. Доказательством служат операции, проводимые по расчетному счету. Если на нем не зафиксировано активности в течение предыдущих двенадцати месяцев, то это считается основанием для ликвидации компании.

Особенности проведения ликвидации

Процесс принудительной ликвидации ООО может быть инициирован следующими органами: природоохранными прокуратурами, органами федеральной и региональной исполнительной власти. Все структуры, которые возбуждают дело, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, обратиться с заявлением о ликвидации предприятия могут и его кредиторы, если реализуется процедура банкротства.

Каковы особенности ликвидация ООО с долгами? Кредиторы имеют право на это только в том случае, если долговые обязательства компании составляют более, чем сто тысяч рублей. В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу (надзорную, апелляционную, кассационную).

Предварительная подготовка

Процедура принудительной ликвидации требует некоторой предварительной подготовки. Необходимо провести тщательный анализ платежеспособности организации, выяснить объём ее активов. После этого назначают ликвидационную комиссию, как и в остальных случаях. Но здесь есть свои нюансы.

При проведении ликвидации, так сказать, в классическом варианте, комиссия создается с учетом пожеланий учредителей. В случае с организацией этого процесса в принудительном порядке комиссия собирается в соответствии с решением суда. Выбирается ликвидатор, который отвечает за выполнение надлежащих действий. Осуществляет выполнение расчетов с кредиторами, отслеживает выплаты по заработной плате и выходных пособий увольняемым работникам и различных финансовых обязательств внебюджетным фондам. Также ликвидатор должен достичь договоренности с кредиторами предприятия и добиться выплат.

Обязательные действия при ликвидации

Ликвидация ООО требует также выполнения обязательных действий в установленном законом порядке:

  • Составляется и сдается промежуточный ликвидационный баланс, если он не сдавался за предыдущий отчётный период.
  • Производится оценка и распределение между учредителями частей уставного капитала.
  • Рассчитывается размер задолженности, которую нужно выплатить кредиторам.
  • В архив сдается документация, штампы и печати уничтожаются.

Принудительная ликвидация ООО порядок имеет определенный. Без выполнения этих процедур она не может быть закончена. Существует и альтернативный способ прекращения деятельности компании - через офшор. Но такой способ вызывает много нареканий у налоговиков и поэтому требует более тщательной юридической проработки.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Причины могут быть самые разные, но этапы проведения всегда одни и те же.

Если заинтересованное подало лицо в судебные органы соответствующее исковое заявление, оно имеет право получить уведомление о начале процесса. Перед тем, как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательную базу о фактах нарушения предприятием законодательства. Документы предъявляют вместе с иском. Если суд считает собранные доказательства достоверными и достаточными, то он принимает положительное решение о ликвидации. На следующем этапе, в соответствии с судебным решением, собирается ликвидационная комиссия, в чьи обязанности входит совершение некоторых действий. Комиссия выполняет необходимые действия по оформлению бухгалтерского учёта и выполнению аудита деятельности организации.

Кроме того, она принимает требования от кредиторов, составляет промежуточный баланс и закрывает расчетные счета в банковских учреждениях. Только после проведения всех этих мероприятий проводится ликвидация ООО. Для того чтобы процедура была проведена на законных основаниях, комиссия должна иметь следующие документы: решение судебных органов, доказательные документы, подтверждающие нарушения законодательства предприятием (например, результаты прокурорской проверки), исковое заявление, промежуточный и окончательный баланс. Учредителю необходимо заплатить пошлину, которая составляет 20% от пошлины, которая была уплачена при регистрации предприятия.

Процесс принудительной ликвидации ООО налоговым органом должен сопровождаться исключением ООО из ЕГРЮЛ. Налоговые органы вправе начать процесс упразднения в том случае, если не получали в течение 12 месяцев от ООО налоговой и бухгалтерской отчётности. А также тогда, когда по расчетному счету за предыдущие 12 месяцев не было никаких операций.

Налоговые органы в ситуации упразднения организации действуют по следующему алгоритму:

  1. Составляется внутренний документ, подтверждающий, что отчётность ООО не высылает и счета не использует в течение длительного времени.
  2. Издается постановление о дате проведения ликвидации.
  3. Публикуется сообщение в «Вестнике государственной регистрации» о том, что организацию планируют ликвидировать. Всех кредиторов предприятия необходимо уведомить о том, что оно закрывается. Они могут подать свои претензии в течение трёх месяцев. В сообщении требуется указать сроки и порядок, в соответствии с которыми предоставляются заявления с претензиями. Они могут быть оформлены не только кредиторами, но и участниками процесса ликвидации. В случае, если в течение трёх месяцев поступит хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ не состоится.
  4. После того, как все дела с кредиторами улажены, предприятие будет выведено из ЕГРЮЛ.

По закону при поступлении претензий от кредиторов ликвидация приостанавливается. На практике, обычно процесс продолжается.

Что делать после принудительной ликвидации ООО?

Последствия ликвидации

Ликвидация предприятия означает, что оно не имеет права ведения какой-либо коммерческой или иной деятельности. Если задолженности ООО не были выплачены в процессе ликвидации, то происходит их списание. Поскольку после упразднения компании нет средств, из которых можно покрыть задолженности. Имущество учредителей при этом в расчет не берется. Собственность участников подлежит реализации только в случае, если имели место намеренные их действия, приведшие к развалу предприятия. В некоторых случаях ликвидации можно избежать. Для этого учредители должны признать исковое заявление по всем пунктам и обеспечить грамотное восстановление платежеспособности организации. Можно предупредить этот процесс при помощи получения лицензии, в соответствии с которой должна была осуществляться деятельность. Также учредители могут организовать работу предприятия не противоречащим закону образом.

Процедура проведения ликвидации считается самой крайней мерой, применяющейся к особенно злостным неплательщикам. Перед тем, как начать ее, организацию уведомляют о такой перспективе неоднократно и у руководства есть время для исправления ситуации. Если предприятием будут приняты меры к устранению нарушений и улучшению ситуации, то этого и не потребуется.

Какие последствия принудительной ликвидации ООО, теперь понятно.

Плюсы принудительной ликвидации

Как это ни странно, но в этом процессе есть и определенные преимущества. К таковым можно отнести то, что бухгалтер не должен в этом случае оформлять и сдавать бухгалтерскую отчетность, это делает ликвидационная комиссия. Нередко уменьшение штрафов происходит практически в два раза, если они начислены за отсутствие сданной отчетности.

Минусы принудительной ликвидации

Но, в то же время, процесс может затянуться надолго. К тому же, если учредители хотят прекратить процесс, то им придется воспользоваться услугами адвоката и долго судиться с уполномоченными органами. Кроме того, не получившие своих денег кредиторы могут впоследствии предъявить претензии учредителям. Во многих ситуациях владельцы таких компаний остаются в выигрыше, если организация на протяжении определенного времени не приносила прибыль.

Срок ликвидации

Срок принудительной ликвидации ООО не может превышать полгода после даты вступления в силу решения судебных органов. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган в десятидневный срок направляет заявление в судебные органы, где требуется применить штрафные санкции к нарушителям и предоставить новый срок.

В заключение

Таким образом, принудительная ликвидация является весьма специфическим процессом, инициировать который могут государственные органы, коммерческие организации или физические лица.

Мы рассмотрели последствия принудительной ликвидации ООО.

Иногда возникает такая неприятная ситуация, как принудительная ликвидация ООО. В этом случае из-за лишних нервных потрясений предприниматели могут наломать много дров. Поэтому следует собрать волю в кулак и действовать.

Для начала требуется определить, что подразумевается под принудительной ликвидацией. Под данным видом ликвидации подразумевается, что поступил иск от уполномоченных органов и суд принял решение ликвидировать ООО. Кто же может обратиться в суд? Данное прошение может подать как государственный орган, так и орган местного самоуправления, которое получило такое право законом РФ.

Вследствие такого обращения более вероятно суд решит, что учредители должны незамедлительно заняться ликвидацией ООО. Если такое решение принято, то вся процедура будет проходить так же, как и при добровольной ликвидации ООО. Других альтернатив в данном случае нет.

Причины закрытия

На самом деле причин принудительной ликвидации ООО много. Чаще всего сами участники нарушили закон при создании организации или же уже по мере ее действия совершили нарушения. Рассмотрим некоторые из них:

  • Итак, при создании ООО имели место грубые противоречия с законодательством, и они являются неустранимыми.
  • Некоторые виды деятельности требуют наличия лицензии, например, продажа алкоголя. Если организация была уличена в данном действе, не имея документа, разрешающего торговый оборот или производство, то она подлежит немедленной ликвидации.
  • Разумеется, крайне важной причиной может служить банальная незаконная деятельность, которую осуществляла данная организация. Это может быть как строительство жилых домов в пляжной зоне, так и более грубое нарушение.
  • Если вдруг организация была уличена в нарушении закона и суд дал возможность на исправление, а данное ООО продолжило свою нарушающую законодательство РФ деятельность, то она также подлежит ликвидации.
  • Признание банкротства также решается через арбитражный суд.

Заметно, что причин действительно масса, но в общей массе они имеют характер действий, нарушающих законодательство.

Банкротство ООО — итог

Итак, как же признать организацию банкротом? В этом случае на этапе составления ликвидационного баланса обнаруживается, что данная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Даже в том случае, если все имущество будет продано. Поэтому бумаги направляются в арбитражный суд.

Если ликвидатор подал заявление самостоятельно, а не кредиторы или налоговые службы, то это хорошо. В этом случае через месяц происходит первое судебное заседание. Оно состоялось. За ООО организовано наблюдение. Оно существует для того, чтобы проверить заявление о банкротстве на возможные фиктивные махинации с целью получения прибыли. Если оное не было обнаружено, то происходит конкурсное производство. Удовлетворяются требования кредиторов. Если остаются какие-то долги, их чаще всего списывают, а само ООО ликвидируют.

Существует более упрощённая форма данного судопроизводства. Если в процессе ликвидации было обнаружено банкротство и оно подтверждено, тогда документы направляются в суд. В этом случае слежки нет. Сразу же происходит раздача денежных средств кредиторам на конкурсной основе. Данная процедура привлекательнее тем, что требует меньшего количества времени для решения. Однако однозначно назвать ее наилучшим решением нельзя.

Добровольная ликвидация

Если же суд принял решение о том, что участники должны самостоятельно заниматься ликвидацией ООО, то данный процесс напоминает добровольную ликвидацию. А именно:

  • Уведомляются службы. Правда, по больше части они уведомляются посредством суда.
  • Происходит раздача задолженностей. В первую очередь денежную компенсацию получают кредиторы. Далее идет расчет с банками. Следом нужные денежные средства передаются сотрудникам.
  • Также идет составление ликвидационного баланса. Именно на этом этапе может обнаружиться банкротство. Или его могут инициировать. Если денежные средства остаются, они могут уйти как на компенсацию, так и остаться у участников.
  • Происходит увольнение всех сотрудников. Не важно, на больничном они или работают по сотрудничеству. Увольнению подлежат абсолютно все.
  • По итогу уничтожаются печати, документы передаются в органы. И участники получают свидетельства о том, что данное ООО является ликвидированным.

Процесс действительно кропотливый. Есть возможность назначения ликвидатора. Ликвидация занимает несколько месяцев, по итогу которой ООО является успешно ликвидированным.

Принудительная ликвидация

Вероятно, что процедурой ликвидации занимается не участник ООО, а лицо, выбранное судом. Оно имеет все полномочия по управлению данной организацией. В этом случае денежные средства не распределяются среди участников.

Процесс принудительной ликвидации юридического лица действительно неприятен. Однако не так страшен бес, как его малюют. Иногда он не отличается и от обычной ликвидации. Единственное различие – решение о данном процессе принято судом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ