Термина «пролонгация» в ГК нет, однако он часто
используется. Под ним
подразумевают продление действия договора на определенный
или неопределенный срок по соглашению сторон. Это может
быть сделано путем заключения дополнительного соглашения. Однако если стороны хотят изначально определить отношения на будущее,
условие о пролонгации
можно включить в текст
договора. Важно понимать, что необходимо указать срок, на который
будет автоматически продлен договор и количество
раз, на которое
возможна пролонгация.
Возможна ли
пролонгация договора поставки по 44 ФЗ
Согласно статье 95 Закона
о контрактной
системе, существенные условия контракта менять нельзя. Но есть
исключения. Так, допускается снижение цены контракта без изменения объемов товара или работы и других
условий.
Также по инициативе заказчика возможно изменение объема поставок в пределах
10% в сторону
уменьшения или увеличения. Кроме того, правки допускаются, когда цена контракта равна или превышает показатель, установленный Правительством, и исполнить
контракт без изменения условий невозможно, когда изменились регулируемые цены, или уменьшилось финансирование заказчика из бюджета.
Обратите внимание, что о сроках
в этой
статье не говорится
ничего, поэтому менять их нельзя
ни при
каких условиях. То есть
возможность пролонгации 44 ФЗ
не предусматривает.
Все закупки
осуществляются согласно плану-графику,
а срок
исполнения контракта в нем
– один из главных
показателей, вариативности здесь быть не может.
Нарушением будет и внесение
в текст
контракта условия о возможности
продления. Юридически верным выходом из ситуации
будет заключение нового договора в рамках
уже другой закупки.
Как оформить пролонгацию договора по 223 ФЗ
223 ФЗ
не устанавливает
жесткий запрет на изменение
условий договора. Однако здесь есть свои нюансы. Как известно,
положение о закупке
заказчик создает сам, соответственно, может прописать там условие о продлении
договора. Однако целесообразно не делать
этого, если проводилась конкурентная процедура, и контракт
был заключен с ее победителем.
Ведь пролонгация
в таком
случае может привести к ограничению
конкуренции, а заказчик
попадет под надзор контрольных органов. По сути,
пролонгация – это согласование новых условий. Получается, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить
участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условий только с одним
поставщиком. Это может
вызвать вопросы у контролеров.
Поэтому закладывать условие о продлении
договора стоит в положение
о закупке,
которая осуществляется у единственного
поставщика.
При этом, исходя из практики,
соглашение сторон, определяемое как пролонгация договора, может быть расценено в соответствии
с Гражданским
кодексом как заключение нового контракта. Это следует
из письма
Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Там говорится,
что соглашение о новом
сроке подразумевает возникновение нового обязательства. Ведь меняются,
как правило, также объемы поставки, а, возможно, и наименование
предмета контракта.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что пролонгация в рамках
223 ФЗ
возможна, если:
такое
условие содержалось в положении
о закупке;
все
изменения условий договора отражаются в ЕИС
в указанные
законом сроки;
желательно,
чтобы закупка проводилась у единственного
поставщика, иначе вас могут заподозрить в ограничении
конкуренции.
Предложить увеличить срок контракта сторона может, написав письмо о пролонгации договора. Характер этого документа и каналы связи также можно предусмотреть в положении о закупке.
Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг. Для продления срока действия контракта имеется две возможности:
В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.
Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался.
В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.
На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным. Ответственность заказчика При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения робот или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф.
Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей.
Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора.
Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины. Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов.
И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности. Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.
Государственный контракт по ФЗ 44 является договором (гражданско-правовым актом), который направлен на предоставление услуг или товаров государственным учреждениям и муниципальным предприятиям. Кроме общих положений ГК РФ, содержание контракта регулируется Федеральным законом №44, в котором указаны достаточно жесткие требования к условиям исполнения работ.
В частности, в ст. 95 закона прописан ряд положений, изменение которых недопустимо. К ним относят существенные положения договора, такие, как цена контракта, список работ, сроки поставки и т.д. Согласно ст. 95 Закона изменение сроков исполнения контракта может быть отнесено к существенным положениям и не может быть изменено. Однако в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ говорится об исключениях, которые позволяют Заказчику и Исполнителю сдвигать сроки завершения контракта.
Инфо
Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.
Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.
В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Возможно ли продление сроков исполнения муниципального контракта (срок контракта — 35 дней), заключенного по результатам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») вследствие ухудшения погодных условий (подрядчик не может выполнить работы в срок по причине дождливой погоды и снегопада)? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В приведенной ситуации увеличить срок действия контракта нельзя. Контракт может быть выполнен за пределами его срока. Обоснование вывода:Согласно ч. 2 ст.
Внимание
С 2018 г На рассмотрение в Госдуму поступил правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», который предусматривает возможность уменьшения суммы банковской гарантии или суммы денежных средств по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого они являются (далее - Законопроект № 197556-7). Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 г.
Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами срока действия контракта.
В случае нарушения подрядчиком предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени. Однако обязанность уплатить сумму пени возникает у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, уплачивать пени он не обязан. Кроме того, в силу ч. 9 ст.
Государственный контракт по ФЗ 44 является договором (гражданско-правовым актом), который направлен на предоставление услуг или товаров государственным учреждениям и муниципальным предприятиям. Кроме общих положений ГК РФ, содержание контракта регулируется Федеральным законом №44, в котором указаны достаточно жесткие требования к условиям исполнения работ. В частности, в ст. 95 закона прописан ряд положений, изменение которых недопустимо. К ним относят существенные положения договора, такие, как цена контракта, список работ, сроки поставки и т.д. Согласно ст. 95 Закона изменение сроков исполнения контракта может быть отнесено к существенным положениям и не может быть изменено. Однако в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ говорится об исключениях, которые позволяют Заказчику и Исполнителю сдвигать сроки завершения контракта.
Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ. Срок исполнения заказчиком взятых на себя обязательств Фактом исполнения заказчиком своих обязательств считается списание денег с его расчетного счета в пользу поставщика. Если срок поставки товара заказчик может выбирать самостоятельно, ориентируясь на свои потребности, то срок оплаты четко регламентирован. В апреле 2017 года Государственной Думой были приняты поправки в 44-ФЗ, которые касаются порядка оплаты товаров и услуг.
Внимание
Отныне при проведении закупки среди СМП и СОНКО заказчик должен произвести оплату в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента подписания документов, подтверждающих приемку. Для остальных договоров этот срок не должен превышать 30 календарных дней. Исключение из таких правил могут составлять только контракты, заключенные Правительством РФ с целью обеспечения безопасности страны.
Важно
Однако есть другие примеры, в которых все не так однозначно. Например, в одном из контрактов нашего клиента было написано, что срок поставки товара 10 рабочих дней, а вообще поставщик обязуется товар еще и собрать. В соответствии со ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик обязуется передать заказчику товар в обусловленный срок, а в соответствии с п.1 ст.509 ГК РФ поставка осуществляется путем отгрузки, передачи товаров покупателю.
Нарушение сроков государственного контракта Далее, в соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Подробно о возможностях заказчика и судебной практике в этой области мы писали в другой статье, основной вывод которой заключался в том, что нарушение срока выполнения работ является существенным нарушением контракта и поводом для его расторжения, а вот нарушение срока поставки товара для расторжения контракта должно быть неоднократным. Кроме того, заказчику необходимо будет доказать факт существенного ущерба от такой просрочки поставки товара.
В рамках этой статьи, мы хотим показать, как и в этом случае поставщик может законно выиграть ценное время.
Условие того, что контракт заключается на неопределенный срок должно быть прописано в тексте документа. В обратном случае договор признается незаключенным. Примером обязательств с неопределенным сроком может служить контракт на оказание страховых услуг. Иногда контракт может предусматривать пролонгацию, то есть увеличение срока его действия.
Это может происходить автоматически или по письменному соглашению сторон. Такие контракты относятся к типам документов с неопределенным сроком действия. Срок исполнения обязательств поставщиком Срок поставки товаров или оказания услуг должен быть меньше срока действия контракта.
Конкретный период времени выбирается заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей. Существует несколько вариантов установления срока исполнения контракта:
Срок исполнения контракта по 44 ФЗ изменить возможно по соглашению сторон, когда стороны добровольным изъявлением подписывают новый документ (дополнительное соглашение), в котором подписывают новый срок исполнения контракта по 44 ФЗ. Аналогично соглашением сторон можно изменить и срок действия контракта по 44 ФЗ. Другие возможные действия, при которых срок исполнения контракта по 44 ФЗ меняется в одностороннем порядке будут признаны судом недействительны.
Срок действия контракта 44 ФЗ напрямую завязан со сроком обеспечения исполнения контракта. Срок действия контракта 44 ФЗ должен превышать срок обеспечения контракта. Таким образом, при составлении грамотного контракта необходимо различать срок исполнения контракта по 44 ФЗ и срок действия контракта по 44 ФЗ.
Неправильная трактовка понятий может спровоцировать негативные последствия.
Что касается срока действия контракта, отметим, что это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст.
314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ). По смыслу ч.ч. 1, 13 ст. 34, п. 2 ст.
В судебной практике РФ объективными принято считать следующие обстоятельства:
На это, помимо ФЗ 44, указывает п. 1 ст. 767 Гражданского Кодекса РФ. Расторжение или продление срока муниципального контракта по 44 ФЗ? В некоторых случаях суд будет настаивать на расторжении контракта и выплате штрафа даже при обоюдном согласии сторон на его продлении. Изменение срока, как говорилось выше, относится к существенным условиям заключенного договора, и для их изменения нужны веские основания.
Договор может быть продлен, если его расторжение приведет к существенным финансовым потерям Заказчика, Исполнителя, или нанесет вред интересам государства.
Закона № 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта. Соответственно, указывать в реестре контрактов в качестве срока исполнения контракта дату окончания срока его действия неправомерно.
Как правило, поставка осуществляется партиями или частями за какой-то определенный промежуток времени поэтому возникает необходимость в составлении определенного графика поставки, в котором обозначаются сроки и количество поставляемого товара. Не поставка партии товара в срок, установленный графиком, также является просрочкой и предпосылкой к наложению санкций на виновную сторону. Возможно ли изменить срок исполнения контракта по 44 ФЗ? Срок исполнения контракта по 44 ФЗ является существенным условием. Тогда как, изменение существенных условий недопустимо стороной самостоятельно. При изменении стороной существенных условий в одностороннем порядке и совершение действий по новым правилам, влечет их недействительность и, как следствие, нарушение обязательств.
Протоколы разногласий и сроки государственного контракта Следующая возможность поставщика по увеличению фактического срока поставки – написание протокола разногласий к государственному контракту по результатам аукциона, если, конечно, такие разногласия реально могут быть. В соответствии с п.4 статьи 70 44-ФЗ у поставщика имеется такое право. В этом случае поставщик может выиграть от 6 дней. Во-первых, в соответствии с п.5 статьи 70 44-ФЗ на направление протокола разногласий государственному заказчику у поставщика есть 13 дней со дня размещения протокола аукциона в единой информационной системе, то есть на 3 дня больше чем на подписание контракта (этим пользуются многие поставщики, которые случайно не успели подписать контракт вовремя).
При этом срок на подачу жалобы другими участниками уже истек, соответственно риска, что результаты аукциона будут отменены, уже нет.
Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2016 по делу № 03-10.1/38-2016). Отличия от других периодов В первом случае подразумевается промежуток, в течение которого осуществляется приемка и экспертиза поставленной продукции, оплата, взаимодействие сторон при изменении, расторжении соглашения. Период оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке (ч.
13.1 ст. 34 № 44-ФЗ). Если соглашение заключено с субъектом малого предпринимательства, то этот отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 № 44-ФЗ). Общий срок исковой давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Он берет начало с момента окончания исполнения обязательств по контракту и не может превышать 10 лет. К периоду предоставления гарантийных обязательств в Законе № 44 ФЗ нет четких требований.
Продление срока исполнения госконтракта это изменение его существенных условий. Порядок изменений существенных условий госконтракта установлен ст. 95 44-ФЗ.
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;5
) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
1.1 В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Таким образом изменение срока исполнения контракта предусмотрено п. 1.1 ст. 95 из которой мы видим, что допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта срок исполнения которых завершается в 2015 году.
Ваш контракт под действие данной статьи не подпадает.
Можете ли вы уточнить для каких целей Вы хотите продлить срок действия контракта?
При исполнении гос. контрактов бывают случаи, когда выполнение работ по государственному контракту нельзя выполнить срок по вине заказчика. Или по обоюдной вине.
При этом заказчик не идет на конфликт с исполнителем, не хочет удерживать с него неустойку и согласен заключить дополнительное соглашение к государственному контракту с увеличением сроков выполнения работ. При этом иногда предлагают увеличить смету на 10%, чтобы иметь причину к заключению доп. соглашение.
Законно ли такое увеличение сроков по государственному контракту?
По общему правилу нет.
Можно ли продлить сроки без заключения дополнительного соглашения и не платить неустойку государственному заказчику?
ФЗ №44 в ст. 95 содержит исключительный перечень случаев, по которым может быть изменен государственный контракт. Самый частый случай – изменение цены не более чем на 10% в сторону увеличения сметы или ее уменьшение в связи с меньшим объемом работ.
При этом закон не указывает на возможность увеличение сроков при изменении цены контракта.
Такое возможно только в отдельных специальных случаях:
Цена контракта больше 500 млн., 1 мрд., 10 млрд рублей для мниципальных нужд, нужд субъекта РФ, федеральных нужд, и если общий срок гос. контракта больше 1 года для муниципальных и 3 года для федеральных нужд
Изменение регулируемых цен
Уменьшение лимитов финансирования, если заказчиком заключен контракт с иностранной организацией или гражданином
Во всех остальных случаях заключать дополнительное соглашение об увеличении сроков выполнения работ нельзя. Даже если заказчик на это согласен. Такое соглашение является ничтожным, т.к. ограничивает конкуренцию и оказание предпочтение отдельному субъекту (п. 9 обзора судебной практики Верховного суда РФ по государственным закупкам)
Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.
Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..
При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).
Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.
Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос. контракта.
О таких обстоятельства надо предупредить заказчика, иначе Вы не сможете на них сослаться в суде, если будет предъявлен иск.
Заказчик обязан обеспечить возможность выполнения работ на объекте, оказывать необходимое содействие исполнителю (ст. 718 ГК РФ)
Если им не будет предпринято необходимых действий, то Вы имеет не приступать к выполнению работ или приостановить их, пока не будут устранены обстоятельства, мешающие качественном выполнению работ. (ст. 716, 719 ГК РФ).
При грамотном оформлении приостановления работ по государственному контракту Вы не нарушаете сроков выполнения работ, а Заказчик не вправе расторгнуть его или взыскать с Вас неустойку.