Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В основном в учебной литературе выделяют юридическую и логическую структуру нормы права.

Структура нормы права (юридическая) – это её внутреннее строение, характеризуемое наличием взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в источниках права.

Выделяют трёхзвенную структуру нормы права, к элементам которой относят гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии которых реализуется норма. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаёт им значение юридического факта. Гипотезой может служить любая оговорка – «если иное не предусмотрено законом или договором», «перечень случаев, когда допускается увольнение работника», «само употребление слов» по договору» (необходимость заключения договора). В нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом.

Классификация:

1. от количества обстоятельств, обо­значенных в норме:

    простые (одно обстоятельство),

    сложные (наличие или отсутствие нескольких обстоятельств в совокупности),

    альтернативные (связывает дейст­вия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье НПА обстоятельств).

2.

    абстрактные (содержит общие, родовые признаки условий действия нормы)

    казуистические (связывает реализацию нормы со строго определёнными жизненными обстоятельствами)

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, определяющий само правило поведения.

Классификация:

1. По способу изложения :

    прямая – только указывает на само правило поведения, не раскрывая полностью его содержания.

    описательная – раскрывает содержание модели необхо­димого поведения, содержит указание на существенные признаки поведения.

    отсылочная – содержит правило поведения в самой общей форме, от­сылая субъекта реализации к др. статье или части НПА (напр., те же действия, совершенные по­вторно).

    бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсы­лая субъекта реализации к другим НПА.

2. по степени обязательности предписания:

3. в зависимости от формы выражения:

    управомочивающие

    обязывающие

    запрещающие

Регулятивные нормы права, как правило, устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного или должного поведения сторон регулируемого отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. В охранительных нормах сам запрет выступает диспозицией, а описание противоправного деяния рассматривается как гипотеза.

Санкция

Указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Существует точка зрения , что санкции могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). И в этом смысле нельзя отождествлять санкцию и наказание.

Классификация:

1. по степени определенности :

    абсо­лютно определенные (точно указан вид наказания, последствия),

    относительно определенные (правоприменитель может определить конкретный вид ответственности),

2. по характеру предусмотренных санкций:

    простые (предусматривают только один вид наказания)

    альтернативные (предусматривают два (реже – несколько) видов неблагоприятных последствий).

    кумулятивные (предусматривают основное и дополнительное наказание)

    карательные и

    восстановительные.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Статья НПА может содержать несколько норм, может быть и по-другому: норма излагается в нескольких статьях одного НПА, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех её элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Также в тексте НПА может быть не выражено всех трёх элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Но это не означает, что НПА плохо разработан. При разработке НПА правотворческий субъект исходит из необходимости создать достаточно компактный текст (но не в ущерб содержанию). Поэтому те элементы нормы права, которые человек может «домыслить» на основе логики, в тексте НПА не прописываются. Например, если вы заключили трудовой договор, то в тексте НПА нет необходимости прописывать, что между работником и работодателем возникли трудовые правоотношения. Это и так понятно. Или если в Уголовном кодексе за совершение того или иного деяния предусмотрено наказание, то нет необходимости прописывать, что такие деяния совершать нельзя. Это тоже всем понятно.

Достоинством трёхэлементной (трёхзвенной) схемы является то, что эта схема побуждает правотворческих субъектов и практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объёме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права – диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т.е. не следует ограничиваться анализом отдельных статей нормативных актов.

Некоторые авторы выделяют таким образом логическую структуру нормы права , которая позволяет логически реконструировать нормы права, если в тексте НПА изложены не все структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция). Она выражается в формуле «если ….. то ….. иначе….».

Норма права

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Правовая норма состоит из следующих элементов:

1. гипотеза

2. диспозиция

3. санкция

гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простой – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложной – указывает на несколько обстоятельств, альтернативной – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

диспозиция, которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать.

Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений. Бланкетной – отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель.

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

По предмету регулирования:

а) Материальные юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а т.же ответственность субъектов правоотношений. Например: нормы, определяющие обязанности соответствующих д/л принять и рассмотреть жалобу гражданина, определяющие основы компетенции субъекта исполнительной власти.

Определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.



б) Процессуальные определяют, каким образом и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления. Например: порядок приема, рассмотрение, разрешение жалоб и заявлений граждан, производство по делам об административных правонарушениях.

По характеру предписания :

а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия. Например: при получении жалобы гражданина орган (д/л обязан рассмотреть ее в течение 30 дней, при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.).

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме.

в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права (устанавливают права субъектов на совершение определенных действий).

По форме предписания:

а) императивные - эти нормы формируют права и обязанности субъектов строго обязательном, повелительном стиле и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники правоотношений могут сами в рамках нормы определить их.

В) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.

По действию времени:

а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, режимом ч/п.

б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется. Они действуют до тех пор пока не будут отменены.

По действию в пространстве : А) республиканскиеБ) местныеВ) локальные – принимаются как правило, руководством государственной кооперативной или иной организации и действуют, соответственно в рамках данной организации, ведомства и отражают цели, специфику их деятельности, направлены на упорядочение этой деятельности

Регулятивные нормы - это нормы расчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, установливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы расчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусмотривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Например, Ст.1 Закона РК “О браке и семье“ называется “Основные понятия, используемые в настоящем законе“. В данной статье содержатся нормы определяющие такие понятия как брак, фиктивный брак, семья, детство и т.д.

Коллизионные нормы- расчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма преписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

Способы изложения нормы права в нормативных актах:

Норма права находит свое выражение в статьях нормативно-правовых актов.

По способам изложения возможны

Прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта

Отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта. Н-р п.2 ст. 45

Бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному правовому акту либо к целому виду каких-то нормативных актов. Н-р п.3. ст. 6 Конституции РК

Норма права содержит в себе ответы на три базовых вопроса:

1. Кто и в каких случаях должен ее исполнять?

2. В чем должно выражаться это исполнение?

3. Каковы последствия неисполнения нормы?

Ответам на эти три вопроса соответствуют три структурные части нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть нормы, которая указывает на условия, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать, реализовываться. Гипотеза является обязательным элементом нормы права, так как ее отсутствие превратило бы норму права в безусловную, действующую всœегда и при любых обстоятельствах.

Гипотеза - это предпосылка практического функционирования нормы права, ее реализации в правовых отношениях. В случае если сопоставлять норму права и правовое отношение, то в гипотезе указываются те юридические факты, наличие или отсутствие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы, очерчивает круг участников регулируемых отношений.

Диспозиция обычно принято понимать как часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. В то же время эта позиция подвергается критике, так как данное определœение не позволяет выявить различие между диспозицией и самой нормой права, которая тоже является правилом поведения. По этой причине более удачным представляется определœение, согласно которому диспозиция - это часть нормы, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Диспозиция также обязательно присутствует в норме, так как если нет диспозиции, то нет и самого правила поведения.

В диспозиции получает свое выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, ее регулятивная роль. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов.

Санкция - это структурный элемент нормы, в котором указывается вид и размер неблагоприятных последствий, наступающих для нарушителя нормы. Ряд авторов трактуют санкцию более широко в связи с существованием так называемых поощрительных санкций, которые определяют меры поощрения за правомерное поведение. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).

В целом структуру нормы права можно обозначить формулой «если - то - иначе». Каждый из элементов нормы права занимает особое место, имеет особое назначение, в связи с этим, по утвердившемуся в науке суждению, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.


  • - Структура правовой нормы

    [читать подробенее]


  • - Структура правовой нормы

    Правовая норма отличается единством, целостностью, не­делимостью. Для нее характерна особая структура, т. е, специ­фическая компоновка содержания, связь и соотношение ее эле­ментов. При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой... [читать подробенее]


  • - Структура правовой нормы.

    Классификация юридических норм. В основу классификации юридических норм положены различные критерии 1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного,... [читать подробенее]


  • - Структура правовой нормы

    Норма права содержит в себе ответы на три основных вопроса: 1. Кто и в каких случаях должен ее исполнять? 2. В чем должно выражаться это исполнение? 3. Каковы последствия неисполнения нормы? Ответам на эти три вопроса соответствуют три структурные части нормы права:... [читать подробенее]


  • - Структура правовой нормы

    Признаки правовых норм Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством инаправленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный... [читать подробенее]


  • - Структура правовой нормы

    Будучи элементом системы права, норма одновременно сама сложное образование, имеющее соб­ственное структуру. Структура – внутреннее строение данного явления, сочетание элементов этого явления. Структура нормы – это внутренняя её организация, связь её элементов. ...

    • Предмет и методология теории государства и права
      • Предмет теории государства и права
      • Методология (методы) теории государства и права
      • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
    • Происхождение государства и права
    • Понятие и признаки государства
    • Теории происхождения государства
      • Многообразие теорий происхождения государства
      • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
    • Типология государства
      • Понятие типа государства, критерии типологии
      • Формационный подход к типологии государства
      • Цивилизационный подход к типологии государства
      • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
    • Функции государства
      • Понятие функций государства, их признаки и содержание
      • Классификация функций Российского государства
      • Формы осуществления функций государства
    • Форма государства
      • Понятие формы государства и ее основные элементы
      • Форма правления, классификация
      • Форма государственного устройства
      • Государственно-политический режим
    • Механизм государства
      • Понятие механизма государства
      • Структура государственного механизма
      • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
    • Государство в политической системе общества
      • Политическая система: понятие, основные черты, типы
      • Основные элементы политической системы
    • Правовое государство и гражданское общество
    • Понятие, признаки, сущность и содержание права
      • Понятие и основные признаки права
      • Сущность и содержание права
    • Основные школы права
    • Право в системе социальных норм
      • Социальные нормы: понятие и виды
      • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
      • Право, корпоративные и технические нормы
    • Принципы и функции права
      • Понятие, сущность и классификация принципов права
      • Понятие, признаки и характеристика функций права
    • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Нормы права
      • Понятие, признаки и структура нормы права
      • Классификация правовых норм
      • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
    • Формы (источники) права
      • Понятие формы (источника) права
      • Правовой обычай
      • Юридический прецедент
      • Нормативный правовой акт
      • Нормативный договор и иные источники права
      • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Правотворчество
    • Система права и система законодательства
      • Понятие и структурные элементы системы права
      • Основания деления права на отрасли
      • Отрасли и институты права
      • Внутригосударственное и международное право
      • Соотношение системы права и системы законодательства
      • Систематизация нормативных правовых актов
    • Правовые отношения
      • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
      • Структура и содержание правоотношения
      • Классификация правоотношений
      • Юридические факты и их классификация
    • Реализация норм права
      • Реализация права: понятие и формы
      • Применение как особая форма реализации права
      • Стадии применения права
      • Акты применения правовых норм
    • Толкование норм права
      • Понятие толкования норм права
      • Способы (виды) толкования правовых норм
      • Виды толкования по субъектам
      • Виды толкования по объему
    • Коллизии и пробелы в праве
      • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
      • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
    • Правомерное поведение и правонарушение
      • Понятие и характеристика правомерного поведения
      • Классификация правомерного поведения
      • Понятие, признаки и состав правонарушения
      • Виды правонарушений
    • Юридическая ответственность
      • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
      • Функции юридической ответственности
      • Принципы юридической ответственности
      • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
      • Виды юридической ответственности
    • Законность, правопорядок, общественный порядок
      • Понятие и принципы законности
      • Содержание законности
      • Понятие, признаки, структура правопорядка
      • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
      • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
    • Правовое регулирование и его механизм
      • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
      • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
      • Способы, типы и режимы правового регулирования
    • Правовые системы современности

    Понятие, признаки и структура нормы права

    Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной води, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством.

    Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. «Норма права - это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности». Правовая норма является правилом для определенного отношения. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.

    В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования. Нормы права традиционно выражаются через систему источников права, особенно через систему нормативных правовых актов. Нормы права могут выражаться не только через систему нормативных правовых актов, но и через прецеденты (судебные или административные), нормативные договоры, правовые обычаи и другие источники права. В основе содержания правовой нормы заключено нормативное предписание в соответствии с принципами правового регулирования определенных отношений. Главное свойство понятия нормы права - это регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

    Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

    Норма права имеет следующие признаки:

    • общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
    • формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
    • государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением);
    • предоставительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
    • микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

    Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны. Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н. Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

    Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права.

    Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права.

    1. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

    Гипотезы классифицируются по следующим основаниям.

    • По характеру содержании или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными. Первые определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права.
    • По степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

    Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

    Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

    Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

    По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

    Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия

    нормы права. Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

    • В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

    Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

    Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

    2. Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы, ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

    • По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и конкретные.

    Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя деталей.

    Конкретные диспозиции перечисляют предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места ни для какого усмотрения. Нормы с данными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

    • По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

    Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

    Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

    Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

    Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

    • По юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

    Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

    Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

    Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

    Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

    Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

    Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности субъектов права.

    3. Санкции - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственною взыскания или положительной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности в отрицательном или положительном смысле. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

    Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям.

    • По степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

    Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражения и не могут быть изменены правоприменительным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

    Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего пределов наказания (поощрения), в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

    Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний (поощрений), предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или штраф и др.).

    Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний (поощрений) различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

    Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

    • По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др.
    • По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

    Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего в уголовном и административном).

    Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

    Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

    Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

    Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

    • По направленности неблагоприятных последствий санкции, как правило, делятся на личные и имущественные.

    Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

    Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).


    39. Структура нормы права

    Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

    Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

    Гипотеза является частью юридической, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.

    Логическая структура юридической нормы

    Классификация норм права и характеристика их основных видов.

    Структура нормы права

    Определение понятие права и ее признаки.

    Норма права - это общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, установленное и обеспечивае­мое государством и направленное на урегулирование обществен­ных отношений.

    К признакам нормы права относятся:

    — нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуа­ций и большой круг лиц);

    — общеобязательность (она представляет собой властное пред­писание государства относительно возможного и должного поведения людей);

    — формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего опреде­ляет рамки деяний субъектов);

    — связь с государством (она устанавливается государственны­ми органами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием);

    — предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на дру­гих субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

    — микро-системность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

    Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если - то следует - иначе»).

    Норма права состоит из трех элементов: 1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется. С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным субъектом, названными обстоятельствами, временем и местом. Классификация гипотез: а) по строению они подразделяются на простые и сложные.

    Структура нормы права

    Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

    Данная структура показывает, из каких частей состоит и как они взаимосвязаны.

    Правовая норма отличается особой структурой.

    Основные элементы структуры юридической нормы

    По структуре норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции Структура нормы права поясняет, из каких структурных частей (элементов) состоит права и как эти структурные части между собой взаимосвязаны.

    Структура нормы права 1 1 1 Гипотеза | Диспозиция | Санкция 1 Гипотеза - это элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых следует ею руководствовать-

    Диспозиция - это элемент правовой, который содержит указание на то, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

    Санкция - это элемент правовой нормы, который определяет, какие неблагоприятные последствия могут наступить для нарушителя правил, предусмотренных диспозицией.

    права может регулировать общественные отношения только при наличии всех структурных элементов.

    Если в норме права отсутствует гипотеза, то становится неясно, при каких условиях следует ею руководствоваться.

    Юридическая Консультация

    Структура права – внутреннее строение и связь ее элементов, таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

    Существует три основные структуры правовой:

    Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов:

    Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

    Без гипотезы бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ