Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Правительство РФ приняло Постановление от 16.09.2016 № 925 о преимуществе в закупках товаров, сделанных в России. Для заказчиков по 223-ФЗ это означает добавление новых пунктов в документацию. Также преференции будут действовать не для всех, и принятое постановление весьма отличается от проекта. Подробности читайте в статье.

Правительство РФ приняло постановление от 16 сентября 2016 года № 925 о приоритете товаров, работ, услуг российского происхождения, изменяющее Закон №223-ФЗ. Что изменит для заказчиков по 223-ФЗ постановление о 15-процентном преимуществе российских товаров?

Согласно тексту документа, уже с 1 января 2017 года участники процедур определения поставщика по 223-ФЗ , продукция которых происходит из России, будут иметь преимущество перед аналогами из других стран . Размер преференции определен как 15 процентов от цены договора, данное правило распространяется исключительно на закупки по 223-ФЗ, не касаясь процедур по 44-ФЗ .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Изменения для госзаказчиков

Что на практике означают эти выгодные, по сравнению с иностранцами, условия для госзаказчиков по 223-ФЗ? Необходимость соблюдать документальное основание этих преференций. Таким образом, с 1 января 2017 года в документации госзаказчик по 223-ФЗ обязан указывать:

  • Требование декларации страны, из которой происходит продукция, являющаяся предметом закупки;
  • Прописанное положение о том, что участник конкурсной процедуры несет ответственность за достоверность предоставляемых им сведений о происхождении товара и других его свойствах;
  • Информация о НМЦК за одну единицу продукции (или произведенных работ).

Новые условия для поставщика

Документация также теперь обязана содержать описание условий для поставщика в соответствии с новым постановлением. В числе таких условий: если в поданной заявке не указаны сведения о стране происхождения продукции, это дает основание приравнять ее к иностранной (с соответствующим понижением по преференциям); отнесение же самого участника закупки по происхождению к российским или иностранным лицам с последствиями в виде преференций производится по его документам, которые удостоверяют личность и по месту регистрации.

Кабинет контрактного управляющего

Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках

Анатолий Галимский,
эксперт по коммерческим закупкам

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны давать преимущества отечественным товарам. Разъясним, что нужно прописать в положении о закупках и документации, чтобы не попасть под штрафы. Для заказчиков по контрактной системе мы подготовили . Проверьте, какие запреты действуют для вас.

П равительство ввело для заказчиков по Закону № 223-ФЗ ограничения на закупку импортных товаров (Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925). Впервые правила корпоративных закупок оказались жестче, чем для закупок по контрактной системе. Если в 44-ФЗ запреты на импорт точечные, то корпоративные заказчики на конкурентных процедурах должны дать приоритет отечественным производителям по всем товарным группам.

Разберем, что такое приоритет отечественных товаров, когда можно его не применять и какие шесть обязательных условий к поставщикам должны появиться к 2017 году в документации и положении о закупках. А в таблице на покажем, какие части документации и положения нужно поправить.

Что вписать в документацию Раздел документации Где указано в законе
Страна происхождения товара Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Требования к описанию участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки Пункт 2 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Пункт 3 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Начальная (максимальная) цена единицы товара Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Принадлежность участника к российским или иностранным лицам Требования к участникам Пункт 9 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Договор со вторым участником Последствия признания процедуры несостоявшейся
Место и дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов
Пункт 11 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Соотнесение цен российского и иностранного товара Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Замена страны происхождения товара Особенности исполнения договора Постановление № 925

Как применять приоритет отечественного

Приоритет отечественного не означает, что импорт закупать нельзя. Это значит, что оценивать поставщиков нужно по специальному алгоритму, который ввело правительство. После оценки заявок нужно скорректировать цены в зависимости от страны происхождения товара.

Правительство разделило конкурентные закупки на два типа и прописало, как действовать при каждом варианте.

Первый тип: оценочный. В таких процедурах победителя определяют по предложениям участников. При конкурсе и запросах предложений участников оценивают по цене и качеству товара. В запросах котировок учитывают только цену. В оценочных процедурах применяйте к заявкам с российскими товарами цену, сниженную на 15% от той, что предложил участник. И если участник с российскими товарами выиграет, заключайте договор с ним по предложенной цене, а не по сниженной.

Пример

На конкурс подали 3 заявки с отечественными химреактивами и 1 заявку с импортными. Все по цене 100 руб. При оценке заявок исходите из того, что российские заявки поданы как бы по цене 85 руб. (с учетом преимущества 15%). Оцените заявки по конкурсным критериям, выявите победителя, но заключите с ним договор не по 85 руб., а по 100 руб.

Второй тип: аукционный. Это торг в реальном времени, где участники снижают цену на шаг в аукционе. Если победит участник с импортными товарами, заключайте с ним договор, снизив итоговую цену на 15%.

Пример

На аукцион поступила 1 заявка на поставку отечественных шин и 2 заявки на поставку импортных. Все участники предлагают цену по 1000 руб. за штуку. На процедуре победил участник с импортными шинами, который снизил цену до 800 руб. Заключите с ним договор по цене 800 руб. - 15% = 680 руб.

Когда можно не применять преференции

Не применять преференции вы можете, если допустили к процедуре лишь одну заявку и ваша конкурентная закупка не состоялась. В таком случае вы заключаете договор с единственным участником.

Преференции можно не давать, если все участники предложили российские товары, а иностранные не предложил никто. Или наоборот - все участники пришли с импортом, и никого нет с отечественным.

Не будет работать приоритет при конкурсах, где участник предложил смешанные товары, российские и иностранные и стоимость импортных - более 50% от цены всех товаров. Или если смешанные товары предложили на аукционе, где цена отечественных - более 50% общей стоимости.

Во всех остальных случаях вы обязаны в документации и положении указать приоритет отечественного. Если этого не сделать, контролеры могут наложить штраф 3 тыс. руб. на должностное лицо или 10 тыс. руб. - на юридическое по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.

Намерены вы покупать импортное или нет, - внесите 6 правок по преференциям в положение о закупках и документацию. И применяйте ограничения на импорт при любых конкурентных процедурах.

Следите за изменениями

До сентября 2016 года никаких документов по преференциям отечественным товарам по Закону № 223-ФЗ не существовало. Случалось, что контрольный орган расценивал преимущества для товаров российского происхождения как ограничение конкуренции. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-253/16 от 09.06.2016.

1. Страна происхождения товара

В положении о закупке внесите требование, что участник декларирует в заявке наименование страны происхождения товара. Сделайте это в той части заявки, где участник делает предложение о поставке товара. Указать страну происхождения товара обязаны не только участники закупки, но и победитель.

Объедините в документации требования к участникам и к победителю. Ведь участник, с которым вы заключите договор, уже и так представил наименование страны происхождения товара в декларации на этапе подачи заявки.

Напишите, что если участник не укажет страну происхождения товара, вы не будете отклонять его заявку, а будете считать, что он предложил импортные товары.

Пример идентичных товаров - планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.

Какие общедоступные источники можно использовать

Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:

  • цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
  • цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
  • котировки на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировки на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах;
  • цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.

Прайс-листы: за и против

К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее - письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.

Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.

Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.

Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.

У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.

Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК

Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток. Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями. Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.

Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.

Что нужно для запроса цен у поставщиков

Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.

Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам - по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам. Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения). Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.

Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.

В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

Как хранить оригиналы запросов

Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.

Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.

Как указать основные условия исполнения контракта

Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.

Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.

При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.

Если в контрактной системе ограничения для иностранных поставщиков работают уже давно, то в сфере действия Закона № 223-ФЗ какие бы то ни было ограничения со ссылкой на место регистрации поставщика и место происхождения товара до конца 2016 года считаются необоснованным ограничением конкуренции. Но уже с 1 января 2017 года предоставление преференций становятся обязанностью госкомпании.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» долгое время оставался в стороне от импортозамещения, хотя право Правительства РФ установить приоритет российской продукции для таких закупок было изначально предусмотрено в ч. 8 ст. 3 этого Закона. На тот же механизм поддержки российских производителей в закупках госкомпаний ссылается и ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Однако лишь 16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).

Это постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и распространяется на все конкурентные закупки всех субъектов Закона № 223-ФЗ - в отличие от аналогичных актов контрактной системы, Постановление №925 не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры: проще говоря, никому из иностранцев не запрещено участвовать в закупке, но победит в ней при прочих равных российский производитель.

На российском происхождении товаров, работ и услуг стоит сделать акцент: в отличие от той же контрактной системы, Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются.

При выработке механизмов преференций поддержка отечественных производителей была ограничена 15-процентной ценовой преференцией. Разумеется, для крупной закупки и 15% - сумма немаленькая, но это всё же куда лучше, чем ограничение конкуренции и полным запретом на приём заявок с предложением о поставках иностранной продукции. Просто иностранец для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора. Вот только если этим победителем оказался иностранец, то согласно ч. 3 Постановления № 925 договор с ним заключается по цене, сниженной на 15%. например, если после объявления аукциона участники в итоге «сбили» до 1 000 000 руб, то победитель-иностранец получит по договору всего 850 000 руб. Если же в ходе аукциона цена была опущена до нуля и участники стали торговаться на повышение за право заплатить заказчику за возможность поставлять ему же товар, то победитель-иностранце должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчёте ставки закладывать ещё 15%. И лишь если цены российских производителей заведомо завышены, то иностранный поставщик может победить.

Если сопоставление заявок проходит только по цене - например, в классическом запросе котировок, - то при оценке заявки российского производителя принимается во внимание «вымышленная» цена, сниженная на 15% по сравнению с реальной. При этом договор с российским победителем заключается по реальной предложенной им цене. Например, в рамках запроса котировок российский производитель предложил цену в миллион - в этом случае в итоговом протоколе будет фигурировать цена 850 тысяч, а договор по итогам закупки всё равно будет заключен на миллион.

Схожий механизм предусмотрен и для многокритериального сопоставления заявок - например, в рамках конкурса или запроса предложений. В этом случае область предоставления преференций тоже ограничивается ценой, и «сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке». Проще говоря, при подсчёте баллов российский производитель получает по критерию «цена» такую оценку, как если был он снизил свою цену дополнительно на 15% - при этом договор с ним заключается без реального снижения цены. Очевидно, что именно на конкурсе иностранцу легче всего соревноваться с российским производителем, особенно если удельный вес критерия «цена» невелик.

Несложно заметить, что описанные выше преференции представляют собой упрощённый вариант преференций участникам государственных и муниципальных закупок, установленных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Близко нормам приказа Минэкономразвития и указание на то что, условием предоставления преференций является включение в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование о декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров и условие о том, что отсутствие в заявке указания страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки (такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
  • формулу установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения (согласно подп. «д» п. 5 Постановления № 925);
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации;
  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлена преференция, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

При этом в отличие от контрактной системы, установление этих сведений должно быть предусмотрено ещё и положением о закупках заказчика - это означает, что всем субъектам Закона № 223-ФЗ нужно будет внести соответствующие изменения в свои положения о закупках к 1 января 2017 года.

Логично, что преференции предоставляются лишь в случае конкуренции российских и иностранных поставщиков. Если в закупке участвуют только российские производители либо только иностранные производители, а тем более если конкуренции нет вовсе, то согласно п.6 Постановления № 925 преференции не предоставляются.

Постановление № 925 также не применяется в следующих случаях:

  1. В заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
  2. в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Обязан ли заказчик (бюджетное учреждение) применять нормы Постановления 925 при проведении аукциона по 223-ФЗ на поставку медицинского оборудования? В положении о закупках нет информации по преференциям.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Преференции применяются в отношении любой продукции, закупаемой в рамках Закона № 223-ФЗ согласно условиям и правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 925. Исключений в отношении видов закупаемой продукции Постановление Правительства РФ № 925 не содержит.

Прежде чем устанавливать преференции необходимо в Положении о закупках прописать все условия и порядок применения, а также продублировать указанный порядок в закупочной документации.

Как применять постановление № 925: обзор практики ФАС

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны предоставлять преимущества российским товарам, работам, услугам. Однако практика ФАС показала, что применять преференции заказчик не вправе, если не внес изменения в Положение о закупке. Расскажу, на какие еще особенности и противоречия обратить внимание, когда применяете постановление № 925.

Преимущества предоставьте, если в положении корректно прописали условия, на которых действует приоритет

Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке необходимо отразить в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно.

Заказчики вправе предоставить приоритет отечественным товарам, работам и услугам, если в положении и документации о закупке указаны сведения, перечисленные в пункте 5 постановления № 925, а именно:

  • положение об ответственности участников закупки, которые предоставят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта.

Практика:

В Положении о закупке преференции установили, установите их в извещении и документации

Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные Положением о закупке (ч. 8-10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили - внесите изменения

Условия предоставления приоритета должны быть установлены в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации

Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в Положении о закупке.

Положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27 апреля 2017 года № 1-00-793/77-17).

Приоритет не устанавливайте, если закупаете только российскую продукцию

Заказчику не нужно устанавливать приоритет, если в техническом задании перечислена продукция только российских производителей.

Обоснование: приоритет не предоставляют, когда заявки участников содержат предложения о поставке только российских товаров (подп. «в» п. 6 постановления № 925).

Приоритет предоставьте только российским товарам, работам, услугам

Вывод: приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам - участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).

Обоснование: Правительство РФ приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование постановления № 925 приведет к тому, что приоритет будет предоставлен странам - участникам ВТО и ЕАЭС. В таком случае постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект.

Практика:

Противоречивая практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия признала действия заказчика по предоставлению приоритета товарам из КНР правомерными. Однако в такой ситуации приоритет российским товарам утрачивает смысл (решение ФАС России от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17).

Проверьте, достоверны ли сведения о стране происхождения товара

Вывод: при рассмотрении и оценке заявок проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки участника копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.

Обоснование: если допустите до участия в закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.

Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, при условии, что такие требования предусмотрены в Положении о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.

Устанавливайте приоритет с учетом положений:

Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:

  • требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
  • условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.

Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.

Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:

Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой.

Довольно длительное время законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не претерпевало существенных изменений, которые значительным образом затрагивали бы порядок организации и проведения закупок всех заказчиков, применяющих положения Закона N 223-ФЗ.
16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление).
Принятие данного Постановления стало реализацией предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ права Правительства РФ установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Указанное Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня его вступления в силу. Кроме того, установление преимуществ российским товарам и/или производителям до вступления в силу указанного нормативно-правового акта будет является незаконным (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 N Д28и-1038).
В целом алгоритм и механизм предоставления национального приоритета в соответствии с Постановлением во многом схож с аналогичным механизмом установления преференциального режима национальным товарам, предусмотренным Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), применение положений которого осуществляется заказчиками в рамках законодательства о контрактной системе. Но есть в указанных документах и фундаментальные различия, в частности:
1) постановление, в отличие от Приказа, не содержит конкретный перечень товаров, в отношении которых устанавливается приоритет. Это означает, что заказчики обязаны устанавливать приоритет при закупках любых товаров, закупаемых по Закону N 223-ФЗ (в проекте Постановления N 925 изначально был предусмотрен конкретный перечень, но в итоговую редакцию документа он не вошел);
2) постановление, в отличие от Приказа, предусматривает установление приоритета не только в отношении товаров, но и в отношении работ и услуг, которые выполняются/оказываются российскими лицами.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день основным вопросом в применении данного Постановления является следующий: в отношении каких товаров в рамках Постановления должен устанавливаться национальный режим?
Несмотря на кажущуюся однозначность ответа на данный вопрос, исходя из названия самого Постановления "О приоритете товаров российского происхождения...", окончательный ответ на вышеуказанный вопрос не кажется столь простым и очевидным, поскольку в п. 8 Постановления содержится норма, согласно которой "приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.".
Само Постановление, к сожалению, не содержит ни прямых, ни косвенных указаний, в какой части и при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе. В связи с этим не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что национальный режим в закупках по Закону N 223-ФЗ все же распространяется и на товары, происходящие с территории государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Армения.
Если обратиться к самому Договору о ЕАЭС, то в Приложении N 25 к договору дается определение национального режима. Под ним понимается режим, предусматривающий, что каждое государство - член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств - членов ЕАЭС.
Очевидно, что пролить свет на этот вопрос могли бы разъяснения разработчика рассматриваемого нормативного правового акта в лице Минэкономразвития России. И такие разъяснения уже были даны, но, к сожалению, окончательную точку в решении данного вопроса они не ставят.
В одном из писем Минэкономразвития России (от 21.10.2016 N Д28и-2806) было дано разъяснение, что Постановление N 925 будет применяться с учетом законодательства ЕАЭС, при этом применение Постановления не должно противоречить нормам международного права (надо полагать, что под нормами международного права имеются в виду в первую очередь документы и соглашения со Всемирной торговой организацией, которая не предусматривает возможность устанавливать подобные ограничения вне рамок и сфер государственных закупок, обороны и безопасности государства, защиты жизни и здоровья человека и т.д.)
В дальнейшем ведомство дало более расширенную трактовку спорного положения Постановления (письма Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2858, N Д28и-2839) указав, что и белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.
Данное разъяснение внесло еще большую сумятицу в понимание данной проблемы, поскольку, указав в ответе лишь на одну из стран ЕАЭС, ведомство вынудило большинство специалистов задаться резонным вопросом: то ли это прямое указание на необходимость предоставления национального приоритета в закупках по Закону N 223-ФЗ исключительно товарам белорусского происхождения (тогда непонятны мотивы и правовые основания данного преимущества, в особенности нормы п. 8 Постановления и прямой ссылки на Договор о ЕАЭС), то ли это "непрозрачный намек" ведомства на более широкое применение и трактовку норм Постановления.
Тем не менее точку в данном вопросе пока ставить рано, и до вступления в силу данного Постановления возможно предугадать появление еще одного, а то и нескольких разъяснений, в том числе и от иных департаментов Минэкономразвития России, отвечающих за регулирование внешнеэкономической деятельности.
В ожидании ясности в данном вопросе заказчикам в оставшееся до вступления в силу данного Постановления время следует после ознакомления с самим Постановлением начать подготовку изменений своих положений о закупках и документаций о проведении конкурентных закупок (нормы Постановления не распространяются на закупки у единственного поставщика). Это обусловлено тем, что механизм применения Постановления и предоставления приоритета значительным образом видоизменяет ключевые разделы и нормы положений о закупках и документаций о закупках заказчиков.
Рассмотрим, какие разделы положения и в связи с какими требованиями Постановления подлежат изменению.

1. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок

Нормами Постановления предусматривается, что при проведении конкурса или иного способа закупки, при котором:
- победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или
- победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, -
оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки.

2. Порядок заключения договора

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора.
Однако если победителем закупки становится поставщик, предлагающий иностранные товары (иностранное юридическое лицо), заказчик применяет к предложенной в заявке победителя цене договора 15-процентный понижающий коэффициент.
Например, если победителем аукциона стал участник, предлагающий к поставке иностранный товар и цена его предложения составила 100 рублей, то в силу данного условия заказчик обязан применить 15-процентный понижающий коэффициент, и цена договора будет не 100, а 85 рублей.
В случае, когда в ходе аукциона цена была снижена до нуля и участники проводят торги на право заключения договора с заказчиком, то победитель, предлагающий к поставке иностранный товар (иностранное юридическое лицо), должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

3. Требования к участникам закупки (в части установления условий отнесения участника закупки к российским/иностранным
лицам)

В соответствии с подп. "е" п. 5 Постановления "...условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке условия отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)"
Под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ. Таким образом, принятие заказчиком решения об отнесении того или иного участника закупки к российским юридическим лицам осуществляется исходя из данных о регистрации указанного лица, которые содержатся в его учредительных документах (а также в выписке из ЕГРЮЛ).

4. Условия, когда приоритет не предоставляется

В соответствии с Постановлением к таким условиям относятся случаи, когда:
- закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- при проведении конкурса (запроса предложений), в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
- при проведении аукциона (запроса цен) в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

5. Требования к составу заявки на участие в закупке. Рассмотрение заявок

Постановлением установлено, что условием отнесения товаров к российским является указание (декларирование) участниками в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Кроме того, в документацию (положение) необходимо включить условие об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.
Однако заказчикам необходимо принимать во внимание, что согласно Постановлению отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

6. Порядок заключения и исполнения договоров

Обязательными условиями договора, заключаемого с победителем при применении условий Постановления, являются:
- указание на страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
- условие, что при исполнении договора не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ