Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Мы ввезли импортный товар. Затем доукомплектовали его своими запчастями и продали покупателю. Считается ли данный товар произведенным на территории РФ и надо ли указывать в счете-факутре номер ГТД и импортную страну?

Да, считается. Так как согласно статье 30 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом, или в порядке, определенном Таможенным кодексом. При этом согласно пункту 2 статьи 32 Таможенного кодекса товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Поэтому в данной ситуации в счет-фактуре в графах 10 и 11 следует ставить прочерки (письма Минфина России от 25.06.08 № 03-07-11/236, от 13.11.09 № 03-07-09/58).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1.Статья: При продаже запчастей от импортной техники в счете-фактуре ставят два прочерка

О порядке заполнения счетов-фактур при реализации запчастей от импортных товаров

Письмо Минфина России от 31.08.10 № 03-07-11/374

При продаже запчастей, оставшихся от демонтажа импортного оборудования, в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры продавцу следует ставить прочерки. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 31.08.10 № 03-07-11/374 (ответ на частный запрос).

По общему правилу компании, которые реализуют импортное оборудование, должны писать в счетах-фактурах страну происхождения товара и номер таможенной декларации (п. 5 ст. 169 НК РФ). Но в кодексе не сказано, следует ли включать в счет-фактуру такие сведения, если компания продает не оборудование, а запчасти от него, оставшиеся после демонтажа. До сих пор Минфин России разъяснял порядок заполнения счетов-фактур только для обратной ситуации, когда компания собирает из деталей, изготовленных за границей, оборудование или составляет наборы из импортных товаров и продает их (письма от 25.06.08 № 03-07-11/236, от 13.11.09 № 03-07-09/58). В этом случае в графах 10 и 11 счета-фактуры следует ставить прочерки. В комментируемом письме чиновники пояснили, что аналогичные правила применяются и к счетам-фактурам при реализации запчастей, оставшихся после демонтажа импортного оборудования.

Соответственно компания, которая приобретет запчасти, сможет без проблем заявить к вычету НДС по такому счету-фактуре.

НАПОМНИМ. С 1 января 2010 года стоимость имущества, полученного от демонтажа основных средств, в том числе и импортных, компания вправе учесть в составе материальных расходов при его продаже в полном размере, а не в пределах 20 процентов (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ в ред. Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ).

Дина Муратова,

эксперт «УНП»

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2009 № 03-07-09/58: О порядке оформления счетов-фактур

Вопрос: Наше предприятие осуществляет как прямую продажу импортных товаров, так и наборов, собираемых нами из различных импортных товаров. Наборы упаковываются в индивидуальную упаковку и имеют новый артикул (отличный от артикула входящих в него изделий). Компоненты, входящие в наборы, являются самостоятельными товарами, отгружаемыми покупателям, или приобретаются специально для формирования набора. Для наборов также разрабатывается и заказывается индивидуальная упаковка российского происхождения. Таким образом, сборка и формирование наборов осуществляется в России.
Имеем ли мы право при отгрузке российским оптовым покупателям таких наборов в счете-фактуре (графа 10 "Страна происхождения") указывать страну происхождения "Россия"?
Если это недопустимо, то какую страну мы должны указывать, если компоненты набора происходят из разных стран?
Номер какой ГТД (графа 11 "Номер таможенной декларации") в счете-фактуре мы должны указывать, если компоненты набора получены по различным ГТД (до 20 позиций в одном наборе)?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу оформления счетов-фактур и сообщает.


Учитывая изложенное, при реализации наборов, состоящих из импортных товаров, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" следует ставить прочерки.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.06.2008 № 03-07-11/236: О заполнении граф счета-фактуры

Вопрос: Просим вас разъяснить правила применения налогового законодательства в части заполнения графы 10 ("страна происхождения") в счете-фактуре при следующих обстоятельствах:
Наше предприятие (ООО, зарегистрировано в РФ, г.Кострома, общая схема налогообложения) реализует оптовым покупателям на территории Российской Федерации комплекты деталей цилиндро-поршневой группы (далее - ЦПГ) для автомобильных и тракторных двигателей.
Реализуемые комплекты являются не механическим набором деталей, а сложной вещью (ст.134 ГК РФ), т.е. образуют единое целое, предполагающее использование его по общему назначению, т.к. сборка комплекта предполагает соблюдение предписанного техпроцесса в определенной технологической последовательности, при которой образуются в том числе и неделимые вещи.
Комплектацию деталей, сборку комплектов, консервацию и упаковку осуществляет наше предприятие.
При этом сборка комплектов осуществляется как из деталей, произведенных на российском предприятии (завод, ОАО), так и из ввезенных на территорию РФ деталей, изготовленных по технологии и чертежам ОАО в иных странах (Индия, Китай и др.).
Таким образом, в состав комплекта ЦПГ может одновременно входить, например, гильза российская, поршень - индийский, поршневые кольца - китайские (возможны различные вариации для различных видов и модификаций двигателей). Явной "наибольшей" доли деталей в комплекте, сравниваемой по принципу "российская - не российская", не имеется. Соотношение может быть как 50/50, 40/40/10/10, 35/35/30 и др.
Как уже пояснялось ранее, наше предприятие реализует готовый комплект ЦПГ и в сопроводительных документах (накладных, счетах-фактурах) наименованием товара является "Комплект ЦПГ и N модификации", без расшифровки перечня деталей, входящих в состав комплекта.
Просим пояснить, при реализации данного товара оптовым покупателям на территории РФ, какую страну происхождения мы должны указать в 10 графе счета-фактуры? Обязаны ли мы указывать все страны, детали из которых входят в состав комплекта? Если да, то каким образом указывать в счете-фактуре номер грузо-таможенных деклараций, по которым ввозились детали, входящие в комплект, учитывая, что наименование ввезенных деталей не совпадает с наименованием товара (комплекта)? Можем ли мы, основываясь на месте совершения окончательной операции по производству товара, указать страну происхождения "Россия"? Имеем ли мы право ставить прочерк в данной графе?

В связи с вашим письмом по вопросу заполнения граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что графы 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" заполняются при реализации товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Согласно статье 30 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом, или в порядке, определенном Таможенным кодексом. При этом согласно пункту 2 статьи 32 Таможенного кодекса товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Учитывая изложенное, при реализации товаров, изготовленных из деталей, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" следует проставить прочерки.

Внешняя торговля между странами существовала всегда. Заморские товары были диковинкой и ценились в России во все времена. И сегодня многие предприниматели привозят товар из-за границы, а кто-то думает попробовать себя в этом бизнесе, но боится слова «таможня».

О тонкостях внешне-экономической деятельности поговорим с Екатериной Булавинцевой — коммерческим директором фирмы «Детское игровое оборудование», которая занимается ввозом и продажей детских игровых площадок Rainbow Play Systems и безопасных батутов Springfree.

Исходя из своего опыта, я составила краткий и несложный алгоритм действий, который поможет сориентироваться в этой области, оценить силы и ситуацию в целом.

  1. Выбираем товар.
  2. Находим поставщика.
  3. Оцениваем «экономику» процесса.
  4. Оцениваем положение товара на рынке.
  5. Продумываем возможные каналы сбыта.

Рассмотрим подробнее каждый пункт:

1. Выбираем товар

Это самый сложный момент во всем проекте. 🙂

Главное - найти тот товар или услугу, которые будут востребованы на рынке. Остальное дело техники. Правила здесь те же самые, что и для любой другой бизнес-идеи: держим ухо востро и глаза широко раскрытыми.

Как можно найти востребованный товар или идею?

Первый вариант

Видим потребность в товаре, но не хватает предложения, или оно недостаточно качественное. Когда потребность уже определена, и на внутреннем рынке товар не представлен, то идем «за границу» и ищем там, есть ли подходящие товары на рынке.

Второй вариант

Путешествуя за границей, наблюдаем, наблюдаем, наблюдаем - и, если видим что-то, что есть там, но еще нет здесь, примечаем и прорабатываем варианты доставки и оцениваем возможный спрос.

Вариант три «профессиональный»

Определяем профильное направление и едем на специализированные международные выставки. Ищем новые идеи и товары.

2. Находим поставщика

Изучаем интернет

Поставщика можно найти на больших сайтах-агрегаторах поставщиков товаров и услуг. Самый известный сайт по фирмам Китая и ЮВА, которым мы тоже пользовались: http://alibaba.com/ . Ещё два, которыми я сама не пользовалась: http://www.indiamart.com/ , http://www.hktdc.com .

В Европе www.wlw.de , в США http://www.thomasnet.com/ (этим тоже сама не пользовалась, на первый взгляд, они больше ориентированы на b2b сектор).

Посещаем сайты профильных выставок

Нужно найти сайт выставки и просмотреть список участников. Чаще всего они структурированы по продуктам и услугам, что значительно упрощает поиск. Например выставка игрушек в США: http://www.toyfairny.com/ .

А вот здесь собраны все мировые и местные выставки: http://www.auma.de/en/Messedatenbank/Weltweit/Seiten/Default.aspx .

Ищем на профильных сайтах-агрегаторах фирм по определенной тематике или сайтах сообществ-союзов производителей. Например вот все, что касается медицины в Германии: http://www.medknowledge.de .

На сайтах союзов производителей можно посмотреть списки действующих членов союза и найти их интернет-страницы.

Гуглим по ключевым словам . Хорошие результаты дает поиск по региону (устанавливайте в настройках поиска) и на местном языке (можно перевести через гугл-переводчик определенные названия и фразы).

Едем на профильную выставку . Большой плюс, что можно лично пообщаться с представителями фирмы и потрогать образцы товара вживую.

3. Оцениваем «экономику» процесса

Чтобы понять, будет ли товар конкурентоспособным по цене, необходимо оценить его себестоимость в РФ с учетом расходов на транспорт и таможню.

После того как от производителя получен прайс-лист на товар, к закупочной цене добавляются следующие расходы:

  • стоимость транспорта (чем больше партия, тем меньше доля транспорта в стоимости единицы товара);
  • ввозная таможенная пошлина;

От производителя нужно получить код ТНВЭД на товар. Размер ввозной таможенной пошлины, НДС и возможные ограничения на ввоз, требуемые сертификаты (если они есть) можно посмотреть на сайте http://www.tks.ru/db/tnved/tree .

Не забывайте, что к полученной сумме нужно прибавить еще стоимость услуг таможенного брокера и комиссию банка за перевод денег. Если полученная ввозная себестоимость кажется вам приемлемой, то смело двигайтесь дальше.

На рынке много транспортных компаний, которые предоставляют брокерские услуги (растаможку) сразу в комплексе с доставкой товара. Это возможно даже для маленьких партий. Они забирают ваш груз у поставщика и передают вам его уже растаможенным на территории РФ. Если на товар требуется ввозной сертификат, его также поможет оформить транспортная компания. Часто вы можете получить сразу весь комплекс услуг: перевод оплаты поставщику по контракту купли-продажи, транспорт, таможенное оформление.

Стоит запросить предложения у нескольких компаний, так как цена на одни и те же услуги может сильно отличаться.

4. Оцениваем положение товара на рынке

Кроме стандартных вопросов, которые должны быть рассмотрены независимо от того, отечественный ли это товар или импортный, часто упускают вопрос, подлежит ли товар лицензированию или обязательной сертификации. Нужно обязательно учитывать время и стоимость получения данных документов для оценки перспектив входа на рынок.

5. Возможные каналы сбыта

Вопросы и дополнительная информация

Как протестировать, будет ли товар пользоваться спросом?

Лично мое мнение: многое можно заранее оценить эмпирически. Какие будут цены? Заполнен ли рынок аналогами? Известен ли продукт (не марка, а именно продукт) на рынке или он будет совсем новым? Пользуется ли товар спросом на рынке другой страны? Не забываем учитывать менталитет нашей страны и реалии экономики!

Кроме того, многое зависит от каналов продажи товара. Надежный , - это привезти небольшую пробную партию.

Виды отношений с иностранными поставщиками
  1. Закупаете товар без определенного бренда или сразу заказываете его изготовление под своим брендом. В этом случае нужно сразу оговаривать минимальный объем партии. Чаще всего так работают с поставщиками из Китая. Здесь нужно внимательно прорабатывать вопросы качества и количества товара.
  2. Закупаете у производителя товар определенной марки. Чаще всего это продукция фабрик Китая или ЮВА, но под маркой Европейской или США фирмы. Работая с таким товаром, можно быть уверенным в его качестве и закупать небольшими партиями. Вместе с вами этой же маркой и аналогичными позициями торгуют и другие импортеры.
  3. Все чаще в условиях рынка глобальной экономики производители предпочитают продавать товар не всем желающим, а сотрудничать с одной фирмой партнером-представителем в стране. В этом случае с производителем можно подписать соглашение об эксклюзивном праве продажи внутри своей страны (никто кроме вас), но продвигать и рекламировать на рынке не себя, а марку производителя. Например, как мы это делаем с площадками Rainbow (www.ot2do16.ru) и батутами Springfree (www.springfree.ru).
Пару слов о самом насущном: заказ товара в Китае

Популярная тематика у начинающих бизнесменов - заказ товара в Китае, где дешевое производство, и продажа его в РФ. Для новичков, не готовых сразу вкладывать крупные суммы, это хорошее начало, при этом связанное с определенными рисками.

Удаленно оценить поставщика из Китая довольно сложно. Китайцы очень своеобразно и часто непривычно для нас общаются на английском. С одинаковой степенью могут быть вот такие ситуации:

  • прекрасные грамотные письма на английском, быстрое реагирование, но офис «на коленке» и на другом конце просто перекупщик, не имеющий своей фабрики;
  • или ужасный английский, адрес электронной почты без доменного имени компании, приходится ждать ответа по нескольку дней, но по ту сторону экрана отлично оборудованная современная фабрика со стабильным качеством.
Несколько советов, которые в определенной степени помогут снизить риск недобросовестной поставки
  • Общайтесь не только по переписке, позвоните пару раз по офисным телефонам, посмотрите, что вам ответят на другом конце. Будут ли вас переключать на менеджера. Куда вы попадете изначально?
  • Спросите адрес сайта компании, изучите информацию на нем.
  • Воспользуйтесь поиском google, чтобы посмотреть, с чем связано название фирмы и имена менеджеров в мировой сети.
  • Попросите имеющиеся сертификаты на товар. Часто, если фабрика в Китае производит регулярные поставки в Европу или США, у них есть международные сертификаты.
  • Запросите информацию о поставщике: адрес офиса и производства, юридический адрес, объемы месячного производства, количество сотрудников, основные рынки сбыта, участвовали ли они в местных и международных выставках, в каких именно?

Серьезный поставщик не откажется предоставить такую информацию. А лучше всего самому съездить на фабрику и посмотреть все на месте. Если такой возможности нет, то нужно заказать пробную партию товара. Оплатить ее можно простым банковским переводом по счету и попросить прислать на частное лицо.

Если образцы товара будут высылаться в адрес юридического лица, важно правильно оформить документы для пересылки и растаможки бесплатных образцов. У таможни есть свои требования и правила на этот счет, которые периодически меняются.

Что мы часто забываем сделать при общении с поставщиком
  • Напишите несколько слов о себе. Какая у вас фирма, чем вы занимаетесь, укажите сайт, расскажите, почему заинтересованы в товаре. Не обязательно писать хвалебную самопрезентацию на полный лист, но несколько слов по сути дела значительно повысят доверие поставщика к вам и помогут быстрее наладить переписку.
  • Другой аспект, который часто мешает отношениям, это наше «советское» восприятие: если я плачу деньги, они за деньги все сделают. И продадут, и перепакуют, и документы подделают, и так далее. Это в корне неверный подход, особенно при работе с европейскими и американскими поставщиками. Зачастую как, где и кем будет продаваться товар им не менее важно, чем получить деньги.
  • Уважайте время свое и поставщика. Прежде чем размещать заказ, хорошо все обдумайте и взвесьте, придите к окончательному решению внутри компании. Не заставляйте менять позиции и переделывать счета по десятку раз.
  • Если заказ откладывается на неопределенное время, так и напишите партнеру, что проект задерживается и вы вернётесь, когда будет актуально, а не просто пропадайте с горизонта.
  • Если условия не подошли, цены слишком высоки, срок поставки долог, честно напишите, что и как.

Из таких мелочей формируются коммерческие отношения, а также репутация нашей страны как партнера в целом.

Какие документальные тонкости есть? Сертификаты, лицензии, провоз через таможню? Что надо знать

Все зависит от товара. Для каждого вида разные требования по ввозу.

Для определенных групп товаров (косметика, чистящие средства и так далее) требуют дополнительные разрешительные сертификаты. Я никогда с такими сложными товарами не работала, но по опыту коллег знаю, что это тоже реально. Какая документация должна быть оформлена, можно проверить по таможенному коду товара (ТНВЭД).

Если самому не разобраться, можно позвонить в брокерскую или транспортную компанию, которая занимается перевозкой и растаможкой грузов, и попросить рассчитать стоимость доставки и таможенного оформления. Только попросите расписать стоимость каждой услуги отдельно, а не общую ставку за доставку и товар.

Большое количество товаров не подлежат обязательному сертифицированию, соответственно, ввозных сертификатов не требуется. На большинство сертифицируемых товаров транспортные компании сами могут оформить одноразовые ввозные документы.

Как отстраиваться с импортным товаром от российских конкурентов?

Мое мнение: те времена, когда само понятие «сделано за границей» было конкурентным преимуществом, прошло. Да, сейчас этот аспект играет роль, но не такую сильную и значимую, как раньше.

Частично потому, что на рынке много аналогов из разных стран, и есть из чего выбрать. Частично потому, что есть российские продукты уникального качества.

Иногда бывает наоборот. Мы являемся официальным представителем компании Rainbow Play Systems — производителя детских игровых площадок www.ot2do16.ru . Раньше тот факт, что площадки сделаны в Америке, люди считали большим плюсом, а с резкой переменой внешней политики нашей страны «произведено в США» стало носить негативную окраску. Хотя качество продукта осталось тем же.

Импортное происхождение продукта не стоит использовать как одно из ключевых конкурентных преимуществ. Уникальные свойства и характеристики товара, преимущества работы именно с вашей компанией — основные ключи отстройки.

Что касается клиентов, то «поддержки отечественного производителя» из патриотических чувств у нас нет. Люди смотрят на конкретные характеристики товара и свою личную выгоду от них. Выбирая между отечественным и импортным, чаще всего выберут импортное, к нему пока еще доверия больше.

К Китаю тоже отношение изменилось. Люди понимают, что есть очень хорошие вещи, произведенные в Китае, не только дешевые массовые продукты.

Как договариваться с партнёром: выкупать товар или брать на реализацию?

Я не знаю случаев, чтобы продукт брали на реализацию при работе с иностранными партнерами в начале взаимоотношений. Россия имеет слишком ненадежную репутацию страны с переменчивой экономикой, поэтому на реализацию товар никто не дает, все работают по предоплате.


В законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 N 576-ЛА/Д22.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ ""О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"" (далее - Закон N 94-ФЗ).

При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан Приказ Минэкономразвития России от 05.12.2008 N 427 ""Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд"" (Приказ N 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

В данный перечень включена позиция ""Продукция органического и неорганического синтеза"" (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)), содержащая позицию ""Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты"" (код 2423000).

Определение ""товар российского происхождения"" в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении п. 6 Приказа N 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.

Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.

Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.

Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.

Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.

Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Приказа N 427, в том числе по вопросу определения страны происхождения товара, размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд в разделе ""Законодательство о размещении заказа"" (совместное Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 05.05.2009 N N 6989-АП/Д05, АЦ/ 13195).

Приказ N 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый Приказ от 14.01.2011 N 8 ""Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков"", предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.

В отношении критериев статуса ""российский товар"" для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.

Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев.

1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и (или) на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.

2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленности, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.

3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и (или) лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведены только первичная и (или) вторичная упаковка и (или) маркировка.

Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - к локализации производства лекарственных средств полного цикла.

Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/ переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/ переработки.

В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Уже этим летом правительство может принять критерии отнесения продукции к российской. Товарам, которые будут удовлетворять всем требованиям, дадут приоритет при госзакупках

Покупайте российское

Доказать, что твой товар сделан в России, легко, «симулируя» процентную долю уровня локализации, говорит высокопоставленный чиновник правительства, участвующий в обсуждении вопросов импортозамещения: ​«Считается все по таможенной стоимости, она занижается, завышаются накладные расходы и расходы, которые совершаются на закупках комплектующих в стране. Получается, что мы создаем российский продукт, который на самом деле таковым не является. Мы бы хотели другие условия».

Чтобы решить проблему, Минпромторг разработал проект постановления, который должен четко регулировать критерии отнесения продукции к российской, и расписывает, что отнести к продукции, аналоги которой не производятся в стране (такое оборудование при ввозе не облагается НДС). На этой неделе должна завершиться оценка регулирующего воздействия документа, постановление может быть выпущено до конца июня, говорит источник РБК. В Минэкономразвития проект пока не поступал, сообщил РБК представитель министерства.

Критериев российской продукции несколько. В документе (проект размещен на regulation.gov.ru) оговаривается перечень условий и операций в России, процентная доля стоимости материалов и компонентов из-за рубежа в цене конечной продукции. Она должна рассчитываться по таможенной стоимости при их ввозе или по документально подтвержденной цене их первой продажи в России, стоимость промышленной продукции определяется с учетом затрат на доставку с завода.

Также оговаривается обязательное условие, что производитель должен выполнять научно-исследовательские работы, привлекать к работе граждан России и проч.

Для каждой отрасли устанавливаются отдельные показатели. В документе они есть по восьми отраслям — медицинское оборудование, фармацевтика, электроника и микроэлектроника, станкостроение, автомобилестроение, специальное машиностроение, фотоника и светотехника, электротехника и электроэнергетика. В приложениях несколько десятков наименований продукции, для которых предлагаются отдельные условия (см. примеры во врезе).

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил в интервью в тематическом приложении к «Коммерсанту» в мае этого года, что по мере проработки критериев по другим товарам «постановление будет расширяться и дополняться новыми позициями». Источник РБК в правительстве говорит, что работа ведется над 13 отраслевыми положениями.

Критериев отнесения промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, два. Продукция не должна иметь такие же технические и эксплуатационные характеристики, физические, химические и другие свойства, не относящиеся исключительно к ее внешнему виду, которые более чем на 20% влияют на ее работу. Второй критерий — цена и стоимость эксплуатации. Для товара, который производится в России, учитывается разница более 20% в стоимости или затратах на эксплуатацию.

Перечень такой продукции будет корректироваться, говорит источник в правительстве. Предполагается, что экспертизой того, к какой категории можно отнести продукт, будут заниматься ТПП и Российский фонд технологического развития, следует из документа.


Бизнес ждет уточнений

«Пока призывы к локализации по лекарственным препаратам и субстанциям остаются лишь политическими призывами, но только критериями эту проблему не решить. Сейчас нет не только критериев, но и внятной процедуры подтверждения. Например, чтобы назвать свою компанию производителем локальной продукции, достаточно при оформлении заявки на сайте госзакупок просто поставить галочку — и вы сразу получите 15-процентные преференции», — сетует руководитель отраслевого отделения по фармацевтике и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант.

В фармацевтике есть совершенно неочевидные критерии, которые нужно учесть, добавляет он: «Есть много лекарственных препаратов, критерии локальности в которых неодинаковые даже в отдельной категории — например, таблетки или жидкость: стоимость лекарственных субстанций для препаратов в ампулах может достигать 80%, а в таблетках она на порядок меньше. Как рассчитывать?»

Для продукции, которую предприятие производит и поставляет, например в Минобороны, уже сейчас требуются на 100% отечественные компоненты, говорит сотрудник одной из компаний, производящих фотоприемники. По его словам, в некоторых устройствах для гражданского сектора содержатся зарубежные комплектующие, от которых придется отказываться, чтобы соответствовать новым нормам (согласно критериям, разработанным Минпромторгом, доля зарубежных компонентов в производимых товарах этого сегмента к 2019 году не должна превышать 30%). Но из-за высокого курса доллара отечественные компоненты сейчас использовать выгоднее, отметил собеседник РБК.

Для представителей автопрома критерии прописаны в уже действующем постановлении правительства №166, напоминает представитель Ford Sollers. Также там прописаны и обязательства автопроизводителей, в том числе по уровню локализации, обязательства по организации центра исследований и разработок на территории России и создание производства двигателей.

Кнут или пряник

Опрошенные РБК представители бизнес-сообщества говорят, что теперь с учетом повышенного внимания государства к программам импортозамещения компании, которые будут соответствовать критериям производителя «российского продукта», могли бы рассчитывать на преференции. «Но здесь глобальный вопрос — это будет в формате кнута или в формате пряника. Что это — бонус для тех, кто критериям соответствует, или же ограничение для тех, кто под эти критерии не подпадает», — рассуждает источник, близкий к бюро правления РСПП.

«Мы будем привязывать к постановлению реализацию специнвестконтрактов», — говорит правительственный чиновник. Он добавляет, что также предполагается возможность размещения заказа у единственного поставщика, если исполнителем такого заказа является участник специнвестконтракта.

Минпромторг начал прием заявок на участие в специнвестпроектах в апреле этого года, значится в сообщении на сайте ведомства. В рамках проектов государство предоставляет субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2014-2016 годах на проекты в области гражданской промышленности по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В отборе могут участвовать компании с проектами стоимостью до 5 млрд руб. Субсидии предоставляются по кредитам на срок не менее трех лет, субсидируется 0,7 ключевой ставки ЦБ по кредитному договору.

Предполагается, что для компаний, которые соответствуют критериям, будут предложены и другие преференции, говорит первый зампред общественного совета при Минпромторге Антон Данилов-Данильян. «Если вы действительно являетесь полноценной российской компанией и производите продукт по этим критериям, то гораздо легче получить помощь в государственных институтах развития, — говорит он. — Компании смогут рассчитывать на помощь в расширении производства и в страховании для выхода на экспортные рынки».

Отдельно обсуждается и допуск компаний к госзакупкам. Планируется разработка проектов постановлений, в соответствии с которыми условием допуска товаров к госзакупкам будет являться их производство в странах, входящих в Евразийский экономический союз, следует из документов Минпромторга. «Чтобы быть российским продуктом, нужно чтобы комплектующие были из стран ЕАЭС, в том числе России. Это обязательно», — говорит РБК правительственный чиновник.

Идея обязать иностранные компании, желающие участвовать в госзакупках, в течение нескольких лет локализовать производство в России, обсуждается в правительстве несколько лет. Но критерии, согласно которым компании или их товары признаются локализованными, описаны недостаточно подробно, это может привести к злоупотреблениям, выражали опасения в начале этого года в Ассоциации европейского бизнеса, следует из презентации организации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ