Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Перемены, происходящие в мире, стимулируют миграционную активность. Потоки иностранцев, пересекающих государственные границы, требуют ежедневных координационных усилий. Актуальным остаётся вопрос защиты интересов россиян. Законодательство в сфере миграции РФ регулярно обновляется, 2019 год не стал исключением.

Привлекательность РФ для переселенцев пока остаётся сравнительно невысокой. Государственная миграционная политика РФ направлена на улучшение демографии, экономического процветания страны. Эти вопросы регулируются специальной Концепцией, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года, на срок до 2025 года. Основные положения законодательства РФ в сфере миграции преследуют такие цели:

  • обеспечение прав международных граждан с исключением дискриминации любого типа;
  • развитие рынка труда;
  • создание рабочих мест, развитие процесса приобретения патентов;
  • стимулирование прибытия в РФ людей молодого поколения, специалистов высокой квалификации;
  • совершенствование процесса получения вида на жительство;
  • упрощение норм въезда, оформления документов, процедуры регистрации;
  • оказание содействия вынужденным мигрантам;
  • контроль процессов незаконной миграции;
  • активный мониторинг и информирование населения по данному вопросу.

По итогам реализации этих положений планируется обеспечение широкого притока населения в области Дальнего Востока и Сибири.

Читайте также:

Репатриация это

Какие существуют виды миграции

Законы о переселенцах формировались ещё со времён Российской империи. Современная политика в этой области обеспечивается рядом российских законов, постоянно обновляющихся и совершенствующихся. Виды миграции:

  • потоки перемещений внутри страны;
  • приезд граждан из других государств.

На уровне отдельного государства процессы обеспечиваются внутренними нормативными актами. Порой законы, нормативные акты, касающиеся прав иностранцев, вступают в противоречие друг с другом. Поэтому возникла необходимость консолидировать их в единый документ. В данное время МВД разрабатывает миграционный кодекс РФ, который будет регулировать вопросы по различным видам перемещений граждан.

Что нового в 2019 году

Требования к пребывающим в РФ лицам постоянно меняются. В рамках упомянутой выше Концепции, последние изменения и некоторые дополнения в законодательной сфере касаются таких вопросов, как:

  • совершенствование миграционного учёта;
  • ежегодное обновление медицинских полисов;
  • повышение цен на патенты;
  • использование дактилоскопии;
  • изменение квот;
  • использование системы Tax free (читается как такс-фри; это компенсации НДС иностранцам).

Читайте также:

Временная регистрация белорусов в Москве

27.06.18 президентом РФ В.В. Путиным был подписан новый закон для мигрантов № 163-ФЗ, вносящий изменения в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации». Изменения состоят в следующем.

  1. Часть 1 ст. 2, пункт 4. В данном разделе, посвящённом миграционному учёту и расселению, конкретизируется значение понятия «место пребывания». Имеется в виду адрес фактического проживания с регулярным использованием его иммигрантом для отдыха и сна. Чтобы зарегистрировать иностранного рабочего, фирма обязана предоставить спальное место и обеспечить другие, законодательно предписанные условия. Предусмотренные меры способствуют снижению доли теневого сектора, борьбе со случаями регистрации по месту офисов.
  2. Пункт 7 статьи 2. Пригласить в Россию родственников могут теперь иностранные граждане, если они признаны специалистами высокого класса и имеют в России собственное жильё. Это способствует удержанию необходимых узкоспециализированных кадров.
  3. Статья 21. Изменились основания учёта. Он должен производиться по месту:
  • фактического нахождения гражданина;
  • организаций соцобслуживания, медицинской помощи;
  • учреждений по исполнению наказаний.

В любом из этих мест иностранец обязан быть поставлен на учёт. Особое внимание в 2019 году уделяется категории иностранных специалистов высокого класса. Ограничения по найму рабочих в определённые трудовые сферы сохраняются в объёме 2019 года.

С 1.07.2019 вступили в силу изменения по дактилоскопической регистрации согласно № 498-ФЗ. Также в текущем году произошло снижение квот на проживание по сравнению с прошлым (примерно на 20 тыс.) Сохраняется право субъектов устанавливать собственные региональные квоты. С 1.01.2019 граждане многих государств получили право возвращения НДС по совершённым в РФ покупкам.

Постановление правительства РФ о миграционной карте от 2004 г. остаётся актуальным до сих пор. На территории нашей страны установлен определённый порядок её использования. Получить миграционную карту следует при въезде в РФ на пункте погранконтроля. Заполняется бланк прибывающими в Россию иностранцами. В карте делаются отметки о въезде. Документ предъявляется для регистрации и остаётся у иностранца на всё время пребывания. При выезде из РФ миграционная карта сдаётся в пограничном пункте.

Порядок въезда и выезда из страны

Пересечение границы России законодательно регламентировано. Чтобы избежать депортации, так называемый закон о мигрантах нужно знать и соблюдать. Въезд и убытие регулируются № 111-ФЗ от 7 июня 2019 года. Любой иностранец (кроме жителей Украины) обязан иметь заграничный паспорт. Правила въезда:

  • граница пересекается в специально отведённых местах;
  • при её пересечении заполняется миграционная карта;
  • при себе нужно иметь личные документы и визу (не во всех случаях);
  • производится регистрация в миграционной службе в течение 7 дней.

Перемещения граждан бывших советских республик имеют свои нюансы (например, отсутствие необходимости в миграционной карте, визе). Въезд может быть запрещён, если не будет выполнено одно из условий:

  • оформление визы;
  • соблюдение санитарных норм, таможенных правил;
  • исключение предоставления ложных сведений;
  • отсутствие нарушений законодательства в предыдущие визиты в РФ;
  • подтверждение финансовой состоятельности.

Отказ во въезде способствует сохранению безопасности, порядка. Покинуть пределы страны надлежит не позднее назначенного срока.

Тестирование по русскому языку

Въезжая в РФ, иностранный гражданин должен строго соблюдать сроки пребывания. Для их продления, как правило, следует пройти тестирование на определение уровня владения русским языком, знание норм права и истории России. Миграционное законодательство РФ устанавливает исключения для следующих категорий:

  • носители русского языка;
  • несовершеннолетние (недееспособные) люди;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • граждане пожилого возраста.

Удовлетворительные результаты такого экзамена способствуют интеграции приезжих в российский социум.

Оформление медицинского полиса

Законы для прибывающих иностранных граждан в 2019 году требуют наличия такого документа при въезде на территорию России. Это установлено от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Решение предоставляет мигрантам возможность получения медицинских услуг в посещаемой стране. Полис ДМС, начиная с 2019 года, оформляется до завершения текущего года. В начале каждого следующего года необходимо получать новый.

Миграция как социально-экономический процесс в России развивается крайне динамично. По количеству мигрантов наше государство занимает второе место в мире после США.

Миграция заключается не только в переселении людей. Это сложное социальное явление, которое затрагивает многие аспекты жизни социума. С ней связаны процессы заселения новых территорий, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. В рамках современных реалий, миграционная политика также тесно связана с экономической и антитеррористической безопасностью.

Перечень законов для мигрантов

Основной поток мигрантов в России приходится, безусловно, на страны бывшего СССР. С его распадом возникла острая необходимость в грамотном регулировании вопросов миграционной политики — эффективном профильном законодательстве и качественной информационной поддержке, т.е. доведению до целевой аудитории новостей о последних изменениях в законах для мигрантов.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ о занятости населения в РФ

Основные действующие законы для мигрантов в РФ:

  • Конституция Российской Федерации 1993 г.: закрепляет право иностранного гражданина (мигранта) или лица без гражданства на свободу перемещения, т.е. право находиться на территории России на законных основаниях ;
  • Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»: прописывает порядок вступления в гражданство России;
  • Федеральный закон N 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» : прописывает правила пересечения границы страны;
  • Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: регулирует вопросы въезда-выезда, транзитного проезда через территорию России, выбора и изменения места пребывания, а также порядок учета перемещений;
  • прописывает права и обязанности мигрантов, возникающие в связи с пребыванием на территории России;
  • Федеральный Закон «О беженцах»;
  • Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах»;
  • Трудовой кодекс (глава 50.1): прописывает особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • Другие документы: федеральные законы, соглашения государств, указы Президента, постановления Правительства, приказы МВД и ФМС и пр.

О статусе судей читайте подробнее

Главным правоустанавливающим документом для мигрантов должен служить ФЗ N 115 о правовом положении.

Читайте также: ФЗ 261 вв последней редакции. Подробности

Миграционная сфера — одно из самых актуальных и потому часто изменяющихся направлений законодательства, поскольку она вынуждена постоянно подстраиваться под текущую геополитическую обстановку. Большая часть мигрантов, прибывающих в Россию с целью заработка или проживания, знакомы с положениями миграционного законодательства весьма поверхностно — зачастую со слов знакомых или отрывочно из информации о законах для мигрантов, публикуемой в СМИ (ФЗ о СМИ в последней редакции . Это нередко становится причиной возникновения множества проблем: от штрафов до выдворения и запрета на въезд.

Читайте о последних изменениях Федерального закона о торговле

Какие были внесены изменения?

Мигрантам, которые работают в Российской Федерации, планируют переехать на ПМЖ или уже живут здесь постоянно, как никому другому, следует пристально следить за происходящими в законодательной сфере изменениями. Рассмотрим, какие поправки претерпело миграционное законодательство за последний год и какие изменения в законах о мигрантах нас ждут в 2018. Также ознакосьтесь с последними изменениями ФЗ о платной скорой помощи. Подробности

Изменения, внесенные в Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» датируются 29 июля 2017 года. Указом Президента, для лиц, вступающих в гражданство России, была введена обязательная процедура принесения присяги (прописано в статье 11.1 закона). Кроме того, пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке получения российского паспорта, если:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение для граждан Украины : для отказа от гражданства достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Подробнее о внесенных в закон изменениях можно прочитать в статье

Федеральный закон N 114 о порядке въезда и выезда также претерпел ряд изменений. Так, поправки коснулись вопроса вынесения решения о запрете въезда в Россию. Советуем изучить внимательно положения главы V о въезде в РФ и выезде из России мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства).

Правительство РФ ввело новый тип визы для въезда в страну иностранных граждан — виза на въезд с целью получения разрешения на временное проживание (ч. 10 ст. 25.6 ФЗ 115 введена 7 июня 2017 года). Выдается на срок до 4-х месяцев при условии, что получатель визы предоставил решение территориального органа МВД о выдаче соответствующего разрешения. Выдается такая виза однократно.

На 2018 год Правительством РФ было выделено чуть более 90 тысяч квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в России, которые будут распределены по регионам в соответствии с поданными заявками.

В июне 2017 года в силу вступило положение Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», коснувшееся водителей-иностранцев.

Согласно части 12 статьи 25 об основных положениях, касающихся допуска к управлению транспортными средствами, мигранты, которые постоянно или временно проживают либо временно пребывают на территории России, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а в случае их отсутствия — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Однако, согласно части 13 той же статьи 196-ФЗ, не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности , непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. То есть мигранты, у которых есть иностранные водительские права, вправе управлять личными транспортными средствами, но не имеют права работать водителями. Для допуска к работе им необходимо пройти все этапы получения российского удостоверения, кроме обучения в автошколе: получить медицинскую справку, записаться на экзамен в МРЭО, сдать теоретический и практический экзамены.

Стал известен размер платы на 2018 год за патент на работу для мигрантов. В большинстве регионов сумма возросла: в Москве — с 4200 руб. до 4500 руб., а в области — с 4000 руб. до 4300 руб.; в Санкт-Петербурге — с 3000 руб. до 3500 руб.

В 2015 году начали действовать новые правила для всех прибывающих в РФ граждан. Миграционные законы ужесточились, но среди «сюрпризов» для въезжающих в Россию граждан СНГ есть и приятные моменты.

Какие новации в отечественной миграционной сфере ждут гостей страны в 2016 году?

Правила въезда в Россию мигрантов в 2016 году – кому въезд в страну запрещен?

С 1-го января 2015 начали действовать следующие правила въезда для всех граждан СНГ. Они же действуют и в 2016 году:

  1. Запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, что не состоят в Таможенном союзе. То есть, граждане из Таджикистана и Узбекистана, из Молдовы и Туркменистана, из Азербайджана могут теперь въехать в РФ исключительно по загранпаспорту. Виза не требуется.
  2. Въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, что входят в ЕАЭС. То есть, для жителей из Белоруссии, из Армении и Казахстана, а также из вступающей в ЕАЭС Киргизии.
  3. Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту. Что касается беженцев, для них могут быть сделаны послабления, в связи с политической ситуацией.

Сроки нахождения в РФ для мигрантов ограничены определенными временными рамками.

При отсутствии особого разрешения, граждане, прибывающие в РФ из стран СНГ, имеют право оставаться в стране без постановки на учет в ФМС 90 дней в течение 6 месяцев (суммарно – 180 дней в течение 1 года). Для всех мигрантов является обязательным заполнение (правильное) миграционной карты (и ее сохранение) при въезде.

В 2016 году российское правительство постепенно отказывается от масового предоставления временного убежища и продлении статуса для жителей ЛНР\ДНР.

С 1 января 2016 года работодателям запретили принимать на работу граждан Турции. Отныне работодатели, заказчики работ или услуг, желающие пригласить работников-граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный МинТруда РФ. Миграционная служба будет осуществлять строгий контроль этого правила. Если же трудовой договор или контракт был заключен до 31 декабря 2015 года, работодатель вправе продлить его.

В 2016 году гражданам Белоруссии больше не придется сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства для оформления вида на жительство или гражданства РФ.

Для граждан Узбекистана с 1 января 2016 завершается действие паспортов небиометрического образца, паспорта нужно обязательно поменять, иначе его обладателю грозит депортация и запрещение въезда в Россию.

Гражданам Таджикистана необходимо иметь в виду, что в 2016 году в России не планируется миграционная амнистия для них, а также не планируется вступление РТ в ЕАЭС и отмена патентов для его граждан.

Граждане Грузии с 23 декабря 2015 года могут оформлять деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности. Приятная новость - теперь въезжающим в России гражданам Грузии не придется доказывать родство с лицом, оформившим для него частное приглашение

Следует помнить:

При нарушении правил пребывания в РФ (при превышении положенного законом срока пребывания в стране без уважительных причин и соответствующих документов) применяются штрафные санкции.

Повторный въезд в РФ, согласно закону, будет запрещен:

  1. На 5 лет – при нелегальном нахождении в России более 180 дней.
  2. На 10 лет – при превышении лимита на 280 суток.

Начало отсчета – дата, что отмечается на границе при выезде из России.

Срок в 90 разрешенных для пребывания суток может увеличиться при следующих условиях:


Для 2-х последних случаев срок пребывания соответствует тому времени, которое оговорено военным контрактом либо требуется на обучение. В остальных случаях срок пребывания будет ограничиваться периодом действия имеющегося документа. И в любом случае в миграционной карте должна стоять специальная печать ФМС «о продлении срока пребывания».

Все аспекты (правовые и пр.) пересечения российской границы - в ФЗ-114 от 15.08.1996 (с поправками от 20.04.2014).

Поправки в трудовом законодательстве для мигрантов в 2016 году в России

Среди нововведений для граждан СНГ, касающихся трудового законодательства (и прочих сфер), можно выделить следующие:

  1. Разрешение на работу . Его гражданин СНГ сможет получить при наличии трудового договора с заказчиком (о выполнении конкретных работ) либо с предприятием РФ. Срок действия разрешения исчисляется сроком договора (максимум 1 год после въезда в страну).
  2. Отменены квоты на мигрантов (безвизовые страны). С этого года обязанность иностранцев – получение патента, который является разрешением на работу.
  3. Из плюсов: работа по патенту для мигрантов разрешена , как у частных лиц, так и у юридических.
  4. В определенных случаях мигранты будут иметь право на оплату больничного. Каждый работодатель будет обязан отчислять взносы за мигрантов в фонд социального страхования – из этих средств и планируется выплачивать больничные. Правда, при условии, что мигрант отработал более 6 мес. Все взносы и выплаты будут меньших размеров, чем для граждан РФ. Пособия по беременности и уходу за ребенком для прибывающих в РФ мигрантов не предусмотрены.
  5. Экзамен по русскому языку, по истории России и на знание азов законодательства РФ теперь также обязателен для всех мигрантов при трудоустройстве. После сдачи экзамена выдается специальный сертификат.
  6. Работа для водителей с водительским удостоверением, выданным иностранным государством, теперь запрещена. Данный запрет распространяется исключительно на водителей коммерческого транспорта.
  7. Медстраховка. Обязательный для всех иностранцев пункт. При отсутствии полиса ДМС у мигранта его будет обязан приобрести работодатель. Все договора заключаются только на оказание первой помощи.

Помимо оформленного патента, в 2016 году трудовые мигранты должны предоставить документ об отсутствии судимости, полис медицинского страхования, документ, подтверждающий наличие места проживания и квитанцию об оплате налога на доход физических лиц.

При этом региональные власти имеют право самостоятельно определять список медицинских организаций, которые могут выдавать справки от здоровья трудовым мигрантам. Кроме того, региональные власти могут вынести решение указывать в патенте, помимо основной информации, данные о профессии, должность и специальность мигранта.

Пошлины для мигрантов в 2016 году в России

В 2016 году размеры миграционных госпошлин установлены такие:

  1. На получение РВП – с 1000 до 1600 рублей.
  2. На ВНЖ - с 2000 до 3500 р.

В 2016 году средняя стоимость оформления патента на работу мигрантов в России будет 1568 рублей. Но необходимо иметь в виду, что каждый регион имеет право прибавлять к этой стоимости региональный коэффициент.

Окончательная стоимость патента будет зависеть от востребованнорсти труда мигрантов в том или ином регионе. Например, цена оформления патента в Москве в 2016 году составит около 4000 рублей .

Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года

К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 году прибавился ещё один существенный пункт – с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии .
Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.

На прошлой неделе рабочая группа Госдумы приступила к разработке Миграционного кодекса Российской Федерации. Как полагает депутат Госдумы от фракции "Единой России" Алексей Журавлев, без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. Представители ФМС и МВД России полностью поддержали данный проект.

В настоящее время правовое положение мигрантов в России определяют три нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации);
  • Федеральный закон от от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I .

Саму же сферу миграционных отношений помимо указанных законов регулирует множественное число нормативно-правовых актов, среди которых и всевозможные указы, часть из которых является недоработанной или противоречит друг другу. Так, например, нормативно-правовые акты по-разному говорят о том, в каком случае может быть аннулировано разрешение на работу, выданное иностранцу. В Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации указано, что основанием для этого является "предоставление подложных документов" (п. 4 ч. 1, ст. 7), а в недействующем на сегодня Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. №681 – "предоставление недостоверных и искаженных сведений" (п. 19). Тем не менее, юридически это совершенно разные понятия. К тому же, ни один закон не содержит определения термина "мигрант" (есть люди, совершающие миграцию) или "миграция" (есть – перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния), в результате эти термины различными органами власти трактуется по-разному.

Как мы уже сообщали ранее, по мнению депутатов, создание Миграционного кодекса Российской Федерации должно устранить все противоречия, поскольку целью кодификации является систематизация существующих законов и других актов в едином документе. Миграционный кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. В первой определят основные понятия, а в особенной части перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, особенности регистрации иностранцев в России.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru считает, что нужен простой и понятный документ, такой же, как правила дорожного движения: "Это – можно. Это – нельзя", – заключает Алексей Захаров.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, среди законодательных направлений в сфере миграционной реформы выделяются следующие основные критерии предложенных инициатив:

1. Облегчение получения российского гражданства и вида на жительства.
2. Более тщательная подготовка и отбор мигрантов на конкурсной основе.
3. Создание благоприятных условий для проживания самих мигрантов и их семей.
4. Ужесточение ответственности за нарушение миграционного режима.

Названные критерии направлены на реализацию принятой 13 июня 2012 года Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), главной целью которой является обеспечение национальной безопасности, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе.

По данным ФМС России, за первые четыре месяца этого года на территорию РФ въехало 6,1 млн иностранных граждан, а находится на территории нашей страны около 10,6 млн. При этом оформило разрешение на работу всего 4,2 тыс. мигрантов, а гражданство получили 42 тыс. человек. Мы видим, каковы масштабы бедствия – около 3,5 млн мигрантов трудятся в нашей стране нелегально. "Работодателям, чем проще – тем лучше. Дешевая и бесправная рабочая сила – это как наркотик. С легальной и нелегальной торговлей наркотиками государство худо-бедно борется. А с нелегальной трудовой миграцией – нет", – отмечает Алексей Захаров.

По статистике рекрутингового портала Superjob.ru количество резюме киргизов, узбеков и таджиков, зарегистрированных на superjob.ru более 35 тыс. и из них 48% потенциально готовы к переезду, то есть ищут работу на территории РФ. Получат ли они все официальное разрешение на работу – вопрос риторический.

Тема нелегальной миграции является для большинства россиян остро социальной. И проблема регулирования внутренних миграционных потоков на территории России назрела уже давно. Подтверждением этого, является ряд нововведений, которые уже приняты или находятся на стадии рассмотрения в Госдуме. Некоторые из которых, не только вписываются в разработанные критерии миграционной реформы, но и расширяют саму концепцию, тем самым дополняя ее.

Последние нововведения миграционной политики, которые уже реализованы или находятся на стадии обсуждения:

1. Подтверждение владения иностранными гражданами русским языком (Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ ).

2. Ограничения на привлечение иностранных работников в определенных сферах деятельности (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ ).

3. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области адресно-справочного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, а также постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Здесь же устраняется пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся регистрации или постановки на миграционный учет по месту пребывания лиц, осужденных к лишению свободы (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 313-ФЗ и Российской Федерации").

4. Различные законодательные инициативы Минтруда России и ФМС России о внесении изменений в миграционное и трудовое законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранных работников:

  • изменение в процедуре квотирования (Проект приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. "О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 567н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности");
  • изменение порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности (Проект Федерального закона № 202110-6);
  • обязательность добровольного медицинского страхования иностранных работников (Проект федерального закона от 22 октября 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинского страхования иностранных граждан");
  • обязательное дактилоскопирование и фотографирование иностранных работников (Приказ Федеральной миграционной службы от 6 ноября 2012 г. № 357 "Об организации проведения Федеральной миграционной службой обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации").

5.Снятие обязанности иностранных граждан, временно проживающих в РФ, получать разрешение на работу. Внесенные изменения освобождают от получения разрешения на работу иностранцев, временно проживающих в России, поскольку согласно действующему законодательству данную категорию иностранных граждан нельзя отнести к понятию "иностранных работников" (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ ).

6. Законодательные инициативы Президента РФ по ужесточению ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства и постановку на миграционный учет (Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в РФ без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в РФ по месту пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства № 200753-6 (далее – Законопроект).

К сожалению не все из вышеназванных нововведений соответствуют критериям миграционной политики. Некоторые действия властей противоречат единой концепции государственной миграционной политики, цель которой обеспечить трудовым потенциалом экономику России (задача – удвоения ВВП). Принятие некоторых государственных решений в области разрешения проблем миграционной политики может способствовать не только росту коррупции, но и созданию дополнительных барьеров для мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ.

Так, Госдума рассматривает проект поправок в регистрационное законодательство, вводящих штрафы за проживание не по постоянному адресу и уголовное наказание за регистрацию "без намерения проживать (пребывать) в данном помещении" и обязывающих собственников квартир доносить на постояльцев (далее – Законопроект). А сотрудникам ЖКХ предписывается обязанность проверять квартиры, где жильцы и постояльцы потребляют слишком много воды и тепла.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов (ст. 1 Законопроекта). За фиктивную регистрацию по месту пребывания или месту жительства гражданина России, иностранца или лица без гражданства предлагается наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, либо принудительными работами сроком до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 1 Законопроекта). Помимо этого, планируется внести поправки в УК РФ, предусматривая в нем дополнительное наказание: лишение нарушителя права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 1 Законопроекта).

Здесь возникает несколько проблем. Первая проблема – отсутствие легального арендного жилья в России. Данный сегмент рынка практически весь "черный". Арендодатели, сдающие квартиры, в целях избежания уплаты налогов, не регистрируют договора аренды надлежащим образом, а люди снимающие квартиры, остаются юридически незащищенными. В любой момент хозяева квартиры могут их выселить на улицу, несмотря ни на какие договоры.

Ужесточение российского миграционного законодательства является второй, не менее важной проблемой . Передача функций по контролю и надзору за нарушением правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в органы внутренних дел, вынуждает незаконных мигрантов скрываться, конспирироваться, что способствует росту коррупции на всех уровнях.

К вопросу о коррупции можно добавить, что обязанность иностранных работников предоставить работодателю при оформлении на работу полис медицинского страхования, также способствует ее росту. Если при трудоустройстве иностранный работник не сможет предоставить полис медицинского страхования, то такой полис за него, сможет купить сам работодатель, что подталкивает работодателя к поиску "обходных" путей для ускорения процесса оформления иностранным работникам права на труд.

Еще одним противоречием в развитии концепции миграционной политики Российской Федерации является принятый в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий приостановление сроком на пять лет выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимися высококвалифицированными специалистами, разрешения на работу и патента. (Проект Федерального закона "О приостановлении действия статей 13.1, 13.3, 18 и 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" № 284222-6). Как сообщил депутат Государственной Думы Сергей Иванов, ведение моратория на использование неквалифицированной иностранной рабочей силы позволит мобилизовать внутренние резервы и переориентировать работодателя на внутренний рынок рабочей силы.

Тем не менее, с позиции практики, введение такого моратория приведет нас снова к коррупции, мигранты также будут нелегально приезжать, давать взятки в целях избежания ответственности.

По данным Superjob.ru уровень спроса иностранных работников на высокооплачиваемые рабочие места за последнее время не изменился. "Спрос очень узкий и таковым останется в ближайшие 10 лет", – констатирует Алексей Захаров.

Однако законопроект не учитывает существующее на сегодняшний день положение на рынке труда. Число работающего населения России с каждым годом стремительно снижается. По данным Росстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, на конец 1990 года составляет 32,8 тыс. человек, а на 1 января 2013 года – 40,5 тыс. человек. Это связано с тем, что на смену многочисленному поколению пенсионного возраста приходит малочисленное молодое поколение, родившееся в 90-е годы. Тем самым, убывает и сам ресурс, поддерживающий и развивающий экономику страны.

Российской экономике необходимы мигранты – это признанно на государственном уровне и закреплено в концепции развития миграционной политики страны, одобренной и подписанной Президентом РФ Владимиром Путиным. А учитывая миграционную политику, проводимую на территории российского государства, создание миграционного кодекса позволит упорядочить правоотношений в данной сфере.

Требуется не только сведение в единый документ уже имеющегося законодательства, но и заполнение пробелов по отдельным миграционным проблемам, таким как, например: отсутствие программы обустройства мигрантов (наличия жилья, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйством и др.) или слабо развитый сектор легального арендного жилья.

В процессе систематизации миграционного законодательства, волей неволей придется столкнуться с перечисленными выше коллизиями. А учитывая массовость миграционной политики, перед началом кодификации законодательства, необходимо довести до конца работу по разработке имеющихся на сегодняшний день законодательных инициатив и сконцентрироваться на содержании самих норм и устранении пробелов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ