Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Время чтения: 4 минут

Профессия оценщика одна из наиболее востребованных на рынке труда. К помощи экспертов по оценке прибегают в разных ситуациях: когда нужно оформить ипотеку на жильё, оспорить кадастровую стоимость недвижимости или определить расходы на восстановление автомобиля после ДТП. Именно к автоэкспертизе обращаются чаще всего. Поэтому неудивительно, что вопрос, как стать независимым экспертом-оценщиком автомобилей, интересует многих людей, разбирающихся в машинах.

Как становятся оценщиком

Любой квалифицированный оценщик – специалист, который должен обладать широким кругом знаний в различных областях, чтобы составить грамотное и компетентное заключение. Итак, рассмотрим подробнее, как стать экспертом по оценке автомобилей.

Для начала поясним, что среди автооценщиков есть специалисты различных профилей. Во-первых, эксперты, которые определяют только стоимость автомобиля в соответствии с рыночными ценами, составляют заключения для сделок купли-продажи, . К их услугам обращаются также в случае споров об имуществе, нажитом супругами в браке, для определения точного размера денежной компенсации, причитающейся мужу или жене при разделе. Чтобы стать таким оценщиком, нужно иметь диплом о высшем образовании, желательно экономическом.

Если вы раздумываете, как стать , приготовьтесь к тому, что придётся получить высшее техническое образование по специальности, которая имеет отношение к ремонту и техобслуживанию транспортных средств.

Повышенные требования к навыкам эксперта по оценке авто после ДТП вполне оправданы: специалист в таких экспертизах обязан обладать широким кругом технических знаний, чтобы составить точное профессиональное заключение.

Где обучают на оценщика.

Пройти обучение на эксперта-оценщика авто можно в специализированных московских вузах. Освоить эту профессию с нуля можно, в частности, в московском Институте профессионального образования, который был создан в 1996 году на базе Академии менеджмента и рынка и Финансовой академии при Правительстве РФ. Помимо этого, в институте есть и курсы дополнительного послевузовского образования, а значит, специальности оценщика здесь учат и на базе высшего образования. Аналогичные учебные программы предлагает абитуриентам Международная академия оценки и консалтинга, также расположенная в Москве.

Московский автомобильно-дорожный институт, Российская экономическая академия имени Плеханова и другие крупнейшие вузы предлагают обучение на автоэксперта в качестве программы дополнительного профобразования на основе уже полученных специальностей, как правило, экономических или технических. В учебных программах многих экономических факультетов есть курс «Оценка собственности», который станет хорошей базой для освоения спецкурсов по автомобильной оценке.

После обучения молодые специалисты проходят стажировку, набираясь опыта под внимательным руководством профессионального оценщика, и по истечении этой практики сдают экзамен, успешное прохождение которого подтверждает их компетентность.

Как открыть собственное дело

С вопросами обучения разобрались, перейдём к тому, как открыть независимую экспертизу авто. Действующее законодательство разрешает гражданам обращаться к услугам как государственных, так и частных оценочных компаний, существенных различий в их правовом статусе нет. Профессиональная деятельность, связанная с оценкой имущества, является предпринимательской, поэтому гражданин, её осуществляющий, должен зарегистрироваться в налоговых органах в качестве ИП или создать юрлицо.

Если работать вы планируете самостоятельно, остановиться можно на ИП. Если же собираетесь сформировать большой штат сотрудников, открывать филиалы и представительства своей компании, лучше всё же зарегистрировать юридическое лицо. Наиболее популярная организационно-правовая форма – ООО.

Теперь подробнее о том, что нужно, чтобы стать оценщиком автомобилей.

Помимо дипломов и свидетельств, выданных учебными заведениями и подтверждающих уровень профобразования и компетенцию специалиста, для работы автоэксперту необходимо получить членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков.

Именно эти организации выступают в качестве контролирующих органов для всех оценщиков, работающих на территории РФ.

Чтобы вступить в СРО, нужно заплатить определённую сумму и впоследствии каждый год перечислять установленные членские взносы. Кроме того, каждый оценщик обязан страховать профессиональную деятельность на случай, если своими действиями он причинит вред заказчику: компенсация будет выплачиваться за счёт страхового возмещения.

Нужна ли лицензия

Важный вопрос, который волнует всех, кто планирует приобрести статус оценщика авто, – как получить лицензию на экспертизу автомобилей, ведь ещё лет десять назад проводить экспертизу можно было только с лицензией. Но со вступлением в силу новых законов в сфере оценочной деятельности многое поменялось.

Проведём анализ основных нормативных актов, касающихся работы оценщика:

  • экспертную деятельность в нашей стране регулируют положения ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • все виды деятельности, которые требуют обязательного лицензирования, перечислены в ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • правовое положение автоэкспертов регулируют также нормы «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», который утверждён Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 . Именно справочник содержит полный перечень требований к квалификации, объёму знаний и навыков специалиста по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник).
  • Согласно положениям указанных ФЗ и справочника, для того, чтобы производить экспертизу автомобилей, специалисту не нужно получать какие-либо лицензии или разрешительные сертификаты. Таким образом, оценка авто с лицензией давно осталась в прошлом.

    Открытие офиса

    Закон не содержит норм о наличии у оценщика офиса как обязательного условия для профдеятельности. Однако если вы создали ООО или юрлицо в другой форме, у него должен быть юридический адрес, зарегистрированный в ФНС. По этому адресу находятся органы управления компанией. То есть без офиса такой оценочной организации не обойтись.

    Привлечение клиентов

    Пожалуй, это один из самых сложных моментов в работе оценщика. Где найти заказчиков, если конкуренция на рынке велика, а вы только получили диплом оценщика? На первых порах есть смысл поработать под началом опытного оценщика с уже сформированной клиентской базой. Так вы наберётесь опыта и установите полезные связи, обрастёте собственными заказчиками. А когда отправитесь в самостоятельное плавание, продолжите заниматься расширением круга клиентов. Используйте проверенные и действенные методы: продвигайте свои аккаунты в соцсетях, распространяйте листовки, визитки, закажите рекламные публикации в местных СМИ.

    Заработок и нюансы работы оценщика

    Доходы оценщика напрямую зависят от его профессионализма и, конечно же, наработанной клиентской базы. Тонкостей в работе автоэксперта достаточно, и многие из них специалист постигает на собственном опыте. Одно можно сказать наверняка: чтобы стать действительно хорошим оценщиком, мало знать тонны технической информации об автомобилях, правовые нормы и разбираться в рыночных ценах. Оценщик должен также обладать аналитическим складом ума, уметь обрабатывать большие объёмы сведений, обладать хорошими коммуникативными навыками и способностью чётко излагать информацию.

    Независимая экспертиза транспортного средства: Видео

Подробности

Без образования и лицензии мечта стать оценщиком так и останется мечтой. Где же и как получить лицензию оценщика и насколько сложен процесс получения сертификата оценщика? Давайте узнаем подробнее.

Хорошая новость в том, что для ведения частной практики лишь ранее оценщику требовалась Лицензия на разрешение деятельности. Грустная новость в том, что на смену лицензии пришло Свидетельство, которое выдается оценочными организациями.

Таким образом, получение какого-либо документа является обязательным. И пусть сегодня это и называется сертификатом, по своей сути, от лицензии сертификат отличается очень мало.

Как же получить лицензию оценщика?

Деятельность частного специалиста по оценке имущества, автотранспорта, бизнеса без лицензии сегодня неправомерна. Лицензия (сертификат) подходит для оценщика любой специализации.

Для получения документа в лицензионную организацию нужно предоставить следующие документы:

  • заявление по форме;
  • копии, подтверждающие правомерность работы оценщиком;
  • трудовые договоры, если оценщик работает в государственной организации.

Других документов организация не вправе требовать.

Лицензия оценщика недвижимости

Для того, чтобы осуществлять полноценную деятельность оценщика недвижимости, нужна соответствующая лицензия. Такой документ является бессрочным.

Важное примечание. Многие оценщики считают, что, получив документ, можно прерывать свою деятельность и вспоминать о документе только тогда, когда он потребуется. Конечно, каждый специалист имеет право работать по специальности или нет. Однако, если не заниматься деятельностью оценщика, будет утеряна квалификация и начинать специалисту придется с нуля.

Таким образом, несмотря на бессрочность лицензии, она действительна лишь тогда, когда у вас есть рабочая деятельность. Стоит ее прекратить и вы потеряете квалификацию, а вместе с ней и лицензию.

Сертификат оценщика: как его получить?

Опираясь на действующее законодательство, следует отметить, что оценочная деятельность должна осуществляться на профессиональном уровне, а для этого нужен соответствующий документ - сертификат оценщика.

Сертификат – государственный документ - выдается после обучения на соответствующих курсах. Время обучения разное, но не меньше десяти дней. Для получения этого документа необходимо пройти следующие этапы:

  • собрать и подать документы в школу профессионального образования, где организованы соответствующие курсы;
  • пройти обучение;
  • сдать необходимые зачеты и экзамены
  • получить свидетельство о квалификации.

К документам, которые необходимо предоставить, относятся:

  • заявление на имя руководителя курсов с указанием специализации;
  • выписка, подтверждающая регистрацию деятельности оценщика;
  • отчет по оценке недвижимости, которую проводил этот специалист;
  • заверенные копии документов.

Сертификация оценщика

Сертификация оценщика – ответ на конкуренцию на рынке востребованности услуг оценщика. Этот документ свидетельствует о том, что услуги будут выполнены грамотно и качественно. Он подтверждает компетентность специалистов, их знания и квалификацию. Именно это является свидетельством профессионализма специалиста, который подтверждает независимое лицо.

Сертификация оценщика предусматривает проведение экзамена, определяющего компетентность специалиста. По результату выдается соответствующий документ – сертификат, который удостоверяет, что услуга оценщика будет качественной.

Что дает свидетельство оценщика?

Ответ на вопрос, что дает свидетельство оценщика очень прост: без соответствующего документа нельзя заниматься оценочной деятельностью.

Сертификат-эксперта оценщика

Сертификат эксперта оценщика предоставляет специалисту независимость деятельности. Специалист не зависит от начальства, сам выбирает объекты своей работы и распределяет рабочее время. Умение организовать самостоятельную деятельность свидетельствует о том, что оценщик – компетентный профессионал.

Сертификат оценщика-недвижимости

Сертификат оценщика недвижимости может получить человек с высшим образованием, который пройдет соответствующее обучение на курсах. Этот документ даст возможность специалисту работать с банками, обсуждать различные сделки с аудиторами. Оценщик недвижимости подтверждает свое умение анализировать современный рынок недвижимости.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что профессия оценщик сегодня – самая востребованная на рынке труда, но она требует от специалиста окончания соответствующих курсов и получения соответствующих документов. Без Лицензии и Сертификата оценщик не приобретет клиентов.

Довольно часто к нам обращаются люди, требующие перед началом работы по оценке предоставить лицензию на проведение оценочной деятельности. Для каких целей и кто посоветовал запросить такой документ они, как правило, не уточняют, и каждый раз нам приходится ссылаться на законодательство и объяснять что лицензия давно отменена. Вместо лицензии в силу вступили новые, гораздо более жесткие правила проведения работ оценочными компаниями.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

Итак, закон гласит:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

Вместо лицензии - СРО

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения "субъект оценочной деятельности". В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.

На сайтах СРО публикуются сведения об оценщиках, в него входящих, указываются нарушения, замечания, дисциплинарные взыскания а также сведения об исключении из членов СРО с указанием причин. Единственно что не указывается - так это положительные стороны работы оценщиков. Почему так - не понятно.

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Закона N 135-ФЗ были разработаны Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Минобразования России 12.05.2000. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 N 946-р создана комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, достижения высокого уровня подготовки специалистов в области оценочной деятельности. Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оценочной деятельности на виды и теперь пересмотрены.

Распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 N 500-р установлена необходимость для соискателей с 10 февраля 2002 г. представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в Приложении N 1 к данному Распоряжению. Например , программы профессиональной переподготовки, предусматривающие количество аудиторных часов более 800 ("Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"), а также программы основного высшего образования по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности".

Приложение N 2 к Распоряжению N 500-р содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть использованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги). Это, например, оценка стоимости недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.mgi.ru).

Осуществление такого вида предпринимательской деятельности, как оценочная деятельность, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования является в соответствии со ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством. Если оценщиком заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и извлечен доход по этому договору в крупном размере (свыше 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.28.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения фактов осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем передаются для рассмотрения дел в суды.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 20 до 25 МРОТ — на граждан;

от 400 до 500 МРОТ — на юридических лиц.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 15 до 20 МРОТ — на граждан;

от 300 до 400 МРОТ — на юридических лиц.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании на Минимущество России возложены функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами). В целях обеспечения выполнения возложенных полномочий Минимуществом России принято Распоряжение от 02.09.2002 N 3061 "О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности". В соответствии с этим Распоряжением информация должна представляться в адрес Минимущества России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., за 2002 г. и последующие годы — до 1 мая года, следующего за годом, за который представляется информация. Объектом контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности. Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе:

сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России;

заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по представлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России.

Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, то мероприятия по контролю не будут проводиться.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:

договор об оценке объекта оценки;

приложения и изменения к данному договору;

отчет об оценке объекта оценки;

договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;

учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, то он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

а) непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;

б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;

в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;

д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;

е) иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением N 519.

В случае обнаружения нарушения может быть вынесено:

решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения; срок устранения не может превышать 6 месяцев;

предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии; при этом лицензиат обязан исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;

решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

решение о приостановлении лицензии; лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два и более раза) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

решение об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии.

Основанием для приостановления действия лицензии являются выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается. Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.

Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий. Документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии. Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Приостановление действия лицензии означает запрещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки. Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Аннулирование лицензии влечет за собой прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность и исключение лицензиата из реестра лицензий.

В заключение отметим, что целью мероприятий по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий являются формирование рынка высококачественных услуг, предоставляемых оценщиками, и защита интересов потребителей этих услуг.

Департамента экономики

и регулирования оценочной деятельности

Минимущества России

Профессиональная деятельность в качестве оценщика в обязательном порядке подлежит лицензированию, которое утверждается Правительст­вом РФ. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» (ста­тья 24) установлено три основных требования к лицензированию оценоч­ной деятельности:

1) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (для юридического лица — наличие государственной регистра­ции в качестве юридического лица);

2) наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для юридического лица — наличие в штате не менее одного работника, имеющего соответствующий документ об образовании);

3) уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной дея­тельности.

Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельнос­ти, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» и законодательством Российской Фе­дерации о лицензировании.

Профессиональный оценщик и юридическое лицо могут быть лишены лицензии на осуществление оценочной деятельности. Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося ин­дивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтвержда­ющего получение профессиональных знаний в области оценочной деятель­ности; если оценщиком является юридическое лицо — признания недействи­тельным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий по­лучение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, пре­доставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;

— несоблюдения требований, установленных законодательством Рос­сийской Федерации;

— решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной дея­тельности может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.

Указанный перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изме­нен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Требования к проведению оценки в соответствии

Со стандартами оценки

Важнейшее место в нормативно-правовой и информационной базе оценочной деятельности занимают постановление Правительства Россий­ской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 об утверждении стандартов оцен­ки и стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности (утвержденные этим постановлением).

Утвержденные постановлением Правительства РФ стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельно­сти при определении цели оценки, вида стоимости объекта оценки, подхо­дов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки имущества.

При проведении оценки объекта на основании определения суда, арби­тражного суда, третейского суда или решения уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Фе­дерации оценщик обязан использовать вид стоимости объекта оценки, указанный в соответствующем определении или решении.

При подготовке и составлении отчета об оценке оценщик обязан ис­пользовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оцен­ке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В стандартах оценки определена рыночная стоимость объекта оценки и приведены виды стоимости объекта оценки, отличные от ры­ночной стоимости.

Лицензия на оценочную деятельность

Кроме этого, в стандартах даны определения трех подходов к оценке имущества (затратного, сравнительного и доходного) и следующих терминов: «метод оценки», «дата проведения оценки», «цена», «аналог объекта оценки», «срок экспозиции объекта оценки», «итоговая величина стоимости объек­та оценки», «экспертиза отчета об оценке».

Метод оценки — способ расчета стоимости объекта оценки в рамках од­ного из трех подходов к оценке имущества.

Дата проведения оценки календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Цена денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог.

Аналог объекта оценки — сходный по основным экономическим, матери­альным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объ­ект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

Срок экспозиции объекта оценки — период времени начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

Итоговая величина стоимости объекта оценки — величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобще­ния результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Экспертиза отчета об оценке — совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требова­ний законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используе­мой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке.

Проведение оценки имущества профессиональным оценщиком вклю­чает в себя следующие этапы:

а) заключение с заказчиком договора об оценке объекта (объектов)
имущества;

б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;

г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оцен­ке и осуществление необходимых расчетов;

д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки
(согласование результатов, полученных в рамках разных подходов к оценке имущества);

е) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Оценка объекта оценки может проводиться профессиональным оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Фе­дерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирова­ния оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к до­говору об оценке и к отчету об оценке, а также о стандартах оценки.

Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Оценщик осуществляет сбор и обработку:

— правоустанавливающих документов, сведений об обременении объек­та оценки правами иных лиц;

— данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

— информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

— информации, необходимой для установления количественных и каче­ственных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимо­сти, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объ­ект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает выбор таких аналогов для исполь­зования информации об их стоимости в расчетах стоимости оцениваемого объекта.

Оценщик осуществляет в отношении объекта оценки необходимые расчеты стоимости того или иного вида (вида стоимости, выбранного и обоснованного оценщиком) с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшаю­щих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рис­ков), и другой информации, которая важна для определения стоимости объекта оценки.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оцен­ке результатов определяет итоговую (согласованную) величину стоимос­ти объекта оценки.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмо­трено иное, например, с указанием точности расчетов и интервала воз­можных значений рассчитанной величины стоимости.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установлен­ных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», стандар­тами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельно­сти в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления от­чета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Лицензии

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред.

Как вывести оценщика на чистую воду.

Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.

Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. № 395
"О лицензировании оценочной деятельности"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
  2. Установить, что лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 395

Положение о лицензировании оценочной деятельности

1.Настоящее Положение определяет порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа,удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для юридического лица;
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя.

5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

6. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

7. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.
Мероприятия по контролю осуществляются на основании плана проверок, утвержденного лицензирующим органом, а также заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) реквизиты документов, подтверждающих получение работником (работниками) юридического лица или индивидуальным предпринимателем соответствующего образования в области оценочной деятельности.

9. Лицензиат обязан сообщать лицензирующему органу в течение 15 дней об изменении сведений о лицензиате, указываемых в реестре лицензий.

10. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ