Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Каков срок заключения договора по 223-ФЗ?

Срок заключения договора по 223-ФЗ четко не прописан. Порядок заключения контрактов должен фиксироваться в положении о закупках соответствующего юридического лица, подпадающего под действие данного закона. И нередко на практике возникает вопрос о периоде, в течение которого договор с победителем должен быть подписан. Об этом — в нашей статье.

Предпосылки возникновения спорных вопросов

С 01.01.2012 начал действовать закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, ознаменовавший новый этап в развитии государственного регулирования закупок предприятиями с государственным и муниципальным участием. Он содержит в себе только общие требования и предусматривает их конкретизацию в положениях о закупках, разрабатываемых заказчиками товаров и услуг. Обзор последних изменений доступен в статье Последние изменения в редакцию ФЗ № 223 о госзакупках - 2016 .

На что же опирались разработчики положений о закупках при описании порядка заключения договоров, в частности сроков, в которые последние подлежали подписанию? Следует отметить, что мнения по этому вопросу разделились:

  • часть авторов положений предпочли установить сроки подписания контрактов по аналогии с действовавшим на тот момент законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ;
  • другие руководствовались положениями ГК РФ о проведении торгов;
  • третьи считали, что они вправе установить любые удобные разумные сроки.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

Сроки заключения договоров в положениях о закупках по правилам ГК РФ о торгах

П. 5 ст. 448 ГК РФ в редакции, актуальной на 01.01.2012 (дату вступления в действие закона № 223-ФЗ), предусматривал предельный срок подписания сторонами договора, являвшегося предметом торгов. Он составлял не более 20 дней после их завершения и составления итогового протокола. Такой срок заключения договоров можно увидеть во многих положениях о закупках, разработанных в 2012 году.

Возникал другой вопрос: через сколько дней после подведения итогов закупки можно подписать договор? Ни для кого не секрет, что исполнители и подрядчики готовы сделать это как можно раньше, даже на следующий день после подписания протокола. Так и происходило, и заключением договора на 3-5-й день нельзя было никого удивить.

Следует отметить, что подписание контрактов до истечения 10 дней с подписания итогового протокола противоречит закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон о ЗК). Подробнее этот момент раскрыт в последнем разделе нашей статьи.

ВАЖНО! В ходе реформы гражданского законодательства законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ ст. 448 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует положение о сроках заключения договоров при проведении торгов.

В настоящее время ограничение срока подписания договора 20 днями предусмотрено только в отношении субъектов малого бизнеса (подп. «б» п. 4, п. 27 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Сроки заключения договоров в положениях о закупках по аналогии с законом № 94-ФЗ

Закон № 223-ФЗне содержит отсылочных норм к законам, регулирующим государственные и муниципальные закупки.

Однако часть разработчиков положений прописывали сроки по аналогии со ст. 29, 38 применяемого на тот момент закона № 94-ФЗ. Указанные выше статьи предусматривали, что заключение контракта должно происходить в срок не ранее 10 дней с момента опубликования или размещения итогового протокола на сайте.

ВАЖНО! Данные положения соответствуют требованиям закона о ЗК, однако при работе с малым бизнесом это может повлечь нарушение при заключении договора за пределами 20 дней с момента подведения итогов.

Сроки заключения договоров в положениях о закупках на усмотрение организатора торгов

Третья часть разработчиков, не увидев в законе № 223-ФЗ сроков подписания контрактов и отсылочных статей, установила свои сроки. Например:

  • Подписание договора осуществляется в течение 10 дней с момента составления итогового протокола.
  • Организатор конкурсных процедур передает победителю подписанный договор в течение 3 дней с момента подведения итогов. Победитель подписывает его в течение 5 дней с момента получения и т. п.

Подписание договора по указанным выше правилам может привести к нарушению действующего антимонопольного законодательства, в частности лишить участников права обратиться с жалобой на действия организаторов торгов. Рассмотрим этот момент более подробно.

Влияние закона о ЗК на сроки подписания договора по закону № 223-ФЗ

Закон о ЗК предусматривает возможность обжалования действий или бездействия организаторов закупок.

Так, ст. 18.1 закона о ЗК регламентирует процедуру рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) заявлений о нарушениях при осуществлении торгов. В частности, п. 4 данной статьи предусматривает, что обратиться с подобной жалобой можно не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. На основании данных положений закона ФАС неоднократно выдавала предписания об устранении нарушений в случае заключения договоров до истечения этого срока. Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности - ФАС .

Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС.

Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства.

Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.

Вот основные выводы, содержащиеся в определении:

  • Порядок заключения договоров должен обеспечивать право участников торгов на обжалование действий организаторов.
  • Закрепление в положении о закупках срока без учета требований закона о ЗК не оставляет ФАС возможности применить оперативные меры, в частности приостановить торги до вынесения решения.
  • Сокращение срока подписания договора является злоупотреблением правом.

Данное мнение подтверждено в письме Минэкономразвития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.

Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретных сроков заключения договоров по итогам процедур, предусмотренных законом № 223-ФЗ. Организаторы торгов вольны прописывать в своих положениях о закупках процедуры заключения контрактов, удобные для них.

Единственным ограничением является то, что срок заключения договора не должен препятствовать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов, т. е. не должен заключаться до истечения 10 дней с момента, когда были подведены итоги процедуры определения победителя. В противном случае такие деяния будут квалифицированы как злоупотребление правом и повлекут за собой вынесение органами ФАС предписаний об устранении нарушений.

ФЗ № 505 внес немало изменений в закупочный процесс согласно ФЗ № 223. Нововведения коснулись и срока заключения договора по итогам закупочной процедуры. До 01 июля 2018 года в ФЗ № 223 не указывались конкретные сроки подписания договора заказчика с контрагентом-победителем на поставку закупаемого товара (работ или услуг). Заказчик руководствовался, в первую очередь, своим Положением о закупке, в котором прописывал на свое усмотрение предельные даты заключения договора, являющегося результатом проведенной закупки.

В соответствии со ст. 18.1 ФЗ № 135 обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135. Однако заказчики зачастую заключали договоры с победителями ранее вышеназванного срока, аргументируя это производственной необходимостью предприятия. В этой связи поставщики (исполнители, подрядчики), чьи права и законные интересы ущемлялись в процессе осуществления закупки, не всегда имели возможность своевременно подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.


Пример из практики

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ, рассмотрев кассационную жалобу антимонопольного органа на постановление арбитражного суда, пришла к выводу, что «установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки (менее 10 дней), не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки».

Согласно вступившим в силу изменениям в соответствии с ч.15 ст.3.2 ФЗ № 223 договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.


Данные нововведения заказчикам необходимо отразить в своем Положении, не выходя за установленные временные рамки заключения договора по итогам закупочной процедуры. Действие Положения должно быть направлено на обеспечение реализации прав на защиту в административном порядке путем установления законных правил заключения договоров по результатам закупочных процедур.


Последовательность действий при заключении договора как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) организатору закупки следует отразить в Положении, а также в закупочной документации той или иной процедуры. От того, насколько подробно и понятно заказчик пропишет такую информацию, в дальнейшем будет зависеть процесс подписания договора. Ознакомившись с порядком его оформления, победитель закупки сможет своевременно со своей стороны выполнить все обязательства по заключению договора. В любом случае победитель закупки для подтверждения передачи договора заказчику должен получить уведомление о его вручении адресату, либо лично доставить его организатору закупки, поставив соответствующую отметку.


Нередко при заключении договора заказчик требует от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить необходимый пакет документов. В таком случае для оптимизации оформления договора:

Заказчику следует предусмотреть в Положении и в закупочной документации список требуемых документов, а также правила их предоставления;

Поставщику следует внимательно изучить перечень запрашиваемых сведений, надлежащим образом подготовить необходимые документы.


При осуществлении закупки товаров, работ или услуг в электронной форме сроки подписания договора по ФЗ № 223 такие же, как и при обычном порядке ее проведения (с учетом вступивших в силу нововведений). Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует лишь вовремя позаботиться о прохождении аккредитации на электронной торговой площадке (далее- ЭТП), где проводится закупочная процедура, а также о получении лица, имеющего право действовать от имени участника конкурентной закупки в электронной форме.


В настоящее время подавляющее количество закупок проходят в электронной форме на ЭТП. Данный вид осуществления процедур удобен как заказчику, так и поставщику.

Можно выделить следующие преимущества :

Сокращение времени на подготовку, подписание и отправку документов;

Заключение договора без выезда к контрагенту;

Систематизация и сохранность документов и др.


Далеко не всегда заказчики могут предусмотреть точное количество приобретаемой продукции. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч.5 ст. ФЗ № 223). При этом вышеназванный закон о закупках не содержит предельного значения изменения договора по сравнению с ФЗ № 44 (см. ст. 95. Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Заказчикам необходимо отразить в Положении о закупке вступившие в силу изменения, касающиеся, в том числе сроков заключения договора;

Внесенные поправки в ФЗ № 223 относительно срока заключения договора по итогам закупки направлены на обеспечение возможности административного обжалования участниками действий (бездействия) организатора процедур;

Как заказчику, так и участнику закупки следует соблюдать порядок заключения договора, вовремя подготавливать и направлять друг другу необходимые документы;

Сроки заключения договора при проведении закупки в электронной форме такие же, как и при обычном порядке ее проведения;

При необходимости поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик могут заключить дополнительное соглашение в случае изменения количества, объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, своевременно разместив информацию об этом в ЕИС.


Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Направление участником запроса о даче разъяснений. Его роль и значение в закупочном процессе

Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?

Закон о закупках для некоторых юрлиц № 223-ФЗ – рамочный, дающий право организациям на самостоятельную разработку внутреннего локального акта.

В главах и разделах положения должен быть отражен порядок приобретения необходимых товаров, правила выполнения работ, оптимальный состав направляемых заявок и т.д.

Заключение договора регламентируется законом 223-ФЗ , собственным локальным актом, гражданским законодательством и ФЗ №135 «О защите конкуренции».

Положение о закупках на предприятии в понимании закона 223-ФЗ

Каждая организация, располагающая соответствующими финансовыми средствами, может разработать Положение и опубликовать его на сайте www.zakupki.gov.ru . Внутренний локальный акт должен гласить об основных требованиях к процедуре, о порядке разработки и проведения (в зависимости от способа) тендера, о последовательности и сроке подписания договора, осуществления поставки (выполнения работы, оказания услуги), периоде оплаты.

В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.

При разработке документа, определяющего порядок реализации процедур в рамках закона 223-ФЗ , следует придерживаться следующих правил:

  1. Руководитель учреждения (либо ответственный подчиненный) должен своевременно сформировать и разместить в открытом доступе план процедур, а также каждое, вносимое в него изменение (Постановление Правительства № 932 , принятое 17 сентября 2012 г.)
  2. Заказчик, разработавший собственное положение о закупках, имеет право заключать договор только после реализации запланированных процедур.
  3. Постановление Правительства № 616 , датированное 21 июня 2012 г., гласит о видах товаров, работ, услуг, которые организация может приобрести только путем публикации извещения на одной из зарегистрированных электронных площадок. Другие наименования, не включенные в список, заказчик также имеет право (но не обязан) приобрести аналогичным способом.

Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.

Основные условия типового соглашения

При составлении Положения о закупках руководитель и задействованные им сотрудники, обязательно руководствуются следующими принципами :

  • размещаемая информация должна быть открыта и доступна для всех;
  • какое-либо ограничение конкуренции или нарушение справедливости является серьезным нарушением;
  • экономия выделенной на поставку денежной суммы.

Основная цель любых закупок, особенно конкурентных процедур, состоит в эффективном обеспечении нужд заказчиков при оптимальных финансовых затратах . Государственное регулирование процесса заключения и исполнения договоров позволяет оставаться «на плаву» многим организациям в современных кризисных условиях.

Часть 10 статьи 4 Федерального закона № 223 требует включения в Положение подробного состава документации о процедуре. Одним из главных приоритетов являются товары, произведенные на территории Российской Федерации, а также работы и услуги, оказываемые местными компаниями. В основе предоставления преимуществ лежит Постановление Правительства № 925 , вступившее в силу 16 сентября 2016 г., и утвержденное организацией Положение.

Учредители и главные распорядители бюджетных ассигнований имеют право разработать типовой образец Положения, которое обязаны будут применять подведомственные организации. Документ должен быть размещен в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения.

С 01 июля 2018 года в закон внесены изменения, которые обязывают всех субъектов до наступления нового 2019 года внести необходимые изменения в уже действующие Положения. В частности, закрепить в них максимально возможный срок заключения контракта по итогам проведения тендера. Министерство финансов отметило, что в противном случае организации не смогут осуществлять закупки.

Сроки заключения договора о закупках и регистрации их в Единой информационной системе

Все используемые в России договора являются рамочными или возмездными. Первые не содержат информацию о точной стоимости и объеме поставляемого товара. Поставщик руководствуется заявками заказчика, а документ отражает общий порядок взаимодействия. Закон 223-ФЗ не предусматривает подписание подобных договоров. Каждый контракт должен содержать информацию об условиях поставки, точных ценах, сроке оплаты и т.д. В соответствии с нормами законодательного акта организации могут заключать следующие виды возмездных соглашений:

  • купля-продажа с соблюдением требований гл. 30 ГК РФ (поставка товара, электроснабжение, приобретение жилья);
  • подрядные работы на основании гл. 37 ГК РФ ;
  • оказание услуг.

Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора . Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.

Гласит о предельном 20-ти дневном сроке заключения соглашения, представляющего собой предмет конкурентных торгов. Отсчет следует начинать со дня публикации протокола подведения итогов.

Естественным желанием любого поставщика (исполнителя, подрядчика) является скорейшее узаконивание процедуры. Но заказчик должен выдержать минимальный 10-тидневный отрезок, оговоренный в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ , принятом 26 июля 2006 г.

Использование электронной подписи

Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.

В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.

Ограничение минимального и максимального сроков заключения

О максимальной продолжительности подписания договора в соответствии с конкурентным способом определения исполнителя по закону 223-ФЗ гласит гражданское законодательство, ст. 448 ГК РФ . А о минимальной отсрочке заключения контракта – закон №135-ФЗ , защищающий открытую конкуренцию. Десятидневное ограничение на подписание договора выбрано не случайно – в течение этого срока участник закупки, сомневающийся в законности проведенной процедуры, может направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Сам закон 223-ФЗ не содержит информации о конкретном сроке подписания договора, который будет в дальнейшем регулировать взаимоотношения сторон. Точкой отсчета является день публикации в открытом доступе сведений о победителе. Если данные о будущем поставщике являются конфиденциальными, то отталкиваться следует от даты составления итогового протокола.

Так случилось, что в 2018 году в закон о закупках № 223-ФЗ были внесены весьма существенные изменения. Их краткий обзор представлен на видео ниже.

Организации, подпадающей под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), необходимо заключить договор на техническое обслуживание и ремонт принадлежащих ей автомобилей. В соответствии с Законом № 223-ФЗ требуется определить начальную (максимальную) цену договора, но из-за специфики планируемого к заключению договора на этапе проведения процедуры отбора контрагента рассчитать цену договора не представляется возможным.

Как быть в данной ситуации? Может ли организация установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению? Следует ли обосновывать ее размер? Может ли установленная организацией цена контракта меняться в ходе его исполнения?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению и не обязан обосновывать ее размер, если только такая обязанность не предусмотрена утвержденным им положением о закупке.

Формирование и расчет начальной (максимальной) цены договора при проведении закупок

Цена контракта может изменяться в ходе его исполнения, необходимо только размещать информацию об этом на официальном сайте.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 этого Закона.

Заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом извещение о закупке и документация о закупке, в силу п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 той же статьи, должны содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Отсюда, безусловно, следует, что заказчик обязан установить начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам закупки. Вместе с тем требования об обосновании цены нормы Закона № 223-ФЗ не содержат.

Безусловно, согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ документация о закупке должна также включать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Однако следует обратить внимание, что речь идет о порядке формирования именно цены контракта, но не его начальной (максимальной) цены, то есть, по нашему мнению, порядок формирования цены обязателен для участников закупки при подготовке им ценовых предложений в заявках на участие в закупке и (или) в ходе проведения процедур закупки. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта эта норма не означает.

Таким образом, в силу закона заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению, но не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иное не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.

Изменение цены после заключения договора в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Пари этом в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этого следует, что Закон № 223-ФЗ не исключает изменения цены в процессе исполнения договора, никак не ограничивая такую возможность и не регламентируя порядок такого изменения. Единственное требование — размещение информации о разъяснениях на официальном сайте.

При этом в отношении договора купли-продажи п. 3 ст. 485 ГК РФ устанавливает: если такой договор предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. Иными словами, закон прямо предусматривает, что в договоре купли-продажи может быть предусмотрен механизм изменения установленной им цены товара при изменении показателей, обусловливающих эту цену.

Следовательно, договор, заключаемый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, также может содержать условие о цене в определенной сумме и одновременно — условие о ее пересмотре при изменении обусловливающих ее показателей и способ такого пересмотра.

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик обязан в извещении и документации о закупке указать начальную (максимальную) цену договора (лота) в определенной денежной сумме, контракт же заключается по цене, предложенной участником закупки — победителем соответствующей процедуры, которая может быть снижена либо увеличена, в том числе в порядке, заранее установленном условиями договора.

Татьяна Чашина и Аркадий Серков,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета.

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Как формируется НМЦК

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Методики обоснования НМЦК

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Нормативный метод

Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.

  • v – объем товара;
  • цпред – предельная цена единицы товара.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:

Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.

Тарифный метод

Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.

Пример расчета в Excel:

В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.

Конкурентные закупки по 223-ФЗ - это закупочные процедуры, за право победить в которых борются ряд поставщиков. Как провести конкурентную закупку по нормам 223-ФЗ в 2018 году, расскажем в статье.

Что изменилось с 01.07.2018

В 2018 году частично вступил в силу 505-ФЗ от 31.12.2017, а частично изменил правила проведения закупок только с 01.07.2018.

Согласно нововведенным нормативам, конкурентным считается заказ, если он проводится с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

На основании обновленного законодательства конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением тех случаев, которые заказчик утвердит в положении о закупке. Запросы, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, будут проводиться исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик может воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ (например, переговоры).

Правила проведения по 223-ФЗ

Порядок проведения регулируется статьями 3.2-3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:

  1. Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  3. Сроки размещения извещения составляют:
  4. для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
  5. для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
  6. для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
  7. При проведении конкурентных процедур заказчик в обязательном порядке заключает договор с победителем.

    Начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ

    В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Заказчик также вправе не предоставлять обоснование закупки и начальной минимальной цены контракта. Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Конкурентные процедуры в электронной форме, осуществляемые в соответствии с 223-ФЗ, проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса в ЭФ должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). Участник, подавший запрос на участие в заказе, имеет право отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Особенности закупки у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер должен проводиться исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если же цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта договора и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4).

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

Закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами. Же где можно взять образец? Протокол закупочной комиссии по 223 фз образец протокол обоснования закупки у еп закон 223 фз. Задайте вопрос, например как разместить в еис план закупок по 223фз? Законодательство, регламентирующее размещение государственного заказа в россии, предусматривает возможности закупок у единственного поставщика.

Где обосновать правомерность проведения отдельных закупок у единственного поставщика на крупные суммы, превышающие установленный в. По обоснованию и применению иных методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы. По отношению к плану закупки, к протоколам и сведениям о договоре после подписания протокола.

Наличия обоснования закупки у единственного. Утверждаю рг лоиро ковальчук августа 2016 г протокол 13 закупки у единственного поставщика 09. После публикации заказчиком протокола о закупке у единственного источника на. Скажите пожалуйста, а протоколы же мы не публикуем, когда закупка у единственного поставщика?

Обоснование нмцк по 223 фз

Осуществляется дополнительная закупка маленького объема у того же поставщика ввиду необходимости обеспечения сопоставимости с ранее закупленными продуктами (работами, услугами) и т. но время от времени закупки по 223фз у единственного поставщика должны быть обусловлены, а о согласии. В этом случае спецы по закупкам могут сходу делать и другие функции, а также числиться в разных. методов закупки, при закупке у единственного поставщика?

Документация о закупке по 223-фз должна содержать обоснование

Обосновании цены и каких-или требований к ее формированию ни приведенные выше, ни какие-или другие нормы закона n 223-фз не.Приведем пошаговую аннотацию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-фз, а.Закупки у единственного поставщика по 223-фз. должен ли заказчик включать в документацию о закупке обоснование исходной (наибольшей) цены контракта по 223-фз.Представленный справочный материал о порядке обоснования нмцд поможет заказчику. истинное уведомление о проведении закупки у единственного поставщика не является уведомлением о проведении.

Часто возникающие вопросы по 223 тема будет расформирована —

нужно ли проводить закупку (конкурс, запрос цен) для вступления в сро? Подскажите, пожалуйста, мы экономное учреждение, закупки по 223-фз в.Какое кол-во должно быть коммерческих предложений для обоснования цены контракта до 100 т. Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости определенного оператора связи. Оценка сделки по обозначенным категориям как раз и приводится в обосновании необходимости приобрести рту у единственного поставщика. В принципе, обоснование цены можно выполнить различными методами, более всераспространенный — сопостовление рыночных цен.В том числе уведомление, документацию и протоколы закупки, что существенно упрощает жизнь заказчикам.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ