Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты . Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

Федеральное Собрание РФ является парламентом Российской Федерации – представительным и законодательным органом (ст. 94 Конституции РФ). Термин "представительный" указывает на порядок формирования и функцию данного органапредставительство парода. В системе разделения властей Федеральному Собранию РФ принадлежат полномочия законодательной ветви власти. Следует отметить, что Федеральное Собрание РФ является единственным федеральным органом, осуществляющим законодательную функцию и действующим на постоянной основе.

Федеральное Собрание РФ имеет двухпалатную структуру, и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Государственная Дума призвана представлять интересы всего народа Российской Федерации как единого суверенного государства, осуществляющего единую внешнюю и внутреннюю политику. Совет Федерации призван осуществлять представительство отдельных субъектов РФ, каждый из которых имеет свои особенности, потребности и интересы, которые необходимо учитывать при проведении единой для всего государства политики. Конституция РФ устанавливает дополнительные гарантии независимости палат друг от друга для обеспечения их функциональности. Так, ст. 97 Конституции устанавливает, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и Государственной Думы, а ст. 100 Конституции определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Возможность совместных заседаний палат предусмотрена только для посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания обеих палат являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных регламентом соответствующей палаты.

Внутренняя организация каждой из палат включает в себя Председателя и его заместителей, избираемых каждой из палат из своего состава, а также комитеты и комиссии. К функциям Председателя палаты и его заместителей относится веде́ние заседаний и ве́дение внутренним распорядком палаты. Внутренний распорядок деятельности Государственной Думы и Совета Федерации устанавливается регламентом, который каждая из палат самостоятельно принимает (ст. 101 Конституции РФ). Комитеты и комиссии палат ведут работу по рассмотрению, подготовке законопроектов. Так, Совет Федерации образует, например, комитет по конституционным вопросам, комитет по бюджету, иные комитеты.

Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это значит, что они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, кроме, случаев, предусмотренных законом. Вопрос о лишении неприкосновенности принимается Советом Федерации или Государственной Думой по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ).

Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются участие в заседаниях соответствующих палат, участие в работе комитетов и комиссий палат, а также рабочих групп, создаваемых парламентскими комиссиями, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан и другие предусмотренные законом формы деятельности. Кроме того, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают правом внесения законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы могут образовывать фракции и депутатские объединения (ст. 7 Закона).

Порядок формирования Совета Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии со ст. 95 Конституцией РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ на срок полномочий данного органа, а представитель от исполнительного органа субъекта назначается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на срок его полномочий (ст. 3. Федерального закона от 03.12.2012 № 229-ФЗ). Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа (ст. 2 Закона).

Как орган, призванный представлять интересы конкретных субъектов для учета специфики и потребностей каждого из них, Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, и его члены не создают фракции и партийные объединения (ч. 4 ст. 1 Закона).

Совет Федерации не подлежит роспуску и его полномочия прекращены быть не могут.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет всеобщими выборами (ст. 95, 96 Конституции РФ).

Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральных законов от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" .

С подписанием Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ Россия вернулась к использованию смешанной избирательной системы в процессе выборов депутатов Государственной Думы. Это значит, что половина депутатов Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, а половина по пропорциональной. Так, половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам (на территории РФ образуются избирательные округа, и от каждого округа избирается по одному депутату) на основе мажоритарной системы, т.е. победителем на выборах по одномандатному округу становится кандидат, набравший большинство голосов избирателей данного округа. Остальные 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу (включающему в себя всю территорию РФ) на основе пропорциональной системы. По федеральному округу кандидаты выдвигаются политическими партиями в составе списков, а избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за списки кандидатов, при этом распределение мест в Государственной Думе (225) осуществляется пропорционально количеству голосов избирателей, поданных за каждый список (ст. 3 Закона).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства (ч. 7 ст. 4 Закона). Это ограничение связано с тем, что лицо, осуществляющие полномочия депутата Российской Федерации, должно действительно понимать суть социально-экономических и политических процессов, протекающих в российском обществе, быть частью этого общества, чтобы иметь реальную возможность представлять интересы избирателей, зная их потребности. Кроме того, Закон устанавливает и иные ограничения пассивного избирательного права, рассмотренные ранее.

Назначение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Президентом РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (ч. 2 ст. 5 Закона). Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется ЦИК РФ и другими избирательными комиссиями.

Выдвижение и регистрация кандидатов осуществляются по избирательным округам. Как уже упоминалось выше, половина депутатов Государственной Думы избираются по федеральному округу, а половина – по одномандатным округам. По федеральному округу кандидаты выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий.

Выдвижение граждан в кандидаты по одномандатному округу осуществляется одним из двух способов: выдвижение политической партией, или в порядке самовыдвижения (ст. 6 Закона). В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Выдвижение федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам должно быть поддержано избирателями, что является необходимым условием их регистрации. В поддержку выдвижения федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте РФ. Для поддержки выдвижения кандидатов по одномандатным округам должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тыс. избирателей, – не менее 3 тыс. подписей избирателей.

Партия, представленная в Государственной Думе или получившая не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта РФ действующего созыва, освобождается от сбора подписей в поддержку кандидатов (ст. 44 Закона).

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно, государство обеспечивает информирование избирателей на каждом этапе процесса выборов (ч. 1 ст. 8 Закона) . Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию, т.е. деятельность, имеющую целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов или федеральные списки кандидатов. При этом государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации и равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Финансирование подготовки и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование избирательной кампании политической партии, выдвинувший федеральный список кандидатов, кандидата по одномандатному округу осуществляется из средств избирательных фондов, которые учреждаются соответственно политической партией, выдвинувшей список, или кандидатом по одномандатному округу (ст. 10 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ). Причем избирательный фонд может формироваться только за счет собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) .

Для голосования избирателей и подсчета голосов главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями образуются избирательные участки, по каждому из которых соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В распоряжение участковых комиссий предоставляются помещения для голосования, оборудованные кабинами, или иным образом для обеспечения тайного голосования. Для выбора соответствующего кандидата избирателям предоставляются избирательные бюллетени (ст. 78, 79 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее количество голосов в данном одномандатном избирательном округе. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше (ч. 7 ст. 87 Закона).

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусмотрены случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки партий, набравшие менее 5% голосов избирателей (ст. 88 Закона).

В предусмотренных законом случаях выборы могут быть объявлены недействительными или несостоявшимися. В таком случае ЦИК РФ назначаются повторные выборы (ст. 91 Закона).

Государственная Дума прекращает полномочия в связи с истечением срока полномочий или в случае ее досрочного роспуска Президентом РФ. Конституция РФ предусматривает следующие случаи досрочного роспуска Государственной Думы:

  • – трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
  • – Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ принятием постановления о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Основной функцией Федерального Собрания РФ является законотворческая деятельность. Конституция РФ предусматривает принятие Федеральным Собранием РФ федеральных законов, а также федеральных конституционных законов по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Законотворчество осуществляется в соответствии с установленным Конституцией РФ законодательным процессом.

Первым этапом данного процесса является внесение законопроекта в Государственную Думу. Право внесения законопроекта, т.е. право законодательной инициативы, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их веления (ст. 104 Конституции РФ). Необходимо отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Далее законопроект подлежит рассмотрению в трех чтениях в Государственной Думе. Принятие федерального закона осуществляется большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105, 108 Конституции РФ).

Совет Федерации должен рассмотреть принятый Государственной Думой закон в течение 14 дней. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105, 106 Конституции РФ).

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент подписывает федеральный закон и обнародует его. Однако Президент может отклонить закон, т.е. наложить вето. Вето Президента может быть преодолено, поэтому говорят об отлагательном вето Президента РФ. Для преодоления вето Президента закон повторно направляется в Федеральное Собрание РФ. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, федеральный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ). Президент не может применить вето в отношении федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ).

Обнародование закона означает официальную публикацию текста закона, т.е. публикацию в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О прядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 4 указанного Закона).

Компетенция Федерального Собрания РФ не исчерпывается полномочиями по осуществлению законотворчества, которые делятся между палатами следующим образом: Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации утверждает законы, принятые Государственной Думой. Также Совет Федерации и Государственная Дума обладают специальной компетенцией, т.е. полномочиями в иных сферах общественных отношений. Кроме того, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ст. 101 Конституции РФ).

Помимо осуществления полномочий в сфере законодательной власти, Совет Федерации осуществляет и иные полномочия, составляющие его специальную компетенцию: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов (ч. 2 ст. 102 Конституции РФ).

Государственная Дума принимают законы, осуществляя представительство воли народа.

Помимо полномочий в сфере законодательной власти, к ведению Государственной Думы относятся иные полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 103 Конституции РФ: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

  • Изначально Конституция РФ предусматривала четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Однако путем внесения поправки в Конституцию РФ на основании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Государственной Думы был изменен. Справка к проекту указанного Закона определяет, что установление разного срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также увеличение продолжительности срока их полномочий продиктовано "необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственностью государственной политики" (URL: kremlin.ru).
  • Депутаты Государственной Думы, действующей на момент подписания данного акта, были избраны на основе Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающего пропорциональную систему выборов. Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов в депутаты по партийным спискам и распределение мест в Государственной Думе между партиями согласно процентному выражению количества голосов, полученных на выборах каждой партией. Таким образом, избиратели голосуют не за отдельных депутатов, а за партии, каждая из которых утверждает списки депутатов. К распределению мест в Государственной Думе допускались партии, преодолевшие 7%-ный барьер.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Развернуть полный текст исторической справки

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ