Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Какую из форм избрать, зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или другой формы. В каждой стране действует свое законодательство по организации предпринимательства. Вместе с тем существуют типичные для мировой практики организационно-правовые формы предпринимательской активности. К ним относятся: полные и коммандитные товарищества, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные предприятия Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособ. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РДЛ, 2001. - С. 15-18.
Организационно-правовая форма юридических лиц - понятие, недавно вошедшее в законодательство и практику и широко используемое для характеристики организаций - самостоятельных субъектов экономической деятельности, в том числе и предпринимательской. Оно концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов. Эти признаки можно свести в две группы.
Первая отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством. Во-первых, юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Поэтому, прежде чем вступать в деловые контакты с той или иной организацией, следует убедиться в соблюдении порядка ее учреждения. Во-вторых, любое юридическое лицо может образовываться лишь в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом. Исчерпывающий перечень видов организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в части первой ГК РФ (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия). В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут. Организационно-правовые же формы некоммерческих организаций наряду с Гражданским кодексом (ст. 116-123) могут определяться и другими федеральными законами (например, Федеральный закон "О некоммерческих организациях"). Вступая в деловые отношения с юридическим лицом, надо выяснить, соответствует ли его организационно-правовая форма предусмотренным законом.
В-третьих, юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах (рамках), которые очерчены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо. В-четвертых, на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособ. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РДЛ, 2001. - С. 19.
Вторая группа признаков организационно-правовой формы отражает главное в характеристике юридического лица как участника экономических, предпринимательских отношений -- его имущественный статус. Во-первых, тот или иной вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о генезисе, происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и соответственно об основании владения им этим имуществом. Например, на имущество юридических лиц - коммерческих организаций в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий их учредители сохраняют право собственности. Имущество у предприятий находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другие коммерческие и некоммерческие, кроме учреждений, организации являются собственниками имущества, либо внесенного натурой в качестве вкладов/взносов их учредителями, либо приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества (полного и коммандитного) и хозяйственного общества (с ограниченной, дополнительной ответственностью и акционерного) могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, в т.ч. программы ЭВМ) или "ноу-хау". Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором. В учредительных документах могут содержаться положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и пользования им. В таком случае хозяйственное общество не приобретает право собственности на это имущество.
Во-вторых, организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, какое отношение к нему имеют учредители (члены) юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом. Одни юридические лица имеют уставный капитал (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества), другие - уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия), третьи - складочный капитал (полные товарищества и товарищества на вере), четвертые - паевые взносы (производственные и потребительские кооперативы) Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособ. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РДЛ, 2001. - С. 23. Уставный капитал обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью разделен на доли, размер которых устанавливается учредительными документами, а уставный капитал акционерных обществ - на определенное число акций. Имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Управление деятельностью полных товариществ и товариществ на вере, включая распоряжение имуществом, осуществляется, как правило, по общему согласию всех участников (полных товарищей). Порядок распоряжения имуществом хозяйственных обществ и производственных кооперативов определяется их учредительными документами - уставами и (или) учредительными договорами. Соответствующими полномочиями наделяются общие собрания участников (членов) обществ, исполнительные органы (коллегиальные и (или) единоличные), иные органы управления.
В-третьих, организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам. Установлено общее правило, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Участники (полные товарищи) хозяйственных товариществ, кроме того, несут ответственность по обязательствам товарищества своим собственным имуществом.
В отношении хозяйственных обществ, унитарных предприятий законодательством особо подчеркнута роль уставного капитала (фонда), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Нижний предел уставного капитала устанавливается законом. В соответствии с Федеральным законом об акционерных обществах минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000-кратной, а закрытого общества - не менее 100-кратной суммы МРОТ. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. У обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, уставный капитал не может быть менее 100 МРОТ. Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ" определено, что размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному, а предпринимательских организаций других организационно-правовых форм - 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 11, ст. 1194..
Знание организационных и правовых признаков, определяющих форму юридических лиц, позволяет компетентно ориентироваться во всем многообразии участников экономических, предпринимательских отношений. С помощью указанных признаков можно независимо от конкретной экономической деятельности юридических лиц четко определять особенности их правовых возможностей, обязанностей и юридической ответственности, по присущим им общим параметрам сравнивать различные юридические лица между собой и на основе всего этого делать обоснованные практические выводы. Например, граждане, сами участники экономических, предпринимательских отношений могут, таким образом, в зависимости от преследуемых целей выбирать себе более надежных деловых партнеров, а органы государственной власти и органы местного самоуправления - действеннее осуществлять контроль за соблюдением законодательства юридическими лицами различных организационно-правовых форм, эффективнее налаживать взаимодействие с ними. Если организационно-правовая форма перестает удовлетворять интересы юридического лица, то это не влечет необходимости ликвидации такого лица и образования нового.
Избранная при создании юридического лица организационно-правовая форма в дальнейшем может быть изменена путем его реорганизации.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (ОПФ) — это формы, в которых конкретное лицо (человек либо организация) может вести бизнес. Российское законодательство предусматривает множество видов ОПФ. Что у них общего, в чем разница и как классифицировать разные ОПФ? Обо всем этом подробно расскажем в нашей статье.
Предпринимательство, или коммерческая деятельность, — это особый вид занятий, который в России осуществляется гражданами либо их объединениями, которые при этом действуют по своей инициативе, на свой страх и риск, ставя целью максимальное получение прибыли. В современной России предпринимательство прямо разрешено законом, однако должно протекать в соответствии с одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Под ОПФ понимается тот статус, который имеет конкретное лицо, совокупность его прав, возможностей и обязанностей, предусмотренных законом.
Надо отметить, что организационные и правовые признаки относятся не только к коммерческим субъектам: в РФ могут регистрироваться и организации, не ставящие целью извлечение прибыли, а созданные для решения других общественных или политических задач. Примером могут служить партии, церкви и другие религиозные организации, общественные фонды и т. п. Ключевым признаком для них является то, что хотя закон и не запрещает им иметь доход от своей деятельности, извлечение его не должно быть основным занятием для этих организаций.
Классификация ОПФ в России может осуществляться по различным критериям. Самым грубым будет деление на тех, кто:
Если же в качестве основы взять определение того, являются ли лица, которые создают организацию, ее членами (именно эта классификация сейчас является по ГК основной), то получаем 2 других группы:
В нормативных актах и теоретической литературе часто употребляется термин «организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». Можно ли при этом провести границу между формой организационной и правовой?
В современном законодательстве четких границ нет. Та форма, в которой организация регистрируется и затем ведет свою деятельность, определяется действующими нормами права. В ГК РФ прямо сказано, что организации регистрируются в тех ОПФ, которые предусмотрены кодексом. Таким образом, возможности создания и регистрации предприятия, которое будет иметь другую ОПФ, законом не предусмотрено.
Однако рамки законодательства достаточно гибки, поэтому способов заниматься предпринимательской деятельностью довольно много. В этом плане нормы закона лишь устанавливают границы, которые нельзя преступать.
Российское законодательство подробно регламентирует лишь ОПФ отдельных организаций, однако предпринимательская деятельность может организовываться и путем объединения нескольких субъектов предпринимательства в различные структуры.
К отдельно действующим лицам относятся:
Действуют сообща такие объединения лиц, как:
Гражданское законодательство постоянно развивается — в том числе и применительно к определению коммерческих ОПФ. В частности, в 2014 году произошли следующие изменения:
На этом изменения не закончились. Список организационно-правовых форм постоянно корректируется. Например, в 2017 году к корпоративным организациям добавились нотариальные палаты, а перечень унитарных юридических лиц расширен за счёт добавления к ним государственных корпораций.
По состоянию на 2017-2018 года в России допускается ведение коммерческой деятельности в следующих формах:
Раньше всякого рода хозяйства, образованные крестьянами (фермерами), не имели статуса юридического лица — по сути, они имели статус, схожий с ИП, только в роли предпринимателей выступали главы хозяйств. Это довольно странное положение было исправлено в 2012 году, когда в ГК был введен соответствующий подпараграф. Главной особенностью КФХ является то, что они создаются в первую очередь для ведения коммерческой деятельности в сельскохозяйственной отрасли.
В результате сейчас этот термин фактически объединяет 3 отдельных ОПФ:
Что любопытно, гражданин может участвовать в нескольких договорных КФХ, но при этом лишь одно из них может быть создано как юридическое лицо. В этом смысле хозяйства фермеров близки к товариществам.
Продолжает перечень ОПФ такая форма, как хозяйственные общества. По своей сути это коммерческие организации, у которых уставной капитал изначально разделен на доли либо акции. В отличие от рассмотренных выше кооперативов, в хозяйственных обществах при голосовании учитывается, сколько процентов уставного капитала либо сколько акций (при их одинаковом номинале) принадлежит голосующему.
Хозяйственные общества подразделяются на 2 типа:
В свою очередь, АО по ныне действующему закону делятся на следующие типы:
Надо отметить, что признак публичности по ныне действующему гражданскому законодательству относится ко всем хозяйственным обществам. Однако применять его к ООО не имеет практического смысла: ООО по закону прямо названо непубличным, публичных же организаций этой правовой формы просто не бывает.
Завершает перечень существующих ОПФ такой их вариант, как унитарные предприятия. Вот их характерные особенности:
Как видите, сейчас существует множество различных ОПФ, в которых могут действовать коммерческие субъекты. Для того чтобы разобраться во всем этом многообразии, удобнее воспользоваться таблицей. Если вы не хотите заниматься классификацией сами и хотите обратиться к уже составленным таблицам, необходимо обратить внимание на следующее:
А пока предложим краткий вариант таблицы:
Формы предпринимательской деятельности |
|||||
Индивидуальный предприниматель |
|||||
Юридическое лицо |
|||||
Коммерческое |
Корпоративное |
Хозяйственные товарищества |
|||
Хозяйственные общества |
|||||
АО (ПАО или непубличное АО) |
|||||
Хозяйственные партнёрства |
|||||
Производственные кооперативы |
|||||
Унитарное |
Унитарное предприятие |
||||
Казённое предприятие |
|||||
Некоммерческое |
Корпоративное |
Общественные организации |
|||
Потребительские кооперативы |
|||||
Общественные движения |
|||||
Товарищества собственников недвижимости (жилья) |
|||||
Ассоциации (союзы) |
|||||
Нотариальные палаты |
|||||
Казачьи общества |
|||||
Общины коренных малочисленных народов |
|||||
Адвокатские палаты |
|||||
Адвокатские образования |
Адвокатский кабинет |
||||
Адвокатское бюро |
|||||
Юридическая консультация |
|||||
Унитарное |
|||||
Учреждения |
|||||
Автономные некоммерческие организации |
|||||
Религиозные организации |
|||||
Государственные корпорации |
|||||
Публично-правовые компании |
Не знаете свои права?
Российские предприятия могут вести деятельность в рамках широкого спектра организационно-правовых форм. Законодательство РФ дает возможность гражданам заниматься бизнесом в статусах, оптимизированных к специфике производства, оборотам, количеству соучредителей и потребности в дополнительном финансировании. Каковы особенности организационно-правовых форм ведения бизнеса в России? Как выбрать оптимальный формат осуществления коммерческой деятельности?
Российские предприниматели часто сталкиваются с проблемой выбора оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса. Какие варианты они, как правило, исследуют? Их немного. Организационно-правовые формы деятельности предприятий, которые предусмотрены российским законодательством, могут предполагать:
Можно отметить, что в редких случаях бизнес допустимо вести также и в статусе физического лица без регистрации в качестве ИП. Но даже если бы возможностей для этого было больше, то подобная деятельность, как правило, менее выгодна для предпринимателя с точки зрения налогообложения. Поэтому более предпочтительны организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, которые мы перечислили выше. Рассмотрим более подробно сущность каждой из них.
Достаточно популярная среди предпринимателей РФ организационно-правовая форма ведения бизнеса - ИП. Распространенность данного варианта связана главным образом с простотой государственной регистрации. Для того чтобы стать предпринимателем, гражданин должен собрать совсем не много документов. Расходы, связанные с регистрацией в качестве ИП, также небольшие. Необязательно иметь печать. Нет законодательных предписаний открывать банковский счет (хотя это, конечно, рекомендуется сделать для удобства взаимодействия с поставщиками и клиентами).
Особенность рассматриваемой формы ведения бизнеса состоит в том, что ИП - это не юридическое лицо. На практике это означает, например, то, что по своим обязательствам он отвечает лично. Однако налоги ИП может платить в режимах, который свойственны как раз таки для юридических лиц.
Одно из преимуществ ведения бизнеса в качестве ИП - человек, заплатив налог в рамках выбранной схемы, может впоследствии распоряжаться оставшейся суммой по своему усмотрению. Очень легко, таким образом, вывести выручку в личное пользование с тем, чтобы потратить любым желаемым способом.
Еще один полезный аспект ведения деятельности в данном статусе - минимальная нагрузка на ИП в аспекте отчетности. Другие организационно-правовые формы предприятий требуют регулярного взаимодействия с ФНС и иными структурами. Для индивидуальных предпринимателей в ряде случаев достаточно раз в год направить в налоговую службу декларацию, а также несколько документов, касающиеся формирования штата и бухгалтерских вопросов.
Бизнес в качестве индивидуального предпринимателя может вести любой гражданин РФ, которому уже есть 18 лет. При условии одобрения деятельности родителями бизнесом также могут заниматься россияне с 14 лет. Если человек находится на госслужбе, то в качестве ИП он регистрироваться, однако, не вправе.
ИП может нанимать на работу других людей, оформлять им трудовые книжки, выплачивать зарплату, формировать наемным сотрудникам рабочий стаж. Индивидуальный предприниматель всегда владеет своим бизнесом единолично. Нельзя подарить или продать кому-то свою долю в предприятии - данная организационно-правовая форма не позволяет этого сделать. И потому многие российские бизнесмены охотно занимаются деятельностью как ИП.
Однако работа в подобном статусе имеет ряд недостатков. Например, ИП должны в любом случае платить за себя фиксированные страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС. Это, как правило, не проблема, если у предпринимателя хорошие обороты: соответствующие сборы в государственную казну засчитываются как часть налогов и потому не заметны. Но и при нулевой выручке ИП должен их платить. И если, например, человек по каким-либо причинам не занимается бизнесом какое-то время, он тем не менее обязан перечислять в казну взносы. Даже если он где-то работает по найму и с его зарплаты компания-наниматель перечисляет положенный процент в ПФР, ФСС и ФОМС, данное обязательство сохраняется.
Другая распространенная в РФ организационно-правовая форма бизнеса - общество с ограниченной ответственностью. Оно может быть учреждено как одним гражданином, так и несколькими, но количество участников не должно превышать 50 человек. Предприниматель, владея ООО, не несет личной ответственности за обязательства в отличие от ИП (не считая вкладов в уставной капитал). Также участники обществ данного типа не обязаны платить за себя взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.
ООО - это полноценное юридическое лицо. Его государственная регистрация несколько сложнее, чем в случае с ИП. Необходимы уставной капитал как минимум в 10 тыс. руб., в большинстве случаев расчетный счет в банке, печать. Отчетность для владельцев ООО, как правило, сложнее, чем для ИП.
Еще один нюанс - нельзя просто так вывести выручку, как в случае с ИП, даже если с нее уплачен налог. Придется оформлять ее в качестве дивидендов или даже в виде зарплаты (с которой, в свою очередь, необходимо перечислять взносы в ПФР, ФСС и ФОМС).
Такая организационно-правовая форма юридического лица, как ООО, находится в числе самых распространенных в РФ. Поэтому рассмотрим ее специфику подробнее.
Выше мы отметили, что количество совладельцев ООО не может превышать 50 человек. Если же к бизнесу пожелает присоединиться больше людей, то необходимо будет преобразовывать ООО в другие организационно-правовые формы предпринимательства - публичное или обычное акционерное общество. Если соучредители не осуществят соответствующей процедуры, то ООО может быть ликвидировано судом.
Уставной капитал ООО, как мы отметили выше, - 10 тыс. рублей. Многие компании, конечно же, увеличивают его. Но это нужно делать осторожно. Если стоимость чистых активов в силу рыночных или иных причин окажется ниже величины уставного капитала, то его придется уменьшать - таковы требования закона. А если чистые активы окажутся меньше 10 тыс. руб., то общество должно быть (также в силу положений законодательства) ликвидировано. ООО может быть преобразовано в другие организационно-правовые формы предпринимательства.
Возможен выход одного из соучредителей из состава организации посредством отчуждения своей доли в пользу других владельцев (с последующей компенсацией), но только если это предусмотрено уставом фирмы. Также возможна продажа соответствующей части бизнеса. Рассматриваемая организационно-правовая форма юридического лица не предполагает выхода из состава единственного учредителя, но в этом случае он может продать бизнес другому гражданину или фирме. В случае продажи доли в компании преимущественное право покупки принадлежит другим участникам общества. Срок, в течение которого оно действует, определяется законодательством и уставом организации.
Такая организационно-правовая форма деятельности, как акционерное общество, в основном востребована теми предпринимателями, которые планируют развить большой бизнес. АО - это коммерческая структура, также обладающая уставным капиталом, но он оформлен в виде акций, которые удостоверяют обязательственный характер прав участников общества. Поэтому проходить государственную регистрацию и вести отчетность в рамках АО несколько сложнее, чем при ООО, не говоря об ИП.
АО, согласно российскому законодательству, могут быть обычными и публичными. Можно отметить, что до 2014 года в России существовали такие организационно-правовые формы организаций, как закрытое и открытое акционерные общества. Затем в регулирующее законодательство были внесены поправки, согласно которым АО стали классифицироваться на обычные и публичные.
Такая организационно-правовая форма, как публичное акционерное общество , согласно ГК РФ, характеризуется следующими признаками.
Иные АО не относятся к публичным. То есть называются просто обществами. Но если в планах руководителей организации - выпустить акции, которые затем будут в открытой подписке, то в уставе им все же следует обозначить статус публичного общества.
Реформы в гражданском законодательстве, прошедшие в 2014 году, предопределили некоторые особенности составления уставов организаций. Например, две разные организационно-правовые формы предприятий, ООО и АО, могут иметь единообразные учредительные документы, так как единственной законной их формой стал устав, который может быть разработан согласно рекомендациям государственных регистрирующих органов.
ООО и АО, согласно законодательству РФ, относятся к одной категории организаций - хозяйственным обществам. По факту реформы, проведенной в 2014 году, их статус, как отмечают некоторые эксперты, стал весьма схожим в силу установления единой формы учредительного документа.
В ГК РФ предусмотрены и иные виды организационно-правовых форм бизнеса. Например, товарищество. В чем особенность данного формата предпринимательской деятельности? Определение товариществ и хозяйственных обществ (ООО и АО) содержится в одних и тех же положениях ГК РФ. То есть рассматриваемая организационная правовая форма деятельности - это юридическое лицо, которое имеет уставной капитал.
Товарищества бывают полными и коммандитными. В организациях первого типа люди занимаются бизнесом и несут субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам. Коммандитные товарищества (на вере) - организации, предполагающие в своем составе вкладчиков (или коммандитистов), которые несут ответственность в пределах величины своих взносов.
ГК РФ предусматривает такую форму ведения бизнеса, как потребительский кооператив. Организации данного типа - это добровольные объединения физических или юридических лиц, в рамках которых консолидируются имущественные паевые взносы участников. То, как должны вноситься соответствующие суммы, определяет устав потребительского кооператива. Участники организации несут субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам в пределах невнесенной доли дополнительного взноса.
Организационно-правовые формы организаций, предусмотренные ГК РФ, включают такие структуры, как производственные кооперативы (называемые также артелями). Это объединения физических лиц (но в уставе может быть предусмотрено участие также и юридических лиц) с целью организации совместного производства, переработки или же сбыта различных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг, ведения торговли. Предполагается личное трудовое участие граждан. Члены производственного кооператива, как правило, договариваются о внесении паевых взносов. Ответственность участников организации субсидиарная, в пределах величин, определенных законодательством и уставом.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности могут быть связаны с сельскохозяйственной отраслью. Вести бизнес в данной сфере можно посредством самых разных статусов. ГК РФ предусматривает, в частности, возможность организации гражданами РФ совместного крестьянского хозяйства.
Данный вид совместной деятельности фермеров предполагает создание юридического лица в виде добровольного объединения, в основе которого - совместная работа, а также имущественные вклады участников. Особенность крестьянского хозяйства состоит в том, что все имущество в рамках данной организации находится в совместной собственности фермеров, учредивших ее. Согласно ГК РФ, человек может быть в составе только одного фермерского объединения. Граждане, ведущие совместную деятельность в рамках данной организационно-правовой формы, несут субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам.
Какая организационно-правовая форма может быть оптимальной? Если человек ведет бизнес самостоятельно, не нанимает людей или формирует небольшой штат компании, то ему можно зарегистрироваться как ИП. В данном статусе можно работать с минимальным объемом отчетности, не отвлекаясь на бюрократию и полностью посвятив время работе. Никаких проблем с выводом выручки нет.
Если гражданин ведет совместный бизнес с партнерами, то оптимальным вариантом может быть ООО. Как только обороты компании выросли, неплохо бы еще увеличить их за счет эмиссии акций. В таком случае можно обратить внимание на другие виды организационно-правовых форм деятельности - акционерное общество с ценными бумагами по открытой подписке или же непубличное АО.
С целью эффективной консолидации труда предприниматели могут объединяться в производственные или потребительские кооперативы, товарищества. Если граждане занимаются фермерской деятельностью, то для них вполне может быть оптимальным совместное учреждение крестьянского хозяйства.
Таковы основные типы бизнесов, предусмотренные законодательством РФ. Заниматься коммерцией позволяют и другие организационно-правовые формы организационной деятельности, такие как, например, ассоциации или НКО. Получать прибыль не запрещено и государственным организациям. Однако налогообложение в случае, если задействуются организационно-правовые формы организационной деятельности, как правило, выше, чем при регистрации юридического лица, статус которого более типичен для бизнеса.
Метод характеризует общее направление конституционного регулирования и не дает представлений обо всех его особенностях. При регулировании самых разнообразных конституционных ситуаций требуется более точная характеристика используемых средств регулирования. Для этой цели в науке теории права выработано понятие правового режима. Соответственно, конституционно-правовой режим представляет специфический вид (режим) правового регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, ощедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.).
Конституционно-правовой режим выражает степень жесткости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Конституционно-правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным ), методами - централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным, использованием публично-правовых или частноправовых средств регуляции поведения.
При этом конституционно-правовой режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Так, внутри отрасли конституционного права правовой режим регулирования статуса органов государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных отношений. Если в сфере регулирования статуса органов государственной власти приоритетным является централизованный, императивный метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, внедрению общедозволительного порядка регулирования.
Особенность конституционно-правового режима (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения - использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия - юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. Конституционно-правовой режим создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно. Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательного акта - его цели, задачи, принципы регулирования.
В зависимости от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. Если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то вторые - нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий). Использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.
Разнообразие конституционно-правовых режимов (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости от законодательной политики и определяется технико-юридическими особенностями конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего). При этом исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах.
Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой - позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель таким образом конструирует достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности этого режима чрезвычайно важно. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» в ст. 16 перечисляет основания, по которым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.
Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании конституционных отношений, является режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как «исчерпывающий перечень». Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.).
Такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в частности при определении полномочий Президента РФ (ст. 83 Конституции РФ), Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ), Конституционного Собрания (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ), других конституционных органов, чья компетенция закрепляется как в федеральной Конституции, так и в федеральных конституционных и федеральных законах, а также в иных случаях. Например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение.
Метод характеризует общее направление конституционного
регулирования и не дает представлений обо всех его особенностях. При
регулировании самых разнообразных конституционных ситуаций требуется более
точная характеристика используемых средств регулирования. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏй цели в науке
теории права выработано понятие правового режима. Соответственно,
конституционно-правовой режим представляет специфический вид (режим) правового
регулирования конституционных отношений, выраженный в ϲʙᴏеобразном сочетании
комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний,
правовых ограничений, стимулов, ощедозволительного и разрешительного порядка
регулирования и др.) Конституционно-правовой режим выражает степень жесткости
конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот,
допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
Конституционно-правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых
средств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со способами правового регулирования (дозволением,
запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным),
методами - централизованным, императивным или децентрализованным,
диспозитивным, использованием публично-правовых или частноправовых средств
регуляции поведения. При ϶ᴛᴏм конституционно-правовой режим может включать все
способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при
доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Так, внутри отрасли
конституционного права правовой режим регулирования статуса органов
государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных
отношений. В случае если в сфере регулирования статуса органов государственной власти
приоритетным будет централизованный, императивный метод, возложение
обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то
в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств
регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу,
диспозитивным правовым средствам, внедрению общедозволительного порядка
регулирования.
Стоит отметить, что особенность конституционно-правового режима (как и всякого
правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения
конституционного поведения - использованием позитивных стимулов такого
поведения или мер принудительного воздействия - юридической ответственности,
мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения.
Конституционно-правовой режим создает известный климат, настрой в
регулировании. Стоит заметить, что он вводится законодательно. Об использовании той или иной
разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки
законодателя, либо общие положения законодательного акта - его цели, задачи,
принципы регулирования.
Учитывая зависимость от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. В случае если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то вторые - нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий) Использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. К примеру, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.
Разнообразие конституционно-правовых режимов (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости от законодательной политики и определяется технико-юридическими особенностями конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Стоит заметить, что он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения будут, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, кᴏᴛᴏᴩый в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего) При ϶ᴛᴏм исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой - позволяет учесть ϲʙᴏеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель таким образом конструирует достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Стоит сказать, для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности ϶ᴛᴏго режима чрезвычайно важно. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» в ст. 16 перечисляет основания, по кᴏᴛᴏᴩым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.
Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании конституционных отношений, будет режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как «исчерпывающий перечень». Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.) Именно такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в частности при определении полномочий Президента РФ (ст. 83 Конституции РФ), Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ), Конституционного Собрания (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ), других конституционных органов, чья компетенция закрепляется как в федеральной Конституции, так и в федеральных конституционных и федеральных законах, а также в иных случаях. К примеру, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на кᴏᴛᴏᴩой введено военное положение.