В связи с вступившим с сентября 2015 года в законную силу Кодексом административного судопроизводства (за исключением некоторых норм), в судебной (практике) системе было введено множество нововведений. В частности это коснулось порядка рассмотрения административных дел. А также составления и подачи некоторых документов, в том числе и административных исковых заявлений.
Несоответствие требованиям законодательства при составлении и подаче административный иск может быть оставлен судом без рассмотрения, что может значительно затянуть процесс, а в некоторых ситуациях судебный орган вправе отказать в его приеме или вернуть исковое заявление с требованием доработать (донести документы, изменить содержание и т.п.).
Что же такое административный иск? Согласно вновь принятому кодексу, это требование истца о защите его публичных имущественных прав, свобод и интересов. Но не стоит путать с административным исковым заявлением, основным отличием которого является тот факт, что в его состав могут входить несколько административных исков.
Административный иск ставит перед собой решение следующих задач:
В наименовании исковых требований обязательно указывается, чьи/какие действия/бездействия обжалуются. Ими могут быть следующие претензии:
Все исковые требования должны быть составлены в соответствии с законодательством и ссылаться на нормы закона. Поэтому, не имея юридического образования и судебной практики, для лучшего исхода дела стоит обратиться к юристу, практикующему в данной сфере права.
Все административные иски подразделяются на конкретные категории/виды, к ним относятся:
Все исковые требования, относящиеся к административным нарушениям, так или иначе затрагивают все сферы власти и государственных служащих.
Важно! При составлении претензий (административных исков) к органам власти любое лицо может воспользоваться правом ходатайствовать по применению меры предварительной защиты, что в свою очередь приостанавливает действие вынесенного ранее решения госоргана.
Субъектами административных исков могут быть любе заинтересованные лица, а также нерезиденты, если иное не предусмотрено законом.
К основным правилам составления административных исков можно отнести следующие критерии:
Новый кодекс административного судопроизводства не регламентирует указание на конкретный судебный орган, который должен рассматривать такие дела. Административные иски могут подаваться как к мировому судье, так и в Арбитражный суд (каждое требование рассматривается по подсудности иска – военные к военным судам, предпринимательские – к арбитражным и т.п.).
Единственное требование закона указывает на то, что заявления должны подаваться по месту жительства/нахождения административного истца . Количество исков должно быть прямо пропорционально количеству сторон.
Расходы судебного органа состоят из госпошлины и затрат, связанных с рассмотрение таких дел. определен Налоговым кодексом. Так же КАС допускает предоставление льгот для отдельных категорий граждан.
Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?
Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, - это споры с государственными органами.
На сегодня процедура подачи подобного иска, его рассмотрения регулируется нормами КАС. В ст. 1 закона перечисляются споры, которые рассматриваются судами в порядке КАС. На этот счет существует специальное письмо Верховного суда. Оно конкретизирует нормы 1 статьи. Благодаря письму, часть дел, связанных с действиями государственных и муниципальных органов, осталась в границах гражданского процесса, например, споры о законности отказа в приватизации жилья.
Надо отметить, что некоторые дела административного производства рассматриваются с определенными особенностями, которые отражаются и на том, как правильно составить административное исковое заявление.
Если неправильно оформить иск, его не примут в суде к производству и гражданин или организация не смогут защитить свои интересы.
В первую очередь обращаются к самому кодексу. В ст. 124, 125 КАС располагаются нормы о форме и содержании, а также примерный перечень возможных требований истца к ответчику. В других разделах описываются особенности административных исковых заявлений, в частности, об оспаривании кадастровой стоимости объектов, назначении административного надзора и т.д.
Верховный суд уже выпустил разъяснения о применении норм КАС. В судах принимаются регламенты, конкретизирующие нормы процессуальных кодексов в части требований к искам и их оформлению. Поэтому заявителям есть где почерпнуть при необходимости дополнительные сведения.
В судах складывается практика применения норм о содержании и форме иска.
Административное исковое заявление составляется на бумаге, сейчас разрешено подавать иск в электронном виде при условии его заверения электронно-цифровой подписью. Прилагаемые документы заверяются той же подписью.
Закон не запрещает подавать заявление, написанное от руки, если его легко прочитать.
Пункты административного искового заявления по КАС:
Под словом «требования» понимается конечная цель истца, просьба к суду, например, признать незаконным акт и отменить его. В ходатайствах ставятся вопросы об истребовании доказательств, применении обеспечительных мер и т.д.
Под требованиями излагается перечень копий приобщенных документов, ставится подпись истца или его представителя, дата подачи заявления и роспись подателя.
Составление административного искового заявления по КАС РФ может казаться затруднительным, однако нужна внимательность к деталям, и все получится.
Ст. 124 кодекса перечисляет требования, которые может предъявить истец, их перечень не является исчерпывающим, о чем непосредственно указывается в статье. Здесь, скорее, видна попытка сориентировать истцов. О чем же они могут просить?
Например, административное исковое заявление о признании незаконным действия обязывает указывать, что именно истец считает незаконным. Если речь идет об акте, изданном органом власти, указываются его реквизиты: кто, когда и где издал. Недостаточность сведений может ограничить суд в принятии решения. Интересно, что имея право выйти за рамки просьб иска, судьи редко им пользуются.
Среди граждан стало нормой воспользоваться услугами представителя в судебном процессе. Новизна КАС в привлечении в качестве представителей лишь граждан, обладающих дипломом юриста.
Представитель, подающий иск, прилагает копию своего диплома, адвокатам достаточно приложить копию удостоверения и ордер, выданный объединением адвокатов.
На первом заседании предъявляются оригиналы документов. В то же время истец, имеющий желание вести дело лично, не имеющий профильного образования, не обязан привлекать представителя.
Те же правила касаются ответчиков. Организации или органы представляют должностные лица, имеющие такое право по должности (руководитель, председатель и т.д.). В иных случаях действуют те же правила, что и с истцами.
Нарушение правил представительства приведет к возвращению иска или отказу принимать доводы и ходатайства представителя, что влечет серьезные последствия.
В какой срок административное исковое заявление подается? Вопрос не праздный, так как, не учтя его, истец имеет все шансы проиграть дело по формальным основаниям без его рассмотрения по существу.
В законе дается несколько ответов на этот вопрос. Общий срок по закону - 3 месяца с того дня, как гражданину стало известно о нарушении его прав.
Законом установлены исковые сроки давности лишь по части споров, все их предусмотреть невозможно, поэтому, если отсутствуют какие-либо указания, работает общее правило о 3 месяцах.
Важно не путать дни, когда совершено нарушение и когда о нем стало известно. От этого зависит отсчет срока исковой давности. Что служит доказательством? Конверты со штемпелями, копии заявлений о выдаче документов с входящими номерами и т.д.
Доказав, что о нарушении стало известно позже, истец избавляется от доказывания соблюдения срока давности. В некоторых случаях это почти невозможно.
Восстановление срока предусматривается, если гражданин или организация не имели возможности подать иск, хотя им доподлинно было известно о нарушениях. На практике это удается лишь гражданам по причине болезни, командировки и пр.
Не ограничивается сроками подача иска об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Досудебный порядок - подача жалобы в вышестоящую инстанцию. Граждане и организации имеют, как правило, выбор куда обращаться. Но в случае, например, со спорами с налоговой службой досудебный порядок обязателен. Его неисполнение препятствует принятию иска судом. Что происходит, если досудебный порядок предусмотрен и при этом необязателен?
Срок обращения в суд все равно продолжает свое течение.
Административные органы, прокуратура часто затягивают с рассмотрением жалоб, причем осознанно. Если пропуск срока произошел из-за волокиты, истец вправе просить его восстановить, однако полноценных гарантий никто не дает. Из-за этого перед окончанием срока, не дожидаясь решения вышестоящего органа, желательно отправить документы в суд. Тем более что первое заседание открывается примерно через месяц после передачи иска в суд.
Подача административного искового заявления обеспечивается или лично, или через представителя, или по почте. Заявитель или представитель лично приносит документы в канцелярию суда. Там на копии ставят отметку о принятии. Сотрудники суда обычно сами предлагают так сделать.
Через почту документы желательно отправлять с уведомлением. Делать отдельно почтовую опись необязательно, если перечень приобщенных документов присутствует в тексте заявления.
По закону день сдачи документов на почту считается днем их передачи в суд. Длительность пересылки с юридической точки зрения не имеет значения.
Копии документов для других сторон и прокурора направляются или по почте самостоятельно истцом, или передаются в суд. Судья же потом рассылает копии вместе с повестками. Если истец направил документы по почте, он предъявляет в суд документы, выданные почтой.
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример - учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров - незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Нормативными актами являются документы общего характера - постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.
Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.
К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.
Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.
Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Административное производство включает в себя различные виды дел: о выдворении иностранных граждан из России, об оспаривании кадастровой стоимости, о помещении в туберкулезный диспансер, оспаривание решений избирательных комиссий и т.д.
Все они обладают серьезными различиями, поэтому образец административного искового заявления надо подбирать, исходя из конкретного дела.
Бланка или образца, который бы подходил для всех категорий дел, не существует.
Готовить документы и искать образец административного искового заявления в суд надо самостоятельно или с помощью юриста. Ни суд, ни органы власти тем более в этом помогать не будут. Чаще в своих отписках чиновники даже не указывают на порядок обжалования, в частности, на право граждан обратиться в суд.
Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.
С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.
Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:
Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.
Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность - при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).
Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.
Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.
Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:
Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:
Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.
Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!
Если действия должностных лиц органа власти, в той или иной степени нарушили чьи-либо права, при оспаривании НА, при нарушении прав судопроизводства на разумный срок и в других случаях – граждане и организации имеют право подать административное исковое заявление. Рассмотрим подобно процедуру подачи и принцип написания административного искового заявления, а так же практику его рассмотрения.
Как правило, перед составлением административного иска, гражданин или организация обращаются в тот или иной орган власти, и после получения официального отказа, либо неполучения письменного ответа в установленный срок, оспаривают действие или бездействие.
К таким органам власти относят:
Для оспаривания принятого решения, юридическое или физическое лицо составляют заявление в суд. Правила заполнения документа не предусмотрены законом, но структура прописана в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Подача обращения производится по месту жительства истца, либо по юридическому адресу ответчика (т.е. органа власти). Заявление подается гражданином или организацией в районный суд, каждым кто считает, что его права были нарушены в той или иной степени, или органы власти совершили акт ограничения гарантированной свободы и интересов.
Нужно учесть, что сроки обращения ограничены – исковое заявление гражданин или организация вправе подать в течение 3 месяцев со дня оглашения решения органом власти. Если срок подачи заявления упущен по уважительной причине, дополнительно составляется заявление о восстановлении срока подачи иска.
В соответствии с КАС РФ определяются порядок и требования к административным искам и их подаче в суд:
Административное исковое заявление направляют в суд в письменном или печатном виде, подписанным заявителем или доверенным лицом. Если доверенное лицо непосредственно будет участвовать в судебном разбирательстве, представитель должен иметь нотариально заверенную доверенность для представления интересов истца в суде.
Судебная коллегия вправе потребовать предоставление документа о юридическом образовании, на законных основаниях.
На сегодняшний день гражданам и юридическим лицам доступно составления обращения в сети интернет. Подача производится на официальном сайте учреждения, где будет слушаться дело. Судебная коллегия на законодательном уровне имеет право отказать в принятии обращения. В каких случаях?
Истец имеет право обжаловать отказ в рассмотрении дела, судебная коллегия в свое время обязана указать причину отказа, ссылаясь на нормативные правовые акты.
В статье 125 КАС РФ предусмотрена только структура иска, то, что должно указываться обязательно. Сам иск составляется физическим или юридическим лицом в свободной форме. Рассмотрим подробнее структуру:
Административное исковое заявление составляется на основе любых доказательств, предусмотренных законом. Варианты предоставления могут быть различны: фото и видео съемка, аудиозаписи, показания свидетелей, письменные отказы и другие официальные бумаги.
Какие приложения помимо доказательных документов потребуется предоставить:
После рассмотрения обращения, судебная коллегия должна выставить определение по административному иску. Основания для его вынесения регламентированы статьями 127 – 130 КАС РФ. Регламентировано три варианты рассмотрения жалобы: положительное, приостановление, и отказ в рассмотрении. Принять в рассмотрение суд обязан в течение 3-х дней, после этого коллегия будет изучать приложения и само исковое заявление в течение 2-х месяцев.
По результату рассмотрение суд вынесет законодательное определение, которое так же можно оспорить. В случае принятия положительного решения, суд уведомляет о дате, месте и времени проведения слушания. Неявка одной из сторон не является препятствием для проведения судебного заседания, в большинстве случаев суд могут перенести, вторая неявка считается автоматическим доказательством виновности стороны.
Административное исковое заявление рассматривается на законодательном уровне, и считается эффективным способом восстановления прав, которые были нарушены в той или иной степени, или снятия ограничений гарантированной свободы и интересов. В некоторых случаях судебное разбирательство может быть отложено органами исполнительной власти, оснований для отсрочки слушания несколько:
В случае отсрочки рассмотрения дела, судебная коллегия выносит решение, в котором указываются новые дата, время и место проведения слушания, неявка на судебное разбирательство во второй раз, может послужить досрочному вынесению решения.
На практике судопроизводства, можно оспорить незаконные действия любых категорий органов власти. Согласно ч. 6 ст. 198 КАС РФ, судебная коллегия выносит решение незамедлительно после определения. Суд вправе объявить только резолютивную часть, в таком случае обязательство полного определения переносится на срок не более пяти дней. Объявленная резолюция подписывается судьей и приобщается к делу в соответствии с установленным регламентом проведения.
После официального оглашения решения суда, истцу и ответчику дается месяц на подачу апелляции, после чего решение является обязательным для исполнения. Подача искового заявления несложная процедура, но все же требующая определенных юридических знаний. Рекомендовано обратиться за помощью к специалистам, адвокатам, которые квалифицируются на ведении административных дел.
Не стоит забывать о том, что в отдельных случаях предусмотренных законодательством, в суде могут участвовать лица, имеющие соответствующие права, в частности высшее юридическое образование. Поэтому перед подачей, необходима консультация специалиста, который не только поможет в оформлении, но и представит ваши интересы в суде.
Подаче административного искового заявления об оспаривании решения органа власти, как правило, предшествует обращение в этот орган, получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.
К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.
Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.
В Трусовский районный суд г. Астрахани
Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович,
адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78
Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области
адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99
Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.
25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.
Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.
Приложение:
Сильненко В.В., 05.05.2015 г.
Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.
При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:
Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу .
Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.
О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.
Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.
После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.
После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.
Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.