Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ )


Государственной Думой


Советом Федерации


(в ред. Федеральных законов

от 29.01.2002 N 10-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 130-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)


Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга ) (далее - лизинг ), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона


Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга , в том числе приобретением предмета лизинга ;

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг .


Статья 3. Предмет лизинга


1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 4. Субъекты лизинга


1. Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга ;

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга ;

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга . Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)


1. Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации - иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 6. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 7. Формы лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Абзацы четвертый - пятый исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга .

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 8. Сублизинг


1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга , при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга .

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

(см. текст в предыдущей редакции)

2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

5. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 9. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга


1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга .

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 - 7. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 11. Право собственности на предмет лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 12. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя


(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга .

В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.


Статья 14. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 15. Содержание договора лизинга


1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К обязательным договорам относится договор купли-продажи.

К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга . При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг , считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

Приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

Принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга ;

Выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга ;

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга , если иное не предусмотрено указанным договором лизинга , или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга .


Статья 16. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга , в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.

2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга .

3 - 4. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга , если иное не предусмотрено договором лизинга .

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга .

5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга .

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга .

8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга , неотделимые без вреда для предмета лизинга , лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга .

9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга , неотделимые без вреда для предмета лизинга , и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга , который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4 - 5. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга


(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.


Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг , и (или) договор лизинга , предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметы лизинга , подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга ), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).


Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга , если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)


Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга .

2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга , которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга , если иное не предусмотрено договором лизинга .

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга . К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга .


Статья 24. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 25. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга


Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга , если договором лизинга не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА


Статья 27. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 28. Лизинговые платежи

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга , в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга , если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга , цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга .

Мелким и средним фирмам очень часто приходится прибегать к производственным кредитам, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Большей частью крупные кредиты берутся с целью приобретения нового средства производства. Вовремя заметив такую тенденцию, предприимчивые люди создали новый тип производственного кредитования – лизинг.

Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “О финансовой аренде (лизинге)” действующей редакции устанавливается, что лизингом признается финансовая аренда не потребляемых (участвующих в нескольких циклах производственного процесса) средств производства.


Изменения в лизинговом законодательстве

Главные изменения в законодательных актах, касательно лизинга, указаны в федеральном законе о внесении изменений в статью 665 части второй гражданского кодекса Российской Федерации и федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» последней редакции.

Чем отличается лизинг от кредита и что выгоднее, вы можете узнать в нашей новой

Что касается сделок не с государственными лизингополучателями, то он отменяет право лизингодателя и лизингополучателя на ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Что касается государственных лизингополучателей, то преобразования состоят из следующих:

  • Лизингополучатель теперь имеет право самостоятельно выбирать, кто продаст лизингодателю объект лизингового контракта
  • Лизингополучатель теперь не имеет права расплачиваться по лизинговому контракту продуктом, в процессе производства которого использовался предмет лизинга
  • Запрещается обеспечивать гарантии по исполнению договора лизинга залогом имущества (кроме собственно самого предмета лизинга)
  • Лизингодатель и лизингополучатель теперь имеют право на изменение размеров уплачиваемых лизинговых платежей, если таковое согласовано сторонами
  • Лизингодателю запрещается для финансирования лизингового контракта брать денежные средства в кредит.

Как юридическому лицу правильно заполнить договор лизинга? Пошаговая инструкция содержится

Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний. В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу - в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках. «Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности. Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства - вполне ожидаемое событие», - считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли. В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, - введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом. Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб. - 70 млн руб. Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела - на рынке существуют весьма крупные компании, собственный капитал которых не соответствует заявленным в законопроекте размерам, обращают внимание критики реформы.

Повысить открытость лизинговой деятельности предполагается за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности (МСФО).

«На сегодняшний день лизинговые компании являются обычными юридическими лицами, ведущими стандартную бухгалтерскую отчетность по РСБУ, такую же, как ведут, например, производственные фирмы, - объясняет директор ГК «Интерлизинг» Александр Рябцев. - Но их деятельность очень специфична, формирование основных показателей значительно отличается по смыслу от тех же производств, где есть себестоимость производимой продукции и выручка от ее реализации».

В связи с этим, продолжает он, по обычной отчетности понять реальное финансовое положение лизинговой компании не представляется возможным, что влияет на недоверие банков, следовательно, затрудняет получение от них фондирования и повышает его стоимость.

Перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО будет способствовать укреплению доверия к ним со стороны кредиторов и инвесторов, повышению прозрачности отрасли, росту ее инвестиционной привлекательности. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость лизинга коммерческого транспорта для конечных клиентов и увеличить сроки финансирования.

Как рассказал Александр Рябцев, ряд лизинговых компаний работают в сегменте крупных корпоративных сделок, что приводит к высокой концентрации их портфеля, а это вызвало ряд дефолтов на лизинговом рынке в 2008 – 2016 гг. Требуется внедрение стандартов рискменеджмента, что позволит сократить потери кредиторов и инвесторов лизинговых компаний. Это сделает лизинговые компании желанными клиентами для банков и других инвесторов и, в конечном итоге, позволит снизить цену фондирования.

Редко встречается практика секьюритизации лизингового портфеля - на рынке представлены единичные примеры выпуска облигаций, а это очень действенный инструмент для диверсификации источников фондирования и снижения его стоимости, добавляет эксперт.

Переход на новый план счетов и учет, как и саморегулирование, устанавливающее требования к системе управления рисками и внутреннему контролю, однозначно приведет лизингодателей к дополнительным затратам, парируют противники нововведения. Крупные игроки, по их мнению, перенесут это легче, а небольшие компании столкнутся с проблемами и будут вынуждены либо перенести издержки на клиентов, либо сократить свою прибыль, либо вообще уйти с рынка.

Одновременно в рамках формирования прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности законодателям предстоит разрешить фундаментальный вопрос о том, как правильно трактовать лизинг в судопроизводстве.

«Проблематика состоит в двойственности лизинга, как по сущности, так и с точки зрения законодательства, - говорит Александр Рябцев. - В судопроизводстве, с одной стороны, лизинг трактуется как арендная деятельность, с другой стороны, есть практика принятия решений при трактовке лизинга как финансового инструмента. В связи с этим мы регулярно сталкиваемся с разногласием в принятии решения в судах, нет возможности выработать четкую позицию относительно действий компании».

Еще один не проработанный до конца вопрос касается защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков.

В настоящий момент действующая редакция ФЗ «О лизинге» предполагает списание просроченных лизинговых платежей путем выставления инкассовых поручений на счет лизингополучателя, если последний допускает более двух просрочек. Однако, указывают игроки рынка, ни федеральный закон, ни какие-либо другие нормативные документы не дают исчерпывающей информации о комплекте необходимых для исполнения этой процедуры документов. В связи с этим процесс работы по инкассо крайне затруднен.

«Также, несмотря на то, что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, изъятие его у недобросовестного клиента (если последний отказывается добровольно вернуть имущество) возможно только по решению суда. Существенно упростить этот процесс могло бы внесение в законодательные акты положения об изъятии имущества по исполнительной надписи нотариуса», - считает директор ГК «Интерлизинг».

Он указывает, что для лизингополучателей также есть ряд недоработок: отсутствие системного механизма работы с жалобами, навязывание дополнительных услуг по нерыночным ценам, долговые ловушки при сделках лизинга с физическими лицами. «Радует только то, что это скорее исключения для лизингового рынка, и грешат этим небольшие компании, - отмечает Александр Рябцев. - Тем не менее отдельные эпизоды периодически встречаются».

Вместе с тем на обеспечение защиты прав клиентов направлен запланированный в рамках реформы переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами. Лизинговую деятельность планируется перевести на электронную платформу, что позволит защитить участников рынка и федеральные органы власти от мошенничества, основанного на фиктивных договорах.

Компании, которые не могут или не желают соответствовать принятым правилам, должны будут уйти с рынка или перепрофилироваться. Остальные - повысят эффективность бизнеса, перенастроив его под новые стандарты, и будут готовы предложить клиентам лучшие условия и сервис.

«Вероятно, повышение уровня конкурентоспособности именно в таком ключе выходит за рамки одного только нормативного регулирования и связано с общим изменением подходов государства к роли частного бизнеса на рынке лизинга», - заключает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ / ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ CARCADE

Заявленная ЦБ и Минфином РФ цель изменений закона о лизинге - стандартизация рынка, снижение рисков лизингодателей и лизингополучателей, развитие лизинга и повышение его значения для национальной экономики. Принятие закона - это старт для структурной реформы всего рынка.

Мы считаем, что, помимо заявленных, одной из главных целей реформирования должно стать «разгосударствление» и повышение уровня конкуренции на рынке лизинга. В настоящее время ведущие позиции (в том числе и в розничных сегментах) занимают компании со значительным госучастием, и эти позиции обусловлены не эффективной бизнес-моделью, а поддержкой материнских банков и госкорпораций, возможностью привлекать их «длинные и дешевые деньги». Это - нерыночная ситуация. На наш взгляд, в розничных сегментах рынка конкурировать за клиентов должны между собой частные лизинговые компании, объективно обладающие большей гибкостью и способные обеспечить клиентам лучший сервис.

Чтобы соответствовать новым стандартам, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, финансировать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли, обучать персонал. Все это связано со значительными расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных игроков. Именно поэтому количество компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта, вероятно, изменится. Часть некрупных операторов может просто уйти с рынка, а некоторые из тех, для кого автолизинг не является основным бизнесом, сосредоточатся на более приоритетных для себя сегментах.

Основной позитивный момент для участников рынка состоит в том, что банковское сообщество и инвесторы должны будут оценить повысившийся уровень прозрачности отрасли, а стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. Перенастройка бизнеса, прозрачная универсальная для всех отчетность и «диджитализация» процессов должны дать новый импульс для развития лизингового бизнеса.

В идеале, по плану авторов реформы, услуга лизинга должна стать в максимальной степени прозрачной, понятной, а главное - недорогой. Вероятно, в первой половине 2020-х гг., когда реформа должна перейти в завершающую стадию, услуга действительно станет более привлекательной в ценовом плане. В ходе самого реформирования ситуация для лизингополучателей не всегда может складываться со знаком «плюс».

Так, при банкротстве лизинговой компании право собственности на транспорт, которым уже пользуется клиент, переходит к другой организации (вероятнее всего, к банку, предоставившему лизингодателю кредиты под залог имущества). Какое решение может принять новый собственник в отношении транспорта? Наихудшие сценарии нельзя исключить полностью…

Другой риск для лизингополучателей - повышение стоимости услуг. Некоторые компании могут «переложить» часть своих расходов в ходе реформы на лизингополучателей.

Однако все эти риски актуальны в основном для клиентов небольших региональных компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта. Крупные участники рынка из ТОП-30 смогут защитить интересы своих клиентов и сделать так, чтобы реформирование отрасли прошло для них без негативных последствий.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «ЕВРОПЛАН»

Предпосылкой к регулированию отрасли изначально стали крупные проблемные сделки конкретных лизингодателей. Автолизинг же в контексте регулирования и, в конечном счете, с точки зрения стабильности российской финансовой системы - сегмент не критичный, долгое время он развивался за счет успешной деятельности частных лизинговых компаний.

При этом регулирование рынка государством затронет все лизинговые компании и все сегменты. Главное, чтобы оно не ограничило эффективную работу частного капитала. В целом, мы считаем, что переход на новые стандарты и план счетов бухгалтерского учета могут позитивно отразиться на прозрачности рынка, что улучшит условия привлечения средств для отрасли.

Реформа лизинга сможет обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов, например, в части исполнения банком инкассового поручения (распоряжения), предъявленного лизинговой компанией. Снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, если произойдет реальное повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли в результате реформы.

По нашему мнению, будущее рынка принадлежит специализированным, сфокусированным на тех или иных сегментах лизинговым компаниям. К примеру, частные предприятия могут заниматься автолизингом, а государственные - авиализингом и другими сложными областями, важными для осуществления стратегических госпроектов. При таком условии лизинговые компании, отлично знающие профиль своих клиентов и их потребности, имеют возможность сконцентрировать силы на том, что действительно важно.

АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ / ДИРЕКТОР ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ»

В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений. Согласно концепции реформы лизингового рынка (версия от 07.06.2016), основные изменения должны идти по следующим направлениям: формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности; повышение транспарентности лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; защита имущественных интересов лизингодателей и минимизация их рисков; обеспечение защиты прав лизингополучателей; снижение стоимости финансирования лизингодателей в целях уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.

Однако, к сожалению, последняя редакция поправок к ФЗ не помогает расшить ключевые проблемные зоны, имеющиеся в отрасли. Основное направление изменений - реализация проекта по созданию СРО (саморегулируемой организации), которая будет регулировать лизинговый рынок.

Для вступления в СРО лизинговая компания должна обладать достаточным капиталом: 70 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более; 20 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов менее 500 млн руб. При этом ФЗ не предусматривает правил расчета показателя «капитал». В случае невступления в СРО лизинговая компания должна завершить свою деятельность (при этом она может спокойно работать в рамках действующих договоров лизинга до момента их полного исполнения).

Таким образом, если лизинговая компания не имеет достаточного капитала или акционер не может ее докапитализировать, она будет вынуждена покинуть рынок. Это приведет к снижению конкуренции, в первую очередь в регионах: останутся крупные региональные игроки и филиалы федеральных компаний. Данные изменения глобальны и коснутся всех сегментов рынка, в т. ч. лизинга коммерческого транспорта.

Для лизингополучателей наиболее ощутимым фактором принятия поправок в закон может стать снижение стоимости финансирования по сделкам лизинга. Это будет связано с тем, что повысится транспарентность лизинговых компаний, в результате чего банки смогут финансировать их по меньшей ставке и в большем объеме. Кроме того, при введении регулирования отрасли ЦБ будут исключены мошеннические сделки.

Уже сейчас Правительство РФ поддерживает сегмент лизинга коммерческих автомобилей за счет программы финансирования лизинга колесного транспорта (программа МинПромТорг) - до 1 декабря 2017 г. действует скидка на уплату аванса в размере 10 % от его стоимости.

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 164-ФЗ О лизинге

Статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусмотрено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Таким образом, указанные ограничения в отношении прав покупателя не могли послужить основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, поскольку они установлены федеральным законом.


"Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит)" (утв. Минфином РФ 05.10.2009) статьей 624 ГК РФ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". В этом случае в общую сумму договора лизинга включается выкупная цена предмета лизинга (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ).


Гражданский кодекс и Федеральный закон «О лизинге»

Федеральный закон №164-ФЗ от 29.10.1998 связан с определением правовых и организационных особенностей лизинга, реформированием налогового, валютного, таможенного, регистрационного законодательства в части лизинговой деятельности. Менее полугода назад в Закон были внесены достаточно заметные изменения, которые привели некоторые его нормы в большее соответствие с ГК.

С позиции квалификационных признаков Закон подробно дифференцирует лизинг:

1) по типам имущества (ст.3) -- лизинг предприятий и имущественных комплексов, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др. Особо оговорено, что предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты;

2) по участникам (ст.4, 7) -- внутренний и международный (если хотя бы один из участников является нерезидентом по законодательству РФ)

3) по характеру приобретения и владения предметом лизинга (в первой редакции Закона упоминались финансовый, оперативный и возвратный лизинг; их характеристики исключены Федеральным законом №10-ФЗ от 29.01.2002, однако ниже я более подробно изложу их отличия друг от друга в экономическом смысле);

4) по срокам (кратко-, средне- и долгосрочный -- эта классификация также исключена).

Под финансовым лизингом понимается такой вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Возвратный лизинг, о котором уже упоминалось ранее, представляет собой разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. По существу, возвратный лизинг выступает как аналог залоговой операции, причем продавец собственности, перевоплощающийся в лизингополучателя, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве лизингодателя. В отечественной практике возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств. Для предприятия, владеющего ранее этой собственностью, важно, став лизингополучателем, продолжать пользоваться своей прежней собственностью на новых условиях лизинга. В финансовом отношении это напоминает заемную операцию, при которой расчеты производятся по согласованному графику лизинговых платежей. В случае же предоставления займа под залог финансовая компания рассчитывала бы на получение серии равновеликих платежей, достаточных как для погашения займа, так и для получения заимодавцем обусловленной ставки за инвестированную сумму.

Немалым преимуществом возвратного лизинга является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью применять налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими, чем при привлечении банковских ссуд затратами, особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его уставным капиталом и заемными фондами.

Оперативный лизинг предусматривает, что лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга.

В ГК РФ и в Законе (ст.3) говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Снятие этого ограничения для операций на российском рынке или приведение норм ГК РФ и Закона в соответствие с Конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге" позволило бы ежегодно привлекать в значительном объеме средства населения для инвестиций в реальный сектор экономики.

Согласно первой редакции Закона лизингодатель мог функционировать только при наличии соответствующей лицензии (ст.6). Данная норма являлась императивной, т.е. общеобязательной, но была исключена уже упомянутым Федеральным законом №10-ФЗ.

В Законе (ст.7) предусмотрено, что лизинговая сделка может включать условия по оказанию лизингодателем дополнительных услуг, перечень которых определяется соглашением сторон.

Таким образом, в лизинговый оборот вводятся имущественные права. Через дополнительные услуги лизингополучатель может приобрести вместе с объектом лизинга и оборотные фонды, т.е. потребляемые вещи, правда, в ограниченном количестве: только для монтажных и пуско-наладочных работ. Однако крайне сложно строго учесть оборотные средства, потраченные для этих работ и для выпуска готовой продукции. Строго говоря, в некоторых случаях лизингополучатель может быть более заинтересован в единовременном списании затрат на инсталляцию и наладку предмета лизинга.

Закон регулирует отношения сублизинга (ст.8), возникающие в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу. При международном сублизинге западные лизинговые компании на основе соответствующих соглашений сдают в лизинг оборудование российским лизингодателям, которые в свою очередь передают его в сублизинг конечным потребителям - российским предприятиям. Западные лизинговые компании имеют доступ к недорогим, по российским меркам, заемным ресурсам, предоставляемым западными банками, страховыми и инвестиционными компаниями.

Необходимо обратить внимание на то, что в Законе рассматривается только право лизингодателя на требование о досрочном расторжении договора лизинга (ст.13). Представляется сомнительным соответствие этой нормы ст. 619 ГК, которая устанавливает, что арендодатель вправе требовать лишь решения суда по вопросу о расторжении договора. Право на досрочное расторжение договора по требованию лизингополучателя не предусмотрено. Целесообразно в этой связи в практической деятельности сторонам лизингового договора руководствоваться также ст.620 ГК, которая, определенным образом, уравнивает позиции сторон и предусматривает право арендатора требовать расторжения договора (тоже по решению суда).

В Законе не определен подробно (после 29.01.2002) порядок использования предмета лизинга и арендных прав на него в качестве залога, отсюда можно сделать вывод о том, что законодатель предлагает сторонам руководствоваться общими положениями ГК об аренде и залоге. В ст.335 ГК РФ определено, что залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Здесь также разъясняется, кто может быть залогодателем права. Статьи 613 и 615 ГК устанавливают, что передача в залог предмета аренды (арендодателем) либо арендных прав (арендатором) предполагает информирование арендатора в первом случае и согласие арендодателя во втором.

В ГК сформулирован принцип свободы договора, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон. Главное, чтобы они не противоречили императивным нормам законодательства. Однако в первой редакции Закона (ст.15) было установлено, что договор лизинга должен содержать следующие существенные положения:

· точное описание предмета лизинга;

· объем передаваемых прав собственности;

· наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга;

· указание срока действия договора лизинга;

· порядок балансового учета предмета лизинга;

· перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем на основании договора комплексного лизинга;

· указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя;

· порядок расчетов (график платежей);

· определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не предусмотрено договором.

Изменения, внесенные 29.01.2002, исключили этот список, в текущей редакции Закона лишь упомянуто об обязательности письменной формы договора лизинга и содержится требование о четком определении предмета лизинга.

Установлено, что предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя (ст.20). Эта норма позволяет участникам лизинга более гибко проектировать сделку. Дело в том, что лизинговые компании нередко сталкивались с проблемами несогласованности порядка регистрации транспортных средств и выдачи лицензии на право перевозки людей и грузов. Имелись определенные сложности при регистрации имущества, когда лизингодатель находился в одном регионе, а лизингополучатели - в другом.

Вместе с тем у арендатора права собственности или иного вещного права на предмет лизинга нет, и поэтому регистрировать предмет лизинга на его имя нельзя. Следует учитывать, что государственной регистрации недвижимости подлежат права, которые могут иметь отношение к лизингу имущества: право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными документами (ст.131 ГК).

Страхование предмета лизинга (ст.21) не является обязательным по Закону, стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования, определяются соглашением сторон. На практике чаще всего страхование в пользу лизингодателя за счет лизингополучателя на весь срок лизинга является одним из важных условий совершения сделки.

Риски, связанные с гибелью, утратой, порчей предмета лизинга, предполагаются лежащими на лизингополучателе, если иное не установлено договором (ст.22). Риски, связанные с выбором предмета лизинга и его продавца, несет сторона, сделавшая этот выбор (т.е. опять-таки чаще всего лизингополучатель).

Новая редакция Закона исключила ст.27, которая, в частности, содержала подробный перечень инвестиционных затрат (издержек) лизингодателя, которые подлежали возмещению лизингополучателем. Приведение в Законе перечня расходов и затрат лизингодателя может быть полезным для разъяснения пользователям статей затрат. Вместе с тем некоторые специалисты полагали, что, идя по пути закрепления состава расходов и затрат, Закон отказывал участникам лизинга в достаточной самостоятельности и способности решить вопросы, определяемые предпринимателями при осуществлении любых сделок. Получилось, что попытка упорядочить налогообложение участников лизинговых операций вступила в противоречие с правами субъектов лизинга. Сейчас эта проблема снята, и стороны вправе определять перечень расходов, подлежащих возмещению, сами.

В Законе закреплены ряд существенных положений, которые ранее регулировались нормативными актами. Так, предусмотрено, что стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит сторона, на балансе которой находится предмет лизинга. Естественно, если учесть, что лизинговые компании имеют существенные преимущества перед обычными хозяйствующими субъектами по срокам амортизации за счет применения ускоряющих коэффициентов, то в большинстве случаев балансодержателем является именно лизингодатель.

Закон содержит принципиально важные положения, связанные с валютным регулированием лизингового бизнеса (ст.34). Как известно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия разрешения Банка России (оно может предоставлять в упрощенном, регистрационном порядке или -- в некоторых случаях -- вообще не требоваться). Продолжительность договора лизинга, как правило, превышает 180 дней, и это квалифицировалось как валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с этим и возникала необходимость получать лицензию Банка России.

В Законе предусмотрено, что лизингодатель имеет право без лицензии Банка России на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.

Кроме того, лизинговым компаниям предоставляется право без лицензии Банка России осуществлять выплату процентов за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом (поставщиком) предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга (т.е. как текущие валютные операции, так и операции, связанные с движением капитала).

Для осуществления операций международного лизинга Закон устанавливает, что ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации (перемещение через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле и валютном регулировании.

Как видно, Закон устанавливает благоприятные условия для участников лизинга. Однако эти условия не во всем соответствуют действующему налоговому законодательству и таможенным нормативным актам. В полной мере Закон "О лизинге" сможет заработать только в том случае, если будут устранены расхождения между его нормами и нормами законов, регулирующих налоговое, таможенное, валютное и другие законодательства.

Специфические положения содержатся в главе V Закона. Они предполагают, что лизингодатель обладает широкими правами инспектирования и контроля за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга, а также правами финансового контроля той части деятельности лизингополучателя, которая относится к предмету лизинга и контроля за формированием финансовых результатов (!). Стоит отметить, что наличие в Законе нормы о таких широких правах лизингодателя может привести к злоупотреблениям, особенно в части доступа к финансовой информации. Ведь Закон не описывает подробно, как именно определяется, относятся те или иные аспекты деятельности лизингополучателя к предмету лизинга, или нет. В результате лизингодатель может приобрести статус своеобразного «внешнего» аудитора.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ