Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Проблема коррупции считается наиболее острой для современных реалий нашей страны. Практически каждый гражданин в России сталкивался с недобросовестностью различных пользователей, желающих нажиться на проблемах людей. Именно потому одной из основных задач государства является противодействие любым преступлениям экономического характера. Российская законодательная база предусматривает ответственность как за дачу взятки, так и за ее получение.

Введение в тему

Взяточничество стало огромной проблемой для российского общества. Недобросовестные чиновники и стремятся повысить свое материальное благополучие за счет граждан, которые ищут любые пути для решения своих проблем. Иногда ситуация складывается таким образом, что человека буквально заставляют дать взятку, тем самым совершая преступление уголовного характера.

Отечественная законодательная база устанавливает довольно жесткие наказания для граждан, преступивших закон.

Чаще всего встречаются ситуации, когда пользователь сам принимает решение дать мзду чиновнику, но иногда взятка может стать принудительной. Это означает, что гражданина буквально подталкивают на преступление или открыто говорят о возможности решения его проблем за счет финансовых инструментов.

Для того, чтобы был признан факт противоправного проступка, необходимо, чтобы исполняемые действия, за которые поступило вознаграждение, находились в компетенции чиновника – взяточника, или же он имел доступ к решению проблем за счет покровительства или попустительства. Зачастую при рассмотрении дел о взятках возникает вопрос, какие именно ценности могут стать взяткой. Для упрощения работы правоохранителей на государственном уровне принято считать, что все экономические блага и ценности, чья совокупная цена выше 3 тыс. рублей, следует относить к взяточничеству.

Характеристика преступного деяния

Устанавливается, что противоправное деяние будет считаться завершенным, как только пользователь самостоятельно или через третьих лиц (посредников) передаст финансовые ресурсы взяткополучателю. Данное условие прописывается в ст.291 УК РФ.

В общем, статья 291 УК РФ имеет много совместных черт с нормативной документацией советского времени. Пользователей волнует вопрос, дача взятки должностному лицу при исполнении чем грозит. Предметом взятки являются разнообразные механизмы материального плана. К ним относят как денежные средства, так и различное ценное имущество, включая предметы роскоши и антиквариат.

Помимо того, роль взятки также могут принять на себя услуги, за которые в повседневной жизни пришлось бы платить некую сумму (туристическая путевка, ремонтные операции и т.д.).

В ст.291 УК РФ «Дача взятки» четко обозначены ключевые характерные признаки противозаконного проступка, потому с квалификационными характеристиками взяточничества зачастую никаких осложнений не возникает.

Субъективная и объективная сторона вопроса

В роли субъекта взяточничества выступает любой гражданин, достигший возрастных рамок в 16 лет. При этом, в обязательном порядке нарушитель должен быть полностью дееспособным, четко осознавать противоправность своих поступков и готовность нести ответственность за дачу взятки.

Комментарии к ст.291 УК РФ указывают, что все преступления, имеющие отношение к взяточничеству, обладают прямым умыслом. Но состав преступления при этом может быть различным. Так, если пользователь не осознавал, что передаваемые им ценности являются взяткой, в его действиях не будет найдено никаких нарушений. Однако, прежде всего ему предстоит доказать, что никакого умысла преступного характера он не имел, а это бывает крайне непросто.

Цели и мотивы взятки обладают разнообразными характеристиками. Во-первых, любой человек может попасть в условия, когда от него потребуют вознаграждение за исполнение определенных функций. В данной ситуации большая часть ответственности будет возложена на получателя, так как он фактически заставляет пользователя идти на нарушение закона. Также возможна ситуация, когда гражданин самостоятельно принимает решение о стимулировании решения своих проблем посредством финансовых инструментов.

Взяточничество может привести к серьезному ущербу имиджа государства. Считается, что преступление имеет место быть, когда обычные граждане передают ценности и блага материального плана должностным лицам, которые обязаны всячески содействовать в разрешении тех или иных проблем. Факт коррупции в данном случае нанесет вред взаимоотношениям государства и его подданных. И потому объектом преступления считают общественные отношения, регулирующие взаимодействие и сотрудничество государства с обычными гражданами.

Что касается объективной стороны преступного деяния, то она представлена передачей различных ценностей материального плана в пользу взяткополучателя. При этом, сам факт передачи ресурсов несет за собой противоправное обогащение. Получатель обязуется оказать всяческое содействие, активно используя свои возможности в качестве должностного лица.

Говоря об объективной стороне нарушения, статья «Дача взятки» указывает на наличие некоторых отдельных понятий:

  1. Должностное положение – обозначает репутацию чиновника и широкий спектр его возможностей. Преступление ужесточается, если оно совершается тем специалистом, в подчинении которого находятся другие чиновники, которым он может приказывать, и толкает на преступление.
  2. Общее покровительство. Взяткодатель гарантирует себе стремительный рост по карьерной лестнице, а также отсутствие любых претензий к его работе, даже в ситуациях, когда он , и должен понести наказание.
  3. Попустительство. Ответственный чиновник за подкуп не обращает внимания на неправомерные проступки взяткодателя.

Взятка и ее разновидности

Противоправные действия экономического характера до сих пор довольно распространены. Конечно же, государство всяческим образом старается создать такие условия, когда возможность нарушения будет минимальной, но недобросовестные должностные лица и чиновники находят способ обойти требования закона.

По всем вопросам, касающимся взяточничества, нужно уточнить один любопытный момент. Ответственность за противоправный проступок будет наступать как для получателя незаконных источников обогащения, так и для взяткодателей.

Единственным вариантом избежать серьезного наказания будет признание в даче взятки и предоставление правоохранителям доказательств.

Под взяткой закон понимает передачу неких благ материального плана в пользу другого лица, который за их счет приобретет необоснованную экономическую выгоду. Однако, в качестве преступного деяния взятка может быть квалифицирована исключительно в ситуациях, когда передача ценностей происходит от обычных граждан в пользу должностных лиц и чиновников, которые служат государству и занимают важные должности.

После получения незаконных ресурсов взяткополучатель обязуется исполнить ряд условий, среди которых:

  • оказать некое взаимодействие в решении определенных задач в рамках своих должностных обязанностей, а также передача части ответственности за решение вопросов производственного характера;
  • помочь в стремительном продвижении по карьерной лестнице, решить вопрос с увеличением зарплаты или получением других материальных благ;
  • закрыть глаза на ненадлежащее исполнение взяткодателем служебных и профессиональных обязанностей, избавление от ответственности за нарушения и т.д.;
  • предложения взятки за оказание помощи в пределах своих возможностей.

Однако, при столкновении с взяточничеством, нужно помнить, что наказание за дачу взятки предусматривается как для ответственного чиновника, принимающего подношение, так и для пользователя, передающего материальные ценности. При определении квалификации преступления в обязательном порядке учитывается вид взятки, который был установлен.

Уголовный кодекс предусматривает состав и виды данного преступления, оформленного по двум группам:

  1. Явная взятка. Здесь материальные ресурсы передаются взяткодателем по его собственной инициативе. Это означает, что он предлагает должностному лицу финансовую благодарность за его помощь в решении неких проблем после устных договоренностей.
  2. Завуалированная взятка должностному лицу. Здесь дело обстоит куда более сложно, так как не всегда можно установить сам факт взятки. В данной ситуации материальные блага не поступают должностному лицу в виде непосредственных денежных ресурсов, а завуалированно. Это означает, что взяткополучатель приобретает финансовую выгоду за счет скидок, снижения реальной стоимости и т.д.

Касательно завуалированной взятки, законодатель определяет ряд квалификационных признаков, и относит к ней следующие действия:

  • покушение на дачу взятки путем снижения арендной ставки;
  • оплата в полном или частичном выражении учебы за рубежом, дорогостоящих медицинских услуг для взяткополучателя или его близких;
  • перевод денег на счет фирмы за некие услуги, которые по сути никогда не предоставлялись;
  • огромные скидки на дорогостоящее имущество;
  • оформление фиктивных договоренностей или прощение крупного долга.

Предельно допустимым уровнем взятки, при котором не наступит никакая ответственность, является стоимость ресурса не более 3 тыс. рублей. Подобное подношение будет признано подарком (ст. 291.1 УК РФ). Это обозначено в законодательной базе, и четко утверждено в ст.575 ГК РФ.

В зависимости от размера взятки определяется конкретный вид наказания.

Потому, при рассмотрении дел данной категории в обязательном порядке рассматривают сумму, на которую обогатился получатель. Как итог, будет действовать следующая квалификация:

  • значительный размер – 25 тыс. рублей;
  • крупный размер – 150 тыс. рублей;
  • особо крупный размер – более 1 млн. рублей.

Ответственность за дачу взятки

Пользователей волнует вопрос, какая ответственность предусмотрена за преступное деяние. При формировании конкретной ответственности в расчет принимается множество факторов. Но самая важная роль уделена размеру взятки. Так, согласно рекомендациям статьи 291 «Дача взятки» взятка, у которой отсутствует любой признак значимости (размер по ст.291.1 УК РФ находится в пределах 3-25 тыс. рублей), будет наказана штрафными санкциями и возможностью тюремного заключения. При установленной попытке дачи взятки должностному лицу нарушитель будет оштрафован.

Также в виде наказания могут быть применены другие виды ответственности, включая лишение права на занятие некоторыми служебными обязанностями и дополнительные штрафные санкции.

Исходя из всех утвержденных параметров и суммы взятки, уголовная ответственность взяточника будет примерно следующей:

  1. Простая взятка (ч.1 ст.291 УК РФ). Здесь нарушитель может отправиться за решетку на 2 года, и будет обязан выплатить штраф, равный 15-30 кратному размеру взятки.
  2. За дачу взятки должностному лицу в более значительных размерах, сумма штрафных санкций будет равна 20-40 кратному значению взятки, а тюремное заключение увеличится до 3-х лет. При этом, в качестве превентивной меры могут быть установлены дополнительные штрафы в сумме 15-кратного размера взятки.
  3. Взятка в особо крупном размере. Здесь все будет куда более серьезно, и нарушитель может отправиться за решетку на срок от 7 до 12 лет. Что касается штрафных санкций, то их будет две – основная (70-90 кратный размер) и вспомогательная (70-х).
  4. Если во взятке по предварительному сговору, или же ее размер относится к крупному, уголовная ответственность составит 5-10 лет тюрьмы, и два штрафа – основной (60-80-х от размера взятки) и дополнительный (60-кратный). Если взяткодатель занимает важную должность, или исполняет управленческие функции на коммерческом предприятии, его также лишат права занимать некие профессиональные должности на срок до 3 лет.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Непосредственный объект и предмет дачи взятки полностью совпадают с объектом и предметом получения взятки.

Объективная сторона выражается в передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу). Признаки объективной стороны дачи взятки по своему содержанию в целом аналогичны признакам, характеризующим объективную сторону получения взятки. При этом указанные основные формы получения взятки применимы и при характеристике дачи взятки. Внимания заслуживает вопрос об обусловленности дачи взятки. Применительно к данному преступлению признак обусловленности взятки означает, что необходимым условием предоставления имущественной выгоды должностному лицу является совершение им до или после дачи взятки действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием служебного положения. Связующим звеном между передачей и получением должностным лицом незаконного вознаграждения за определенное поведение по службе являются собственные или представительские интересы взяткодателя. Данные интересы законодательно определены посредством термина «в пользу взяткодателя или представляемых им лиц».

Дача взятки является оконченным преступлением в момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, действия которого были непосредственно направлены на их передачу, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки (п. 10, 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24). Таким образом, момент окончания дачи взятки совпадает с моментом окончания получения взятки.

В литературе дискуссионным является правовая оценка случаев дачи взятки должностному лицу, которое не обладает необходимой компетенцией для совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2013 № 24 разъяснил, что взяткодатель в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (и. 24). Однако отдельные авторы в оценке этой ситуации исходят из того, что поскольку взяткодателем полностью выполнена объективная сторона дачи взятки, имеет место оконченное преступление.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что передает деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконно предоставляет услуги имущественного характера или иные имущественные права должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение соответствующих действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием служебного положения, и желает совершить эти действия. При этом предметное содержание умысла взяткодателя должно соответствовать предметному содержанию умысла взяткополучателя, т.е. он должен сознавать, что умыслом последнего охватывается факт получения взятки. Расхождение в содержании умысла субъектов дачи-получения взятки в определенных случаях исключает ответственность за взяточничество. В частности, если гражданин полагает, что должностное лицо имеет законное право на получение имущества и передает ему определенную сумму денег (например, в виде штрафа, пошлины и др.), состав дачи взятки отсутствует. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 на этот счет разъяснено, что если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный ст. 291 либо ст. 291.1 УК РФ.

Мотивы и цели дачи взятки, в отличие от ее получения, могут быть различными.

Субъект общий - любое лицо, достигшее 16 лет, независимо от гражданско-правового статуса (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), а также служебного положения (частное лицо, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и др.).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 291 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести.

Частью 2 ст. 291 УК РФ установлена повышенная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.). Данное деяние отнесено к категории преступлений средней тяжести.

Часть 3 ст. 291 УК РФ устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (в том числе когда взятка но указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий {бездействия). Специфика данного признака состоит в том, что в законе прямо указано на «заведомую» незаконность таких действий (бездействия). Если субъект не сознает, что дает взятку за незаконные действия (бездействие) должностного лица, его деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 291 УК РФ. Взяткополучатель при этом несет ответственность по ч. 3 ст. 290 УК РФ. Аналогично должен решаться вопрос об ответственности указанных лиц и при неопределенном умысле взяткодателя. Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются незаконными, квалификация дачи взятки, на наш взгляд, будет определяться фактической природой таких действий как законных, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 291 УК РФ.

Если подкуп являлся способом склонения должностного лица к совершению какого-либо преступления (служебного подлога, фальсификации доказательств, незаконного освобождения от уголовной ответственности, превышения должностных полномочий и др.), взяткодатель песет ответственность за дачу взятки и подстрекательство к совершенному должностным лицом преступлению.

В ч. 4 ст. 291 УК РФ к числу квалифицирующих признаков отнесено какое-либо из деяний, предусмотренных ч. 1-3 данной статьи, если оно совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

Содержание группы лиц по предварительному сговору и организованной группы при даче взятки в целом совпадает с аналогичным признаком получения взятки, за исключением субъекта преступления. При этом в состав преступной группы взяткодателей, наряду с общими субъектами, могут входить и должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации, которые несут ответственность за дачу взятки.

В ч. 5 ст. 291 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака предусмотрена дача взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Деяния, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 291 УК РФ, отнесены к категории тяжких преступлений, ч. 5 ст. 291 УК РФ - к категории особо тяжких преступлений.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий: 1) если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо 2) имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Особенностью данного вида освобождения от уголовной ответственности является его императивный характер, т.е. при наличии указанных условий правоохранительные органы обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Вместе с тем юридическая природа альтернативных условий (оснований) различна. Добровольное сообщение компетентному органу о факте дачи взятки - типичная разновидность деятельного раскаяния (ч. 2 ст. 75 УК РФ). Под добровольным сообщением о даче взятки понимается заявление (письменное или устное), сделанное взяткодателем но собственной инициативе при сознании им того обстоятельства, что компетентному органу еще не известно о совершении данного преступления. При этом мотивы поведения взяткодателя могут быть различными (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

Вымогательство по своей природе соответствует обстоятельствам, исключающим преступность деяния, в частности оно имеет много общего с крайней необходимостью. Однако законодатель рассматривает вымогательство взятки как одно из условий (оснований) освобождения от уголовной ответственности. При этом требуется совершение дополнительных действий со стороны взяткодателя, связанных с раскрытием и (или) расследованием преступления. В целом, в новой редакции закона условия освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки являются более строгими.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?


○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой , в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

  1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —
    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
  2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
  3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) в крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
  5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).
Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).
6. Частью 3 ст. 290 УК установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.
Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.
Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).
8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.
9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.
Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.
При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.
При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.
10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.
Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ