Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Способы защиты прав и свобод человека и гражданина

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свобо­ды государство не стремилось никогда. Все ныне сущест­вующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нуж­но снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.

Конечная цель деятельности демократического правово­го государства состоит в обеспечении прав и свобод челове­ка и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связа­но с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают воз­можность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охра­на» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых усло­вий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Механизм реализации символизирует движение, в дан­ном случае процесс превращения прав и свобод, юриди­ческих возможностей в действенное их осуществление.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный пере­ход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятель­ности государства.

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нель­зя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном ме­ханизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо дея­тельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом.

Формами защиты прав личности являются:

1) защита прав органами публичной власти;

2) защита прав граждан общественными объединения­ми;

3) самозащита прав человеком, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы мест­ного самоуправления;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и право­защитные организации, общественные объединения;

публичные выступления граждан в защиту своих

Обращения в международные органы по защите прав человека.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты нрав и свобод явля­ется судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.

Во-первых, матери­альное содержание этого права (право потерпевшего на воз­мещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процес­суальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский по­средник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной пра­возащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парла­ментский комиссар по делам администрации - в Велико-«Британии, Защитник народа - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномочен­ный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский Эмбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам челове­ка в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во вто­рой половине XX в. ранее существовавшие механизмы обес­печения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности кон­фликтов между государством и гражданином.

В системе разделения властей Уполномоченный по пра­вам человека занимает особое место и, по сути, не принад­лежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законода­тельной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую кон­фликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чинов­ника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав pi свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обес­печивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав че­ловека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регу­лируются не только национальным правом, но и междуна­родным. Право каждого на обращение в межгосударствен­ные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентны­ми национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разум­ный срок независимым и беспристрастным судом, создан­ным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при ис­черпании возможностей защиты своих прав согласно на­циональному законодательству могут обращаться в Евро­пейский Суд по правам человека.



Одним из важнейших достижений в международном ре­гулировании прав человека является учреждение и функ­ционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями между­народных договоров сложилась определенная система меж­государственных органов, наделенных функциями между­народного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществля­ется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Ев­ропы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некото­рые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, сво­боде, равенству, гуманизму, правовому государству, выра­женное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.

Общие идеи о правах человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.

Рубеж 19 и 20 веков стал периодом первой глобализации в мире.

Рубеж 20 и 21 века – период второй глобализации.

Результатом этих процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение с правами человека в мире.

Во второй половине 20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.

В этих условиях возникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая и эффективная. Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.

В этих условиях формируются концепции развития мира в контексте прав человека:

Так называемая концепция гуманитарной интервенции – это не что иное, как война за права человека, предполагающая очень грубое и активное подавление суверенитета государства (например, США - Ирак).

2. Второй вариант – европейский – создание и функционирование Международного уголовного суда для рассмотрения дел политических деятелей, ответственных за нарушение прав человека. Но здесь существует опасность, что пока диктатор у власти он будет недосягаем для МУС. Кроме того, США противодействует идее МУС, что связано с активной реализацией этим государством концепции гуманитарной интервенции, в результате которой могут появиться основания для привлечения политических деятелей США к ответственности через МУС.

Обратимся теперь к вопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека», оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в планетарном масштабе.

Я полагаю, что каждый имеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с этим феноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальное представление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне, пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственно правами человека (работа с флипчартом).

Теперь, когда мы обозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить на вопросы:

1. Каков круг тех отношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их защите?

2. Являются ли права человека индивидуальным правом, или их характеризует принадлежность к совокупности человеческих личностей, объединенных понятием граждан, населения страны и т.п.?

Действительно, говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.

Исходя их этого сформирована система трех поколений прав человека:

1 поколение составляют классические права человека: жизнь, свобода, равенство, собственность, т.е.те права, которые позволяют развивать человеческую неповторимость. К этому поколению относятся и основополагающие политические права: на объединение, избирать и быть избранным, на информацию о деяттельности властей. Данные права нашли свое закрепление и защищаются как на международном уровне (ЕКПЧ и МПГПП ООН), так и на уровне национального законодательства (прежде всего Конституция РФ).

2 поколение формируют социальные права: например, на социальное обеспечение.

3 поколение включает в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации, народы, государства.

Помимо собственно материальных прав человека, существуют и процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту прав материальных.

При обсуждении вопроса о правах человека чрезвычайно часто употребляют словосочетание «права и свободы» (например, «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»).

Каково Ваше мнение о соотношении этих понятий, чем одно отличается от другого? (Работа с флипчартом).

Действительно, право представляет собой «позитивное» право требования, ожидания от государства создания условий для его реализации (например, право на судебную защиту – государство должно организовать для меня судебную систему).

Свободы же представляют собой «негативное» право на отсутствие вмешательство со стороны государства, на создание вокруг человека безопасного пространства, в рамках которого он самореализуется (например, свобода вероисповедания, моя вера – это не дело власти, а только мое дело).

Но защите со стороны государства подлежат как права так и свободы. Кроме того, государство помимо обеспечения моих прав и свобод в отношениях человек-власть должно оградить меня и от горизонтального вмешательства (мой сосед не должен прослушивать мои телефонные переговоры).

Если поздно вечером при возвращении домой человек был избит хулиганами, то это не проблема прав человека. Но если государство отказывает в проведении эффективного расследования и осуществлении уголовного преследования, то это уже становится нарушением права человека на эффективные средства правовой защиты.

Откуда берется эта позиция долженствования государства?

В действительности, эта концепция имеет у своих истоков теории общественного договора и правового государства.

Все мы свободные люди, рожденные для реализации собственных жизненных проектов, обладающие личным и человеческим достоинством.

Человеческое достоинство принадлежит каждому из нас и проистекает из уникальности каждого человека. Это определяет принадлежность каждому человеку таких базовых прав как свобода, равенство и собственность. Личное достоинство лицо формирует в течение всей своей жизни путем реализации собственного жизненного проекта и гармонизации собственной личности.

Собравшись вместе равновеликие люди пришли к выводу, что для комфортного, эффективного и безопасного общежития им необходимо создание обслуживающей их структуры, работа которой освободила бы их время для самореализации. Эта структура – государство, созданное для четко определенных целей и работающее по строго определенным правилам. Основной принцип правового государства – стабильность правил, согласно которым существет государство и гражданское общество, что формирует у общества доверие к власти и позволяет ему развиваться. При этом у человека возникают гражданские обязанности:

Платить налоги

Защищать родину

Подчиняться законам государтсва и решениям судов (это небесусловная обязанность, т.к. не могут выполняться законы, изданые в нарушение идеи создания государства-служителя, тогда реализуется концепция гражданского неповиновения).

Свергнуть власть, если она перестает служить людям и реалиут лишь свои собственные интересы.

Одной из наиболее важной обязанностей человека является защита тех базовых ценностей, которые обеспечивают его самореализацию и развитие.

Система защиты прав человека объединяет собой следующие виды активных действий:

1. Участники семинара делятся на 4 группы. Им выдается текст второй главы Конституции РФ:

Первая группа должна найти в тексте не менее 5 прав человека первого поколения

Второая группа должна найти в тексте не менее 5 прав второго поколения

Третья группа должна найти в тексте не менее 5 прав

Четвертая группа должна найти в тексте не менее 5 свобод

Затем каждая группа оглашает (презентует) выбранные ею права и свободы, поясняя свой выбор.

2. Участники семинара делятся на 4 группы и формируют списки действий, которые возможно осуществлять в защиту прав человека (играем в автобусные остановки, последняя группа презентует плакат):

Правовые действия в защиту прав человека

Политические действия в защиту прав человека

Просвещение (образование) в защиту прав человека

Общественные действия в защиту прав человека

Группа 1

На крупном предприятии в связи с постоянным нарушением законодательства о труде сформировалась группа активистов, которые, используя законные методы, совместно предпринимали действия в защиту прав трудящихся. Такая ситуация категорически не устраивала администрацию предприятия. В результате активисты были направлены в бессрочные отпуск без сохранения заработной платы, в доступе на предприятие им было отказано. В ответ на эти действия администрации активисты направили большое количество жалоб в прокуратуру города и области. Из ответов прокуратуры следовало, что никаких нарушений в действиях работодателя не установлено. В последнем ответе из прокуратуры было указано, что переписка с активистами со стороны прокуратуры прекращается и более вестись не будет.

Группа 2

При поступлении в ВУЗ абитуриенту было предложено приемной комиссией внести в кассу ВУЗа денежные средства в размере 50 руб. за рассмотрение представленных им документов. После сдачи документов абитуриент передумал поступать в Вуз и потребовал вернуть деньги, но получил отказ.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 3

Девушка утром шла на работу через сквер в центральной части города. Неожиданно появилась крупная собака, бросилась на девушку и укусила ее, серьезно поранив ногу. Девушка обратилась в травмпункт, где ей провели необходимые медицинские манипуляции, взяв за услуги 2 345 руб. 56 коп. Кроме того, девушка была нетрудоспособна на протяжении двух недель.

1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 4

В городе летом отключили горячую воду. Отключение длилось свыше месяца. Группа активных горожан организовала на центральной площади города акцию «Общественная баня», установив тазики и предлагая все прохожим смыть с себя накопившуюся грязь. Один из проходящих граждан, заинтересовавшись происходящим, остановился рядом с «Общественной баней» и был немедленно задержан и препровожден в районное отделение внутренних дел, где находился в изоляторе временного содержания на протяжении 4 часов, а затем был отпущен.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Группа 5

Активисты общественной организации «Мужской характер» решили организовать пикет накануне дня защитника отечества с целью пропаганды идеи добровольной службы в рядах вооруженных сил. Они вышли на Центральную площадь города с соответствующими плакатами, но были разогнаны силами милиции. Кроме того, представители ОО «Мужской характер» были избиты молодыми людьми, придерживающимися милитаристических (провоенных) взглядов. В ответ на письменное обращение в органы внутренних дел пострадавшие получили ответ, что милиция не обязана защищать лиц, организующих несанкционированные митинги.

    Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, этатизм, демократизм.
Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

Постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей и государство должно стоять на страже этих постулатов;
- признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;
- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
- государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;
- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;
- утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

Анархизм , как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.



Солидаризм , как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности индивида . Некотор в струк пр статуса вкл гр-во. Нерсесянц – это предпосылка, опр пр статус.Права человека - основополагающий элемент правового ста­туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того, в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие эле­менты. Возможность реализовать некоторые права дает лишь об­ладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (опре­деляемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (ком­плексный) и специальный правовой статус, связанный с некото­рыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответствен­ности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и право­вое положение личности, выступающее как сумма общего пра­вового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.

Права – опр-ют более конкрет действия, свободы – термин подчеркивает более широкие возможности индивид выбора. четко разгр трудно

При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.

Конст РФ – человек, его права и своб явл высшей ценностью. Конст допускает возм-ть огр прав и своб, но только в той мере, в какой это необх-мо для защ конст строя, нравст-ти, Здор, зак прав и зак интерес др лиц. Важн гос институт – Уполн по правам чел. ФЗ – о прожиточном минимуме, о защите прав потребителей, о занятости насел в РФ, об осн гарантиях избир прав и прав на уч в референдуме, о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом МП регулирования и защиты.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

По сфере жизнедеятельности общества различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом: право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида: право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка, свободу совести и вероисповедания, свободу творчества, доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности: свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

ПЧ носят универсальный характер , распространяются на всех во всех странах; находятся в постоянном развитии ; это не юридическая догма, их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

Гарантии прав человека и гражданина - способы, обеспечивающие правовые возможности для выявления, приобретения и реализации прав и свобод.

По сфере действия : МП (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Всеобщ декл прав чел 48 г, Межд пакт об эк, соц и культур правах 66 г., М пакт о гр и полит правах. Конв о политич правх женщин 53, Конв о ликвидации всех форм дискрим в отн женщин 79, Конв о правах ребенка 89

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве каждой страны надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах :

1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях "личность - государство" и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их.

2. Господство права в обеспечении законности и правопорядка.

3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств, позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные:

  • судебная защита, включая право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
  • Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

Международные механизмы:

Образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (универсальный уровень) и на региональном уровне (например в рамках Совета Европы и др.)

Принципы законности - отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демократическом правовом государстве.



Принципы законности:

1. Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам. Этот принцип предполагает исключительность закона, т.е. подчиненность закону всех юридических актов (нормативных и применительных) в соответствии с их субординацией.

Конституция страны обладает высшей юридической силой. Все законы должны соответствовать конституции, подзаконные нормативные акты - законам, причем подзаконные акты принимаются и действуют только в том случае, когда какие-либо общественные отношения не урегулированы законом.

Правоприменительные акты должны быть поднормативны, т.е. соответствовать нормативно-правовым актам - законам и подзаконным актам.

2. Всеобщность законности означает, что в обществе все государственные органы, общественные организации, коммерческие объединения, должностные лица, граждане находятся под действием закона. Не может быть исключения ни для физического, ни для юридического лица, на которое бы требования законности не распространялись.

3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность пра-воприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в право-творчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, однако в рамках закона может приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для каждого конкретного случая.

Необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним отдельных лиц обусловлена презумпцией целесообразности действующего закона".

5. Неотвратимость ответственности за правонарушения означает своевременное раскрытие любого противоправного деяния. Правоохранительные органы призваны как предотвращать правонарушения, так и вести эффективную борьбу с ними. В этом состоит реальность законности - достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. Обусловленность законности режимом демократии, предусматривающим строгое соблюдение двух типов правового регулирования:

Специально-разрешительного - распространяется на властные государственные органы и должностные лица («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»);

Общедозволительного - распространяется на граждан и их объединения («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»); а также соблюдением равенства всех перед законом и судом, которое предполагает безусловное право субъекта на судебную защиту прав. Вот почему, кроме юридического равенства, важно наличие независимого судебного правосудия, основанного на верховенстве закона и соблюдении принципа разделения властей. Этими требованиями законность проявляет себя как элемент (признак) демократического режима

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

o публичные выступления граждан (ст. 31);

o обращения в СМИ (ст. 29);

Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

Юридические факты, приводящие в действие норму права;

Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

Акты применения права;

Элементы правосознания и правовой культуры.

Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

Способами защиты гражданских прав являются:

Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

Прекращение или изменение правоотношения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Иные способы, предусмотренные законом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ