30 фондов, 5 324 ед. хр., 1891-1917
«Положение о земских участковых начальниках» от 12.07.1889 было введено в Саратовской губернии с 01.07.1891 На должность земских участковых начальников в уезде назначались местные потомственные дворяне министром внутренних дел по представлению губернатора. Выполняли административные, судебные и полицейские функции, утверждали решения крестьянских органов общественного управления, назначали и смещали должностных лиц в них. Уездные съезды являлись второй инстанцией для земских участковых начальников и городских судей, заменили уездные по крестьянским делам присутствия. Съезд состояли из административного и судебного присутствий в составе всех земских начальников уезда под председательство уездного предводителя дворянства, а также исправника и председателя уездной земской управы – в первом и уездного члена окружного суда – во втором присутствии. Земские участковые начальники и уездные съезды подчинялись губернскому присутствию. Ликвидированы постановлением Временного правительства от 04.05.1917. Их функции перешли мировым судьям и мировым съездам.
№ фонда | Название | Крайние даты документов |
Аткарский уездный съезд земских начальников | 1910-1914 | |
Балашовский уездный съезд земских начальников | 1910-1910 | |
Вольский уездный съезд земских начальников | 1896-1910 | |
Земский начальник 1 участка Балашовского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник 10-го участка Аткарского уезда | 1897-1897 | |
Земский начальник 10-го участка Новоузенского уезда | 1899-1899 | |
Земский начальник 3-го участка Аткарского уезда | 1913-1913 | |
Земский начальник 3-го участка Хвалынского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник 4-го участка Новоузенского уезда | 1910-1913 | |
Земский начальник 4-го участка Хвалынского уезда | 1916-1917 | |
Земский начальник 5-го участка Хвалынского уезда | 1896-1916 | |
Земский начальник 6-го участка Хвалынского уезда | 1914-1917 | |
Земский начальник 7-го участка Аткарского уезда | 1896-1897 | |
Земский начальник 7-го участка Новоузенского уезда | 1905-1905 | |
Земский начальник 7-го участка Петровского уезда | 1892-1894 | |
Земский начальник 9-го участка Аткарского уезда | 1896-1897 | |
Земский начальник 9-го участка Николаевского уезда | 1910-1910 | |
Земский начальник восьмого участка Саратовского уезда | 1897-1917 | |
Земский начальник второго участка Саратовского уезда | 1893-1914 | |
Земский начальник первого участка Саратовского уезда | 1891-1917 | |
Земский начальник первого участка Хвалынского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник пятого участка Саратовского уезда | 1897-1916 | |
Земский начальник седьмого участка Саратовского уезда | 1897-1907 | |
Земский начальник третьего участка Саратовского уезда | 1897-1897 | |
Земский начальник четвертого участка Саратовского уезда | 1904-1917 | |
Земский начальник шестого участка Саратовского уезда | 1908-1913 | |
Николаевский уездный съезд | 1913-1913 | |
Новоузенский уездный съезд земских начальников | 1913-1916 | |
Петровский уездный съезд | ????-???? | |
Саратовский уездный съезд | 1891-1917 |
Циркуляры МВД, Департамента полиции МВД, Переселенческого управления, губернатора, губернского присутствия, губернского продовольственного комитета, губернской казенной палаты, Саратовского уездного съезда земских начальников, уездных землеустроительных комиссий, протоколы заседаний губернского присутствия и Саратовского уездного съезда. Предписания и отчеты земских начальников; протоколы и приговоры волостных и сельских судов. Документы и переписка о деятельности земских начальников, уездных съездов и волостных судов, о проведении аграрной реформы 1906 г., образовании новых волостей и поселков, о положении крестьян и сельских обществ, сборах, налогах и повинностях, продовольственных капиталах, мобилизации на военную службу и призрении семей призванных в армию, выдаче продовольственных и семенных ссуд, наделении землей, о происшествиях, крестьянских волнениях, сельских училищах и библиотеках. Судебные дела о денежных исках за различные правонарушения. Копии удостоверительных актов на земельные участки и усадебные места. Документы о личном составе волостных и сельских правлений; посемейные списки и свидетельства переселенцев; подворные списки крестьян Полчаниновской волости (Ф. 26. Оп.1. Д. 873. 1905 г.); копия ревизской сказки д. Александровки (Гусиной Лапы) Саратовского уезда (Ф. 26. Оп.1. Д. 1105. 1858 г.); списки недоимщиков и нуждающихся крестьян, списки вышедших из общины.
П.А.Столыпин
I. Уездные съезды, уездные съезды мировых посредников, съезды по
крестьянским делам, уездные по чиншевым делам присутствия, уездные по
воинской повинности присутствия и уездные распорядительные комитеты –
упразднить.
II. Учредить в каждом уезде должность начальника уездного управления,
постановив в отношении этой должности нижеследующие правила:
1. Начальник уездного управления является представителем общей
правительственной власти в пределах уезда.
2. Начальник уездного управления назначается Высочайшей властью по
представлению министра внутренних дел.
3. Должности начальников уездного управления замещаются, с соблюдением общих
правил Устава о службе по определению от правительства, преимущественно из
числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства,
непременного члена губернского или губернского по крестьянским делам
присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или
уездной земской управы, советника губернского правления, непременного члена
уездного совета, правительственного комиссара, либо иные соответственные
должности по губернским или уездным учреждениям.
4. Должность начальника уездного управления не может быть совмещаема ни с
какими иными должностями по государственной или общественной службе, кроме
безвозмездных почетных должностей, как то: должности уездного предводителя
дворянства, почетного мирового судьи, попечителей в благотворительных,
учебных и лечебных учреждениях и т. п.
5. Начальнику уездного управления подчиняются, в порядке руководства,
надзора и ревизии, все уездные правительственные учреждения и должностные
лица ведомства Министерства внутренних дел, а также участковые
правительственные комиссары.
Примечание. Права и обязанности начальника уездного управления по отношению
к уездной и городской полиции определяются в Полицейском уставе и в
Учреждении полиции.
6. По отношению к уездным правительственным учреждениям и должностным лицам
всех остальных ведомств, за исключением судебного, начальнику уездного
управления предоставляется:
1) требовать от них сведения и справки по производящимся у них делам и
2) руководить действиями означенных учреждений и должностных лиц в тех
случаях, когда какая-либо общая мера, касающаяся их деятельности, предложена
к исполнению начальника уездного управления.
7. По отношению к уездным земским учреждениям, а также к городским
учреждениям уездного города и безуездных городов, находящихся в пределах
уезда, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от земской управы и от городских управлений сведения и справки
по предметам их ведомства;
2) производить, по поручению губернатора, ревизии всех земских и городских
учреждений, представляя о результатах ревизии губернатору;
3) присутствовать, когда признает необходимым, в заседаниях уездного
земского собрания и городской думы, или в собрании городских уполномоченных,
и давать объяснения по обсуждаемым делам и вопросам, не участвуя, однако, в
разрешении дел, и
4) получать копии всех постановлений уездного земского собрания, городских
дум и собраний городских уполномоченных в те же сроки, когда копии сих
постановлений представляются подлежащими земскими и городскими учреждениями
губернатору.
8. Начальник уездного управления состоит председателем уездного совета во
всех его присутствиях и руководит занятиями и делопроизводством совета.
9. Начальник уездного управления исполняет поручения губернатора и
губернских учреждений по делам, относящимся к их ведомству.
10. В порядке своей деятельности, начальник уездного управления подчиняется
руководству и надзору губернатора.
11. По истечении каждого года, начальник уездного управления представляет
губернатору отчет о состоянии уезда и о деятельности правительственных и
общественных учреждений уезда.
12. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, увольнения
или устранения от должности начальника уездного управления, исполнение его
должности возлагается на непременного члена уездного совета, либо на одного
из правительственных комиссаров в губернии, по указанию губернатора.
III. Учредить в каждом уезде уездный совет, постановив в отношении сего
учреждения нижеследующие правила:
1. Уездный совет состоит, под председательством начальника уездного
управления, из уездного предводителя дворянства, непременного члена уездного
совета и членов, участвующих, согласно статьям 4, 7 и 11 сего III отдела, в
заседаниях совета по отдельным разрядам подведомственных совету дел.
2. Подведомственные уездному совету дела, в отношении их существа и порядка
производства, разделяются на три разряда:
1) дела распорядительные,
2) дела административно-судные и
3) дела дисциплинарные.
3. К числу подведомственных уездному совету распорядительных дел относятся:
1) Дела и предметы, отнесенные по действующим узаконениям к ведению
административного присутствия уездного съезда, уездного съезда мировых
посредников, уездного по воинской повинности присутствия и уездного
распорядительного комитета, за исключением из их числа тех дел и предметов,
которые либо совершенно устраняются Положениями о крестьянском
землевладении, а также о поселковом, волостном и участковом управлениях,
либо передаются в ведение земских учреждений, согласно правилам об
обеспечении продовольственных потребностей сельского населения (по проекту),
либо относятся к разряду административно-судных или дисциплинарных дел
уездного совета, согласно статьям 6 и 10 сего III отдела.
2) Распоряжения, указанные в Положениях о крестьянском землевладении, а
также о поселковом и волостном управлениях.
3) Рассмотрение и разрешение пререканий, возникающих между
правительственными учреждениями и должностными лицами уезда по
соприкасающимся предметам их ведения.
4) Установление способов согласования деятельности правительственных
учреждений и должностных лиц уезда с уездными земскими и городскими
учреждениями по соприкасающимся предметам их ведения.
5) Обсуждение распорядительных мер по уездному управлению, предложенных на
заключение уездного совета начальником уездного управления, и
6) Рассмотрение и разрешение распорядительных дел, порученных уездному
совету губернатором или губернским советом.
4. Подведомственные уездному совету распорядительные дела разрешаются
уездным советом в распорядительном его присутствии, в состав которого, сверх
лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят:
1) по всем делам, кроме дел, означенных в пункте 3 предыдущей (3) статьи, –
председатель уездной земской управы;
2) по делам, переданным из ведения уездного по воинской повинности
присутствия, – уездный исправник и уездный воинский начальник, а также, в
случаях, указанных в Уставе о воинской повинности, городской голова или
городской староста и члены от населения;
3) по делам, переданным из ведения уездного распорядительного комитета, –
уездный исправник и городской голова или городской староста уездного города;
4) по делам, связанным с взысканием окладных денежных сбо-ров и с отбыванием
натуральных повинностей, – податной инспектор уезда;
5) по делам о земельном, поселковом и волостном управлениях – один из членов
уездной земской управы и городской голова или городской староста уездного
города;
6) по делам о пререканиях между правительственными учреждениями и
должностными лицами – находящиеся в уездном городе представители подлежащих
ведомств, и
7) по делам о согласовании действий правительственных учреждений с земскими
и городскими – весь состав уездной земской или городской управы, по
принадлежности, и находящиеся в уездном городе представители подлежащих
ведомств.
5. Распорядительные дела уездного совета производятся применительно к общему
порядку, установленному для производства дел в административных учреждениях,
с теми изменениями и дополнениями, которые указаны в подлежащих уставах и
узаконениях, по принадлежности, а также в сем III отделе.
6. К числу подведомственных уездному совету административно-судных дел
относятся:
1) дела по просьбам (жалобам) об отмене неправильных постановлений или
распоряжений участковых правительственных комиссаров, либо об обязании их
совершить необходимые действия, в коих ими было просителям отказано (в том
числе дела по жалобам на постановления и распоряжения комиссаров, вытекающие
из поземельного устройства сельских обывателей);
2) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене,
в порядке надзора или по жалобам, приговоров земельных, поселковых и
волостных сходов или собраний, либо постановлений сельских советов,
состоявшихся с нарушением закона, а также об обязании означенных учреждений
совершить необходимые распоряжения;
3) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене,
в порядке надзора или по жалобам, неправильных выборов по земельному,
поселковому и волостному управлениям, а также о неутверждении в должностях
тех выборных должностных лиц означенных управлений, для которых установлено
утверждение в должности, и
4) дела, возложенные на уездные по чиншевым делам присутствия Положением о
поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков.
7. Подведомственные уездному совету административно-судные дела разрешаются
уездным советом в административно-судном его присутствии, в состав которого,
сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят: уездный член
окружного суда, два члена по выбору от уездного земского собрания и один
член от городской думы или от собрания городских уполномоченных уездного
города, а также местный товарищ прокурора, который, однако, не участвует в
разрешении дел, но только предъявляет совету свое заключение по
рассматриваемым делам.
8. Члены административно-судного присутствия по выбору земских и городских
учреждений избираются на трехлетний срок из числа земских или городских
гласных, по принадлежности (ли-бо в городах с упрощенным городским
устройством – из числа городских уполномоченных), а также из числа лиц,
имеющих непосредственное право участия в избирательных собраниях, причем от
избрания не устраняются председатели и члены управ, а, равным образом,
городские головы и городские старосты.
9. Административно-судные дела уездного совета производятся порядком,
указанным в статье 5 сего III отдела, с соблюдением нижеследующих особых
правил:
1) дела разбираются публично, кроме тех случаев, когда председатель совета
признает необходимым, для охранения общественного порядка или для
обеспечения правильного хода разбирательства, установить негласное
разбирательство дела;
2) разбор дела происходит словесно, с занесением всех существенных актов
разбирательства в протокол;
3) по делам, возникшим по жалобам, жалобщики имеют право представлять свои
объяснения при разбирательстве дела, для чего им посылаются заблаговременно
извещения о дне слушания дела;
4) теми же правами, как и жалобщики, пользуются уполномоченные от подлежащих
земельных, поселковых и волостных общественных учреждений по делам об отмене
приговоров их сходов или собраний, возникшим как по жалобам, так и в порядке
надзора;
5) постановленное по делу решение объявляется председателем в том же
заседании, когда состоялось решение;
6) по делам о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков соблюдаются,
сверх того, правила, установленные для разбирательства такого рода дел в
уездных по чиншевым делам присутствиях.
10. К числу подведомственных уездному совету дисциплинарных дел относятся:
1) дела о наложении взысканий за служебные проступки (Уст. служ. прост., ст.
1) на должностных лиц, служащих по выбору в учреждениях поселкового и
волостного управлений, а равно ус-транение, удаление и увольнение их без
прошения от занимаемых ими должностей;
2) дела об удалении и увольнении, без прошения, от должностей: а) служащих в
званиях канцелярских чиновников во всех правительственных учреждениях уезда,
и б) полицейских урядников.
3) удаление и увольнение, без прошения, от должностей низших канцелярских
служителей и низших полицейских чинов, а равно служащих по вольному найму в
правительственных и общественных учреждениях уезда, в тех случаях, когда
начальство, от которого зависит такое удаление или увольнение, не приняло
этих мер при наличности законных к тому оснований;
4) постановление заключений по делам об уголовной ответственности
должностных лиц, означенных в пунктах 1 и 2 сей (10) статьи, в случаях,
предусмотренных статьями 1091 и 1095 Устава уголовного судопроизводства*
11. Подведомственные уездному совету дисциплинарные дела разрешаются в
дисциплинарно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц,
означенных в статье 1 сего III отдела, входят:
а) по делам об ответственности должностных лиц поселкового и волостного
управлений – председатель уездной земской управы и городской голова, либо
городской староста уездного города, и
б) по делам об ответственности остальных служащих – лица, от которых зависит
определение этих служащих к должности, либо непосредственные их начальники,
если к приглашению их в заседание присутствия не встречается особых
препятствий.
12. Дисциплинарные дела уездного совета производятся порядком, указанном в
статье 5 сего III отдела, с соблюдением правил, изложенных в Уставе
уголовного судопроизводства и в Уставе о служебных проступках.
13. Постановления и решения уездного совета по всем разрядам
подведомственных ему дел, за исключением тех случаев, когда решение состояло
в составлении заключения по делу, могут быть обжалованы участвующими в делах
лицами губернскому совету, посредством подачи жалоб через уездный совет, в
тридцатидневный срок со дня объявления решений (кроме дел чиншевых, для
которых сохраняется двухмесячный срок).
14. В случаях народных волнений, опустошительных пожаров и наводнений,
повальных болезней и при тому подобных чрезвычайных обстоятельствах
начальнику уездного управления предоставляется, для выработки в таких
случаях необходимых мер и для согласования деятельности всех учреждений
уезда, созывать общее присутствие уездного совета из всех находящихся в
уездном городе начальников и представителей отдельных ведомств.
15. По распоряжению начальника уездного управления в уездный совет, во всех
его присутствиях, могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса или
в качестве экспертов, должностные и частные лица, от коих можно ожидать
полезных по делу сведений или разъяснений.
16. При невозможности для начальника уездного управления прибыть, по
каким-либо причинам, в заседание совета, председательство во всех
присутствиях совета, кроме административно-судного, переходит к непременному
члену уездного совета, а в административно-судном присутствии – к уездному
члену окружного суда.
17. Непременный член уездного совета назначается министром внутренних дел, с
соблюдением правил, установленных для назначения на должности участковых
правительственных комиссаров.
18. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, устранения
или увольнения от должности непременного члена уездного совета, исполнение
его должности возлагается на одного из участковых правительственных
комиссаров уезда по указанию губернатора.
19. Министру внутренних дел предоставляется, не замещая совсем должности
непременного члена уездного совета в тех уездах, в которых это возможно по
количеству поступающих на разрешение уездного совета дел, – возлагать
постоянное исполнение обязанностей непременного члена в таких уездах на
одного из правительственных участковых комиссаров и увеличивать, за счет
свободных вакансий, число непременных членов в тех уездах, где это окажется
необходимым.
20. Независимо от участия в заседаниях уездного совета, на непременного его
члена (или на непременных членов, если их более одного) возлагаются
нижеследующие обязанности:
1) подготовление к докладу и самый доклад дела в заседаниях совета;
2) доклад начальнику уездного управления, по его поручению, всех дел по
уездному управлению, и
3) ближайшее заведование канцелярией уездного совета.
21. При уездном совете состоит, под управлением секретаря, канцелярия,
состоящая из делопроизводителей, канцелярских чиновников и вольнонаемных
служащих.
IV. Прилагаемое при сем росписание должностей в уездных советах утвердить.
V. Предоставить Совету министров, с соблюдением статьи 11 Основных
государственных законов, ввести в действие постановления, изложенные в
отделах I-III, в той постепенности, которая определяется утвержденными в
установленном порядке сметами, и применить эти постановления с
соответственными дополнениями и изменениями к тем губерниям и областям,
которые управляются по особенным учреждениям, а также издать наказ,
определяющий внутреннее устройство и порядок действий всех учреждений
уездного управления.
Министр внутренних дел
П. Столыпин.
РГИА. Ф. 1284. Оп. 185. Д. 5а. Ч. I. Л. 28-32.
* По проекту министра юстиции об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе.
12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".
Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.
Введение, института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов XIX в., стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до 6 руб. любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем действовать по произволу, не считаясь пи с какими законами. Так, один из земских начальников цинично заявил крестьянам: "Я вам Бог и отец! Что хочу, то с вами и сделаю, кого хочу - милую, кого хочу - наказываю!"
Волостные суды, ранге выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г., и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные "методы управления" деревней земскими начальниками.
Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Самими крестьянами этот закон был воспринят как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.
1. Начало восстания в Тургайской и Уральской областях. Царские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 г. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев начались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения нового положения и не хотят иметь начальников из числа российских чиновников. Они требовали возврата к старым порядкам. Для усмирения возмутителей власти хотели использовать авторитет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Они были полностью дискредитированы в глазах народа. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенства Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Среди населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в армии и увеличению налогов. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправленные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего. Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекинулись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.
В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкновение. 6 мая 1868 г. при озере Джаман-Сай подвергся нападению отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй отряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию. В начале июня 1868 г. волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 г. были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волостных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.
2. Попытка участия Хивы в восстании. Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 г. в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 г. в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, определить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вернуться назад. В конце 1869 г. около 7000 кибиток казахов перешли в хивинские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским родам, значительная их часть вернулась обратно.
3. Восстание на Мангистау. С введением нового положения земельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Мангистау.
15 марта 1870 г. мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков, при четырех орудиях в сопровождении влиятельных родоправителей выехал в урочище Куруп навстречу откочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досапа Тажиулы и Исы Тленбапулы собралось около 200 вооруженных казахов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повстанцев. Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской массами бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. В апреле 1870 г. восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Повстанцам удалось сжечь маяки у форта и разгромить укрепление Нижнее. Однако артиллерийский огонь заставил их отойти. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониальных властей, но и правительства.
В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Царское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, сосредоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоотверженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 г. вспыхнуло новое восстание адаевцев.
4. Причины поражения и последствия восстания. Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцы были плохо вооружены, зачастую - саблями, айбалтами и луками. Огнестрельного оружия не хватало. Существовал дефицит боеприпасов. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времени Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укреплений. В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тыс. кибиток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.
К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 г. из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, а в 1890 г. - уже около 3000 человек. Опасность возмездия заставила предводителей восстания со своими приверженцами в декабре 1870 г. перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстан-улы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам. Царские власти приступили и к такой мере, как вооружение крестьянского переселенческого населения. Так, в период с 1892 по 1901 гг. крестьянам одной только Семиреченской области было выдано более 9 тыс. единиц стрелкового оружия. Это не могло не способствовать некоторому ухудшению взаимоотношений местного населения и крестьян-переселенцев. В кон. XIX в., опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института платных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «благонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.
5. Продолжение административных реформ в 80-90-е г. XIX в. Восстания 1869-1873 гг. в Младшем жузе доказали незаконченный характер реформ, проведенных царским правительством. Необходимость продолжения реформ диктовалась и другими причинами. Разделение Казахстана на три генерал-губернаторства не позволяло оперативно и системно решать вопросы, связанные с массовым переселением крестьян из европейской части России. Также произошло военное присоединение Средней Азии к Российской империи, что потребовало исполъзованиия единого подхода и экономии средств в управлении обширным регионом. Царское правительство планировало решить задачу постепенного слияния края с остальной частью России. И, наконец, положения 1867-1868 гг. изначально носили временный характер.
После многолетних обсуждений 2 июня 1886 г. российский император Александр III подписал указ об управлении Туркестанским краем. Он вносил некоторые дополнения к «Временному положению» 1867 г. По новому законодательству в состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская области. В 1897 г. в его состав также вошла Семиреченская область. Центром Туркестанского генерал-губернаторства по-прежнему оставался город Ташкент. В феврале 1890 г. было утверждено «Временное положение об управлении Закаспийской областью». В состав этого административного образования вошли пять уездов: Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервский, населенные преимущественно туркменами, и Мангышлакский. Последний уезд был населен в основном казахами Младшего жуза (род адай). Третий документ - «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» был подписан 25 марта 1891 г.. Было образовано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Центр нового территориального образования находился в городе Омске. Уральская и Тургайская области были подчинены напрямую министру внутренних дел. Так, вопросы поощрения казахов, выдачи разрешения на строительство мечетей находились в юрисдикции министра внутренних дел. Таким образом, вместо трех генерал-губернаторств осталось два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно из генерал-губернаторств. В этом проявился имперский принцип «разделяй и властвуй», т.к. единый некогда Младший жуз был поделен на три части. В результате реформы одна часть жуза осталась в составе Внутренней Орды, вторая - в Закаспийской области, а третья - в структуре Степного генерал-губернаторства. Царское правительство было вынуждено пойти на этот шаг из-за многочисленных восстаний казахов Младшего жуза.
6. Содержание реформ.
Изменения носили не только территориальный, но и административный характер. Генерал-губернаторов наделили практически неограниченной властью. Степной генерал-губернатор получил право осуществления административной высылки
неблагонадежных в политическом отношении казахов. Военный губернатор был наделен правом утверждения в должности волостных управителей. Были существенно расширены административные функции уездных начальников. В их введение перешло утверждение аульных старшин. В крупных городах были учреждены полицейские управления.
А в ряде уездных центров стали появляться полицейские приставства.
В то же время были ослаблены позиции казахского суда биев. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян из европейской части России были созданы переселенческие управления. Увеличился размер кибиточной подати до 4 рублей в год, что не могло негативно не сказаться на социально-экономическом положении казахского населения.
7. Последствия завершения реформ.
Продолжение административных реформ в 80-90-х гг. XIX в. окончательно превратило
Казахстан в колониальную окраину Российской империи. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения. В 1902 г. был введен институт крестьянских начальников.Они по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли одностороннюю позицию защиты интересов крестьян. Просьбы и требования коренных жителей Степи игнорировались. В своих обращениях и петициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Полицейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским начальникам.
Контрибуция - денежный взнос, налагаемый победителем на побежденного. Крестьянский начальник - административная должность, введенная в Казахстане в 1902 г. для управления переселенческим крестьянством и казахским населением. Мангистау (Мангышлак - русское название местности) - полуостров на восточном побережье Каспийского моря. Александр III (1845-1894) - российский император с 1881 г.
Похожая информация.
12 июля 1889 года было подписано "Положение о земских начальниках". Оно стало действовать в 40 губерниях нашей страны, в большинстве из которых земельными угодьями владели помещики. В них были созданы земские участки. В этой статье будут освещены аспекты трудовой деятельности их начальников, наделенных в те времена большими полномочиями.
Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.
В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).
Необходимость введения новой должности объяснялась тем, что в России отсутствовала власть, близкая к народу. В институт земских начальников могли входить только лица, принадлежащие к местному дворянскому сословию. К соискателям предъявлялись особые требования. Они должны были владеть определенным имуществом (земельными угодьями или иной недвижимостью). Начальником земского участка можно было стать, только имея высшее образование.
Если кандидатов, отвечающих вышеперечисленным требованиям, не хватало, на данную должность назначались дворяне, не имеющие нужного образования, у которых за плечами было прохождение военной или гражданской службы. Но в таких случаях они должны были иметь гораздо больший имущественный ценз. Министр внутренних дел имел полномочия в обход всех условий пополнять ряды начальников земских участков местными представителями дворянского сословия.
Земские начальники имели право на позолоченной цепи носить особый знак. Он представлял собой кружок, на одной стороне которого был изображен герб России, обрамленный названием их должности. На другой стороне знака красовалась надпись, указывающая на день утверждения Положения о земских начальниках.
Люди, осуществляющие власть в земских участках, также обладали особой печатью, служащей подтверждением вверенных им полномочий.
Земские начальники были наделены следующими административными правами:
Данные полномочия были действительны только в сельской местности.
Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:
Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.
Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.
Статус земских начальников с годами приобретал все более важное значение. В расчете на них как на основную исполнительную власть на местах планировались важные дела в государстве.
Чтобы осуществлять контроль за переделами земель, полученных крестьянами в собственность в результате реформ 1860-х годов, был издан соответствующий указ. Он был действителен только в губерниях, в которых функционировали земские участки. В данных местностях, согласно определенному положению, в 1899 году был упорядочен процесс взимания окладных налогов с населения.
Немаловажная роль была отведена представителям данной профессии в Аграрной реформе. Правительство в 1906 году облегчило крестьянам выход из общины. Им было дарована возможность закрепить за собой обрабатываемые собственноручно участки земли. Контроль за исполнением данного указа на местах вели земские начальники. Деятельность этих людей привела к успеху Аграрной реформы.
Начальники земских участков в свою бытность являлись судьями и администраторами в одном лице. До настоящего времени значимость их профессии продолжает получать неоднозначные оценки и представлять интерес для различных исследований.