Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земская реформа 1864 года стала одной из «Великих реформ» Александра II. Ее реализация не ознаменовалась успехом, более того - это была одна из самых неудачных либеральных реформ того времени. Однако значение введения местного самоуправления в Российской империи нельзя недооценивать.

Предпосылки и причины введения

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» стало одной из нескольких реформ, которые вошли в русскую историографию под названием «Великих». Так называют комплекс мер, принятых во время царствования императора Александра II в шестидесятые и семидесятые годы девятнадцатого столетия. В ходе масштабных либеральных реформ было отменено крепостное право, ликвидированы военные поселения, полностью изменены судоустройство, система высшего и среднего образования, проведены экономические преобразования и так далее.

В любом случае постепенные изменения требовали и реформирования системы управления. Необходимо было более качественное и быстрое самоуправление. До этого все губернии подчинялись центральному управлению, приказы доходили до местных властей очень долго, зачастую даже видоизменяясь. Все это приводило к неверным решениям на местах.

История создания и введения реформы

Подготовка «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» началась еще за пять лет до введения реформы. В то же время полным ходом шла подготовка еще одного документа, который оказал значительное влияние на ход российской истории - крестьянской реформы 1861 года, предусматривающей отмену крепостного права в России.

Лидером в деятельности правительства по подготовке положений реформы был Н. А. Милютин - известный государственный деятель, тайный советник царя Российской империи, разработчик, в том числе и крестьянской реформы, статс-секретарь Польши. Основными принципами будущего пакета законов он выделил всесословность, свободные выборы, самоуправление в некоторых вопросах (по местным нуждам). Это было выделено еще до отставки Милютина в 1861 году.

Затем работу над проектом продолжил давний оппонент Милютина - П. А. Валуев, новый Петр Александрович был вынужден принять во внимание наработки своего предшественника по поводу земской реформы 1864 года.

Идея «Положения о земских учреждениях»

Основной идеей введения земской реформы было отдать реальную власть в руки тех, кто гораздо лучше знал реалии того или иного региона Российской империи, чем чиновники, назначаемые центральным правительством. Было ясно, что программы и указы, которым следовали посылаемые чиновники, не могли помочь в развитии региона, потому что были далеки от реальной ситуации.

Основные положения реформы 1864 года

Согласно масштабной либеральной реформе, датирующейся 1864 годом, были созданы новые органы управления, а именно земские собрания и управы, в состав которых входило местное население. Наряду с земской реформой была подготовлена и городская. В результате реализации реформ фактически создали новую систему местного самоуправления.

В предметы ведомства и пределы власти земских учреждений входили вопросы здравоохранения, строительства дорог, ветеринарии, образования, организации статистического учета, агрономии, местного хозяйства. обладали определенным авторитетом и самостоятельностью (исключительно в пределах своей компетенции). Эти органы власти на местах находились под руководством губернаторов, так что не имели совершенно никакой политической власти.

Принятая избирательная система обеспечивала в земствах преобладающее большинство представителей дворянства. Выборы в местное самоуправление были неравными и многоступенчатыми, со сложной системой, недоступной всем сословиям.

Формирование местных органов

Положение, принятое правительством, предусматривало создание земств в тридцати четырех губерниях России. Реформа не распространялась на Оренбургскую, Архангельскую, Сибирь, а также на национальные окраины - Прибалтику, Польшу, Среднюю Азию, Кавказ, Казахстан. В 1911-1913 годах земства были созданы еще в девяти

Согласно положениям реформы, в губернии и уезде. Что касается принципа выборности, он соблюдался следующим образом: раз в три года выбирали от четырнадцати до ста с лишним депутатов («гласных»). Выборы проводились по частям - сословиям. Первую часть составляли крестьяне, которые владели земельным наделом или другим имуществом стоимостью в пятнадцать тысяч рублей, а годовой доход которых составлял от шести тысяч рублей. Вторая часть - горожане, третья - представители сельских общин. Специальный имущественный ценз не требовался только для последней категории.

Земские собрания

Порядок действий земских учреждений был следующим: как минимум один раз в год проводились собрания, на которых решались необходимые вопросы. Собрания могли проводиться и чаще при необходимости. Распоряжение о собрании членов земского совета давал губернатор. Собрания решали, как правило, вопросы исключительно хозяйственные, они не обладали исполнительной властью. Ответственность земских учреждений распространялась, как уже было указано выше, на строительство школ и больниц, обеспечение народного продовольствия, наем врачей, устройство санитарной части в деревнях, заботу о развитии скотоводства и птицеводства, содержание путей сообщения. Действия земств в этих направлениях контролировались министром внутренних дел и губернаторами.

Основные проблемы реформы

Состав земских учреждений (на бумаге) был выборным. Но помимо сложной системы выборов, которая обеспечивала большинство мест в земствах представителям дворянства, были и другие, довольно значительные проблемы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Не была предусмотрена организация земства для представителей всех сословий, так что к нуждам местного населения никто и не думал прислушиваться.

Кроме того, не было общего всероссийского учреждения, контролирующего и координирующего работу земств. Правительство опасалось, что земства, если они будут связаны друг с другом, захотят еще большей либерализации, что уже грозило бы ослаблением центральной, царской власти в Российской империи. Таким образом земства поддерживали идею самодержавия, но это делало новую систему уязвимой.

При Александре III «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было пересмотрено, но уже в 1890 году права этих органов местного самоуправления существенно ограничены.

Результаты реализации земской реформы

Земская реформа организовала в России новый институт самоуправления, способствовала развитию благоустройства в населенных пунктах, приобщила к общественной жизни ранее совершенно бесправное крестьянство. Земской работник, описанный Антоном Павловичем Чеховым в литературных произведениях, стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

Но земская реформа вошла в историю как одна из самых неудачных за все время правления Александра II. Действия центрального аппарата были крайне плохо продуманы. Центральная власть и местные чиновники никак не хотели делить власть, поэтому земства решали только ограниченный круг вопросов, чего не хватало для полноценной работы. Местные органы управления также не могли обсуждать решения государственной власти, в противном случае ситуация могла привести даже к роспуску думы.

Несмотря на множество проблем, реформа самоуправления дала толчок дальнейшему саморазвитию, так что ее значение для Российской империи нельзя недооценивать.

До середины XIX в. местное управление находилось в руках дворянства. После отмены крепостного права возникла необходимость привлечь к государственным делам остальные сословия. Проект создания создания всесословного местного самоуправления разрабатывался с 1859 г. комиссией при МВД. Первоначально ее возглавлял и.о. товарища министра Н.А. Милютин, сформулировавший основные принципы реформы. После его отставки в 1861 председательство принял на себя новый министр П.А. Валуев. Он предложил было усилить влияние дворянства, снизив для него ценза по сравнению с другими частными землевладельцами и сократив представительство крестьян, однако встретил противодействие главноуправляющего II отделением императорской канцелярии бар. М.А. Корфа и Государственного совета и был вынужден отказаться от этих поправок. Земская реформа была утверждена императором Александром II 1 января 1864 г.

Она предусматривала создание в губерниях и уездах центральной России всесословного местного самоуправления. В его выборах участвовали все владельцы недвижимости, включая крестьян. В главе земств стояли местные помещики, имеющие образование, досуг и привычку к руководящей деятельности. Местное самоуправление получило право вводить собственные налоги и пользовалось финансовой самостоятельностью. Земства занимались прежде всего начальным образованием и здравоохранением. В результате их деятельности и то и другое постепенно становилось доступным для крестьян. Также благодаря земствам улучшались местные дороги, вводились страхование от огня, агрономическая помощь земледельца и др.

В политическом плане земства способствовали нарастанию оппозиционных настроений. Они нередко вступали в конфликты с коронной администрацией, которая в условиях чисто бюрократического центрального правительства была не склонна считаться с выборным самоуправлением. Значительное недовольство земских деятелей вызывало отсутствие мелкой земской единицы. Земский аппарат (т.н. «третий элемент») пополнялся в основном людьми крайне оппозиционных и революционных взглядов.

Земское положение 1864 г. (публикуемое из-за большого объёма в извлечениях) действовало до 1890 г.

Гл. 1. Положения общие.

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчей, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и начальников губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.

4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.

5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.

8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, земское собрание и министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.

10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения министра внутренних дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.

11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему сенату (по 1-му департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, земского собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

Гл. II. Состав земских учреждений

12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:

а) на съезде уездных землевладельцев;

б) на съезде городских избирателей;

В) на съезде выборных от сельских обществ .

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

19. Богоугодные , благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных…

22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земель, определенным для того уезда в прилагаемом расписании ;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанными в двух предшедших пунктах а и б сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких земледельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею.

24. Означенные в пункт. г и д ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уезде, смотря по местным удобствам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследовании распоряжения о выборе гласных, созвание съездов для выбора уполномоченных делается уездным предводителем дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.

25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезде, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте а ст. 23-й...

28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи.

29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности мирового судьи, мировым посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающие при выборе гласных недоразумения.

33. Для определения числа гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости .

34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.

36. Не могут быть избираемы в гласные: местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие и чины местной полиции.

37. Поверка числа гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое земское собрание.

38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые министром внутренних дел, по особому расписанию губерний.

39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.

42. Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа гласных, собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.

46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая мировых судей), чиновники местных казенных палат и уездных казначейств, и лица духовного звания. Прочие служащие лица допускаются к занятию должностей членов земских управ не иначе, как с разрешения их начальства.

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы (ст. 46) утверждается в этой должности начальником губерний. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии.

49. Назначение содержания председателю и членам уездной управы зависит от уездного земского собрания.

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.

52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й…

53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства .

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения министра внутренних дел.

57. Назначение содержания председателю и членам губернской управы зависит от губернского земского собрания.

59. Земским собраниям предоставляется, независимо от выбора председателей и членов в земские управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений земских собраний.

60. Земским Управам предоставляется, с разрешения земских собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счет назначенных для сего по смете сумм.

Гл. III. Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще губернии или нескольких ее уездов.

62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

I. Разделение на губернские и уездные земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделении.

II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

IV. Представление, чрез начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.

VII. Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.

VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия земских управ.

63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.

64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.

II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в губернскую Управу.

III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.

IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.

V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.

65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: земским собраниям - распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а земским управам - как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.

66. Губернские земские собрания могут издавать обязательные для местных земских учреждений той же губернии постановления, а уездные земские собрания - давать, с своей стороны, инструкции уездным управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений губернских собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению...

70. Уездные земские собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как губернские по Губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.

71. Губернские и уездные земские собрания для проверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные комиссии, заключения которых поступают на утверждение земских собраний (ст. 113).

72. Обязанности уездных земских управ по уезду суть те же, как и губернских управ по губернии. Кроме того, управы исполняют упомянутые в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению губернской управы.

73. Земские собрания и управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст.3, 7)...

Гл. IV. Порядок действий земских учреждений

76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу: уездные - не позже сентября, а губернские - не позже декабря.

77. Для заседаний уездных собраний полагается десятидневный срок, а для губернских - двадцатидневный.

78. Заседания земских собраний могут быть, в случае надобности и по ходатайству о том самих собраний, продолжены далее сроков, определенных ст. 77: заседания губернских собраний - с разрешения министра внутренних дел, а уездных - с разрешения начальника губернии.

79. Министру внутренних дел предоставляется, в случае надобности, назначать и разрешать чрезвычайные заседания земских собраний.

81. Земские собрания открываются и закрываются: губернское - начальником губернии лично, Уездные - уездными предводителями Дворянства.

82. Члены земских собраний, пред вступлением в исполнение своих обязанностей, приносят установленную общими законами о государственной службе присягу.

88. Выборы и решения об устранении от должностей или о предании суду членов земских учреждений, производятся закрытою подачей голосов, а решение по прочим вопросам - открытою подачей голосов. Порядок подачи голосов, как в том, так и в другом случае, определяется самими собраниями.

89. Определения земских собраний постановляются простым большинством голосов; в случае равенства голосов, перевес принадлежит голосу председателя.

90. Нижеследующие постановления земских собраний подлежат утверждению начальника губернии:

о приведении в действие земских смет и раскладок;

о разделении земских путей сообщения на Губернские и уездные;

об отнесении уездных земских дорог в разряд проселочных;

об изменении направления земских дорог;

об учреждении выставок местных произведений;

о временном устранении от должностей членов Земских Управ...

92. Утверждению министра внутренних дел подлежат постановления Земских Собраний:

о займах, превышающих двухгодовую сумму земского сбора;

об отнесении губернских земских дорог в разряд проселочных;

о сборах за проезд по земским путям сообщения;

об открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о перенесении или изменении сроков существующих ярмарок;

о перенесении существующих пристаней;

о разделении имуществ и заведений общественного призрения на Губернские и уездные.

94. Отзыв о согласии или несогласии начальника губернии на которое либо из постановлений земских собраний, в 90-й ст. означенных, должен быть сообщён им подлежащей земской управе в течение семи дней от получения того постановления… Если отзыва в эти сроки не последовало, то постановление собрания считается получившим согласие начальника губернии.

95. В случае возражений начальника губернии против постановлений земского собрания оно подробно рассматривает обстоятельства, подавшие повод к возражениям, и постановляет своё окончательное заключение…

96. Вторичное постановление земского собрания входит в силу и приводится в исполнение, но начальник губернии имеет право, под личной своей ответственностью, остановить исполнение тех постановлений, которые он признает незаконными; об этом он обязан в течение семи дней от получения копии с вторичного постановления собрания, уведомить его или земскую управу (если собрание уже закрыто), и затем представить всё дело на разрешения Правительствующего сената…

97. Для отзыва министра внутренних дел о согласии или несогласии его на постановления земского собрания, в ст. 92 означенные, полагается двухмесячный, со дня состояния тех постановлений, срок. В случае несогласия министра он сообщает о том подлежащей земской управе и дело рассматривается земским собранием в первое за тем заседание. Копию с окончательного заключения своего губернское собрание прежде исполнения сообщает министру, который при несогласии с этим заключением вносит дело на разрешение Правительствующего сената.

99. Земские Управы заседают в продолжение всего года. Для отправления дел, не требующих коллегиального обсуждения, предоставляется членам Управы учредить между собою очередь по взаимному соглашению; для прочих же дел, подлежащих рассмотрению управы в полном ее составе, очередной член созывает остальных, и решения ее постановляются по большинству голосов. Распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к докладу и тому подобные исполнительные действия предоставляются власти Председателя...

108. Ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых Уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного застрахования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях; для руководства же при составлении земской росписи и земских смет и раскладок прилагаются при сем особые Правила .

Гл. V Отчетность и ответственность земских учреждений

110. Земские управы, независимо от отчетов по денежным суммам, составляют, по окончании каждого года, отчеты: 1) о производившихся в течение года, на суммы земства, хозяйственных операциях; 2) о состоянии имуществ земства; 3) о состоянии находящихся в ведомстве их заведений; 4) о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей, и 5) вообще о всех своих распоряжениях, не вошедших в упомянутые выше отчеты.

113. Отчеты земских управ подлежат рассмотрению и окончательному утверждению земских собраний. уездные собрания утверждают только те отчеты уездных земских управ, которые касаются предметов уездного хозяйства, вверенных непосредственному заведыванию сих собраний. Результаты ревизии печатаются в общее сведение.

114. Рассмотрение действий земских управ, вследствие жалоб, обвинений, требований правительственных установлений и по ревизии отчетности, и передача сих действий на рассмотрение судебных мест, принадлежат губернскому собранию.

115. губернское земское собрание, сверх поверки действий управ по бумагам и документам, может требовать личных объяснений от членов управ и производит местные дознания, когда признает это нужным, чрез избранные для сего лица.

116. Ответственность подчиненных земских управам служащих лиц по личным служебным их действиям определяется самими управами: определения же о передаче на распоряжение судебной власти действий председателей и членов губернских и уездных земских управ постановляются губернским земским собранием.

117. Члены земских управ окончательно удаляются от должности не иначе, как по определению Правительствующего сената; но могут быть временно устранены от должности по постановлению губернского земского собрания, утвержденному начальником губернии.

118. Жалобы правительственных и общественных учреждений на постановления земских Собраний: 1) о предметах, неподлежащих их ведомству и превышающих пределы их власти; 2) заключающие в себе такое нарушение общих законов, которое подлежит уголовному суду, - рассматриваются в Правительствующем сенате.

119. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений, имеют право иска на общем основании.

120. Подведомственные Земским Управам служащие лица, за преступления по должности, влекущие за собою уголовные наказания, подвергаются ответственности, одинаково с лицами, состоящими на государственной службе, не иначе, как по уголовному следствию и суду.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. XXXIX. Отделение 1. СПб., 1867. С. 1-21

Именной указ, данный Правительствующему Сенату 1 Января 1864 года, распубликованный 8-го того же Января. – Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных пользы нужд каждой губернии и каждаго уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лица, Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений.

Составленные на сем основании и разсмотренные в Государственном Совете проекты: Положения о губернских и уездных земских учреждениях и временных для них Правил по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении, Мы находим соответствующими нашим Намерениям и, вследствие чего, утвердив их и препровождая при сем в Правительствующий Сенат, повелеваем:

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях и временныя Правила для сих учреждений ввести ныне же в действие в губерниях: Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской.

2. Министру Внутренних Дел, составя немедленно Правила, необходимыя для открытия, на сем основании, в поименованных губерниях, земских учреждений и для первоначальных их действий, внести сии Правила на Наше утверждение чрез Государственный Совет.

Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащия распоряжения.

Положение

Гл. 1. - Положения общия

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждаго уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.

2. Дела, подлежащия ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обезпечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочия меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимнаго земскаго страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинскаго и гражданскаго управлений и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земския учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходывание, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; добавление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников губерний, сведений, до земскаго хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другия должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которыя будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.

4. На земския учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.

5. Земския учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимыя имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинать гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

6. Земския учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

7. Земския учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.

8. Земския учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противныя существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильныя распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ход дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.

10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательными для земства, то Начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает, с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.

11. Земским учреждениям предоставляется на относящияся до них распоряжения Начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

Гл. 2. - Состав земских учреждений

12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

15. В С.-Петербурге и Москве, а также в Одессе, где образовано уже новое городское управление, заведывание земскими делами, до сих городов относящимися, возлагается на Городские Думы; при чем пользуются правами и несут обязанности: Общая Дума – Уезднаго Земскаго Собрания, а Распорядительная Дума – Земской Управы. Уезды С.-Петербургский, Московский и Одесский имеют особыя от сих городов Земския Собрания и Земския Управы (ст. 43).

16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:

а) на съезде уездных землевладельцев;

б) на съезде городских избирателей;

в) на съезде выборных от сельских обществ.

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

18. За лица женскаго пола, за отсутствующих и за достигших гражданскаго совершеннолетия (21 года), но не имеющих положеннаго в предшедшей статье возраста, допускаются к выборам лица, снабженныя доверенностями, а за малолетних, несовершеннолетних и состоящих в опеке – их опекуны и попечители, если как поверенные, так и опекуны и попечители, подходят под имущественные условия, для участия в избирательных съездах ст. 23 и 28 постановленныя, и если к допущению их в сии съезды нет препятствий, указанных в ст. 17-й. Сверх того, лица женскаго пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным выше имущественным условиям, если только к допущению их в избирательные съезды не будет препятствия по ст. 17-й.

Примечание. Упомянутыя в сей статье доверенности на участие в земских выборах должны быть написаны на установленной для доверенностей гербовой бумаге и подписаны самим верителем и двумя свидетелями, с удостоверением подписи верителя полициею, или ближайшим начальством, или Мировым Посредником (а по учреждении должности Мировых Судей – Мировым Судьею). Лица, явившиеся на съезд с доверенностями, писанными на простой бумаге, допускаются к участию в съезде не прежде, как по уплате следующей за гербовую бумагу пошлины.

19. Богоугодныя, благотворительныя, учебныя и другия учреждения, общества, компании и товарищества, владеющия недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных.

20. Неотделенные сыновья могут участвовать в выборах, вместо своих отцов, по их уполномочию.

21. Лица, арендующия в уезде участки земли по законным контрактам, заключенным не менее как за два года до выборов и на сроки не менее шести лет, и если при том до истечения срока контракта остается не менее трех лет, могут участвовать в выборах вместо земледельцев, у коих они арендуют землю, но только в тех случаях, когда земледелец, не имея, по какой либо причине, возможности присутствовать лично на избирательном съезде, передаст свой голос такому арендатору, по доверенности, совершенной порядком.

22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом росписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18–21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли и имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, недостигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);

д) уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462–463 ст. Свода зак. Т. Х ч. III кн. II и в приложении к ст. 523-й Свода зак. Т. IХ (изд. 1857 г.).

Примечание. В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично, или через уполномоченных, те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах а) и г) сей статьи.

24. Означенные в пунктах г) и д) ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уездах, смотря по местным уездам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследования и распоряжения Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.

25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезд, полагая одного уполномоченнаго на пространство земли, определенное в пункте а) ст. 23-й.

26. При вычислении пространства земли, дающего, на основании 23-й статьи, право участия в избирательных съездах, не различается, состоит ли означенная земля в непосредственном распоряжении владельца по праву собственности, или отведена в постоянное пользование крестьян, или же отдана в арендное содержание другим лицам. Но выкупленные крестьянами земельные участки, со дня окончательного утверждения выкупной сделки, исключаются из счета обшаго пространства земель, принадлежащего владельцу имения.

27. Созвание избирательного съезда землевладельцев, по воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, производится Уездным Предводителем Дворянства, на котораго возлагается вместе с тем и председательство на означенном съезде.

28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющия купеческия свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей;

в) лица, владеющия на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 5000 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18–20-й поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи.

29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общаго числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждаго сельскаго общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

31. В каждом назначается, по распоряжению Губернскаго Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местнаго для того неудобства – по странам. Каждый из сих съездов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.

32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мироваго Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающия при выборе Гласных недоразумения.

33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельскаго населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.

34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.

35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:

а) съездом уездных землевладельцев – члены онаго, в ст. 23-й означенные;

б) городскими избирательными съездами – члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;

в) избирательными съездами сельскаго сословия – лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда землевладельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.

36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.

37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.

38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по Особому росписанию губерний.

39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.

40. Независимо от избираемых, вышеизложенным порядком, Гласных, в состав Земских Собраний тех уездов, в которых находятся казенные и уездные земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян, назначаются члены от ведомств государственных имуществ и удельного, по избиранию начальства сих ведомств.

41. Если количество находящихся в непосредственном распоряжении казны или удела земель составляет менее четверти всего пространства уездных земель, то в Земское Собрание назначается один член от ведомства государственных имуществ или один от удельного, или по одному от того и другого ведомства, когда в уезде находятся и казенные и удельные земли, если количество сих земель составляет от одной четверти до половины всех земель уезда, то могут быть назначаемы два члена, если же более половины, то три.

42. Для законного состава заседаний Земскаго Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.

43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.

44. Для производства дел, на время заседаний, Уездныя Земския Собрания избирают Секретарей из числа своих членов.

45. Обшия Городския Думы в С.-Петербурге, Москве и Одессе и Земские Собрания уездов сих городов могут, по требованию своих Председателей (обоих или одного), иметь соединенныя заседания с разрешения: в С.-Петербурге и Москве – Начальников губерний, а в Одессе – местнаго Генерал-Губернатора. В таком соединенном заседании председательствует Городской Голова. В случае, если против постановления большинства такого соединеннаго собрания будет заявлено несогласие большинства членов Думы или большинства членов Уезднаго Собрания, то дело поступает на решение Губернскаго Земскаго Собрания (ст. 15).

46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных Казначейств, и лица духовнаго звания. Прочия служащия лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.

48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника губернии.

49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уезднаго Земскаго Собрания.

50. Губернския земския учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

52. Число Губернских Гласных от всякаго уезда определяется соразмерно числу Гласных местнаго Уезднаго Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й. В Губернских Земских Собраниях С.-Петербургском, Московском и Херсонском участвуют Гласные, выбранные для сего Городскими Думами С.-Петербурга, Москвы и Одессы в числе, показанном в той же ведомости.

53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

54. Правила о законном составе Уездных Собраний и об избрании Секретаря Собрания (ст. 42 и 44) распространяются и на Губернския Земския Собрания.

55. В Губернском Земском Собрании присутствуют, на равных правах с прочими членами, Управляющие местною Палатою Государственных Имуществ и местною Удельною Конторою.

Примечание 1. Если в губернии, где находятся казенные земли, нет Палаты Государственных Имуществ, то назначение члена от ведомства государственных имуществ в Губернское Земское Собрание предоставляется Министерству Государственных Имуществ.

Примечание 2. Если в губернии не одна Удельная Контора, или удельныя земли, в губернии находящиеся, состоят в заведывании Конторы, учрежденной в другой губернии, то назначение члена от удельнаго ведомства в Губернское Земское Собрание предоставляется Департаменту Уделов.

56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания.

58. Назначение сумм на содержание Канцелярий Земских Управ зависит от постановлений Земских Собраний, а образование и состав сих Канцелярий от распоряжения самих Управ.

Примечание. Порядок созвания избирательных собраний, составления избирательных списков и производство выборов, определяется на вышеизложенных основаниях, в особых правилах об открытии земских учреждений.

59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земския Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.

60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, за счет назначенных для сего по смете сумм.

Гл. 3. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

61. Губернския земския учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которыя относятся до всей вообще губернии или нескольких ея уездов.

62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

I. Разделение на губернския и уездныя: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественнаго призрения, а равно перемены в сем разделении.

II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

IV. Представление, чрез Начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земския учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.

VII. Разсмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.

VIII. Разсмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

63. Уездныя земския учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждаго отдельнаго уезда.

64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездныя учреждения.

II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в Губернскую Управу.

III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.

IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.

V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.

VII. Местныя распоряжения и надзор, по указаниям губернской управы, в пределах уезда, по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на губернския повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Управе (ст. 72).

65. В круге обязанностей, возлагаемых на земския учреждения по 2, 61–64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительныя, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.

66. Губернския Земския Собрания могут издавать обязательныя для местных земских учреждений той же губернии постановления, а Уездныя Земския Собрания – давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенныя постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению.

67. Губернския Земския Собрания могут разрешать Управам, по непредвиденным и нетерпящим отлагательства надобностям, отступления от смет, временныя заимствования и т.п., определяя в этих случаях границы такого полномочия.

68. К ведомству Губернских Земских Собраний, в особенности, относятся:

разсмотрение и утверждение губернских земских смет и раскладок денежных и натуральных повинностей, составление земской росписи;

разрешение приобретения и отчуждения недвижимых имуществ губернскаго земства;

распоряжение губернскими земскими капиталами;

образование, сверх принадлежащих земству капиталов обшественнаго призрения, народнаго продовольствия и взаимнаго страхования, других постоянных капиталов на предметы губернских земских потребностей;

разрешение предположений о займах на нужды земства губернии;

разрешение кратковременных заимствований из губернских капиталов земства, имеющих определенное назначение;

отнесение проселочных дорог в разряд земских губернских, а сих последних в разряд проселочных; изменение направления губернских земских дорог;

установление новых сборов на губернския земския потребности;

назначение сборов с приходящих и проезжающих по губернским земским дорогам, мостам и переправам;

назначение губернских выставок местных произведений, с целию поощрения местных промыслов;

обсуждение заключений и сведений, высшему Правительству представляемых, по его требованиям, или по ходатайству Управ и членов Собрания;

представление, чрез Начальника губернии, на разрешение высшаго Правительства предположений об учреждении Губернских Земских Банков, а также заключений по предметам местной торговли, земледелия и промыслов в тех случаях, когда меры, признаваемыя Земским Собранием полезными, превышают пределы предоставленной ему власти;

уполномочия Губернским Управам и разрешения по возникающим недоразумениям, или особо важным вопросам;

разсмотрение жалоб на Губернския Земския Управы;

утверждение отчетов по земскому хозяйству;

производство выборов Председателей и членов Губернских Управ и назначение сумм на их содержание; поверка выборов в Губернские Гласные.

69. На обязанности Губернских Управ, независимо от исполнения распоряжений Губернских Собраний и управления, под руководством Губернских Земских Собраний, имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовление всех нужных для Собрания сведений и заключений; надзор за поступлением земских доходов; расходование губернских земских сумм; ведение, под наблюдением Земских Собраний, исков по имущественным делам земства и разсмотрение жалоб на Уездныя Земския Управы.

70. Уездныя Земския Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернския по губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.

71. Губернския и Уездныя Земския Собрания для поверки земской отчетности избирают из среды своей особыя ревизионныя Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).

72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутыя в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.

73. Земския Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст. 3, 7).

74. Земския Управы не могут учреждать никаких сборов и повинностей, кроме утвержденных Собраниями, и вообще не имеют права отступать, без особого разрешения Собраний (ст. 67), от установленных Собраниями смет и раскладок. В случае же неотложной необходимости произвести расход, не показанный в смете, Управы могут употреблять для своего сбережения от сметных сумм, не выходя однако из общей суммы, назначенной по смете на все расходы.

75. Земския Собрания и Управы не могут приводить в исполнение, без утверждения местного или высшего Правительства, те из распоряжений своих, для которых такое учреждение требуется законом (ст. 90 и 92)…

Выверено по изданию: Полное собрание законов Российской Империи. Собрание. Отд.I. Т.39. № 40457. С.1–10.

Ляпунов А.М._

Положение "О губернских и уездных земских учреждениях". 1 января 1864 г.

С сокращениями

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное признается не действительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа .

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных , избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса: а) лица , владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей , а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;

в) назначенные... поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов . <...>

28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже 500 рублей;

г) назначенные... поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. <...>

30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. <...>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства . <...>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы... утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии. <...>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года. <...>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства. <...>

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды... Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.

Глава первая.

Положения общие.

1. Для заведывания делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии и уезде, по принадлежности суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства, попечение о построении церквей...

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. ... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие в предупреждении падежей скота, а также по сохранению

хлебных посевов...

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского, гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстывание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных...

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить их круга указанных им дел…

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам…

Реформы Александра II. – М.: 1998. – С. 212-214

Вопрос:

1. В чем вы видите положительные и отрицательные моменты, противоречивость в реформе земского самоуправления?

Документ 3.

К.П. Победоносцев. «Московский сборник».

Глава «Великая ложь нашего времени».

Что основано на лжи, не может быть право… Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… Отсюда истекает теория парламентаризма…



Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...

По теории парламентаризма должно господствовать большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью.

По теории народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии...

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства...

Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его... так как воля парламента определяется большинством, но как скоро при большинстве есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента; тем еще менее можно признать ее волею народа.

Родина. - 1993. №4. С. – 67-70,71.

Вопросы:

1. Подтвердите или опровергните суждение автора документа, называющего идею парламентаризма «великой ложью».

2. Ваше мнение о К.П. Победоносцеве.

Документ 4.

Генерал Р.А.Фадеев. Из записок о Восточном вопросе (1876).

Нам необходимо открытое, ни от чьей воли не зависящее сообщение с южными морями. Без него мы не можем жить. Через полтораста лет от Петра Великого история вынуждает русского государя разрешить на юге ту же задачу, которую первый преобразователь решил двадцатилетнею войною на севере. В то время весь устой России заключался в северной половине страны; ... теперь центр тяжести переместился, и большинство русского населения, большинство наших производительных сил находится между Окою и Черным морем, которое без обладания проливами значит не более Каспийского.

Россия, лишенная навсегда свободного выхода в Средиземное море, стала бы похожа на птицу с одним крылом.

Окончательная цель наша не может состоять ни в чем ином, как во всерешающем занятии военной позиции Дарданелл... Неизбежность этой цели... начинает входить в сознание большинства землевладельцев и капиталистов южной половины России, которым случайное закрытие проливов, даже слух о нем, грозит каждый раз общим разорением, а кроме того, постоянно стесняет их, парализуя всякую мореходную и береговую промышленную предприимчивость на Черном море. Даже крестьяне южной России поймут необходимость занятия проливов во что бы то ни стало. Политическим же и военным людям нельзя не видеть громадного значения подобного результата.

История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. - М.: 2004. - С.277-278.

Вопросы:

1. Чем диктовалась необходимость активной политики России в захвате черноморских проливов?

2. Как Вы оцениваете эту внешнеполитическую доктрину?

Тесты

1. В XIX веке развитие капиталистического способа производства требовало...

а) рынка свободной наемной рабочей силы

б) интенсификации сельскохозяйственного производства за счет введения месячных»

в) вложения в производство значительных денежных средств

г) высокой покупательной способности населения.

2. Современники второй половины XIX века...

а) Александр I - Кутузов М.И.

б) Барклай де Толли - Витте С.Ю.

в) Горчаков A.M. - О. фон Бисмарк.

г) Сперанский И.И. - Милютин Д.А.

3. Какая из великих реформ 60-70-х годов XIX века была самой последовательной и радикальной...

а) военная;

б) судебная;

в) земская;

г) в области образования;

д) городская;

е) аграрная.

4. Какую систему комплектования армии утвердил «Устав о воинской повинности» в 1874 году...

а) формирование дворянских ополчений;

б) рекрутский набор;

в) всеобщая воинская повинность;

г) комплектование профессиональной армии.

5. Дата и основные положения Сан-Стефанского мирного договора...

а) 1875г а) о передаче Турции на Кавказе Карса.

б) 1876г. б) образование независимой от России Туркестанской области,

в) 1878г. в) о признании Черного моря нейтральной зоной,

г) 1891 г. г) о признании независимости Сербии, Черногории, Болгарии, Румынии.

6. Кому принадлежит высказывание о судебной реформе 1864 года: «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных»...

а) Жуковскому В.А. - бывшему наставнику императора;

б) Победоносцеву К.П. - обер-прокурору Синода;

в) Александру II - императору России;

г) Лорис-Меликову М.Т. - министру внутренних дел.

7. Сопоставьте функции указанных судов по реформе 1864 года...

а) Мировой суд а) рассмотрение гражданских исков и уголовных дел с

участием присяжных заседателей.

б) Окружной суд б) политические и государственные дела

в) Сенат в) мелкие уголовные и гражданские дела.

г) Судебная палата г) высшая судебная инстанция и кассационный суд.

8. Земское движение конца XIX века - это движение...

а) консервативно – охранительное;

б) революционно – радикальное;

в) либеральное;

г) социал – демократическое.

9. Двумя составляющими контрреформ Александра III являлись...

а) отставка министров – либералов;

б) отмена суда присяжных заседателей;

в) восстановление всесилия цензуры;

г) упразднение земств.

10. Почему великие реформы 60-70-х годов XIX века не стали «революцией сверху»...

а) крестьянство не получило земли в частную собственность;

б) реформы не затронули всех сфер общественной жизни;

в) не была принята Конституция;

г) подавление правительством «беспредельного и всеобщего» выступления народных масс.

Тематика докладов

1. Прогрессивность и непоследовательность реформы образования.

2. Формирование индустриальной цивилизации в пореформенный период.

3. Россия и США в 60-е годы XIX века: проблема Аляски.

4. «Золотой век» русской культуры.

Хронология

1855-1881 - царствование Александра II.

1877-1878 гг. - русско-турецкая война

1879-1881гг . - деятельность организации «Народная воля»

1881-1894гг . - царствование Александра III



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ