Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.

Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Статусы субъектов

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также входят сюда и судебные власти (суды).

Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны.

В нашем государстве территории не равноправны и обладают разным спектром полномочий и привилегий.

Все они отображены на политической карте, из них и состоит наша страна.

Субъекты РФ

Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие. Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

Субъекты РФ (для увеличения нажмите)

На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.

Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:

  • двадцать две республики;
  • девять краевых образований;
  • сорок шесть областей;
  • три города федерального значения;
  • одна автономная область;
  • четыре автономных округа.

В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

9 краевых образований

Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.

В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.

Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский. Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.

В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.

46 областей Российской Федерации

Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

3 города Федерального значения

Официально признанных мировым сообществом есть два города особого назначения: Москва и Санкт-Петербург. Недавно к списку был прибавлен Севастополь.

Данные крупные населенные пункты были выделены в отдельные субъекты, так как в них сосредоточено более тринадцати процентов жителей и почти четверть валового внутреннего продукта.

Санкт-Петербург и Москва в свое время были, а второй город и на сегодняшний день является столицей нашей страны. Их характеризует определенная экономическая замкнутость и высокий процент миграции в регионы.

1 автономная область

Единственная в своем роде Еврейская автономная область существует в РФ продолжительное время. Ее статус не подлежит изменению, так как для этого требуется изменение Конституции, а это возможно только при условии проведения референдума.

В период СССР было большое количество АО, впоследствии основная часть из них была переименована в республики или края. Многие автономные области стали независимыми государствами.

4 автономных округа

Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

К нюансам такого типа субъекта относятся:

  • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
  • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
  • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене.

Мы живем в в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия - это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.

История

Наша страна - правопреемник За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.

До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и Севастополь.

Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.

Общие положения

Итак, наша страна разделена на 85 субъектов - административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее - в зависимости от правового статуса региона.

Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их - двадцать две.

Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.

Города федерального значения

В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.

Автономные области

На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская Ее столица - город Биробиджан.

Автономные округа

Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.

Республики

В входят следующие субъекты РФ с таким статусом:

Название Федеральный округ Столица
Адыгея Южный Майкоп
Алтай Сибирский Горно-Атайск
Башкортостан Приволжский Уфа
Бурятия Сибирский Улан-Удэ
Дагестан Северо-Кавказский Махачкала
Ингушетия Северо-Кавказский Назрань
Кабардино-Балкария Северо-Кавказский Нальчик
Калмыкия Южный Элиста
Карелия Северо-Западный Петрозаводск
Коми Северо-Западный Сыктывкар
Марий Эл Приволжский Йошкар-Ола
Мордовия Приволжский Саранск
Саха (Якутия) Дальневосточный Якутск
Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский Владикавказ
Татарстан Приволжский Казань
Тыва Сибирский Кызыл
Удмурдская Приволжский Ижевск
Хакасия Сибирский Абакан
Чувашская Приволжский Чебоксары
Крым Крымский Симферополь
Чеченская Северо-Кавказский Грозный
Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский Черкесск

Края

Входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.

Области

В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.

Название Федеральный округ Столица
Архангельская Северо-Западный Архангельск
Астраханская Южный Астрахань
Белгородская Центральный Белгород
Брянская Центральный Брянск
Владимирская Центральный Владимир
Волгоградская Южный Волгоград
Вологодская Северо-Западный Вологда
Воронежская Центральный Воронеж
Ивановская Центральный Иваново
Иркутская Сибирский Иркутск
Калининградская Северо-Западный Калининград
Калужская Центральный Калуга
Кемеровская Сибирский Кемерово
Кировская Приволжский Киров
Костромская Центральный Кострома
Курганская Уральский Курган
Курская Центральный Курск
Ленинградская Северо-Западный Санкт-Петербург
Липецкая Центральный Липецк
Магаданская Дальневосточный Магадан
Московская Центральный Москва
Мурманская Северо-Западный Мурманск
Нижегородская Приволжский Нижний Новгород
Новгородская Северо-Западный Великий Новгород
Новосибирская Сибирский Новосибирск
Омская Сибирский Омск
Оренбургская Приволжский Оренбург
Орловская Центральный Орел
Пензенская Приволжский Пенза
Псковская Северо-Западный Псков
Ростовская Южный Ростов
Рязанская Центральный Рязань
Самарская Приволжский Самара
Саратовская Приволжский Саратов
Сахалинская Дальневосточный Южно-Сахалинск
Свердловская Уральский Екатеринбург
Смоленская Центральный Смоленск
Тамбовская Центральный Тамбов
Тверская Центральный Тверь
Томская Сибирский Томск
Тульская Центральный Тула
Тюменская Уральский Тюмень
Ульяновская Приволжский Ульяновск
Челябинская Уральский Челябинск
Ярославская Центральный Ярославль
Амурская Дальневосточный Благовещенск

Итак, наша страна - это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ - равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.

СУБЪЕКТЫ РФ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов.

Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те. которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению:

все отстальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ: б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий": в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией.остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые ак1 ы). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики),законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды. прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра , водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым инезависитот того, на территории какого С. РФ человек проживает.

С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д. \"

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" между народными договорамиРФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СУБЪЕКТЫ РФ" в других словарях:

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный… … Юридический словарь

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва … Энциклопедический словарь экономики и права

    - … Википедия

    субъекты РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения … Большой юридический словарь

    СУБЪЕКТЫ РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 89 субъектов, в т.ч. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург), 1 автономная область (Еврейская… … Политология: словарь-справочник

    В зависимости от цели эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Синонимы: Участники рынка ценных бумаг См. также: Субъекты фондового рынка Фондовые рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Субъект права лицо, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства … Википедия

    Транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты. См. также: Валютные рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные биржи, банковские, страховые, посреднические организации и др. См. также: Инвестиционная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    По законодательству РФ граждане РФ, не ограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, иностранцы, лица без гражданства, объединения граждан. См. также: Предприниматели Предпринимательская деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Государственно-правовой статус субъектов РФ. Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется в государственных учреждениях республики наряду с русским, вводить свое гражданство. Территория республики, как и других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику — герб, флаг, гимн, а также столицу.

Отношения с Российской Федерацией республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двусторонних договоров о разграничении полномочий, первый из которых, ставший правовым прецедентом, был подписан 15 февраля 1994 г. между РФ и Республикой Татарстан. Федеративный договор именует республики суверенными. Эта формулировка повторяется в конституциях рада республик. Однако Конституция РФ суверенными их не называет и не признает за ними (впрочем, как и за другими субъектами РФ) права на выход из состава РФ.

Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственно-территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта — Уставом. Устав края, области, города федерального значения принимается соответствующим представительным органом и имеет высшую юридическую силу по отношению к законам и иным правовым актам субъекта. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык — русский. Край, область, город федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику — флаг, герб и гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Все они согласно Конституции РФ являются равноправными субъектами РФ наряду с республиками, краями, областями и городами федерального значения. Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ — края или области. Так, Таймырский и Эвенкийский автономные округа находятся в составе Красноярского края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий — в Тюменской, Агинский Бурятский — в Читинской, Усть-Ордынский Бурятский — в Иркутской, Ненецкий — в Архангельской, Корякский — в Камчатской и Коми-Пермяцкий — в Пермской области. Лишь Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область воспользовались правом, предоставленным законодательством РФ, и непосредственно вошли в состав Российской Федерации.


Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. По представлению органов автономии может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят, может также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором (автономный округ — край или область). В то же время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области.

Как и другие субъекты РФ, автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

В Конституции РФ проводится четкое разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: а) на предметы исключительного ведения РФ; б) на предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; в) на предметы самостоятельного ведения субъектов.

Конституция РФ предоставила всем субъектам РФ независимо от их государственно-правового статуса право создавать и иметь свои органы государственной власти. Конкретная их структура определяется ими самостоятельно, но с учетом общих принципов организации власти в Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят представительные (законодательные) и исполнительные органы, а также могут вхо-дить органы судебной власти.

Представительные органы власти субъектов. Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, т.е. фактически местными парламентами. Они носят различные наименования: Верховный совет (Республика Хакасия), Государственный совет (Республика Татарстан), Законодательное собрание (Красноярский край, Тверская область, Санкт-Петербург), Дума (Московская область, Москва) и т.д. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Депутаты избираются обычно по территориальным округам, иногда часть депутатов избирается по административно-территориальным округам, которые образуются по принципу равного представительства от городов, районов и других административных единиц. В подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы состоят из одной палаты. Гораздо реже встречаются двухпалатные органы законодательной власти (например, в Свердловской области).

К полномочиям представительного органа относятся: принятие конституции (устава) и законов субъекта, внесение в них изменений; утверждение региональных программ экономического, социального и культурного развития, бюджета субъекта, а также отчета о его исполнении; установление налогов и сборов субъекта; принятие решения об изменении статуса субъекта, его границ и административно-территориального деления; контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъекта РФ и др.

В конституциях и уставах многих субъектов РФ прописана процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта (президента республики, главы администрации или губернатора края, области, мэра Москвы и т.д.). Главы исполнительной власти субъектов РФ обычно не обладают правом единоличного роспуска представительного органа, но они могут вынести этот вопрос на референдум субъекта РФ.

Органы представительной власти субъектов РФ самостоятельны. Федеральное Собрание РФ и представительные органы субъектов РФ не образуют иерархически построенной системы органов законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти де-факто возглавляет президент республики, избираемый населением.

Статус президента в республиках неодинаков:

а) глава государства (Республика Татарстан);

б) глава государства и исполнительной власти (Республика Северная Осетия);

в) глава государства и глава правительства (Республика Бурятия). В некоторых республиках пост президента не предусмотрен (Республика Карелия, Республика Хакасия). Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. В Республике Дагестан высшее должностное лицо избирается представительным органом власти.

Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов-нереспублик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Являясь составной частью администрации субъекта, они в решении вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным министерствам и ведомствам, образуя, таким образом, властную исполнительную вертикаль.

Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Встречается и двойное наименование должности: глава администрации (губернатор) или губернатор (глава администрации). В Москве высшим должностным лицом является мэр, в Петербурге — губернатор.

Глава администрации — выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, включая их высших должностных лиц, определены в конституциях и уставах субъектов. Они решают вопросы социально-экономической жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его; управляют и распоряжаются государственной собственностью субъекта; обеспечивают проведение на территории субъекта экономической, социальной и культурной политики, организуют выполнение соответствующих программ развития; принимают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и др.

Высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы, мэры) организуют и направляют деятельность органов исполнительной власти; назначают и смещают их руководителей, представляют субъект РФ в отношениях с государственными органами РФ, другими субъектами, в международных отношениях, а также решают многие другие вопросы.

Органы судебной власти субъектов РФ. На территории субъектов РФ действуют разнообразные суды: Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, а также арбитражные суды. Все они являются федеральными органами судебной власти. К органам судебной власти субъектов РФ относятся только три вида судов: конституционные суды республик, уставные суды других субъектов и мировые судьи.

Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республиканской конституции. Конституционные суды республик — действующее звено судебной власти. Они образованы и функционируют в большинстве республик.

Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава.

Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции. Оба этих звена судебной власти субъектов РФ находятся в стадии становления.

Государственные органы Москвы. Москва является столицей Российской Федерации и городом федерального значения, т.е. субъектом РФ. Как субъект РФ Москва имеет свой основной закон — Устав (принят 28 июня 1995 г.) и органы государственной власти.

Постоянно действующим представительным и законодатель-ным органом власти Москвы является Московская городская дума, состоящая из 35 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. Из числа своих депутатов Московская городская дума избирает председателя, который организует работу думы и ведет ее заседания. По вопросам своей компетенции дума принимает законы, постановления и иные правовые акты. Законы Москвы подписываются мэром, а постановления думы — ее председателем.

Устав Москвы предусматривает возможность досрочного роспуска думы. Она распускается в следующих случаях:

а) если принято решение о самороспуске;

б) если общее число депутатов сократилось до менее двух третей от установленного состава;

в) если постановление думы об отрешении от должности мэра не получило необходимого числа голосов на городском референдуме.

Органом исполнительной власти Москвы является Московская городская администрация, или мэрия. В структуру Московской городской администрации входят: правительство — орган исполнительной власти общей компетенции, комитеты и департаменты — отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, префекты административных округов — территориальные органы исполнительной власти. Система исполнительной власти в Москве возглавляется мэром, являющимся высшим должностным лицом Москвы и премьером московского правительства.

Мэр избирается одновременно с вице-мэром на четыре года. Устав определяет возрастной ценз для них — не моложе 30 лет.

Полномочия мэра могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

а) отставки;

б) утраты им гражданства РФ;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра;

г) отрешения от должности.

Процедура отрешения мэра от должности прописана в Уставе Москвы. Основанием для отрешения мэра от должности является нарушение им Конституции РФ, Устава Москвы, установленное в судебном порядке. Московская городская дума должна принять постановление об отрешении мэра от должности большинством — не менее двух третей — голосов депутатов и вынести его на городской референдум. Если вопрос об отрешении мэра от должности не получил на референдуме необходимого числа голосов, то мэр сохраняет свой пост, а дума, инициировавшая его, будет досрочно распущена.

В случае досрочного прекращения полномочий мэра его права и обязанности в полном объеме переходят к вице-мэру до окончания срока, на который был избран мэр.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ