Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. - Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения - антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние - это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность . Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность . Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц , общества и государства.

Под составом административного правонарушения - это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.


Состав административного правонарушения :

- объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

- объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

- субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью );

- субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка - деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Место (железнодорожный путь, пограничная зона);
- время (сезон для охоты, рыболовства);
- способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

Законные требования сотрудника полиции;
- распоряжения судебного пристава или судей;
- требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

Экологических норм;
- земельного законодательства;
- таможенного права;
- требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
- налогового законодательства;
- пожарной безопасности;
- антимонопольного законодательства;
- природоохранных и санитарных правил;
- валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина - это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
- материальные и формальные;
- простые и квалифицированные;
- однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

Предупреждение (официальное порицание);
- денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
- изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
- лишение прав (определяется только судом);
- наложение административного ареста;
- выдворение за пределы страны;
- дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

  • таможенного и бюджетного права — 2 года;
  • деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
  • противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Нормативное регулирование

Откроем КоАП. В нем определены: понятие административного проступка, их перечни, основания и порядок привлечения к ответственности. За нарушения на виновных налагаются наказания. Предлагается несколько вариантов наказаний, и чиновник или суд выбирает одно из них, наиболее подходящее в разбираемом деле.

Регионы вправе принимать свои законы или Кодексы об административной ответственности. Эти акты основаны на КоАП и не могут ему противоречить. Они предлагают дополнительный перечень проступков и в них прописываются:

Периодически судами делаются обзоры практики применения законодательства. В частности, несколько документов было издано ВС РФ.

Понятие правонарушения

Согласно закону административный проступок – это действие или бездействие, запрещенное законом. Оно характеризуется виной, и за его совершение непосредственно законом предусматривается административная ответственность. Привлекаются и граждане, и юридические лица.

Элементы правонарушения

Исследователи выделяют несколько свойств характерных для административного проступка:

  • противоправность;
  • наличие вины;
  • субъектность;
  • наказуемость.

Противоправность означает выход за рамки правового поля, нарушение требований норм права.


Вина – отношение человека к совершаемому им действию. Выражается в форме прямого умысла и в виде неосторожности.

Прямой умысел – включает в себя:

  • осознание вредности своего поступка;
  • желание наступления вредных последствий своего поступка;
  • лицо предвидит последствия поступка либо ему неинтересно, наступят ли они.

При неосторожности виновный проявляет самонадеянность, думая, что последствия не наступят, либо он их предотвратит. Виновный также мог и не предвидеть того, что произойдет, хотя и должен был (иногда это характеризуется как легкомыслие).

Субъектность – наличие признаков, одновременное присутствие которых дает право составить протокол и вынести решение по делу в отношение конкретного лица.

Например, дети привлекаются лишь с 16 лет. Также привлечь к ответственности за нарушение должностного лица возможно, если виновный имеет соответствующий статус. Ряд нарушений могут допускаться только людьми или организациями.

Наказуемость – наказание за выход за рамки закона непосредственно установлено законом.

Состав нарушения

За административный проступок ответственность возникает при наличии элементов состава:

  • объект нарушения;
  • объективная сторона;
  • субъект нарушения;
  • субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, затронутые проступком, блага, на которые посягнули. Например, право гражданина принять участие в выборах.

Объективная сторона. Сюда включаются само деяние (действие или бездействие), вредные последствия, а также связь между ними.


Субъект – лицо должно быть вменяемым (осознавать свои действия и иметь возможность их контролировать), достичь определенного возраста. Специальный субъект должен обладать определенными правами или статусом – лица, находящиеся в должности, водители и др.

Субъективная сторона представляет собой наличие или отсутствие умысла. За некоторые нарушения ответственность полагается лишь при прямом умысле.

Примеры административных проступков

Наиболее распространенные примеры, с которыми сталкиваются почти все – нарушения ПДД. Даже человек, не имеющий прав на вождение автомобиля, имеет возможность оказаться наказанным. Стоит ему перейти через дорогу в неположенном месте – и сотрудник полиции уже составляет протокол.

Приведем примеры административных проступков:

  • нарушение регламентов пожарной безопасности;
  • повреждение имущества, принадлежащего другим гражданам и организациям;
  • распитие спиртных напитков в общественных местах.

Особенность данного вида ответственности в том, что она распространяется на нарушения, имеющие очевидно разную степень опасности.


Административным проступком является безбилетный проезд, и таким же проступком считается нарушение норм о порядке проведении митингов. За первый полагается небольшой штраф, за второй - арест до 2 недель.

Категории проступков

Выше затрагивался вопрос об объектах нарушений. В принципе, это главный критерий разделения административных проступков на виды. Законодатель ввел достаточно четкую структуру нарушений. Если посмотреть КоАП, выделена ответственность за нарушения прав граждан, нарушения в области промышленности, в области государственного управления.


Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Что общего с преступлениями

Законодательство об уголовной и административной ответственности построено по аналогичным правилам:

  • наличие состава для привлечения к ответственности;
  • меры наказания за конкретные нарушения выбираются согласно перечню, прописанному в законе;
  • закон должен предусматривать норму, которой установлена ответственность за деяние.

В то же время имеется и существенная разница.

Во-первых, строгость наказаний, во-вторых, наличие судимости. Отметки об административной ответственности в прошлом, как правило, никак не влияют на ограничение в правах. Осужденный по нормам УК, даже по истечение срока судимости будет сталкиваться с последствиями до конца жизни.

Таким образом, между преступлением и административным проступком имеется существенная разница.

Дисциплинарные нарушения

Они стоят особняком в иерархии нарушений. Хотя и касаются должностных обязанностей человека, все же выходят за рамки чисто трудовых отношений. К дисциплинарной ответственности привлекают лиц, занимающих особое положение в среде государственных служащих. Сюда включаются собственно государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, полицейские и военнослужащие.


Законы о прохождении соответствующего вида службы предусматривают основания и порядок привлечения к этому виду ответственности, а также принимаемые к нарушителям меры.

Стандартные меры:

  • понижение в чине;
  • лишение премии;
  • понижение в должности.

Наиболее серьезные проступки, допущенные в служебной деятельности, приводят к увольнению. Причем, это не столько воля руководителя, сколько требование закона.

Как сочетаются административная и дисциплинарная ответственность? Нарушение запретов КоАП, напрямую не затрагивающих служебную деятельность, может повлиять на карьерные перспективы человека. Например, военнослужащий в случае привлечения к ответственности за нарушение ПДД, рискует досрочно уволиться.

Судья, неоднократно попадающий в подобные ситуации, рискует лишиться мантии из-за действий, порочащих судебную власть.

В заключение

Дисциплинарный проступок, административный проступок и преступление – понятия разные и, вроде бы, не связанные между собой. Первые два могут вообще сочетаться и оказывать влияние на карьеру человека.

Преступление - наиболее опасная форма нарушений закона для общества, о чем так и говорится в УК.


Одновременно с этим процедуры, основания и принципы привлечения к ответственности в административном порядке напоминают процесс привлечения к уголовной ответственности. Сходство заканчивается, если сравнить строгость наказаний и наличие судимости.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение

(проступок) - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Административ­ная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения не влекут за собой уголов­ной ответственности.

Признаки административного правонарушения образуют:

Деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача - ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта - ст. 15.5 КоАП РФ);

Общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

Противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

Виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

Наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение.

Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

Родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиоло­гическое благополучие населения, общественная безопасность, отношения в сфере экономики и т. д.);

Видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацев­тической деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, - физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту - физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

Общий субъект - вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

Специальный субъект - должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

Особый субъект - военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть не­виновного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло пред­видеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (казусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях). При казусе административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Еще по теме Понятие, признаки и состав административного правонарушения:

  1. 2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения
  2. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, отличительные особенности от других противоправных деяний.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ