Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Любая из существующих форм контроля утрачивает свою популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого контроля нельзя.

Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».

Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Виды экологического контроля:

Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с положениями существующего законодательства.

Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля

    Любая из существующих форм контроля утрачивает свою популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого контроля нельзя.

    Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».

    Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

    Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

    Виды экологического контроля:

    Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

    При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

    Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с положениями существующего законодательства.

    Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

    Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

    Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

    Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

    1. Государственный экологический контроль.

    Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится право:

    • - посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
    • - проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов;
    • - устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
    • - назначать государственную экологическую экспертизу;
    • - требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
    • - принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.
    • 2. Общеэкологический контроль.

    Относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне - это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

    Действующим законодательством федеральным органом власти предоставлено право не только, осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др. В Водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения.

    Специализированный экологический контроль.

    Выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

    Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и т.д. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

    В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом, является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании ст. 70 Федерального закона « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РФ об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

    Ведомственный и производственный экологический контроль.

    Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обращу внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, - прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

    • 1) спецификой отрасли;
    • 2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
    • 3) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

    Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

    Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, - руководитель.

    Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

    Общественный экологический контроль.

    В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно - инновационная общественная экологическая ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие», к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.

    В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

    Таким образом, можно выделить следующие виды экологического контроля:

    • - государственный экологический контроль;
    • - общеэкологический контроль;
    • - специализированный экологический контроль;
    • - ведомственный и производственный экологический контроль
    • - общественный экологический контроль.

    К сожалению, за последние годы слово «экология» из нейтрального превратилось во всем известное понятие. «К сожалению» же потому, что люди стали обращать внимание на окружающую природу только после того, как она начала давать серьезные «сбои» в виде внезапных засух, ураганов и прочих нехарактерных явлений. А потому нет ничего удивительного в том, что современные виды экологического контроля постоянно совершенствуются и становятся все более жесткими.

    Основные виды

    Итак, согласно действующему в нашей стране законодательству, контроль делится на три большие группы:

    • Государственный (сюда относится, в частности, муниципальный экологический контроль).
    • Производственная проверка.
    • Общественный.

    Определение понятия

    Если же говорить о смысле этого понятия, то под «контролем» в этом случае понимается целая система мероприятий, которые направлены на выявление и немедленное пресечение фактов загрязнения окружающей среды. Также экологический контроль предусматривает определенную (вплоть до уголовной) ответственность за несоблюдение ведения той документации, которая оговорена в соответствующих нормативно-правовых актах.

    Основные цели контроля

    Основные цели контроля, вне зависимости от его вида, заключаются в следующем:

    • Добиться, чтобы организации полностью соблюдали экологическое законодательство, а также предотвратить его невыполнение.
    • Добиться соблюдения основных правил сохранения окружающего нас мира, в том числе посредством использования механизмов судебной и исполнительной власти.
    • Также контроль в этом случае нужен для обеспечения полной экологической безопасности объектов производства.

    Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

    Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

    Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

    Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека. Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории.

    Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

    Субъекты и мероприятия экологического контроля

    К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица. Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе. К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

    Экологический мониторинг всегда должен проводиться максимально быстро, четко и полно. Кстати, по времени осуществления он делится на предварительный, текущий и последующий. Как нетрудно догадаться, предварительный проводится перед каким-то мероприятием (например, в преддверии открытия нового завода). Текущий же осуществляется на всем протяжении работы этого предприятия. В рамках же последующего контроля проводится проверка уже проведенных экологических мероприятий. Любые проверки, соответственно, бывают плановыми и внеплановыми, по результатам которых иногда накладываются экологические штрафы.

    Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

    Расшифровка типов экологического контроля

    Наконец, все виды экологического контроля предполагают организацию правомерного и рационального использования всех видов имеющихся в данной местности природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых). Они различаются по субъектам, объектам проверки, используемым при этом методам.

    Характеристики государственного мониторинга

    Это важнейший тип экологического мониторинга (во всех странах, а не только в Российской Федерации). Его положения и мероприятия распространяются на все органы государственной власти, предприятия, он действует в отношении физических и юридических лиц. Таким образом, он является как бы надведомственным, за исполнением его положений прямо следит Федеральная служба по экологическому надзору.

    Впрочем, государственный контроль все равно может влиять на органы экологического мониторинга, так как правительство может иметь обратное мнение. В частности, организации природоохранного толка могут не желать открытия нового предприятия, но если оно важно для интересов государства, то мнением экологов вполне могут пренебречь. Конечно же, это не означает отмены постоянного мониторинга деятельности завода с тем, чтобы окружающей среде во время этого процесса не был нанесен значительный вред.

    Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

    Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров. Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства. На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

    Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

    Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

    Все органы, на законодательном уровне ответственные за проведение экологического мониторинга, обязаны постоянно взаимодействовать друг с другом, а также местным самоуправлением, общественными организациями и движениями, а также с юридическими и физическими лицами. К примеру, с ними со всеми активно работает Федеральная кадастровая служба.

    Характеристики производственного контроля

    Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального. На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

    Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

    Цели производственного контроля

    Экологический мониторинг на каком-нибудь заводе имеет две наиболее ярко выраженные цели:

    • Контроль за надлежащим природопользованием, обеспечение безопасного использования ресурсов природных недр, недопущение выбросов и прочих технологических аварий, угрожающих жизни и здоровью людей, проживающих в данной местности.
    • Соблюдение нормативных и законодательных актов в области природоохранной деятельности, действующих на территории Российской Федерации.

    Аспекты и направления хозяйственной деятельности, которые охватывает программа производственного экологического контроля, следующие:

    • Выявление и устранение факторов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
    • Изучение влияния на природу готовой продукции, которую выпускают различные объекты экологического контроля (заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия).
    • Введение инновационных технологий, позволяющих снизить воздействие на внешнюю среду, в производственный процесс.
    • Предупреждение аварийных ситуаций и выбросов токсичных веществ (как и все виды экологического контроля).
    • Проведение пятиминуток и семинаров по теме «Экологическая безопасность» среди персонала.
    • Аналогичное взаимодействие с населением и общественными организациями.
    • Общая работа в области снижения рисков ответственности.

    Прочие цели и задачи

    Ведомственный экологический контроль имеет также иные задачи, за выполнение которых ответственное лицо несет персональную ответственность:

    • Контроль всех работ, ЧП при которых будет представлять прямую угрозу экологической безопасности местности.
    • Максимальная минимизация всех видов производственных рисков (опять-таки, чреватых сложностями с экологией).
    • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов, внедрение технологий, позволяющих значительно снизить количество отходов.
    • Организация инструктажей и прочая деятельность, предотвращающая развитие аварийных ситуаций и прочих ЧП на объекте.
    • Ведение всей положенной экологической документации, своевременное ее заполнение.
    • Быстрое и своевременное предоставление всей экологической информации уполномоченным лицам.
    • Работа с персоналом предприятия, его экологическое воспитание.

    Общественный экологический мониторинг и его задачи

    Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция. Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

    Общественность ценна тем, что может выявить те проблемы, которые по каким-то причинам (чаще всего – намерено) оказались вне поля зрения государственных служб. Кроме того, сами граждане могут создавать эффективно функционирующие альтернативные информационные каналы, по которым информация об экологических бедствиях и ЧП разносится значительно быстрее. Такой экологический контроль окружающей среды хорошо себя зарекомендовал не только в нашей стране, но и во многих других государствах.

    Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

    К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много. А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта. Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

    Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

    Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

    За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

    Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

    Кроме того, главной задачей экологов является приучение всех к мысли, что окружающая среда – это не что-то абстрактное и далекое, что природные бедствия являются прямой угрозой жизни и здоровью как одного человека, так и всего человечества в целом. К сожалению, многие граждане об этом совершенно не задумываются. Именно для исправления сложившейся ситуации экологическое законодательство в нашей стране постоянно дорабатывается и дополняется.

    Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор.

    Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

    Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

    При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" таким органом является Государственная метрологическая служба Росстандарта. Государственный метрологический контроль и надзор имеют целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений").

    Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную. Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок. В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Государственный экологический контроль выполняется установленными законом "Об обеспечении единства измерений" должностными лицами и органами государственного экологического контроля. Этот закон также определяет полномочия этих лиц и органов, к которым относится право:

    • посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
    • проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;
    • устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
    • назначать государственную экологическую экспертизу;
    • требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении этих лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
    • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

    Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение усилий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо носить специализированный, отраслевой характер.

    Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление администрации Президента и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.

    Действующее законодательство предоставляет федеральным органам власти право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов Федерации отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" и др. В Водном кодексе РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ эти положения более детализированы. Органы представительной власти устанавливают порядок организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а органам исполнительной власти поручено осуществление этого контроля.

    Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурами субъектов Федерации.

    По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Росприроднадзор. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Роспотребнадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др.

    К мерам государственного экологического контроля относятся постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, и предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

    Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами но охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

    Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними заключается прежде всего в сфере осуществления – ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, а государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

    Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Росприроднадзор и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

    • 1) спецификой отрасли;
    • 2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
    • 3) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

    Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокая эффективность обусловлены тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

    Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главные инженер, энергетик, технолог, механик и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

    Федеральный закон от 09.01.1996 №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения" устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 этого закона порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ