Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

  • увеличение зарплаты, повышение престижности службы и улучшение материального обеспечения приставов;
  • упрощение процедуры исполнения через электронную систему документации;
  • профессиональное улучшение работы служебного персонала, квалификации и подготовки.

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ФЗ «О судебных приставах» это второй после Конституции закон, регламентирующий работу приставов-исполнителей. Данный нормативно-правовой акт дает понятие терминов, применяемых в работе федеральной службы судебных приставов, их задач, прав, обязанностей, требований к этим работникам. Об этом и будет разговор ниже.

Федеральный закон № 118 о задачах судебных приставов

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997, № 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) — (далее — Закон) состоит из 6 глав и 25 статей, первая из которых (общие положения) говорит о задачах судебных приставов.

Закон говорит о таких задачах:

  1. Обеспечить установленный порядок в работе судов.
  2. Осуществить принудительное исполнение судебных решений, определений и иных актов должностных лиц и органов.
  3. Исполнять законодательство в части уголовном производства.
  4. Вести государственный реестр.
  5. Проводить госконтроль за работой организаций, чья деятельность направлена на возврат просроченной задолженности.

Деятельность всей службы организованна на всех уровнях страны. Ниже подробно описано, кто, где находится:

Все, что касается структуры службы, численности работников, а также Положение о Федеральной службе утверждаются Президентом.

Деятельность сводится к:

  • обеспечению порядка в судах;
  • осуществлению исполнительных производств для введения в действие всех судебных документов;
  • принятию мер для исполнения таких документа;
  • проведению оценки и учета арестованного (изъятого) имущества у должника;
  • организации хранения и реализации и арестованного (изъятого) имущества;
  • проведению розыска должника-организации, и его имущества;
  • участию в делах о банкротстве и таких процедур
  • а также к другим действиям для полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Когда идти на прием к приставу, и в чем заключаются ?

Куда обращаться при неправомерных действиях сотрудников ФССП, и как написать жалобу на пристава-исполнителя, .

Заключение

В Российской Федерации есть три основополагающих закона, на которые ориентируются рассматриваемые служители закона — это Конституция РФ, ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, это не говорит, что другие нормативно-правовые акты служителям Фемиды не известны. Пристав должен оперировать и Уголовным, Семейным, Гражданским законодательством, ориентироваться в Банковском и Финансовом праве. Вообще, приставы должны оперировать многими законами, действующими на территории страны. Но Закон о «Судебных приставах» направлен на регулирование деятельности приставов-исполнителей, их обязанностях, полномочиях, соблюдениях требований и ответственности этих работников. Служба подчиняется Президенту и Министерству Юстиции РФ. Свою деятельность служба приставов России осуществляет через территориальные органы, которые в свою очередь занимаются своей деятельностью через районные, межрайонные и специализированные отделы, находящиеся в городах субъекта.

Статистические сведения за прошлый год свидетельствуют об увеличении количества возбужденных исполнительных производств. В 2014 их число достигало 93,5 млн., то есть рост на три с половиной миллиона по сравнению с 2013 годом. За двенадцать месяцев штрафов за нарушение ПДД возросло на 2,7 млн. рублей. Таким образом, забот у службы с каждым годом все больше, а вопросы должны решаться исключительно в рамках правового поля. Таким образом, десятки миллионов граждан вынуждены общаться с приставами. А едва ли не каждый отдельно взятый случай требует индивидуального подхода. В одной ситуации имеет место злостное нежелание платить по счетам, а в другой — казуистическая ошибка или сбой электронной системы. При этом следует соблюдать четкую грань дозволенного, чтобы действенный инструмент государственной власти не превратился в произвол.

Новый законопроект

Основываясь на этих факторах, Минюст разработал и представил проект федерального документа названного «Закон о ФССП и порядке прохождения госслужбы на должности судебного пристава». Это положение должно прийти на смену действующей правовой базе и значительно повысить статус ведомства и его сотрудников. Законопроект о судебных приставах 2016 года предполагает введение офицерских званий. Таким образом, в квартиру граждан может постучаться старший лейтенант и попросить вернуть задолженность банку. Полномочий у него будет не меньше, чем у полицейского, поэтому следует вежливо открыть дверь, иначе пристав войдет сам.

Новый законодательный акт регламентирует использование сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, открывать огонь на поражение можно будет только в крайних случаях, но такая возможность предусматривается. Не всем подобное нововведение по нраву. Дело в том, что за последние годы исполнители судебных постановлений уже получили довольно серьезные полномочия. Неоднозначная реакция в обществе, например, на предоставление права приставам изымать у должников водительское удостоверение. Эта поправка уже одобрена в первом чтении.

Высокие требования к исполнителям

К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС. Должностные лица получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, соответствующими льготами, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Материальная заинтересованность поможет остановить текучку кадров и сформировать высокопрофессиональный коллектив.

Высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Этот пункт реформы о ФССП 2016 года, кстати, был одобрен еще в 2014 году (п.1 ст.3 ФЗ «О судебных приставах»), но его ратификация отложена до 1 января будущего года. На сегодня треть сотрудников не имеет соответствующего диплома и, фактически, подлежит увольнению. Эта мера, в существующей ныне редакции, обескровит службу и сделает невозможным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый в Госдуме законопроект о судебных приставах 2016 года предусматривает учреждение в ведомстве института пристава-дознавателя, который будет совершать соответствующие действия в сфере Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также будут сформированы специальные группы по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Судебные приставы и исполнители совершают деятельность, рассчитанную на помощь судебным органам на время заседаний, помощь в задержании, расследовании дела и исполнении приговора суда. Сотрудники имеют широкий спектр полномочий и поэтому государству необходим закон, регулирующий деятельность исполнителей. ФЗ 118 ставит ограничения и рамки в полномочиях исполнителей суда.

Общие положения 118 ФЗ

ФЗ о приставах был принят Государственной Думой 4 июня 1997 года, а одобрен Советом Федерации 3 июля того же года. Последние изменения были внесены в него 3 июля 2016 года. Согласно закону о ФССП, судебные приставы устанавливают порядок действий для Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, контролируют исполнение принятых актов, исполняют решения суда по уголовно-процессуальным делам. В нем 6 глав и 25 статей.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Представлен перечень задач судебных приставов и сфера влияния описываемого закона. Оформлены акты и законы, по которым действуют приставы, и требования и условия, которые должно соблюдать лицо для приема на эту должность. Составлен список категорий, на которые подразделяются судебные приставы и описаны их функции, каким образом организована деятельность и процессы принятия на должность и освобождения от должности;
  • В главе номер два представлен перечень полномочий по организации деятельности судебных приставов. В этой главе четыре статьи и в каждой статье описаны полномочия одного органа. Представлен перечень полномочий Министерства Юстиции Российской Федерации, старшего судебного пристава, главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ(о судебной системе читайте );
  • В третьей гл. оформлен список прав и обязанностей судебных приставов. Описаны права и обязанности разных категорий приставов, обеспечивающих установленный порядок, исполнителей, полномочия каждого сотрудника. Описаны права граждан в этой сфере и обязанности по исполнению требований. Полномочия по использованию оружия, физической силы или других специальных средств во время работы и ответственность приставов за нарушение условий и требований закона;
  • В гл. четыре оформлены права судебных приставов на защиту. Описаны страховые гарантии и возмещение нанесенного ущерба. Как происходит финансовое обеспечение защиты сотрудников;
  • В пятой описана экономическая сторона данной области. Оформлено финансовое обеспечение сотрудников и материально-техническое обеспечение;
  • В шестой даны заключительные и дополнительные положения закона, описаны даты вступления его в силу, оформлены переходные положения.

Деятельность судебных приставов регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какие были внесены изменения?

«О судебных приставах» Федеральный закон был изменен последний раз 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Согласно этим изменениям все фразы «а также к военнослужащим внутренних войск» изменили на слова «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации».

В 11 статье описываемого закона оформлены права и обязанности сотрудников в сфере обеспечения установленных решений и порядка в деятельности суда.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №220

Согласно этой статье пристав обязан:

  • Во время прохождения заседания суда и во время особых процессуальных действий обеспечивать безопасность судей и граждан, относящихся к делу;
  • Содействовать во время розыска, исполнения решений и дознания;
  • Обеспечивать безопасность и защиту имущества или вещественных доказательств, относящихся к делу, во время доставления их на заседание;
  • Помогать органам внутренних дел при розыске скрывающихся лиц;
  • Поддерживать общественный порядок в здании суда;
  • Проходить подготовку по применению физической силы и огнестрельного оружия;
  • При необходимости круглосуточно охранять здание суда;
  • Помогать при необходимости военнослужащим или сотрудникам государственных органов, при конвое подозреваемых или осужденных;
  • Охранять и соблюдать безопасность здания Федеральной службы судебных приставов;
  • При решении суда в случае административного нарушения, произведенного иностранным лицом или лицом без гражданства, проводить лицо к границе для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;
  • При постановлении суда приводить на заседание лиц, уклоняющихся от явки;
  • В случае обнаружения признаков совершенного преступления, направить сообщение старшему исполнителю или другому начальству с информацией о преступлении;
  • По поручению начальства обеспечивать безопасность приставов-исполнителей или других сотрудников Федеральной службы;
  • Во время исполнения обязанностей пресекать любые правонарушения и направлять нарушившего закон гражданина в органы внутренних дел.

Однако судебный пристав имеет право:

  • На проникновение на территорию или в помещение, где предполагается нахождение лица, укрывающегося от явки в суд;
  • Применять физическую силу или огнестрельное оружие на законных основаниях;
  • Использовать помощь сотрудников других органов при необходимости и во время исполнения своих обязанностей;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность, при необходимости у любых лиц;
  • Выполнять производство по административным делам согласно законодательству Российской Федерации;
  • Выполнять досмотр личных вещей лиц в допустимых ситуациях и при необходимости;
  • Не пускать в здания суда или других органов лиц, имеющих при себе взрывчатые, наркотические вещества, оружие иди другие запрещенные предметы.

13 ст. регулирует соблюдение законных прав граждан России. Судебный исполнитель не может ущемлять права граждан, даже если они задержаны. Он также не имеет права разглашать семейные или личные тайны лиц, обязан не допускать и пресекать любые действия сотрудников, нарушающих законодательство РФ.

В 14 ст. описаны обязательства по выполнению требований судебных приставов. Все законные требования судебного исполнителя должны быть выполнены каждым сотрудником органов, гражданином или другим лицом. Любая информация, сведения, документы, имеющие отношение к делу, должны быть выданы сотруднику по первому требованию. Отказ от содействия судебному исполнителю может повлечь за собой наказание, штраф и несение ответственности.

Согласно 16 статье, судебные исполнители могут применять физическую силу, другие специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях. Они могут использовать специальные средства для пресечения преступлений или для задержания преступников или нарушителей.

Скачать текст закона о судебных приставах

ФЗ о приставах регламентирует правовые аспекты деятельности судебных приставов. Гражданин может ознакомиться с законом, чтобы понять, какие действия судебного исполнителя были законными и, в случае обнаружения незаконных действий, подать иск в суд. Рекомендуется изучить настоящий закон для избежания ошибок, при которых можно понести ответственность. Правоотношения между гражданами, другими лицами и судебными исполнителями также контролируются описываемым законом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ