Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.
Перечень соответствующих документов
Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.
Основные требования по организации пожарных проездов
П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:
Необходимость кругового подъезда к зданию
Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:
Регламентируемые параметры подъездных путей
Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:
Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.
Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:
Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.
Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.
Внутримикрорайоная сеть транспорта рассчитана на три основных вида транспорта – легковые автомобили, грузовые, автотранспорт специального назначения и хозяйственных служб. Главное условие при проектировании системы внутренних проездов – соблюдение безопасности для населения, поэтому проезды проектируют таким образом, чтобы исключить сквозное транзитное движение и большую скорость автотранспорта. В связи с этим применяют тупиковые и закольцованные проезды. Скорость движения ограничивается 20 км/ч.
Ширину проездов принимают в соответствии с , основных внутриквартальных – 5,5 м (двухполосное движение), второстепенных, в том числе тупиковых проездов к отдельным зданиям – 3,5 м (однополосное). Минимальные радиусы поворотов по внутренней кромке основных проездов – 10 м, второстепенных – 8 м. Основные проезды должны иметь параллельные тротуары с одной или двух сторон шириной 1,5 – 2,25 м. Второстепенные – односторонний тротуар шириной не менее 0,75 м. В случае малой интенсивности движения возможно совмещение тротуара с проезжей частью, ширина таких тротуаров принимается не менее 2,6 м, протяженность не более 60 м, конструкция дорожной одежды – усиленная.
Ко всем зданиям микрорайона необходимо предусматривать пожарные проезды шириной 3,5 – 6 м. Для жилых зданий высотой менее 9 этажей, общественных менее 5 этажей проезды с одной стороны, при большей этажности – с двух. Расстояния от оси движения до здания принимаются из условий удобства установки пожарных лестниц, в зависимости от высоты здания: при этажности до 9 этажей – 5 – 8 м, при большей этажности – 8 – 10 м. Между проездами и стенами зданий нельзя размещать ограждения и рядовую посадку деревьев.
На проездах шириной 3,5 м через каждые 100 м предусматриваются разъездные площадки длиной 15 м и шириной 6 м (включая основную полосу движения). В конце тупиковых проездов предусматриваются разворотные площадки (рисунок 1).
Проезды должны соединяться с жилыми улицами через каждые 300 м, для обеспечения возможности проезда в случае проведения ремонтных работ желательно дублировать въезды на территорию дворов.
Рисунок 1 – Разворотные площадки (размеры указаны в метрах)
Площадки для временного хранения машин и мотоциклов во внутренних дворах проектируются из расчета не менее 25 машино-мест на 1000 жителей, на один автомобиль отводится площадь 25 м 2 . Рекомендуемые размеры для автостоянок указываются в таблице 7. Около учреждений культурно-бытового обслуживания и крупных торговых центров наличие автостоянок – обязательно.
Таблица 7 – Размеры автостоянок
Схемы стоянок при однорядном и многорядном расположении автомобилей показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Автостоянки (размеры указаны в метрах)
Расположение боксовых гаражей на территории микрорайона нежелательно, так такие сооружения занимают значительные площади и являются неблагоприятными в экологическом отношении. Рекомендуется предусматривать подземные гаражи и автостоянки, а также многоэтажные гаражи, позволяющие значительно сократить отводимые площади в расчете на один автомобиль (до 5 раз) и исключит загрязнение воздуха. В таблице 8 приведены минимально допустимые расстояния от стоянок и гаражей до жилых и общественных зданий. Наименьшие расстояния от гаражей до перекрестков магистральных улиц – 50 м, улиц местного значения – 20 м, остановок общественного транспорта – 30 м.
Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.
В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .
Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.
Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.
На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.
Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.
Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:
Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.
К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:
Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали , оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.
В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.
Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это , в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.
В частности, он должен быть обеспечен:
А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:
Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.
Для разъезда автомобилей при одностороннем движении устраивают разъездные площадки: на прямых участках не расстоянии не более чем 100м друг от друга, а на кривых – в пределах обеспечения видимости. Площадки для разъезда принимают шириной 2.5м и длиной не менее 12м, в случае движения транспорта с удлиненными кузовами на полуприцепах или автопоездов с прицепами и полуприцепами площадки следует устраивать длиной не менее 18 м.
а) | б) |
Рисунок 2 – Площадки разъезда автомобилей: а) для обычного транспорта при наличии тротуара, б) для транспорта с удлиненным кузовом
Разгрузочные площадки принимают такими же размерами, как и разъездные, при разгрузке длинномерных грузов (ферм, свай, колонн и т.д.) размеры площадки могут быть увеличены до 6м в ширину и 35 в длину.
Минимальные расстояния от кромки обочины дороги до других сооружений на строительной площадке
Таблица 2 – Минимальные расстояния от кромки обочины
Разворотные площадки
На тупиковых подъездах устраиваются площадки для разворота автомашин передним ходом размером не менее 12х12м, разворотные кольца радиусом не менее 12м.
а) | б) |
в) | д) |
Рисунок 3 – Разворотные площадки на тупиковых дорогах: а) для разворота машин передним ходом, б) кольцевой объезд, в, д) для разворота автомобилей задним ходом
Параметры временных автодорог
Параметрами временных автодорог являются: ширина полосы движения и ширина проезжей части, число полос движения, радиусы закругления.
Ширина проезжей части
Ширину проезжей части дороги принимают в зависимости от схемы движения транспорта. При одностороннем движении ширина проезжей части принимается 3 м, при двустороннем и в местах уширений для разъездов – 6 м. При использовании тяжелых транспортных средств грузоподъемностью более 25 т ширина проезжей части принимается до 8 м. Радиусы поворотов дорог определяют по радиусам поворотов транспортных средств, которые составляют 12 – 18 м. При однополосной дороге в местах её поворота делают уширения до 5 м.
Рисунок 4 - Размеры элементов временной дороги: а) при одностороннем движении; б) при двустороннем движении транспорта
Радиусы закругления
Радиусы закругления дороги принимают исходя из маневренных свойств автомашин, т.е. возможности их поворота при движении вперед без применения заднего хода. Минимальный радиус закругления дорог для обычных автосамосвалов и бортовых автомобилей (с габаритами по длине до 10м) составляет 12 м; при одностороннем движении уширение дороги на повороте должно быть не менее 5м. Для автопоездов ширина проезда увеличивается до 7 м.
При эксплуатации панелевозов, машин с прицепами, автопоездов, радиус закругления дороги следует принимать не менее 18 м. Дороги для перевозки длинномерных конструкций на автомобилях нестандартных габаритов более 25 м должны иметь радиус кривой в плане 30 м.
Рисунок 5 – Схема уширения дороги при повороте под углом 90 о
Определение Пензенского областного суда от 15.04.2008 по делу n 33-660 В результате предоставления земельного участка свободных земель населенных пунктов произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 г. делу N
33-660
Судья: Смирнова О.В.
15 апреля 2008 г.
судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда в составе:
председательствующего
Прошиной Л.П.
и судей
Зыковой Л.Н., Кузнецовой Т.А.
заслушали
в открытом судебном заседании по докладу
Прошиной Л.П. дело по кассационным жалобам
С.А., С.Т. на решение Первомайского районного
суда г. Пензы от 22 февраля 2008 г., которым
постановлено:
Исковые требования Е.А.
удовлетворить.
Признать пункт 3
Постановления Главы администрации г. Пензы
от 06.09.2007 г. N 1052/4 "О предоставлении гражданам
С.А. и С.Т. из состава земель населенных
пунктов земельного участка при
незавершенном строительством жилом доме по
ул. Мереняшева в собственность"
недействительным.
Признать договор N 3875
купли-продажи земельного участка от 26.12.2007
г., заключенный Комитетом по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы и С.А.,
С.Т., недействительным.
Признать
действия Управления Роснедвижимости по
Пензенской области по утверждению
материалов землеустроительного дела на
земельный участок, расположенный по адресу:
г. Пенза, ул. Мереняшева, незаконными.
Обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т.
восстановить границы и площадь разворотной
площадки тупикового проезда от ул.
Мереняшева к земельному участку по ул.
Мереняшева в г. Пензе, смежную с земельным
участком по ул. Мереняшева в г. Пензе
юго-восточную границу земельного участка
по ул. Мереняшева в г. Пензе до положения
существовавшего до принятия постановления
Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N
1052/4.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П.,
объяснения С.А., его представителя К.М.
(доверенность от 02.02.08 г.), представителя С.Т.
С.В. (доверенность от 18.01.08 г.), поддержавших
доводы жалоб, возражения на жалобы
представителя Е.А. М.В. (доверенность от 16.11.07
г.), судебная коллегия
установила:
Е.А.
обратился в суд с иском к Администрации г.
Пензы, С.А., С.Т. о признании частично
недействительным Постановления Главы
муниципального образования, в обоснование
иска указал, что ему на основании
Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749
предоставлен на праве аренды земельный
участок для проектирования и строительства
индивидуального жилого дома по ул.
Мереняшева в г. Пензе площадью 743 кв. м. В
связи с истечением срока аренды, согласно
Постановлению Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252
данный земельный участок был предоставлен
ему на праве бессрочного (постоянного)
пользования для завершения строительства
индивидуального жилого дома. В настоящее
время истец завершает строительство жилого
дома. Сопредельный земельный участок по ул.
Мереняшева в г. Пензе площадью 730 кв. м
принадлежал на праве аренды Г.Е. на
основании Постановления Главы
администрации г. Пензы от 25.09.2001 г. N 1950/1. В
соответствии с прилагаемым паспортом N 6323,
кадастровым планом N 62/07-04402, Постановлением
от 29.09.1999 г. N 1754, к указанным земельным
участкам предусматривался проезд от ул.
Мереняшева, заканчивающийся поворотной
площадкой с размерами 11,73 х 12,0 м площадью 140,6
кв. м. На основании Постановления Главы
администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4
земельный участок по ул. Мереняшева в г.
Пензе площадью 730,0 кв. м, ранее
принадлежавший на праве аренды Г.Е.,
предоставлен С.А. и С.Т. в собственность за
плату в равных долях - по 1/2 доле каждому, при
этом площадь указанного земельного участка
увеличена за счет свободных земель
населенных пунктов на 198,0 кв. м и составляет
928,0 кв. м.
Считает указанное решение
вынесенным с существенными нарушениями
действующего законодательства, поскольку
увеличение площади земельного участка С.А.
и С.Т. произошло за счет уменьшения границ и
площади поворотной площадки проезда от ул.
Мереняшева к земельному участку жилого
дома. Кроме того, при межевании допущено
наложение юго-восточной границы земельного
участка по ул. Мереняшева, на смежную
границу земельного участка по ул.
Мереняшева, что привело к уменьшению его
площади.
Просил признать Постановление
Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N
1062/4 о предоставлении гражданам С.А. и С.Т.
земельного участка в собственность
недействительным в части увеличения
площади земельного участка по ул.
Мереняшева в г. Пензе за счет уменьшения
площади разворотной площадки тупикового
проезда от ул. Мереняшева к земельному
участку строящегося жилого дома по ул.
Мереняшева в г. Пензе; устранить нарушение
строительных норм и правил - СНиП 2.07.01-89
"Градостроительство, Планировка и
застройка городских и сельских поселений",
прав и охраняемых законом интересов
владельца земельного участка и жилого дома
по ул. Мереняшева путем увеличения площади
разворотной площадки тупикового проезда от
ул. Мереняшева к земельному участку
строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в
г. Пензе до 201,0 кв. м.
В последующем
представитель истца М.В. уточнил исковые
требования, просил признать действия
должностных лиц Роснедвижимости по
Пензенской области по утверждению
межевания незаконными; обязать
администрацию г. Пензы, С.А., С.Т.
восстановить разворотную площадку между
земельными участками по ул. Мереняшева в г.
Пензе до размеров, существовавших до
вынесения Постановления Главы
администрации г. Пензы от 06.09.2007 г.; и
признать недействительным договор
купли-продажи земельного участка,
заключенный между КУМИ г. Пензы и С.Т., С.А.
Первомайский районный суд г. Пензы
постановил вышеуказанное решение.
В
кассационных жалобах С.А. и С.Т. просят
отменить решение суда, как незаконное,
ссылаясь на то, что в судебном заседании не
были установлены и доказаны
обстоятельства, что оспариваемое
Постановление Главы администрации г. Пензы
от 06.09.2007 г. не соответствует закону или иным
правовым актам и нарушает права и интересы
Е.А. В материалах дела отсутствуют
документы, подтверждающие, что к земельным
участкам по ул. Мереняшева
предусматривался проезд, заканчивающийся
поворотной площадкой размером 12 х 12 м,
устройство которой имеет целевое
назначение. При проведении
землеустроительных работ права Е.А. не были
нарушены, границы земельного участка были
им согласованы. Судом необоснованно не
применены к требованиям Е.А. сокращенные
сроки исковой давности.
Проверив
материалы дела и обсудив доводы жалоб,
судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Как
следует из материалов дела, Е.А. на
основании Постановления Главы г. Пензы от
30.04.1998 г. N 749 был предоставлен в аренду
сроком на 2 года земельный участок площадью
743 кв. м для строительства индивидуального
жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе.
Участок предоставляется за счет свободных
от застройки земель города. В соответствии
с п. 2.6 Постановления истец обязан
благоустроить и озеленить отведенный
участок, построить благоустроенный подъезд
и инженерные сети к жилому дому.
Постановлением Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N
2252 указанный земельный участок был
предоставлен истцу в бессрочное
(постоянное) пользование для завершения
строительства индивидуального жилого
дома.
Право собственности Е.А. на
земельный участок площадью 743 кв. м,
расположенный по адресу: г. Пенза, ул.
Мереняшева, зарегистрировано в Едином
государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним 01.02.2008 г. (т. 2 л.д.
12).
В качестве документа, содержащего
описание земельного участка, истец
предоставил кадастровый план (выписку из
государственного земельного кадастра) по
состоянию на 24.01.2008 г. (т. 2 л.д. 20 - 23).
В
кадастровом плане земельного участка по ул.
Мереняшева в г. Пензе указано - площадь
ориентировочная, подлежит уточнению при
межевании.
На основании Постановления
Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N
1062/4 С.А. и С.Т. из состава земель населенных
пунктов был предоставлен в собственность
за плату в равных долях каждому земельный
участок площадью 928 кв. м при незавершенном
строительством жилом доме по ул. Мереняшева
в г. Пензе (т. 1 л.д. 8 - 9).
Участок
образуется за счет земельного участка
площадью 730 кв. м, на который прекращено
право аренды предыдущего собственника
строения Г.Е., и земельного участка площадью
198 кв. м свободных земель населенных
пунктов.
Во исполнение указанного
Постановления Главы администрации г. Пензы
С.А. и С.Т. оформили землеустроительное дело
на земельный участок, произвели постановку
земельного участка на государственный
кадастровый учет, заключили договор
купли-продажи земельного участка от 26.12.2007
г., произвели оплату в соответствии с
условиями договора (т. 2 л.д. 95).
В
судебном заседании установлено, что при
проведении землеустроительных работ
земельного участка по ул. Мереняшева в г.
Пензе размеры разворотной площадки
тупикового проезда уменьшены и составляют 6
х 9,73. Часть территории разворотной
площадки, ранее имевшей размеры 12 х 11,73,
включена в границы земельного участка
площадью 928 кв. м, (кадастровый номер
58:29:03012011:0004), что подтверждается сообщением
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по
Пензенской области от 08.02.2008 г. (т. 2 л.д. 112).
Удовлетворяя исковые требования Е.А. и
признавая недействительными указанные
выше постановление Главы администрации г.
Пензы от 06.09.2007 г., договор купли-продажи
земельного участка от 26.12.2007 г., суд,
руководствуясь ст. 85 Земельного кодекса РФ,
правильно указал, что в результате
предоставления С.А. и С.Т. земельного
участка площадью 198 кв. м свободных земель
населенных пунктов, произошло уменьшение
разворотной площадки тупикового проезда к
дому по ул. Мереняшева г. Пензы, что повлекло
нарушение охраняемые законом интересы
истца на обеспечение доступа к строящемуся
жилому дому и эксплуатацию земельного
участка, находящегося в его
собственности.
В подтверждение данного
вывода суд обоснованно сослался на
положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство.
Планировка и застройка городских и
сельских поселений", согласно которым
тупиковые проезды должны быть
протяженностью не более 150 м и
заканчиваться поворотными площадками,
обеспечивающими возможность разворота
мусоровозов, уборочных и пожарных машин;
Строительные Правила 30-102-99 "Планировка и
застройка территорий малоэтажного
жилищного строительства", Инструкцию о
порядке планировки, застройки и
благоустройства районов индивидуального
жилищного строительства, утвержденную
Постановлением Государственного Комитета
РСФСР по делам строительства 23.12.1982 г. N 148,
предусматривающими, что тупиковые проезды
для группы земельных участков,
расположенных в глубине квартала,
обеспечиваются разворотной площадкой
размером не менее 12 х 12 кв. м.
Ссылка в
жалобах на то, что на основании
Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 49
Е.А. был предоставлен земельный участок для
строительства жилого дома и предложено
построить лишь благоустроенный подъезд к
дому, является несостоятельной, поскольку
данный проезд к дому по ул. Мереняшева
является единственным и тупиковым,
вследствие чего должен соответствовать
вышеуказанным строительным нормам и
правилам.
Указанные обстоятельства
подтверждены показаниями допрошенных в
судебном заседании свидетелей - главного
инженера Главного управления
градостроительства и архитектуры г. Пензы
М.В., главного специалиста отдела
муниципального контроля ГУГиА г. Пензы С.А.,
К.С., обладающего специальными познаниями в
области государственного пожарного
надзора, пояснивших, что в результате
уменьшения площади разворотной площадки,
которой должен заканчиваться тупиковый
проезд, Е.А. будет затруднено строительство
жилого дома и его обслуживание. Дорога от
ул. Мереняшева к спорным участкам является
единственной. Это тупиковый проезд, который
должен заканчиваться разворотной
площадкой, необходимой для подъезда к
жилому дому техники для тушения пожара.
Пожарная безопасность строений
нарушена.
По этим основаниям является
несостоятельной и ссылка в жалобах на
отсутствие необходимости устройства
данной поворотной площадки, имеющей
определенное целевое назначение (для
разворота мусоровозов, уборочных и
пожарных машин).
Судом обоснованно
признано, что работы по межеванию
земельного участка С.А., С.Т. были выполнены
с нарушением Методических рекомендаций по
проведению межевания объектов
землеустройства, утвержденных
Росземкадастром от 17.02.2003 г., а именно: акт
согласования границ земельного участка был
подписан Е.А. до утверждения проекта границ
земельного участка, без предварительно
обозначенных границ земельного участка на
местности.
В связи с этим не может
служить основанием для отмены решения суда
и ссылка в жалобах на то, что при проведении
землеустроительных работ по определению
границ и площади земельного участка
ответчиков права землепользователя Е.А. не
были нарушены.
Доводы жалобы С.А. о
применении к возникшим правоотношениям
сокращенного срока исковой давности
являются ошибочными, поскольку данный спор
рассмотрен судом по правилам искового
производства, как спор о защите
субъективного права, в связи с чем ст. 254 ГПК
РФ к возникшим правоотношениям не
применима.
Изучение материалов дела
указывает на то, что все приведенные
сторонами доводы являлись предметом
исследования суда и им дана оценка, которую
судебная коллегия находит правильной, так
как она сделана в соответствии с
установленными обстоятельствами и
требованиями действующего
законодательства.
Доводы кассационных
жалоб не опровергают выводы суда, так как
приведенные в них обстоятельства не
отражают установленного судом в
совокупности всех обстоятельств, не
основаны на правильном толковании закона
либо не имеют правового значения для
данного дела и направлены на переоценку
установленного судом.
С учетом
изложенных обстоятельств постановленное
по делу решение следует признать законным и
оснований для отмены решения суда, о чем
ставится вопрос в кассационных жалобах,
судебная коллегия не находит.
На
основании изложенного, руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
решение
Первомайского районного суда г. Пензы от 22
февраля 2008 года оставить без изменения, а
кассационные жалобы С.А., С.Т. - без
удовлетворения.