Агентский договор на коммунальные услуги можно охарактеризовать как контракт с посредником, который выступает от имени поручителя и выполняет за его счет мероприятия по реализации услуг, направленных на обеспечение нормального уровня проживания потребителей. В качестве поручителя (принципала) рассматриваются поставщики и производители (компании ресурсообеспечения), а посредником (агентом) могут быть не только юридические компании, но и физлица.
В этой статье вы узнаете:
Порядок заключения/расторжения и составления агентских соглашений на предоставление коммунальных услуг определяется государственными нормативными актами РФ. Подробному освещению этого вопроса посвящена статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такой вариант взаимодействия законодательно предусмотрен в различных областях. Двустороннее соглашение оформляется в стандартной форме - письменно. Достоверность соглашения можно подтвердить у нотариуса (условие не является обязательным и применяется по усмотрению обоих участников агентского договора). По параметрам такого контракта сторона агента берет на себя обязательства за определенную плату осуществлять некоторую деятельность в интересах контрагента. Все функции, предусмотренные условиями агентского контракта на коммунальные услуги, исполнитель может выполнять самостоятельно, при условии предварительной оплаты.
Законодательные нормы предусматривают выполнение контрагентом некоторых процессов от собственного имени в интересах принципала и за его счет. Для этого агент наделяется всеми соответствующими полномочиями и получает определенный круг обязанностей. В тех случаях, когда функции, предусмотренные агентским договором, выполняются агентом от имени заказчика, обязательства перед потребителями коммунальных услуг лежат на нем.
Если сторонами не определена процедура расчета, то средства, предусмотренные в качестве вознаграждения, должны поступить на расчетный счет исполнителя в течение семи рабочих дней после числа, указанного в отчете по выполненным работам.
В договоре о предоставлении коммунальных услуг четко прописывается порядок предоставления/утверждения агентской отчетной документации.
Составление соглашения предусматривает необходимость выполнения процедур по подготовке и предоставлению отчетов по работам, доверенным принципалом. Как правило, это простая форма отчетности по проделанным договорным работам.
Отчетная документация предоставляется в оговоренные сроки с определенной периодичностью (ежемесячно или поквартально) по результатам выполненных работ.
Если соглашением не определена процедура предоставления отчетности, то заказчик вправе в течение 30 дней после предоставления отчетности предъявить агенту свои претензии по поводу выполненных им работ и предоставленных коммунальных услуг. Если возражения отсутствуют, то отчетная документация, переданная в срок, оговоренный в контракте, по умолчанию является принятой.
В любом случае относительно работ, выполненных субагентом, ответственность за качество и сроки возлагается на агента, отчитывающегося перед принципалом.
Особенность правовых отношений с агентами заключается в возможности введения определенных запретов каждой из сторон.
Юридический агентский договор оказания коммунальных услуг может содержать запрет на оформление таких же контрактов с другими субъектами, как в широком значении, так и в пределах региона (включая запрет на контракты от своего лица, по факту уже выполненной работы). Исполнитель по агентскому договору на коммунальные услуги может иметь запрет на оформление таких же контрактов с другими заказчиками.
Сопровождающая документация:
Аутсорсинг может способствовать экономии и улучшению качества услуг или работ, предоставляемых владельцам жилья в МКД.
На компанию, управляющую МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной СПК, далее — УО), по закону возложено обязательство предоставлять потребителям минимум услуг, предусмотренных законодательством страны.
К услугам, которые должны оказываться только специализированными предприятиями и квалифицированными специалистами, относится обслуживание лифтов, пожарных систем и подача энергоносителей. Эти условия установлены законом. Управляющая организация не всегда имеет возможность, но и не обязана, предъявить лицензии на предоставление услуг, необходимых для обслуживания МКД.
Некоторые услуги для МКД, такие как обслуживание пожарных систем и лифтов, должны оказываться специализированными организациями, эти условия регулируются законодательством. Управляющая организация не обязана иметь лицензии на те виды деятельности, которые востребованы МКД.
Аутсорсинг представляет собой передачу управляющей организацией определенных видов деятельности или функций, связанных с обслуживанием МКД, другой компании, работающей в нужной сфере. В деловом лексиконе слово «аутсорсинг» появилось в 1960 году благодаря компании Electronic Data System, действующей в сфере информационных технологий.
Услуги аутсорсинга стали стремительно развиваться с 1990 года и до сих пор востребованы в разных сферах деятельности.
Управляющие компании имеют право передать на аутсорсинг полное обслуживание МКД и заниматься только управленческой деятельностью - организацией своевременного предоставления услуг, содержания и ремонта доверенного объекта. Такой подход обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг, но, как показывает практика, финансовые возможности многих собственников и съемщиков жилья ограничены и не позволяют устанавливать на услуги УО высокие расценки. Можно сказать, что материальные возможности потребителей определяют специфику работы ЖКХ и практически исключают использование аутсорсинга.
Ценность аутсорсинга состоит в том, что при передаче вспомогательных функций другим исполнителям компания имеет возможность:
На основании этого можно сделать вывод, что, выбирая управляющую компанию для обслуживания МКД, собственники жилья прибегают к услугам аутсорсинга - передают управление своей недвижимостью другой организации. Такой способ управления более рационален.
Основным мотивом использования аутсорсинга является экономичность.
К экономическим факторам для перехода на аутсорсинг относятся:
Мнение эксперта
С.Г. Щетинин,
эксперт, г. Краснодар
Эффективность аутсорсинга оценивается по четырем экономическим составляющим.
УО может воспользоваться услугами специализированной аварийной службы, используя для решения своих проблем ее оборудование и персонал. При этом ежемесячная оплата за проделанную работу будет ниже, чем расходы на содержание собственного персонала, выполняющего аналогичные функции. Если возникает необходимость в проведении аварийно-восстановительных работ, оплата проводится по факту проделанных работ.
В аутсорсинговых контрактах обязательно упоминайте факт зависимости оплаты от конкретно выполненной работы.
Принимая решение об оформлении агентского соглашения в коммунальной сфере, необходимо взвешенно подойти к оценке его преимуществ и недостатков.
Преимущества:
Недостатки агентских договоров в области предоставления коммунальных услуг:
Приведенный перечень недостатков предоставления коммунальных услуг на основе агентского договора не является окончательным. Наиболее существенные потери в этом случае могут стать следствием перехода части коммерческой информации к внешним исполнителям. Вместе с тем при правильном ведении бизнеса недостатки агентского договора в области коммунальных услуг могут быть нивелированы существенным ростом эффективности производственных процессов на фоне нестабильной рыночной ситуации.
В настоящее время наблюдается рост требований к уровню коммунальных услуг, что сопровождается оптимизацией производственных процессов управляющий компаний (например, внедряется Географическая информационная система ЖКХ). Кроме того, рынок постоянно заставляет повышать конкурентоспособность коммунальных предприятий. Эти факторы способствуют более широкому внедрению системы агентских договоров в коммунальной сфере.
Для того чтобы взвесить все «за» и «против» в вопросе перехода на работу по агентским договорам, необходимо исходить из анализа причин, по которым следует отказаться от такой формы ведения бизнеса.
Причины отказа от системы работы по агентским договорам следующие.
Возможны ситуации, при которых стоимость агентских услуг может существенно превысить расходы управляющей компании, возникающие при ведении бизнеса собственными производственными мощностями. Этот фактор чаще всего становится основной причиной отказа коммунальных предприятий от агентских договоров. К примеру, если организовать обучение специалистов управляющей компании по использованию и наладке домофона, можно существенно снизить стоимость этой услуги для жильцов МКД.
Монополисты, предоставляющие коммунальные услуги по агентским договорам, получают возможность для необоснованного повышения стоимости. Такая ситуация чаще всего наблюдается в тех сферах, где для ведения деятельности необходимо наличие лицензий.
Существенными препятствиями на пути организации бизнеса в области коммунальных услуг на основе агентского договора являются несформировавшийся рынок и отсутствие стабильности. В этой сфере еще нет достаточного выбора надежных поставщиков, что повышает потенциальные риски в области бесперебойного предоставления услуг.
У обслуживающих компаний, которые решили воспользоваться инструментами аутсорсинга, часто возникает вопрос относительно функций, которые можно передать по агентскому договору. Универсального ответа здесь не существует. В каждом отдельном случае решения могут быть разными и зависят от таких факторов, как:
Среди функций, которые чаще всего передаются управляющими компаниями на основании агентского договора, встречаются ведение бухучета, юридическое и информационное сопровождение. Иногда имеют место факты передачи функций по уборке МКД и прилегающего участка. Согласно законодательству обслуживание лифтов, газовых систем и противопожарного оборудования должны осуществлять компании, специализирующиеся на этих видах деятельности и имеющие соответствующие сертификаты. Конечно, управляющие компании могут пройти определенные процедуры лицензирования, но экономическая целесообразность такого решения выглядит сомнительной, так для этого необходимы дополнительные инвестиции в оборудование и обучение специалистов.
Рассмотренные выше вопросы актуальны в том случае, если рассматривается одна управляющая компания.
Большинство компаний, которые оказывают услуги по обслуживанию МКД, работают с применением упрощенного налогового учета. Это дает возможность отказаться от запутанного и неудобного исчисления налогов, снизить административные расходы и сократить налоговые выплаты. В то же время «упрощенка» законодательно ограничивает возможности для расширения бизнеса. При выходе на определенный уровень развития, с увеличением количества обслуживаемых объектов обслуживающие компании вынуждены «рождать клонов». Результатом такого процесса является появление предприятия с теми же работниками, но с другим названием.
Структура и производственные процессы нового предприятия полностью повторяют систему работы основной компании.
Отталкиваться в этом вопросе следует от основной задачи управляющей компании, которая заключается в управлении многоквартирным домом. Такое управление предполагает полный контроль уровня и объемов предоставляемых коммунальных услуг, а также технического состояния объекта (все эти моменты определены законодательными актами). Для выполнения указанных задач управляющая компания имеет полное право воспользоваться услугами сторонних предприятий на основе агентского договора на коммунальные услуги.
Основные функции, которые могут быть переданы по агентскому договору:
Указанные выше направления вместе с соответствующим оборотом денежных средств, которые не вписывают в оборот, предусмотренный упрощенным налогообложением, можно передать другим исполнителям на основании агентского договора. Обслуживающая компания в этом случае может выполнять организационно-управленческую функцию, что дает возможность сконцентрировать в своих руках весь контроль за процессом оказания коммунальных услуг.
Обслуживающая компания имеет право заключать агентские договоры с внесенными в них положениями, определяющими ее как комиссионера в отношении выполняемых работ и коммунальных услуг. Таким образом, такой контракт может расцениваться и как комиссионный договор. В Налоговом кодексе РФ в статье 251 (пункт 1, подпункт 9) указано, что при расчете налогов не учитываются финансовые средства, полученные по комиссионным контрактам (кроме непосредственной суммы вознаграждения по комиссии).
Таким образом, можно сказать, что привлечение сторонних исполнителей на основании агентских договоров дает возможность управляющей компании расширять свой бизнес в области коммунальных услуг, продолжая работать на упрощенной системе налогообложения под своим именем. Помимо описанных выше преимуществ такая форма ведения дел позволяет сократить расходы на брендирование и продвижение названий новых компаний. Еще одна сторона предоставления коммунальных услуг на основании агентского договора связана с возможностью более открытого ведения дел. Открытый доступ к отчетности поможет избежать необоснованных претензий и чрезмерного внимания со стороны владельцев компании. Увеличение количества предприятий, специализирующихся на предоставлении коммунальных услуг, будет способствовать расширению и совершенствованию практики ведения бизнеса по агентским договорам. Следствием таких изменений будут повышение качественного уровня услуг и снижение их себестоимости.
Пример составления Агентского договора с арендаторами в случае когда арендодатель выступает посредником, а арендатор заказчиком (коммунальные платежи).
Приводим форму агентского договора. Те положения, что вы заполняет исходя из своих условий, мы выделили.
Агентский договор № 1
на оплату коммунальных услуг
г. Москва |
15.01.2017 |
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» в лице генерального директора А.В. Львова , действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Агент», с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью «Гермес» в лице генерального директора А.С. Кондратьева , действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Принципал», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», связанные взаимными правами и обязанностями по договору аренды нежилого помещения от 15 января 2017 № 25-А , заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему договору Агент выступает посредником между Принципалом и специализированными организациями - поставщиками коммунальных услуг в офисе Принципала, арендуемом им на основании договора аренды нежилого помещения от 15 января 2017 № 25-А .
1.2. В целях исполнения настоящего договора Агент заключает договоры со специализированными организациями - поставщиками коммунальных услуг, энергосбытовыми компаниями, поставщиками услуг связи (телефония, интернет) .
1.3. Агент приобретает для Принципала услуги и ведет расчеты с организациями, их предоставляющими, а Принципал компенсирует Агенту расходы и выплачивает ему вознаграждение.
1.4. Расчеты с поставщиками услуг считаются исполненными Агентом и подлежат оплате Принципалом после представления Принципалу документов (квитанций), подтверждающих оплату коммунальных услуг за соответствующий период.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Агент обязуется:
- ежемесячно представлять Принципалу Отчеты о выполненном поручении с приложением счетов на оплату, полученных от поставщиков услуг в срок не позднее 5 числа каждого месяца
;
- представлять по требованию Принципала все необходимые документы, связанные с исполнением поручения.
2.2. Принципал обязуется:
- выдать Агенту доверенность на совершение юридически значимых действий, связанных с исполнением поручения, указанного в пункте 1.1 настоящего договора;
- принимать и проверять Отчеты Агента и письменно представлять Агенту возражения по Отчету в срок до 8 числа каждого месяца
. При отсутствии возражений от Принципала Отчет считается принятым;
- выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором;
- возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленных Принципалом.
3. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АГЕНТА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере 1500 руб .
3.2. Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производится ежемесячно не позднее 10 числа месяца .
3.3. Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. Агент несет ответственность перед Принципалом за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором.
4.2. В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту Принципал уплачивает ему неустойку в размере 0,01 процента от суммы долга за каждый день просрочки.
4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой Стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.
4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством России.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
6. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1. Настоящий договор может быть изменен или прекращен по письменному соглашению Сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, - по одному для каждой из Сторон.
7.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством России.
7.3. Неотъемлемой частью настоящего договора является форма Отчета Агента.
8. ПОДПИСИ И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Суть контрактов агентирования по коммунальным услугам состоит в заключении соглашений с населением на поставку. Агенты (управляющие компании) обязуются действовать в интересах принципала (населения) в процессе управления многоквартирными домами за определенное вознаграждение.
При заключении агентских контрактов с населением необходимо учитывать условия ст. 1005 ГК:
При аренде помещений любого назначения суть подобного соглашение – обязанность владельца здания покупать услуги для нанимателей (пункт 3 статьи 421 ГК). У подобных отношений плюсов гораздо больше, чем минусов:
Владелец здания бывает и посредником поставщиков ресурсов (параграф 6 гл. 30 ГК), поэтому перевыставляет счета от их или своего имени (ст. 1005 ГК). Создаются расходы на ресурсы, . В этой ситуации так же прибылью считается вознаграждение (п. 2 ст. 254 НК), на которое и начисляется НДС.
Существует множество видов подобных соглашений:
При этом:
При выборе первого варианта сложности создает невозможность заранее определить точные суммы. Основной недостаток второго варианта – завышение суммы, облагаемой налогом, для владельца недвижимости. Но этот минус компенсируется возможностью учесть в расходах все суммы, перечисленные поставщикам.
По закону выставлять дополнительные счета арендаторам владелец недвижимости не имеет права, если не является посредником поставщиков (ст. 545 ГК). У нанимателей редко бывает возможность заключить договора с поставщиками. Учитывая все вышеизложенное, самым выгодным вариантом считается заключение договоров агентирования между арендаторами (принципалами) и владельцем недвижимости (агентом).
При составлении любого договора агентирования необходимо учитывать требования главы 52 ГК. В зависимости от цели заключения контракта меняются 2 пункта: «Предмет» и «Обязанности агента».
Если владелец недвижимости выступает в роли агента арендаторов, нет необходимости оформлять 2 документа. Достаточно в арендное соглашение включить пункт, определяющий, что арендодатель будет действовать в интересах нанимателей (покупать коммунальные услуги). Обязательно необходимо указать размер вознаграждения за посредничество.
Если арендодатель действует от своего имени, за услуги будет выставляться отдельно от счета за аренду. Счет-фактура за коммуналку не будет учитывать в бухгалтерии (достаточно подшить его в журнал учета).
Если договоры на поставку заключены раньше, чем арендные, в последние следует включить пункты, указывающие, что арендодатель будет агентом арендаторов. Чтобы избежать неприятностей с Налоговой инспекцией, агент обязан регулярно предоставлять отчеты.
Типовой бланк АД оказания услуг по оплате счетов за электрическую и тепловую энергии можно скачать , а на осуществление Агентом сбора платежей за коммунальные услуги — .
Образец агентского договора оказания услуг по оплате счетов за электрическую и тепловую энергии
Агентский договор на осуществление Агентом сбора платежей за коммунальные услуги
Если УК работает по договору агентирования, в учете операции отражаются:
Важно также:
Арендатор суммы коммунальных платежей относит к затратам. Если есть соглашение агентирования, НДС не учитывается (при традиционном договоре аренды сумма списывается с первичных документов). Если арендодатель перевыставляет счета, арендатор может поступать по своему усмотрению. Если он решил отражать НДС, то учитывает его в Д19 и К 68.
Расходы на коммуналку можно учесть как прямые или косвенные расходы.
Арендатор расходы по коммуналке учитывает как арендные (пп.4 п.1 ст.346.16 НК) или материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК). Порядок определяется в . Расходы признаются в дату оплаты счетов.
Про услуги ЖКХ и о том, как правильно заключить договор управления, расскажет видео ниже:
Индивидуальный предприниматель (УСН с объектом налогообложения "доходы") является собственником "доходного" дома и сдаёт в аренду организации (общая система налогобложения) часть помещений для размещения магазина розничной торговли.
Между ИП и организацией заключен агентский договор (агент выступает от своего имени, но за счет принципала) по обеспечению коммунальными услугами. Агентским договором установлена сумма агентского вознаграждения.
На момент заключения договора аренды ИП имел договоры со специализированными организациями - поставщиками коммунальных услуг.
Являются ли выручкой агента и включаются ли в налоговую базу по УСН денежные средства, поступающие на счет агента и предназначенные для оплаты коммунальных услуг (возмещения)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации предпринимателю целесообразно учитывать в составе налогооблагаемых доходов суммы, полученные в счет компенсации стоимости коммунальных услуг.
Обоснование позиции:
В соответствии со ГК РФ собственник имущества несет бремя его содержания.
В случае передачи имущества в аренду поддержание его в исправном состоянии проведение текущего ремонта и осуществление соответствующих расходов на его содержание возлагаются на арендатора ( ГК РФ).
К расходам на содержание имущества относятся в том числе коммунальные платежи (за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, теплоэнергию, вывоз, утилизацию и захоронение ТБО), а также оплата других аналогичных услуг.
ГК РФ не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами. В силу принципа свободы договора ( ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:
- арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
В рассматриваемой ситуации с арендатором заключен агентский договор.
В соответствии с ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В рассматриваемой ситуации во взаимоотношениях с поставщиками коммунальных услуг агент действует от своего имени. К отношениям, вытекающим из такого договора, применяются правила ГК РФ о договоре комиссии, если эти правила не противоречат положениям ГК РФ или существу агентского договора ( ГК РФ).
В силу ГК РФ ( ГК РФ) принципал (комитент) обязан уплатить агенту (комиссионеру) вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (договоре комиссии).
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы индивидуального предпринимателя (ИП), налоговой базой признается денежное выражение доходов ИП ( НК РФ).
При формировании налоговой базы по Налогу учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном и НК РФ ( НК РФ).
В соответствии с НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном НК РФ.
При этом ИП не учитываются доходы, указанные в НК РФ, а также доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным , и НК РФ, в порядке, установленном НК РФ ( , НК РФ).
По мнению Минфина России, исходя из норм налогового законодательства, в общем случае суммы возмещения стоимости коммунальных расходов, поступающие арендодателю от арендатора, учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по Налогу (смотрите, например, Минфина России от 11.07.2016 N 03-11-06/2/40349, от 10.05.2016 N , от 12.05.2014 N , от 07.08.2013 N , от 18.07.2012 N , от 11.03.2012 N , от 24.10.2011 N , от 17.11.2008 N , от 05.09.2007 N ). Аналогичной позиции придерживаются специалисты налоговых органов ( УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 20-14/2/120232, УФНС России по Иркутской области от 31.08.2011 N ).
Мнение чиновников было поддержано в Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10, где рассматривалась ситуация, когда обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, канализацией, вывозом бытового мусора и услугами связи договором аренды была возложена на арендодателя.
Судьи указали, что денежные средства за предоставленные коммунальные услуги являются доходом арендодателя от сдачи имущества в аренду, который подлежит отражению в налоговом учете и включению в объект налогообложения. При этом, принимая решение, суд учитывал, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества в перечень доходов, исключаемых из налогообложения, не входит.
Кроме того, в Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 возмещение затрат за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение по тарифам снабжающих организаций, а также расчет за услуги по передаче электроэнергии, оказываемые арендодателем, по соответствующим тарифам были расценены как отношения, неразрывно связанные с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором и арендодателем за названные услуги - не имеющим значения.
Впоследствии выводы ВАС РФ нашли отражение в постановлениях арбитражных судов ( Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 N 06АП-162/15, ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2014 N по делу N А73-12850/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 N А78-2586/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2012 N А46-2727/2012, ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12716/12 по делу N А41-10748/2012).
В то же время на основании НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, в случае, если предпринимательская деятельность ИП, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению арендаторов помещений по закупке коммунальных услуг, то доходом ИП будет являться только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение ( Минфина России от 11.07.2016 N 03-11-06/2/40349, от 22.12.2014 N , от 03.10.2014 N , от 09.08.2013 N ).
При этом следует учитывать, что при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала. В Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85 указано, что сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
На это обстоятельство неоднократно обращали внимание специалисты финансового ведомства, разъясняя в том числе порядок налогообложения сумм, поступающих от арендаторов арендодателям за коммунальные услуги ( Минфина России от 05.12.2013 N 03-11-06/2/53145, от 21.01.2013 N , от 18.09.2012 N , от 17.09.2012 N ).
В Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 N 18АП-12429/15, исходя из совокупности обстоятельств по делу, в том числе учитывая и то, что предпринимателем - арендодателем агентские договоры с арендаторами были заключены после заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, суд признал правомерным доначисление налоговым органом Налога предпринимателю на суммы возмещенных арендаторами коммунальных платежей, а также привлечение предпринимателя к ответственности по НК РФ.
При этом суд учел также и отсутствие у сторон договоров отчетов агента ( ГК РФ), а также перечисления агентского вознаграждения предпринимателю.
В то же время, как видим, для того чтобы отношения по обеспечению коммунальными услугами между арендатором и арендодателем признавались посредническими, необходимо, чтобы сделки с ресурсоснабжающими организациями заключались агентом именно во исполнение поручения принципала, и все элементы посреднических отношений соблюдались (предоставлялись отчеты, уплачивалось агентское вознаграждение и т.д.). На это обращают внимание как налоговые органы, так и суды.
В рассматриваемой ситуации агентский договор с арендатором был заключен после заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг. Поэтому велика вероятность того, что налоговыми органами сделка по обеспечению коммунальными услугами арендатора не будет признана посреднической.
В связи с этим нельзя исключить того, что правомерность применения предпринимателем нормы НК РФ может быть поставлена под сомнение.
В такой ситуации предпринимателю необходимо принять самостоятельное решение, учитывать ли ему в составе налогооблагаемых доходов суммы, поступающие от арендатора в качестве возмещения расходов на обеспечение коммунальными услугами, или нет.
Если указанные суммы в налогооблагаемую базу не будут включаться, то важно правильно документально оформлять все взаиморасчеты с арендатором (оформлять отчеты, представлять вместе с отчетами копии документов ресурсоснабжающих организаций ( УМНС по г. Москве от 17.09.2004 N 21-09/60455), перевыставлять счета-фактуры поставщиков коммунальных услуг (письмо Минфина России 24.01.2013 N 03-11-06/2/12)).
Однако такую позицию ИП, скорее всего, придется отстаивать в суде. При этом нельзя однозначно сказать, поддержит ли суд позицию именно предпринимателя.
Если будет принято решение учитывать рассматриваемые суммы в составе налогооблагаемых доходов, то такие доходы учитываются в день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу ИП от арендатора или в день погашения задолженности (оплаты) по коммунальным платежам иным способом ( НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.